Новороссийский
Дворец, пионеров
НОВОРОССИЙСК, 2 февраля. (Спец.

корр. «Правды»). Весело, культурно про-

водят свой хосуг дети трулящихея Новорос-

сийска. Гол назад для них открыт Дворец
пионеров. Нол лвореп отведено одно из кра-
сивейших зланий в центре города. Випит`
.B HOM творческая самодеятельность. Орга-
низованы всевозможные кружки. Особенно
популярен детский военно-морской экипаж.
Ребята изучают  вололазное, подводное и
питурманское дело, суловую механику, су-
достроительетво, радиослужбу.

За последние 6 месяцев экипаж подго-
товил 400 юных моряков, более 80 знач-
кистов. Десять учалщихея старших клас-
сов стали инструкторами военно-морското
хела, 30 — легкими и 20 — тяжелыми во-
долазами. Каждый из них погружался 60-
лее пяти раз в воду.

Летом проптлого года для детского воен-
но-морекого экипажа было организовано
евыше 20 увлекательных экскурсий на па-
роходы и теплохолы порта. Проведено 10
шлюпочных походов в Анапу, Геленджик и
другие места. 235 ребят Участвовали в
этих похолах. Юные моряки самостоятель-
‘но управляли шлюпками,

Хорошо работает кружок юных эпронов-
ев. Имеетея литература по сулопол’емным
работам, построена детская  вололазная
станция, приобретены гидрокостюмы. Юные
эпроновцы булут практически изучать
технику пол’ема, судна» © морского дна.

Дворец пионеров организовал 5 военно-,
морских игр е выталкой десантов на 0е-
рег. Пионеры в этих играх проявили мно-
то находчивости и военной хитрости.

В хоровом кружке участвует 250 птколь-
ников. Вроме разучивания старых народ-
ных и современных песен; участники
кружка осваивают классическое наследство
русекой и запалносвронейской музыки. Ре-
бята организовали ряд концертов из про-
изведений выдающихся композиторов: Бет-
ховена, Чайковского, Глинки. Среди ребят
заслуженным успехом пользуются постав-
ленные кружком балет «Вот в сапогах»,
три сцены из оперы «Пиковая дама», не-
сколько сцен из оперы «Демон».

Кружок юных любителей музыки имеет
свой клуб. Злесь организуются музыхкаль-
ные викторины, ребята изучают историю
и теорию музыки. Во время зимних кани-
кул самодеятельный кружок Дворца пио-
неров дал много концертов и драматиче-
ских постановок. Е

SO

360-летие похода Ермака

ТОБОЛЬСК, 2 февраля. (Спец. корр.
«Правцы»). В текущем году исполняется
360 лет похода Ермака на Сибирь, на-
чавиетося в 1581 тоду. Близ нынешнего
Тобольска на Иртыше казацкие дружины
Ермака разбили войска татарского паря
Кучума и присоединили Сибирское царство
к России.

Тобольский государственный музей на-
Yak подготовку Е исторической дате:
реставрируются экспонаты, относящиеся
ко времени похода, заново оборудуется
отдел, посвященный  покорению Сибири
Ермаком. В музее будут выставлены реп-
родукция знаменитой картины Сурикова
«Покорение Сибири»; a также картины
других художников: «Проводы Ермака в
поход», «Сражение казачьих дружин
Ермака с татарами» и другие. Будет экс-
понироваться также уникальная летопись
о Сибири, нанисанная в начале -ХУШ
века тобольским ямщиком Иваном Чере-

пановым.
<

НОВЫЕ ФАБРИКИ

ЧЕРНОВИПЫ, 2 февраля. (По телефо-
ну). На Буковине создано несколько но-
вых цехов и небольших фабрик, произ-
волящих излелия широкого потребления. В
районном центре Валковцы открыта ме-
бельная мастерская, уже выпуетившая не-
сколько столов, гардеробов, стульев.

Организованы новые промысловые ap-
тели в г. Сторожинце. Они делают Kpe-
стьянские ходы, хомуты, чайники, ведра
и другие предметы ширпотреба главным
образом для крестьян. («Радянська Буко-
вина»).

«Помните, что наука требует от чело-
века всей его жизни. И если у вас было бы
две жизни, 10 и их бы нехватило вам.
Большого напряжения и великой страсти
требует наука от человека». Эти прекрас-
ные слова приналлежат тениальному руе-
скому физиологу Ивану Павлову, эти слова
можно е полным основанием применить в
жизни и деятельности Сертея Алексеевича
Чаплыгина. Из семидесяти лет своей жизни
Чаплыгин пятьдесят лет отдал науке, твор-
ческим исканиям, пытливому проникнове-
нию в тайны природы. Полвека Чаплыгин
отдал служению величественному лелу —
покорению человеком природы.

Чаплыгин принадлежит к числу тех рус-
ских ученых, которые не только дви-
тают вперед научную MBICIb, HO 4H
всепитывают новые поколения своих по-
следователей. Н. Е, Жуковекий, которого
наш нарол прозвал «дедушкой  русекой
авиации» еще в конце XIX века обра-
тил внимание на мололого Серея Ча-
плыгина, который только что окончил Мо-
ековский университет. Жуковский предло-
жил  Чаплыгину готовиться к о профес-
сорскому званию, и уже спустя три гола
Чаплыгин вылержал магистерский экзамел,
а еще через год получил звание приват-
доцента университета. После почти десяти-
летнего труда молодой приват-доцент прел-
ставил лиссертацию пол заглавием «0 газо-
вых струях. Уже в этой  дисеер-
тации проявилась выдающаяся научная
смелость, обпаружилея дар предвидения,
который отличает  болыпого ученого.
Чаплыгин почти на десятки лет загля-
нул вперед. Диссертация «0 газовых
струях» — это по существу первый глубо-
кий трактат по газовой динамике. Тогда, в
начале ХХ века, этот трактат не был в до-
сталочной степени оценен. Но вот авиация
начинает развиваться co сказочной бы-
стримй. Увеличивается потолок самолета,
‚растет скорость, грузопод’емность, даль-
ность. В особенности люди много трудятся
над увеличением скорости.

боту над большой скульштурной

тр

КРИТИКА М БИБЛИОГРАФИЯ

ПОЭЗИЯ ПРАВДЫ И СТРАСТИ.

.‚.Велокурый хлопчик в пестрядинной
рубахе брел за стадом. В вечернем небе
кружила какая-то птица. Дул ветер. С
озера Нарочь доносилась заунывная песня
рыбаков. Й в груди у мальчика поднима-
лось и росло что-то большое, тревожное. Он
посмотрел на верхушки зеленеющих берез,
на незнакомую птицу, которая все еще
кружила в воздухе, и понял: в сердце
рождается песня...

И мальчик отхался ей. Он пел на род-
ном, певучем языке о белоснежной бере-
зе, о деревне, о близких и понятных лю-
дях. Грустной мелодии песни внимали
только покрытые росою травы, кудрявый
низкорослый кустарник, далекие родные
небеса. Выло это не так давно: лет 15 на-
зал. С тех пор многое изменилось и в
судьбе мальчика, и в Судьбе народа, Ha
языке которого он пел. Это было ert,
когда народ Западной Белоруссии, Ha-
сильственно оттортнутый от своей матери-
родины, стонал под пятой польских окку-
пантов. ;

Боль и горечь угнетенного люда Havin
свой отзвук в чуткой душе ‘’Евтения
Скурко — нынешнего Мажеима Танка,
талантливого певца белорусского нарола.
Максим Танк училея в начальной школе,
тде детям неустанно твердили, что они—
«маленькие поляки», что язык, на кото-
ром говорят их отцы и деды, — «мужич-
кий язык». Но сквозь все преграды живое
слово белорусской поэзии проникало В
сердна детей. Ночью в потемневшей от
копоти лучины хате читал Максим тво-
рения Янки Купалы. Скорбные и певучие
строки поэта глубоко волновали мальчика:

Кабаки, остроги,
Крестики, березки —
Это напта, доля,
Доля налцей вбеки.

«Это стихотворение, — читаем мы в авто-
биографии М. Танка — мне понравилось
больше других. Может быть, потому, что

‚из налией деревни дороги ках раз шли

мимо корчны и мимо острога, мимо берез
и крестов на старюм кладбище. А что ка-
сается налней доли, так я слышал, что
из окрестных деревень забрали  хлопцев
в острог».

Korma Максим Танк окончил начальную
школу, он уехал ‘в город, познакомился
там с комеомольцами, которые работали в
условиях подполья, и в 1928 голу’ вету-
пил в ряды комсомола Западной Белорус-
спи. Он пишет стихи, в которых звучат
страстная любовь к белорусской земле,
порутанной польскими легионерами, и He-
нависть утнетенного народа к поработи-
телям. Стихи эти печатаются в нелегаль-
ной прессе, они’ расходятся среди  моло-
дежи, вселяя в умы и сердца волю в
борьбе, пламенную веру в грядущее.

Максим Танк дважды подвергался. аре-
CTY, но е молодым комобмольским залором
продолжал свою трудную и рискованную
работу революционного поэта и атитатора.

Гослитиздат выпустил недавно в свет
сборник избранных стихотворений Макси-
мм Танка. Большинство произведений, по-
метенных в сборнике, написано поэтом
ло памятной латы 17 сентября 1939 года.
Стихи его волнуют читателя неподдель-
ной простотой и искренностью поэтической
речи, естественностью и глубиной выра-
жения человеческого чувства.

В каждом стихотворении М. Танка яв-
ственно ощутима личность поэта — ADp-
кая и своеобразная. Стремление быть са-
мим с0бой, настойчивые поиски собетвен-
ной интонации, наличие своего лириче-
ского героя — вое это лает право ду-
мать, что в лише М. Танка, недавно
приобщившегося к советской литературе,
мы имеем оригинальную и растущую 1поэ-
тическую индивидуальность. В стихах его
первой книги — «На этапах» (1936 т.)
встает перед нами волнующий образ м0-
лодого ревелюционера, томящегося в тюрь-
ме. Мятежный и волевой, он живет
неугасимой верой в осуществление своей
мечть, Трудно бывает порой узнику: его
мозг и\серлце давит каменный сумрак
острога, видения холодных и тесных хат
вызывают острую, ноющую боль. Torza

‚лось мужество, без которого немыелимы

`ЗВапахами земли, леревни, соснового боры

слово почали и сомнений он обращает в
родному краю: :
Не придется увидеть, быть может,

Твою ралость, зарю поутру, —

` Среди выбитых‘ стежек-лорожек

Под конвоем в цепях я умру.

Й в тяжелые эти минуты борьбы с еа-
мим собой ему служит моральной  под-
держкой светлый пример TeX,- RTO смело,
без страха шел_в бой за счастье народа:

Не кукуй, кукушка, хоть на сердце

темень,
По лесу тустому перьев не теряй.
Кто погиб за волю, — в думах вечно
с теми,
В песнях звонких будет весь родимый
край.

Чутьё поэта п революционера не обма-
нуло Максима Танка. В осеннем ` золотом
цветенье пришел сентябрьский дёнь 1939
года, и звонкие песни радости наполнили
воздух освобожденной запално-белорусской
земли.

Творчество М. Танка оптимистично по
своему звучанию, по своему духу. Ho
его оптимизм -— 060б0го рода. Это опти-
мизм бойца, хобывающего право на ра-
дость в битвах, в испытаниях.

Когла «белой зарей расцветали сады»,
поэт сидел за решеткой... И тогда рожла-

ни жизнь, ни поэзия. И тогда рождалась
вера, глубокая, всетюглощающая:

Нам етрах в борьбе неведом —

В поход, в поход рядами!

Пойми -—— теперь победа

Уже не за, горами.

Стихи М. Танка покоряют ясным omy-

щением простора, дыханием и трепетом
не вымышленной, & дополлинной жизни.

веет от них. Напевноеть и  песенность,
свойственная им, роднит их © фолькло-
ром. В поэзии М. Танка мы чувствуем
аромат чудесных белорусских сказок, пе-
сен и легенд, налоенных свежестью  лес-
ного майского утра и мудростью породив-
его их народа.

Поэт любит показывать свой родной
край в буйном цветении весенних садов,
в мятежной, бунтующей силе. Взволнован-
но и сильно повествует он о восстании
земляков своих — рыбаков © озера На-
рочь — против белопольеких утнетателей.
Высоким гражданским пафосом, сочетаю-
имея с залушевным лиризмом, пронизана
эта поэма. _

М. Танк в убелительных художествен-
ных образах показал назревание револю-
ционното протеста в Умах порабощенного
запално-белоруеского крестьянства. В не-
которых стихах поэт обнаруживает дар
талантливого сатирика. Превосхолным В
этом смысле является стихотворение «Ро-
Mane»,  обрашенное к господствующим
классам бывшей панской Польши:

Мы любим вас; полна
Душа одной любовью,
Хоть в шрамах вся спина,
Залиты плечи кровью.

..Важней вы всех IIA Hac,

Мы за святых вас примем
Й выше, в добрый час,
Вогда-нибуль полымем!

Это писал поэт в 1937 году.

Прошло еще два года. Героическая

‘Красная Армия в великом освободительном

похоле превратила заветную мечту народа
Западной Белоруссии в лействительность.
И Максим Танк, который страстно звал
«весну белоснежную» и боролся 3a ee
приход, воспел на звонких цимбалах своей
поэзии счастье возрожденного народа, во-
шелшет в бралекую семью народов
CLEP:

Цимбалам теперь не до слезного вехлипа;

Весна за столом затостилась у нас.

И шлем мы от сердца большое спасибо,

Товарищи, вам и пославшему вас!

Много хороших стяхотворений налисал
Макеим Танк на протяжении 1940 года.
Он славит в них нашу могучую родину,
великую партию большевиков, лучшего
друга белорусского народа —- товарища
Сталина.

M, SEPHOB.

. ФАРФОРОВАЯ СКУЛЬПТУРА «ВОРОШИЛОВСНИЕ ЗНАЧКИСТЫ»

ЛЕНИНГРАД, 2 февраля. (Норр. «Прав-
ды»). Скульшюр фарфорового завода имени
М. В. Ломоносова Н. Данько закончила ра-

группой

И вот в борьбе за скорость ученые и
конструкторы мира начинают больше обра-
щать внимания на так называемые про-
блемы газовой динамики. В мировой авиа-
ционной науке не было еще исчерныватю-
щего и компетентного исследования этих

проблем. И тогда — это. было ПЯТЬ
лет назад — на международной  кон-
ференции в Риме, конференции, которая

была специально посвящена проблемам га-
зовой динамики. были оглашены илеи за-
мечательного иселеловатия С. А. Чаплы-
гина. Эти идеи были полхвачены авиа-.
пионной наукой, они стали базой, основой,
фунтаментом для дальнейшей разработки
проблем скоростного полета.

«Научный трул—это не мертвая схема,
а луч света для практиков», — говорит те-
перь Чаплыгин. Очевидно, глубокое убеж-
ление в таком соотношении, в такой взаи-
мосвязи между наукой и практикой не по-
килало выдающегося русского ученого ни на,
миг. Луч света для практики! Он освещает
новые горизонты, прорезает, как острым
мечом, нейизученные, неясные, скрытые во
мгле тайны природы. Чаплыгин выступил,
например, в 1922 году с интересной рабо-
той, связанной с теорией крыла монопла-
на, & еще голом раныше выступил со
«Схематической теорией разрезного крыла».
Этим трулом Чаплытин положил начало
исследований по действию так называемых
предкрылков, закрылков, щитков. Нало
об’яснить, какое большое значение для со-
временной авиации имеют эти научные
труды. Вея история мировой авиации пол-
Ha тысячами попыток снизить посадоч-
ную скорость самолета. Дело в том, что,
увеличивая скорость машины в полете,
конструктор должен неминуемо увеличить
скорость машины, идущей на посадку.
Возникает необходимость — создать еще
большие аэродромы, потому что самолеты
е большой посадочной скоростью нужда-
ютея в обширных пространетвах для при-
земления, в больших посалочных площад-
ках. Так возникла идея закрылков и щит-

ных заводом. Группа состоит из 13 фигур.

полувековой научной
  может гордиться ученый!

«Ворошиловекие значкисты». Это — одно
из самых сложных по композиции художе-
ственных изделий. из фарфора, выпущен-

ков, которые убираются в воздухе, но
играют крупную роль во время побалки
самолета, потому что спижают ето. поса-
дочную скорость. Вот какое практическое
значение имеет чаплыгинская теория раз-

резного крыла. А ведь теория-то эта изу-

чена и разработан» почти двалпать лет
назал, когла скоростные бомбардировщики
и истребители были далеко He совершен-
ными, да и само понятие скорость еще

Бе имело такого ‘практического значения:

UM занималиеь спортемены-авиаторы и в
меньшей мере— научные институты и шта-
бы BOSIYMHBIX CHI.

За последние готы С. А. Чаплыгин вы-
ступил © новыми исследованиями в обла-
сти аэродинамики, в сущности он стал
не только одним из основоположников, но
и лидером советской школы теоретической
аэролинамики. Новые исследования откры-
ли широкие возможности для повышения
скоростей боевых самолетов. Имя этого вы-
даютщетося ученого связано co Beet исто-
рией такого крупнейшею в мире пауч-
ного учреждения, как Центральный аэро-
гилролинамический инетитут, Здесь были
созданы не только теоретические иселело-
вания; но и новыю самолеты, принесттие
славу нашей родине. На этих самолетах
Герои Советского Союза совершали беспо-
салочные рейсы из Москвы в Северную
Америку через Северный полюс, на этих
самолетах завоевывалась Арктика. Чаплы-
тин воспитал мололое советекое поколение
ученых. Их исследования  оплолотворили
творческую мыель конструкторов. Влиная
нить евязывала акалемика Чаплыгина,
его Учеников, последователей и конструк-
торов. Акалемик смотрел вперед, он ви-
ел булущее авиации, ее значение для
обороны. Скорость дает превосходство в
воздухе. Может быть, наши доблестные лет-
чики не раз поминали добрым словом ака-
демика, Чаплыгина, чей труд и непрестан-
ные научные исследования оказали такое
большое влияние на увеличение скоростей
самолетов. В каждом воздушном корабле
есть частица чаплытинского труда, плод его
деятельноети. Этим

ABBA

Se ee ee ee ee

Стахановцы артели «Экспортнабивткань»
(Мытищинский район, Московской об-
ласти) Д. В. Смирнова и Н. С. Борисов
за разрисовкой шелковых косынок.
Фото Н. Кулешова.

+

РОСТ КРУЖКОВ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ

САМОДЕЯТЕЛЬНОСТИ

АРХАНГЕЛЬСК, 2, февраля. (Корр. «Прав-
ды»). Клубы, районные дома культуры и
избы-читальни области насчитывают 784
драматических кружка — в два раза боль-
ше, чем в 1938 голу. В них участвует
свыше 5 тысяч рабочих, колхозников и
служащих. Драматический кружок Плесеп-
кого районного дома культуры существует
15 лет. В последнее время он поставил
пьесы «Васса Железнова», «Плалон Rpe-
чет». ;

Большим успехом пользуются постанов-
ки драматическою кружка Няндомского
железнодорожного клуба и Шенкурского
лома КУЛЬТУРЫ.

`В колхозе «Отроитель», Картопольского

района, несколько лет существует хоровой
кружок. Руководят им кояяозницы Ажгиб-
кова и Карзина. Своими выступлениями
кружок приобрел широкую известность
среди колхозников. В сельскохозяйетвенной
артели «Шо пути Ильича», Черевковекого
района, организован хор стариков, ¢ боль-
шим уснехом выступающий на сценах кол-
хозных клубов. Сейчае в области свыше
200 хоровых и десятки музыкальных
кружков.

В Коношеком районе большой популяр-
ностью пользуется у лесорубов ансамбль
песни и пляски. В нем участвуют 95 рабо-
чих лесозаготовительной промышленности.

—о—

` ЦЕННАЯ ИНИЦИАТИВА ПЕДАГОГОВ .
СЕЛЬСКИХ ШКОЛ

КИЕВ, 2 февраля. (Корр. «Правды»).
В начале нынешнего гола учителя Лесъ-
ковской средней школы, Черкасского рай-
она, Киевской области, на собрании po-
лительского комитета предложили органи-
зовать в школе кружки, в которых уче-
вики старших классов приобретали бы
практические знания. Родители учеников
пофер Семиз, трактористы Цымбал и Во-
лощенко, счетовод Сикулёр горячо от-
кликнулись на призыв учителей. И в
скором времени почти все ученики стар-
ших классов в свободное от занятий
время начали изучать в кружках авто-
мобиль, трактор. Девушви учатся вройке
и шитью, получают элементарные зна-
ния по учету и счетоводетву.

Инициативу леськовеких педагогов под-
держали райком партии и районный отдел
народного образования, & затем и педаго-
ги других школ района. Нод руководством
атротехника тов. Ханлуся и садовода
тов. Меган в Степанковекой школе рабо-
тают сельскохозяйственный и садоводче-
ский кружки. В селе Софиевке открыт
кружок шоферов, которым руководит тов.
Залоя. Тов. Недилея в селе Белозерье
оргализовал кружок трактеристов.

у

Hama страна, столь чуткая ко
творческим устремлениям советских людей,

всем

высоко оценила труд С. А. Чаплыгина.
Его избрали академиком, окружили внима-
нием, заботой, любовью. Лаже предложили
ему отлых, назначив персональную пен-
сию. Но ученый не хотел отдыхать, в тру-
де он себя чувствовал лучше, чем в отды-
хе. В дни боев с белофиннами, когда совет-
ская авиация громила врагов, академик
(Сергей Алексеевич Чаплыгин ежедневно
до глубокой ночи продолжал трудиться над
карлинальными проблемами скоростной
авиапии..

Передовой общественный деятель, Сергей
Алексеевич Чаплыгин является инициато-
рои и тодопачальником женского обра-
зования в России. Он создал Москов-
ские высшие женекие курсы, был дол-
Too время их директором. Это поставило
Чаплытина еще в дореволюционное время
в рял вылающихея общественных деятелей
России. Таким же активным, не знающим
усталости общественным деятелем он яв-
ляется и сейчас. Тем большей любовью
окружен академик. Это особенно прояви-
лось на вечере, который был устроен в
связи с пятидесятилетием научной и обще-
ственной деятельности С. А. Чаплыгина.
На этом вечере народный комиссар авиа-
пионной промышленности СССР А. Шаху-
рин огласил Указ о присвоении академику
С. А. Чаплытину звания Героя Социали-
стического Труда. Такая высокая оценка
взволновала всех; беззаветный и самоот-
верженный научный труд С. А. Чаплытина
народ приравнивает к подвигу. Авиа-
торы, конструкторы, ученые, присутство-
вавшие на ‘вечере, как бы подтверждали,
что вся жизнь академика, весь его науч-
ный путь. напоминает подвиг. И если бы у
академика и Героя было две жизни, то и
их бы он отдал науке, советекой науке,
которая несет прогресс человечеству. И в
этом — духовная сила первою ажалеми-
ка — Героя Социалистичевкого Труда, че-
ловека, проелавившего советскую авиаци-
опную нзуку.

О. КУРГАНОВ.

Вечером в одном из хлебно-бакалейных
иатазинов на пентральной улипе Пензы
вспыхнул пожар. Помещение матазина ОЫ-
стро наполнилось дымом. Испуганные про-
давцы подняли тревогу, и через несколько
минут к матазину примчались три пожаф-
ных автомашины.

— Дать воду! — скомандовал бранхмей-

— браво пювторили

стер.

— Есть дать воду!
пожарные и приступили к делу. Однако
дать волу они не могли... Пожарный кран
был покрыт толотым слоем снега и льда.
Не менее четверти часа понадобилось, YT-
бы, работая лопатами м ломами, открыть
крышку. Котда же доступ к водопроводной
матистрати был, нажонеп, свободен, выяс-
нилось, что неисправен кран.

Хорошо, что работникам магазина кое-
как самим улалось справиться с огнем. Не
то магазин сгорел бы лотла.

Описанный случай — далеко не единич-
ный пример беспечности работников горео-
вета; и невнимания их в нуждам города.

Идешь по улицам Пензы, заходишь в
общественные учреждения и недоумева-
ешь: полно, ла неужели ты находишься
в областном центре?

Особенно неприветливо Пенза встречают
приезжих людей. Они начинают испыты-
заль неухобетва с той минуты, как поки-
дают вагон поезда, ,

Существует весьма странное правило о
том, что нетранзитные пассажиры могут
оставаться в здании вокзала только в те-
чение часа после прихода поезда. В Пензе
вас < настойчивостью, достойной лучшего
применения, выпроваживалот на улицу дз-
же «досрочно». :

Й вот приезжий человек оказывается 3a
пределами «полосы отчуждения». Куда
пойти? Разумеется, в гостиницу. Но где
она? Пензенские извозчики (автобусь: здесь
преимущественно ремонтируются, & не хо-
лят) отвечают на этот вопрое коротко:

— До «Гранд-отеля» пятнадцать рублей.

Через несколько минут убеждаетесь, что
обмануты самым беззастенчивым 0бразом.
Во-первых, пятнадцать Тфублей уплачены
‘за проезд очень короткого расстояния. Во-
вторых, дом © громким названием «Гранл-
отель» — вовсе не гостиница. Гостиницы
в городе нет. Она превращена в постоянное
местожительство сотрудников областных
учреждений.

Отчаявитись получить пристанище для
ночлега, вы пытаетесь узнать у скучаю-
Mero -0T безделья портье: где можно по-
близости перекусить? Оказываетея, тут же,
в «Гранд-отеле», который не гранд и не
отель, пометается ресторан. Войдя в зал
ресторана, после продолжительного стояния
з очереди у вешалки, первые несколько.

SFE TEI ЗАЗ АЕ И ЗАЛЕ

БЕСНЕЧНЫЕ «ХОЗЯЕВА» ГОРОДА

{От специального корреспондента _«Правды»)

> 3 ФЕВРАЛЯ 1941 г. №33 (8441

ВИ ee ce ee

ai

ыы LED

минут бродишь ощулью. Из-за клубов т.
ра и табачного дыма ничего нельзя ри.
глядеть. Освоившись © обстановкой, ¢ rpy.
стью устанавливаешь, YO в pecropay
грязно, скатерти в пятнах, пел заплева
и густо усеян окурками,

Нет, для приезжих Пенза приспособлен
мало. А как себя чувствуют здесь постоян.
ные жители Пензы? В сожалению, и корон.
ное население тоже не может TNoxwacrar,
заботой торсовета.

Начать © того, что в минувшем му
были провалены не только заготовки оз.
щей, но и топлива, хотя Пензенская 9.
ласть богата лесами. Сейчас температух,
во многих учреждениях, больницах, ши
тах зависит главным образом от темпе.
туры наружного воздуха. Пензенский ди.
матический театр (кстати говоря, им
щий весьма неплохую труппу) легко м
жет конкурировать © настоящим холод.
ником. «Иля навстречу зрителям», ann.
пистрамия театра разрептает сидеть в за
в верхней одежде. Но и в шубе, и в вала.
ках пробирает дрожь.

Не беремся судить, легко или Tym %
передвигаться в Пензе осенью и вин, ]
Зимой же сообщение по тороду не толь
затруднительно, но и опасно. Если тротузы
центральной улицы в какой-то мере оп.
щаютбя от. снега, то пюсыпаль их песку
в Пензе считают излипеней роскошью:

Очистка окраинных улиц от снега и. ^
низована примерно так me, kak UW owen
местного и единственного в центре гори В
катка «Динамо». Распродав в начале Зин
населению абонементы, ° администращи
катка пришла к выводу, что церемонитьх th
с конькобежцами ‘незачем. После maneim.
To снегопада вывешиваетея  об’явлени
«Каток закрыт».

Как и все города нашей страны, Пех
растет довольно быстро. Горед уже широм
известен своими металлообрабатывающиен
прелприятиями, оборудованным по после.
нему слову техники часовым заводом, п. Ё
рокой сетью учебных заведений. Завохди ° 1
район Нензы — типичный район крупу, 1
промышленного центра. Перспективы м №
развития огромны.   i

Ho леятельность Пензенекого торсови 1
никак не согласована © темпами развит
торода. Строительство канализации и №
плоэлектроцентрали в Пензе затянулоь о
Лолжного контроля за жилищным стр.)
тельством горсовет не осуществляет. Упи-
вление Пензенской железной дороги у:
трилось построить 12-квартирный лох @ Ш
yOopunrx, без кладовых и без водоотвоа, Ш

Поразичельно, как терпят все это рум. 1
волители пензенских партийных и сот. И
ских организажий? #0

И. ПАВЛОВСКИЙ, (a

у

М, турнир ииииунмиотинивейни
аи в

>

SS SS

cH

th
}

Как в Александрове подечитали свои богатства

На путях и перепутьях напего обитир-
ного государства разбросано немало селе-
ний и городов, издавна известных своями
местными промыелами. Гончары, мебель-
шики, ложкари, кружевницы,  екорняки,
бондари и. еше многие других дел мастера
и мастерицы, унаследовавитие ремесла от
отцов и дедов, а то и праделов, добротны-
ми изделиями стяжали себе прочную  сла-
ву. Взгляните на карту Ивановской обла-
ети, например. Как много знакомых наз-
ваний! Вепоминаются пгуйские овчины,
метерские вышивки, киржачекое шелко-
ткачество,  кольчутинокая  мельхиоровая
посуда... В этих местностях еще исстари
берегли честь своей марки.

C тем же Коаьчугином по соседству
раскинулея Александровский район. Дол-
гое время здесь были искренне убеждены,
что сии пространства «рукомеслом да про-
мыелом никогда не отличались и не отли-
чатютея». i

Руководящие работники говорили:

—- Такая уж у нас местноть—мы
только потребляем...— И составляли длин-
ные планы завоза товаров повседневного
обихода. :

В витринах магазинов появлялись уны-!
лые и безналежные трафаретки:  «Лопат
нет», «Кувшинов не имеется», «Примуе-
ных иголок нет»,.. Домохозяйки города
Александрова вынуждены были снаряжать
кого-нибудь в Москву за этими самыми
примуесными иголками. Представители го-
родекой и колхозной молодежи рыскали по
соседним горолам в поисках лыж. Колхоз-
ники отправлялись в Иваново, Юрьев-Поль-
ский, Кольчугино за дугами, опарницами,
кринками...

Когла в Александров пришли газеты
< постановлением Совнаркома CCCP и
Ik BRII(6) © ширпотребе из местного
сырья, покупатели, находившиеся в TOT
час в магазинах, стали обсужлать его вме-
сте с продавцами. Это были импровизиро-
ванные, своеобразные собрания. Говорили
96 ассортименте, е возможностях аллелей и
мастерских.

— На полках стоит уйма плохих пе-
пельниц и статуэток, а приличного горшка,
или миски не найти...

‚ —У нас нехватает валенок. В матази-
нах их не бывает. Здесь нет сырья? Че-
пуха,

Покупатели рассказали
Кинешмы и Кимр именно в этот район
приезжали мастера и катали валенки.
Сейчае нашлись мастера и в самом Але-
ксанлрове, например, коммуниет Горбунов.

— Наш район окружен лесом. Дуб, сос-
на, береза, вяз, осина... Только бы руки
приложить!

0 TOM, Kak из

— А между тем лопату, дуту, табу-
ретку, кадку завозят сюда издалека...

Колхозы района развивают животновод-
ство. Фермы требуют ведер, ушатов и лру-
гой хозяйственный инвентарь. Артели и
мастерские его не делают. Николаевский и
Ивано-Соболевский колхозы предложили:

— Нехватает жести? Мастерите дере-
вянные! Есть прекрасные боплари. Они
хорошо слелалот. ?

Покупатели, пролавцы, мастеровые, ру-,
ководящие работники—все пришли В дви-
жение. Постановление партии и правитель-
ства указало самый короткий путь полно-
го уховлотворения населения предметами
первой необходимости, У людей появились
новые замыслы, планы, перспективья. Про-
стейшие расчеты показывают, что уже
в скором времени появятся—и в большом
количестве — свои, местные ухваты, Kepo-
синовые лампы, железные грабли, примус-
ные иголки и др.

В столярной мастерской промкомбината,
учли источники сырья, подумали над
произвохственными возможностями и ре-
шили расптирить ассортимент изделий и

рованный чайник, котелок. В городе, гб»
рат, имеется три тысячи велосинедов, в
многие из них стоят сломанные, ибо ди
самой маленькой починки надо их веи
в Москву или в Иваново. Промкомбиви
палнел. хороших специалистов пе ремот

тм

Г №

увеличить программу выпуска продукции,
Промкомбинат создает  сапоговаляль _..
пройзводство, красильню, увеличивает 0
30-колесный, гончарно-керамический, м с.
сарный пехи, открывает никелировочну“ м
мастерскую. Ее FI

Удивительное дело, в Алекеандрове 1
тде ремонтировать примус, самовар, эмаль

ws

sey ey es.

pts

№

и организует мастерекие.

Швейная мастерская выпустила в пре
лом году белья и дамеких пальто на пу
миллиона рублей. План этого года равнях
ся почти миллиону рублей. Заведующи
мастерской Татьяна Николаевна Мурана
внесла дополнительное предложение:

— Давайте выпускать еще и фуражи,
кепи. Смотрите, сколько ценных отхо
остается у нае!..

Возможности лесопильного и кирпичи
цехов тоже оказались значительно Gon
широкими, чем это считалось до сих 1).

В городе полтора десятка артелей, вт
торых работают искуеные мастера. (и
могут удовлетворить спрос на самые раз
образные товары. р

Артель инвалидов «Пролетарский my! 4
развертывает шесть производств: сапе! “
ное, швейное, ткацкое, игрушечное, зуб
щеток и фруктовых вод. ar

Ткачи собираются поставить 46%
станков, которые будут работать ma ont)
дах текстильных фабрик. Председатель :
тели Иван Дмитриевич Пахомов обми :
окрестные селения и купил у Korot
ков Ненужные им станки. —

— Наше полотно будет первосорти
Вот увидите! — убежден Пахомов.

Проявляют инициативу и сборщики у)
ля, Они хотят из тряпок попробовать 1”
изводить дермантин лля чемоданов, 81
старых шерстяных вещей вязать джем».
носки, рукавицы. Из утиля они обети
делать хорошие гамаки, волейблый
сетки, рыболовные сети, сумки, веревки, й

— Ну и спрос!

Это восклицание вырвалось у испо  1
щего обязанности председателя истоки
тородского совета Владимира Сергее
Андреева, когда он ознакомился с тре 1
ниями населения. Спрос населения на   4
меты бытового обихода действительно и  ’ 1
лик. Но велики и возможности мести
нромышленности и промкооперации. Anus
ев это хорошо знает.

Стояли же люди в очередях за зе
ми. Местная промышленность стала вые,
кать зеркала, и теперь спрос на них 1
ностью удовлетворен: в магазинах
покупателей трюмо, настольные п се .
зеркала. Не чувствуется уже и нех!
кроватей, ливанов — столярная масти
выпускает их в достаточном количесте

Продавец Александр Михайлович 2
ков ходит сейчас в артели, мастером”
строго предупреждает:

— Теперь я буду брать только 1
шкафы, которые не опозорят марки и
магазина. Сейчас мне нужен только 19”
классный товар!

По-повому говорит сегедня продазе. ‚

Прошло только три нее ® Г
опубликования постановления, & 3 ©
pore Александрове обнаружилиюь №
ства, © которых доселе H HO оу,
вали. И как знать, может быть, pes
алексанхровских мастерах замо.
таким же почтением, как о метерскит 1
PUSS APROIBE, Rompuyrancnnx wocysis
шуйски

уйских шубниках... Я. ЦВЕТОВ

(Спец. корр. «Правды.
г Александров, Ивановской облас

и

р

a

y

me