4 EDP ARS
a ae

att

Е LN ee eee ee Te I

_Ж сессия Верховного Совета СССР 1-го со

зыва.

На совместном заседании Совета Союза и Совета Национальностей

Ree

Dotson ene Е See Rares ooo a a oe nee ae

Прения по докладу тов. В. М. МОЛОТОВА о преобразовании Народного Комиссариата

Обороны и Наркоминдела из общесоюзных в. союзно-республиканские Наркоматы ee

Речь депутата М. Д. Беирова (Азербайджанская ССР)

Товарищи депутаты! Мы заслушали за-
мечательный доклад тов. Молотова о преоб-
пазовании Народного Комиссариата 050ро-
‚ны и Народного Комиссариата Иностранных
„Дел из общесоюзных в союзно-республикан-
-екне Народные Комиссарнаты.

Внесение этих вопросов Совнаркомом (0-

за Ha обсуждение и утверждение Х сессия
`Верховного Совета имеет особо важное исто-
`рическое значение.
. Постановка этих вопросов именно теперь,
в решающие дни небывалых в истории че-
‘‹ловечества битв советских народов с Фа-
„ннистекой. Германией, говорит о том, что
‘Советский Союз за время войны ещё более
‚окрен, что советские народы еще теснее
сплотнлись -вокруг Советского Правитель-
`ства, вокруг’ нашего вождя и учителя
товарища Сталина. (Аплодисменты).

Это говорит в том, Что союзные респуб-

лики, входящие в состав Советского Союза,
выросшие и окрепиие за время советской
власти, слились в единую могучую ленин-
-ско-сталинскую семью.
‚Еще в первые месяцы войны, когда Крас-
ная Армия’ имела временные неудачи,
‘товарищ Сталин в своем докладе на торже-
‘ственном. заседании Московского Совета
6 ноября 1941 г. говорил:
„2 «Неудачи Красной Армии не только He
‘ослабили, а наоборот, еще больше укрени-
ли как союз рабочих ‘и крестьян, таки
дружбу народов. СССР. Более того, — они
превратили семью народов СССР в единый,
нерушихый хагерь, самоотверженно под-
держивающий свою Красную Армию, свой
Красный Флот. Никогда еще советский тыл
не был так прочен, как тенерьх.

_Эта оценка товарища Сталина подтвер-
хдается ежедневными делами, подвигами
всех советских народов как на фронтах Ore-
чественной войны, так и в тылу.

`Именно прочность советского строя,
мудрая миролюбивая внешняя политика на-
шего госухарства, могучая сила Красной
Армин, под водительством великого Сталина
ваносящей все новые и новые сокрушитель-
«ные удары немецко-фанистеким войскам,
развеяли в прах бредовые расчеты Гитлера
ва быстрый разгром вооруженных сил на-
ней страны и опрокинули ставку герман-
ских нипериалистов на создание всеобщей
коалиции против СССР.
. Коалиция, действительно, создалась, но
«только не против СССР, а вместе с СССР
против гитлеровской Германии.

В ходе мировой войны, снровоцированной

фашистекими заправилами, порабощенные
Германией народы Евроны и свобололюбивые
‘народы всего мира - об’единились вокруг
СССР и великих демократических. держав—
Англии и Соединенных Штатов Америки.
_ Таким образом, за время войны не толь-
Бо как никогла укрепилось внутреннее по-
«Яожение нашей страны, но еще более рас-
ширились международные евязи Советского
государства, еще более поднялся авторитет
Страны Советов на международной арене.
Увеличились ряды хрузей Советекого Cow-
за, с уверенной надеждой и чувством бла-
‘толарности относящихся к нам. Трулящиеся
мира и все прогрессивное человечество пре-
красно понимают, что священная Отечест-
венная война Советского Союза против
тлавных сил империалистической Германии
является в то же время освободительной
войной за избавление человечества от угро-
зы реакции и мракобесия — коричневой
фашистской чумы.

Товарищи депутаты! Одновременно ¢ po-
с10м и укреплением Союза Советских Co-
циалистических Республик выросли и окреп-
ли политически, экономически и культурно
также все наши союзные республики, вхо-
дашие в состав СССР.

Чтобы яснее представить степень роста
союзных республик за время существования
СССР, чтобы лучше понять значение совет-
ского. строя, как замечательной формы ор-
ганизании содружества народов и правиль-
ного разрешения национального вопрова в
многонациональном государстве, достаточно
вспомнить положение наших республик в
первые дни их возникновения.

Многие союзные республики, бывшие ко-
тха-то при паризме колониальными окраи-

Речь

_ Товарищи депутаты! На рассмотрение
Х сесени Верховного Совета СССР внесены
лва закона огромной исторической важно-
‘CTH — закон о войсковых формированиях
союзных республик и о преобразовании в
связи ‘с этим Народного Комиссариата 000-
роны из общесоюзного в союзно-республи-
канский Народный Комиссариат и закон о
предоставлении союзным республикам пол-
номочий в области внешних сношений и о
преобразовании в связи с этим Народного
Комиссариата ‘Иностранных Дел из обще-
союзного в союзно-республиканский На-
ролный Комиссариат.

Тов. Молотов в своем докладе с прелель-
ной ясностью и убедительностью векрыл
глубочайший исторический и политический
суысл этих законов. Действительно, это—
новая воликая победа нашей  ленинеко-
сталинской национальной политики, новый
важный шаг в практическом разрешении
национального вопроса в многонациональ-
ном Советском госуларстве. Тов. Молотов
сказал: «...Советское государство достигло
новой ступени своего развития, превра-
Wants в болез сложный и полионровный
организмы».

Как мы могли этого достичь? Что хало
нам возможность слелать такой, важный
наг вперел в деле государственного строи-
Чельства нашего Советского Союза, и при-
Том в такой сложный и ответственный исто-
раческий момент, как сейчас, когда ведет-
ся величайшая битва всех времен, решаю-
щая сульбу многих ноколений? Ясный отвег
на этот вопрос мы находим в словах
товарища Сталяна, схазанных еще в 1936 г.
А с’езде Советов. Товариш Сталин тогда
свазал: «..Мы имзем теперь вполне ,сло-
жизшееся и выдержаешее все испытания
иногонациенальное социалистическое госу-
рарство, прочиссти которого могло бы по-
завидозать ‘л:0бое национальнае государстев
в любой части света».

нами, были слабы не только в военном п
внешнеполитическом, но и в организацион-
но-хозяйственном и культурном отношения.

Они нуждались в крепкой помощи во

всех областях своего государственного

РСФСР.
`Трудящиеся Азербайджана с благогове-

леграмму бессмертного Ленина военно-ре-
волюционному комитету Азербайджанской

Советской республики, где было сказано,
 TO!

«..пол руководством своего Советского
правительства независимая республика
Азербайджана совместно с РСФСР orcrour
свою своболу и независимость от врага уг-
нетенных народов Востока — от империа-
лизма». :

С первого дня Октябрьской социалисти-
ческой революции исключительную заботу,
внимание и помощь оказывал всем народам
союзных республик, в том числе и азербай-
джанскому народу, великий русский народ,
низвергнувший под руководством рабочего
класса, под водительством Ленина и Сталина
‚ буржуазно-помещичий строй в России и
первый установивший y себя советскую
влаеть. т

Несмотря на огромную помощь и под-
держку, которые получали союзные респуб-
лики с первого дня своего возникновения,

пеложение в то время было таково, что

дальнейшее раздельное существование с0-
юзных республик не могло лальше прохол-
жаться не только по внутренним причинам,
но и по причинам угрозы внешней онасно-
‘сти как в военно-экономическом, таки в
дипломатическом отношении.

Обосновывая необходимость созлания (С0-
ветского Союза и передачи Союзному Пра-
вительству функций правительств союзных
республик в области обороны и внешних
сношений. товарищ Сталин на Х Всерос-
сийском с‘езде Советов говорал:

«...несмотря на счастливый выход на-
ших республик из состояния гражданской
войны, опасность нападения извне далеко
не исключена. Эта опасность требует того,
чтобы наш военный фронт был абсолютно
единый, чтобы наша армия была безуслов-
но единой...»

«Есть опасность экономического  изоли-
рования наших   республик. Эта новая фор-
ма интервенции, не менее опасная, чем ин-
тервенция военная, может быть устранена
лишь созданием единого экономического
фронта наших советских реепублик...»

Товарищ Сталин говорнл далее:

Бот, направленный против нашей федера-
ции, был прорван... Нет основания рассчи-
тывать на то. что эти и подобные факты
дипломатического изолирования нашей фе-
дерации не повторятся. Отсюда необходи-
мость об’единенного фронта, уже по линии
дипломатической».

депутата В. Т.

Подлый враг, вероломно напав на нашу
миролюбивую страну, строил свои расчеты
на непрочность советского строя, на непо=
ладки между рабочими и крестьянами, из
национальную рознь, которые якобы дол-
жны были проявляться. в ходе тяжелых ис-
пытаний войны. Но враг жестоко проечи-
тался. «Дружба народов нашей страны, —
сказал товарищ  Сталин,—выдержала вее
трудноети и испытания войны и еще более
закалилась в общей борьбе всех советских
людей против фашистских захватчиков».
Дружба народов Советского Союза выдержала
великое испытание огнем и железом и стала
крепка, как никогла. Вот почему мы имеем
возможность в столь сложный момент пойти
на такое преобразование; Это — евиле-
тельство нашей силы, мощи нашего Совет-
ского государства, монолитности и несотру-
шимости дружбы его народов. И мы увере-
ны, что эта перестройка двух важнейших
участков нашей госухарственкой работы
действительно будет содействовать укреч-
лению Красной Армни н силы нашего га-
суларства. es

Товарищи депутаты! Касаясь вопроса о
войсковых фориированиях союзных респуб-
лик, я хотел бы сделать небольшой чето-
рический экскурс в недавнее прошлое мо-

‚его латышекого нгрола. Царское сямолер-

жавие не доверяло народам, которых оно
держало в колониальном и полуколониаль-
HOM положении. Датыши хотя и призыва-
лись в царскую армию, но своих войеко-
вых частей не имели. Только в 1915 г.

‘Korda над Ригой навиела угроза ее захвата

немецкими войсками, было разрешено ефор-
мировать несколько латышских стрелковых
Сатальонов. Несмотря на героическую борь-
бу латышских стрелков против вековечных
врагов своего народа == немецких захват:
чиков, латышеким частям не доверяли, про-
тив них строились всевозможные козпи,
РИЛОТЬ ДО ТОГО, Что сама царица подстрека-

строительства и за этой помощью прежде
всего вбращались к цитадели Великой (к-
тябрьской социалистической революции —

нием вспоминают и никогла не забудут те-

«Организованный дипломатический бой-

В силу этих обстоятельств союзные pec-
публики об’единились в еланый Союз (0-
ветских Социалистических Республик и; с0-
храняя за собой все права самостоятельно-
сти, некоторые из своих прав, в том чиеле

вому Правительству. =.
Сегодня все народы союзных республик

гут сказать, что Правительство Союза Co-
ветских Социалистических Республик от-

обороны, и в области внешних сношений.
Созданный по воле народов Советский

народов нашей страны и их право строить
‘свою жизнь, как учил нас великий Ленин.

За 22 года существования Советского
Союза нани союзные республики, в их чис-
ле и Советский Азербайджан, в ре-
зультате правильного проведения. ленинско-
сталинской национальной политики, ловсе-
дневной заботы и помощи Союзного Прави-
тельства и лично товарища Сталина, ¢o-
средоточив главное свое внимание на 06у-
шествлении своих организационно-хозяйст-
венных и культурно-воспитательных задач,
добились не только ликвидации былого эко-
‘номического и культурного неравенства на-
родов нашей страны, но и превратились в
могучие индустриальные, сельскохозяйст-
венные, а следовательно, и оборонные базы
нашей славной Родины.

В наших союзных республиках под руко-
водством большевистской партии, при брат-
ской помощи великого русского народа вы-
росли замечательные национальные кадры
во всех отраслях государственной жизни,
которые с успехом справляются с задачами,
возложенными на них в своих республиках,
а многие из них прекраско работают вне
своих республик — в союзных наркоматах
и организациях. ‘_

В подтверждение этого можно было бы
привести много прамеров но всем союзным
республикам. Достаточно сказать, что Asep-
байджанская ССР-только за время войны,
пемимо тысячи квалифицированных рабо-
чих, ИТР, вылеленных для развертывания
нефтяной промышленности на Востоке, да-
ла немало руководящих кадров в другие
края. ни области нашего Союза. ^

Только за время войны десятки молодых

азербайджанцев блестяще, защитили. дие-

сертации на ученое звание кандидатов и
докторов наук по химии, геологии, мели-
цине, математике и т. к. —- en

Радостно отметить, что большинство за-
шищенных диссертаций было посвящено
оборонным темам. -

Олним из главных достижений многих
нарохов союзных республик, в том чиеле и
Азербайджана, за годы советской власти яв-
ляетея массовое овлаление народами этих
‚республик военным делом, создание воен-
ных кадров, что особенно сказывается в дни
‘Великой Отечественной войны.

Это тем более важно, что ло советской
власти, как говорил тов. Молотов, ряд наро-
дов и национальностей при царизме не при-
зывалея в армию, следовательно, не имел
возможности овладевать военным искус-
ством — им это было недоетупно. Царизм
‘не доверял этим народам оружие.

Только Октябрьская социалистическая
революция ликвидировала все ограничения
прав народов, живших в России, в том чис-
ле ограничение допуска всех народов к уча-
стию в вооруженных силах страны для за-
щиты своей чести и свободы. В первом же
декрете о создании Рабоче-Крестьянской
Врасной Армни, подписанном бессмертным
Лениным, сказано: 4

для защиты завоеваний Октябрьской pe-
волюция, власти Советов и социализма».
Этот декрет открыл широкий доступ: для
всех народов нашей страны также и к в0-
енным знаниям. :
В результате этого сегодня тысячи сы-

за командующего фронтом быстрей обескро-
вить латышские батальоны, гнать их на
верную смерть, дабы скорей отделаться ет
них. В одном самодержавие, конечно, не
сшиблось, а именно: в ненависти латыче-
ских стрелков к деспотии царизма и в-пре-
данности их трудовому народу. Как только
разразилась революция, латышские етрел-
ки олними из первых бтали‘в ряды борпев
за свободу и самоотверженно боролись ва
фронтах гражданской войны и в боях с ин-
тервентами, с великим ниужеством отстзивая
молодое Советское государство прохив его
врагов. Немало славных побед олержали
латынгеские стрелки, борясь пол водитель-

ством денина и Сталина. Орел, Харьков, Ка-`

ховка, Перекоп — вот славный боевой путь
красных латышеких стрелков. °

С сачых первых дней Великой Отечест-
ренной войны сыновья латышского народа,
вспомнили боевые традиции красных ла-
тышеких стрелков. Стойко и мужественно
дрались они на рубеже реки Великой, удер-
живая на протяжении продолжительного
рремени. подступы к. Пекову. Сформировав-
1ииесл из отрядов рабочей гвардии лва ла-
тышеких полка хрались`на эстонском участ-
ке фронта, а осенью 1941 года они участ-
вовали в обороне Ленинграда.

Сразу же после‘эвакуации на территорию
братских советских республик все латышя,

способные носить оружие, выразили ила-

менное желание вступить в ряды Красной
Армии. В августе 1941 гола Центральный
Комитет Воммунистической партии больше -
виков Латвии и Совнарком Латвийской CCP
холатайствовали перед товарищем Сталиным

Го разрешении образовать латышекие на-

циональные части Красной Армии. Товарищ
Сталин с отеческим вниманием отнесся к
нашему стремлению и разрешил сформиро-
вать латышекую стрелковую дивизию, а ко-
тда дивизия ушла на Франт, еще и латыш -
скую запасную часть. Геперь, когда наша

права в области внелних сношений и 069-
роны страны, добровольно передали Союз-

с благодарностью и полным основанием мо-

лично справилось с исторической. своей за-
дачей и, как зенину ока, берегло и бережет
интересы Советского Союза в целом и ин-
тересы всех союзных республяк и в деле

Cows отстоял свободу, независимость всех

‚ своевременно

_ «В Брасную Армию поступает каждый,
ЕТО ГОТОВ отдать свой силы, свою жизнь.

нов Азербайджана, овладев мастерством со-
временной войны и воскресив славные бое-
вые традиции своих предков, показывают
образцы героизма и доблести в боях за осво-

бождение нашей Родины...

Сегодня в рядах доблестной Красной Ар-
мии, плечом к плечу со всеми братскими
народами, дерутся целые азербайджанские
дивизии, из которых 416-я Краснознамен-
благодарность
великого Сталина за освобождение русского.
гороха Таганрога и украинского города Ме-

ная дважды заслужила

литополя.

Тавим образом, в Азербайджане, каки
создана

в других союзных республиках,

‘прочная база для развития вооруженных

CHA союзных республик в общей системе

вооруженных сил Советского Союза.

Предложение Совнаркома СССР о преоб-

разовании Наркомата Обороны даст союз-
ным республикам возможность еще шире
поставить вопросы формирования и воен-

ного обучения войсковых соединений и под-

нятия общего дела военного обучения среди
наееления. :

Так же обстоит дело и с преобразованием
Наркоминдела. В современных условиях,
когда международные связи Советского (0-
юза расширились и упрочились; союзные
республики должны играть все большую

роль в международных сношениях Совет-

ского Союза.

В пастоящее время Азербайджан, как и.

все ‘союзные республикя, главным образом
заинтересован в укрепления сотрудничества
со вебми борющимися против фашизма на-
родами в целях быстрейшего и полного раз-
Трома гитлеровской Германии,
` Советские нарохы кровно заинтересованы
в установлении такой послевоенной  орга-
низации мира, которая не допускала бы
возможности возникновения очагов войны,
н7 раз приближавтейся к границам Закав-
казских союзных республик и. опустошив-
шей земли наших братских народов в ряде
областей РОФСР, во всей Украине, Бело-
руссии, Карело-Финской, Молхавской, Эетон-
ской, Латвийской и Литовской республиках.
Народы Азербайджана неслучайно прояв-
лнют большой интерес к этим вопросам. Наш
народ никогда не забудет, какая. опасность

угрожала ему в период вражеского наше-

етвия на Северный Кавказ, а также во вре-
мя немецких происков в Иране, который
гитлеровская Германия пыталась превра-

‘THTb-B свой плацхарм для злодейского напа-

дения на Азербайлжан. а

Номимо этого, у каждой союзной рес-
публики, в частности Азербайджанской
ССР, на основе их роста и укрепления

+ возникает немало. новых специфических хо-

зяйственно-культурных нужд, не могущих
быть охваченными общесоюзными предста-
вительствами за границей, -

Вот почему совершенно правильно и
предложение — Совнаркома
СССР о возвращении прав. союзным рес-
публикам в области внешних сношений, ко-
торые были добровольно переданы ими Co-

ветекому Союзу в 1922 г.

Товарищи депутаты! Новый историче-
ерий шаг вперед в жизни нашей страны не
только расигиряет правз наших союзных

‚ республик, но еще больше усиливает их от-

ветственность как перед своими наролами,
так и перел Советским Союзом. Нет сомне-

ния, что союзные республики, на протяже-
нии 22 лет существования Советского Co-

юза успешно справлявшиеся со всеми сво-
ими задачами, блестяще выдерживающие
испытания в суровые лни Великой Отече-
ственной войны, с таким же успехом спра-
вятся и с новыми своими задачами. Гаран-
тией этому является сталинская ‘пружба
народов нашей страны, Гарантией этому яв-
ляется руководство нашей славной больше-
вистской партии, гарантией этому являетея
То, что мы, советские люди, воснитаны. н
закалены в боях великими основоположни-
ками Советского государства Фениным и
Сталиным; тарантией этому является то,
что нами руководит, нас ведет вперед нат
учитель й вождь, гениальный полковохец
всех времен, великий Маршал Советского
Союза Иосиф  Виссарнонович Сталин.
(Бурные аплодисменты). _

„Лациса (Латеиская CCP) :

дивизия вот уже больше двух лет сражает-
ся на фронте, можно смело сказать, что опа
своими боевыми. делами оправдала лозерие
любимого вождя и: полководца товарилта
Сталина. Мужественно дралась она под Мо-
CKBOH, плечом к плечу с воинами других
братских народов Советского Союза. В 5ях
нол Старой Руссой, у Демянского планхар-
ма, пол Новосокольниками латышские стрел-
Би показали образцы героизма и стойкости.
Больше чем три тысячи бойцов и офицеров
латышской дивизии награждены. орхенами
и медалями Советского Союза. Питомец ди-

‚„визии гвардии капитан Янис Вилхелме уло-

стоен высокого. звания Героя Советекого Сд-

юза. Осенью 1943 гола товарищ Сталин

присвоил нашей дивизии звание гварлей-
ской. Эту высокую честь латышекие стрел-
ки-гвардейцы обешали оправдать
боевыми подвигами и данное слово сдер-
Жат — это будет их благодарностью Роди-
HO Hn любимому Сталину за оказанное им
высокое доверие: и : :

Близоруки были расчеты врага на раз’е-
динение народов Советского Союза. Чем
больше опасность, чем трудней борьба, тем

более крепла ‘и. крепнет. дружба наротов

многонациональной державы. При
в разгроме неменц-
в великой бит-

нашей
обороне Ленинграда,
ких орд под Москвой,
ве за Сталинград, при  Форсировании
Днепра. покрыли себя славой воины
всех братских народов Совётского Союза. В
списке Героев Советского Союза, которым
это высокое звание присвоено за форсиро-
вание Днепра. сверкают имена сынов всех
народов вашей великой страны. Мы, лаТЫ-
шв, тах прочли имена четырех сынов ла-
тышекого народа.

В. огне сражений выросли и закалялись
боевые калры наших солдат и офицеров. В
рядах Красной Армии имбется более десяти
тенералов-латышей, выросших и зака-

своими!

ленных в боях, большое число офицеров,
прошедших сталинскую боевую школу. Их
знания, большой боевой и организационный
опыт являются залогом того, что с постав-
ленной перед нами новой залачей в деле
усиления оборонной мощи Советского Союза
мы справимся. ;

Насильно оторванный от Советского Co-

империалистических западных соседей. Весь
период от 1919 по 1940 г. так называе-
мая независимость Иатвин была мнимой.
В министерских креслах восседали ставлен-
ниБи и агенты гитлеровского фашизма. Гер-
манский посланник Котце без всяких стес-

нений и соблюдения хотя бы внешнего ди-
пломатического такта распоряжалея мини-
страми реакционного правительства Латвии,
насаждал в государственном аппарате, в
латвийсвих представительствах за трани-
цей и в латвийской армии своих шнионов
и агентов. Латышский нарох прекрасно по-
нимал предательскую политику профашист-
ского правительства Латвии, грабившего и
угнетавшего страну. Вот почему в июле
1940 г. латышский народе таким беспри-
мерным единодунием выразил свое желание
присоединиться к великому. содружеству со-
ветских народов. Из страны малой и безза-
щитной Латвия превратилась в. равноправ-
ную союзную республику могучей советской
державы, и вся экономическая, оборонная и
политическая мощь Страны Советов явилась
‘теперь оплотом молодой союзной республи-
ки. Шатвия стала независимой от прихотей
империалистических держав, гитлеровские
фанисты уже не могли диктовать. свою во-
лю и мешать политическому, экономическо-

любивой страны. gt
Но, несмотря на 10, что латышекий на-
род в июле 1940 г. так наглядно и едино-
душно выразил свою волю ‘о воссоединении
с Советским государством, кое-где за тра-
нидей еще находятся люди, не желающие
считаться © этим историческим решением
латышского народа. В Швеции; в США ив
некоторых других странах приютились быв-
шие ‘агевты профанистского‘ правительства
досоветской Латвии, разные Билманисы,
Зарины, Салнайсы, Балодисы, которых в
свое время с презрением прогнал латышский
народ. Они, никогха не будучи представите-
ями свозго народа, а, наоборот, его врага-

мутят воду на международной арене. Весьма
характерно поведение бывшего латвийско-
то посланника в ОША Билманиса: этот аван-

юза, латышский народ на протяжении лва-
дгати лет являлся игрушкой в руках своих

му и культурному развитию нашей трудо-

‚ми; выполняют роль гитлеровских лакеев и’

тюрист, злоупотребляющий гостеприинетвом
великой заатлантической державы, в своих
публичных устных выступлениях и в &ме-
риканской печати возносит врага“ палача
латышекого народа генерала Данкерса, ко-
торый, являясь латвийским Квиелянгом, за

Чатвии истребил около 150. тыс. латвийских
граждан — мирных жителей. Пазая палачу
товариш. Руки Билманиса вель также оба-
грены кровью. Он был замешан в злодхей-
ском убийстве великого народного трибу-
на — Сергея Мироновича. Кирова. И теперь
этот негодяй, враг латышского народа и враг
всего прогрессивного. человечества, ‘StoT
гитлеровскяй лакей в Соединенных Шта-
тах Америки Билуанис восхищается крова-
вой работой своего коллеги — генерала
Данкерса! — : oe
Товарящи депутаты! Уже один атот при-
мер показывает, что в области внешних
сношений союзных республик с заграницей
предстоит немалая работа, и если мы при-
ложим все силы к тому, чтобы с.этой ра-
ботой успешно справиться, то в результате
этого наши международные связи растти-
рятся в укрепится сотрухничество Советсво-
го Союза с другими государствами. о.
Трудная, сложная и ответственная р3б0-
та предстоит союзвым республикам. Общей
0об’ем государственной работы союзных. рес-
публик сильно расширяется. И надо будет
приложить все усилия, отдать всю энергию,
чтобы успешно справиться с этой новой от-
ветственной задачей, чтобы оправдать то
великое доверие, какое нам оказывает ге-
‘ниальный вождь и полководец. Советекого
государства товаринг Сталин. Ease

Товарищи депутаты! Внесенные: Прави-

тельством Союза на рассмотрение X cec-
сии Верховного Совета СССР закон в пре-

доставлении союзным. республикам полно-
мочий в области внешних сношений и о пре-
образовании в связи с этим Народного Ко-
миссариата Иностранных Дел из общесоюз-
него в союзно-республиканский Народный
Комиссариат и закон о создании войсковых
формирований союзных республик и о пре-
образовании в связи с этим Народного: Ко-
миссариата Обороны из общесоюзного в с0-
юзно-республиканский Народный Комисса-
риат нахожу правильными и вношу пред-
ложение эти: законы принять.

- Чатьшискай народ только один гол ‘1ро-
вел при советской власти, но уже увидел
великие преимущества жизни в этом могу-
чем содружестве советских народов. Он по-
лучил большую помощь от. братских реснуб-
ЛиЕ В строительстве своей советской социа-
листичесвой республики, в обеспечении рас-

`цБета ее культуры и материальной жизни.

Теперь он видит, как весь Советский _ (0-
юз помогает быстро восстанавливать жизнь
и хозяйство в освобожденных. от немецких
погромщиков. районах и республиках Совет-
ского Союза. Это вселяет-уверенность в том,
чть Советская Латвия после изгнания. гит-
леровоких разбойников получит такую же
помощь и быстро залечит раны, нанесенные
нашей стране зверским хозяйничанием нём-
nes. Латышские войсковые части, наши
‚славные партизаны, весь народ приложат
все силы к тому, чтобы быстрей, оконча-
тельно разгромить врата и завоевать пол-
ную победу нал человеконенавистническяи
гитлеровским фашизмом — этим злейшим
врагом свободного национального ‘развития
народов. ee

Недалек день, когда солнце Сталинской
Конституции опять озарит Советскую Лат-
вию. И опять латышский народ пойдет по
светлому пути мирного строительства ево-

ей свободной, прекрасной жизни, руково-°

димый и согретый мудрым тением. великого
Сталина. (Бурные аплодисменты). _

Выдающийся художнак слова

Тихая комната госпиталя. Небольшой
худенький человек с янтарными глазами,
с отсветом янтаря ‘в. белоснежной бороде и

Павел Петрович Бежов, создатель ураль-
ского эпоса, впитал в себя все уральекое
прошлое. Он освоил мужицко-заводскую речь

весь важущийся каким-то драгоценным   Уральца, его чувство пейзажа. Мальчиком он

‘сгустком древней, прозрачной мудрости, — не

Geran на Думную’ гору Полевского завода,

спеша ведет свой рассказ. Его слушают, ле-   ТДе караульщик дедушка’ Слышко расска-

жа на кроватях, стоя вдоль стен, загляды-

1вая из коридора в раскрытую дверь. У

слушателей руки в гипсе, головы в бинтах,
  но молодые блестящие тлаза, как заворо-.
женные, с детеким пристальным внимани-

зывал ребятам свои были-сказки. В моло-
дости он партизанил е рабочими-в ураль-
ских лесах, гнал Колчака и ногами своими
прощупал Урал`и Сибирь. Ис тех.пор =и-
‚вет на Урале безвыездно, собирая по’ зер-

ем следят за губами рассказчика. Это в: од-   НЫШку драгоценнейнтие наблюдения, не по-

ном из уральских госпиталей слушают оче-
  редное выступление «дедушки» Бажова.

° В сущности Павел Петрович совсем еще
  не стар, но все его зовут «стариком», «де-
дом», по старинной народной привычке со-
четать представление о большой и мудрой

жизни с большим и почетным возрастом.

`Веть что-то очень характерное для Бажова

‘

‘в этой заранее присужденной ему старости,

В этом; уже десяток лет лепящемся к нему
звании «старика». Он из тех, кого народ
избирает своими ходоками, к кому идут за
i советом, у кого надеются найти то великое
: бескорыстие старости, когда все мелко-лич-
ное, вся беспокойная о суёта_ себялюбия
дотла выжжены временем.
Бажова как автора «Малахитовой птка-
тулки», собрания старинных уральских
сказов о рабочем человеке и драгоценном
камне, о звере-приказчике барина-заводчи-

ка и таинственной «Хозяйке Медной то-

ры» знают уже немало лет н притом не
только на Урале. Но лишь в Отечественную
войну это знание стало полным. Великие
испытания, перевиваемые всем народом,
служат как бы пробным камнем для искус-
ства. Они определяют удельный вес каж-
дого произведения, степень его участия в
том большом совместном творчестве челове-
чества, которое можно назвать’ «тягой нсто-
рии», направляющим движением к буду-
ему.

Отечественная война показала, что кни-
га Бажова «тянет», и тянет-крепко. Бажову.
удалось в конкретнейшей художественной
форме, на своеобразной Исторической ©с-
нове создать произведение огромного значе-
НИЯ.

рывая связи с народной массой, ‘следя за
теми великими изменениями, какие: произо-
шли в народе после Октябрьской револю-
ции. Одареннейший мастер слова, он сумел
слить, сочетать свои наблюдения в нро-
зрачную ткань’ искусства, где они слива-
TCH в Высокую поэзию - человеческого
труда. нтв
Его образы вдохновенных мастеров Ла-
нилы и Степана, в мечте о настоящей; под-
линной правде, о неслыханной красоте
молотом разбивающих ‘холодные и равно-
душные. образцы искусства; могучей дев-
КИ-Азовки, на руках вынесшей раненого
жениха и ждушей в горе того часа, когда
будет произнесено на свободной землё ее
«дорогое имечко»: Иванка-Крылатко, пере-
щеголявшего ученого немецкого мастера, —
стали близкими и родными читателю. Этя
образы говорят о несгибаемой стойкости на-
родной души; о несокрушимом предетавле-
нии 0. чести; о воле  нзрода к правде и
справедливости; о нравственном илезле до-
бра и вере в победу добра.

Недавно в Свердловске вышла новая
книжка Бажова «Сказы о немцах». Хулож-
ник подслушел на Урале, как народная муд-
рость десятки лет высменвала немецких ма-
стеров и штейгеров, которых привозяли за-
водчики на Урал из Германии, и метко под-
мечала тупые, чванные и беспомощные, три
всей нх «учености», методы. работы. нем-
цея: Эту книгу следовало бы. переиздать и
в Москве.

Сегодня публикуется Указ. о награжде-
нии П. П. Бажова орденом Ленина, С.ог-
ромным удовлетворением встретит наша

общественность высокую награду писателя.

Мариэтта ШАГИНЯН.

лва с половиной года немецкой оккупации в.

Ади