по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков ии

№ 52 (9509)

о,

1944 г.,

ИИ Sy
и

==

СООБЩЕНИЕ

Чрезвычайной Государственной Комиссии
х сообщников и причиненного ими
ущерба гражданам, колхозам, общественным организациям, государственным предприятиям И учреждениям СССР

О разрушениях и зверствах, совершённых немепко-фашистскими

Немецкие захватчики, вступив на тер-
риторию Украины, прежде всего приступи-
ли к разграблению народного достояния и
инущества мирных жителей. =:

Гитлеровский ставленник на Украин
рейхскомиссар Эрих Кох писал: «Речь
идёт прежде всего о том, чтобы поддержать
и обеспечить для немецкого военного хо-
зяйства и немецкого командования чрез-
вычайно большие источники сырья и пи-
щевых продуктов этой страны для того,
‘чтобы Германия и Европа могли вести вой-
ну любой продолжительности».

Для проведения этих грабительских пла-
нов немпы пытались установить рабско-
врепостнический режим на Украине.

В секретном циркуляре командующего
германскими тыловыми войсками на Укра-
пнё генерала авиации Китцингера от 18
июля 1942 года за № 1571/564/42. под-
чёркивалось: «Украинец был и останется
для нае чуждым. Каждое простое, доверчи-
вое проявление интереса к украинцам и их
культурному существованию идёт во вред
и ослабляет те существенные черты, кото-
рым Германия обязана своей мощью и ве-
личинем>».

В Киеве орудовала шайка кровавых фа-
шиетских бандитов. Эту шайку возглавляля
генерал-комиссар Матуния, комендант го-
рода генерал. Эбергардт, выеший руково-
дитель. СС и полицейфюрер Гальтерман, ге-
нерал полиции порядка Шеер, оберштурм-
баннфюрер Эрлингер, штадткомиссар СА —
бригаденфюрер Квитирау. Под руководством
зтих бандитов, наряду с грабежами, разру-
шениями и систематическим истреблением
населения Киева, проводилась политика
онемечивания украинского народа. Украин-
ская культура всячески подавлялась и уни-
чтожалась, советские люди обрёкалиеь на
толод и смерть. На стенах многочисленных
магазинов, ресторанов появились вывески:
«Только для немцев». Украинский оперный
театр имени Шевченко, стадион и другие
общественные учреждения были об’явлены
доступными только для немцев. Приказом
за № 184 от 6 августа 1942 года комен-
дант города, генерал-майор Ремер запретил
немцам приглашать «туземцев» (украин-
пев) на стадионы и в рестораны. Истори-
ческое место Киева — Аскольдову могилу
оккуцанты превратили в немедкое клад-
бище.

Разрушение промышленности, транспорта.

и коммунального

хозяйства города

и ограбление населения

Немецкие оккупанты в городе Киеве раз-
трабили и вывезли в Германию оборудова-
ние промышленных предприятий, а здания
взорвали и сожгли. Гитлеровцы разрушили
мапиностроительные и металлообрабаты-
вающие заводы «Большевик», «Красный
экскаватор», которые снабжали промыш-
ленность, транспорт и сельское хозяйство
машинами, инвентарём и запасными частя-
ми; взорвали, сожгли и разрушили всё пу-
тевое хозяйство крупнейшего железнодо-
рожного узла Виев—Ларница: все станци-
онные здания, депо на станции Биев 1-й,
иаровозо-вагоноремонтный завод; они вз0-
рвали железнодорожные мосты через Днепр
и железнодорожные виадуки в городе; взо-
рвали и сожгли построенные за годы совет-
ской властн крупные фабрики — текстиль-
ные, прядильно-трикотажную, швейную им.
Горького, первую, четвёртую, восьмую
обувные и другие.

Фашисты взорвали, сожгли и разрушя-
ли электростанции и электросеть, трам-
вайный и троллейбусный парки, водопро-
вод и канализацию, а также хлебозаводы
и другие предприятия, лишив население
крупнейшего города — воды, хлеба, отоп-
ления, освещения и средств передвижения:

Немецко-фаптистекие варварьё за время
своего хозяйничанья в Киеве взрывами и
полжогами совершенно уничтожили глав-
ную улицу — Крещатик, а также лучигие
здания на прилегающих улицах: Прорезной,
Институтской, Большой Васильковской. Они
разрушили 940 зданий государственных и
общественных учреждений с площадью
около 1 млн. кв. метров, в том числе зда-
ния — Верховного Совета УССР, Главного
почтамта, гостиницы Континенталь и др.;
1.742 коммунальных дома с жилой пло-
щалью более 1 млн. кв. метров, 3.600. до-
мов частных владельцев с жилой площадью
сколо 500 тыс. кв. метров. В результате
этих злодеяний больше 200 тысяч жите-
лей Киева лишились крова.

6 октября 1942 года СС оберштурмбанн-
фюрер Шпацель опубликовал распоряжение:
&<12 августа 1942 года имперский руково-
дитель дал указание, на основании которо-
го всё золото, серебро и другие благородные
металлы и все ценные вещи без исключения

должны быть из’яты и направлены обер-
труппенфюреру Поль».
‚ Гитлеровцы об’являли целые районы го-

рода «боевой зоной». Насильственное пере-
селение жителей из этой «зоны» было лишь
поводом для разнузданного грабежа.

«Изгнание жителей из «боевых зон», —
сообщил наместник Киево-Печерской лавры
архимандрит Валерий, -— сопровождалось из-
биением. Вышвыривали из квартир стари-
ков и старух, не могущих ходить... Имуще-
ство изгнанных жильцов было разграблено.
Мы видели эти злодеяния, ужасались и не
могли понять, в чём их смысл, какая их
цель. Не видя, трудно было поверить, на
что способны гитлеровекие изверги. Но мы
видели всё это своими глазами, пережили и
уже не забудем никогда».

Заводы и фабрики почти не работали,
культурные и научные учреждения были
разгромлены. Многих деятелей науки нем-
цы под угрозой угона в Германию застав-
ляли работать сторожами, кассирами. Шро-
фессор математики Круковсвий работал кас-
сиром на водной станции, доцент химии
Страшкевич — заведующим прачечной, до-
цент Цечук — сторожем.

Насильственный угон мирного населения
на каторгу в Германию принял самые ши-
рокие размеры. _

Вомендант города Киева генерал-майор
Ремер после многократного насильственного
угона советских людей в немецкое рабство
вновь писал 9 октября 1942 года:

«Город Кнев обязан в ближайшие дни
вновь предоставить для Германии минимум
7.000 рабочих. Командиры частей и руко-
водители учреждений уже сейчас должны
составить списки, каких рабочих (девушек
и бездетных женщин) в возрасте от 16 до
45 лет они могут отпустить... Серьёзность
положения с рабочими на родине требует,
чтобы все учреждения и т. д. ограничились
небольшим количеством туземных рабочих».

Фашистские рабовладельцы угнали сот-
ни тысяч советских граждан на немецкую
каторгу, «Благодаря труду немецких руко-
водителей, — писал рейхскомиссар Украины
Эрих Вох, — нам удалось послать сотни ты-
сяч украинских рабочих для`работы в Гер-

манию и, прежде всего, на предприятия во-

енной промышленности».

Два года немецко-фашистской оккунаций
были полны сплошными издевательствами
над человеческим достоинством советских
людей; это было время голода и разорения,
время полного бесправия и беззащитности.

Разрушение и разграбление культурных
и исторических ценностей города Киева

Титлеровны © первых же дней вторже-
ния на Украину приступили к планомер-
ному уничтожению школ, высших учебных
заведений, музеев, библиотек, клубов, теат-
ров, больниц и детских садов.

В Еневе, до вторжения немцев; было 150
средних и начальных школ. Из них 77 школ
оккупанты заняли под казармы, 9— приспо-
собили пол склады н мастерские, в двух раз-
местили воинские штабы и 8 школ исполь-
зовалн под конюшни. При отступлении из
Киева немецкие варвары разрушили 140
школ,

Фолкисты закрыли все детские сады, иму-
щество их разграбили, часть зданий исполь-
зовали под квартиры. Детские сады №№ 14,
107 и 217 приспособили под конюшни; 27
детских садов сожгли и 51 детский евад
разрулгили. Они разрушили также 13 дет-

ских домов, 4 дворца культуры, дом YUE-

теля, клуб профсоюза политпросветработни-
ROB.

Немецкие оккупанты packHTHIH из
квижных фонлов киевских библиотек свыше
четырёх миллионов книг. Из олной только
библиотеки Академии наук УССР гитлеров-
цы вывезли в Германию более 320 тысяч
различных ценных и Уникальных книг,
журналов и рукописей. Старший лейтенант
Шыииц и доктор Паульсен, служившие в ча-
стях СС, вывезли в Германию из унивет-
ситетской библиотеки карты, атласы, кни-
ги по географии, статистике и экономике.

5 сентября 1943 года немцы сожгли и
взорвали один из старейнтих центров Укра-
инской культуры Киевский тосударствен-
ный университет имени Т. Г, Шевченко,
основанный в 1834 году и построенный по
проекту архитектора Беретти старшего. В
огне погибли величайшие культурные цен-
ности, служивлгие на протяжении столетий
основой научно-учебной работы универеи-
тета: погибли материалы исторического ар-
хива лревних актов, представлявших иск-
пючительнтю ценность; погибла библиоте-
ка с фондом свыше 1.300 тысяч книг; 300-

логический музей университета, имевший
свыше 2 миллионов экземпляров экспона-
тов, и целый ряд других музеев, как, на-
пример, зооанатомический, анатомический,
ботанический, общей биологии, минерало-
гии, палеонтологии, петрографии; погибли
20 университетских лабораторий, 18 сне-
циальных кабинетов и мастерских. В сен-
тябре 1943 года немецкий руководитель
архивного дела — доктор Винтер вывез в
Каменец-Подольск самые древние докумен-
ты, хранившиеся в библиотеке универси-
тета.

Немецкие оккупанты разрушили также и
другие высшие учебные ‘заведения Киева:
индустриальный, лесохозяйственный, пеха-

rornueska им. Горького и другие инети-
туты.

За время оккупации города фашистские
варвары разрушили, сожгли и разграбили
большинство мелицинеких учреждений. Они
сожгли коклюшную больницу, летскую ин-
фекционную больницу на Ёловеком спус-
ке, больницы в Ларнице и Слободке; раз-
рушили детскую больницу на Дегтяревской
улице; взорвали и разрушили 3 родильных
дома, 4 женских и детских консультации,
молочную кухню, 17 детских яслей, 4 по-
ликлиники; разграбили имущество Желез-
нодорожной, Октябрьской и других больниц.
Все эти разрушения и грабежи произведены
при пепосредетвенном учаетии руководите-
ля здравоохранения при геневал-комис-
сариате города Киева доктора Гросскопф.

Фашистские варвары сожгли в Киеве
здание драматического театра Красной Ар-
мии на 1.000 мест, театральный институт,
консерваторию, в которой сгорели инстру-
менты, богатейшая библиотека и всё обо-
рудование; взорвали прекрасное здание
цирка на’ 2.500 мест; сожгли со всем обо-
рудованием Театр юного зрителя имени
М. Горького; уничтожили Еврейский театр.
По распоряжению ипнтенланта Брюкнера
разграбяены все склады и костюмерная

театра оперы и балета имени Т. Г. Шев-

ченко.

Немецко-фашистские оккупанты, под ру-
ководством доктора Винтер, его заместителя
доктора Бенпинг, доктора Розкампф и ху-
дожника Елейн, разрушили музеи и вывез-
ли в Германию все находившиеся в них
экспонаты.

В музее занадно-европейского и восточ-
ного искусств осталось лишь несколько
больших полотен, которые грабители He
успели снять с высоких стен лестаичвой
клеткн. Из музея русского’ искусства гит-
леровцы вместе со всеми экспонатами вы-
везли ценнейшую коллекцию русеких икон.
Они разграбили музей украинского искус-
ства: из 41 тысячи экспонатов отдела на-
родного искусства этого музея осталось
только 1.900. Гитлеровцы вывезли из Вие-
ва украинскую посуду ХУШ, Х[Х и начала
ХХ столетий, в том числе образцы работ
крупнейших мастеров Ф. Лавренюка, А. Гон-
чара с Подолии, И. Панасюка и других. Они
вывезли изразцы работы гончара Бахметю-
ка, разграбили богатейшую коллекцию вы-
шивок ЛУШ, ХХ и ХХ столетий, вывезли
коллекпию народной одежды и богатейшую
коллекцию писанок, вывезли 11.420 пред-
метов из художественно-промышленного от-
пела, в том числе коллекцию фаянса Биево-
Межигорской фабрики 1780—1798 г.г.,
5.384 предмета живописи, графики,
скульптуры художников А. Мурашко,
Н. Мурашко, Бурачека, Пимоненко, Яров-
ского, Святославского, Светлицкого, Жем-
чужникова, Ижакевича, Левченко, Яремичз
я др. Ценную музейную мебель немны вы-
везли в Германию. Доктор Ласке, «работав-
ший» в архивном управлении, вывез, на-
пример, гарнитур красного дерева первой
половины ХХ века, обитый франпузеким
гобеленом; доктор Винтер вывез из музея
золочёные стулья, обитые серебряной пар-
чёй с вышивкой.

Гитлеровцы разграбили музей имени
Т. Г. Шевченко и исторический музей. Они
разграбили величайший памятник славян-
ских народов—Софийский собор, из которо-
го вывезли 14 фресок ХИ века, в том числе
4 фрески co етен Михайловского Златовер-
хого монастыря, драгоценную утварь и
предметы культа.

Цо приказу немецкого командования во-
инские части ограбили, взорвали и раз-
рушихли древнейший памятник культуры—
Киево-Печерскую лавру. Рано утром 3 но-
ября 1941 года немецкие жандармы высе-
лили из лавры всех жителей и в 2 часа
дня взорвали Успенский собор.

Комиссия в составе: Наместника Виево-
Печерской лавры архимандрита Валерия
Услименко, проживающего в ней с 1891
года, схимника Киево-Печерской лавры Пи-
мена Иванова, директора Управления Киево-
Печерской лавры В. М. Тверского, педагога
75-й средней школы  города Биева П. Д.
Рудич, проживающего в лавре с 1912 года,
старшего инспектора комиссии по охране
памятников Комитета по делам искусств
при СНЕ СССР ИП. Д. Барановского — об-
следовала состояние Киево-Печерской лав-
ры после двухгодичного хозяйничанья не-
мецких оккупантов и установила:

«Успенский  с0бор, построенный в
1075—1039 годах Великим князем Свято-
славом н расписанный внутри в 1897 голу
известным художником В. В. Верешагиным,
3-го ноября 1941 года взорван немцами. В
результате взрыва памятник сильно разру-

ки ‘УГ века вместе с куполом, сводами, за-
палной и северной стенами и алтарными
абсихамя превращена в груду обломков и
щебня. После взрыва вокруг бывшего собо-
ра образовались четыре огромных провала
в земле, угрожающих сохранности остат-
ков памятника».

В октябре декабре 1941 года немцы вы-
везли из лавры ценнейшие экспонаты истё-
рического музея, в том числе весь отдел
оружия, насчитывавший около 4.000 пред-
метов, среди них были уникальные веши,
Kan, например, ‘сабля Стефана Батория.
витрина запорожекого оружия и другие;
разграбили ценнейшие экенонаты отдела
история Украины ХУ—У[Х столетий: гра-
моты, нумизматику, печали, стекло, фар-
фор, ткани; вывезли из архива музея ак-
ты ХУ-—ХУШ столетий и рукописи науч-
ных трудов. Часть экспонатов немецкие
соллаты и офицеры брали себе «на па-
мять». Так, например, немецкий началь-
ник исторического музея Штампифуес пре-
полнёс генерал-комиссару Матуния нитку
древних бус, украденных из фондов музея.
Штампфусс украл также несколько картин
из собрания музея украинского искусства.
- В Успенском соборе Киево-Печерской
лавры находилось больше 20 серебряных
риз на иконах, серебряные царские врата,
серебряные массивные доски на алтаре п
жертвеннике, несколько евангелий в се-
ребряных оправах, три серебряных гробни-
цы, собрание тканей и парчи Киево-Нечер-
ской лавры, насчитывавшие более 2.000
редких и ценных образцов с дарственными
записями царей и тетманов. Все эти цен-
ности немецкие варвары разграбили и вы-
везли в Германию.

В сентябре — октябре 1943 года были
вывезены в Германию материалы раскопок
в Пушкарях, Мезыне, Кирилловской стоян-
ке в Киеве, раскопок Трипольской культу-
ры ‘на Коломийщине, в Халепье и пелый
ряд уникальных коллекций.

Из отдела Скифии Исторического музея
гитлеровские грабители вывезли уникаль-
ные бронзовые фигурки зверей, навонечни-
ки значков н знамён, оружие, керамику,
бытовые вещи; из отдела греческих при-
черноморских колоний—кипрекую керами-
ку——около 5.000 предметов, керамику из
Ольвии; вывезли материалы отдела «Киев-
ская Русь», в числе их такие уникальные
вещи, как запрестольный крест Х столетия
Десятинной церкви, изразцы с гербом Рю-
риковичей и другие ценные экспонаты.

«Нельзя без скорби смотреть, — сообща-
ет член Чрезвычайной Государственной Ко-
миссии Николай Митрополит Киевский и
Галицкий, — на груды развалин Успенского
собора, созданного в Х!-м веке гением. бес-.
смертных строителей. От взрыва образова-
лось несколько огромных провалов в земле
на окружающей собор территории, и, глядя
на них, кажется, что лаже земля содрогну-
лась при виде злодеяний тех, кто не имеет
права на человеческое имя. Точно страш-
ный ураган пронёсся по лавре, всё опроки-
нудл вверх дном, рассыпал и разбросал моф
гучие лаврекие здания. Два с лишним года
Кивв был закован в немецкие кандалы. Гит-
херовские палачи принесли с собою в Киев
смерть, руины, голод и казнь. Всё это со
временем отойдёт от близкого прошлого в
отдалённое, но никогла не забудут этого
злолеяния не только украинский. и русский
народы, но и всё честное человечество во

шен. Основная центральная часть потрой-   всём мире».

Массовое истребление мирных граждан.
и советских военнопленных

Немецкие палачи с первых же дней за-
хвата Кчева проводили массовое истребле-
ние населения путёи истязаний, расстрелов,
повешения, отравления газом в «душегуб-
ках». Людей хватали прямо на улицах, рас-
стреливали большими группами и в одиноч-
ку. Для устрашения населения вывешива-
лись об’явления о расстрелах: «В Kaye-
стве репрессий за акт саботажа сегодня
расстреляно 100 жителей Киева. Пусть это
послужит предостережением. Каждый жи-
тель Киева является ответственным за акт
саботажа. Киев, 23.Х—1941 года. Комен-
лант города». Или: «Участивншиеся в Киеве
случаи поджогов и саботажа заставляют
меня прибегнуть к строжайшим мерам. По-
этому сегодня расстреляны 300 жителей
Киева. За каждый новый случай поджога
или саботажа будет расстреляно значитель-
но большее количество жителей Киева.
Киев, 2 ноября 1941 года. Эбергардт, гене-
рал-майор и комендант города».

Фашисты массами убиваля мужчин, жен-
шин, детей, стариков и больных. Tax,
14 октября 1941 гола в психиатрическую
больницу во главе с немецким гарнизонным

Демьян БЕДНЫЙ

Доскажем!

Какие чудища отвратные пред нами!
Возможно ль их назвать людскими именами,
За преступленья их отмщением грозя!!
Нельзя смотреть без содроганья
На внозь открытые следы их злодеянья,
М нашего негодованья
Словами выразить нельзя!

Ну, что ж! Сурово сдвмнуз брови,
Платя врагам по счёту крови
И намертво громя фашистские попки,
Герои наши им пощады не оканхут.
ЧТО НЕ ДОСКАЗАНО СЛОВАМИ,
ТО ДОСКАОТ
ИХ СМЕРТОНОСНЫЕ СНАРЯДА И ЦПЫКИ!

—_

Мартеновская печь вступает
в строй

ВОРОШИЛОВСК, 29 февраля. (ТАСС).
На металлургическом — заводе имени
илова восстановлена мартеновская
печь № 5 со всей системой обслуживающих
ее аггрегатов. Мартен прошел сушку. В бли-

жайшие дни начнётся выплавка стали.

о

aay,

врачом Риковским ворвался отряд эсэсов-
цев. Гитлеровцы загнали 300 больных в
олно из зданий, в котором продержали их
без пищи MH воды несколько дней, а затем
расстреляли в овраге Кирилловской рощи.
Остальные больные были истреблены т ян-
варя, 27 марта н 17 октября 1942 года.
Вот что сообщили об этой кровавой рас-
праве профессор. Е. А. Копыестынский, врачи
А. Г. Дзевалтовская, Т. К. Пенекая, И. М.
Фарбер, А. И. Евстафьева и медсестра В. Ф.
Тровпольская: «В больницу прибыли авто-
хашины. В эатя манины-«душегубки» нача-
лин вталкивать больных, приблизительно
по 60—70 человек в каждую, тут же их
умерщвляли и трупы выбрасывались у зда-
ния больницы. Зверетва эти продолжались
несколько дней, в течение которых было
уничтожено 800 больных». Организаторами
этих убайств были: немеценй руководитель

зтравоохранения при генеральном комисса-

рнате — Гросекопф п врач военного лаза-
рета — Больм.

Убийствам часто предшествовали садист-
ские истязания. Архимандрит Валерий со-
общил. что фанисты до полусмерти изби-

захватчиками в городе КИЕВЕ

вали больных и слабых людей, поливали их   ского тражданского населения, жертвы в
на морозе водой и, наконец, пристреливали   торых доходят до несколько десятков тыбяч
в немепком полицейском застенке, находив-   мужчин, женщин и детей. Кто это делал
щшемся в Киево-Печерской лавре. известно. Это немецкие оккупационные вой-

Убнвали мирных граждан якобы за при-   ска, преимущественно Rey СС, СД»
надлежность к советско-партийному активу,   полевой жандармерии». едуют полис,

за связь с партизанами, убивали и без вся-   среди них: майор-интендант 208 — 1,
ких мотивов. штабной врач 246 полка — доктор Teaser

: -accncrent 3-ro батальу
Зверствовали немецкие бандиты и в Дар- брандт; врач в

ницком и в Сырецком лагерях. Мирвых 76-го полка — доктор не И
советских граждан и военнопленных  за-   Священниих евангелистской  перкви 203

ставляли выполнять тяжёлые изнуритель-   КрУммахер: ие 208 — Юнге; лейть-
ные работы, подвергали неслыханным изде-   Нант 215 батальона Гергард и другие.
вательствам и убивали. В Сырецком лагере Специальная Комиссия в составе: пу.
оруловал пьяница, садист штурмбаннфюрер   Седателя Н. с. Хрущева, членов Комиссии:
Радомекий и его помощник Ридер. Наркомпроса УССР академика — Il. Tw.
Радомский и Ридер веячески ухищрались   На, Секретаря Союза Советеких писателей
в истреблении советских людей. Они, на- УССР академика М. Рыльского, Кандидата
пример, «изобрели» следующий 610с0б биологических наук Академии нат
убийства: одних советских людей заставля-   УССР — Д. Марковского, с УЧастием ио-
ли влезать на дерево, а других подпиливать   лицинских экспертов: профессоров Я. 1.
его. Люди падали вместе с деревом и разби-   Пивовонекого, Ю. Ю. Крамаренко, А. \,
вались. Нли: Радомский собирал веех за- Зюкова и судебно-медицинского эксперта,
ключённых, проходил по строю, отбирал   профессора Н. А. Шепедевского, в присут-
человек 25, выводил их из строя и тут же   ствии представителя Чрезвычайной Toey-
расстреливал.   дарственной Комиссии В. Д. Шевцова уме.
Титлеровские бандиты согнали 29 сен-   новила, что, по неполным данный, в Виева
тября 1941 года на угол улиц Мельника и   замучено, расстреляно и отравлено в «\у-
Доктеревской тысячи мирных советских тпегубках» более 195 тысяч советских
граждан. Собравшихся палачи повели к   Граждан, в том числе:
Бабьему Яру, отобрали у них все ценности, 1. В Бабьем Яру-—свыше 100 тым
а затем расстреляли. Проживающие вблизи   мужчин, женщин, детей и стариков. =
Вабъего Яра траждане Н. ©. Петренко и 2. В Дарнице — свыше 68 тысля с

Н. Т. Горбачева рассказали о Том, ЧТО ОНИ   ветеких военнопленных и мирных rpaa-
видели, как немцы бросали в овраг груд-   дан,

ных детей и закапывали их живыми вме-  Сырецк
сте с убитыми и „ранеными родителями. 3: В. противотанковом рву, 7 С р
«Было заметно, как слой земли шевелился marepa 25 О
и НО ЗН В. свыне 25 тысяч советских мирных град.
В 1943 году, чувствуя непрочность сво- ДАН ВОНИ:
его положения в Киеве, оккупанты, стре- 4. На территории Кирилловской ботьнх.
MACK скрыть следы своих преступдений, пы — 800 душевнобольных.
раскапывали могилы своих жертв и сжи- 5. На территории Киево-Печерской 1аз-
гали их. Для работы по сжиганию трупов   ры — около 500 мирных граждан.
в Бабьем Яру немцы направляли заклю- 6. На Лукьяновском кладбище — 40)
ченных из Сырецкого лагеря. Руководите-   мирных граждан.
лями этих работ были офицер СС—Топай-   На основании заявлений советских. град-
де, сотрудники жандармерии Моганн _Мэр-   дан, протоколов опроса, свидетельских п
кель, Фохт и командир взвода. СС—Рэвер.   казаний, материалов Специальной Коми
Свидетели Л. К. Островекий, С. Б. Бер-   сии, заключений Судебно-Медицинской Экс
лянт, В. Ю. Давыдов, Я. А. Стеюк, И. М.   пертизы и личным расследованием, пров
Бродский, бежавшие от расстрела в Бабьем   ведённым членами Чрезвычайной Госуда-
Яру 29 сентября 1943 года, показали; «В   ственной Комиссии-——Николаем. Митрополт:
качестве военнопленных мы находились В   том Киевским и Галицким и академики
Сырецком концлагере, на окраине Киева.   И. П. Трайниным, Чрезвычайная Госу
18 августа’ нас в количестве 100 человек   ственная Комиссия установила, что [33].
направили в Бабий Яр. Там нас заковали   шения в городе Киеве, поголовное ограбле
в кандалы и заставили вырывать и сжи-   ние населения, массовые истязания H YOR
Path трупы советских граждан, уничтожен-   ства мирных советеких граждан и военн-
ных немцами. Немцы привезли сюда с клад-   пленных произвели по указаниям герма
бища гранитные памятники и железные ог-   ского правительства и верховного команя»
рады. Из памятников мы делали. площад-   вания: рейхскомиссар Украины Эрих Вох,

ки, на которые клали: рельсы, а на релёсы   заместитель ‚рейхскомиссара фон Bejeas-
штедт, главновомандующий армейской гру

укладывали, как колосвики, железные ог-

рады. На железные ‹ ограхы накладывали   пой. «Юг» тенерал-фельдмаршахл фон Ман-

слой дров, а на дрова —- слой трупов. На   штейн, гекерал авиации Китцингер, генерал.

трупы снова уклалывали слой дров и поли-   лейтенант войск СС Ютнер, генерал-комис-

вали нефтью. С такой последовательностью   сар генеральной области Киева. Магуния,

трупы напладывались по несколько радов и   руководитель Саи полицейфюрер Тальте-
поджигались. В каждой тавои печи поме- ман, генерал полинии порядка Шеер, обер-
щалось ло 2.500—3.000 трупов, Немцы   птурмбаннфюрер Эрлингер, СА бригаденфе-
выделили специальные команды. людеи, ко- pep Reurmpay, коменданты города В иева —
торые снимали: с трупов. серьги, Кольца,   генерал-майор Эбергардт и тенерал-майо
вытаскивали из челюстей золотые зубы. фон Ремер, генерал-майор Виров началь’
После того, как все трупы сгорали, закла- ,

лывались новые печи и т. л. Кости. трам-   птандартенфюрер Нордма

Е рте н; СС собери

бовками разбивали на мелкие части. Пепел   Гофман, oe noua fee т
al

заставляли рассеивать по Яру, чтобы ие   сберштурмб
у аннфюрер Шиацель, команду:
оставалось никаких следов. Так мы работа-   щий войсками а ме Россия я te

ли но 12—15 Часов в сутки, Для ускоре-  раине генерал-майор Троенфельд, нача
ния работы немцы применили экскаватор.   ник военно-воздушных сил Киевского га}
За время с 18 августа по день нашего п9-   низона полковник Альтерман, руководит
бега — 29 сентября было сожжено, при-   оборонного участка. «С» полковник. фи
мерно, семьдесят тысяч трупов. Здесь же   Вессель, . Kom 304 полицейского ti
сжигались и вновь привозимые трупы МУЖ-  тальона майор Бекерт, коменданты гзриг
чин, женщин и детей, убитых в газовых аВ-   зона в Дарнице капитан Прицковский 1
томашинах». mn обер-лейтенант Кваст, Сб штурыбаннфюе
По _поручению Чрезвычайной Государет-   Гумперт, штурмбаннфюрер Радомекий, ©
венной Комиссии, после освобождения Ки-  помощник Ридер, штадткомиссар Рогауг,
ева от немепко-фалгистских захватчикое   начальник бюро набора, доктор. ЯницЕйй,
были произведены раскопки в местах мас-  руководитель киевского бюро гитлеровской
совых истреблений советских людей в Сы-  молодежи Брейер, низдткомиссар Берни,
рецком лагере, в Бабьем Яру, в Дарнице И  шеф управления архивами, библиотеками т
других местах. В раскопках приняли уЧа-  музеями при рейхекомиссариате Украины
стие немецкие военнопленные. После окон-   доктор Винтер, его заместитель доЕтор Бе:
чания раскопок немецкие военнопленные   цинг, начальник исторического №3
подали следующее заявление: Штампфусе, врач военного лазарета Боль,
«Нам, 850 немецким военнопленным в  сотрудник птаба Розенберга доктор Риз
лагере военнопленных Киева, советскими   вампф, сотрудние архивного управления
властями была предоставлена возможность   доктор Ласке, старший лейтенант частй
убедиться в зверствах, совершённых над .СС Шмиц, военнослужащий. частей (5,
пусским населением во время оккупации   доктор Паульсен, руководитель здравоохрз-
Биева немцами. 160 избранных нами дове-  нения при генерал-комиесариате, доктор
ренных лиц произвели ‘раскопки пяти из   Гросскопф, офицер СС Топайде, сотрудеикя
многочисленных ям. Только в двух местах   жандармерни Иоганн Мэркель, Фохт и
нами были обнаружены 150 убитых рус-  вер, иНнтенлант Брюкнер med. клайнкунст-
ских граждан. В других местах мы натолк-   театра Телин, шеф фронтового rearpa be
нулись на бесчисленные остатки’ сожжён-   керс. у
ных тел, одежлы и костей. Мы утверждаем: Все оня должны понести суровую отв
здесь, в Киеве, были произведены массо-   ственность за чудовишные злолеяння, CO
вые убийства, невероятных размеров, рус- вершённые перед советеким народом,

Всесоюзное совешанне главных инженеров рудников и шахт Наркомиветмета

23 февраля в Москве открылось Всесотоз-
нос совещание главных инженеров рухни-
ков и шахт Наркомата цветной металлур-
ras. В президиуме совещания — народный
комиссар цветной металлургии CCCP тов.
Лемаво, заместитель члена Государственно-
го Комитета Обороны тов. Антропов, заме-
стители наркома цветной металлургии СССР
тт. Архипов, Малинин, Десятников, Орлов-
ский, знатный бурщик, лауреат Сталинской
премии Илларион Янкин, академяк тов. Ско-

Чинский, секретарь ЦЕ ВАБСМ тов. Хар-

ланов и другие.

С большям докладом 0б итогах работы
предприятий цветной металлургии за 1943
тод и задачах на 1944 год выступил народ-
ный комиссар цветной металлургии СССР
тов. Ломако. Он указал на значительный
рост производства меди, алюминия, маг-
ния, никеля, кобальта и других цветных и
редких металлов в 1943 году. В то же вре-
мя возможности в этой области еще ха-

леко не использованы. Ряд предприятий от-
стает. Необходимо добиться решительного

под`ема всего горного дела в цветной метал-
лургии.

инженер Дегтярского медного руднивз №
Банитанов.

На вечернем заседании 29 февраля с!
кладом о производстве горного оборудовани
и запасных частей, а также об организатий
ремонтных баз на рудниках и шахтах 1
ступил главный механик Haprommperitt
СССР тов. Киселев. у

На совещании техническим отделом Bi
вомцветмета организована большая BHC
ка достижений геологов и горняков Wsetsl!
металлургии в период Великой отечест:
HOH войны. :

; 1 марта совещание продолжает свою №
боту. Будет заслушая ряд докладов и #*
щений горных инженеров и стахановие?. —

Всесоюзное совещание главных яж“
ров рудников и шахт призвано помочь №
пространению передового опыт и 023769
ному выполнению большой програмиы 1
вития советской цветной металлургии *
1944 году.

На том же заселании хоклад о путях уве-
личения добычи руды и повышения произ-
водительности труда на горнорулных пред-
приятиях цветной металлургии сделал за-
меститель наркома тов. Флоров.

Вчера на утреннем заседанни с докладом
о состоянии рабочей силы и ее использова-
вии на рудниках и шахтах Наркомцветмета
выступил начальник отдела труда и зарпла-
ты Наркомцветмета тов. Панафидин. С боль-
шим интересом выслушало совещание до-
влад о мероприятиях, обеспечивающих рост
добычи мелной руды п производительности
труда на Дегтярском медном руднике, а так-
же об опыте применения системы подэтаж-
ных штреков и мероприятиях по борьбе с
рудничными пожарами. Докладывал главный

ник бригады ©С генерал-майор Лернер, (2.