Южнее

Нарвы

(От военного корреспондента «Правды»)

Пе по этим ли каменистым тропам шага-
ли солдаты великого Петра? Не за этим ли
седым валуном стояла медная пушка, пере-
литая из церковного колокола?.. Тут, на
берегах реки, в густых тогда лесах молодой
Петр в жарких баталиях боролся за булу-
щее своей страны, прокладывал ей дорогу
Е прогрессу и величию.

В Нарвекой битве 1704 года родилась
новая армия России, лучшая армия своего
времени, возмужали воинский дух и воип-
ское мастерство народа. История соединила
судьбу Нарвы и с другим великим собы-
тием. Под ее стенами молодые отряды Врзс-
ной Армии, созданной революционным вба-
родом, в феврале 1918 года разгромили
неменкнх захватчиков, рвавшихся к Петро-
граду. Так с Нарвы дважды начинал счет
своим победам наш народ.

Мпого сражений видала эта земля. Но
таких боев, как в феврале 1944 года, она
еще не знала. В реке Нарве наши части
подошли в начале. февраля. Позади оста-
лись 150 километров, пройленных от -le-
нинграда с непрерывными боями. Враг по-
лагал, что потребуются дни и недели, пока
русские соберутся с духом, обретут силы
для продолжения наступления.

ИН снова просчитались немцы. На берег
реки па всем ее протяжении наши части
вышли свежими, рвущимися в бой.

Немпы на левом берегу создали глубоко
эшелонированную линию укреплений. He-
мецкие саперы понастроили тут много дзо-
тов, нарыли траншеи и окопы. Ёолючая
проволока в несколько рядов тянулась вдоль
реки. Под лед немцы заложили тол, берега
усеяли минами. Сотни орудий, тяжелых
минометов, тысячи пулеметов-—станковых
и ручных — были стянуты к берегам Нар-

вы. Немцы надеялись, что они смогут OT-
сидеться здесь до лучших времен.

Но советское командование опрокинуло
п эти расчеты немцев. Наши части прямо
е ходу повели бой за левый берег Нарвы.
Бойцы килались в ледяную воду и на брев-
нах илыли к противоположному берегу. На
скорую руку сколачивали легкие плоты и
на них переправляли станковые пулеметы,
миномбты, ящики с боезапасом.

Немецкие пушки, стоящие у самого го-
рода, били по реке и ве берегам. Снаряды
ложились кучно, и, казалось, на пути наших
людей поднялась неодолимая огневая стена.
Выло страшно входить в реку, вздыбленную
снарядами. Но вначале одиночки, за ними
небольшие группы, а потом и целые роты
заценились на левом берегу реки. Наш
плацдарм рос медленно, но верно.

Улар по немецкой обороне наши части
нанесли южнее города, там, где река вру-

то сворачивает на запад. Здесь артиллерия

пробила в немецкой обороне. бреши, в ко-
торые устремились наши бойцы. В ре-
зультате ожесточенных боев наши части
захватили на западном берегу плацдарм
протяжением по фронту 35 километров и
в глубину 15 километров. 4

Немцы налеялись, Что советские войска
на таком узком участке, к тому же ско-
ванные болотами, не смогут использовать
излюбленный советским командованием
глубокий обходный маневр. Советские 18-
сти двинулись через болота в обход города
и, с боями продвигаясь вперед, перерезали
железную дорогу Нарва— Таллин в 15 кило-
метрах западнее города Нарва.

Д. РУДНЕВ.
Ленинградский фронт, 1 марта.
(По телефону). 4

Встреча ленинградцев
с партизанами

Сегодня ленинградцы пережили новую
большую радость: через триумфальную ap-
ку Нарвских ворот, арку побед и военной.
славы России, прошли многотысячные от-
ряды народных мстителей.

Но в Ленинград вернулась только. часть
партизанских сил. Остальные еще продол-
жают очищение ленинградской земли от не-
мецко-фашистских мерзавцев. В числе воз-
вратившихся в Ленинград-— боевые отряды
легендарных вожаков партизанской войны
Никифора Синельникова, Виктора 05`едко-
ва, Ивана Светлова, Бредникова и Алек-
сандра Ингинена.

Они наводили ужас на немецких захват-
чиков, подобно шквалу обрушиваясь на
фашистские гарнизоны» Только за время
наступления войск Ленинградекого фронта
отряды Никифора Синельникова уничтожи-
ли 2.489 немецких солдат и офицеров,
взорвали 5.632 рельса, уничтожили 64.710
метров  телеграфно-телефонных проводов,
взорвали 9 паровозов, 5 танков, 478 авто-
машин и 102, орудия. ;

Стройными колоннами расположились
партизанские отряды на площади против
Кировского райсовета. На трибуне—руко-
ведители партийных и советских организа-
пий Ленинграда, генералы и офицеры Крас-
ной Армии. Тут же рядом с партизанами—
колонны бойпов местной противовоздушной

обороны города, рабочие и служащие со-
ветских учреждений. Площадь дышит крас-
ными полотнищами знамен, лозунгами при-
ветствий, портретами руководителей пар-
тии и правительства.

Команда «смирно!» Командир партизан-
ской колонны полковник Рачков подходит к
трибуве и отдает рапорт члену Военного
Совета Ленинградского фронта тов. Ники-
THHY.

Or umenu Ленинградского обкома и гор-
кома ВЕП(б) и партийной организации Ки-
ровского района выступает секретарь Ки-
ровского райкома партии тов. Ефремов. On
товорит 0 HepaspbIBHeH связи партизан с
ленинградскими рабочими, о помощи рабо-
чих Ленинграда партизанам оружием, бое-
припасами, о роли ленинградской партий-
ной организации в. руководстве партизан-
ским движением, об огромной помощи пар-
тизанам руководителя ленинградских боль-
шевиков тов. Жданова. :

Один за другим на трибуну: митинга под-
нимаются отважные народные мстители. В
конце митинга партизаны и трудящиеся
города Ленина принимают приветственные
письма великому Маршалу Советского Союза.
товарищу Сталину и А. А. Жданову.

: М. CHBOJIOBOB.
Ленинград, 1 марта, (По телефону).

Выставка по ремонту и эксплоатации автомобилей
Красной Армии

В Москве, в здании Политехниче-
ского музея, открылась постоянно действу-
ющая выставка по ремонту и эксплоата-
ции автомобилей Красной Армии, органи-
зованная Главным автомобильным управле-
нием РККА при участии Наркомата авто-
мобильного транспорта РСФСР.

Выставка преследует цель показать луч-
шие методы ремонта и эксплоатации авто-
мобилей в полевых и стационарных усло-
виях, обобщить и организовать широкий
обмен опытом мёжду фронтами, автотранс-
портными ремонтными частями и заводами
промышленности.

На выставке демонстрируется около 5
тысяч экспонатов.

Материалы и экспонаты, представленные
фронтами и автомобильными частями, сви-
детельствуют о большой технической ини-
циативе офицерского и рядового состава.
Во фронтовых условиях организованы и
освоены реставрация и изготовление ответ-
ственных деталей автомобилей. Выставка
показывает различные технологические ме-
тоды этой работы. jase

Широко представлены разделы рациона-
лизации и изобретательства, экономии го-
рючих и смазочных материалов, применения
заменителей, повышения проходимости,
грузопод’емности и обеспечения безопасно-
сти движения транспорта в сложных фрон-
товых условиях.

Выставка хорошо оформлена.

Злектрический под’ёмник

БАКУ, 1 марта. (Корр. «Правды»).
Тракторы-под’емники играют большую роль
в ремонте нефтяных скважин. Группа
инженеров треста «Кировнефть» сконструи-
ровала специальный электрический под’ем-
ник, который обладает большим преимущест-

В Кривом Роге люди, два с половиной
тода судорожно жившие под страшной
властью немцев, сейчас дрожать перестали.
Многие месяцы прожили они в тоске и стра-
хе. Шахтеры пряталиеь по шахтам. По но-
чам вылезали «на-гора», прислушивались
к артиллерийскому грому. Он приближался,
он нес им спасение. Они привыкли к шагам
канонады — она шла к ним. На выручку.
Они жадно ждали.

Артиллерийская гроза прошумела над
городом, как спасительный дождь, и прока-
тилась дальше. На запад. Это неотвратимое
движение. И люди в городе это знают. Ни-
RTO He спрашивает: неужто немцы вернут-
ся? Они уже видели немцев, спасавитихея
бегством. Видели и наши войска, и нашу
технику. Чувство победы стало: всеобщим,
решающим чувством. ‚

Вместе с войсками пришли в город ста-
рые  криворожцы-руководители.  Предее-
датель горсовета Зиненко приехал из дале-
кого Мурманска. Родной город тянет. Родной
тород ждет хозяев и работников. Зиненко
двигался вместе с войсками велед за артил-
лерийским громом — это было движение
домой, к труду. Вот он пришел. Недолгие
об’ятия с земляками, и за работу. Темпы
восстановления жизни в освобожленных
тородах теперь куда выше, чем в первые
месяцы наступления —мы научились и
этому. Наступление строителей Ha paspyxy
по-военному размерено часами. Каждый час
приносит победу. Уже есть телефон. Сейчас
будет радио на улицах. Скоро будет вода,

вом перед трактором. На предприятиях «Ки-
ровнефти» уже эксплоатируются четыре та-
ких машины. По подсчетам специалистов,
замена тракторов электрическими под’емни-
ками даст тресту до 1.800 тыс. рублей эко-
номии в год.

ОЭвижения

(От военных корреспондентов «Правды»)

свет, печеный хлеб. Это все крепости, и их
берут е боя. Стосковавшиеся по труду люди
работают жадно.

Из развалин своей редакции вытащил
редактор Александр Криворог лве печатных
машины «американки». Наборщики разыс-
кали шрифт в золе. Редакция тится в уце-
левшем сарае. Но первый номер газеты
криворожцев уже вышел.

На шахту прибыл Алексей Семивелос. Он
стосковался по родной криворожеской руде.
Богатая руда, такой нет в мире. Путь к ней
лежнт сейчаб через развалины шахт, через
море подземной воды.

Немец зверски разрушил пахты, заводы,
поселки Криворожья. Но люди не плачут,
не охают над руинами —— они засучивают
рукава. Можно разрунить дом — нельзя
испепелить жизнь. Мы видели бульвар в
Дненропетровске. Над черными деревьями,
изуродованными снарядами, поднялись уже
тонкие руки новых ветвей. Сок бежит по
древесным жилам. Это великое движение.
Это — жизнь.

На железной дороге уже стучат кувал-
ды. Темпы ‘восстановления дорог нпора-
зительны. Мы любим благодушно, на-
смешливо поругивать наш «расейский бее-
порядок» и бездорожье — мы и не заме-
тили, как в огне войны выковался такой
порядок на наших дорогах, до которого нем-
цам далеко. Но раньше железной вползла
в Кривой Рог ВАД — военно-автомобильная
дорога — с ее бесчисленными указателя-
ми, дорожными лозунгами, усатыми регу-

Совещание актива рыбной
промышленности Приморья

ВЛАДИВОСТОК, 1 марта. (Корр. «Прав-
ды»). Состоялось краевое совещание актива
рыбной промышленности Приморья.

В 1943 году рыбная промышленность
Праморья дала сверх задания около 50 ты-
сяч центнеров рыбы и 5,5 миллиона банок
консервов. Для увеличения добычи рыбы в
текущем году намечено организовать выход

. рыболовецкого флота Ha экспедиционный
лов. Будет построено пять новых консерв-
ных заводов. Вступят в строй новые сейне-
ры, кавасаки и приемные транспортные
суда:

Среди рыбаков сейчас развернулось ©о-
пиаластическое соревнование за досрочное
перевыполнение плана рыбодобычи. Ини-

here этого соревнования — рыбаки Co-
ветской гавани — уже досрочно выполнили
квартальный план добычи рыбы на 200 про-

центов.
О

Товары широкого потребления
освобождённым районам

ГОРЬКИЙ, 1! марта. (Корр. «Правды»).
Предприятия местной промышленностя Горь-
KOBCKOH области изготовили и отправляют
для трудящихся Донбасса 50 тысяч ложек,
2 тыс. чашек, электрические печи, а также
болыное количество сырья и материалов.
Большая помощь предприятиями местной
промышленности оказана Калининской и
Смоленской областям. Туда отправлена одна
тысяча кроватей, много цветных металлов,
кожа, ложек и т. д. :

_На собрании актива местной промышлея-
ности области решено взять шефство над
Курской областью. Коллектив промкомби-
ната города Дзержинска посылает в Курск
боигаду специалистов для организации там
производства товаров ‘широкого потребле-
ния. Павловский комбинат выделил два руч-
ных пресса, много другого оборудования и
анструментов. Конкретные  соязательства
‘взяли также и другие коллективы предприя-
тий местной промышленности. i

fa PENS,

—O—

Десять новых детских
домов

КАЛИНИН, 1 марта. (Корр. «Правдь»).
В Калининской области по решению
партии и правительства в прошлом году бы-
ло открыто десять специальных детских до-
мов на 1.200 ребят. Трудяшиеся области
предоставили детям <вои лучшие здания,
создали для них подлинный уют и обеспе-
чили всем необходимым. Колхозы Новоторж-
ского, Калязинского, Удомельского и дру-
гих районов собрали для детских домов сот-
ни пудов продуктов, выделили коров в под-
собные хозяйства и снабдили детей обувью
‚и одеждой. :

В ближайшие два месяца в области до-
полнительно открывается десять таких до-
мов, рассчитанных на размещение в ‘них од-
ной тысячи малышей-сирот. Новые дома
оборудуются в _Вышнем-Волочке, Бологом,
Торжке, в Великолукском и других райо-

Выступление Бенеша

ЛОНДОН, 99 февраля. (ТАСС). Как не-
редаёт агентство Рейтер, президент Чехо-
словацкой республики Эдуард Бенеш вы-
ступил 29 февраля в Лондоне с речью, в
которой указал, что «пройдет немного вре-

мени и на континенте будет создан втэ-

рой фронт».
«Когда, — продолжал Бенеш,— начнется

вторжение и русский фронт приблизится
к чехословацкой территории‚,—а это может
наступить очень скоро,—мои соотечествен-
ники восстанут и примут участие в борь-
бе так же, как это делают сейчас патрио-
ты Польши, Югославии и Франции».

Коснувшись своих поездок в Соединен-
ные Штаты и Россию, президент заявил:
«Миновали дни, когда Советская Россия
была исключена из евронейских дел, бу-
дем надеяться, что эти дни никогда не
вернутся».

—-O-—

Приём в советском nocenperse
в Афганистане по случаю

_ 26-й‹годовщины Красной Армии

КАБУЛ, 24 февраля. (ТАСС). (Задержа-
но доставкой). 23 февраля в советском по-
сольстве в Афганистане состоялся боль:
шой приём по ‘случаю 26-й годовикины
Красной Армии. На приёме присутствова-
ли члены афганского правительства, диий-
ломатический корпус, высшие чины афган-
ской армии, общественные и политические
деятели и представители прессы. Премьер-
министр Мохамед-Хашим хан,` который пс
состоянию здоровья не мог присутствовать
на общем приёме, лично посетил советско-
го посла в Афганистане Бакулина и по:
здравил его с 96-й годовщиной Красной
Армин. :

—O—

Военные действия в Италии

ЛОНДОН, 1 марта. (ТАСС). Согласно
сообщению главного штаба войск союзни-
ков в Италии на фронте американской 5-й
армии, в районе плацдарма, в ночь на 29
февраля противник пытался в двух нанрав-
лениях проникнуть за линии союзников.
Эти попытки успеха не имели. Вчера про-
тивник оказывал сильный нажим на цен-
тральном участке плапдарма. Войсками
союзников взяты пленные. :

На главном фронте 5-й армии затишье.

Налёт на Западную Германию

ЛОНДОН, 1 марта. (ТАСС).° Как о с09б-
шает английское министерство авчацим,
в ночь на 1 марта бомбарлировщака «Мос-
ито» атаковала различные об’екты в За-
падной Германии. Все самолёты вернулись

на базы.

Германские самолёты над Англией

ЛОНДОН, 1 марта. (ТАСС). В Лондоне
официально об’явлено, что в ночь на 1 марта
германская авиация проявляла незначитель-
ную активность над Юго-Восточной Авгли-
ей и в районе Лондона. Сброшенные в не-
скольких пунктах бомбы причинали незна-

нах. Уже начаты ремонт и оборудование
зданий. В начале марта три ‘детских спе-
циальных дома в Невеле, Торжке и Боло-
гом примут своих воспитанников. ,
Сейчас в области работают 49 детских до-
мов, в которых воспитывается около пяти

тысяч ребят.
Завод взял шефство
над двумя МТС

ТОРОД Н. 1 марта. (Корр. «Прав-
ды»). Воллектив завода, гле директором
тов. Фомин, подобно артиллерийскому заво-
ду имени Сталина, решил организовать все-
стороннюю помощь МТС.

Вооруженцы услешно выполняют  зада-
ние по изготовлению запасных частей к
тракторам. На две трети выполнено задание
по изготовлению гильз цилиндра, шестерен
и поршней. Полностью выполнен заказ на
изготовление большого количества поритне-
вых пальцев.

Но коллектив. завола этим не ограничил-
ся. Он решил оказывать всестороннюю по-
мощь МТС и с этой целью взял на себя ряд
обязательств.

Задание Государственного Комитета Q60-
роны по изготовлению запасных частей для
MTC u MIM по всей номенклатуре завод
обязался выполнить полностью к 15 марта.
_ Завод взял шефетво над двумя МТС и на-
чая оказывать им всестороннюю помощь. В
полшефные МТС посланы бригады квалифя-
цированных рабочих для проведения ремон-
та тракторов.

Решено подготовить для полшефных МТС
труппу трактористов и квалифицированных
рабочих по ремонту машин, а также решено
послать группу лучших заводских агитато-
ров для организации полнтико-массовой pa-
боты в МТС как на ремонте тразторов, Tak
и во время весеннего сева. У

№

лировщиками, бензозаправочными пунктами
и даже с офицерской гостиницей. Дорога
рвется через город на запад и на юго-запад.
Ретулировщик молодцевато-салютует флаж-
ком танкистам. Все охвачено великим чув-
ством лвижения. И это самое волнующее,
что видишь здесь.

Лвижутся танки, орудия, обозы, забрыз-
ганные грязью грузовики везут боеприна-
сы. Идет пополнение. Оно идёт хорошей
дорогой — дорогой победы. Это не забудется
в бою.

Дороги развезло. Оттепель. Туман. Грязь.

И даже дождь в феврале. Грязь здесь гу-
етая, тягучая, мощная. Чернозем. Поля 1о-
крыты непрочным мокрым снегом и водой.
Вода всюду. «По правилам» в такую непо-
толь наступать нельзя.

Но никто—ни командование, ни офице-
ры, ни бойцы не говорят себе: нельзя на-
ступаль в такую погоду. Напротив, всё ох-
вачено наступательным порывом. Великое
чувство движения вошло уже в кровь и
плоть советского волдата. На запад— это не
только лозунг, не только клич, это—им-

развалины Кривого Рога, тот, кто прошел от
Волги до Ингульца, тот не может медлить.

дения родная земля. Он к ней идет.

хватить у врага пушчёнку.

пульс. Это— приказ сердца. Тот, кто видел

Он торопится. Он знает, как ждет освобож-

Люди тащат орудие на себе по грязи. Ес=
ли же свое орудие подтащить трудно, то
можно и У немцев взять. И берут. Артилле-
ристы Лукъянчикова захватили немецкуе
пушку, выделили для нее новый расчет и
бьют врага из его же орудия. Тысяча сна-
рядов уже полетела на голову немцев. Те-
перь артиллеристы собираются еще при-

чательный ущерб. Жертв нет.

Потери авиации за неделю

ЛОНДОН, 1 марта. (ТАСС). Как передаёт
агентство Рейтер, в течение недели — © 22
по 28 фезраля — в`больших воздушных сра-
жениях над Германией и при налётах на
Англию германская авиация потеряла свы-
ше `700 самолётов. Американские самолёты
в ходе операций, проводившихся с баз, рас-
положенных на территории Англии и Ита-
лии, сбили 641 германский самолёт. 31 <а-
молёт нёмцы потеряли над Англией. Ан-
глийская авиация уничтожила, кроме того,
15 самолётов над Евроной; 12 германских
самолётов было уничтожено в районе Среди-
земного моря.

Американские потери составили 382 тя-
жёлых бомбардировщика и 37 истребителей,
Английская авиация потеряла 82 самолёта,
причем большинство из них было сбито при
трёх больших налётах на Штутгарт, Швейн-
фурт и Аугсбург. ! английских самолётов
сбито на Ближнем Востоке и 4 — в Юго-
Восточной Азин. :

Заявление Стеттиниуса в связи
< положением в Аргентине

ВАШИНГТОН, 1 марта. (ТАСС). Ис-
полняющий обязанности государственного
секретаря США Стеттиниус заявил на
пресс-конференции, что правительства аме-
риканских стран продблжают обменивать-
ся мнениями и информацией в связи с со-
здавшейся в Аргентине обстановкой. Для
этой цели, повидимому, потребуется ешё
несколько дней.

Стеттиниус указал, что сейчас ещё не
время обсуждать сообщение о том, что
аргентинский президент Рамирес покинул
свой пост в результате оказанного на него
давления. Стеттиниус отметил, что за по-
следнее время в аргентинском правитель-
стве произведены некоторые новые назна
чения, и указал, что события в Аргентине
всё ещё продолжают развиваться.

Ни дождь, ни грязь не могут остановить
наших пехотинцев. здесь говорят даже, что
туман и дождь-—не помеха, a скорее пед-
спорье. Туман для внезапного налета хорош,
а по трязи немцу удирать труднее. Поль-
зуясь туманом, разведчики ходят в лихие
рейды. Грунпа сержанта Соколова прошла в
тыл врага, напала на численно больший от-
ряд немцев, 19 убила, а офицера привела.
Bee чаще стали чействовать наши подраз-
деления ночью. Внезапными ночными на-
JeTaMH захватываются населенные пунк-
ты. По ночам же идет неутомимое прееле-
дование отступающих немцев. Несмотря на
непогодь, линия Фронта все дальше ото-
двигается на запад и юго-запад.

Немцев тоже охватило чувство движения.
Это движение рака, карабкающегося во-сво-
яеи под корягу. Немец упирается, он не
хочет уходить, он отчаянно сопротивляет-
ся, но глаза у него на затылке. Он смотрит
назад. — ь

В номецких письмах и дневниках один
мотив: мы не знали, сколько простоим здесь,
но похоже на то, что очень недолго. Оков-
чательно потеряв Днепр, они думают теперь
о Южном Буге, как об обетованной коряге.
Они отчаянно дерутся на каждом проме-
жуточном рубеже. Они цепляются, Но в то,
что устоят здесь, больше не верят.

Фронт движется... Несмотря ни на что—
ни на грязь, ни на распутицу, ни на отча-
янное сопротивление немцев. Это движе-
ние—то более быстрое, то временно замед-
ляющееся, но неотвратимое и ежедневное.
На запад. В победе.

Б. ГОРБАТОВ, П. ЯХЛАКОВ.

3-й Украинский фронт, 1 марта.
(По телеграфу).

АДРЕС РЕДАКЦИИ в ИЗДАТЕЛЬСТВА: Москва, 40. Лениигоалское хноссе, улина «Правды»,

д 3-36-82; Иностранного — Д 3-37
52121.

pe

-50; Писем — Л 3-15-69; Местной сети — Д 3-15-47;

д. 24. ТЕЛЕФОНЫ ОТДЕЛОВ РЕДАКЦИИ: Справочное Giep:
Литературы и искусства — Д 3-38-73; Военного — Д 3-37-63;

Типография газеты «Правда» имени Сталина.

о —Д 3-15-68; Партийной жизни Д 1-52-48; Пропаганды —
Секретариат — Д 3-15-64; Отдел об’явлений — Д 3-30-

Война на Тихом океане

`Американские войска высадилясь
„на островах Адмиралтейства

агентство Рейтер, штаб  Об’единённого
командования вооружёнными силами <оюЗ-
ников в юго-западной части Тихого океана
сообщает, что американские войска высади-
лись на островах Адмиралтейства (севернее
архипелага Бисмарка) и полностью заняли
остров Лос Негрос. Сопротивление японских.
войск было быстро сломлено. Сопротивления
в воздухе или на море во время высадки
японцам оказать не удалось.

ТОКИО, 1 марта. (ТАСС). Как сообщает
агентство Домей Нусин, японская морская
пехота ведёт в настоящее время тяжёлые
бои с высадавшимися на островах Адмирал-
тейства американскими войсками.

Нокс о японских потерях на море

ВАШИНГТОН, 1 марта. (ТАСС). Морской
министр СИТА Нокс заявил представителям
печати, что американские подводные лодки,
действующие на, Тихом океане, потопили
1 крупный японский танкер, 1 грузовой
транспорт, Г небольшое и 11 средних грузо-
вых судов. Все: американские вооруженные
силы на Тихом океане потонили после 1 фев-
раля 18 японских кораблей, вероятно пото-
пили 1 и повредили 3. Кроме того, они по-
топили 110, вероятно потопили 7 и повре-
дили 5 невоенных судов. Общий тоннаж
потопленных с начала войны японских тор-
говых судов составляет более 3 млн. тонн,

—_—O—

Операции в Бирме

ЛОНДОН, 1 марта. (ТАСС). Штаб коман-
дования войск союзников в Юго-Восточной
Азии сообщает, что войска союзников. про-
должали успешные операции по очистке от
японских войск района восточнее горного
хребта Майю (Бирма). Колонна японских
войск, которая оказывала сопротивление к
северу от района расположения 7-й индий-
ской дивизии, была вынуждена под давле-
нием войск союзников оставить свои пози-
ии.

К востоку от горного хребта Майю от-
лельные части японских войск предпринн-
мают отчаянные попытки пробиться к свонм
главным силам. В долине Каладан западно-
африканские войска продолжают успешное
продвижение в западном направлении. Япон-
ская авиация предприняла ряд налётов на
позиции союзников: .

—о—-

Суд в Алжире

ЛОНДОН, 1 марта. (ТАСС). Как передает
агентство АФИ, 28 февраля на суде по делу
бывитих работников концлагеря Виши в Хад-
жерате (близ Колон-Бешара) продолжался
допрос свидетелей. Врач Райфенберг, кото-
рый был направлен на работу в хаджерат-
ский лагерь полковником Висьо, показал, что
заключённые в этом лагере были постав-
лены в ужасающие условия. Один из работ-
ников лагеря подсудимый Дофин избивал
заключённых и приказывал делать это и
своему подручному Риппу.

Другой свидетель, являющийся ныне сбл-
датом французской армии, также подтвердил,
что в хаджератском лагере заключенные
подвергались избиениям.

Правительственный комиссар полковник

‚Фор в своём обвинительном акте, зачитанном

на суде, потребовал смертной казни для об-
виняемых Сантуччи, `Финидори, Дофина,
Риппа, Дорманова, Трейса, Висьо и Моска,
пожизненных каторжных работ — для Селье
и Дотти и двухлетнего тюремного заключе-
вня — для полковника Люпи. В своём обви-
нительном акте Фор клеймит неслыханяо
подлое поведение палачей Хаджерата и под-
черкивает, что суд над ними является одно-
временно судом над всем режимом Виши.

oe

Бои в Югославии

ЖЕНЕВА, 1 марта. (ТАСС). По сведе-
наям, полученным из Югославаи, на участ-
ке фронта Глина—Петрина части народно-
освободительной армии ведут ожесточённые
бом с германскими и усташскими частями,
которые пытаются пробиться на освобож-
дённую территорию. Упорные бои идут так-
же в Герцеговине.

В Словении продолжаются жестокие бои
на участке фронта у Горяцы и з районе
Марабора, где оккупанты предприняли на-
ступление. Враг несёт большие потери.

В Лике велась бои в окрестностях Перу:
шича а Оточаца.

Саботаж иностранных

‚рабочих в Германии

ЖЕНЕВА, 1 марта. (ТАСС). Берланский
корреспондент швейцарской газеты «Швей-
цер иллюстрирте цейтунг» сообщает, что
иностранные рабочие, нахолящиеся в Гер-
мании, саботируют, не желая работать на
немцев. На германских зазодах, пишет кор-
респондент, присутствие ичюстранных рабо-
чих является источником бесчисленных
трудностей, для преодоления которых при-
ходится часто прибегать к услугам поли-
ЦИИ.

Корреспондент указывает, что саботаж
осуществляется в самых различных формах.
Так, например, иностранные рабочие, заяв-
ляя, что они на слова не понимают по-
немецки, игнорируют под этим предлогом
различные технические указания немецких
надсмотрщиков и портят продукцию. Не-
редко уже готовые и прошедшие контроль
изделия приводятся в негодность за спиной
немецкого надомотршика. Ёитлерозцы для
«острастки» часто расстреливают  заподо-
зренных в саботаже. Однако саботаж усхи-
ливается. Так, на одном большом военном
заводе было установлено, что в каждой
смене нехватало около 50 иностранных рабо-
чах. Они проходила через главный вход на
терраторию завода и затем уходили через
другой выход.

ee

СТОКГОЛЬМ, 1 марта. (ТАСС). Гитле-
ровские газеты продолжают публиковать
судебные приговоры над немцами, обвинён-
ныма в распространении «анонимок», т. е.
антигитлеровских листовох. Газета «Мюн-
хенер нейесте нахрихтен» пншет, что «в рам-
ках мероприятий против распространителей
анонимок» был приговорён к длительному
тюремному заключению одхн житель города

Нейбурга.
О
ИНОСТРАННАЯ ХРОНИКА

ЗЕ Премьер-министр Южно-Африканско-
уго Союза Смэтс заявил в парламенте, что
правительство Южно-Африканского Союза
полписало соглашение о ЮНРРА (Адми:
нистрация Номоши и_ Восстановления -Об`-
единённых Наций) и что оно намерено со-
действовать закупкам в Южной Африке
‚как можно большего количества предме-
тов первой необходимости для оказания
помощи после войны пострадавшим наро-
дам Европы.

3 В Англию прибыли новые подкренле-
ния для всех родов войск канадской ар-
мии, находящейся в Англни.

Д 3-33-88; Сельскохозяйственного
— 13-10-85; кого
12. 0 недоставке газет в срок сообщать по ит К 30605.

Пахота идёт по всему -

` Узбекистану
ТАШКЕНТ, 1 марта. (ТАСС). Bore
одиннадцати тысяч тракторов уже работают

на колхозных полях республики. Начав.
шись в южных районах, пахота pacmp.
странилаеь по всем хлопковым полям у.
бекистана. Поднято земли на 90 THe
гектаров больше, чем к этому времени в
прошлом году. Колхозы вывезли на пом
25 миллионов арб местных удобрений.
Закончен предпахотный полив земель,
Орошено более миллиона гектаров. Пром.
ты 350 тысяч гектаров солончаковых y.

мель.
В

3.509 звеньев высокого урожая

АЛМА-АТА, 1 марта. (ТАСС). В кожи.
зах республики организовано более 3,5 тн.
сячи звеньев высокого урожая. Звенъевне
прошли месячные курсы, прослушали ле.
ции по агротехнике, организации труда т
уставу сельхозартели. Мастер высоких ур
жаев риса Ким Ман-Сам и его послелон.
тели Жахаев и Танабергенов рассказал
колхозникам о своём опыте.

=
Паровозы освобождённым
дорогам
ВОЛОГДА, 1 марта. (По телефону,

Железнодорожники Сёверной  магистрал
обязались высвободить две паровозных к
лонны для освобождённых дорог. Слов
советских патриотов не разошлось с делом,
Развернув _ соревнозание ° за’ унлотненяе
графика оборота паровозов, они стали вн.
лолнять план грузоперевозок при меньшеи
паровозном парке.

25 февраля паровозная колонна, высь
божденная за счёт оувеличеная средь.
суточного пробега паровозов, передана в
распоряжение НКПС. Вторая колонна так
же сформирована и в ближайшие дни будет
отправлена Ha одну 43 0 ЖЕНЫ

дорог.

Дома отдыха и здравница
для рабочих Уралмашзавода

‚СВЕРДЛОВСК, 1 марта. (Корр. «Пик
ды»). Уралмашзавод за последние полгом
открыл в окрестностях Свердловска два до
ма отдыха. В них но путевкам завкома одне
временно отдыхают сто ставкостроителей,
Срок пребывания в доме отдыха — две неде.
ли Там обеспечены усиленное питание,
ботливый уход. Стахановцы, инженерно-тех.
нические работники возвращаются из до
отдыха хороню отдохнувшими. С начала в
вого гола в обоих домах отдыха побывал
300: работникоз завода. .

Сейчас Уралмашизавод < помощью BIICIC
подготовляет к открытию новую, распол-
женную недалеко от Свердловска большую
здравницу санаторного типа Ha 300 sect

Е

РОСТОВСКИЙ ДОМ НАРОДНОГО
ТВОРЧЕСТВА
РОСТОВ-на-ДОНУ, 1 мартаз (Кр
«Правды»). Возобновил свою работу Ростов:
ский дом народного творчества. Намечею
восстановить в этом году Вешенский тет
казачьей колхозной молодежи, казачьи хс-
Бы станиц Константиновской и Семикара
корской и другие крупные самодеятельные
коллективы.
Начат сбор донского казачьего‘ фольклора.
я t

РЕДАКЦИОННАЯ

Е

Sp kee

SS

ВЫШЕЛ ИЗ ПЕЧАТИ
журнал ЦК и МК ВКП(б)

]
«СПУТНИК АГИТАТОРА»
№ 5.

СОДЕРЖАНИЕ: Приказ Верховного Главно.
командующего 23 февраля 1944 г. № 16,
г. Мосьва. Призывы ЦК ВКП(б) к 26-й 10
довшине Красной Армии. Передовая — При.
каз зовариша Сталина и задачи агитаторов.
Т. Зуева —O культурно-проеветительной ра- i
Gore в деревне. П. Доронин — Некоторые
‚особенности мазсово-политической работы в
освобождённых от врага районах. A, Чекв-
нов — Роль агитаторов в ‘успехах завода.
БЕСЕДА АГИТАТОРА. Советская женщина”
в борьбе против немецко-фелииетских захват:
чнков (Ко Дню 8 марта). БЕСЕДА ДаЯ
МОЛОДЕЖИ. 0. Мишакова — Дочери вели:
кого народв. КОНСУЛЬТАЦИЯ. J, Paros
Армия—армия братства и
дружбы народов СССР. БЕСЕДА АГИТАТО.
РА НА ПРЕДПРИЯТИИ. Помощь МТС #,
МТМ — долг рабочих натшей промышшление:
сти. ПРАКТИКА АГИТАЦИИ. А. Клюева -
освобождённото
работы.

Сельский
района.

агитколлектив

Хроника

ский — Красная
агитационной

ДНЕВНИК СЛАВЫ КРАСНОЙ АРМИИ,

ad

КИНО, ТЕАТР

Специальный выпуек «ТРАГЕДИЯ В КАТЫЕ-
СКОМ ЛЕСУ» — Новости дня, Хрбника, НауБа
и знание, Метропель, Динамо.

Американский документальный фильм «БИТВА

ЗА РОССИЮ» — Таганский, Москва, Ме
поль, Художественный, K/t BHC, ори,
торм.

Новый цвегной художественный Фильм «БАГ.
ДАЛСКИЙ ВОР» — Первый, Родина. Колизей,
Ударник, Центральный, Форум,

Художественный исторический фильм <ЛАВИД.
БЕК» — Метрополь, Художественный, Мир

«КОТОВСКИЙ» — Дет. к/т Юный зритель (вез).

ee OB ОДНОМ КОРАВЛЕ> — Таганекяй
Hkzo.

«В СТАРОМ ЧИКАГО» — Авангард.

«ЛЕРМОНТОВ» Дет. к/г Юный зритель (днёа,

«ДВА БОЙПА» — Смена,

«МОЯ ЛЮБОВЬ» — Аре.

«БОЕВОЙ КИНОСБОРНИК №
Октябрь (днём).

«ПО ШУЧЬЕМУ ВЕЛЕНИЮ» — Заря.

«КИНОКОНЦЕРТ К 25-ЛЕТИЮ КРАСНОЙ АР
МИИ» —- Экспресс.

БОЛЬНОЙ ТЕАТР — 2 — оп. Иван Сус
нин. ЗАП — оп. Сказка о царе Салтане. Нач
в 7 час. вечера.

ФИЛИАЛ ГАБТ — ЗИ оп. Травиата, Е*
зало в 7 час. вечера.

ГОСУЛАРСТВЕННЫЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА
АКАДЕМИЧЕСКИЙ МАЛЫЙ TEATP— ли-
Назествие. Начало в 7 час. вечера.

ФИЛИАЛ МАЛОГО ТЕАТРА (Больш, Орды
ка, 69) —ЭЛИ — Стакан воды. Начало в 1 9%

вечера.

МХАТ СССР им. ГОРЬКОГО —2ЛИ — Рус
monn. Начало в 7 чае, вечера.

ФИЛИАЛ МХАТ — 2/11 — Пикквикский 2%
Начало в 7 час. вечера.

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ТЕАТР КРАСНОЙ АРМИЙ
(площаль Коммуны, новое здание) — Шо
Давным-давно. Начало в 7 час. вечера. Е

ГОС. ТЕАТР им, Евг. ВАХТАНГОВА (ya
Горького, пер. Садовеких, 160) — ЛИ — 025
Дундич, Начало в 7 час. вечера.

Московский ГОС. ЕВРЕЙСКИЙ ТЕАТРЫ
2И — Заколдованный портной. Начало в 7 9
вечера.

МОСКОВСКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ (ул. Гери
на, 19) — 2ЛИ — Весла в Москве. Начало ©
7 час. вечера. : у та

ГОС. МОСКОВСКИЙ МУЗ. ТЕАТР им. RS
СТАНИСЛАВОКОГО и Вл. И. НЕМИРОВИЗА
ДАНЧЕНКО — ЛИ — Надежда Светлова. Н*
чало в 7 час. вечера.

ГОС. МОСКОВСКИЙ КАМЕРНЫЙ TBAT
(Тверской бульвар, 23) —ОЛИ — Пока не ©“
новится сердце. Начало в 7 час. вечера.

МОСКОВСКИЙ ГОС. ТЕАТР именин ЛЕНИЕ’
СКОГО КОМСОМОЛА — 2ЛН — Фронт. Начало 8
Т. чае, вечера,

ГОС. ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР имеви м0С-
СОВЕТА (Каретный ряд, 3) — 2/11 — y7Pe—
Забавный случай, веч. — Нашествие, Начало *
Т чае. вечера, утреннего — в 12 час, дня,
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ТЕАТР ТРАНСПОРТА (ул.
Казакова, 8) — 2ЛИ — Со всякнм может слу
читься. Начало в 7 час. вечера.

1> — Детский в

Изд. № 144. =

2 ыы et et et eg

eee

«<<