Пролетарии всех стран, соединяйтесь!
Всесоюзная Коммунистическая Партия (больш.).

Орган Центрального Комитета и МК ВКП).

№ 55 (9512)   Суббота, 4 марта 1944 HA 2
SSS SSS Sea -— —

ЦЕНА 20 КОП,

Ордена и медали
морской славы и лоблести

Указами Президиума Верховного Совета

порта конвоировались двумя миноносцами
СССР учреждены военные ордена и медали р ; :

12 сторожевыми корабля
прославленных русских флотоводцев Уша-  10 ть wa ; НЫ в
rosa и Нахимова. Наш народ чтит память   прерывно прикрывались двумя < Мессершмит-
0 своих знаменитых полководцах и флото-   тами». 29 кораблей для прикоытия трёх
водцах. Целые героические страницы исто-   транспортов! — эта цифра наглядно пока-
рии нашей Родины связаны с именами   зывает, как страшатся немцы наших моря-
Ушакова и Нахимова. ков. Но ни огромный конвой, ни дымовые
Адмирал Ушаков, современник Суворова,   завесы, ни манезрирование, ни вызвапное
был одним из основоположников знамени-   На помощь авиационное прикрытие не пре-
той черноморской школы морской выучки,   Ддохранили караван врага от удара совет-
13 которой впоследствии вышли адмиралы   СкКих моряков. Один его транспорт и один
Лазарев, Корнилов, Нахимов, Истомин.   зекортный корабль были потоплены.
С именем Ушакова связаны замечательные Прикрывая фланги частей Красной Ар-
победы на Чёрном и Средиземном морях. Он   мии, линкоры, крейсеры, миноносцы огнём
обладая исключительным талантом флото-   своей артиллерии громили вражеские войска
водца, поражавшим оригинальностью и но-   на побережье. Не раз под ударами корабель-
визной тактических приёмов. Он был ярый   ной артиллерии противник отходил или ме-
враг рутины и шаблона. Похобно Суворову   нял св0ё местоположение. В тесном
па суще, Ушаков был новатором тактиче-  взаимодействии с частями Красной Арийн
ских приёмов на море. : флот героически отстаивал стратегически
С именем Нахимова связаны блистатель-   важные центры и базы нашей страны. 39-
ная победа русского флота при Синопе и ге-  лотыми буквами будут вписаны в историю
роическая эпопея обороны Севастополя.   Хни незабываемых боёв за Одессу, Ханко,
Стойкая, изумившая весь мир защита Се- Севастополь, Ленинграл, Новороссийск.
вастополя прославила Нахимова. Он стал Звание советского военного моряка стало
близок сердцу каждого русского человека.   в нашей стране символом беззаветной храб-
Подвиги Нахимова в бою при Синопе и в  рости, непоколебимой стойкости и беспре-
дни обороны Севастополя сделали его имя  дельной ‘верности воинскому долгу. 150
известным во всём мире. офицеров и ряловых флота удостоены зва-
Советские моряки — моряки нашего   ВИя Героя Советского Союза, свыше 40 ты-
времени, моряки новой складки — воспиты-   СЯ9 награждены орденами и медалями. 42
вались и на прославленных боевых тради-   Крабля и части занесены в списки гвардия
циях русского флота. на традициях Уша-  ФлОта, 47 кораблей и частей награждены
кова и Нахимова. Ордена и медали их ‘орденами Красного Знамени. Гвардейские я
имени будут украшать грудь лостойнейниих   КРаснознамённые флаги, завоёванные в 69е-

йз доетойных, вдохновляя советских моря- ВЫХ походах, гордо реют на мачтах судов

ков на новые боевые подвиги. Орденами действующих флотов и флотилий. «Мы имеем

будут награждаться офицеры Военно-Мор- Е eae а
ского Флота за выдающиеся заслуги в ор- > EDYA НЮ СООТ В

ганизации, руководстве и обеспечении бое- Е и 8 али
. aoe ой о опе-

вы а peli chat tae be. ративно-тактическое мастерство — офице-
ров нашего флота. В смелых но замыслу и

Дину. дерзких по исполнению десантных опера-
Вот уже третий год флот‘ нашей страны  циях, при набеговых операциях и ‘налётах
несёт боевую вахту на флангах Красной   На порты и базы противника наши моряки
Армии, упирающихся в море. «На протя-  ПоБазали себя умелыми организаторами. В
дении громадного фронта от Северного боевых походах выросли опытные, волевые,
Ледовитого океана ло Чёрного моря бойцы ЧУЖДые шаблона морские офицеры, способ-
Красной Армии и Военно-Морского Флота   ВЫе принять и выполнить смелое решение.
ведут ожесточённые бои, тобы изгнать из   _ Но И в духе советских моряков остана-

2 вливаться на достигнутом. Требования к
нашей страны немецко-фантистеких захват-
ицерам Bae’
чиков и OTCTOSTh честь и независимость О Е Е ее ма AEM:

условия и приемы борьбы на море все 69-
нашего отечества» (И. Сталин). 7 > yi о

> лее усложняются. Для _того, чтобы стоять
Война явилась суровым Мспытанием для на уровне современных требований, офице-
наших моряков. Невзирая ни на какие труд-   рам флота, как и рядовым, надо непре-
ности, наш флот ведёт операции, помогая   станно учиться и учиться. Война не терпит
Ерасной Армии всеми имеющимися В его   застоя. Надо глубже и настойчивее изучать
распоряжении средствами. Повседневно Бе-   накопленнде в боях, шире перенимать опыт
Лась н ведется ожесточенная и напряжен-   передовых кораблей, частей, экипажей, по-
ная борьба лёгких сил в прибрежных райо-   вышать культуру штабов, учиться воевать
нах. Подволные лодки, торпедные катера,   по-современному, брать на вооружение фло-
сторожевые корабли, тральщики, десант-   та многосторонняй опыт Красной Армия.
ные пловучие суда, авиация, артиллерия    (брашаясь в советским воинам в день
береговой обороны, морская пехота ни на   ХХУ[ годовщины Красной Армии, Верхов-
один день не прекращают борьбы с врагом,   ный Главнокомандующий Маршал Сорет-
ни па один час не оелабляют силы Удара.   ского Союза товарищ Сталин писал:
В крупных масштабах развернулась миннал «Красная Армия добилась решительного
война. Непрерывно идут боевые схватки   поворота в войне в нашу пользу и ныне
либо на море, либо в воздухе, либо на суше.   уверенно идёт к окончательной победе над
0 размахе боевых операций напгих под   врагом. Враг терпит поражение за пораже-
водных лодок можно сулить хотя бы по   нием».
тому, что только одна краснознамённая Но враг ешё не разбит. Он ещё сидит в
бригада подводных лодок Северного Флота   Крыму. Он пользуется морем, — бить его
уничтожила свыше 190 военных кораблей на переходе! Враг пенко держится за ру-
п транспортов противника. 0 боевых делах   бед на Севере. Он снабжается морем, —
абгких кораблей свидетельствует деятель- бить его на коммуникации! Враг занимает
ность черноморского тральщика «Арсеный   Genera Чёрного, Балтийского и Баренцова
Расскин». За время войны он прошёл более   уорей, — бить его с моря! Бить всеми срел-
50 тысяч миль, отконвоировал 200 транс-   ствами, всеми силами! На дно вражесяие
портов, перевёз более 10 тысяч бойцов.   корабли! На дно фашистских захватчиков!
Сотни раз пришлось ему отбивать атакг Пусть вечно будут живы среди вас ге-
врага с воздуха. Умело маневрируя, траль- рпоические традиции русского флота, совет-
щик остался невредим. Вместе с тем Траль-   ские моряки — достойные потомки наших
цик сбил немецкий самолет, потопил стору-   флотоводцев Ушакова и Нахимова! К новым
жевой: катер. : боевым подвигам зовёт вас Родина во имя
Наши самолёты-торпедоносцы, наши под-   полной победы над гитлеровскими варвара-
зодные лодки и катера стали грозой вузе. ми, посягнувшими на наши моря и земли.
а аа Пусть грудь славных И oe
, _  yEpacaT ордена и медали ов =
та, топят его корабли. В результате актив wind. Пос мон polmidanprede  Beuaaor)

ного возлействия наших сил на вражеские ss fi
Сталина вперёд, советские моряки, на 05о3-

коммуникации немецкие транспорты ходят о E
только в сопровождении крупных конвоев. чательный ‘разгром немецко-фашистских за-

В Баренцовом море три вражеских транс-   хватчиков!

\ сессия Верховного Совета’ РСФСР
1-го созыва

ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ

о заседании У сессии Верховного Совета РСФСР

1-го созыва 3 марта 1944 года

миссаров РСФСР тов. Перов Г. B., mperce-
хатель исполкома Ивановского областного
(Совета депутатов трудящихся тов. Шубин

Вчера, 3 ‘марта, в 11 часов дня, в зале
заседаний Верховного Совета РСФСР, в

Кремле, состоялось четвертое заседание
У сессии Верховного Совета РСФСР 1-го  Г. Н., Народный комиссар здравоохранения
созыва. РСФСР тов. ‘Третьяков А. Ф., депутаты

Оника Д. Г. (Шахтинский округ, Ростов-
ская область), Ищение Л. И. (Константи-
новсквй округ, Ростовская область). Соч-
нева 3. И. (Шадринский округ, Курганская

Председательствует — заместитель Пред-
седателя Верховного Совета РСФСР депутат
Сарычева М. В. =

В порядке дня — продолжение прений

по докладу о Государственном бюджете
РСФСР на 1944 год и исполнении Госу-
дарственного бюджета РСФСР за 1940,
1941 и 1942 годы. z

В прениях выступили Нарожный комис-
cap лесной промынгленности PCOCP тов.
Колданов В. Я., депутат Ветошкин Г. В.
(Сыктывкарский округ, Коми АССР), заме-
ститель Председателя Совета Народных Ко-

область), Народный комиссар ксимуналь-
ного хозяйства РОФСР тов. Макарев В. И.,
Председатель Совета Народных Комиссаров
РСФСР тов. Косыгин А. Н., хепутат Кум-
риянов И. Н. (Атяшевский округ, Мордов-
ская АССР), Народный комиссар местной
промышленности РСФСР тов. Смиряез В. П.
На этом четвертое заседание У сессий
Верховного Совета РСФСР закрывается.

РСФСР 1-го СОЗЫВА.

Прения по докладу о Государственном бюд-
жете РСФСР на 1944 год. Речь Председателя
Народных Комиссаров РСФСР тов.

Совета
А. Н. Косыгина (1 и 3 стр.).

Указ Президиума Верховного Совета СССР
об учреждении военных орденов: ордена Уша-
кова Г и П степени и ордена Нахимова

Ти П степени (1 стр.)._.

Указ Прёзиднума Верховного Совета СССР
об учреждении военных медалей: медали Уша-
кова и медали Нахимова (1 стр.).

LS.

Письма

сводка за 3 марта (2

Ф. Неткачаев, Е. Пузанкова и др.— Колхоз-
’ ная бригада перед выездом в поле (4 стр.).
Иностранная печать о советско-финских от-

нопениях (4 стр.).

Массовое ‘бегство иностранных рабочих
с германских предприятий (4 стр.).

Напряженное положение в Верхней Савойе

(4 стр.).

трудящихся
‚  товарищу И. В. Сталину и ответы товарища
И. В. Сталина (2 стр.).

От Советского Информбюро.

Советского Союза

Оперативная
стр.).

(4 стр.).

(4 стр.).

CErORHS B HOMEPE:

У СЕССИЯ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА Обсуждение в комиссии по иностранным
делам палаты представителей США вопроса
о продлении закона о передаче взаймы или
в аренду (4 стр.).
Чрезвычайные мероприятия японского пра-
вительства (4 стр.).
Налет американских самолетов на Берлин

Всеобщая забастовка в Северной Италии

На советско-германском фронте убит вид-

ный гитлеровский главарь Габихт (4 стр.).

0б учреждении военных орденов: ордена. Ушакова Ги П степени
и ордена Нахимова Ги П степени

4: Распространить льготы, установленные статьями 10—16 «Общего

Президиум Верховного Совета Союза Советских Социалистических

Республик постановляет:

1. Учредить для награждения офицеров Военно-Морского Флота за
выдающиеся заслуги в организации, руководстве и обеспечении боевых
спераций и за достигнутые в результате этих операций успехи в боях

за Родину военные ордена:

Орден Ушакова Ги П степени,
Орден Нахимова Ги П степенч.
2. Утвердить статут Я описание ордена Ушакова   и П степени.
3. Утвердить статут и описание ордена Нахимова Ги П степени.

Положения об орденах СССР», на награжденных военными орденами
Ушакова [и Н степени и Нахимова Г и П степени.

5. Предоставить право награждения от имени Президиума Верхов-
ного Совета СССР орденом Ушакова П степени и орденом Нахимова

П степени командующим флотами,

с последующим утверждением на-

граждения Президиумом Верховного Совета СССР.
Председатель Президиума Верховного Совета СССР М. КАЛИНИН.
Секретарь Президиума Верховного Совета СССР А, ГОРКИН.

Москва, Кремль. 3 марта 1944 г.

Статут ордена Ушакова

1. Орденом Ушакова награждаются
офицеры Военно-Морского Флота за выдё-
ющиеся успехи в разработке, проведении
и обеспечения морских активных опера-
ций, в результате чего в боях за Родину
была лоетигнута победа над чнеленно пре-
восходящим врагом.

2. Награждение орденом Ушакова про-
пзводится Указом Президиума. Верховного
Совета CCCP.

3. Орден Ушанова состоит из двух сте-
пеней: т
Орден Ушакова Т степени,
Орден Ушакова П степени.

Высшей степенью ордена является

Г степень.

4. Орденом Ушакова   степени награ-
ждаются офицеры Вознно-Морского Флота:

за отличную организацию и проведение
операции против противника в море и
против его побережья, лостигнутые успе-
хи в уничтожении сил флота противника
или его береговых баз и укреплений B pe-
зультате внезапного и решительного нанё-
сения ударов, основанных на полном вза-
имодействни всех сил и средств Флота:

за отлично организованную и успешая
завершенную морскую сперацию на ком-
музикациях противника, приведшую к ги-
бели значительного количества его воен-
ных кораблей и транспортов; .

за проявление инициативы и решитель-
ности в руководстве операцией или боем,
в результате чего разгромлен численно
превосходящий противник, а свон силы
сохранили боеснособность и полностью 18-
шили поставленную задачу:

п проведенную крупную хесантную оперз-
цию, в результате которой десант выпол-
нил главную задачу на побережьи против-
ника при наименьших потерях своих сиз.

5. Орденом Ушакова ШП степени  награ-
ждаются офицеры Военно-Морского Флота:

за отличное руководство и успешные
действия при бое в море с численно пре-
восходящим противником, приведшие Е
уничтожению значительных его сил;

за умелые, стремительные и смелые на-
беговые действия по базам и береговым
0б`’ектам противника, в результате чего
уничтожены крупные сялы и средства
противника;

за успешные и дерзкие действия Hi
коммуникациях противника, призедшие к
уничтожению его ценных кораблей п
транспортов при сильном конвопрований и
численном превосходстве противника В
бою;

`за отличную организацию и руководет-

во частью сил флота, принимающих уча-

стие в крупной десантной операции, или
за хорошо организованную и успешно
проведенную операцию по высадке такти-
ческого десанта; :

за успешное выполнение боевого зада-
ния. умелую и четкую организацию. вза-
пмолействия всех сил и средств флота в
бою. приведшую к уничтожению  значи-
тельных вил противника;

за отличное руководство обеспечением
операций, приведшее к крупным боевым
успехам.

6. Орден Ушанова Ги П степени но-
сится на правой стороне груди после ор-

за искусно и скрытно организованную   дена Суворова соответствующих степеней.

’ Описание op

1. Знак ордена Ушакова   степени пред-
ставляет собой платиновую выпуклую пяти-
конечную звезду, поверхность которой вы-
полнена в виде расходящихся лучей.

В середине звезды в ободке, выполненном
5 виде троса, золотой круг, покрытый голу-
бой эмалью, с надписью золотыми буквамн
в верхней части по окружности: «Адмирал
Ушакоя».

В чентре круга расположено золотое по-
лированное погрудное рельефное изображе
ние Ушакова.

Круг с ободком наложен на черный (ок-
сидированный) якорь, к скобе которого при-
креплена черная (оксидированная) якор»
цепь, обрамляющая круг. :

Под кругом, поверх якорцепи ‘и рогов
якоря, нгложены золотые лавровая и дубо-
вая ветви, на соединении Которых помещено
золотое изображение серпа и молота.

Размер знака ордена между противолежа:
щими вершинами звезды 56 мм. °

А аи а орень и О

Лента к знаку ордена шелковая муафовая,

дена Ушакова

посередяне ленты голубая полоса шириной

5 мм, ближе к краям две белых полосы
шириной 8 мм каждая; по краям ленты го-
лубые полоски шириной 1,5 мм кажлая.
Ирина ленты 24 мм.

2. Знак ордена Ушакова НП степени по
ресунку и размерам такой же, каки Г сте-
пени, и отличается от него тем, что звезда
знака золотая, круг с ободком покрыт голу-
бой эмалью, буквы надписи и погрудное изо-
бражение Ушакова серебряные, а под кругом
на тренде якоря помещено серебряное нзо-
бражение серпа и молота. :

Знак ордена Ушакова И степени лавро-
дубовых ветвей не имеет.

„Лента к знаку ордена шелковая муаровая.
посередине ленты белая полоса шириной
И мм, ближе к краям две голубых. полосы
шириной 5 мм каждая; по краям ленты бе.
лые полоски шириной 1,5 мм каждая. Ши-
рина ленты 24 мм.

На оборотной стороне ордена в центре
припаян нарезной штифт с ‘тайкой для при-
крепления ордена к одежде.

Статут ордена Нахимова

1. Орденом Нахимова награждаются офи-
церы Военно-Морского Флота за выдающие-
ся успехи в разработке, проведении и 0бес-
печении морских операций, в результате ко-
торых была отражена наступательная опе-
рация противника или обеспечены активные
операции флота, нанесен противнику зна-
чительный урон и сохранены свой основные
силы.

2. Награждение орденом Нахимова про-
изводится Указом Президиума Верховного
Совета СССР.

`3. Орден Нахимова состоит из двух сте-
пеней:

Орден Нахимова Г степени,
Орден Нахимова П стенени.

Высшей степенью ордена является Т сте-
пень. .

4. Орденом Нахимова Г степени награж-
даются офиперы Военно-Морского Флота:

за искусно разработанную и хорошо нрс-
веденную операцию, во взаимодействии веех
  сил флота, на оборонительной позиции, при-
ведшую к разгрому и преследованию мор-
ских сил противника при численном их пре-
восходстве;

за хорошую организацию, смелое и ре-
шительное личное руководство действиями
отдельных соединений и частей флота, уча-
ствующих в бою на море или морской по-
зиции, приведшими к уничтожению значи-
тельных сил противника, отказу от вынол-
нения им своих задач, при сохранении Oor-
способноети своего соединения или части:

за хорошо организованную и проведен-
ную противодесантную онерацию, в резуль-
тате которой противник понес большие по-
тери в своих силах и вынужден был отка-
затьея от высадки десанта:

за хорошее проведение активных дейст-
вий, обеспечивающих операцию флота в мо-

Описание орде

1. Знак ордена Нахимова Г степени пред-
ставляет собой выпуклую пятиконечную
рубиновую звезду, имеющую окантовку. из
черного (оксидированного) металла, обра-
зующую по концам лучей лапы якорей.

Основа звезды и окантовка серебряные.

В середине звезды в’черном ободке золо-
той круг, покрытый голубой эмалью, с над-
писью в верхней части но окружности: «Ад-
мирал Нахимов».

В центре круга расположено золотое. по-
лированное погрудное рельефное изображе-
ние Нахимова; в нижней части круга: под
изображением Нахимова две лавровых вет-
ви, изогнутые по окружности, на соедине-
нии которых помещено изображение серпа
и молота, а по краю круга нанесено изобра-
жение из выпуклых точек. На

Между концами рубиновой звезды, об-
рамляя золотой круг, проложены звенья
якорцепи, из-под которых выходят пучки

золотых расходящихся лучей.

ре, свои коммуникации и оборону баз и ио=
бережья;

за хорошо организованную и проведенную
операцию по содействию флангу Красной
Армии активными действиями сил флота и
морскими десантами на побережье против-
ника; ‘

за хорошее руководство обеспечением опе-

`равий, в результате которых достигнуты

крупные боевые успехи.
› Б. Орденом Нахимова Ц степени награж-
даются офицеры Военно-Морского Флота:

за умелые и смелые активные действия
и личное руководство в обороне своих ком-
муникаций, баз и побережья, приведшие к
уничтожению значительных сил противни-
ка и воспрепятствовавшие выполнению
стоящих перед ним задач;

за хорошо организованные и дерзко про-
веленные действия по постановке мин у бе-
регов противника, обеспечившие вынолне-
ние операции флота или приведшие к гибе-
ли ценных кораблей противника;

за хорошо организованные и смело иро-
веденные действия по тралению минных за-
граждений противника у его берегов, обес-
печившие активные операции флота;

за успешное вышолнение боевого задания,
проявленную при этом личную храбрость,
приведшую к уничтожению кораблей и цен-
ных об’ектов противника;

за умелое руководство подчиненными в
бею, приведшее к победе при численном
превосходстве противника и сохранении
боеспособности своего корабля, части, под-
разделения;

за хорошее’ и умелое обеспечение опера-
ций, в результате которых достигнуты круп-
вые боевые успехи.

6. Орден Нахимова Ги П степени носит-
ся на правой стороне груди после ордена
Кутузова соответствующих степеней.

на Нахимова

Размер знака ордена между противолежа-
щими вершинами рубиновой звезды 56 мм.

Лента к знаку ордена шелковая муаро-
вая, посередине ленты черная полоса шири-
ной 5 мм, ближе к краям две золотисто-
оранжевые полосы шириной 8 мм каждая;
по краям ленты черные полоски шириной
1,5 мм каждая. Ширина ленты 24 мм.

2. Знак ордена Нахимова П степени по
рисунку и размерам такой же, как и Г сте-
пени, и отличается от него тем, что. звезда
знака покрыта рубиново-красной эмалью, а
круг в середине звезды сб всеми изображе-
ниями на нем и лучи, выходящие из-под
звеньев якорцепи, серебряные.

_ Лента к знаку ордена шелковая муаро-

вая, посередине ленты золотисто-оранже-

вая полоса шириной 11 мм, ближе к краям

две черных полосы шириной 5 мм каждая;

по краям ленты золотисто-оранжевые поло-

р нириной 1,5 мм каждая. Ширина ленты
MM.

припаян нарезной штифт с гайкой для при-
крепления ордена к одежде.

Об учреждении военных медалей: медали Ушакова

и медали

Республик постановляет:

1. Учредить для награждения рядового, старшинского и сержант-
ского состава Военно-Морского Флота, отличившихся в боях за Родину,

военные медали:

Медаль Ушакова,
Медаль Нахимова.

2. Утвердить:
а) положение

и описание медали Ушакова;

6) положение и описание медали Нахимова.

3. Распространить:

а) на награжденных медалью Ушакова льготы, установленные для

награжденных медалью «За отвагу»;

Нахимова

6) на награжденных медалью Нахимова льготы, установленные для
награжденных медалью «За боевые заслуги».

4. Предоставить право награждения медалями Ушакова и Нахимова
от имени Президиума Верховного Совета СССР, с последующим утверж-
дением награждения Президиумом Верховного Совета СССР:

а) командующим флотами, флотилиями, эскадрами кораблей, ВВС

флота, оборонительными районами;

6) командирам бригад кораблей,

ОВР, артиллерийских бригад, авиа-

бригад, бригад морской пехоты и полков.

’ Председатель Президиума Верховного Совета СССР М. КАЛИНИН.
Секретарь Президиума Верховного Совета СССР А. ГОРКИН.

Москва, Кремль. 3. марта 1944 г.

(Положения о медалях Ушажова и Нахимова и описания медалей см. на 2-Й странице).