ma

Orn
[7
Wei
(а
ali

HOEK
ен
ВЕН

ВАЛИ
ДИ
ЗУ т
от
ati-

м
KON

ИИ

Cail

open
en
qm

Bt
2)

—

М

\У сессия Вер

Пр

ховного Совета РСФСР 1-го созыва

ссия Верховного Совета РСФСР 1-го созыва
ения по докладу о Государсть

енном

оз

бюджете РСФСР на 1944 год

Речь депутата 3. А. Андреевой (Чувашская АССР)

Товарищи депутаты! В решающие дин
Великой Отечественной’ войны мы codpa-
лись для обсуждения важных государет-
венных вопросов. Внесенный на рассмог-
рение и утверждение Верховного Совета Го-
сударетвенный бюджет РСФСР составлен в
полном соответствии с интересами нашей
Родины. Он обеспечивает лальнейшее раз-
витие народного хозяйства нашей Робсий-
ской Республики.

(татьи доходов бюджета РСФСР на 1944
тод говорят о растущей и крепнущей эко-
номической мощи республики. В проекте
Государственного бюджета отражены мысли
п чаяния всех народов нашей Федерация
приблизить час окончательной и полной
победы над немецкими извергами. Гитлеров-
цы рассчитывали на то, что в ходе войны
паша экономика расшатается, придет в уна-.
лк и, следовательно, советский народ не
сможет сопротивляться. Но война показала,
насколько сильна и крепка наша страна.
[Дажется, что сбывается сказка о неразмен-
юм рубле. Чем больше наша страна тратат
соетский рубль на защиту Родины от 54-
хатчиков, чем больше тратит его на кров-
ные нужды народов, тем богаче становится
(оветская страна, тем сильнее её финансо-
зая МОЩЬ.

Поистине неисрякаем источник‘ народ-
вых сил!

«Советский строй, -—— говорит товарищ
(талин,— оказался не только лучшей фор-
хой организации экономического и культур-
кого под’ёма страны в годы мирного строи-
тельства, но и лучшей формой мобилизапии
нех сил народа на отпор врагу в военное
время».

Тот факт, что наша Российекая Федера-
ция может в разгар небывалой войны пре-
детавить 73 проц. всего бюджета на со-
Циатьно-культурные мероприятия, говорит
«большом внимании, которое уделяется за-
прсам трудящихся в военное время нашны
(мвеским правительством и лично това-
рищем Сталиным. В этом сказывается мощь
нашей страны, нашего советского государ-
 венного строя. Цифры бюджета говорят
‹ том, что 1944 тод будет годом нового
похбма науки, культуры и искусства, го-
0х дальнейшего развития просвещения и
злавоохранения.

Товарищи депутаты! Являясь депутатом
Цивильского избирательного округа Чувалт-
кой АССР, я хочу на примере своей рес-
цблики показать, как напг народ борется
3 победу над озверелым фашизмом.

В письме чувашского народа к своим
нам, сражающимся на фронтах Отечест-
HHO войны, говорится: «Спеши, сын
чувашского ` народа! Вместе со славными
(HHaMH других народов нашей Родины,
fina Красной Армии, быстрее очищай
вашу землю от врага. Будь героем! Всю-
п, де встретишь фашиста, уничтожь
#0.

Вэтом письме, скрепленном сотнями ты-
мч подписей, чувашский народ дал свя-
ценную клятву своим сынам-фронтовикам
Таботать для фронта вотылу, не покладая
к, с удвоенной, утроенной энергией.

Чувашский народ крепко хранит память
своих предках-богатырях, которые вместе
© (тепаном Разиным, Емельяном Пугаче-
зу шли завоевывать счастье народа. Но
Никогда так ярко не проявлялись черты на-
ного героизма, как теперь, в дни Оте-
чественной войны. Недаром сказано Белин-
кии, что в критические моменты истории
полнее и ярче раскрывается характер на-
рода.  .

Сыны чувашского народа, наравне с дру-
ни братскими народами Советского Сою-
3, храбро и мужественно веражаются в ря-
ах Красной Армии против гитлеровских
захватчиков. Среди них свыше десяти Ге-
юз Советского Союза, 10 тысяч награж-
внных орденами и медалями, которые но-
Шыли себя славой на фронтах Отечествен-
Holt ВОЙНЫ.

Рабочие, колхозники, интеллигенция Чу-
мшии в тылу куют победу над врагом
ей самоотверженной работой. Государет-
инная промышленность Чувашии выполни-
18 свой план на 118 проц. и увеличила
выпуск продукции в 3,5 раза против до-
заенного 1940 года. Цищевая ‘промышяен-
сть выполнила производственный план на
109 проц., промысловая кооперация—на
107,5 upon. Она дала продукции в 1943
ту на 13 миллионов рублей больше, чем в
1942 тоду. Местная промышленность пре-
зысила выпуск продукции 1940 года на
35 проц. Своевременно пущены в эксплоа-
TH эвакуированные из прифронтовой
лосы предприятия, ставшие родными для
шей республики.

Гордость наполняет сердце трудящихея
Зрашии при мысли о том, что продукция
Чувашской промышленности прямо и woCc-
занно участвует в истреблении проклятых
птлеровских головорезов. Многие предприя-
ща Чувашии не раз получали переходя-
пие Красные Знамена Государственного Ko-
уптета Обороны, ВЦСПС и наркоматов. №0л-
узники Чувашии, преодолевая трулностн
Менного времени, самоотверженно работа-
Вт на колхозных полях. Сельскохозяйст-
внные работы колхозы провели в 1943 го-
№ значительно лучше и организованнев,
чем в прошлые годы. —

План весеннего сева перевыполнен ва
18.866 га, а озимого сева на 9 тыс. га.
Уборка урожая проведена на месяц рань-
ше, чем в 1940, довоенном году. Сдача хле-
fa государству с закончена на три месяда
раньше, чем в 1940 году. Кроме того, кол-
Хы сдали авансом в счет натуроплаты за
Работу МТС под урожай 1944 года и в
хлебный фонд Красной Армии 105 тыс. ну-
дов хлеба.

Республика удостоилась от Государст-
внного Комитета Обороны Красного offs-

са ne мы животноводства.   3,5 раза по сравнению с 1940 годом и 06.
о seed поголовье крупного ро- щее поступление в государственный и мест-
в а увеличилось на 55,7   ный бюджет превышает уровень 1940 гэ-
ству в 1943 = ‚7 проц. Сдано государ-   да на 72 проц., всё же не все возможноети
ставок 194 ду авансом в счет мясопо-  по увеличению бюджетных средств нами

ок 1944 года более 42 тыс. голов ско-

Ta.

Свыше 7 тыс. голов скота отправлено. в
районы, освобождённые от немецкой окку-
нации. В скором времени в эти районы бу-
дет отправлено ещё 25 тыс. голов скота.)

ответ на высокую оценку самоотвер-
женного труда советских людей, ланцую
товарищем Сталиным, продажа хлеба го-
сударству превратилась в массовое патрио-

тическое движение колхозников и колхоз-

ниц. Все колхозы республики и свыше 109
тыс. колхозников приняли участие в этох
почетном деле. Более двух с половиной мил-
лионоБ пудов хлеба продали государству
волхозы и колхозники нашей республики.

SS

Пламенные патриоты нашей Родины Гая-
зов, Арсентьева, Краснов, Маркьянов и
другие продали из своих запасов по 100—
175 пудов.

Сотни колхозов республики в 1943 го-
ду значительно перевынолнили задания по
повышению урожайности сельскохозяйст-
венных культур и росту поголовья и про-
дуктивности скота на фермах. Десятки кох-
хозов республики получили  стопудовый

‚урожай.

Трудящиеся Чувашии с честью выпол-
няют свой патриотический долг не только
самоотверженным трудом, но и вложением
своих личных сбережений в дело обороны
Родины. 82 миллиона рублей собрали тру-

дящилеся республики на строительство таи-

ковой колонны и боевых самолётов для
Красной Армии. Свыше 120 тысяч пудов
зерна, много мяса, овощей и других нро-
дуктов внесли Halll колхозники из своях
личных запасов в фонд Красной Армии и
дважды удостоились приветствия товарища
Сталина.

Такие патриоты, как Сарсков, Дубровин,
Васянин, Пугачев и другие, внесли из своих
сбережений на боевое вооружение Краенсй
Армии по 100 тыс. руб. Колхозник Дубро-
вин вручил купленный на его деньги са-
молёт сыну-летчику. Колхозница Ширмано-
ва передала свой боевой танк сыну-танки-
сту.

Чуветво высокого патриотизма ярко про-
явилось в народе при реализации военных

займов. В течение суток реализован заём в,

использованы, не все резервы вскрыты.
Сотюзно - республиканская промьаплен-
ность у нас недовыполнила план 1943 го-
ла, а значит и недодала средств в бюджет.
Il развитию местной и кооперативной про-

не все. Неполностью собраны налоги с на-
селения. Еще недостаточно ведется борьба
за снижение себестоимости продукции, за
повышение производительности труда. Нет
  должного внимания качественным показа-
‘телам.

Выполнение бюджета, в котором, как в
зеркале, отражается работа всех отраслей
народного хозяйства, потребует четкой на-
пряженной работы финансовых органов, со-
ветских организаций, потребует усилий
всего народа нашей республики. ^

Заверяю сессию Верховного Совета
РСФСР, что в ответ на величайшую заботу
Советского правительства, нашего вожда
товарища Сталина, чувашекий нарол, как
и все народы нашей Российской Федерации,
будет ещё более самоотверженно трудитьея
на фабриках, заводах, в колхозах, чтобы
обеспечить Красную Армию всем необходи-
мым для разгрома врага.

Товарищи депутаты! У меня есть не-
сколько замечаний о ‘работе наркоматов
РСФСР. Своевременное планирование, свое-
временное: направление планов в низовую
сеть имеет большое значение. Однако неко-
торые народные комиссариаты неудовлетво-
рительно занимаются планированием рабо-
ты своих предприятий. Например, Наркома-
том пищевой промышленности РСФСР пла-
ны на первый квартал 1944 года спущены
лишь 18 февраля. А годовой план произ-
водства пищевой промышленности, план
снижения себестоимости продукции и роста
производительноети труда на 1943 год был
спушен Наркоматом пищевой промышлен-
ности лить в августе 1943. года.

Такое же положение и с Наркоматом
местной промышленности. Плановые ли-
миты им спускались н изменялись по ве-
скольку раз. Лимиты на первый квартал
1943 года изменялись 3 раза. План на пер-

2 раза.

Считаю также необходимым сказать о
Наркомате коммунального хозяйства. За
время Отечественной войны промышлен-
ность Чувашии в огромной степени вы-
росла, и потребность в электроэнергии уве-
личилась в несколько раз. Имеющаяся в
Чебоксарах коммунальная дизельная элек-
тростанция не может удовлетворить нотреб-
ности в электроэнергии всех промышлен
ных и жилишно-коммунальных предирия-
тий. Для улучшения работы этой электро-
станции в соответствии с решением Госу-
дарственного Комитета Обороны наркомат
должен был поставить во втором квартале
1943 года ряд запасных частей для ремопта
дизелей, в том числе для дизеля системы
«Зульцер». Однако запасные части для
ремонта этого лизеля республика не может
получить до сих пор.

Другой вопрос. Мясная промышленность
нашей республики за годы Отечественной
войны выросла в 5 раз. Она значительно
перевыполнила свои обязательства перед
бюджетом. Однако она крайне нуждазтся
в строительстве нового здания для мясо-
комбината и в получении более усоверитен-
ствованного оборудования. Необходимо на-
чать строительство мясокомбината в городе
Канаше на базе бывшего здания манинно-

137 миллионов рублей, что превышает в
два раза сумму первого военного займа. №
селу подниека превысила довоенную цифру
1940 г. в 20 раз. Наличными поступило в
деревве за три дня 75 проц. всей поднис-
ной суммы.

‚Великой сталинской уверенностью В
победе жил и живет чувашский народ и всё
отдаёт для фронта, для победы. В письме
чувашского народа фронтовикам говорится:
«Как великая Волга мощным потоком незет
свои воды вперед к Каспию, так и наш иа-
род бесперебойно снабжает фронт хлебом,
мясом, маслом, а промышленность — зы-
рье». Никогла не иссушится волжская в0-
да, никогда не иссякнет сила нашего на-
рода».

В бюджете Чувашской республики ярко
отражено широкое развертывание содиаль-
но-культурных мероприятий. Удельный вес
ассигнований на них в бюджете 1944 года
увеличивается с 67 проц. до 79 проц., в
том числе на народное просвещение c 43
проц. до 56 проц. Финансирование раехохов
по здравоохранению увеличивается в этом
тоду на 30 проц. по сравнению с 1940 го-
дом. Количество мест в детских яслях вы-
роело в 1943 г. на 66 проц. Контингент де-
тей, обслуживаемых детскими садами, уве-
личился на 45,5 проц.

Советский бюджет весьма ярко отражает
заботу о семьях военнослужащих. По Чу-
вашекой республике из госуларственных
средетв было выдано семьям военнослужа-
щих около 78 миллионов рублей пенсий п
пособнй.

Силами советской общественности проде-
  лана большая работа по обеспечению семей
фронтовиков. Выдано продуктов питания в
размере 117.424 пудов, передано скота
20.160 голов, домашней птицы 15.006
штук. Для обсеменения земельных участков
только одного картофеля было отнушено
23.109 пудов. Семьи военнослужащих 1о-
лучили 185 тысяч кубометров дров.

Несмотря на то, что налог с оборота в
бюджете нашей республики за 1943 год пе-
ревыполнен на 20 миллионов рублей, что
отчисления от прибылей увеличились в

тракторной мастерской, на эту цель я прс-
шу предусмотреть 500 тые. руб. Мои изби-
ратели поручили мне также поставить во-
рос о театре в городе Чебоксары. В горо-
де сильно увеличилось население, выросли
предприятия, увеличилось количество уча-
щихся, значительно выросли культурные
запросы трудящихся. А театр остается: в
очень плохом, непригодном помещении. (ей-
час, во время войны, мы не ставим вопро-
са о строительстве нового театра, но просам
дать срелства на реконструкцию, перелбо-
рулование, распгирение здания тзатра.

Я прошу Верховный Совет РСФСР увели-
чить ассигнования в 1944 году до 509 тыс.
руб. на переоборудование театра в городе
Чебоксары. :

Товарищи депутаты! Я поддерживаю
предложение депутата Ибрагимова 0б ут-
верждении внесенного ‘на рассмотрение
„Верховного Совета проекта бюджета
РСФСР на 1944 г. с поправками Бюджет-
ной комиссии, а также отчета об исполне-
нии бюджетов за 1940, 194Г и 1942 годы.

Ham советский народ в дни войны
показал всю силу своей любви и предан-
ности Родине, Советскому Союзу, товарищу
Сталину.

Народ Российской Федерации сделает все
для того, чтобы советское оружне ещё силь-
нее разило иноземных захватчиков, чтобы
советская промышленность еще лучше ра-
ботала, чтобы колхозная земля давала еше
более богатый урожай.

Трудящиеся нашей Российской Реепуб-
лики еще больше будут заботиться о. семь-
ях фоонтовиков. Пусть знают наши братья,
сражающиеся на фронте, что никогда ни В
одной войне так не заботились 0 семьях
  воинов, как о них заботятся Советское ира-
вительство и советский народ. Ham Hap)
не пожалеет ничего для великого дела по-
беды над врагом всего прогрессивного чело-
вечества — германским фашизмом.

Близится светлый день побелы, к кото-
рой ведет нас гениальный вождь и полко-
водед-—Маршал Советского Союза товарищ
Сталин. (Аплодисменты).

ШЕВЧЕНКОВСКИЕ ДНИ

КИЕВ, 8 марта. (ТАСС). Столица Украи-
ны широко отмечает 130-ю годовщину CO
Дня рождения Тараса Григорьевича ПВН:
ко, На предприятиях; в учреждениях и учео-
ных заведениях украинские писатели и пре-
Подаватели литературы читают лекции На
тему «Т. Г. Шевченко — великий патриот
украинского народа». В Государственном
университете идёт подготовка к научной
сессии, посвященной творчеству Т. Г. Шев-
ченко.

> + # & ?
ХАРЬКОВ, 8 марта. (Корр. «Правды»).
Наступает знаменательная дата — 130-

летие со дня рождения великого кобзаря
украинского народа Т. Г. Шевченко. Ши-
рокая общественность Харькова готовится
достойно встретить этот день.

В городе и области устраиваются беседы,
лекции и доклады, посвященные памяти
Тараса Шевченко. Областной радиокомитет
организует специальную  радиопередачу.

Харьковский университет проводит шевчен-
ковскую научную сессию. Союз художни:-
ков выпускает плакаты, агитокна на шев-
ченковские темы и большой портрет ноэта.

День 130-летия со дня рождения Т. Г.
Шевченко будет ознаменован общегорол-
ским митингом у знаменатого памятника
поэта в саду его имени и торжественным за-
седанием в театре имени Шевченко ¢ до-
кладом «Шевченко — великий патриот укра-
инского народа».

мышленности в республике сделано далеко

вый квартал 1944 года уже изменялся.

На торжественном собрании в Большом театре Союза ССР, посвящённом Международному женскому дню — 8 марта.

Фото М. Калашникова,

Общемосковское собрание, посвящённое
Международному женскому дню

s <

Вчера в Большом театре Союза ССР со-
стоялось собрание партийных, советских и
общественных организаций г. Месквы сов-
местно с представителями Красной Армии,
посвященное Международному женскому
дню — $ марта.

Зал Большого театра празднично укра-
men. Освещенные яркими огнями, алеют

бархатные знамена, сцена полна цветов.‘

Здесь собрались лучитие стахановки фабрик
и заводов, прелставительницы науки и ис-
кусства, участнацы великой Отечественной
войны лётчицье, военные врачи, меди-
цинские сестры: сандружинницы, снайперы,
связисты. Многие из участниц собрания на-
граждены орденами и медалями Советского
Ссюза за самоотверженный труд в тылу,
мужество н отвагу на фоонте.

За столом президиума появляются тт.
Н. М. Шверник, А. С. Щербаков, Н. А. Воз-
несенский, Г. М. Нонов, Б. Н. Черноусов,

В. П. Пронин, В. И. Николаева, В. В. Пав-

люков, П. С. Тарасов и другие. Все при-
сутствующие встречают их. продолжитель-
ными аплодисментами.

Собрание открыл секретарь МГЕ ВКП(б)
тов. Г. М. Попов. Бурной овацией ветречают
собравишеся предложение избрать в почет-
ный президиум товарищей Сталина,
Молотова, Калинина, Ворошилова, Кагано-
вича, Андреева, Микояна, Жданова, Хру-
щева, Берия, ПТверника, Маленкова, Шер-
бакова и Вознесенского.

Слово для доклада о Международном
женском JFe предоставляется секретарю
ВИСПС Е. И. Николаевой.

— В третий раз женщины Советского
Союза проводят Международный женский
день в условчях Отечественной войны, —
говорит тов. Николаева. — В этом году мы
отмечаем этот лень в обстановке историче-
ских нобед Красной Ариии, одержанных под
руководством любимого вождя народов Co-
ветекого Союза великого Сталина.

Эти слова вызывают бурю аплодисментов
в зале. ;

— В этот день, — прололжает тов. Ин-
колаева,—кажтая трудящаяся женщина —
на заводе и фабрике, в совхозе и колхозе, в
научной лаборатории и на полях сражений
задаёт себе волнующий вопросе — всё ли
она слелала для фронта, лля ускорения пол-
ного разгрома немецко-фаптистских захват-
ЧИков. .

В дни войны во всем величии предстала
советская женщина-патриотка. Женитины ©
оружием в руках встали на защиту Родины
плечом к плечу с мужчинами, они заменили

мужей и братьев, ушедших на фронт, в про-
мышленности, на транспорте, в сельском
хозяйстве, и труд их стал решающей силой
в важнейшем деле снабжения Красной Ар-
мин боеприпасами и продовольствием.

Советской женщине есть что защищать!

Великая партия Ленина— Сталина,  с0-
ветский строй обеспечили женщине все
права, все’ условия для свободного творче-
ского труха, счастлявого материнства, от-
крыли перед ней все дороги. Она может сво-
бодно приложить свои силы и способности
во всех областях науки, литературы, искус-
ства. Труд советской женщины воплотился
в домны и мартены Магнитостроя, в новые
города и железные дороги, в танки и само-
лёты, на которых бойцы Ерасной Армии на-
носят гитлеровским захватчикам сокруши-
тельные удары.

-«Можно с полным основанием сказать,
что самоотверженный труд советских людей
в тылу войдёт в историю, наряду с героиче-
ской борьбой Красной Армии, как беспример-
ный подвиг народа в защие Родины». Эта
высокая похвала вождя народов товарища,
Сталина, — подчеркивает тов. Николаева —
относится и к советской женщине. За время
войны неизмеримо возросла ‘её роль В обще-
етвенном производстве. Жениеины возглави-
ли замечательное патриотическое лвижение
за высвобождение рабочих рук на произ-

‘водстве, за овладение нескольками mpo@ec-

сиямя и добились больших успехов. По
всей стране прославялась бригада Барышни-
ковой, выполняющая производственные нор-
мы на 309—400 пропентов при наимень-
шем числе рабочих рук.

Стране и фровту нужен уголь, надо его
добывать! И женщины Лонбасса горячо
принялиеь вместе с мужчинами за восета-
новление разрушенных шахт всесоюзной
кочегарки, встали в почётные ряды шах-
тёров Кузбасса, Караганды, Урала, Нод-
MOCKOBBA.

о Подлинными патриотками социалистиче-
ской Ролины проявили себя  женшины-
колхозницы. Ha их плечи легла основная
тяжесть колхозного и совхозного ` производ-
ства. Тысячи женщин овладели трактором,
комбайном, стали умелыми руководителями
колхозов и совхозов, помня, что каждая
хополнительная тонна зерна является вкла-
дом в общее всенародное дело борьбы с не-
мецко-фантистскими захватчиками.

женщинам принадлежит почётное место
ий в радах советской интеллигенции, кото-
рая самоотверженно работает на дело 000-
роны нашей страны, непрерывно совершен-

ствует вооружение Красной Армии, технику
и организацию производства.

Тов. Николаева говорит о мужественной
борьбе советских женщин в частях Красной
Армии и партизанских отрядах. Среди них
немало отважных связистов, снайперов,
лётчиц, зенитчиц, штурманов.

Многие тысячи женщин за врёмя 0те-
чественной войны награждены орденами и
медалями Советского Союза, 23 женщины
удостоены высокого звания Героя Совет-
ского Союза. Мы гордимся славными име-
нами Героев Советекого Союза — еме-
лой разведчицы Нины Гнилицкой, украин-
ской девушки Марии ШЩербаченко, которая
одна из первых форсировала Днепр, Гали-
ны Петровой, получившей звание Героя
Советского Союза за форсирование Керчен-
ского пролива и участие в десантных оне-
рациях.

Вот каких женщин воспитала великая
партия Ленина — Сталина!

Тов. Николаева призывает советских
женщин к ещё более напряженной работе
для дела победы, к увеличению выпуска
вооружения и боеприпасов для фронта,
продовольствия для армии и страны, сырья
пля промышленности и заканчивает доклад
провозглашением здравицы:

— Да здравствуют наши
женщины!

— fla здравствует Врасная Армия и Вс-
енно-Морекой Флот! :

—= Да здравствует наш вождь, учитель
H друг великий, ролной Сталин!

Эти слова подхватываются долго
смолкающей овацией всего зала.

С исключительным воодушевлением уча-
стницы собрания принимают приветствие
Верховному Главнокоманлующему Маршалу
Советского Союза товарищу Сталину. В
этом приветствии советские женщины вы-
ражалот свою волю и готовность отдать все
силы, знания и способности, а еели но-
требуется и жизнь, во славу Родины. «Мы
знаем, — говорится в приветствии, — с на-
ми Сталин, гле Сталин, там победа!» Вог-
да произносятся эти слова, все встают.
В течение нескольких минут в зале гремит
овация. Раздаются не смолкающие возгласы
приветствий в честь товарища Сталина, в
честь доблестной Красной Армии, в честь
отважных дочерей советского народа. Уча-
стники собрания стоя поют гимн Совет-
ского Союза.

После окончания собрания состоялся

советские

He

большой концерт, в котором приняли уча-
стие лучшие артистические силы столицы.

(TACC).

Солдатский труо

0 форсирования великих рек уже сложе-
Но и ещё будет сложено много песен, поэм,
былин. Но кто сноёт, кто расскажет о том,
как ранней -и‘ мокрой весной 1944 года
«форсировали» наши солдаты дикую распу-
тицу и бездорожье, рыжую и чернобурую
грязь холмистых украинских степей?

Только советский солдат может безоста-
новочно наступать в такую  непогодь.
Только его богатырским плечам по силам
такой труд. Только он womer без сожале-
ния и даже с весёлой шуткой расстаться
с землянкой-сушилкой или редкой в этих
выжженных немцами ‹ сёлах  упелевшей
хатой и, наскоро обмотав вокруг ног не-
просохшие портянки да накинув на плечи
Bcé её сырую шинель, броситься навстре-
чу новому бою.

— Наступаем, тётка, . сушиться  не-
когда, — только и кинет он на ходу доброй
хозяйке.

Наступление — магическое слово. Когда
люди в тылу сльмпат слова «наступатель-
ный порыв», им представляется: дым и
пламя боя, и в нём воины, вяруг охваченные
влохновением битвы, полыматются и, пре-
зирая смерть, коротким, ожесточённым,
отчаянной силы штурмом добивают врага.
Так и бывает. Это и есть солдатский полвиг,
высокий наступательный порыв. Но какого
высочайшего накала должеч быть наступа-
тельный порыв, чтобы эжелневно, в любую
погоду, и днём ий ночью, без отдыха итти
е боями по этой проклятой грязи, пресле-
ловать врага, когла он бежит. ломать его
обовону; когла он ‘сопротивляется, и гнать
его. гнать прочь с нашей земли — до Буга,
за Буг, за Днестр — до конца. Для танего
наступательного порыва олного вдохнове-
ния и энтузиазма мало. Надо волю иметь
большевиетскую, надо силу иметь богатыр-

скую.

— Когда назад шли, —— сказал нам боец
Иван Слюсарев, — ноги были тяжёлые, не-
охотные. А как вперёд идём — и нога стала
лёгкая, сама тянет.

Тянет! Земля, изнывоютщая под немец-
ким ярмом.— тянет. Волнующая близость
полной победы — тянет. Вот’ почему и
тяжёлый солдатский труд не тяжек. Впе-
ред! Вперёд!

Вперед! Артиллерийский расчет сержан-
та Ивкина, награжденного многими ордена-
ми и медалями, тащит на себе орудие.
Тащит по грязи. Впряглись, как добрые

ее ЗЫ ы

_—_— ee...

(От военных корреспондентов «Нравдь:»)

кони. Навалились плечом, грудью, всем Te-
лом. Вязнут в грязи колеса. Туго дается
дорога. Но люди не сдаются. Вперед! Надо
поддержать атаку пехоты — захлебнется.
Артиллеристы выкатывают тяжелое орудие
на открытую позицию. Бьют прямой навол-
кой. Разбивают блиндаж. Оттуда выскаки-
вают ошалелые фрицы. Еще снаряд. Убит
вемецкий майор. Бросается в штыки наша
пехота. Остатки немецкого батальона  сда-
ются в плен.

Вперед! Несут на себе миномет гвардии
рядовые мордвин Сержантов и чувашин
Власов. Один несет плиту, другой — ствол.
Песут десять, двадцать, тридцать километ-
ров. Несут ежедневно. От боя к бою. И ка-
жется, слились вместе в одно тело воин и
его оружие, стальная плита и человек, и
еще неизвестно, в ком из них сталь крепче.

— Мы с им, — любовно говорит о ми-
помете Сержантов,— мы с им вместях на-
ступаем, от пехоты не отстаем. —

Они: не отстанут. В карманах пинели у
каждого из бойцов расчета по две-три
мины. Это на тот случай, если тылы во-
время не подвезут. На первый раз, десятка
мин хватит. Вперед!

Падает дождь. Холодный, непрерывный.
Минометчик Семиренко вытаскивает из
мешка сухую плащ-палатку и бережно оку-
тывает ею миномет, Сам Семиренко остает=
ся в мокрой шинели. Так проходит ночь.
Минометчик весь продрог от холода и сы-
рости, но его оружие в полном порядке.
Так оно и должно быть, по мнению Семи-
ренко.

— Кула же я без малериальной ча-
сти? — рассуждает он. Без материальной
части мне никак нельзя. Она отсыреет,
ржавчину даст -— вот мы вдвоем и пропа-
ли. А я человек привычный, меня ржавчи-
на не берет.

Так и казак относится к коню, сам не
поест — коня накормит. Так пулеметчик
относится к «максиму»: сам в засуху не
напьется, а пулемет напоит. «Материаль-
пая часть! Ее беречь надо, техника!» (е-
миренко никогда не называет миномет
минометом, а всегда почтительно и ‘торже-
ственно: материальная часть. Материаль-
ная часть не подведет его в бою.

С боями движется на запад пехота. Ча-

сто это такие стремительные броски, что
тылам за ними поспеть трудно. Дороги ста-
ли непроезжими. Й машины и кони вязнут
в грязи. Трудно доставлять боеприпасы на
передний край. И все-таки их доставляют.

Старший лейтенант Сизов, гвардии стар-
ший сержант Хафизов, гвардии рядовой Лу-
нев с товарищами рептили, что, если нель-
зя двигаться дорогой, то можно речушкой.
Они снарядили караван из пятнадцати ло-
док и потащили его по реке. Потащили в
буквальном смыеле этого слова. Волоком.
На себе. Как бурлаки волжские в старину.
По воде и грязи. Двенадцать лодок донгло,
три разбились. Но боеприпасы были на пе-
редовой.

Передний край не должен знать ни в чем
нехватки. Всё переднему краю —— это здесь
закон жизни и закон битвы. Закон для
поферов, побеждающих бездорожье, для
тыловых баз, для хлебопевов, для железно-
дорожников, для врачей.

Когда машины армейского тоспиталя
окончательно и прочно завязли в грязи, на-
чальник госпиталя подполковник  медицин-
ской службы Карбулаков вызвал к себе всех
врачей. Они собрались в грязи у машин.
Начальник молча показал им на дорогу:
Врачи поняли. Где-то далеко вперели уже
начались горячие бои.

Врачи без долгих разговоров уложили в
заплечные -мешки инструментарий, перевя-
зочные средства, медикаменты, все, что
можно было навьючить на себя, и пошли
пешком по грязи. И, придя на место, тот-
час же развернули госпиталь, стали прини-
мать раненых.

Никто из этих железных людей — ни
врачи, ни воины, ни шоферы, изнемогающие
в борьбе с бездорожьем, ни летчики, летаю-
щие в туманном и дождливом поднебесье, —
НИКТО неё считает геройством и нодвигом то,
что они делают. Это — труд. Тяжелый,
славный, почетный и нужный солдатский
труд. Надо итти вперед. Надо гнать врага.
Нато добивать немца. И они идут.

Над украинской степью. над боевыми
порялками наступающей армии гремит ли-
хая, насмешливая частушка о фрицах:

° Мы в степях Кривого Рога

Скрутим их в бараний рог...
Б. ГОРБАТОВ, П. ЯХЛАКОВ.

Действующая армия, 8 марта. (По теле-
графу).