‘ed

ite

р

10 МАРТА 1944

ЕЕ

г. №

а

69 (9517)

T= <= Sees ;

ПРАВДА

ЕЕ ЕЕ ЕСИ ЕЕ Ses

че

= SSS SS ee ee eee

SS ce ae ee ee ee et ee eee

Or колхозников, колхозниц и
Москва, ` Кремль.

LToeapumy СТАЛИНУ

Паш мудрый вождь и великий полково-
дц товарищ Сталин!

Мы, колхозники, колхозницы и все ра-
бтникн сельского хозяйства Советской Ар-
зении, шлем Вам, создателю колхозного
строя, великому вождю народов, близкому
pyry армянского народа — пламенный
ролхозный привет!

Трудящиеся Армении с большой pazo-
тью узнали о высокой оценке Советекого
Правительства, данной работе, проделан-
ной за период войны в области. сельского
хозяйства нашей Республики. Большая
рупиа отличившихся колхозников, колхоз-
ниц и работников сельского хозяйства Ар-
жении 38 успешное выполнение заданий
Правительства по развитию сельского хо-
зяйства и животноводства награждена орде-
нами и медалями Советского Союза.

работников сельского хозяйства Армянской ССР

Четыре дня назад войска 3-го Украин-
ского фронта форсировали реку Ингулен,
прорвали сильную оборону противника на
западном берегу реки и за эти дни продви-
нулись вперед от 30 до 60 километров.

Немцы  прилагали отчаянные усилия,
чтобы удержаться на Ингульце. На право-
бережных высотах они сосредлоточиля боль-
шое количество артиллерии, минометов и
пулеметов. Пользуясь этим выгодным рубе-
жом, противник надеялся приостановить
наше наступление. Однако наша гвардей-
ская часть захватила вначале небольнтой
плапдарм за Ингульцем и затем быстро на-
чала расширять его. Немпы сделали попыт-
ку задержаться на промежуточном рубеже,
но гвардейцы прорвали и эту их линию

Общий доход колхоза имени Кирова села
Юва Камарлинского района в 1943 году
достиг 6.800.000 рублей. Выполнив все
обязательства перед государством, колхоз
распределил на кажлый трудодень 1,5 ки-
лограмма зерна, 3 килограмма винограда,
1 литр вина, 0,5 литра водки, 2 килограм-
ма плодов, 2 килограмма топлива, 2 кило-
грамма кормов и 40 рублей деньгами.

колхозах Степанаванского района в
среднем на трулодень распределено: зерна
1,6 килограмма, картофеля 5,1 килограмма,
масла 38 граммов, сыра 40 граммов, кормов
1 килограмм и 6 рублей деньгами.

колхозах Нор-Баязетского района рас-
‘пределено на трудодень зерна 2,3 килограм-
ма, картофеля 1 килограмм, масла 15 грам-
мов, сыра 90 граммов, кормов 2 кидограм-

Дорогой товарищ Сталин!

Ныне наши колхозники закладывают
основу высокого урожая текущего года.
Колхозы республики уже полностью засына-
ли семена зерновых, картофеля и овоще-
бахчевых культур и завершают очистку се-
мян для ярового сева.

Машинно-тракторные станции перевы-
полнили план ремонта тракторов как за чет-
вертый квартал 1943 года, так и за январь,
уделяя 0с000е внимание качеству ремонта
тракторов. Повсеместно усиленными темпа-
ми идет вывез навозо-зольных удобрений на
поля и ремонт мелкого сельскохозяйственно-
го инвентаря в колхозах.

Вы, товарищ Сталин, даля высокую оцен-
ку работам колхозного крестьянства, кото-
рое с большим патриотическим ‘чувством

рийское соединение, которое смело вреза-
лось в тылы и вышло на коммуникации
противника.

Ни грязь, ни разлившиеся речушки, ни
затопленные балки не могли остановить со-

обороны. В прорыв было брошено кавале-

URE.

` ской партии в условиях значительных

ema

мЕского,, Шамшадинского, имени Берия и

Наш родной Иосиф Виссарионович! ©
первого же хня Великой Отечественной
мйны весь армянский народ, как один че-
ловек, встал на защиту нашей священной
Рднны против немецко-фатиетских раз-
бойников, стремящихся поработить много-
ациональные народы Советского Союза.

Наш народ хорошо помнит и никогда не
забудет мудрые сталинские слова о том, что
‹лько идея Советской власти принесла
\рмении мир и возможность национального
обновления». Благодаря советскому строю и
Вашей отцовской заботе армянский народ
получил возможность для развития своей
промьшиленноети м сельского хозяйства.

Ha фронтах Великой Отечественной вой-
1ы наши сыновья и братья вместе с сы-
зовьями братских народов Советского Сою-
1 ведут героическую борьбу за честь, сво-
лу и независимость нашей отчизны. В ря-
их прославленных сталинских тенералов,
уажающихея на фронтах Отечественной
зйны, сын армянского народа геперал ар-
уни Ваграмян, генерал-лейтенант Герой Co-
утского Союза Нарсегов, адмирал Исаков и
другие.

Много наших сыновей за мужество и от-
мгу в боях за Советскую Родину удостои-
лись высокого звания Героя Советского С-
за. Тысячи воинов-армян награждены бо-
BMH орденами и медалями Советского
(ona.

Армянский народ гордится тем, что 89-я
‘фелковая дивизия, состоящая из армян, в
бит за освобождение Таманского полуост-
№8 удостоилась Вашей благодарности
наименования. «Таманской».

Направляя своих сынов на фронт, наш
Нод дал им наказ не возвращаться TOMO
№ тех пор, пока последний немецкий окку-
ит, вступивший на напгу родную землю,
в будет изгнан из ее пределов.

Героические дела нашей  доблеетной
Шесной Армии еще больше воодушевлятют
ни, работников советского тыла, на обес-
чение фронта я страны всеми необходи-
ут сельскохозяйственными продуктами.

Дорогой Иосиф Виссарионович! Мы рады
пожить Вам о наших достижениях в 0б-
ити развития и укрепления социалисти-
\евого сельского хозяйства нашей Респуб-

од руководством нашей родной больше-

Пулностей военного времени наши колхо-
ы и совхозы за годы войны добилиеь но-
mx успехов. Посевная площадь увеличи-
2 на 30.000 тектаров, увеличен озимый
зн на 50.000 гектаров, площадь картофе-
и метирена на 38°/о, овощных культур—
в 295/, значительно расширены также
WMA под остальными культурами.

Наряду с ростом посевных площадей MBI
Уипечили дальнейшее повышение урожай-
HTH сельскохозяйственных культур. Сред-
мя урожайность зерновых культур в
1943 г. составила 9,2 против 8,3 центне-
Ив 1940 г., картофеля—© 79 центнеров с
тара в 1940 г. до 100 центнеров в истек-
Цех году, а урожай овощей с 64 центнеров
зеден до 100,5 центнера.

В деле повышения урожайности особенно
иошо поработали колхозники Вагарша-
татекого, Камарлинского, Горисского, Агин-
Чит, Октемберянского, Аштаракского,
Унгибасарского, Нор-Баязетского, Гукасян-
что, Вединского, Сисианского, Степана-

Пугих районов, которые в_1943 году полу-
WH урожай зерна, картофеля, винограда,
щей, плодов значительно выше, чем по-
Тали раньше. В результате этого в истек-
TeM TORY денежные и натуральные доходы
т0зов значительно увеличились. В 1943
у только денежные доходы наших колхо-
98 составили 330 миллионов рублей про-
18247 миллионов в 1942 году.

Выполнив Bee свои обязательства перед
еударетвом, колхозники получили боль-
ie количество сельекохозяйственных про-
Шитов на выработанные трудодни. В кол-
изах Вагаршапатекого района в 1943 году
3 среднем на один трудодень распределено
Урна 2.5 килограмма, винограда 2,5 вило-
‘awa, сыра 50 граммов, кормов 3 кило-
Тамма, других продуктов и фруктов 2 ки-
®тамма и деньгами 22 рубля.

ВАгинеком районе на трулодень распре-
диили 4,5 килограмма зерна, что состав-
Шт в среднем 24 пуда зерна на каждую
ДУШУ населения в районе. Кроме этого,
даны масло, корма и деньги. В колхозах
‘a Tasman-Kumaar, Казарабад, Вугдашен
110 же района на каждый трудодень рас-
Педелено 6—6,5 килограмма зерна.

менно и полностью выполняют свои обаза-

ма и др.

уходу за

печили высокий урожай — в

дов.

ло миллиона штук штамбовых саженцев

килограмма.
Мы, колхозники и колхозницы, за тоды
воины усиленными темпами прололжали

строительство оросительных каналов и по-
новых
а в настоящее вре-

лучили около 19.000
поливных земель,
мя продолжаем строительство Узунлареко-

гектаров

го, Гарнинского, Норского, Нижне-Зангин-
ского, Галинского и других каналов. В бли-

жайшие годы они будут орошать десятки
тысяч тектаров ненспользуемых ныне
земель.

За последние три года поголовье коунно-
го рогатого скота увеличилось на 17.000,
& овец и коз — 150 тысяч голов, на каж-
дый колхоз приходится. по 3—4 животно-
водческих фермы. Увеличилось поголовье
свиней. Развиваются мелкие отрасли жи-
вотноводства. . .

Своевременно заготовив необходимое ко-
личество грубых и сочных кормов, отремон-
тировав скотные дворы, мы обеспечили сы-
тую и теплую зимовку колхозному скоту.

Значительную номощь сельскому хозяй-
ству оказали машинно-тракторные  стан-
ции, выработавние в 1943
каждый 15-сильный трактор в переводе на
мягкую пахоту 213 гектаров, перевынол-
нившие план комбайновой уборки.

Волхозы и колхозники Армении своевре-

тельства перед государством. Обязательные
поставки зерна выполнены иа 100,5%/%, на-
туроплата за работы MTG — 105%, в
хлебный фонд РЕВА — 1009/о. План еда-
чи картофеля выполнен на 1607°/о, мяса —
100,7°/o, молока — 109,5°%/0, сыра-брын-
зы — 100,59/0, коконов — 100,79/. Вро-
ме этого, в 1943 году колхозы и колхозни-
ки Армении в порядке гоезакупа послали
государству более 400 тысяч пудов зерна,
300 тысяч пудов картофеля и внесли в
фонл обороны 123 тысячи пудов зерна и
картофеля, Волхозы республики оказывают
всевозможную помощь колхозам освобожлен-
ных от немецкой оккупации районов, от-
правляя им скот, семена, машины и др.
Во всех колхозах мы выделили спениаль-
ные фонды продовольствия для помощи
семьям фронтовиков.

Мы хорошо сознаем, что достигнутые на-
ми успехи в области сельского хозяйства
являются результатом повседневной помотии
и руководства Ленинско-Сталинского Цен-
трального Комитета ВКП(б), Советского Пра-
вительства и лично Вашей отцовской забо-
ты, которую мы чувствуем в повседневной
работе.

Письмо подписали:

Налбанлян Матевос — председатель колхоза «Анастваи» Вагаршапатского района.
Авчал Ювараш — председатель колхоза «Ш Интернационал» Октемберянского района,
Минасян Вагарнгак — колхозник колхоза С. Даргалу Камарлинского района,
Назарян Его — председатель колхоза имения Дзержинского Агинского района,
\Маилян Арутюн — председатель колхоза имени Кирова Горисского района,

Галстян Егише — председатель колхоза им. Сталина Артикского района,

Аветисян Самвел — председатель колхоза «Авангард» Сисианского района,
Алавердян Сирануш — звеньевая колхоза «Нор Кянк» Шамшадинского района,
Галетян Айкануш — звеньевая колхоза «Депи Коммуна» Алавердекого райоча,

Алибаджян Григор — бригадир и
Ашот — комбайнер Талинекой МТС,

Несмотря на трудности, мы, колхозники,
не прекращали в период войны закладки
новых виноградных и плодовых садов. За
три года мы заложили 3.485 га новых вино-
градников и 5.119 га плодовых насаждений.

Большое внимание мы уделяли обработке,
виноградниками и плодовымн
садами, зная, что во время прошлых войн
больше всего страдали многолетние насаж-
дения вследствие отсутствия ухода и обра-
ботки. Хорошим уходом за ‘садами мы обес-
среднем
с одного гектара в 1943 году собрали 63
центнеров винограда п 60 центнеров пло-

B°1941—1943 годах заложено 450 гек-
таров тутовых плантаций и высажено око-

шелковицы. В 1943 году колхозы получи-

ли наивысший урожай  коконов-— выход
с одной коробки грены составил 56,5

году Ha:

рическую освободительную миссию.
° Наш дорогой Иосиф Виесарионович! Мы

выполняет свой священный долг перед на-
шей Родиной, Красной Армией. Воодушев-
ленные Вашей высокой оценкой, мы, кол-
хозники и работники сельского хозяйства,
даем обещание 1944 год сделать годом вы-
сокого военного урожая — урожая победы.

Мы берем на себя обязательства в 1944

году довести урожайность хлопчатника не
менее чем до 13 пентнеров с гектара, до-
биться повышения урожайности всех куль-
тур — зерновых в среднем с олного гектара
10 центнеров, картофеля — свыше 100
центнеров, овощей — 110 центнеров, ви-
нограда—70 центнеров, плодов—65 цент-
неров и табака — 7 центнеров.
_ Обеспечить к зимнему сезону все обще-
ственное поголовье скота приспособленными
помещениями, заготовить грубые, сочные
корма в таком количестве, которое обеспе-
чит полностью общественное поголовье ско-
та в колхозах, а также скота, находящегося
в личном пользовании колхозников.

Обеспечить надлежащий уход и содержа-
ние скота и в особенности молодняка, орга-
низованно провести отел и окот скота,
полностью сохранить приплод текущего ге-
да.

Повысить удойность скота с доведениеи
в 1944 году ло 800 литров от кажхой
фуражной коровы и 60 литров от овие-
козоматки. .

Всеми мерами организовать дальнейшую
помошь колхозам и колхозникам оевобож-
денных от немецкой оккупации районев
ля быстрейшего восстановления хозяйст-
ва, разрушенного немецко-фашистекями з3-
хватчиками.

Родной наш отец товарищ Сталин!

Мы хороно сознаем, чтб достигнутые
нами успехи еше недостаточны, мы имеем
все возможности добиться более высоких
урожаев  сельскохозяйственных культур,
особенно зерновых, и поднятия продуктив-
ности животноводства. Нолхезники и код-
хозницы Армевии помнят Ваши указанзя
0 том, что победа не дается без борьбы и
напряжения, она берется с боя, победу
можяо упустить, если в наших рядах по-
явится самоуспокоение. Мы добъемся тога,
чтобы в нашей республике не было ни 01-
ного отстающего колхоза. Мы никогда не
забудем того; что ‘руковолимая Вами наша
славная Красная Армия спасла Армению
от нашествия немецко-фашистеких орд. Мы
знаем, что впереди еще. предстоит трудная
борьба для окончательного разгрома и
уничтожения неменко-фаттистсвих разбой-
ничьих армий и изгнания их из пределов
нашей священной советской земли.

Мы не пожалеем сил, средств и самой
жизни для помощи нашей доблестной Крас-
ной Армии, выполняющей великую истс-

кренко уверены в том, что недалек тот.
час, когда под Вашим мудрым водитель-
ством героическая Красная Армия нанесет
окончательный и смертельный удар подлым
фашистским разбойникам и спасет челове-
чество от фашистских людоедов,

Да здравствует наша славная Родина!

Да здравствует наша героическая Крас-
ная Армия и: Военно-Морской Флот!

Да здравствует наша славная  больше-
вистская партия — партия оЛенина —
Сталина! _

Да здравствует мудрый вождь народов
великий полководец Маршал Советского
Coosa Ham родной Иосиф  Винесарноновияч
Сталин!

Тамразян Авак — зав. фермой колхоза им. Куйбышева Дилижанского района,
Манукян Аршак — председатель колхоза села Зовашен Карабаглярского района,
Геворкян Геворк — председатель колхоза им. Азизбекова Вединского района,
Казарян Епраксия — колхозниза колхоза имени Берия Дузкендлского района,

Габриелян

гор — колхозник колхоза им. Берия Севанского района,

Оганесян Галуст — председатель колхоза «Кармир Октембер» Ахтинского района,
Аскяров Таги Гусейн. оглы — бригадир колхоза «Кармир Ранчпар» Зангибасарбкого

райоча,
Бадоян Ваган — колхозник колхоза «Нор

Хлоян Арташес — прел. колхоза им. Кагановича Басаргечарекого района,
Аветисян Мкртич — пред. колхоза «Нор-Уги» района имени Берия,

Арутюнян Арутюн — пред. колхоза имени Димитрова Микоянского района,
Диланян Агавни — пред. колхоза «Депи Коммуна» Аштаракского района,
Харитов Савелий — пред. колхоза имени Сталина Калининского района и другие,

всего 300 тысяч колхозников,
Армянской ССР.

KOJIXOSHHIL 4 работников сельского хозяйства

Указ Президиума Верховного Совета СССР

награждения профессора Спиридонова В. 6,

орденом Трудового

За вылающиеся заслуги в области п у
пфеесора Слириденоза Василия Спиридоновича :
а Верховного Совета СССР М. КАЛИНИН.

Председатель Президиум

Секретарь Президиума Верховного

Москва, Кремль. 9 марта 1944 г.

Красного Знамени

усской литературы награлить
Трудового Красного. Знамени.

Совета СССР А. ГОРКИН.

аи

На Урале пу
СВЕРДЛОВСК, 9 марта. (Спец. корр.
Правды»), На Северском металлургиче-

ком заводе сдан в эксплоатацию новый
мощный жестекатальный стан. Этот грач
даозный металлургический аггретат весом
В весколько тысяч тонн занимает специаль-
№0 устроенный отдельный цех ae rest
8 10.000 квадратных метров. Он ее
ABYX черновых и четырёх чистовых клетеи,
которые управляются автоматачески:

щен мощный зместекатальный стан

На стае прокатывают жесть толитиной
до четверти миллиметра. Строительные и
монтажные работы выполнил трест Урал-
тяжетрой. Комиссия, принимавшая стан в
эксплоатацию, отметила высокое качество
монтажа. г

Новый стан начал выпуск готовой про-
дукющии.

Уги» Нор-Баязетского района,
Шахназарян Оганес — бригадир колхоза им. Ленина Котайкского района, ‘

Заседание, посвященное
памяти Т. Г. Шезченко

Исполнилось. 130 лет со дня рождения
великого поэта-революционера Тараса Гри-
горьевича Шевченко.

Вчера в Московском доме ученых состоя-
лось заседение отделения общественных
наук Украинской академии, посвященное
памяти Т. Г. Шевченко. Открывая заседание,
академик М. Я, Калиновия отметил, что
образ Т. Г. Шевченко—борца за счастье че-
ловечества особенно дорог нам в дни Вели-
кой Отечественной войны, когда русские,
украинцы, все народы СССР героически за-
щищают свою свободу и независимость от
немецко-фашистских захватчиков. На засе-
дании были заслушаны доклады, характе-
ризующие творчество великого поэта, зна-
чительную роль, которую сыграл он в раз-
витии русского искусства. ;

Сегодня память Т. Г. Шевченко будет оп-
мечена в Москве общим собраниём Акаде-

мии wa У ой ССР
aoe (TACC),

славная пехота, которая,
пех, громила разрозненные, деморализован-
ные вражеские части.

склады. Большие

#5 ара 154 а.

Обер-ефрейтор 2 роты 1 батальона
257 гренадерского полка 83 пехотной
дивизин Нарл Вильде, рождения
29.12.1918 г., уроженец Дээрдт района
Хардеслебен, по профессии сельский
рабочий.

В армию я был призван 31.8.1939 го-
да и проходил военную службу в 10 за-
пасном санитарном батальоне в Ноймен-
стере. Затем в составе 125 пехотного пол-
ка я находился в Саарбрюкене.

С 9.4.1940 г. наш полк был в оккупи-
рованной Дании, затем с 10.5.1940 г.
принимал участие в операции по прорыву
линии Мажино во Франции и с 9.2.41 г.
пе прорыву линии обороны Метаксаса в
Греция. В середине августа 1941 г. полк
находился в оккупированной Сербии
в районе Белграда.

С 22.71.42 тода по 5.11.42 г. полк
принимал участие в боях в районе Эль-
Аламейн в Африке. 5.11.1949 г. в Эль-
Аламейн я был взят в плен и направлек
в лагерь военнонленных № 806 в Егиг-
те, находившийся в 30 км. от Порт-Санда.
В этом лагере находилось 8—10 тысяч
здоровых солдат и ‘в госпитале № 19,
расположенном вблизи этого лагеря, —700
раненых солдат.

20.9.1943 года мы узнали от немецких
офицеров 0 предстоящем обмене.
20.10.1943 г. здоровые соллаты на поез-
де, а раненые в автомашинах были достав-
лены в Порт-Саил. В гавани Порт-Саи
швейцарский и шведский консулы прове-
рили по списку пленных солдат. В порту
было два английских судна: на санитарной
судно было погружено 400 раненых сол-
дат и” на транепортное судно 800 здоро-
вых солдат.

_ Сам обмен происходил в испанском пор-
ту Барселона. В Барселону были достав-

ветских конников. Не отставала от них в
развивая ус-

В ходе наступления напти части нанесли
поражение 3 танковым и 6 пехотным диви-
зиям противника и овлалели районным
центрами Николаевской области Новый Буг
и Казанка. Под ударами Красной Армии
противник бросает на поле боя технику и
трофеи азахвачены в

Scie ee

(От военного корреспондента «Правды»)

Новом Буге, являвшемся тыловой базой
криворожекой группировки немцев.
Преследуя отходящего нротивника, одно
наше гвардейское соединение за один день
овладело несколькими десятками населен-
ных пунктов, в том числе Афанасьевкой,
Новоконстантиновкой, Ново-Полтавкой и др.

Противник пытается удержаться на но-
вых линиях обороны и оказывает упорное
сопротивление. Он бросает в контратаки
танки с пехотой под сильным огневым прн-
крытием. Но наши войска, отбивая враже-
ские контратаки, наносят ему большие по-
тери.

Действуя в тяжёлых условиях весенней
распутицы, наши части показывают Ma-
стерство в боях за опорные узлы сопротив-
ления, а также при преследовании врага.
В условиях малой полвижности они умело
проводят ночные обходы укреплённых
Пунктов, смело просачиваются мелкими
группами в боевые порядки противника,
вносят панику в стане врага, расетраива-
ют его огневую систему, связь и этим со-
действуют успеху паступления.

На пути одного наступающего  подразде-
ления было село, превращённое немцамв
в опорный пункт. Сильный огонь и непро-
лазная грязь затормозили лвижение. Тогда
командир подразделения послал в обхол
грунцу автоматчиков и разведчиков под

лены на двух немецких пароходах плен-
ные английские солдаты, где я их сам
видел. При обмене в Барселоне присутет-
вовали те же консулы Швеции и Швей-
царий.

После обмена мы на немецких  сулах

прибыли в Марсель и из Марселя в Штутт-
гард поездом. С 4.11.43 г. по 8.1.1944 г.
мы находились в отпуске.
° 8.1.1944 г. мы снова были призваны в
10 запасный санитарный батальон в Ной-
мюнстер. Во время отпуска многие из об-
мененных солдат были награждены орденом
«Лелозный крест П-го класса», в том чи-
еле эту награду также получил и я.

В 10 занаеном санитарном батальоне
было около ста солдат, прибывших после
обмена из илена из Англии, Египта, Канады
и Туниса.

Из разговора немецких соллат мне из-
вестно, что было обменено 5 тысяч плен-
ных немецких солдат.

16.1.1944 тода нас в количестве 30 че-
ловек отправили на Восточный фронт, в том
числе 25 обмененных солдат. Все 30 чело-
век были направлены в 83 пехотную диви-
зию. Со мной на фронт ехали лично мне
знакомые  обер-ефрейтор Штаак, обер-
ефрейтор Фондайн, обер-ефрейтор Махенс и
обер-ефрейтор Рот.

Получение приказа отправиться на фронт
было для нас тяжелым ударом, так как мы
после обмена не должны были больше быть
на фронте и участвовать в боях. Обменен-
ные немецкие пленные с больной радостью
возвращались на’родину, будучи уверены,
что больше не попадут на фронт. Сообщение
о выезде на фронт вызвало у нас чуветво
возмущения, и солдаты говорили: «Это
сплошное свинство посылать нас енова на
фронт». —

Мы прибыли на фронт 26,1.1944 года.
Я был направлен солдатом BO вторую

РЕ А И ЕЕ

Прорыв вражеской обороны

командой лейтенанта Бергера. Пол прикры-
тием тумана группа неожиданно для нем-
цев вошла в село с тыла и началатромить
миномётные и артиллерийские батарен и
находившуюся в домах пехоту противника.

Замечательно действуют нап конники,
врываясь в тыл врага. Грозные всадники
настигают на дорогах обозы и автоколонны,
врезаются в беспорядочно отступающие
войска противника, расстреливают их из
автоматов и рубят клинками.

За первый день рейла эскахроны про-
шли много километров, разгромили много
0бозов, тыловых баз и штабов. Наши пехо-
танцы, двигаясь неотрывно за кавалерией,
широко используют брошенные противни-
ком оружие и боеприпасы.

Большую помощь наступающим частям
оказывают колхозники освобождённых сёл,
которые всячески помогаю наступающим
войскам и, в частности, подвозят боеприна-
сы на своих лошадях, переносят продукты
на плечах.

В ходе наступления войска 3-го Украин-
ского фронта нанесли тяжёлые поражения
противнику и захватили 67 танков, 175
орудий разного калибра, 270 пулемётов,
2.000 автомашин. 2

На поле боя осталось 8 тысяч немецких
трупов.

В. КУПРИН.
3-й Украинский фронт, 9 марта.
(По телеграфу).

Гитлеровцы нарушают международные законы

Собственноручное показание военнопленного Карла Вильде

(Перевод с немецкого)

роту первого батальона 257 гренадер-
ского нолка 83 пд. Я принимал участие в

бою как солдат с оружием в руках
и 12.2.1944 г. во время боя попал в рус-
ский пен. ‘

Я могу сказать, что значительная часть
обмененных вместе со мной немецких плен-
ных не являлась санитарным персоналом.
Это были здоровые соллаты, унтер-офицеры
и офицеры разных родов вейек: пехотинцы,
эртиллериеты, танкисты, саперы. Среди
раненых, которые были обменены, вообще
не было санитарного персонала.

Я знаю лично следующих обмененных,
которые не принадлежали к санитарному
персоналу: обер-ефрейторы Шиммельфениг,
Беккер, Буль и Диленбург.

Большинство солдат, которые были об-
менены под`видом санитарного персонала, в
действительности никакой санитарной под-
готовки не имели и санитарами не были.
Это были шофера, повара и т. д. Обменен-
ные солдаты и офицеры, не принадлежав-
шие к санитарному персоналу, и вылечен-
‘ные раненые направлены на Восточный
фронт. Я лично видел несколько обменен=
-ных солдат на Восточном фронте.

Вторично в течение этой войны я нахо-
жусь в плену и не хотел бы быть снова об-
мененным, чтобы не принимать участия в
этой проигранной для Германии войне. `

Пеменкое фашистское правительство
стремится затянуть войну и не гнушаетея
никакими средствами, чтобы послать па
фронт всех, в том числе и тех пленных сол-
дат, которые были обменены. Для прави-
тельства этот обмен является не проявле-
нием гуманности, а только средством бро-
сить несколько тысяч ‘человек снова на
фронт, для которого уже теперь нехватает
людей.

Обер-ефрейтор КАРЛ ВИЛЬДЕ».

Фотокопия первой и последней страниц собственноручного показания Карла Вильде.

Пренебрежительное отношение к производству запасных частей

АРХАНГЕЛЬСК, 9 марта. (Корр. «Прав-
вы»). На сухоремонтном заводе «Красная

кузница», нолучившем важный заказ на’

изготовление запасных частей к тракторам,
решили, что обращение коллектива артил-
лерийского завода имени Сталина’ их не ка-
сается.

— Нам завод занимается выполнением
других заказов. Мы не имеем возможности
производить части к тракторам. Мы поста-
вили вопрос о снятии с нас этого задания.

Эти и подобные им «соображения» изо-
бретаются для увиливания от заказов на
занчасти к тракторам не только директо-
ром завода тов. Стенько и главным инже-
нером тов, Рубиным, но и парторгом ЦЕ
ВЕП(б) на этом заводе тов. Усовым.

Странную позицию в этом деле занима-
ют работники отдела водного транспорта об-
кома партии и Архангельского горкома
ВЕП (6). Комиссия, возглавляемая замести-
телем заведующего транспортным отделом
горкома партни тов. Рябевым, в обширной
докладной записке, представленной обкому,
предложила «станочную обработку деталей
«Тракторосбыта» (на заводе «Красная куз-
ница») снять совсем или перенести на тре-.
тий квартал текущего года».

Директор завода тов. Стенько после этого
сократил выпуск запасных частей к трак-
торам и предусмотрел в мартовском плане
уменьшение производства этих частей в два
раза.

В первом квартале завод «Красная куз-

вица» должен дать МТС 13.480 различных
деталей на сумму 35.776 рублей. Олнако,
нмея все возможности в установленный
срок выполнить план, завох за два иетек-
ших месяца изготовил лишь 2.691 деталь
на сумму 5.711 рублей.

Другой завод Архангельской области,
возглавляемый директором тов. Боголюбо-
вым, должен был в первом квартале из-
готовить небольшую партию частей к трак-
торам, общей стоимостью в 4.207 рублей.
Завод, располагая огромными возможностя-
ми, ни в январе, ни в феврале не изготовил
ни одной запасной части.

Так же неправильно отнеслись в выпол-
нению задания по производству запчастей.

на заводе «Конвейер».