ЕСА

Чрезвычайной Государствённой Комиссии :
по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников =

и причинённого ими ущерба гражданам, колхозам, общественным организациям СССР.
Директивы м приказы гитлеровского правительства и германского военного командования

(06 истреблении советских военнопленных и мирных

1. Гитлеровские секретные директивы
0б истреблении советских ‘людей

Преступное гитлеровское правительстве.

и верховное командование германской ар-
мии еще хо вероломного нападения на. Со-
ветский Союз тщательно разработали пла-
ны чудовищного истребления передовой
части советского народа и ссылки на ка-
торгу в Германию миллионов советских
людей.

Опубликованные в свое время Чрезвы-
чайной Государственной Комиссией с00б-
щения о немецко-фашистских злодеяниях в
тородах Краснодаре, Ставрополе, Орле,
Сталино, Смоленске и Киеве, а также спе-
циальные расследования, произведенные
членами Чрезвычайной Государственной
Комиссии путем выезда на места, устано-
вили существование продуманной системы
преднамеренного массового истребления не-
мелкими оккупантами военнопленных и
мирных советских граждан.

Только по предварительным данным, за-
регистрированным Чрезвычайной Госулар-
ственной Комиссией, немецко-фапистские
оккупанты убили, отравили В «душегуб-
ках» и замучили в оккупированных ими
советских районах около 2 миллионов че-
ловек, —— стариков, женщин и детей, мир-
ных советских граждан, а также много во-
еннопленных — бойцов и офицеров Крас-
ной Армии.

В настоящее время в распоряжение Чрез-
вычайной Государственной Комиссии посту-
пили захваченные в Гор. Вневе органами
советской власти немецкие документы, обна-
руженные в несгораемом шкафу в помеще-
нии, где в период немецкой оккупации на-
ходилось гестапо. Эти документы содержат
оперативные приказы верховного командо-
вания германской армии, ихперского мини-
стра оккупированных восточных областей,
начальника полиции безопасности и СД и

другие документы, в которых излагается
порядок «очистки» лагерей для советских
военнопленных и мирных граждан от «по-
дозрительных лиц». Из этих документов
кидно, что в качестве единственной меры
«очистки» немецко-фашистскими властями
в чудовищных масштабах практиковалось

применение убийств, которые фигури-
руют в документах под терминами:
«экзекуции», «особый режим», «ликвида-

ЦИЯ», «особые меры», «очистительные ме-
роприятия». Эти документы относятся в
первым месяцам вторжения немецках за-
хватчиков в СССР, к периоду июль—
декабрь 1941 года. Важность обнаружен-
ных документов характеризуется тем, что
на всех их имеется гриф: «Секретно, госу-
дарственной важности», а K0-
мандный документ».

В целях предотвращения опасности за-
хвата Красной Армией этих документов,
раскрывающих преступленвя немецко-фа-
шистеких. палачей и их кровавые планы
физического уничтожения русского населе-
ния, в оперативном приказе № 14 началь-
ника немецкой полиции говорилось:

«Особо вменяю в обязанность, чтобы
оперативные приказы №№ 8 и 14, а
также относящиеся к ним дополнитель-
ные указы, в случае опасности, немед-
ленно уничтожались».

В приказе ставки верховного командова-
ния германской армии № 11, 7 октября
41 г. подчеркивается:

«Письменное (даже в виде выдержек)
распространение этого приказа воспре-
щается. Ознакомление окружных комен-
дантов по делам военнопленных и комев-
дантов пересыльных лагерей произво-
дится устно».

2. Подготовка к массовому истреблению
советских военнопленных и мирных граждан

Из обнаруженных документов видно, что
гитлеровские палачи еще до своего нападе-
ния на СССР составляли списки, розыскные
ЕНИГИ И собирали необходимые сведения о
руководящих советских работниках, кото-
рые, по их кровавым планам, подлежали
уничтожению. Так были подготовлены «0со-
бая розыскная книга СССР», «Германская
розыскная книга», «Списки но выявлению
местопребывания» и другие подобного рода
«розыскные книги и списки», которые гит-
леровским убийцам должны были облегчить
истребление передовой части населения
СССР.

В документе, именуемом: «Приложение
№ 2 к оперативному приказу № 8 началь-
ника полиции безопасности и СД», датиро-
ванном — «Берлин, 17 июля 1941 года»
и подписанном Гейдрихом, исполнявшим в
то время обязанности заместителя Гиммлера,
указывается,  олнако, на недостаточность
списков и розыскных книг и на необхоли-
мость не стеснять инициативу исполнителей
убийств.

В документе говорится:

«Для осуществления ваших задач нет
возможности предоставить в распоряже-
ние команд пособия. «Германская розыск-
ная книга», «Списки по выявлению ме-
стопребывания», «Особая розыскная кни-
та СССР» окажутся полезными лишь Б
небольшом количестве случаев. «Особая

розыскная книга СССР» поэтому недо-`

статочна, так как в нее занесена лишь
незначительная часть советских рус-
ских, которых следует ечитать опазны-
ми». (См. фотокопию № 5).

С разбойничьим вторжением в СССР и ок-
купацией ряда советских районов гитлеров-
цы новели систематическое истребление со-
ветского населения, в особенности его пере-
довых и наиболее активных слоев, незави-
симо от имевшихся в их руках списков.

Для выполнения своих преступных пла-
нов немецкие оккунанты в етационарных и
пересыльных лагерях для военнопленных,
устроенных в то время на германской тер-
ритории, в так называемом польском «гене-

рал-губернаторстве» и на оккупированной  .
советской территории, создали «зондеркоман-

ды» (особые команды).

В- оперативном приказе № $ начальника
полиции безонасности и СД, датированном
«Берлин, 17 июля 1941 года, Б. №2
5/41, г. Ре ГА 1 ц», подписанном Гейдри-
XOM, говорится:

«Предлагаю немедленно выделить для
находящихся на той территории лагерей
военнопленных команду в составе одного
СС фюрера и 4—6 рядовых. В случае,
если для выполнения поставленных задач
потребуются дополнительные силы, 0б
этом необходимо немедленно сообщить
мне...

..Для облегчения проведения чистки
должны быть выделены в распоряжение
начальника лагерей военнопленных в 1-м
военном округе, Восточной Пруссии —
генерал-майора фон Гинденбурга и на-
чальника лагерей военнопленных в гене-
рал-губернаторстве — генерал-лейтенан-
та Геррготт, в Вельцах — по одному ру-
ководителю (тегу) связи...

-.В качестве руководителей связи долж-
ны быть немедленно откомандированы:

а) криминальрат Шиффер, отдел госу-
дарственной полиции Штетина, —в распо-
ряжение генерал-майора фон Гинденбур-
та, в Кенигеберг (Пруссия);

0) криминалькомисеар Ранвитц при
начальнике полиции безопасности и СД
в ИЦракове — в распоряжение генерал-
лейтенанта Геррготт в Вельцах.

..В задачи этих руководителей связи
входит, особенно к моменту начала опера-
ций, направлять в соответствии с наетоя-
щили директивами деятельность команд,

а также обеспечивать нормальные отно-

щения с военными органами».

В приложении № 1 к оперативному при-
Базу № 14 начальника полиции безопаено-
сти и СД (Секретно. Государственной важно-
сти, экземпляр 15-й), датированном —
«Берлин, 29 октября 1941 года», указывает-
ся порядок формирования «зондеркоманд»:

«Формирование зонлеркоманд, полиции
безопасности и СД производится по дого-
воренности между начальником полиции
безопасности и’ СД и верховным коман®о-
ванием вооруженных сил от 7. X—1941
года.

Команды рзботают на основе особых
полномочий и, согласно данным им об-
щим директивам, в рамках лагерного рас-
порядка, самостоятельно. Само собой ра-
зумеется, что команды поддерживают тес-
ный контакт с комендантами лагерей п
офицерами контрразведки». (См. фотоко-
пию № 2).

Это было вторичным раз” яснением еще
ранее изданной директивы от
1941 г. (См. начало фотокопии № 5).

В свою очередь и верховное командование
терманской армии в приложении № 2 к при-
казу от 7.Х — 1941 года указало:

«1. ...в пересыльных лагерях армей-
ского тыла зондеркоманды полиции безо-
пасности и СД по выявлению неблагона-
дежных элементов действуют под cob-
ственную ответственность в соответствии
с прилагаемыми директивами.

2. По согласованию с начальником по-
лиции безопасности и СД, деятельность
предусмотренных зондеркоманд регули-
руется следующим образом: а) предусмот-
ренные для выполнения этих задач зон-
деркоманды подчиняются уполномоченно-
му начальника полиции безопасности и
СД при командующих армейским тылом,
согласно пересланному с отненением
«а» соглашению от 28.[  — 1941 года
...Д) В тех лагерях армейского тыла, в
которых нет возможности произвести
фильтрацию при помощи зонлеркоманд,
нод личную ответственность коменданта
остаются в силе существевавиие ло сих
пор положения. С появлением зондерко-
манд выявление неблагонадежных элемен-
тов является исключительно их задачей».
Приказ начальника полиции безопасности
и СЛ от 29 октября 1941 г. об организации
зондеркоманд был разослан оперативным
группам в Красногвардейск, Смоленск, Kuen,
Николаев п «информационно» в Ригу, Мо
тилев, Вривой Рог.

Нужно также отметить, что гитлеровиы
во время своего наступления на Москву co-
здали в Смоленске специальную «зондер-
хоманлу Москва», задачей которой должны
были явиться массовые убийства москвл-
чей. (Сы. фотокопию № 1).

0 задачах, возложенных на «зондеркоман-
ды», говоря оперативные директивы, при-
ложенные к приказу начальника полиции
безопасности и СД № 8, датированному —
«Берлин, 17 июля 1941 года», который
под видом «фильтрации гражланских лин и
подозрительных военнопленных, захвачен-
ных в восточном походе», указывает, что

«особая обстановка восточного похода

требует особых мер, которые должны про-

водиться под собственную ответствен-

ность, вне каких-либо бюрократических и

азминистративных влияний».

Как документально установлено. на «зон-
деркоманды» возлагалась обязанность
«фильтрации», т. е. выявления «неблаго-
надежных», подлежавших в дальнейшем
уничтожению.

В связи с этим, в приложении к опера-
тивному приказу Гейдриха № 8 от 17.,УН—
1941 г. указывается, что

«Заключенные лагерей для русских
должны поэтому быть разделены внутри
лагеря по следующим признакам:

_— 8) советско-русских интеллигентов и

1) Гражданские лица.

2) Солдаты (в том числе и такие, ко-
торые явно переодеты в гражданское
платье).

3) Политически вредные элементы из
числа лиц 1 и 2 категорий...

4) Лина Ти 2 категорий, достойные
доверия, а потому пригодные для ис-
‘пользования при восстановлении окку-
пированных районов..

5) Национальные группы среди воен-
нопленных и гражданских лиц».

3. Планы истребления советских деятелей
и советской интеллигенции

Гражданское население временно захва-
ченных немецко-фашистскими оккупантами
районов СССР, как это неоднократно с00б-
щалось, заключалось в лагери наряду с во-
еннопленными, вопреки всем существую-
щим законам и обычаям ведения войны.
Бесчеловечный режим, созданный гитлеров-
скими палачами для военнопленных, был
распространен также и на мирных совет-
ских граждан. В этом отношении нужно от-
метить так называемые «экзекуции».

Гитлеровцы с самого начала установили
широкий круг «подозрительных», подле
жавших «экзекуции». К этому кругу гит-
леровцы раньше всего относили руководя-
щую и активную группу советских работ-
виков. В приложении № 1 к оперативному
‘приказу № 14 начальника полиции без-
опасности от 29 октября 1941 г., подписан-

ному Гейдрихом, по этому поводу говорится:

«Прежде всего необходимо выявить:

1) всех выдающихея государственных
и партийных должностных лиц, в особен-
ности профессиональных революционе-
ров,

2) деятелей Коминтерна,

3) всех влиятельных деятелей немец-
кой коммунистической организации в
СССР и примыкающих к ней организаций
в Центральном Комитете, в окружных и
районных организациях, .

4) всех Народных Комиссаров и их
заместителей,

5) всех бывших
Врасной Армии,

6) руководящих лиц государственных
учреждений пентрального и среднего
звеньев,

7) руководящих лиц в хозяйственной
жизни, ;

политкомиссаров

евреев, поскольку это касается профес-

сиональных революционеров или полити-

ческих деятелей, писателей, редакторов,
работников Коминтерна и др.». (См. ‚фото-

копию № 4).

В «дополнении к директивам для команл
пелиции безопасности и СД», подписанном
Гейдрихом,  датированном: «Берлин, 17
июля 1941 года», прямо ‘указывается
на необходимость применять аналогичные

меры не только к русскому народу, но и
к украинцам,  белоруссам,. азербайлжан-
цам, армянам, грузинам, тюркским народ-
ностям и др.

Следует отметить, что кровавые распра.
вы проводились гитлеровцами и над теми
украинцами-националистами, которых. Гит-
лер использовал вначале для борьбы против
Советского Союза, а затем разделалея с
ними самым гнусным и коварным образом,
под предлогом якобы того, что  банлеровцы
«готовили восстание». В директиве опера-
тивной- команды Ц/5 полиции безопасности
я СДза № 12/41 от 25 ноября 1941 г. с
грифом «секретно, государственной важно-
сти» в отношении, например, украинских
националистов, возглавлявшихся Бандерой,
товоритея:

«Все активисты бандеровского движе-
ния должны немедленно арестовываться
и после тщательного допроса должны
быть без шума ликвидированы пол вп-
- дом грабителей...

Этот документ, после ознаизмления с
ним, должен быть немедленно уничто-
жен начальством команды» (подчеркну-
то в подлиннике). (См. фотокопию № 7).

Правящая гитлеровская клика система-
тически проверяла выполнение своих ди-
ректив в отношении выявления «подозри-
тельных», требовала строгого и полного их
учета. В праложении № 2 к оперативно:
му приказу № 8 начальника полиции
безопасности и СД строго предпивывается:

«Каждую неделю начальник опера-
тивной команды представляет в. Главное
управление — имперской безопасности
краткое донесение ‘по телеграфу или
срочным письмом. В этом донесении
должны быть изложены: 1)  враткое
описание деятельности за прошедшую
неделю; 2) число лиц, которые должны
окончательно считаться подозрительны-
ми (достаточно указать цифру)...»

Из документов видно, чтосэти «экзеку-
нии» являлись не чем иным, как истре-
блением советских людей, которые массами
подвергались казням, творимым немецко-
фашистскими палачами.

pn a th etn

4. Попытки немецко-фашистских убийц

скрыть свои

Жестоко и бесчеловечно расправляясь с
советскими людьми, попавшими в руки фа-
шистско-немецкого зверья, германские вла-
сти тщательно старались скрыть свои пре-
ступления, пытаясь окутать эти злодея-
ния густым покровом тайны. 06 этом так-
же свидетельствуют многочиеленные при-

`казы немецкого военного командования и
17 июля.

немецкой полиции.

В оперативном приказе начальника 0-
лиции безопасности и СД № 8 от 17 июля
1941 года по этому поводу указывается:

-«Экзекуции должны проводиться не
в самом лагере и не в непосредетвен-
ной близости от него, они негласны и
должны производиться, по возможности,
незаметно».

Далее в приложении №2 к этому
же приказу говорится: = _

«Экзекуции не должны производить-
ся в лагере или в непосредственном со-
седстве с. лагерем. Если лагери гене-
рал-губернаторства находятся в нено-
средственной близости от границы, то
пленных для ` специальной обра-
ботки следует, по возможности, отвозить
в бывшие советские районы. Если экзе-
куции потребуются вследствие наруше-
ния лагерной дисциплины, TO в этом
случае начальник оперативной команды
должен обратиться в коменданту лаге-
ря». (См. фотокопию № 65).

В приложении № 2 к приказу ставки
верховного командования германской ар-
мии № 11, датированному 7.Х—1941. го-
да, говорится:

«б) Деятельность зондеркоманд ©
санкции командующих армейским ты-
лом (районных комендантов по делам
военнопленных) должна проходить так,
чтобы фильтрация проводилась, по воз-
можности, незаметно, а ликвидация без
промедления и на таком расстоянии от
самих пересыльных лагерей и населек-
ных пунктов, чтобы это не было изве-
CTHO остальным военнопленным и насе-
‘лению».

В приложении № 1 к оперативному
приказу № 14 начальника полиции без-
опасности и СД, датированному «Берлин,
29 октября 1941 тода, № 21541 г.
Pe—IV¥ A 1 uw, секретно, государственной
важности», рекомендуется следующий «пе-
рядок» повеления «экзекуций»:

«Начальники оперативных групн под
свою ответственность решают вопросы
06 экзекуции и дают соответствующее
указания зондеркомандам.

Для проведения установленных дат

ными директивами мер командам надле-
жит требовать от руководства ‘лагерей
выхачи им пленных. Верховным коман-
дованием армии дано указание коменда-
турам 06 удовлетворении. подобных тре-
бований.

Экзекуции должны производиться не-
заметно, в удобных местах и, во всяком
случае, не в самом лагере или в не-
посредственной близости от него. Необ-
ходимо следить за немедленным и пра-
вильным погребением трупов».

В дополнении к директивам для коман:

преступления

дируемых в лагери военнопленных команя

полиции безопасности и СД, подписано
Гейдрихом, еще раз указывается:

«Наконец, я вновь указываю- на то,

что экзекуции ни в коем случае не

должны совершаться ни в самом Jare-

ре, ни в непосредственной близости 01

него».

«Экзевуции» приняли с течением вре-
мейи столь широкие размеры, что гитле-
ровцы, как это известно из предыдущих
сообщений Чрезвычайной Комиссии, стали
их проводить и в самих лагерях или вбла-
зи лагерей.

Впоследствии, когда Красная Армия стала
очищать от немецко-фашистских полчищ
временно оккупированные ими территории
Советского Союза и когда советские власти
стали раскрывать чудовищные преступле-
ния фашистских извергов, обнаруживая мно-
точисленные могилы замученных фапгиста-
ми советских граждан, бойцов и офицеров,
германское командование приняло срочные
меры к тому, чтобы скрыть и уничтожить
слелы своих преступлений. В этих целях
немецкое командование организовало повсе-
местные раскопки могил и сжигание нахо-
дивнтихся в этих могилах трупов. Особым
приказом оберштурмфюрера, датированным
«Ровно, 3 августа 1943 г М А 1
№ 35/43cep, адресованным областному руко-
водителю жандармерии в Камень-Каширске,

предписывалось «немедленно сообщить о ме-  .

стонахождении и количестве могил (общих)
060б0-репрессированных» по’ данной области.
Среди документов, обнаруженных в зда-
ниц гестапо в Ровенской области, найдены
донесения 00 исполнении указанного выше
приказа с перечнем около 200 пунктов, где
были зарегистрированы такие могилы.
Из этого списка видно, что неменцко-фа-
шистские палачи выбирали для могил, в
которые закапывали свои жертвы, преиму-
шественно глухие и  малодостунные хля
посторонних лиц места. Вот часть таких
мест:
78. iMieueronns, В Лесу—3 могилы.
79. Славута, в разработках гря-.
вия-—1 могила.
80. Славута, в лесу — 1 могила.
121. Горохов, в 1 км. южнев Горо-
хова, в 100 м. от дороти на
Дрешкополь—1 могила.
_ Городское кладбище, в западном
углу, справа — 1 могила.
В карьере кирпучной глины
южнее Горохова — 1 могила.
Берестечко, во дворе жандару-
ских казарм, примерно в 500 м.
севернее совхоза Наренчин —
1 могила.
Локачи, в 1 км. южнее города
(в карьере кирпачной глипы)—
1 могила.
Кизелин, примерно в 1 Ex. ce
веро-западнее  Кизелина, окола
развалин здания — 1 могила.
Ковель, Нагорная ул., в несча-
ном карьере, в 400 м. за сев.
казармами — 1 могила.
Нагорная ул., северо-вост. от
города, в песчзвом карьере,
справа от дороги—1 могила.

123.

124.

125.

140.

‘граждан

Фотокопии отдельных подлинных документов, приведенных в тексте
Сосбщения Чрезвычайной Государственной Комиссии

He 4

Праказ и 14 начальника полиции безопасности от 99 a 1941 г.