г 11 МАРТА 1944 г., № 61 (9518)

СЕТЕ ВЕНЕ re — =a

a, gil

SS

SSS ae —
SSS ee Se ES ee ES

Е бое ОКЕ

соо гк
’ Чрезвы ОБЩЕНИЕ

чайной Государственной Комиссии

( Окончание ) Сзотокопии стдельных подлинных документов, гризеденных в тенсте
i ‘ 3 Z г Сообщения Чрезвычайной Государственной Комиссии
Владимирская ул.. ок. еврейскс- сведения: номера по по у   oe

ro кладбища — ! могила. рядку, фамилии п Ne 2

REESE Sg OS INS FS SSE RTRs PN BR EEE IG SETAE EAS SADE BNE ESR SETS EIS ERI SEN ee ee

Разгром немцев
под Уманью

(От военного порреспондента «Правды»)

После того, как войска маршала Совет-, работал даже немецкий радиоузел, питав-

В тюремном саду — 1 могила.
  Площадная ул., ок. старого
  кладбища — 1 могила.

142. Ратно, в 3 Ем. восточнее горо-
да, ок. ветряной мельницы —
1 могила. х

143. Крымно, в 2 км. северо-запад-
нее ок. озера — 1 могила.

144. Мацеев, Меловой — карьер, в
200 м. за казармами охр. по-
лицаи — 1 могила.

145. Голобы, в лесу 4 км. сев.-зав.
от торола — 1 могила.

146. Мельнина, в 2 км. западнее
Мельницы, ок. песчаного карье-
pa — 1 могила.

147, Маневичи, в 2,5 клм. зап. от
города в песчаной rope—1 мо-
гила.

149. Осерани, в 5 клм. сев.-зап. от

деревни, в песчаном карьере—
1 могила.

В коне спиева говорится: «В списке
прлусиотрены все могилы, вкаючая и моги-
ты команд, работавших здесь раньше».

Десятками тысяч сжигались трупы рас-
елиных и замученных немецкими пала-

шин военнопленных и мирных советских

паждан в Харькове, Киеве, Ровно и в раде

‚ утих городов и районов по пути отступле-
пид гитлеровской армии.

(пелью проверки точного выполнения
‘инт лиректив о массовом истреблении со-
ютских военнопленных и мирных граждан
пилеровская правящая клика требовала
подставления отчетности от непосредствен-
зых исполнителей «экзекуций».

Изчальник полиции безопасности и СД
зприложении № 2 к своему оперативному
qusasy № 8 требовал от начальников зон-
команд:

«В отношении примененных репрес-

(ий команды должны вести списки, в ко-

рых должны содержаться следующие.

имена, время и место рождения, воинское
звание, профессия, послелнее местожи-
тельство, основания для репрессии, время
и место репрессии».
Далее в приказе говорилось, что
«Подобные сообщения должны, как
правило, в информационном порядке пе-
редаваться в 1 отдел ПУ Управления
Главного упразления имперской безопас-
ности (РА 1)».

В развитие этой директивы оперативная
команда Ц’5 полиции безопасности и сд.

уточняет: :

«В конце каждого месяца необходимо
представлять сюда отчет о деятельности
команл СД в стационарных лагерях воен-

нопленных. Необходимо указывать коли-

чество ликвихаций по национальностям,

в соответствии с изложенными в ин-
струкциях директивами».

том, как все вышеуказанные хиректи-

вы выполнялись, говорит донесение опера-

тивной команды 7 (оберштурмбанфюрера

Типера бригадфюреру «доктору» Томасу) в
Виннице от 4 лекабря 1941 г. В этом доне-
сении указывается, что в лагере в Винни-
це, после так называемой «фильтрации» ла-
геря, осталось всего 25 человек, которые
могли быть отнесены к категории «подозри-
тельных».

«Это отраниченное количество, —гово-
рится в донесении, —об’`ясняется тем, что
местные органы повседневно предприни-
мали необходимые мероприятия по линин

ных элементов в стационарных лагерях
военпопленных в контакте с коменханта-
ми или соответствующими офицерами
контрразведки». Е

Таким образом, помимо массовых казней,
проводившихся спецнально’ созданными для
этого «зондеркомандами», широко практи-

ковалось систематическое истребление со-

ветских людей комендантами и находящи-
мися в их подчинении командами лагерей
дя советских военнопленных.

5. Гитлеоовцы поеступно попирают нормы
международного права, законы и обычаи

ведения

формально гитлеровские бандиты никог-
це 0б’являли о том, что они отказыва-
ия OT международных правил ведения
уйны, которые зафиксированы в различ-
к международных конвенциях и требуют
пмапного обращения с военнопленными.
Мльше того, гитлеровское правительство
31934 тоду даже ратифицировало Женев-
в конвенцию 1929 года «0 содержании
аннопаенных».
  № эт присоединение гитлеровского
  правительства к международным  конвен-
ино военнопленных было рассчитано на
мая мирового общественного мнения, что
циучило свое подтверждение с начала этой
witht H особенно со времени подлого на-
мхния гитлеровской Германии на СССР.

В приложении № 1 к оперативному при-
3 № 14 начальняка полиции  безопас-
ети и СД пинично заявляется, что

«большевистский солдат потерял право

на обращение с ним, как с честным сол-

ROM и в соответствни е Женевской

зонвенцией». (См. фотокопию № 3).

(ви чудовищные преступления против
чвееких военнопленных  гитдеровские
(авиты пыталотся, таким образом, при-
ыть циничными ссылками на ‘якобы не-
применимость общепринятых правил обра-
цения с военнопленными к советским лю-
Зи.

Документально также установлено, что в

войны

преступные нланы  немецко-фашистското
командования и полицин ‘входило примене-
ние «экзекуций» и «очистительных мер».
т. е. массового истребления п в отношения
польской интеллигенции. В этом не остав-
ляет никакого сомнения оперативный при-

и СЛ, помеченный: «Берлин, 1 июля 1941
года», в котором говорится следующее:

«Поляки, проживающие во вновь ок-
купированных областях, особенно на
территории бывшей Польши, будут про-
являть себя на основе их опыта как ан-
тикоммунястически, так и антисемит-
CRED. Zak
_ «Поэтому, само собою разумеется, что
настроенных таким образом поляков на
первых порах (подчеркнуто Чрезвычай-
ной Комиссией) не следует подвергать
очистительным мероприятиям.

«В отношении польской интеллиген-
ции и т. д., поскольку в каждом отдель-
ном случае обстоятельства не потребуют
принятия немедленных мер, решение мо-
жет быть принято позднее».

Как, уже было установлено, такие реше-
ния неоднократно принимались. Такие «очи-

каз № 2 начальника полиции безопасности

полиции безопасности против отрицатель-

Выдержки из приложения № 1 к оперативному npuxasy № 14 начальника полиции
безопасностя от 29 октября 1941 г.

стительные мероприятия» были действи-
тельно, как известно, проведены немецкими
убийцами в отношении польских офицеров
в Катынеком лесу.

6, К суровому ответу гитлеровское правительство
и германское военное командование—
организаторов чудовищных преступлений!

№ приведенные выше тайные приказы
1 инструкции германского военного комаи-
вания и полиции. со всей  убедительно-
ью говорят о тщательно разработанной
Питдеровцами системе массового истребле-
ния советских людей в виде особо органи-
званного для этих чудовищно преступных
Цей аппарата, всяких «оперативных
Канд»,  «зондеркоманд», специальных
«фильтраций», «экзекуций»,  «ликвида-
11», являвшихся не чем иным, как мас-
вых убийством советских военнопленных
Е хнрных советских граждан.

ги приказы и инструкции говорят о
TOM, что:

- 1) немецко-фашистские захватчики уже
в первые же месяцы войны с СССР при-
тушили к массовому истреблению как
гражданского населения СССР, так бойцов и
омандиров Красной Армии, попавших в
плен:

2) массовое истребление населения и
зоеннопленных было предписано и проРо-
Лилось по согласованию между органами
полиции безопасности и СД и. верховным
помандованиеи германских вооруженных
CHa;

3) лля физического BHMOHCHHA «dR3e-
Куций» составлялись «оперативные» И
«0с0бые команхы» (зопдеркоманлы), имев-
ше право самостоятельно рещать вопрос о
применении расстрелов;

4) расстрелы военнопленных и граждав-

‘кого населения немцы старались проводить

тайно, чтобы остальные военнопленные и
гражданское население ничего об этом He

знало:

5) в отдельных случаях предписывалось

немцами территорию Советского Союза.

Публикуемые документы указывают, та-
ким образом, на то, что директивы о предна-
меренном истреблении военнопленных и
мирных советских людей шли из Берлина,
от германского правительства и верховного
германского командования, от имперского
министра оккупированных восточных обла-
стей, начальника безопасности и СД и дру-
гих членов гитлеровской шайки преступни-
ков.

+ + =

Чрезвычайная Государственная Вомиссия
на основании материалов, публикуемых в
настоящем сообщении, а также на основа-
нии документальных материалов, ранее
опубликованных Комиссией по результатам
расследования злодеяний, совершенных не-
мецко-фашистскими захватчиками в 0сво-
божденных от немецкой оккупации совет-
ских районах, — установила, что:

1) Непосредственными организаторами и
руководителями массового уничтожения со-
ветевих военнопленных и мирных советских
людей являются: начальник лагерей военно-
пленных 1-го Военного округа Восточной
Пруссии генерал-майор фон Гинденбург, на-
чальник лагерей. военнопленных «генерал-
губернаторства» генерал-лейтенант Геррготт,
офицеры связи криминальрат Шиффер, кри-
миналькомиссар Рашвити.

2) Непосредственными — исполнителями
этого чудовищного истребления советских
люлей являются личный состав зондер-
команд, оперативных команд, коменданты и
персонал комендатур лагерей, а также их
пособники.

Все они должны понести суровую кару за

Выдержки из приложения № 2 к оперативному приказу № 8 начальника полиции
безопасности от 17 июля 1941 г.

ского Союза Конева блестящим ударом
у Шандеровки завершили ликвидацию окру-
  WEHHOH грутшировки немцев, германское
командование немедленно приняло энергич-
ные меры для того, чтобы предотвратить
‘наступление наших войск на юг, на Умань,
и тем самым не дать нам возможность из-
влечь стратегические выгоды, какие дало
в наши руки победное завершение исторнче-
ского корсуньского побоища.

Многочисленные трофейные документы,
уже попавшие в наши руки в результате
нового наступления, а также многочиелен-
ные показания пленных солдат и офицеров
` свидетельствуют 0 TOM, что гитлеровская
‹ ставка сделала всё возможное для того, что-
‚бы в самом срочном порядке воздвигнуть
  новые оборонительные линии и укрепить
их всеми средствами.

На этот сравнительно небольшой уза-
‚ сток они стянули до 7 пехотных дивизий,
1 енльно насытив их автоматикой и подкре-
  пив артиллерией и миномётами. Но этого
  мало. На случай нашего удара они нпоста-
вили во втором ‘эшелоне отведённые в тыл
свои танковые дивизин. Им была поставлена
залача: в случае возникновения опасности
прорыва бросаться в бой и подкреплять свои
пехотные части. Такова была обстановка на
этом участке фронта к моменту начала но-
вого наступления войск 2-го Украинского
фронта. _

В первых числах марта погода в. этях
краях резко изменилась. Зима сменилась
настоящей весной. В несколько’ дней снег
растаял, поля превратились в тонкие болота,
ручьи разлилиеь и превратилиеь в речкя,
а дороги покрылись совершенно непролазной
грязью. Пленные немепкие офицеры гово-
PAT, что их командование считало, что
наступление в этих условиях совершенно
невозможно.

Но нет преград, которые могли бы
остановить советских воинов. Наше коман-
дование не дало немцам опомнаться и укре-
питься. В оттепельное мартовское утро, ко-
гда сырой туман-снегоед низко повис нал
полями, советские артиллеристы начали на-
ступление. Страшный гром нарушил утрен-
„вюю тишину. Звуки отдельных выстрелов
сливались в мощный артиллерийский гул,
потрясавший окрестность на десятки кило-
метров, Этот гул можно было сравнить толь-
ко с громом горного обвала. Огневой шквал
  бушевал около часа. Сосредоточенные на-
  леты буквально пропахали немецкие укрен-
ления на несколько километров в глубину.

Успех прорыва был предопрелелён мощью
артиллерийской подготовки и сразу же раз-
вит энергичными действиями пехоты, з8-
крепившей места прорыва, в которые нежед-
ленно же хлынули наши танки с десанта-
ми автоматчиков на броне. Этим блестящих
уларом и началось наше новое наступление
ва Умань.

Оправившись от первых ошеломляющих
ухаров, германское командование сейчас же
приняло меры к тому, чтобы восстановить
положение, Начались контратаки, Немцы
пытались отрезать наити клинья, вонзенные
  в их оборону. Затовоерили неприятельские
укреплённые узлы, созтанные на BLICOTRAR
и у околиц деревень. Но было уже поздно.
Подвижные части мощным потоком влива-
лиеь в прорыв, и в то время как одни под-
разделения блокировали, а затем душили и
  уничтожали гарнизоны немецких укреилён-
  ных узлов, танки и мотопехота продолжа-
ли двигаться впербд. Здесь в полной мера

сказалось боевое мастерство наших воинов.
Танки рвались вперёд по тяжёлой
грязи. Но следу, проложенному ими; шли
машины с автомалчиками, с боеприпасами,
тянулись пушки. Там, где малиины вязли,
там, где сквозь разливы грязи орудия не
проходили, люди проносили их на ру-
ках. В результате стремительного удара уже
в первые часы обозначился успех на левом
фланге. Немцы ешё пытались  оборонять-
ся, но обходные маневры, которые веё время
предпринимали наши части, ставили немцев
пох угрозу окружения или флангового охвата.
Призрак второго Сталинграда и только что
отшумевшего корсуньского побоища стоял
над каждым немецким солдатом и офицером.
Очутившиеь под угрозой окружения, немец-
кие части начали отступать.

Это отетупление не было сначала пани-
ческим бегством. Немпы отступали только
после жестокого бол, то и дело бросаясь
в контратаки, которые не прекращаются и
сейчас. Но наши войска действовали умело
и очень инипиативно. Наступая клиньями,
они всё время ставили немцев под угрозу
охвата и тем самым лишали их воли к 0б0-

роне.

Наступление наших танков было Tak
быстро и неудержимо, что немецкие танко-
вые дивизии, стоявшие во втором эшелоне
обороны, не успевали полностью развер-
‘нуться, а некоторые танковые группы ока-
зывались окружёнными, уничтоженными
или пленёнными прежде, чем они успели

_ дать хотя бы несколько беспорядочных зал-

пов.
* = =

Orerynas, враг терпит большой урон.

Жители села Маньковка рассказывали
мне о том, как утром немцы удирали ого-
родами с одним личным оружием, одеваясь
и застегиваясь на ходу. В большом селе
Кишенцы осталось несколько немецких
склалов, боеприпасы, амуниция, продо-
вольствие. Всё это аккуратно разложено в
огромных сараях. Перед складами стран-
ное зрелище: столпились телеги и фуры,
гружённые воинским добром и по ступицы
врозшие в грязь. Повозочные удрали вер-
XOM на лошадях, перерубив постромки. 30-
лотая украинская пшенипа течёт из дыря-
вых мешков.

Чем дальше следовали мы к Умани по
пути немецкого отступления, тем ярче бы-
ли картины разгрома и панического бегства.
В селе Маньковка мы видели мельницы и
колбасные, работавшие на полном. ходу:
Немцпы не уснели их ни эвакуировать, ни
разрушить. В последнюю минуту, когда
наши танки были уже на площади перед
церковью, бежал гер Шлин — директор
мельницы. Его кепка с пуговичкой, рабо-
чий комбинезон, портфель с бумагами и
шесть приготовленных посылочек с адре-

шийся от электростанции. Радистам наших
подвижных частей оставалось только пой-
мать волну Москвы, и жители освобождён-
ной Маньковки слушали советские переда-
чи.

Все эти детали чрезвычайно наглядно ха-
рактеризуют и стиль нашего наступления,
н панику, которой были охвачены немец-
кне войска. Но, конечно, самым большим,
самым ярким показателем темпов налтего
нового настунления под Уманью является
огромное количество всевозможной боевой
техники и автотранспорта, брошенного нем-.
памн на дорогах.

На широком шляхе, ведущем от ст. По-
таш в большому селу Подобное и от Подобно-
го в Дзенгелевке, на десятки километров
тянутся непрерывные вереницы автома-

\ шин. Трудно себе лаже представить такое“

огромное скопление вражеской техники.
Эти бесконечные очереди машин, подин-
рающих друг друга, тянутся по тракту к.
Умани и местами стоят в два, три и даже
в четыре ряда. Всё это брошено отступаю-
щими немцами вместе с грузом.

Чтобы представить, как много здесь бро-
шено техники, скажу только, что на одном
километре дороги от станции Поташ до пе-
рекрёстка тракта я насчитал около 630
машин разного размера и назначения. _

Злесь не только транспорт. В колонне
машин видны брошенные орудия всех ка-
либров -— от маленьких мортир до огром-
ных гаубиц. Тут же машины, гружённые
снарадамн, минами, а дальше— танки: и ма-
ленькие, тё, что немцы называют «кока-
ми», н продолговатые «Пантеры» со свон-
ми длинными пушками, и монументальные
«Тигры», увязшие в грязи по самые пане-
ли. Весь этот фашиетский «зверинец» бро-
нен бежавшей прислугой. В баках — бен-
зин, в люках и броне — неизрасхолованные
боекомплекты: садись, выводи машины из}
грязи и бросай в бой.

Но особенно величественна картина не-
мецкого разгрома на ст. Поташ. Станция
цела со всеми своими складами зерна, са-
хара, соли. Веё это брошено.

У товарной станции на площади, на всех
прилегающих к ней улицах, на всех доро-
гах, являющихся продолжением этих улиц;
я видел танки, десятки типов автомашин,
тягачей, броневиков. Между машинами бро-
дят офицеры-трофейщики. :

Чем дальше к Умани, тем больше загро-
мождены дороги  трофейной техникой.
Сквозь шеренги брошенных машин медлен-
но бредут по грязи группы немецких плен-
ных. Это — счастливцы. Им очень повезло.
Двадцать тысяч их соратников по разбою
никуда ужё больше не пойдут. Разорванные
нашей артиллерией, раздавленные нашими _
танками, пригвождённые пулями наших
стрелков, лежат они на стталвних полях.

+ + &

На рубеже Умань —_Христиновка немек-
Кое командование предприняло ещё одну от-
чвянную попытку остановиться и залержать
наше наступление. В этих пунктах, имею-
щих важное значение, они собрали
вс6, что имели, и сколотили группировку,
перед которой поставили задачу: лечь ко.
стьми, но удержаться на рубеже этих двух
городов. Этот приказ гитлеровской ставкя
весьна показателен. Христиновка является
крупнейшим в этих краях железнодорож-
ным узлом, на который упирались все опе-
рирующие здесь войска. Умань — большой
и благоустроенный украинский город, имел
для немшев первостепенное оперативное
значение. От Умани во все стороны, как лу-
чи от солнца, расходятся благоустроенные
грунтовые хороги, скрещивающиеся здесь
с железнодорожной магистралью, а в услс-
BEAX вопиющего бездорожья обладание такм-
ми дорогами является решающим и в 065-
роне, и в наступлении. ›.

В последние дни эти города превратились
в арену коротких, но очень ожесточенных
сражений. Немцы дрались здесь с упорством
и яростью смертников. Остатки разбитых ди-
визий составляли еще крупную человече-
скую массу, хорошо обеспеченную всем, чтэ
нужно для боя. Но наши наступающие ча-
сти обошли эти плапдармы. бни обтекли
Умань и Христиновку с севера и с юга. При--
зрак новой Корсуни ветал над немцами. Это
похорвало боеспособность обороняющихея.
Они дрогнули. Напти части, стоявшие на
подступах к этим городам, нанесли новый
штурмовой удар. Умань и Христиновка были
освобождены.

: Когда солнце только поднялось над осве-

божденной Уманью и озаряло город своими

косыми лучами, мы подлетели к нему на

маленьком связном самолете, пилотируемом
млалшим лейтенантом Алексеем Мерзляко-

вым. Первое, что бросается в глаза; —это

тысячи автомашин. Точно испуганное стадо

животных, они ринулись на последние доро-

ги, связывавшие немнев с тылами. У город=

ской черты первые машины застряли в гря-

зи, на них нажимали сзади остальные, и.
сейчас огромной массой сбились онн на вы-_
e3ne из города.

Умань стоит под солнечными лучами,
окутанная сизым дымом. Удирающие немцы
не успели ни трабить, ни разрушать, ни
жечь. Город остался целым, со всеми скла-
лами, железнолорожным узлом, аэродромом.
Но то, что не доделали удиравшие в паня-
ве немцы, хотят сделать воздушные пи-
раты. Они совершают налеты, стремясь
прорваться к городу сквозь заслоны нашей *
авиации, и беспорядочно разбрасывают
бомбы, пытаясь жечь ин калечить Умань.

Сегодня ясно и солнечно. Врасивый ro-
род, свидетель подвигов и славы Богдана
Хмельницкого, купается в весенних лучах.
На улицах и тротуарах миого людей, ра-
душно встречающих своих освободителей.

Умань и Христиновка стали в строй
советских — горолов. Этой блестящей
победой завершилел этап нашего нового на-
ступления, во время которого была разгрох-
лена еще одна крупная группировка немец-
ких ройск. Последствия этой новой победы
еще трудно представить во всем об’еме.
Наше наступление развивается. Громя вра-
га, наступал ему на пятки, чехота и танки
продолжают рваться вперед.

Б. ПОЛЕВОЙ.

свои преступления, совершенные против со- Директива оперативной команды П/Б полиции безопасности и СД за № 12/41 `°  с0м: «Дрезден, Байзерштрассе, Фрау Кларе

f BOCHHO- и ИР НЕ
специально привозить советских Везожаго чаров. от 25 ноября 1941 г. Шлип», мы нашли в его кабинете. Здесь! Topag-Ywann, “10 mapra. (Но телеграфу).

пленных для расстрела на оквупированную

Я

———