ut

т
}-
Ц

AX
(=

№

sn
pus

BOM

adil
Mi
ep
Il
fit
0a,
ti)

i

в

Iv

Ait

ot

MAA 1944 r., Ne 108 (9565)

SS ats ao Sa Е Е-ч,.

СООБЩЕНИЕ

ДА

Чрезвычайной Государственной Комиссии

по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков
2 разрушениях м злодеяниях, произведенных немлецио-фашистекиели захватчинасн
в городе Новгороде и в Новгороденог районе Ленинграленой области

Древний русский город Новгород немец-  представителя Митрополита Ленинградско-

ко-фашистские захватчики превратили’ в
труду развалин. Они разрушили историче-
ские памятники, а часть из них разобрали
H3 постройку оборонительных сооружений.

Из основании документальных материа-
лов, свидетельских показаний, заключеняя
технической экспертизы специальная ко-
миссия в составе: председателя тов. Шты-
кова Т. Ф., членов комиссии — депутата
Верховного Совета PCOCP  Белокуровой
В. Д., предселателя Исполкома Новторэд-
ского Городского Совета Депутатов Трудя-
щихея Юдина М. В., члена правления Cow-
за советских писателей Груздева И. А,

Разрушение города Новгорода

До Отечественной войны Новгород яв-
лялся крупным научным и культурным
центром. В нем сохранялись исторические
памятники русского искусства и культуры.

‚Здесь находились филиал Института исто-

рил Академии наук СССР, музей, учитель-
(кий институт, медицинский и автодорож-
ный техникумы, педагогическое училище,
фельдлшерско-акушерская и фармацевтиче-
chad WROTE.

Немецко-фашистские захватчики сожгли
п разрушили древний русский горол Новго-
рох. Из 2.346 жилых домов в городе сохра-
нилось только 40, фашисты разрушили в
Новгороде мясокомбинат, хлебокомбинат,
обувную и мебельную фабрики, литейный,
уеханический, судоремонтный, лесопиль-
ный, два кирпичных и черепичный заводы,
судоверфь, фабрику школьных приналлеж-
ностей, железнодорожное депо, ремонтные
настерские НАПС; вывели из строя водо-
провод, водонапорную и водонасосную стан-
ции; разрушили все электрохозяйство, го-
скую телефонную станцию, почту, те-
леграф, радиоузел.

При своем отступлении фашисты расхи-
трли в музее ценнейшие коллекции по ар-
хеологии, истории и искусству, а здание
у\зея и его художественную галлерею раз-
рушили; они разграбили научную библио-
теву, релчайшую фототеку и библиографи-
чесвую картотеку филнала“ Института исто-
рни Академии наук СССР; разрушили и
содгли учительский институт техникумы,
Педагогическое училище, медицинские шко-
лы, 5 клубов, 2 кинотеатра, дом Красной
Армии, городской театр на 1.040 мест,
3 больницы, 5 амбулаторий, родильный
у, детскую поликлинику, 5 летских яс-

Разрушение исторических памятников Новгорода

Немецео-фанистекие вандалы разрушили
п уничтожили в Новгороде величайшие па-
уятники древнего русского искусства. В Ге-
пргиевском соборе Ютьева монастыря, по-
строенном в начале ХП века, фашисты раз-
рушили своды и стены башни собора с фрес-
ками ХЛ века.

Софийский собор, построенный в ХГ веке,
являлся одним из древнейших памятников
русского зодчества, выдающимся памятни-
мм мирового искусства. Благодаря фрескам
МГ века, иконам ХП-—ХУП веков, древним
HROHOCTaCaM и другому внутреннему убран-
ству, собор представлял собой сокровищницу
Цевне-русского искусства. Здание собора
HOM разрушили. Разрушение средней
авы собора привело к полному уничтоже-
нию фресок; в северо-западной главе разру-
мены купол и часть стены. Во многих ме-
‘тах пробиты стены, разрушены несколько
‘волов и верхняя часть северного портала.
Титлеровцы полностью разграбили внутрен-
1 убранство собора, увезли все иконы с
пконостасов, древние паникадила, в том
Числе паникадило, принадлежавшее Борису
OIYHOBY.

Установлено, что ограблением Софийского
ра непосредственно руководил командир
Li немецкой авиаполевой дивизии, генерал-
уайор Вильке.

Немецкий военнопленный старший еф-
№йтор 5-й роты 2-го батальона Кулик
Вальтер показал: «13 мая 1943 года я про-
ходил через Кремль и видел, как немецкие
даты снимали с купола церкви 11030.10-
ченные листы. На земле валялись листы
размером не менее олного квадратного метра
1 толщиной 2—3 миллиметра. Сам генерал-
чайор Вильке стоял у подножья собора и
наблюдал эту картину. Шофер генерал-май-
а Вильке рассказывал мне, что Вильке
приказал казначею батальона  Штинцгофу
пзготовить для него из золоченых листов
‘юла, бокалы и чайный сервиз».

Церковь Благовещения на Аркаже ХИ
зева с фресками, выполненными в TOM
&е веке, была обращена фашистами в
т и казарменное помещение. В окнах
алтаря устроены амбразуры, в южном
Полукружии сооружено деревянное пере-
крытие на балках, врубленных в стены с
Тревней росписью. В южной стене пробита
а\бразура. Фрески южного полукружия на
значительном участке стены сбиты.

летия России. Этот памятние был воздвигнут
на Кремлевской площади в 1862 году по
проекту известного русского скульптора
академика Микешина и запечатлевал в ху-
дожественных образах основные этапы раз-
вития нашей Родины до 60-х годов XIX
столетия. Композицию памятника составля-
ли бронзовые фигуры виднейших русских
государственных, общественных и военных
деятелей, а также выдающихся деятелей
нзуки и искусства, являющихея лучшими
представителями величия культуры и твор-
ческого развития русского народа. Гитлеров=
ские варвары разобрали памятник на ча-
сти, разбили скульптурные изображения.
Но отправить памятник, как металлический
лом на сплав, фашистам не удалось. (о-`
ветские воины выбили их из Новгорода.

го и Новгородекого — благочинного церквей
Ленинградской областя протоиерея Ломаки-
на Н. И., заведующего отделом древне-рус-
ского искусства Государственного музея
Дмитриева Ю. Н., начальника государет-
венной инспекции по охране памятников—
архитектора Давылова С. Н.— установила
Факты разрушения города Новгорода и унич-
тожения его мировых художественных со-
кровиш немецко-фашистскими оккупанта-
ми, а также совершенных ими злодеяний
нал мирными советскими гражданами и за-
хваченными ими в плен офицерами и бой-
цами Красной Армии.

лей, главный корпус психиатрической боль-
ницы.

Все разрушения в Новгороде произведе-
ны  немецко-фашистскими оккупантами
преднамеренно и по определенному плану,
что подтверждается многочисленными пока-
заниями свидетелей.

Немецкий военнопленный, старший еф-
рейтор 9-й роты 3-го батальона 1-й авиа-
полевой ливизии Шмилт Пауль показал: «До
начала сентября 1943 года по правому бе-
регу реки Волхов от Новгорода на Хутынь
производилось строительство новой пгоссей-
ной дороги. Строительный материал  подзо-
зился на автомашинах из Новгорода, для
чего специально подрывались аммоналом го-
родские здания и еооружения».

Из показаний Дерюгиной Пелатеи Нико-
лаев видно, что немецкое командование
преднамеренно разрушало лучшие здания го-
рода: «В авгуете 1941 года немцы застав-
ляли советских пленных разбирать кирпич-
ные дома, а кирпич увозили по железной
дороге, причем разбирали не разрушенные
дома, а именно хорошие».

Разрушения не ограничивались только
зханиями. Немцы разрушали и расхищали
и другое ценное имущество, вплоть до
различных подземных сооружений. Немец-
кий военнопленный солдат 5-й роты 2-го
батальона авиалолевой дивизин Кулик Валь-
тер показал: «В конце ноября 1943 года
я видел, как по дороге из Новгорода на
Деревеницы, в районе Погорелиц, солдаты
армейской связи выкапывали подземный
кабель. По словам этих солдат, медный ка-
бель отправлялся в Германию. В ноябре
ими было извлечено до 25 километров тако-
го кабеля». : р

Специальная комиссия установила мно-
гочисленные факты планомерного истреб-
ления немецкими оккупантами мирных 69-
ветских граждан и военнопленных. В
Колмовской пеихиатрической больнице нз-
ходилось на излечении 800 человек боль-
ных. В ноябре— декабре 1941 года все эти
больные были гитлеровцами ‘умершвлены.
В октябре 1941 года фашиетские изверги
замучили и убили 250 человек больных
Хутынской больницы. В деревнях Ёшен-
тицы и Заолешье гитлеровцы уничтожили
30 человек жителей, среди них были жен-
щины, старики и даже 2 грудных ребен-
ка. Зарегистрированы многочисленные фак-
ты истребления также и вообще мирного
советского населения. Так, в совхозе «3з-
зеряжские Покосы» весной 1942 гола
немцы расстреляли жителя города Новго-
рода Масальского Семена Васильевича вуе-
стё`с его семьей и родными. В этом же
совхозе немцы расстреляли еще 25 чело-
‚век, в большинстве женщин и детей. В
деревне Жестяная Горка немецкий кара-
тельный отряд истребил свыше 2.000 мир-
ных жителей.

В Новгородском районе немцами было
организовано в бараках и сараях 10 лагерей
для советских военнопленных. Эти лагери
были расположены на территории совхозов:
«Заверяжские Покосы», «Чайка», на чере-
пичном заводе, в деревнях Вяжище, Любо-
ляды, Григорово и в других. Военнопленные

Церковь Успенья на Волотовом поле,
памятник новгородской = архитектуры
ХУ—ХУ веков, ‘немцами превращена в
груду камней и кирпича, из-под которых
выступают остатки стен; роспись этого
храма, выполненная в ХГУ веке, являлась
олним из лучших произведений монумен-
тальной живописи и пользовалась широкой
известностью.

Церковь Сласа Преображения на Ильине
улице — один из лучших образцов новго-
родской архитектуры ХГУ века. особенно
известная своей росписью, выполненной в
это же время великим византийским ма-
стером Феофаном Греком. В барабане главы
перкви и в верхней части восточной стены
оккупанты пробили широкие амбразуры,
западную часть здания разрушили, уничто-
жили средний западный свод, . пробили
верхние угловые своды. В результате раз-
рушений юго-западный угол отделилея от
злания широкими трещинами. Значитель-
ная часть фресок погибла, а уцелевшие
испорчены гитлеровскими ‘солдатами.

Фашисты варварски разрушили знаме-
нитый памятник древне-русского и мирово-
го искусства ХП века — церковь Спаса-
Нередицы, расписанную внутри всемирно
известными фресками. Церковь представля-
ла собой уникальный памятник византий-
ской и русской живописи ХПИ века. Здание
церкви немцами превращено в развалины.
Гибель памятника является огромной утра-
той лля русской и мировой культуры.

Более чем двухгодичное хозяйничание
гитлеровцев в Новгороде привело к разру-
шению целого ряда и других замечатель-
ных памятников древне-русского зодчества.
В числе последних особенно пострадали
древние башни Кремля: разрушена верхняя
часть северо-восточного угла башни Кокуй,
нижний свод Спасской башни; на 5 башнях
уничтожены покрытия; во Владимирской
башне немцы пробили свод. Немецко-фа-
шистекими захватчиками были также раз-
тромлены древние здания в Кремле, относя-
щиеся к ХУ—ХУП векам. Здесь были разме-
щены  казармы, солдатские клубы, оружей-
ные мастерские, склады и т. п.

По приказу командующего 18 герман-
ской армии, генврал-полковника Линдемана,
немецкие варвары разобрали и подготовили
для отправки в Германию памятник 1000-

По приказу командующего 1-й герман-

Вильке, немецкий комендант города каатятан
Py в сентябре—ноябре 1943 года органи-
зовал насильственный угон в Германию ты-
сяч мирных советских граждан.

Немецкий военнопленный, старший ёф-
рейтор штаба 2-го батальона Хенген Ро-
берт по поводу насильственного угона со-
ветских людей в Германию сообщил следую-
щее: «В сентябре 1943 года комендант го-
рода капитан Руф, используя солдат хиви-
зионного обоза, произвел выселение всего
русского населения из Новгорода и его
района. Русским жителям был дан срок 3
часа для того, чтобы они упаковали и заб-

Новгородский район имел развитое сель-
ское хозяйство, лесную, торфяную промыш-
ленность. За время оккупации гитлеровцы
сожгли и разрушили 96 сел и деревень. Из
8.849 жилых домов оккупанты уничтожили
5.630 и частично разрушили 1.705; из 76
школ сожгли 75, в том чиеле: 3 средних,
13 неполных средних и 59 начальных
школ, в которых обучалось свыше. 15 ты-
сяч человек: сожгли 3 больницы, 10 фельл-
шерско-акушерских пунктов, 7 сельских
зооветпунктов, контрольно-семенную и ве-
`теринарную лаборатории, инкубаторную и
метеорологическую станции, 165 магазинов
и ларьков: разрушили десятки культурно-
просветительных  учрежлений — клубов,
13б-читален, сельских библиотек и т. д.;

=

На основания документальных материалов
расследования, произведенного Слециаль-
ной Комиссией, свидетельских показаний и
заявлений потерпевших Чрезвычайная Го-
сударственная Комиссия установила, что
преднамеренное разрушение древнего pyc-
ского города Новгорода, с его памятниками
выдающегося мирового искусства, массовое
истребление мирных советских людей и во-
еннопленных, а также угон советских гра-
дан на каторгу в Германию произведены
офицерами и солдатами немецкой армии по
приказам гитлеровекого правительства и пол

содержались здесь в тяжелых антисанитар-

свой авиаполевой дивизией генерал-майора.

Немецкий  военнопленный, старшина
10-й роты 49-го егерского полка 98-й
легкой пехотной дивизии штабе-фельдфе-
бель Иоган Поде показал: «В начале ян-
варя 1944 года я видел, что памятник был
разобран по частям, каждая часть была
занумерована. Я слышал из разговоров сол-
дат, что генерал-полковник Линдеман при-
казал разобрать памятник и перевезти его
в Германию». Другой военнопленный солдат
1-й роты 1-го батальона 1-Й авиаполевой
дивизии Вальтер показал: «8 января 1944
года я видел, как солдаты снимали фигуры
с находящегося в Кремле памятника. Я
слышал, что памятник разбирается для
отправки в Германию».

Таких показаний, уличающих немецко-
фашистокую солдатчину в грабеже и ван-
дализме, имеется немало.

Истребление мирных советских граждан
и военнопленных

ных условиях, подвергались побоям и истя-
заниям. В результате голода, непосильного
труда, расстрелов только в 6 лагерях Нов-
городского района из 5.000 человек военно-
пленных к концу 1943 года уцелело 336
человек.

Немецко-фашистские изверги подвергали
советских людей и особенно попавших к
немцам в руки советских военнослужащих
жестоким пыткам и истлзаниям. В деревне
Осия комиссия обнаружила 30 трупов с0-
ветских военнопленных, на телах которых
имелись слелы пыток. Из них опознаны:
лейтенант Калмыков А. Ф., ефрейтор Попов
М. Г., боец Ситник М. И. и другие.

Гражданин Кузнецов Даниил Федорович,
житель деревни Малое Подосенье, сообщил
комиссии, что «военнопленные работали на
дороге, они были голодные, распухигие; ка-
ждую ночь из лагеря выносили мертвенов.
ия видел, как люди умирали на работе. Не-
мепкие конвоиры всегла носили, кроме ору-
жия, дубинки. Избиение советских людей у
них было системой». Жительница совхоза
«Заверяжекие Покосы» сообщила: «Я сама
лично видела, как падавших с ног совет-
ских военнопленных немецкие солдаты тут
же на работе или на дороге расстреливали».

Пленный унтер-офицер полевой жандар-
мерии Ионда: сообщил комиссии: «Мне. из-
вестно, что немцы широко практиковали
расстрелы советских военнопленных. Рас-
стреливали больных, слабосильных и тех,
RTO не был в состоянии двигаться».

-Угон советских. граждан в немецкое рабство

рали свои ‘вещи. Солдаты нашего батальона,
сопровождавшие выселяемых, рассказыва-
ли, что им жутко было наблюдать, как пла-

Езли русские женщины и дети, вынужлен-.

пые оставлять свои родные селения».

За отказ выехать на работу в Германию
фашисты подвергали советских люлей из-
бтениям ий расстрелам.

В результате насильственного угона на-
селения в немецкое рабство при освобо-
жлении Новгорода от фашистских оккупан-
тов в нем осталось только 30 жителей, га в
Новгородском районе из 80 тысяч граждан
после освобождения района от немецко-фа-
птистских захватчиков зарегистрировано
только 900 человек.

Разрушение государственных предприятий
и колхозов Новгородского района

были также разрушены немцами все. вир-
пичные и лесопильные заводы и торфяные
предприятия. :
Гитлеровцы причинили колхозам, пред-
приятиям, учреждениям и населению Нов-
городского района огромный ущерб. Они
угнали из района свыше 2.000 лошадей,
10.000 коров, 18.000 голов мелкого рога-
т6го скота; вывезли сельскохозяйственные

продукты, имущество и весь сельскохозяй-

ственный инвентарь, вилоть до деревянных
лопат и граблей; полностью уничтожили
все жилые и хозяйственные постройки в
Шолоховском, Никольском, Хутынском, Дуб-
ровском, Любецком и Котовинком сельских
советах.

=

руководством: командующего 18 герман-
ской армией генерал-полковняка Линдемана
Георга, команлира 250 испанской «голубой
дивизии» генерал-майора Муньос Гранде,
командира 1 немецкой авиаполевой дивизии
генерал-майора Вильке, командира 1 немец-
Бой авиаполевой дивизии генерал-майора
Петраушке, занявшего этот пост в декабре
месяце 1943 года, коменданта города Нов-
города — капитана Руф.

Все они должны понести суровую кару
за свои злодейские, кровавые преступления.

Разрушение немецкими вандалами

исторических памятников в Новгороде.
ограбленный немцами: похищены позолоченные обшивка куполов и кресты.

На

снимках: 1. Древнейший памятник русского зодчества — Софийский собор Х1 века,
2. Разрушенный памятник 1000-летия Россини и разбитые части намятника.

Выпуск Третьего Государственного Воен-
ного Займа — большое военно-экономиче-
ское мероприятие, проводимое советским
правительством в соответствии с решением
Х сессии Верховного Совета CCCP о. госу-
дарственном бюджете на 1944 год. Оно пол-
ностью отвечает насущным интересам го-
‘сударства и всего советского народа. -

- Цель нового военного займа —— собрать
внутри страны крупные средства, необхо-
димые для удовлетворения  нотребно-

стей фронта в период решающих битв

восстановления народного ‘хозяйства
освобожденных от врага районах, а также
для ‘дальнейшего хозяйственного строитель-
ства нашей страны и удовлетворения со-
циально-культурных нужд населения.

бо важное значение на настоящем этапе
Отечественной войны. Доблестная Красная
Армия на протяжении полутора ger
ведет почти непрерывное ‘наступление и
олерживает решающие победы над нёмец-
ко-фашистскими захватчиками. Мудрая
сталинская стратегия и тактика советского
команлования, беспримерная стойкость, му-
жество и героизм налтих воинов, нарастаю-
щая мощь и высокий моральный дух Крас-
ной Армии, непоколебимая прочность совет-
свого тыла — залог окончательного разгро-
ма немецко-фапистских захватчиков-

Небывалая в истории ` человечества по
своим масштабам война, которую советский
народ ведет против немецких оккупантов,
требует затраты огромного количества ма-
териальных и денежных средств. Чтобы до-
биться скорейшего и полного разгрома гит-
леровской Германии, нужно еще более уве-
личить эти затраты, еще более напрячь уси-
лия всей нашей страны.

Война © немецкими захватчиками с пер-
вых же дней стала всенародной войной.
«Отечественная война показала, — говорит
товарищ Сталин в первомайском приказе, —
что советский народ способен творить чуде-
сз и выходить победителем из самых тяже-
лых испытаний” Рабочие, колхозники, со-
ветская интеллигенция, весь советский на-
род преисполнены решимости ускорить раз-
гром врага, полностью восстановить разру-
шенное фашистами хозяйство, сделать aa-
шу страну еще более сильной и зажиточ-
ной».

Веенародная помощь фронту выражается
не только в самоотверженном труде, но ив
широчайшем участии советских людей сво-
ими личными срелствами в удовлетворении
многообразных нужд Красной Армии. Фи-
нансовая поддержка, которую советский
народ оказывает государству в грозные хня
Великой Отечественной войны,— яркое сви-
детельство патриотизма народа, его любви к
родной Красной Армии, защитнице нашей
Родины. За время войны трудящиеся СССР
внесли в фонх обороны и в фонд Красной
Армии свыше 14 миллиардов рублей день-
тами, много платины, золота, серебра, свы-
ше чем на 4 миллиарда рублей облигаций
государственных займов, большоё количе-
ство продовольствия и ценных вещей. На
эти средства, в соответствии © волей нарэ-
za, Красная Армия получила немало танкоз,
самолетов, бронемашин и других видов бое-
вой техники.

Огромные потребности фронта обеспечи-
ваются государственным бюджетом Совет-
ского Союза. Больше половины средств го-
сударственного бюджета СССР — 128,4
миллиарда рублей ассигновано на финанси-
рование лвух военных наркоматов -—— На-
родного Комиссариата Обороны и Народного
Комиссариата Военно-Морского Флота. Это
значит, что Красная Армия и Воённо-Мор-
ской Флот будут и впредь получать все не-
обходимое и в достаточном количестве.

Наряду с непосредственными военными
расхолами крупные средства — 45 млрд.
рублей отпускаются по бюджету на нужды
народного хозяйства, в том числе 16 мил-
лиарлов рублей на выполнение поставлен=
ной товарищем Сталиным всенародной зала-
чи — восстановление хозяйства в районах,
освобожденных от немецкой оккупации-

В широких размерах, несмотря на Cypo-
вую обстановку войны, проводятся соци-
ально-культурные мероприятия в нашей
этране. Ассигнованные 51,4 миллиарда руб-
лей на социально-культурные расходы да-
дут возможность осуществить в текущем го-
ду обширную программу в области просве-
щения, здравоохранения, социального обес-
печения и подготовки новых кадров для на-
‚родного хозяйства.

Доходы государственного бюджета, как и
в прошлые годы, базируются в основном
на накоплениях социалистического хозяй-
ства — промышленности, транспорта, сель-
ского хозяйства и торговли. Наряду с ни-
ми одним из важнейших доходных источ-
ников советского бюджета являются. сред-
ства, поступающие от населения.

Большое место в хоходах бюджета зани-
мают средства, получаемые по государст-
венным займам. Поступления от займов,
размещаемых по подписке, составляли в
1941 году 4,40/о всех доходов государствен-
ного бюджета, в 1942 году — 6,59/, в
1943 году — 8,5%/, а в 1944 году они
должны достигнуть 10°/o wcex бюджетных
доходов. В дополнение к 50 илрд. рублей,
которые поступили по государственным зай-
мам в довоенные годы, советский народ дал
взаймы государству за время войны свыше
37 млрд. рублей.

Одним из дополнительных источников до-
ходов государственного бюджета явились в
голы войны ®нежно-вещевые лотереи, про-
веленные с большим успехом и давшие в об-
щей сложности свыше 7 миллиардов рублей
для финансирования Отечественной войны.
«Выпуск в 1942 и 1943 г.г. двух госу-
дарственных военных займов дал совершен-
но исключительные результаты. Первый
Военный Заем, выпущенный на 10 милли-
арлов рублей, был размещен в сумме 13.186
млн. руб. При этом установленная прави-
тельством сумма займа была перекрыта в
течение двух дней, а подписка на заем пре-
высила эту сумму на 32 процента. Нрове-
ленное в прошлом году размемение Второго
Военного Займа превратилось в еще более
мощную демонстрацию патриотизма народов
Советского Союза. Заем был выпущен на
12 миллиардов рублей; в течение одних
только суток эта сумма была уже перекры-
та, & в течение последовавших нескольких
дней подписка достигла 20,8 миллиарда
рублей, и, таким образом, установленная

сумма займа была превышена на 73 про-

цента.
Замечательный успех, сопровождавший.

с немецко-фашистскими захватчиками, для
BI

Выпуск нового военного займа имеет 0со- VE

наши военные займы, вполне закономерен.
Советские займы издавна пользуются ши-
рокой популярностью, всенародным призна-

Третий Государственный _
Военный 3aém

нием и доверием. Приобретая облигации зай
ма, трудящиеся всегла знали, что их срел-
ства пойдут на дело социалистического
строительства, на укрепление военной мо-
щи Советского Союза. Успех советских го-
сударственных займов возрастал из года в
год, из пятилетки в пятилетку. За врёхя
первой сталинской пятилетки трудянитеея- ~~
СССР дали взаймы государству 5,9 марл: =?
руб., во вторую — 19 млрд. руб., в 1988—`
42 г-т.——41,2 млрд. руб., а только за один.
‘1943 год — 17,8 млрд. рублей. . say =

Новый, Третий Государственный Воен-
ный Заем выпущен на сумму 25 миллиартов
рублей. Его условия не отличаются от ус-
ловий двух. первых военных займов. Срок.
займа такой же, как и предыдущих зай-_
мов, размещавшихеся по подписке, —20_лет. ..
ВЫ-

‘ретий Военный Заем состоит из двух.
пусков — выиглышного и процентного.
игрышный размещается среди населения,
процентный предназначен для размещения “
среди колхозов и промысловых ‘артелей. ^^
Можно не сомневаться, что Третий. Во=
енный Заем встретит единодушную под-
лержку всего советекого народа. Каждый -
трудящийся сочтет долгом чести дать свои
средства взаймы государству, помочь ге- «
роической Красной Армии скорее покончить:
с фашистскими полчищами, изгнать их из...
пределов нашей Ролины и дать возмож--е
ность стране вернуться к мирному, илодо--с
творному труду, к счастливой, радостной-.
жизни. Дружной подпиской на заем совет-_.
свие патриоты выразят свою волю к побе-:
де, продемонстрируют свою сплоченность вд-
круг партии и правительства, вокруг. вес.
ликого вождя и полководца товарно
Сталина. в

Проведение подписки на новый заем —:
шая хозяйственно-политическая кампаз
ния. Она должна охватить тыл и фроат;
многомиллионные массы трудящихся горо-’
да и села, распространиться по всей совет
ской земле — от крупных центров до’ са-
мых отдаленных углов.

Организовать и провести эту кампанию E
на высоком политическом уровне — ответ
ственнейшая задача всех партийных, совет
ских и общественных организаций.

Основной принцип размещения советских
займов — безусловная хобровольность. Этот. _
принцип должен быть строго соблюден пря
проведении подписки на новый заем. Тол-._,
ковое раз’яснение трудящимся задач и це-
лей займа, агитация, построенная на ярких, _.
убедительных фактах, только такими,
массово-политическими метолами следует
проводить подписку. Никаких элементов на-
рушения принципа добровольности подни- -
сви на заем — таково непреложное требова-
ние, прел’являемое ко всем организаторам
размещения займа. >

Подписка на новый заем проводится‘ пох
лозунгом: «Трех—четырехнедельный зара-
боток-— взаймы государству». Опыт фазме=
лщения первых двух, особенно Bropore Bo- -
‘енного Займа, показал, однако, что многие**
трудящиеся подписывались на месячный за= <
работок и выше. С исключительной ‘силой?
проявился патриотизи колхозной деревни
при размещении военных займов. Средний ~
размер подписки на один колхозный двор в °
1942 году в 21% раза превышал уровень
1941 года, а в 1943 году вновь возрос б0-
лее чем в два раза.

Многие колхозники, выражая свою горя-
чую любовь к Родине, подписывались на.
десятки и сотни тысяч рублей каждый. Всей
стране известно имя председателя колхоза
им. Карла Маркса, Пахта-Аральского pais
она, Южно-Казахстанской области, Калие
Бердыбекова. который подписался на Вт-
рой Военный Заем в размере 1 миллиона
36 тысяч рублей, внеся эту сумму налич-
ными деньгами при подписке.

Есть все основания рассчитывать, что
высокие размеры подписки на заем станут
в нынешнем году массовым явленчем, и это
обеспечит выгокие результаты займа

В прошлые годы широкое распростране-
ние получила досрочная оплата облигаций
колхозниками, весьма многие из которых -
сразу при подписке вносили всю CyMMy Ha---
личными деньгами. Надо и теперь возможнб .
шире распространить эту практику, odec-
печив таким путем ускоренный приток зай- *
мовых средств в государственный бюджет
на цели финансирования Отечественной ^
войны. Подписку на заем каждый колхоз-’
ник должен оплатить наличными деньгами“
Из своих личных средств. Правления ‘колхо-
зов не могут оплачивать подписку колхоз-
ников из общих средств колхозов. Этого He’
допускает колхозный Устав, это не соответ- ^
ствует задаче, которая стоит при размеще-
нии займа на селе привлечь свободные
наличные средства населения. я

В таком большом государственном деле,
каким является размещение нового военно-.
го займа, первостепенное значение имбет,
четкая и правильная организация технич.
ской и учетной работы. Она возложена-Е
счетный аппарат предприятий и учрежх
ний, работников финансовых органов и сбе-
регательных касс. Они обязаны обеспечить.
правильный и наиболее полный учет под-
писки, своевременную перелачу займовых
средств в государственный бюджет, пред-
‘ставление без задержки и строго в установ-
ленные сроки отчетности по займу, образ-
цЦовую постановку расчегов, учета и отчет-.
ности в каждом предприятии и учреждения,
в сберегательных кассах, у Финансовых.
агентов и уполномоченных сельских сове-
тов. othe

Особые задачи стоят в организации pas=
мещения процентного выпуска займа среди
колхозов и промысловых артелей. Наши кол-.
хозы и промысловые артели имеют возмож- *
ность выделить часть своих общих ‘средств
для участия в ‘займе Великой Отечествен-=
ной войны. Вопросы об участии в подписке -
на заем и сумме приобретаемых облигаций
должны решаться общими собраниями. каж-
кого колхоза. На основе решения. общего
собрания колхозников и ‘членов промысло-.

ВЫХ артелей правление колхоза или артели.

золжно оформить подписку на заем своим
письменным заявлением в сберегательную.-
кассу.

Размещение Третьего Государственного
Военного Займа началось. Шо всей стране со
вчерашнего вечера уже идет массовая” пбл-
писка. Проведем и завершим ее та® кк”
этого требуют нужды Фропта и страны!

Дружной подпиской на Третий Государ-
ственный Военный Заем поможем насту-
пающей Красной Армии ускорить нашу:
победу над врагом!

А. ЗВЕРЕВ.
Народный Комиссар Финансов СССР.