tit

14 UAR 1944 r., I 116. (9573)

aka A ARS Бона 6

ras ay

=

Батальон идёт на. запао...

Утро было свежее, радостное. Начиналась
звена, и вокруг. просыпалась жизнь. В это
утро нах сблами, над высотами, над реками
Приднестровья трохотала могучал артилле-
pus. 0т` её ударов дрожал воздух, и, когда
люди в окопах прислонялись к земле, чув-
савовалось, Бак она пульсирует при взры-
вах тяжёлых снарядов. Предстоял день но-
вого наступления. :

Танкисты гвардейского батальона майора
Хохрякова пзотно, неспеша завтракали. Все
приготовления к атаке были уже сделаны,
было известно, что артподготовка будет
литься долго, она с грозным разноголосым
рёвох карала врага, сметала его орудия,
(блегчала нашим танкам путь в глубину не-
ецкой обороны, и рто бодрило танкистов,
всоляло чувство торжествующей радости,

Майор Хохряков — 26-летний высокий
офицер с простым весёлым лилом и внима-
тельными глазами, опираясь, как гимнаст,
ва руки, плавно опустился в люк башни.
Рядом с ним место заряжающего занял ко-
запдер танка лейтенант Павлов, отважный
н опытный танкист. Спереди у пулемета
(ел к своей радиостанции радист-комсомо-
уоп Пиксайкин, и за рычагами управления
танка неторопливо, удобно уселся механик-
воитель Белоусов. :

Белоусов последний раз проверил перего-
мрное устройство, по которому ‘он полу-
чает команды майора. Пиксайкин включил
(no радиостанцию, вызвал абонентов сети
у вошел с ними в связь. Павлов последний
раз осмотрел, где у него лежат осколочные
‘наряды, где бронебойные, и так как все
было в порядке, ему осталось. только от-
хрыть затвор орудия.

По сяле и продолжительности артподго-
тозки майор Хохряков предполагал, что ap-
тллерия разнесет в щепы и комья грязи
(борону немцев на переднем крае, но. как:
показывал опыт Отечественной войны,
часть артиллерийских средств противника

‚ ве же уцелеет в глубине обороны и придет-

(я ве «дорывать». :

Усилием ума и воображения майор, тляля
12 карту, хотел еще раз представить себе
препятствия, которые устроит враг на пути
батальона, состояние местности, на которой
разыграются бои, и ответить себе на во-
1 — правильно ли он организовал и
одеспечил бой батальону. Правильно ли по-
ироен боевой порядок, и сумеют ли. взво-
ы— роты в этом боепорялке помогать друг
другу, \взаимодействовать огиём и маневром
1 бить врага с наивыгоднейшего положе-
ana.

Майор думал о том, как сохранить управ-
ление боевым порядком батальона в слож-
10й динамике атак. Он предвилел. что в пер-
вый же час боя будет Macca неожиданностей,
новых огневых точек, новых препятствий
зан важных щелей на флангах. что может
разорвать боевой порядок, нарушить управ-
не батальоном. Хохряков давно постиг
Тину войны, что важно не только пра-
зильное по уставу построение батальона, но
т такая расстановка в нем офицеров —
командиров, чтобы. они своим умением, во-
itil, инициативой, пониманием обстановки
омедленно видоизменяли боевой порядок в
зависимости от новых обстоятельств боя. и
зосстанавлявали управление, если даже. по-
бнет он сам. 7

Прежде чем стать командиром батальона,
Уохрявов был комиссаром танкового баталь-
018, приобрет опыт работы с людьми, на-
улея понимать и ценить их, усвоил, что
первоосновой боевой силы танкового баталь-
088 являются люди экипажа танка.

( высоты своего танка майор видел, как
мнимают свои боевые места командиры рот:
‘покойный и расчетливый старший лейте-
ант Петров, решительный, энергичный
‘арший лейтенант Иванов, на крайнем ле-
зом фланге уже стоял его лучший номощник,
чиырежды орденоносец старший лейтенант
(ovenos, Впереди всех выдвинулись на тан-
1х терой боев под Житомиром лейтенант
(у0б0тин и недавно прибывший в часть
брееровщик московского завода комсомолец
кальпинист лейтенант Задачин.

Ватальон построился, точно линия напа-.
иния форвардов, в виде дубль-ве, выдвинув
веред фланги и оттянув назах центр, где
Мещил птти сам Хохряков, чтобы иметь в03-
\ожность наблюдать и влиять на бой всего
‘атальона. Позади всех должен был дви-
Мтыся старший лейтенант  Урсулов. Быв-
ШНЙ летчик, отважный й воздухе, но «го-
Мший» и раненый при схватке с «Мес-
ршуиттами» и лишенный возможности ле-
тать, Урсулов перешел в танковые войска и
принес с собой бесстрашие и дерзость истре-
теля,

xs *

(6езжая воронки, пересекая окопы пе-
№ него края, мимо горящих хат, батальон
\отрякова двинулся в атаку. Враг почти не
Изывал сопротивления на переднем крае.

ртвые и раненые немцы валялись в око-
1х и на огневых позициях своих батарей,
Номпогие уцелевшие бежали или падали на
волени, поднимали руки вверх, что-то кри-
‘Ala, но их не слышно было, потому что все’
вуки перекрывали рёв мотора, постукиваю-
ций рокот гусениц «Т-34» и удары ору-
Init,

Батальон бил по местам, гле мог укрыть-
1 враг, ю подозрительным движениям на
(лангах, а главное, посылал огонь в глубину
роны противника, чтобы потрясти его

J

Грузинские писатели и поэты, наши до-
тие друзья и гости, приехали из теплой,
Цветущей Грузии. В своих стихах я рас-
казах они привезли всю живописнэсть и
слу грузинского языка, грузинского ист
Кусства,

Они, писатели и поэты Грузии, родины
‘“чавного Руставели, продолжили славу гру-
Зинского искусства песен‘ и поэм, слагая
в нашу героическую эпоху борьбы всего
светского народа с немецко-фашистскими
захватчиками.

Писатели и поэты Грузии, родины вели-
вого Сталина, они своим творчеством, свя-
аНным со всеми переживаниями народа и
случшими традициями классической лите-
Ратуры, во время Великой отечественной
мйны доказали преданность родному наро-
ду, родной стране, служа ей на фронте и
B Thay, ) ь

Великая сталинская дружба народов ви-
Korda но раскрывалась перед миром TAR
Полно и Tak ярко, как в эти годы жесто-
чайшего испытания. На полях битв сыны

ЕЕ ЕЕ ee т.

Из onwuma ‘паступательных 606
А ee

o¢o ¢
Михаил БРАГИН

Военный корреспондент «Правды»

$®>®

еще издалека, расстроить систему противо-
ганкового огня, если она уцелела, прижать
чемцев к земле, не дав им оправиться после
обработки нашей артиллерии,

Сквозь зеленые стекла триплексов Хохря-
ков видел все свои танки, и он по движе-
нию, ПО огню, по едва уловимым признакам

знавал, кто и как ведёт танк. За Флангамя
его батальона и особенно позади шли танки
хругих батальонов, и, чтобы не задерживать
их, Хохряков короткими командами все убы-
стрял движение своих машин, Он одновре-
менно выдвигал вперед свои крайние фланги,
предполагая, что опорный пункт придется
рать с двух сторон и ударом с центра.

Вот уже мчавшиеся на лезом фланге и
впереди всех танки взвода Субботина вырва-
чись в высоте, ка которой распеложены село
и сильный опорный пункт врага. Немцы
уже отвечают на огонь наших танков, завя-
зываетея бой, и влруг зарево вспыхивает
впереди так ярко, что освещает внутрен-
ность башни Хохрякова, и на мгновение ка-
жется, что горит внутри танка. Но это там,
тде шел танк Субботина, взметнулось облако
огня, тяжкий грохот потряс воздух. Враже-
ский снаряд, очевидно, попал в увладку еще
не израсходованного комплекта боеприпасов
в танке, взрывом космической силы снесло
башню, и в стальной горящей купели бес-
следно исчезли лейтенант Анатолий Су660-
тин и его экипаж. Ближе к пентру баталь-
она остановилея подбитый второй танк.
Значит, сохранился очаг противотанковой
обороны, и батальону нало завершить раз-
гром, начатый артиллерией, мелькает в со-
знании Хохрякова. р

И сейчас же, как всегда в бот, рождается
у офицера стремление увидеть опасность
своими глазами, на месте решив, что‘делать,
не дать батальону потерять чеми атаки, a
тем более остановиться, но и не пускать его
очертя голову лальше. Решение претворяет-
ся в приказ Белоусову: полный газ впе-
ред. Могучий двигатель быстро. выносит
танк Хохрякова вперед. Соседние танки вы-
рываются за ним и шквальным огнем при-
крывают своего командира. Вот он появ-
ляется впереди всех, бъет из пушки, вызы-
вает на себя убийственный огонь, молние-
HOCHO скрывается и появляется в лругом
месте, отходит в укрытие, быстро, осматри-
вает местность в бинокль, ищет врага, и
майору становится ясно, что нужно пере-
строение боевого порядка на ходу. Медленно,
осторожно наступать левым флангом и цен-

‘TDOM, а танками правого фланга быстро

обойти опорный пункт, обрушиться © тыла
на артиллерию врага и тогда врываться в
село всем батальоном.

Снова полный газ дает Белоусов. Комбат
будет теперь не в центре, а на решающем
обходящем фланге. На ходу поданы новые
команды, одобрено: инициатявное ‘решение
командира роты Петрова оставить два тан-
ка, чтобы прикрыть маневр батальона огнем
с места и предупреждать об опзености под-
ходящие сзади подразделения, Хохряков
чувствует, как растягивается фронт его ба-
тальона, некоторые танки ему уже не вид-
ны, а важнейшая задача теперь — скоорди-
нировать удар с фланга, фронта и тыла.
Каждые паять — десять минут комбат слу-
шает Ha единой радиоволне, как распоря-
жаются командиры рот; дает свои указа-
иия. Не напрасно майор Хохряков так мно-
го изучал радио, учил своих офицеров, тре-
нировал их на маршах и даже на отдыхе.

Наведенные на цель комбатом танки ле-
вого laura uw центра батальона прибли-
жаются к селу. Хохряков уже сам на окра-
инё села. За появлением его танка следят
командиры рот и ‘получают лаконичный
приказ: «Делай, что я». Особую высшую
силу имеет приказ —— «Делай, что я» —
приказ, подкрепленный личным примером.
Его очень любит Хохряков.

Немцы еще не видят танк командира ба-
тальона. © первого выстрела осколочным
снарядом он разносит расчет противотан-
ковой пушки, видно, как удары крупных
осколков полбрасывают немцев. Двумя дру-
тими выстрелами подбята другая пушка,
мешавшая продвижению наших танков ©
фронта. Хохряков ворвался в село, как мсти-
тель, проносился он по улице, замирал у пе-
рекрёстков и с угла бил опять. Теперь на
его танке сосредоточен огонь нескольких
орудий. Хохряков вступает в луэль с одним,
а Пиксайкин длинными очередями пулемета
отгоняет немцев от других орудий, косит их,
прижимает в земле.

Весь батальон уже ворвался в село. Бой
‘на улицах, между домов, отлеляющих танки
друг от друга, неизбежно нарушает боевой
порядок батальона. Бой ведут самостоятель-
но взволы и даже отдельные танки. По сла-
беющему огню, по количеству подосневших
танков других батальонов Хохряков ощу-
щает, что опорный пункт скоро будет раз-
давлен полностью. И хотя его тянет продол-
жаль лично расправу. с врагом, еще раз по-
казать всем, как нужно мастереви бить из
орудия, но больше всего теперь беспокоит
комбата, чтобы не перемешалиеь танки его

=

К вечерам грузинской литературы

всех народов Советского Союза слились
в непобедимое боевое братство.

Мы, русские писатели и поэты, чувство-
вали и чувствуем наше боевое братство с
трузинскими поэтами и писателями, потому
что сражаемся плечом к наечу, поставив
свое слово, свой стих на службу родине.

Мы слушаем стихи, написанные не в

Ленинграде и не в Москве, стихи, которые
родились над быстрой Бурой, над шумной
Алазани, в жарком Тбилиси или в прохладе

горных долин”у быстрого Терека. Прекраена

Грузия.
сестер,
се за ее красоту и трудолюбие.
длится для фронта,
входит в общие усилия
Союза в деле приближения

победы:

В стихах грузинеких поэтов есть пейзаж
войны, потому что война
Грузии и была оста-

мира и пейзаж

подходила к пределам

й рукой

новлена властной Красной Армии.

Грузинские стихи воспевают” подвиг на

‘трудно было определить, чужие это или свои.

Она-— родная сестра в семье равных.
и все народы нашей страны любят
Грузия тру-
и ее трудовой полвиг
народов Советского
конечной

батальона с другими, чтобы не потерялось
управление. ь

Проще всего было бы по радио собрать
свои танки к окраине, но враг может пойти
в контратаку, и надо еще закрепить успех.
В этот момент из-за хаты» возвышаяеь по
Tose Hay Gammell, появился Урсулов: Он был
без шанки, длинные волосы его свисали на-
бок, большие, красивые, точно девичьи, .
глаза блестели. Стройный, собранный спорт-
смен, Урсулов, поровнявшись, на ходу пе-
рескочит на танк комбата и доложил, что
9б’ехал роты и ‘узнал, как командиры рот
собрали свои взводы. Предусмотрительный
Петров расположил их за каменными. дома-
ми, дав каждому сектор обстрела. Иванов
ждет сигнала выступать дальше на юг и
уже выдвинул в том направлении разведку.
Сам Урсулов передал приказ — подбитым
танкам ‘после ремонта догонять батальон п
би движения: на 1ог к городу Н.

Майор почувствовал, как снова в его ру-
ках
что сильной основой управления в бою
являются единство взглядов на обета-
новку, понимание офицерами, че ждет
от них, как будет поступать в данной
обстановке их командир, инициативное вы-
пелнение его плана. Так были воспятаны
офицеры батальона, так был воспитан сам
Хохряков, и он тут же ‘донес командиру
бригады о выполнении задачи, о положении,
которое занимает батальон, о своих трофе-
ях и потерях.

&# +

В освобожденное село прибыл штаб
бригады. Было ясно, что враг разбит на пер-
вей линии обороны, но, отходя, попытаетея
организовать новое сопротивление ва про-
межуточных рубежах, Грандиозное придне-
стровское сражение только разгоралось.

Батальон Хохрякова был немедленно бро-
Шен вперед в качестве передового отрала
танкового соединения и — устремился
па юг. Он настигал толпы бегущих немцев,
& они, завидев танки, разбегались с дороги в
поле, вязли в грязи, и. казалось издали, что
это вязнут. мухи на липкой бумаге. Когда.
танки приближались, немцы падали, при-
творяясь мертвыми, но пол пулеметными
очередями либо без притворства оставались
на черной земле, либо понимались и сдава-
зись в плен.

На пути попадались тысячи 0обозов, под-
вол, которые танкисты давили, разбивали
снарядами и двигались дальше, Было много
соблазнов задержаться, овладеть богатей-
щими трофеями, одержать легкие победы нах
мелкими гарнизонами деревень, но Хохряков
HH Ha минуту не забывал, что батальон
всегда, и особенно в передовом отряде, дей-
ствует в интересах. высшего соединения. би
стремительно нападал на врага, вносил в его
ряды гибель и панику, разбирался в слож-
ной н неясной обстановке, когда, впереди на
флангах передового отряда и ‘даже в тылу
был враг.

Еще сильные немецкие танковые колон:
ны шли неподалеку на параллельных с ба-
тальоном Хохрякова курсах, и в тумане

Враг хитрил, оставлял в засале несколько
«Тигров» и самоходных орудий, и те коче-
вали от укрытия к укрытию, создавая види-
мость мощной противотанковой обороны. и
надо было рентать, развертываться ли полно-
стью для борьбы с ней, потеряв. на это время
и задержав все свое танковое. соединение,
или атаковать частью сил с хода и. итти
дальше. Хохряков был одарен чутьём, чув-
ством расчета и меры, которые ланы очень’
опытным, умным офицерам.

Хохряков помнил, что главная залача пере-
дового отряда—обогналь отходящего против-
ника, выйти  раныше его на речной рубеж,
где немцы собирались вновь организовать
оборону. И он уверенно вел батальон. давал
возможность команлирам рот обрушиваться
и на новые цели. Этих целей было много, и
много славы лежало на пути, но майор, как
онытный вожак, вел за собой танки, не пэз-
воляя им увлекаться, зарываться в сторону
от указанного боевого курса, вносил желез-
ную дисциплину, бхительно охранял своих
офицеров от ошибок. Бои вспыхивали оже--
сточённые, но короткие, враг не выдерживал
ударов и отетупал.

_ ‘Преодолев силы врага, ‘преграды стихии,

Хохряков вышел на указанный рубеж, и к

вечеру боевая задача дня была выполнена.
a * #1 = :

С того утра, когда батальон пошел в на-
ступление, прошли долгие дни и недели.
Весна разлилась в воздухе и в полях. В ro-
лубизне неба пели жаворонки, поднимав-
Hinecd, трепеща крылышками, с обогрев-
шейся земли. г

Освобожденная земля начинала дышать.

Майор Хохряков вепомнил, что на этой же
земле, на берегах Буга, Днестра и Прута ве-
ликий Кутузов со своим корпусом Бугеких
етерей воевал за российские земли. Стены

аринных крепостей времен владычества

Оттоманской империи остались немыми сви-
детелями той эпохи. Хохряков вел бой неда-
леко от этих памятников военной старины.

Он видел уходящую влаль магистраль,
вдоль которой ‘на десятки километров тяну-
лись битые, разлавленные, сожженные авто-
машины и танки немцев — памятник воен-
ной славы русского оружия наших‘ дней.

Приднестровье.

Боевое братство

фронте и подвиг в тылу, В стихах грузин-
ских поэтов живет патриотизм, живет но-
вое и благородное чувство. советского гума-
низиа, который победонсено борется с чер-
ной человеконенавистнической идеологией
фашизма.

Грузинская поэзия, начиная с древней-

ших времен, отражает в песнях и поэмах.

вее значительные события, связанные ©
историей грузинского народа. Эта тема ныне
еще больтне обогатилась, потому что чувство
родины У нае расширилось, и для грузина
Москва — такой же ролной город, как Тби-
лиси. и человек с берегов Куры и человек
с берегов Москвы-реки — братья в одной
прекрасной ‘семье независимых и гордых
народов. р

Н грузин, и русский вместе со всема
другими сынами народов Советского Союза
с оружием в руках защищают общую ро-
дину. защищают пол одним знаменем, под
водительством гениального ` полководца —
великого Сталина.

Н. ТИХОНОВ.

управление батальона. Он понимал,

Весну на Украине нынче зовут поздней.
Но злесь она по-полтавеки щедра и наряд-
на — в яркой, сочной зелени полей, в буй-

HOM цветении садов, соловьяных головах от

зари до зари. Травами и цветами зарастают
останки разбитых военных машин на 0бо-
чинах дорог, а в поле пахарь, наткнувшись
на осколок снаряда, берет его на ладонь и,
рассматривая, говорят соседу:

Це треба сховаты до музею...

Война не окончилась. Она еще не стала
достоянием . истории. Ее вещи не перешли
в стены музея. Её события свежи в памяти
свилетелей войны. Но поразительна сила
жизни, побеждающая смерть, и благосло-
венны дни тишины в селах и полях, гле
еще недавно стоял гул войны. А здешние
места видели войну во всей ее. трагеднй-
ности. Они видели хуже, чем бой, —немен-
кое засилье. Оно длилось здесь целых два
года. g
_ Говорить о немецкой ‘оккупации Украина
ны — значит говорить о судьбе Деканьки,
Васильевки, Яновщины, Сорочинцев, Мнр-
города:

Гитлеровский наместник па Украине
Эрих Кох опрелелял свою задачу такими
словами: <1 центнер украинской пшеняцы
важнее, чем вся украинская проблема».
Верховный вор выражался ясно и цанично.
Захват украинских земель, ограбление и по-
рабощение украинского народа — к этому
сводилась в конечном счете практика окку-
пантов.

Вожделенный «центнер пшеницы», однз-
ко, не давался оккупантам. Вместо пшеницы
возникала все-таки «украинская пробле-
уа», доставившая ворам и разбойнивам не-
‘мало тревог и огорчений. С Кохом получи-
лось далеко не так, как с гоголевеким ге-
роем, которому жареные вареники со смета-
ной сами лезли в рот. Придя, например, в
Диканьку, немцы не нашли ни хлеба, ни
рабочих рук, ви скота, ни машини. Хлеб
выл спрятан, скот и тракторы эвакуиро-
ваны на восток, крестьяне не хотели рабо-
тать на земле, потерявшей для них с при-
ходом немпев былую притагательную силу.
Нехцы пытались восстановить власть земли
над украинскими мужиками. Их угрозы
перемешивались © посулами. Они требовали
от крестьян послушания и. трудолюбия.

-Но Диканька, Васильевка, Сорочинцы,
Яновщина, Миргород были иостались укра-
инекими до кончика волоса своего, до самой
сути своей — недаром они’ были крепки
приверженностью к родителям, к братству,
товариществу, славились верностью родине
и заветам предков. Немцы не подкупили их
лестью и посулами, не согнули виселицами
и расстрелами. Немцы не заставили укра-
инцев работать на себя. Украинский кре-
стьянин перехитрил своего «шефа». Даже
при жестоком немецком контроле он скры-
вал урожай, прятал хлеб, уклонялся от
трудовой новинности, словом. не хотел жить
с немцем в мире. Немец для него был вре-
меншивом, крестьянин жлал неизбежного
конца этого времени, ждал два года Красной
Армии и ждал не пассивно, а боролся ©
врагом всеми доступными средствами.

Враг сжег Диканьку. Милое украин-
ское село, знакомое нам ¢ детства по
жизнерадостным повестям Гоголя, o6e30-
бражено. немцами, : разграблено, выжже-
но. Немцы не оставили здесь ни од-
ного общественного здания, ни одного кра-
сивого дома, Двухэтажные здания сожгли,
‚мотивируя тем, что они построены больште-.
виками и для мужиикой Украины не типич-
ны. Цамятники старины они разрушали на
том основании, что народ, не желающий
‚принять навязываемого ему рабского строя,
должен быть лишен не только настоящего,
но и пропелого, должен забыть свою исто-

—.

ВАШИНГТОН, 12 мая, (ТАСС). Военный
министр Соединённых Штатов Стимсон, вы-
ступая на’ пресс-конференции с еженедель-
ным обзсром военного положения, подробно
остановился на операциях советских войск
‘в Крыму. Стимсон особо подчеркнул, что
Севастополь, который немцам удалось взять
только в результате 250-дневной осады, пал
под ударами Красной Армин в течение не.
скольких дней, -

— Имея. в своём распоряжении весь
‘Крымский полу®стров,— сказал. Стимсон,—
советские воздушные и военно-морские силы

ЛОНДОН, 13 мая. (ТАСС). В коммюнике
главного штаба войск союзников в Италии
сообщается, что наступление 5-й американ-
ской армии и 8-Й англайской армии против
линия Густава в ночь на’12 мая велось в
полосе боевого охраневмя противника, и В
настоящее время на всём протяжении фрон-
та наступления происходят тяжёлые 604.
Вчера, 12 мая, английский крейсер в сопро-
вождении американских эсманцев, поддер-
живая наземные войска, вёл интенсивный
обстрел Аппиевой дороги блаз Террачина и
позаций тяжёлой артиллераи противника,
действующей против 5-й армии в районе
Гаэта. Воды, в которых действовали кораб-
ли, былл предварительно очищены от ман
ачглайскими манными тральщаками.

Вчера весьма крупные силы тяжёлых
бомбардировщиков союзников совершили
налёты ва многле порты и железнодорож-
ные узлы в Северной и Северо-Западной
Италии. Средние бомбардировщика я истре-
битела-бомбардировшики, непосредственно
поддержавая операции наземных войск, со-

ЛОНДОН, 13 мая. (ТАСС). В Лондоне
Эб’явлено, что во время налёта на Лейпциг и
пругие об’екты 12 мая ‘американские бом-
бардировщики уничтожили 150 германских
самолётов. Во время налёта ва Берлин 8 мая
американские самолеты сбили 119 истребите-
лей противника. Потери американской авиа-

Продление срока действия

ВАШИНГТОН, 12 мая. (ТАСС). Палата
представителей Соединённых Штатов одо-
брила сенатский вариант законопроекта
о продления срока действия закона о пере-
даче взаймы илл в аренлу вооружения до
30 июня 1945 roma. Kak извество, сенат
США, высказавшись за _ продление срока
действия этого закона, 8 мая прачял поправ-
ку к законопроекту о продлении срока, ко-
торая гласит, что президент не уполномочи-
вается «пранимать какле-либо обязатель-

Оживает полтавская земля

От корресчондентон «Яравды»

рию. Отступая пол’ ударами наших войск,
немцы завершили дело разрушения Дикань-

ки. Через село лежал путь отступающей
немецкой армии. Развалины и пенелиша —
вехи этого пути. Раненый фашистский
зверь убиралея в свою берлогу, ежигая не
только колхозные общественные постройки,
но не шадя и крестьянские хаты.

На, шоссе по соседству ® Диканькой. еще
не стерлись колен, в которых по спицы
увязали в осенней грязи Немецкие обозы,
и какой-нибудь гаулейтер,. перепутанный
насмерть, галдал — доедут ли его. колеса
от Диканьки ло Берлина. Еще мальчишки
не уснели подобрать все каски, брошенные
немцами; еще военные вещи и реликвии
не стали достоянием архивов и музеев, &
уже мирная жизнь берет свое.

Уже в Диканьке встали из пепла десятки
новых белых хат, по полям ходит трактор,
в пентре села по вечерам горнт электриче-
ский свет, заговорило радио, из Диканьки
можно сноситься с Полтавой по телефону,
в садах вместе с соловьиной песней и куко-
ваньем зозули звучит то грустная, то весе-
лая песня, девичья песня о любви, 9 на-
дежде и счастье. Это мир, свобода, это
ЖИЗНЬ, А

В селе Диканька, каб и до войны, три
сельскохозяйственных артели: именя Ди-
митрова, «Красный интенсивник», «Некра
коммунизма». Как и ло войны. у каждого
колхоза есть свои радости и печали, свои
достижения и недостатки. Говорят, что
«Искра коммунизма» отстает кое в чем от
«Враеного интенеивника» и, наоборот, вол-
х0з имени Димитрова, говорят, работает бо-
лее споро, чем его сосел. Говорят, что...
не будем разбизатьея сейчас в мелочах и
деталях. Отметим главное. А главное — эти
три колхоза вотазн на зоги, и по тому, как
они провели вззенняй св, можно судить о

прочности и вртажаобнаиноети их. Сев

Диканьке проведен в сжатые сроки, — это,
во-первых; Ha вЫбоком  агротехническом
уровне, — это, во-вторых; на основе инициа-
TUBLI И canoged  yupemn колхозников, —
ЭТО; ВТО, 3 :

Семена. Ни ‘одной“торсти семян колхозы
не попросили у государства. Семена на по-
сев дали колхозам крестьяне из личных
запасов. Дали лучшее зерно — яровую шие-
ницу, ячмень, овес. То, чего нехватило
в Диканьке, достали в других селах.

Тягловая сила. Этой силой были, межлу
прочим, коровы. Не было случая, чтобы
врестьянка отказала колхозу в его просьбе
дать корову«на полевые работы.

Рабочие руки. Потери в Диканьке в лю-
дях велики. Рабочая сила в селе сейчас —
старики, женшины, подростки. Их труду и
упоретву колхозы обязаны свеими уснехами
на полях сева. Трулно выделить героев тру-
да здесь. Трудовой героизм стал массовым
явлением. Без этого невозможно было бы
обработать и засеять площадь, почти при-
ближающуюся к довоенному уровню.

Государство. Его роль в возрождении кол-
xo30B 6 Диканьке весьма весома и зрима.
Чуть ли не с обозами наступающей Прасной
Армии госуларство прислало в село первые
тракторы. Вместе с партийными и совет-
скими работниками в селе появились епе-
циалисты сельского хозяйства. агреномы,
механики. Государетво восстановило в селе
мантинно-тракторную станцию. Это, конеч-
но, не прежняя Диканьская МТС с ее ма-
стерскими, построеняыми по типовым про-
ектам Наркомзема, с богатым оборудованием,
квалифицированными кадрами. МТС в Ди-
каньке сегодня располагает лишь половиной
тракторов, имевшихся до войны.

Большинство трактористов-—новички, их

будут располагать базами, с помощью кото-
рых сни смогут установить господетво на
Черном море. Румынское побережье теперь
является одним из многих районов, которым
угрожают советские войска. Немцы потеряли
в Севастополе значительное количество лю-
дей и техники. Много немецких судов было
потоплено во время попыток немцев эвакуи-
роваться морем. В настоящее время совет-
ские армии, ранее занятые крымской кампа-
нией, могут быть использованы на других
фронтах.

Военные действия в Италии.

вершали налёты на‘цела в ближайших ты-
лах противника, сбрасывая бомбы на скоп-
ления вражеских войск, его артиллерийские
позиции а мосты. Истребители патрулиро-
вали над районом боёв.

ЛОНДОН, 12 мая. (ТАСС). Специальный

корреспондент агентства Рейтер при штабе
войск союзников в Италии сообщает, что
наступление союзных войск в Италии нача-
лось вечером 11 мая урагазной артиллерай-
ской подготовкой на aia ` основпого
фронта. 8-я армия скрытно продвинулась
через Апеннины и предприняла мощную ата-
ку в целях прорыва в долину река Лара.
На фронте у Тарренского моря 5-я армия
навосит удар по направлению к северо-
востоку, чтобы очистать от врага горы.
_ Части 8-й армии в ряле пунктов форсиро:
вали одну реку на плотах и на разборных
лодках и в настоящее время наносят улар
на запад. Немцы отчаянно сопротивляются,
н в ряде пунктов пехота союзников ведёт
ожесточёиные бои.

Действия авиации союзников

ции 12 мая составили” 42 бомбардировшика
и №0 истребителей. Средние бомбардировии-
ки и истребители-бомбардировщики союзни-
ков 12 мая продолжали во Франции бомбар-
дировку германских аэродромов, а также
коммуникаций и военных об’ектов.

закона о передаче взаймы

или в аренду вооружения

ства от имени США в отношении после-
BOCHHOH экономической, военной и любой
другой политика, связанной <: международ-
ными отношениями, за’. исключением тех
случаев, когда это предусмотрено. консти-
туционной процедурой».

В настоящее время законопроект о про-
длевии срока действия закона о передаче
взаймы или в аренду вооружения, одобрен-
ный. палатой представителей и сенатом.
направлен Рузвельту для подписания.

приходитен обучать в процессе работы. Мо

37 тракторов МТС и ее люди уже стали
в районе огромной силой. Дело не только
в том, что тракторы вспахали нод яровые
большие земельные массивы. С появление
МТС в Диканьке: возрождается тот особый
стиль земледелия, который. отличаег код-
хозную деревню от елиноличной. Машина
вносит в жизнь деревни новый ритм, новую
культуру. Естественна радость, с которой
ветречали в Диканьке тракторы. Естествен-
на и забота о трактористах. В колхозе нме-
ни Димитрова мы видели ватончик для
трактористов—любовное произведение кол-
хозных плотников и столяров, видели ку-
харку, этакую хлопотливую колхозную Ёо-
робочку, угощавнтую трактористов вкусны-

; MH блюдами, влохновенныхи предисловияии.

—- Голубчики мои, да отведайте гаду-
пек, будьте ласковы. А вот борщ с мясом.
A вот молочко парное, только что из-под
коровы с фермы. 5 :

Тракторы в Диканьке работают круглые
сутки. У трактористов нехватает света,
инструмента, запасных частей. быватт пз-
ребои с. маслом. Эти недостатки не. обесву-
ражнвают людей. Гаснет «летучая мышь»,
тракторист продолжает пахать при лунном
свете. Каждый случай вынужденного про-
стоя вызызает злесь хорошую злость. Мы
были свидетелями неприятной сцены, кото-
рую пришлось пережить в поле старшему
агроному МТС. На машине агроном под-
летел к трактору, возле которого хлопоталн
две трактористки,

«Здравствуйте, красавицы», — расшар-
кался агроном, вылезая из машины. Ему
не ответили. А потом как навалилнсь Ha
него с упреками: «Два часа стоим, краез-
вец... [о валей вине стоим. Масло где?»
Агроному пришлось плохо. За два часа ро-
стоя его распушили на чем свет стоит.
Выручил агронома дед, доетавивитий в ноле-
вой стан свежую провизию.

— Приська,— обратился дед к гневным
трактеристкам,— слухай, Прнська, и ты,
Евгения, слухай, какую новость вместо с
цыбулей я вам привез. :

— Кажить скорише, дилу.

— Севастополь взят. Понимаете — Ce-
ва-сто-поль!

Только по причине Севастополя тракто-
ристки оставили агронома в покое с маслом.
Впрочем, оно скеро появилось.

В эти дни Диканька еще и еще раз по-
чувствовала заботу государства. Поступило
распоряжение выделить людей- за скотом
для колхозов. Еще илет яростный спор в
правлениях, кому персонально доверить это
дело, а колхозные стрянки уже пекут кор-
жики делегатам в дорогу, и кандилаты в 1е-
легаты не чуют от радости земли пол но-
тами.

—- Елёте, Федор Трембак?

— Видимо, еду, дорогой товариш. Види-
мо, еду в Россию...

Слово «Россия» в Днканьке пронзносит-
ся задушевно.

Путь из Диканьки в Полтаву лежит через
знаменитое поле, мимо братских могил рус-
ских воинов, павших в бою со шведами.
Война снова прошла по этому полю, и све-
ине могильные холмики ветали рялом ©
историческими кладбищами. Над старыми
и новыми могилами буйная зелень весны,
бэлый и розовый цвет садов, букеты поле-
вых цветов, принесенные чьей-то рукой.
И как знак того, что кровь воинов не про-
шла и не прохолит даром, мирная тишина
Еругом, кипучий труд в помощь фронту и
зевичья песня в садах — то грустная, то
веселая о надежде на любовь и счастье.

М. ГРЕК, И. РЯБОВ.

Село Диканька, на Полтавщине.

Военный министр США 0б операциях —  Вытуоление члена конгрев ой
Красной Армии в Крыму

против участия американосв
B заседании правления Банка
Международных расчетов

НЬЮ-ЙОРК, 11 мая. (ТАСС). Но’ св0об-
щению  вашингтонского корреспондента
агентства Ассошиэйтед. Пресс, член конгрес-
са демократ Коффи (от штата Вашингтон}
заявил, что участие-в предстоящем 22 мая
в Базеле ежегодном заседании правления
Банка международных расчетов равносильно
«торговле с противником». Коффи внес в
палату представителей проект резолюции,
празывающей государственный департамент
запретить американским представителям уча-
стие в этом заседании. Резолюция призываег
английское министерство иностранных дел
принять аналогичные действия. При этом
Коффи заявил: «Английские и американские
банкиры собираются принять участие в засе-
дании Банка международных расчетов вме-
сте с банкирами держав оси под председа-
тельством американского банкира Маккит-
рика. Большинство членов правления и ди-
ректоров Банка международных расчетов яв-
ляется нацистскими официальными лицами»,

Заявление Хэлла
на пресс-конференции

ВАШИНГТОН, 11 мая. (ТАСС). На пресс-
конференции ° выступил государственный
секретарь США Хъэлл.

Касаясь предложенной членом конгресса
Коффи резолюции, призывающей государ-
ственный департамент запретить амеракан-
цам принимать участае зв предстоящем за-
седании правления Банка международных
расчетов в Базеле, Хэлл заявил, что он ни-
когда не слыхал, чтобы этот вопрос подни-
мался, но всё, что осталось от банка, на-
коим образом не связано с американским
правательством. /

—_—oO—

`Корреспондент АФИ
о германском консульстве
з Танжере

ЛОНДОН, 12 мая. (ТАСС). Алжирский
корреспондент агентства АФИ сообщает, что
германское консульство в Танжере всё ещё
сстаётся на месте. В испанских кругах в
Танжере утверждают, что они узналя о ©0-
глашении, подписанном в Мадриде, только
из передач английского радио. Из Мадрида
пока не дано никаких распоряжений по по-
воду мероприятий, которые должны быть
предприняты для закрытия консульства.

О

Антигитлеровская организация
иностранных рабочих в Германии
СТОКГОЛЬМ, 12 мая. (ТАСС). Газета
«Нюа даглигт аллеханда» сообщает, что в
Брауншвейге (Германия) раскрыта тайная
антигитлеровская организация иностранных
рабочих. Арестованы французский рабочий
Пьер Мерсье и другие иностранные рабочие.