Истекшая неделя ознаменовалась новой   оборонительные сооружения. Между тем ни-
исторической победой Красной Армии. Над   какие оборонительные сооружения не м0-
гут спасти положение при отсутствии ло-
статочного количества солдат. Но именно
солдат и нехватает Германии, И когда про-
изойлет вторжение, немцам придётся сра-
жаться на два Фронта, не имея никакой
возможности перебрасывать войска с одно-
то Фронта на другой. Вак пишет американ-
ская газета «ПМ», «ло тех пор, пока гер-
манская армия вынуждена сражаться один
на олин ва олном главном фронте —
сточном, — она может использовать свои
стратегические резервы и войска заладно-
го фронта». «Вогда,—продолжает далее га-
зета,—будет открыт второй фронт, Германии
придётся полагаться исключительно на свои

Севастополем вновь развевается победное
советское знамя. Врым полностью очищен от
гитлеровской нечисти. Дважды сражалась
Прасная Армия за Севастополь: один раз В
обороне, один раз в наступлении. Героиче-
ская оборона Севастополя нанесла огромной
силы удар по германским планам наступле-
ния в 1941—1942 гг. и летом. 1942 года
и сыграла важнейшую роль в срыве этих
планов. Ныне освобождение Севастополя ко-
ренным образом меняет всю обстановку на
Чёрном море и на южном участке фронта.
Дело не только в том, что высвобождаются
значительные силы Красной Армии, — что
само по себе играет немаловажную роль,—
Черноморский флот получает широкую в03-
можность воздействовать на румынско-не-
менкие коммуникации вдоль западного по-
бережья Чёрного моря. Важен и другой мо-
мент. Взятие Севастополя Красной Армией в
результате трёхлневного штурма наносит
смертельный удар по немецкому мифу о
«неприступности» оборонительных сооруже-
ний и пресловутой «европейской крепости».
Американский раднообозреватель Роджер в
своем выступлении замечает: «Немцы гово-
рили, что севастопольские укрепления по-
строены но последнему слову техники, что
их совершенно невозможно взять. Однако
Красная Армия доказала, что таких
неприступных крепостей нет. То же окз-
жется, когда англо-американские войска вы-
салятся в Европе и атакуют гитлеровский
«атлантический вал».

Какое значение придавали немцы обороне
Севастополя, 06 этом говорит опублико-
ванное 1% мая в советекой печати обраще-
ние командующего 17-й немецкой армией
от 3 мзя 1944 года, в котором он заявляет,
что «получил приказ защищать каждую
пяль Севастопольского плацдарма».

Теперь гитлеровцы пытаются преумень-
шить значение разгрома, который они но-
терлеля в ВКрыму. Но, видимо, директива,
данная ведомству Геббельса, ещё не дошла
ло Хельсинки, потому что финский 060-
зревалель Христофер Шильдл бьёт по каждо-
му пункту новоиспеченных геббельсовских
утверждений. Он говорит: «Падение Сева-.
стополя является событием величайшей
важности, которого никоим образом не еле-
дует недооценивать. Каково бы ни было
наше отношение к этим фактам, теперь
нало ясно отдавать вебе отчет в том, что
положеняе на Чёрном море © падением Ce-
вастополя коренным образом изменилось».

Освобождение Севастополя советскими
войсками опениваетея иностранной печа-
тью, как триумф наступательного искус-
ства Красной Армии. Радостная весть 00
освобождении Севастополя притла в канун
решающих битв за полный разгром врага.
С тем большим воодушевлением оно было
встречено всеми свободолюбивыми наро-
дами,

ЕЕ

Как ни храбрятея Геббельс и его много-
численные подголоски, они не могут скрыть
своего страха перед вторжением. Это скво-
зит в каждом их выступлении, которое при-
звано «успокоить» немецкое население.
«Поразительно, с какой уверенностью за-
палный противник обсуждает вопрос втор-
зения».-— пишет Геббельс. «Если мы
будем рассматривать положение на Запад-
ном фронте, — вторит ему генерал Дитмар, —
то мы увидим, что тут годами велась под-
тотовка при наличии сверхбогатых возмож-
ностей».

0ба они — и Геббельс и Дитмар,— пы-
таль скрыть действительное положение
лел, утешают немецкого обывателя наде-
ждой на какие-то мифические «невыявлен-
ные факторы». Приходится прибегать к
этому сомнительному утешению, ибо все
выявленные, действительные факторы гово-
рят о том, что для удара с запада созданы
исключительно благоприятные предпосыл-
ки. Ни одного солдата не могут немцы
снять с советеко-германекого фронта перед
страшной лля ‚них угрозой новых ударов
со стороны Rpdcuoii Армии, особенно после
очищения Крыма. Наоборот, вее сведения
говорят о том, что немцы срочно перебра-
сыватт войска на восток.

А как обетоят дела на западе? На этих
днях было опубликовано очередное совмеет-
н0з англо-американское заявление о ходе
подводной войны. В этом заявлении указы-
вается, что и в апреле число потопленных
полводных лодок противника превышает
число торговых судов союзников, потоплен-
ных подводными лодками. Нужно ли более
красноречивое доказательство полного кра-
хз морской стратегии Гитлера, доказатель-
стве полного господства союзников Ha
морских коммуникациях? >

Не лучше положение немцев и в в03-
духе. Всё шире становится размах воздуш-
ных бомбардировок, производимых сотюзни-
ками, всё менее эффективно сопротивление
немецкой истребительной авиации. В ан-
гло-американском заявлении от 24 апреля
о бомбардировках Германии сообщается,
что за первые три месяца 1944 года гер-
манская истребительная авиация потеряла
больше самолётов, нежели могли произво-
дить заводы. В марте 1944 года производ-
ство истребителей было ниже уровня про-
изводетва в августе 1942 года, а в апреле
производство истребителей ещё понизилось
по сравнению © этим ‘уровнем. «Огромные
опустошения, — говорится в  заявле-
нии, — произведенные в Лейпциге, Аугс-
бурге, Брауншвейге, Касселе, не говоря
уже о Берлине, Гамбурге, Франкфурте,
Мюнхене и Штутгарте, привели в тому,
что была прямым или косвенным путём зна-
чительно нарушена вся система экономи-

еждународное обозрение

неуклонно сокращающиеся стратегические   этапу своего развития. Время не ждёт. По-  мому‘и изучить польский вопрос. Пришел   леманьского». Это из журнала sie
резервы, а англо-американское превосход-   следнее предупреждение прозвучало. Слово   ответ, что американское правительство не   YHK?- Отец МЛоулер, вы лишь ieee
за народами Румынии, Венгрии, Финляндии   возражает, но ему неизвестно, как отнесет-   Рите, а я основываюсь на официал

ство в отношении резервов несомненно».

мий на Европейский континент сложилась
как нельзя более благоприятно. Все при-
готовления к нему закончены. Можно не
сомневаться в полном его успехе, если яа^
ступление будет проведено,

«Таймс», без всяких ограничений, Ha-  HOTO союзными державами странам-сател- тольствах перелёта из Америки в Советский другой католик ee se aren

сколько это позволяют человеческие возмож-   ЛИТам. а Союз и обратно Орлеманьскай следующим   большего от меня: и Е

HOCTH. © ee Ce é образом отзывается о своём пребывании И ь моя миссия в у У
Опубликованное вчера заявление прави- нсационные разоблачения американ-   з CCCP: а Мб НЫ

тельств СССР, Великобритании и США, 06-
ращённое к Венгрии. Румынии, Болгарии и
Финляндии, представляет собой важный по-
литический акт, неразрывно
предстоящими комбинированными ударами
союзных войск в целях окончательного раз-
грома гитлеровской Германии. Сателлитам
Термании сделано последнее предупрежде-
ние. Перед ними стоит выбор — либо раз-
рыв с немпами, выход из войны и сопротив-
ление гитлеровцам всеми возможными сп0со-
бами, либо полная казастрофа, со всеми вы-
текалощими последствиями.

в итоге их трёхлетнего. ‹ соучастия в пре-
ступной военной авантюре пеменких фаши-
стов, поистине безнал” я.
положение их берлиле\
последних дней это ярко подтверждают.

писал; B

тарии есть только одна возможность избег-
нуть катастрофы: разрыв с немнами и вы-
ход из войны. Однако трудно рассчитывать
на то, что нынешние правительства этих
стран способны порвать е немцами. Надо
полагать, что народам этих стран придётся
самим взять в свои руки дело своего OCBO-
бождения от немецкого ига. И чем скорее
народы этих стран поймут, в какой тупик
завели их гитлеровцы, чем быстрее прекра-
тят они всякую поддержку своих немецких
поработителей и их сподручных-——квислин-
тов в своей собственной стране, тем меньше
жертв и разрушений понесут эти страны от
войны, тем больше они могут расечиты-
вать на понимание демократических стран».

разгрома крымской группировки немцев и
румын явились новым грозным предостере-
жением для разваливающегося фашистского
блока. С особой тревогой было встречено со-
общение
эчишении Врыма в правящих кругах Румы-
нии. Клике Антонеску становится всё труд-
нее изворачиваться перед
мнением страны,
преступную, авантюриетическую политику,
которая стоила уже румынекому народу
стольких жертв. Даже такой изолгавшийся
титлеровский холуй, как Памфил Шейкару,
уныло скулит в грязном листке румынских
империалистов «Курентул»: «Понятно
беспокойство, которое охватывает весь. ру-
мынский народ теперь, когда бои идут на
Днестре и севернее Ясс, на этой
Прута. Продвижение русских войск на Ha-
шей территории, поток беженцев — всб это
пошатнуло веру румынского народа в силу
‘немецкой защиты». 7

,

ческой взаимосвязи, от_ которой зависят
преднриятия авиационной.  помышлен-
нвети».

Факты недавних дней ‘подтверждают пол-
ное тосподетво авиации союзников в в03-
лухе. Достаточно указать на то, что за
19 дней (кончая 5 мая) союзная авиация
разрушила во Франции и Бельгии желез-
нодорожные линии в полосе глубиной в
160 километров.

Что касается соотношения сухопутных
сил, то едва ли нужно доказывать, как ве-
лико пренмущество на стороне наших со-
юзников, располагающих многочисленными
превосходно вооружёнными войсками. Де-
фицат же немцев в живой силе становится
веё более острым.

Швелевий полковняк Братт, которого ни-
как нельзя упрекнуть в отсутствии сочув-
ствия к гитлеровцам, пишет, что немцы
слишком много надежд возлагают на свой

АДРЕС РЕДАКЦИИ
д 3-36-89;

52183.

Иностранного —

Ca eee ete

и ИЗДАТЕЛЬСТВА: Москва, 40. Ленинградское тноссе, улица «Плавды», л. 24. ТЕЛЕФОНЫ ОТДЕЛ i; iG
1 3-37-50; Нисеи —Д 3-15-69; Местной сети — >, д fe оны ОТДЕЛОВ РЕДАКЦИИ; Справочное es.

свилетельствует о том, что клика Антонеску
ешё пытается лурачить румынский
с тем, чтобы продолжать свою гнусную и
предательскую политику на службе немцев.
Срочно перекрасившись под пацифистов,
«Курентул» медоточиво побт. о необходимо-
сти «положить конец бесполезной ненависти,
способствующей затягиванию войны».

поставили со всей решительностью BO-
прос — либо с гитлеровской Германией, ли-
бо против неё, возможности для словесных
выкрутасов у правящей румынской клики
отняты. Слово сейчас за румынеким народом.

софийского праритальства свидетельствует 0
том, что участие Болеарии в войне на сто-
соне Гермалии всё более усиливается. Бол-
гария предоставила в распоряжение гитле-
ровцев Варну и Бургас, куда происходит пе-
ребазирование немецких подводных лодок и
других кораблей из
румынских портов. беновные железнодорож-
ные магистрали перешли пох кдытроль гер-,
манекого командования и совершенно
крыты для болгарского населения. В силу
соглашения с гитлеровской Германией npa-
вителями Болгарии проводится всеобщая мо-
билизация.

руки свою судьбу. В этому зовёт его обра-
шение трёх великих союзных держав.

38. сравнительно короткий срок уже нозна-
ла всю горечь национального унижения и
титлерэвского разбоя. Венгры не хозяева в
своей стране. Клик Хорти превратила её
в вотчину гитлеровской Германии, Гитлеру
мало тех потерь, которые понесла венгер-
ская армия в своём бесславном походе на

ской Германией.

возможность выйти с честью из войны, из-

Заявление Станислава Орлеманьского
на пресс-конференции

НЬЮ-ИОРК, 12 мая. (ТАСС). По со9б-   Москве в моем публичном обрашении к
шеняю чикагского корресповдента атент- польской армии. Я американец. И я под-
ства Ассошиэйтед Пресс, возвратившийся   черкиваю, что я поехал в Москву один и
из поездки в СССР Станислав Орлеманъ-   возвратился один. Я не принадлету ви an
ский BRICTYNHI*Ha Wpecc-Koupepenian < за- какой клике, фракции или партии. а
явлением, что И. В. Сталин во время бесед   лет, в течение которых я ношу сан свя-
е ним сказал, что он является сторонником   шениика, мой первый отпуск — миссия В
свободы совести и вероисповедания  а  Москву целью помочь моей церкви и
считает возможным сотрудничество с папой   Польше, а
римским против насилия и преследозания Рассмотрим некоторые заявления, сд т
католической церква. ные моими сотоварищами ne :

Корреспондент приводит застенографиро- Вот первое: достопочтенный Джеймс rs
ванный текст важнейших замечаний Орле-   лер, помощник генерального секретаря ке
маньского на пресс-конференции: циональной конференции ОИСИ

«Как-то в январе я написал письмо гос- готворительных обществ, сказал: Е
полину Хэллу с просьбой выдать’ мне па- бывший свидетелем воинствующего rise
спорт для поездки в Советский Союз. Я ие   ма советского правительства в течение мн: :
получил ответа на это пжьмо и написал   гих лет, должен осторожно pee ,
снова, прося разрешения ознакомиться са-  таким заявлениям, как заявление отца VP

Обращение союзных держав к сателли-
там даёт Румынии, Венгрии, Финляндии и
Волгарии последний шанс на выход из
войны, указывает путь к спасению и вме-
сте с тем предупреждает о гибельных п0-
следствиях дальнейшего их участия в войне
на стороне гитлеровской Германии. «В то
время, как эти государства не могут избе-
жать своей ответственности за то, что они
участвовали в войне на стороне нацист-
ской Германии, чем дольше они будут про-
должать участвовать в Войне в сотрудни-
честве с Германией, тем более’ гибельными
булут для них последствия и. тем более
суровыми будут условия, которые им будут
предписаны».

Война подошла к новому, завершающему

©

Bo-

историческом документе. Я должен отве-
тить вам следующее. Первой задачей моей
программы было привезти вам официаль-
Hoe заявление по данному вопросу.  Раз-
говоры и критика не приведут нас ни К
чему, ‘если мы не будем действовать. A
действовал. Можете ли вы или какой-либо

и Болгарии, которые должны взять в свои
руки свою судьбу. Либо немедленный и пол-
ный разрыв с гитлеровской   Германией,
либо бесславная гибель ‘вместе е гитлеров-
ской бандой, — третьего не дано. В этом —
смысл последнего прелуиреждения, сделан-

ся к этому Советское правительство. Я на-
пасал в русское консульство в Нью-Йорке,
и мне ответали, что необходимо разрешение
маршала Сталина. Наконец, пришел ответ
лично от маршала Сталина, приглашавшего
меня в Россию».
После замечаний о

Обстановка для вторжения союзных ар-

как пишет маршруте и обстоя-

«Я не буду делать никакчх заявлений о
России. Мне было бы бессмысленно гово-
рить о религии. Я истратил два дня на
поездку в армию и два — на обратный
путь, и один день я истратил на поездку
к польским детям в Загорск.

Теперь о Сталине. В течение одного ‘часа
я беседовал. с Молотовым. Я был в театре,
й мне позвонили, чтобы я поехал в Кремль,
ц я направился туда, Молотов и Сталин
были вместе. Я не говорю по-русски, и по-
этому у нас был переводчик © английского.
Я беседовал со Сталиным в течение 2 ча-
сов 15 минут. Вторая моя беседа продол-
жалась примерно столько же времени.
обнаружил, что Сталин весьма демократи-
чен и весьма открытого нрава: Как амери-
канский гражданин я говорил со Сталиным,
как равный с равным. Я сказал Сталину,
что важнейшей проблемой, которую нужно
разрентить, является религиозная проблема.
Он спросил: «Как вы это себе мыслите?
Что бы вы сделали?» Я сказал ему, что
мне хотелось бы задать ему два-три во-
проса. Я набросал список вопросов. На
первый взгляд вам может показаться, что
эти вопросы очень незначительны. Изучите
их со всех .точек зрения, и вы увидите, что
они важны. Будучи американцем, я не про-
дал Америки и я не был уполномочен про-
давать Польшу кому бы то ни было. Что
касается религии, я горжусь своей цер-
ковью, и я сделаю все, что в моих силах,
чтобы помочь моей церкви. Я надеюсь, что
этот небольшюй документ (запись беселы
Орлеманьского, подписанная. И. В.
Сталиным) положит начало лучшим взаимо-
отношениям и взаимопониманчю. Я не буду
делать никаких заявлений по польскому
вопросу».

Орлеманьский передал представителям
печати следующий текст официального за-
явления: «Я поехал в Москву не в каче-
стве представителя католической церкви
или государственного департамента Соеди-
ненвых Штатов, а в качестве частного ли-
ца для изучения польского вопроса. Я не
коммунист, й я об этом открыто заявил в

ской газеты «ИМ» о польской пронаганде
в Соединённых Штатах снова привлекли
внимание международных общественных
кругов к «деятельности» польского эми-
грантского правительства. Это правитель-
ство развернуло внутри Соединённых
Штатов подрывную пропаганду, особенно
стараясь поколебать единетво между союз-
никами в канун решающих битв. Газета
«Вашингтон пост» осуждает реакционных
польских пропагандистов и польское эми-
грантекое правительство, которые пытают-
ся нарушить единство в рядах Об’единённых
наций. Газета призывает США положить
конец их безрассудному вмешательству во
внутренние дела Америки.

По сообщению газеты «ПМ», министер-
ство юстиции США вынуждено было пред-
принять официальное расследование деятель-
ности так называемого польского информа-
ционного центра в Нью-Йорке. Расследова-
ние установило, что польские должностные
лица расходуют? крупные средства на про-
паганду среди американцев. Газета «ПМ»
утверждает, что польский информационный
центр оплачивает американекие организа-
ции и отлельных лиц, деятельность которых
направлена к поражению Рузвельта на вы-
борах. «ПМ» считает, что «некоторые
видные американские пропаганлисты, под-
держивающие кампанию польского прави-
тельства против Советского Союза ихякобы
положившие в основу своей кампании аме-
риканизи и Атлантическую хартию, в дей-
етвительности являются лишь пропаганди-
стами, состоящими на жалованьи у поль-
ского правительства». Польский информа-
ционный центр финансировал, например,
деятельность так называемого Напиональ-
ного комитета американцев польского
‘происхождения. Этот комитет, пытающийся
расколоть прогрессивные польские организа-
ции в США, ведёт кампанию против Руз-
вельта. Некоторые американцы польскоге
происхождения занимаются накануне вы-
боров политическим шантажем и пытаются
запугивать голосами нескольких миллионов
поляков, проживающих в США, которые яко-
бы идут за ними.

Польское министерство информации рас-
холует крупные‘ средства на пропаганду в
СПТА. На организацию поднольного антигнт-
лербзского движения в Польше, на борьбу
против Гитлера польское правительство
средств, как известно, не имеет и обраща-
лось за субсидиями на эту цель к прези-
денту США. А на финансирование деятель-
ности польских реакционных групи в (0-
единённых Шлатах средства у него нахо-
Rates!

Газета «ИМ»

секретаря Национальной конференции като-
лических благотворительных обществ, ха-
рактеризовавшего поездку Орлеманьского
«политическим бурлеском»»в заявлении Ор-
леманьского говорится: «Я должен сказать,
что не пристало ему употреблять такие
вульгарные слова. Такими инсинуациями вы
не подорвете и не нарушите мою жизвь в
священническом сане и во Христе. Тем не
менее, монсиньор, я заверяю вас, что это
был не бурлеск, а опера высшего класса.
(Бурлеском в США называются театраль-
ные зрелища самого вульгарного пошиба).

Я уверен, что американская публика пой-
мет мою позицию и оценит ее. У меня есть
замечательные известия насчет Полыши, но
о них будет известно позже».

К заявлению приложены следующие во-
просы, которые, по словам Орлеманьского,
он предложил И. В. Сталину, и ответы
И. В. Сталина. Ниже приводится текст
этих вопросов и ответов.

«1. Считаете ли вы допустимым для Со-
ветского правительства проводить полити:
ку преследования и насилия в отношении
католической церкви? ‘

Ответ маршала Сталина: Как сторонник
свободы совести и свободы вероисповела-
ния я считаю такую политику недопусти-
мой и исключенной.

2. Считаете ли вы возможным сотрудни-
чество со святым отцом папой Пием ХИ
в деле борьбы против насилия и пресле-
дования католической церкви?

Ответ маршала Сталина: Я считаю это
возможным.

Достопочтенный Станислав Орлеманьский
пожелал, чтобы вышеуказанные вопросы A
ответы не публиковались в настоящее вре-
мя, а были представлены ему лично. Мар-
шал Сталин не возражал против этого
предложения, но в то же время заявил,
что он не возражает против опубликования
этих вопросов и ответов, если достопоч-
тенный Стачислаз Орлеманьский сочтет
это необходимым.

Подпись: маршал Сталин».

связанный. 6

Положение стран-езтеллитов, создавшееся

как безнадёжно.
хозяев. События

Товарищ Сталин в ибрвомайском приказе’

«У Румынии, Венгрии, Финляндии и Бол-

Освобождение Севастополя, завершение

00 освобождении Севастополя и

Военный суд над прогрессивными
польскими офицерами в Иерусалиме

НЬЮ-ЙОРК, 11 мая. (ТАСС). Редактор   ными»; Он приговосил полковника `Маров-
иностранного отдела газеты «Чихаго дейли   ского к пожизненному заключению, а всех
ныюс» Биндер пишет, что, по полученным   остальных, в том числе майора Завадского
им из Палестины сведениям, 1 марта в Иеру-   и лейтенантов Имах, Годлевского и Годов-
салиме 23 польских офицера и солдата, в   ского, к 20 годам тюремного заключения.
том числе 3 женщины, были преданы воен- Только женщина — капрал Залесская приго-
ному суду по обвинению в «государственной   ворена к 15 годам тюремного заключения.

измене» потому, что они хотели вступить в  Выступая от имени обвиняемых, полковник
а армию в о Маровский сказал: «Я признателен прокуро-

эиняемые, — пишет Биндер, — ВХОДЯТ   ру, потребовавшему такого сурового наказа-
в число 90 польских солдат и офицеров, на-   ния — смерти, которого польская армия не
ходящихся на Ближнем Востоке, арестован-   может осуществить на британской террито
вых за 1—6 месяцез до процесса и содер-   рии. Это покажет всему миру, что мы — на-
жавшихся в польском концентрационном Ла-   стоящие патриоты, осужденные фашистской

гере МЛатрун в Палестине за сочувствие   кликой A
3 J й Андерса. Этим приговоро от-
СССР, свободным. полякам и Берлингу. eee

общественным.

чтобы оправдать свою

TO

стороне

справедливо расценивает

Каков же выхот из положения? Ответ,   польскую реакционную пропаганлу в СШЕА   Судьями были один ‘польский полковник и в Re. т
который дабт на этот вопрое «Журентул»,   И, в частности, кампанию против Рузвель-   два майора, На суде не было ни одного аи- ный и бе ae ви Ag:

та как прямое вмешательство во внутоен-
ние лела Соединённых Штатов. Наглость
проходимцев из клики Матушевекого дохо-
дит ‘ло того, что они чуть ли не требуют
отчета у американских властей — как они
«осмелились» выдать визу на выезд из
США. всендзу Орлеманьскому. Польские
держиморды, раеправляющицеся в Палести-
He ив Англии гитлеровскими методами ео
войми соотечественниками, хотели бы, что-
бы демократическое американское прави-
тельство переняло их повадки и помогало
бы ‘им душить честных польских патрио-
тов.

Подрывная пропаганда польских реак-
ционеров в США вызывает негодование
тех широких кругов американцев польско-
го происхождения, которые болеют душой
за свободу и независимость родины и. по-
нимают, на кажой опасный путь толкает
Польшу авантюристическая и профантиет-
ская политика бывших соратников Бека.
Национальный совет американо-советской
дружбы отубликовал сборник < речей
‘таких вилных польских деятелей в США,
как Ланге, Мржицкий и другие; озаглаз-
ленный «Мы об’единим силы с Россией».
В предисловни к этой брошюре Совет за-
являет, что она выпущена с целью «борь-
бы против попыток вызвать среди поля-
ков, проживающих в Америке, антисовет-
ские настроения в то время, как амери-
канские государственные деятели укрен-
ляют необхолимые связи, доверие и с0т-
рулничество с наших великим союзником,
чтобы заложить основу прочного мира».

Польским пособникам Гитдера очень ма-
ло лела до основ прочного мира. В полном
контакте с теми реахционными поражен-
ческими элементами, когорые являютея по

гличанина, хотя он проводился на террито-
рии, контролируемой англичанами. —Англи-
ская цензура запрешала публиковать сведе-
ния о суде на том основании, что это— чисто
польское дело. Пюодсудимые признали, что
сни послали Берлингу телеграмму, в которой
выразили желание вступить в польскую ар-
мию на Восточном фронте, а также сочув-
ствие свободным полякам. Они заявили, что
их действия были не изменническими, а па-
триотическими. Суд признал всех их винов-

дерс, ни многие из его людей там ве бу-
дут».

Биндер сообщает, что ему не ‘удалось
установить, какая участь постигла генерала
Добржинского, полковника Жимовского,
подполковника Старого, лейтенантов Фишба-
ха, Спиро и других, арестованных 28 января
нынешнего года.и заключенных в концентра-
ционный лагерь по обвинению в одобрении
сотрудничества < Советским Союзом.

«Последнее предупреждение сателлитам
гитлеровской Германин»

Иностранная печать о заявлении правительств Советского Союза,
Великобритании и Соединенных Штатов

ЛОНДОН, 13 мая. (ТАСС). Комментируя   неблагоприятно для армии Маннергейма
заявление правительств Советского Союза,   Финляндия сможет ждать заступничества со
Великобритании и Соединенных Штатов, об-   стороны вашингтонского правительства. Рос-
ращенное к сателлитам гитлеровской Герма-; сия занимает такую же позицию в отношз:
нии, дипломатический обозреватель газеты’! нии Болгарии, с которой она не находится
«Ныюос кроникл» пишет: «Это заявление по- в состоянии войны».
следовало за предупреждением Сталина в  Дипломатический обозреватель агентства
Его первомайском приказе, что «У Румынии,   Рейтер пишет: «Предупреждение трех глав
Венгрии, Финляндии и Болгарии есть только   ных союзных держав германским сателли-
одна возможность избегнуть катастрофы:   там-—знаменательное событие. Оно выносит
разрыв с немцами и выход из войны». Как   неотвратимый приговор всем, но предусмат-
слова Сталина, так и совместное заявление   ривает возможность смягчения пригово а
союзников обращены скорее к народам   тому сателлиту, который выйдет из ой
стран-сателлитов, чем к их правитель- сейчас. Предупреждение опубликовано на-
ствам». кануне событий, грандиозный характер ко-

Цитируя слова тов; И. В. Сталина: «Одна:   торых очевиден для сателлитов .
ко трудно рассчитывать на то, что нынеш-  Финляндия, с которой США не нахо-
ние правительства этих стран способны по-  дятся в войне, и Болгария, с которой Со-
рвать с немцами», «народам этих стран при-   ветская Россия не ведет войны, помещены на
дется самим взять в свои руки дело своего   том же судне, вернее, на том же тонущем
освобождения от немецкого ига»,— обозре-   корабле, что и Венгрия и Румыния Cane
ватель пишет: «Совместное заявление ясно   литам совершенно ясно сказано, т =
показывает, что английское и американское   дется расплатиться за помошь о в
правительства разделяют советскую точку   что, если они будут продолжать участвовать
зрения». в воине, расплата будет более тяжелой».

нарол

Сейчас, когда великие союзные державы

Каково положение в Болгарии? Поведение

ХКонстанны и прочих

3a-

Волгарекий народ должен взять в свои

Венгрия со времени немецкой оккупации

советскую землю. Немецко-фашиестские pas-  ie ь Как ‘указывает обозреватель агентства НЬЮ-ЙОРК, 13 мая. (ТАС

бойники требуют от венгерского народа CHA. tan in tae ae aes В  АФИ, совместное обращение СССР, Англии   ватель нью-йоркского Seine we te
хальнойшей” Jani кровью. Для народов   СИА. 6 APPIBIIOT дело 00 еДиненНых и Америки к странам-сателлитам рассмат-  опубликованное предупреждение п; sea
стран-сателлитов веть только одна возмож- наций. ривается в Лондоне как «шаг, предпрння-   тельств Советского Союза, Великоб ite г
ность избавиться от гитлеровского раб- Но подрывная деятельность реакционе-   тый накануне операций, которые должны 33-  и Соединенных Штатов а лЛиНА И В
ства — немедленный разрыв © гитлеров- ров из польского эмигрантекого правитель-  коячиться изгнанием. немецких армий со всех   ровской Германии ` является «предупрежде.

европейских территорий»: «США, которые не
находятся в состоянии войны с Финляндией,
в данных обстоятельствах решительно ста-
новятся на сторону России пашет обозре
ватель.—Правительство. США не-хочет допу-
стить, чтобы сохранялись надежды на то,
что в случае, если обстоятельства сложатся

ства не ограничивается только СПТА.
Недавно в совеётекой печатая сообщалось
0 полобной же работе агентов польекого
эмигрантекого правительства в Турции, гле
польские «пропагандистские» организации
орулуют в контакте е соответотвующими
центрами гитлеровской «пропаганды».

нием о готовящемся жестоком К
Германии и ее сателлитам. Нробах ae, pare
да государства; к которым обращаются
США, Великобритания и Советский Союз
должны решить, будут ли они поддерживать
безнадежную, гибельную политику Герм

HUH или отойдут от нее», р

Финляндии была предоставлена полная

бежать гибельной участи, на которую 66
обрекает сохранение союза с гитлеровской
Германией. Финские правители отвергли
эту возможность, отклонили великодущные
й справедливые условия, предложенные В момент, когда союзные державы с)- ;
Советским (Союзом. Обращение союзных   бираютея нанести решающий улар по гит-
стран к сателлитам должно быть восприня-   леровекой Германии,  обанкротивиеиеся
то финским народом как последнее предо-  польекие резкциюнеры усиливают свою по-
стережение, как последний шанс на спасе-   мощь врагу, м

ние от катастрофы.

Взрыв немецкого парохода в Нарвике
СТОКГОЛЬМ, 13 мая. (ТАСС). Газета   было 9.700 тонн руды a}
«Свенска дагбладет» сообщает, что у вхо- в 200 метрах от Gone Е Варыв произошёл
да в порт Нарвик после сильного взрыва   дилось около 80 немпев. 20 ns ek нахо-
затонуло немецкое судно водоизмещением   при взрыве. Судно, повидил ому мы

ОБОЗРЕВАТЕЛЬ.  в 10 тыс. тонн, груженное рудой. На судне   лось на мину.

—Д 3-15-68; Партийной жизни — Д 1-52-88; Пропаган;
Секретавиат ies Д 3-15-64; Отдел об’явлений — 13-30-12, 0

a 3-53-88; Сел

д 3-15-47; Литературы и искусства — Д 3-38-73: Военного — Д 3-37-6 `недоставке газет

2 ®

x

Типография газеты «Правда» имени Сталина.

#

ность
происхождения и подорвать единство межд)
Об’единенными нациями. Американское пра.
вительство должно дать им отпор. Амер.
канские публицисты польского происхожде.
ния, польские издания и политические дел.
тели из американских поляков навязывают
кампании иностран,

ьскохозяйственного — д 3-10
И -85: ского —
в срок сообщать по О Rate

о

Американская газета о подрывной

работе польских реакционеров
в Америке

НЬЮ-ЙОРК, 13 мая. (ТАСС). Газета «Ва.

шингтон пост» в пространной передовой ста.
тье, озаглавленной «Польские  пропаганди.
сты», осуждает крайне реакционных поль.
ских пропагандистов и польское эмигрант.
ское правительство, которые пытаются на.
рушить
нациями.
Штаты положить конец
щательству этих пропагандистов во внутрен.
ние дела

единство между  Об’единеннымя
Газета призывает Соединенные
безрассудному вме.

Америки.

эмигрантское

Польское правительство,

пишет газета, позволило, себе злоупотребнть
дружбой американцев. Польские экстремн.
сты, многие из которых являются последни.
ми представителями реакционяой клики под.
KOBHHKOB B
военного правительства,
шиваются в американскую внутреннюю по,

Польше и полуфеодального до.
безрассудно вме.

литику. Они пытаются нарушить лойяль.
американских граждан польском

нашей избирательной

ные проблемы.

Газета отмечает, что дипломаты и прога.

гандисты эмигрантского польского прави.
тельства связаны в Соединенных Штатах ‹

элементами, чей показной интерес к Полы

является лишь маской. Эта’ клика ‚рассмат.
ривает Польшу в качестве удобной дубинки

которой они могут угрожать правительству
Рузвельта. - ie

«Создавшееся сейчас положение, пишет
в заключение газета,— требует непосред.
венного вмешательства министерства. юсти.

ции».
ве:

Соглешение между Канадой
- м США о нефти

ОТТАВА, 10 мая. (ТАСС). Военное ман.
стерство Канады заявило, что представителя
армии Соединённых Штатов, канадское при.
вительство и имперская нефтяная компания
достигли соглашения, по которому Канада
понижает стоимость нефти, поставляемой
Соединенным Штатам комбинатом «Ка
нол», а также обеспечит’ послевоенные по.
ставки нефти США в размере до 60 ил,
барелей (барель — 152 литра).

В сообщении военного министерства ук.
зывается, что это соглашение стало возмож.
ным благодаря тому; что в Норманфилье
(северо-западная часть Канады) вновь [из
веданы большие запасы нефти,

-—-O—

Мятеж батальона австрийских
солдат на Карельском фронте

СТОКГОЛЬМ, 12 мая. (ТАСС). Газа
«Стокгольмс тиднинген» сообщает, что, п
полученным ею. сведениям, на Карельскои
фронте произошел мятеж батальона австрий.
ских альпийских войск. По приказу генерал
Дитля немецкая часть, недавно прибывшя
из Польши на побережье Ледовитого оке:
на, после боя, продолжавшегося два дн,
подавила это восстание. Убито.и ранено око.
ло сотни австрийцев. Арестованных cone

`интернировали .B концентрационном лагере

Банака, а также в лагерё в Киркинесе, Др
стованные будут отправлены в Германию i
преданы там военному суду.

—O— /

Обесценение финской марки

СТОКГОЛЬМ, 13 мая. (ТАСС). Фняже
газеты признают, что наводнение Финлянди

бумажными деньгами обесценило финскую

марку. По данным финских газет, количе

ство бумажных денег в обращении за врем

с июля 1943 г. по апрель 1944 года увели
чилось на 3 млрд. марок, причем выпу
бумажных денег особенно резко возр в
перзом квартале текущего года. Общая с)
ма находящихся в обращении бумажных д
нег в Финляндии достигла к маю 1941
12 млрд. финских марок (до войны в 06}.

щении было 2 миллиарда марок). Финские

газеты предлагают еще больше увеличить
налоговое обложение населения, чтобы пре
отвратить полное обесценение финской м}
KH.

——_O—_—_—_

Второй вечер грузинской
) литературы

Вчера в Колонном зале Дома’ союзов (о

стоялась встреча поэтов и писателей Грузи
< многочисленной аудиторией москвич.

Вечер открыл вступительным словом пред

седатель правления Союза советских п!

телей Н. С. Тихонов.

С докладом о грузинской‘литературе вл
Отечественной войны выступил Бесо Жи!
ти. Поэты Грузии Иосиф Гришашвили, Ка
ло Каладзе, Алио Машашвили, Галактие
Табидзе, Симон Чиковани, Константин Ч
чинадзе прочитали свои стихи. Перевод
стихов прочитали поэты Н. Тихонов, А, Ал
лис, В. Державин, Л. Пеньковский, В. 3%
гинцева, народный артист СССР В. Качал

народные артистки Грузии Верико’ Анд

паридзе и Тамара Чавчавадзе, заслуженны!
деятель искусств Сурен Кочарян, Ю. Ле!
тан и др.

В концерте грузинской музыки приням
участие народные артисты Грузии Петр Ам!
ранашвили, Давид Бадридзе, Давид Га\
кели и Надежда Шомая, солист Бату Кр
веишвили, студентка консерватория Ле
Гоциридзе. i

Творчество поэтов и писателей, высту?
ление мастеров искусства Грузии встретии
радушный прием.

тени вали SS SET

КИНО, ТЕАТР

Цветной художественный фильм «ДЖУНГЛИ
Первый, Ударник, Метрополь, Колизей,
Москва, Родина, Художественный, Дент”
ный, Форум, Таганский, Орнон. я

Новый” номер ’«Союзкиножурнала» (№ 3
«НА КРЫМСКОЙ ЗЕМЛЕ», посвящены»
освобождению героической Красной Ат
Крыма, — Новости дня, Хроника; Коля
Таганский ПКиО.

БОЛЬИТОЙ ТЕАТР — 14/У -- оп. Burress

Телль. Начало в 7 зас. вечера,

и ФИЛИАЛ Большого ТЕАТРА — 14  -
у авиата. Начало в 7 час. вечера,
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОРДЕНА ЛЕНИ

АКАДЕМИЧЕСКИЙ МАЛЫЙ ТЕАТР —

утро — На всякого мудреца довольно просто»

вечер — Пигмалион. Начало в 7+3
утреннего — в 12 ч. дия

14/V-

вече»

=

ti

9 <” = > мы >

= =

ФИЛИАЛ МАЛОГО ТЕАТРА (Болыш. Орлы

ка, 69) — 14/V — утро — Без вины вниоваты“
Спектакль, ‘перенеёённый с З0ДУ, Билеты ©
тампом Стакан воды действительны,
Стакан воды. Начьло в 7 час, вечера»
него — в 12 час, дня.

МХАТ СОСР им. ГОРЬКОГО — 14/\ — УТ
Синяя птица, вечер — Анна Каренина. Hai”
в 7 час. вечера, утреннего — в 12 час, дия.

ФИЛИАЛ МХАТ — 14/V — yrpo — Ви
ыы сад», вечер — Глубокая разведка. Hai?

час вечера, утреннего — в 19 чае. дня.

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ТБАТР КРАСНОЙ АРУ

уе

(площадь Комм т Yexpout,
я оммуны). — 14/У — утро — УК,
ние строптивой, ` вечер mo Ha всякого mya
ловольно простоты. Hayao Bp 7 sac. Be

утреннего — в 12 час, дня. Г

Г ГОС. ТЕАТР им. Вог. ВАХТАНГОВА (a
орького, ‘пер. Садовских, 10) — 14/У — М
игума из ничего. Начало в 7 час, вечера,

Изд: № 245.

ри