_МОСИВА; КРЕМЛЬ ВЕРХОВНОМУ ГЛАВНОКОМАНДУЮЩЕМУ
МАРШАЛУ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ТОВАРИЩУ СТАЛИНУ

Дорогой Иосиф Виссарионович!
_ Выполняя клятву, данную Вам в канун 25-летия BARCM об
оказании всемерной помощи детям фронтовиков, комсомольцы и
молодёжь Алтайского края при участии трудящихся собрали в
фонд помощи детям фронтовиков 1.789.304 рубля. Из этих
средств детям фронтовиков оказывается единовременная помощь,
250 школьников получают ежемесячно комсомольские стипен-
дни, сотни детей фронтовиков получат бесплатные путёвки в
пионерские лалери и санатории. Только в один «День помощи
детям фронтовиков», проведённый в крае по призыву комсо-
мольцев, молодёжи, всех рабочих и служащих Барнаульского
меланжевого комбината, колхозников сельхозартели имени Вуй-
бышева; Павловекого района, собрано 10.000 предметов одежды
и обуви. 15.489 пентнеров продуктов, вручено детях фронто-
pikos 125.484 индивидуальных. подарка. По инициативе ком-
сомольцев в крае открыто 15 новых летских домов для 1.318.
детей-сирот. ‘ : $

Заверяем Вас, дорогой Иосиф Виссарионович, что комсомоль-
цы и мололёжь нашего края под руководством партийной орга-
низации будут и внредь окружать детей фронтовиков постоянным
вниманием и заботой, будут работать, не поклалая рук, чтобы
помочь нашей героической Красной Армии быстрее разгромить
ненавистного врага.

Искренне желаем Вам хорошего здоровья и лолгих, долгих лет
жизни на благо великого советекого народа, для дальнейшего ук-
репления советского государства.

Секретарь Алтайского крайкома ВЛЕСМ ЮХНОВЕЦ.

‚- БАРНАУЛ
‚СЕКРЕТАРЮ АЛТАЙСКОГО КРАЙКОМА ВЛКСМ
ea Gea тов. ЮХНОВЕЦ,

‘Прошу передать комсомольцам и молодежи Алтай-
ского края, собравшим 1.789.304 рубля в фонд помощи
‚детям фронтовиков, — мой горячий привет и благо-
дарность Красной Армии.

И. СТАЛИН.

———

МОСКВА; КРЕМЛЬ ВЕРХОВНОМУ ГЛАВНОКОМАНДУЮЩЕМУ

Дорогой Иосиф Виссарионович! .

Комеомольцы и мололёжь Курганской области, выполняя клят-
BY, данную Вам в канун 25-летия ВЛВСМ, воодушевлённые му-
жеством и доблестью. советских воинов, собрали в фонд помощи
детям фронтовиков 450.000 рублей. т

Комсомольцы и молодёжь вместе с трудящимися области, пом-
ня Ваши слова о том. что забета о семьях фронтовиков есть по-
ловина заботы о Красной Армии, постоянно оказывают помощь
детям защитников Родины. В лни, предшествовавшие 25-летию
ВЛЕСМ, было собрано и передано семьям военнослужащих, дет-
еким домам и интернатам 60.000 пудов картофеля, 45.000 пудов
‘овощей, 75.000 литров молока, 35.000 штук яиц. За послед-
нее время комсомольцы и молодёжь области вновь собрали 5.300
пудов картофеля и овощей, 16.000 литров молока, более 200 пу-
дов масла и мяса, 50.000 детей фронтовиков получили индиви-
пуальные. подарки. Мололбжь местной промышленности изгото-
вила 6.500 пар обуви, 3.500 комплектов одежды. В облавти от-
крыты на средства комсомольского фонла детская столовая, дет-
ский дом, установлено 150 стипендий учащимся детям Фронто-
Рнков, в ближайшее время открывается областная детская здрав-
una.

(бор средбтв и продовольствия в фонд помощи детям Фронто-
виков прохолжается. .   о

Заверяем Вас, хорогой Иосиф Виссарионович, что молодёжь и
комсомольпы нашей области под руководством партийных орга-
визаций приложат все силы к тому, чтобы ускорить разгром не-
менких захватчиков, чтобы дети воинов Красной Армии постоян-
но чувствовали заботу 0 них. a

Примите, родной Иосиф Виссарионович, наш серлечный привет
и пожелание Вам доброго здоровья на благо нашей Родины:

Секретарь Курганского обкома ВЛЕСМ БАДЕНКОВ. .

КУРГАН
СЕКРЕТАРЮ КУРГАНСКОГО ОБКОМА ВЛКСМ
тов. БАДЕНКОВУ
Прошу передать комсомольцам и молодежи Курган-
ской области, собравшим 450.000 рублей деньгами и
продовольствие в фонд помощи детям фронтовиков, —
мой горячий привет и благодарность Красной Армии:

И. СТАЛИН.

Указ Президиума Верховного Совета СССР

0 награждении орденами и медалями Союза ССР офицерского
и вольнонаемного. состава Красной Армии

`За успешное выполнение заданий командо-
зания наградить:

ОРДЕНОМ КРАСНОЙ ЗВЕЗДЫ

1. Подполковника Бондарева Ивана
Ильича.

2. Полковника ‘административной служ.
бы Година Михаила Петровича.

3. Полковника Кондашова Василия  Ва-
сильевича. _

4. Полковника

4. Капитана

5. Майора Истомова
6. Капитана
Калантарову Александ

Ивана Савельевича.

интендантской службы

рионова Николая Ивановича.
а Давида ИЕ M 10. Майора юстиции
ь OJIKOBHHKa иханлова асилия ° и- Александровича.
хайловича:
ыы `Полковника Попова Виктора’ Павло- Образцову Веру Сергеевну.

7. Полковника административной службы
Цетвергова Владимира Николаевича.
_ 8. Подполковника административной слу-
жбы Фуфаева Николая Ивановича.

ОРДЕНОМ «ЗНАК ПОЧЕТА»
1. Капитана административной службы
Баскакова Петра Степановича.
``2. Майора административной службы Бу-
рикову Марию Никифоровну.
3. Старшего лейтенанта административной
службы Быкову Любовь Ивановну.

вича.

ловича.
14. Подполковника и
Ромодановского Павла
15. Подполковника
службы Рябова Петра

Пребывание

Ках известие, находящиеся в СССР упол-
номоченные Национального Совета Польши
(«Краевой Рады Народовой») во главе с
г. Моравским посетили части 1-й польской
‘армии, возглавляемой генерал-лейтенантом
Берлингом, действующей на еоветско-гер-
манском фронте.

Прябытие представителей  борющейся
Пельши в польские войсковые части, сра-
жающиеся бок о бок с героической Крас-
ной. Армией, явилось, по общему призна-
нию солдат и офицеров, одним. из крупчей-
ших событий с момента создания поль-
ских воинских формирований на террито-
рии Советского Союза. Весть’ о’ приезде
уполномоченных Национального’ Совета
молнией облетела: все подразделения: армии

разные землячества.

пу краковцев.

молоденький солдат.
Столица Польши
здесь. И уже через

административной
Головину Павлу Алексеевну.

административной
7. Майора административной службы Ко-
нунова Александра Сергеевича.
8. Подполковзика юстиции Ксенофонтова

9. Майора административной службы Ла-

11. Капитана административной службы
12. Майора Пашенцева Андрея Григорье-

13. Майора Пляшкевича Владимира Пав-

бождать Польшу -от- гитлеровской тирании.
Вокруг уполномоченных Национального
Совета Польши быстро создаются своеоб-

своего земляка из Лодзи, уроженцы Крако-
ва узнают, что срели госте
ляк, и он быстро попадает в плотную тол-

— А кто же: из Варшавы ?—спрашивает

прифронтовом лесу завязывается жаркая
непринужденная беседа,
фечь. 00е стороны задают друг другу xe-
сятки вопросов. Вопросы самые разнооб-
разные. Польские воины проявляют глубо-

службы 16. Подполковлика Яковлева Якова Яков-

левича.
МЕДАЛЬЮ «ЗА ТРУДОВУЮ
ДОБЛЕСТЬ»

`Т. Богданову Екатерину Алексеевну,

2. Гапеева Андрея Павловича.

3. Капитана административной  службы`
Зеленского Константина Михайловича.

4. Зотову Любовь Федоровну-

5. Кубееву Елену Андреевну.

6. Лейтенанта административной службы
Серкина Ивана Константиновича.

7. Гвардии старшину Фатхуллина Махму-
та Гумеровича.

МЕДАЛЬЮ «ЗА ТРУДОВОЕ ОТЛИЧИЕ»

1. Береговскую Веру Дмитриевну.

2. Дмитриеву Анастасию Александровну.
3. Илюшину Аграфену Алексалдровну.

4. Миляеву Капитолину ДЛмитриевну.

Бориса Ивановича.
службы
ру Андреевну.

Машукова Виктора

нтендантской службы

`Алексеевича. . tS 5. Морсову Ольгу Владимировну.
административной! 6. Парамонова Николая Матвеевича..
Георгиевича. 7. Трусову Марию Евдокимовну.

Председатель Президиума Верховного Совета СССР М. КАЛИНИН.

Секретарь Президиума Верховного Совета CCCP А, ГОРКИН.
Москва, Кремль. 4 июня 1944 г, -

уполномоченных Национального Совета   Научная конференция
_ Польши в частях 1-й польской армии

о роли русской науки

5 июня в Московском ордена Ленина
государственном университете им. М. В.
Томоносова началась научная конференция
о роли русской науки в развитии мировой
науки и культуры. После вступительного
слова ректора МГУ профессора И. С. Галкияа
собравшиеся научные работники Москвы за-
слушали доклад академика Н., Д. Зелинско-
го — «Великий русский ученый Д. И. Мен-
делеев» и члена-корреспондента Академии
наук СССР В. В. Голубева — «Роль рус-
ской механики в развитии мировой науки».

Вчера, 6 июня, были заслушаны три
доклада: проф. М. Т. Иовчук — «Основные
черты русской классической философии и её
всемирно-историческое значение»;  члена-
корреспондента Академии ‘наук СССР П. С.

ЛТолзинцы ‘окружают

есть и их зем-

®

тоже представлена
несколько минут B

звучит польская

‘орудий, заваленные камнями,

BAA

St Ee a a И 5

`Дорозами побед

(9593)

КЕ ЕЕ

7. ИЮНЯ 1944 `г., № 136

5 Савастополы

Нал всем огромным полукольцом фрон-
та. от Северной стороны до Балажлавы,
возтух гремит, раскалываетея, гудит, пере-
калывая грохот залпюв: идет афтиллерий-
екая подготовка штурма Севастополя. Снз-
ряды тяжко шелестят нал головой, беспре-
рывно и нескончаемо,— и временами Ба-
жетея, что мы находимся под сплошным
металлическим сводом, перекинутым of Ha-
ших опневых позиций в переднему краю
немцев.

На гребне знакомой высоты, длинным
горбом выгнувшейся перед нзбаюдатель-
ным пунктом, втруг прорастает высокин п
частый ле: у правого края гребня одно
за другим быстро встают в ряд Фантасти-
ческие леревья из земли и дыма. Стена ги-
бели еще стоит над немецкями дотами и
траншеями,. покачивая: свою пышную Чер-
ную листву, & рядом с ней, продолжая ее,
уже прорастает на гребие новый ле, — и
He успевает он слиться в сплошную пе-
лену, когда еще левей вновь взвиваются к
небу тесным и точным рядом черные ды-
мы. 5

Это гварфлейцы дали по высоте 282.6
три последовательных залпа. На минуту —
полторы общий гул стрельбы заглутаетел
их плотным рокотом, как будто длинная
очередь пулемета, тысячекратно усяленно-
го в звуке и в разрушительной силе, про-
стучала рядом.

К исходу первого часа весь горизонт пе-
ред нами уже неразлачамо затянут дымом
и пылью разрывов. Темные облака веб
выше встают Hal горами, отделяющими’
нас от Севастополя. Гроза разразилась нах
немцами — гроза гнева, расплаты, возмез-
Дия.

В начале войны Севастополь дал. Родин®
драгоценные восемь месяцев задержки не-
мецкого наступления. Оттягивая на себя
войска, предназначенные немцами для ула-
ра через Керченский пролив на Кавказ,
продолжая оставаться в их тылу опаеней-
шим плацдармом и ‘угрозой, Севастополь
выигрывал в войне время, так нужное
Родине для подготовки встречного ударз.
Моряки и красноармейцы держали Сева-
стополь, & далеко от них, в глубине
огромной нашей страны, на Урале, в Си-
бири, в Средней Азии, разворачивалась
военная промышленность, ковалось оружие
победы.   .

Й вот в0 всей великолепной мощи оно
пришло сюда — оружие, созданное Роди-
ной за два года разлуки с Севастополем.
Оно пришло’ освободить героический горох,
чья самозабвенная борьба помогла рожле-
нию этого оружия. Густой бас тяжелых
орудий и оглушающие хлопки штурмовой
артиллерии, яростная  скороговорка гвар-
дейских минометов, уратанный вой стреми-
тельных «ИЛТов» и высокое гуденье бом-
барлифовщиков, = прерываемое  ТЯЖЕИМи
плотными ударами Gow... ели 6 люли,
которые великим своим трудом бойцов глу-
бокого тыла создали это офужие, могли бы
увидеть его ‘вот так — всё разом, В общем
согласном действии, в могучей силе одно-
временнюго удара!.. С какой гордостью 4)
удовлетворением стушалитбы они этот голос
побелы. подготовленной их собственными
руками! bie et

Позже, на скатах Салун-Горы, мы уви-
дели слехы этой прошумевшей грозы. Bee
тря километра склона были изрыты, Bee
было в свежих огромных ямах. земля здесь
вся перевернута травою вниз. Сперва Нас
поразило малое количество трупов, — мы
знали, что вся гора’ была занята немпами.
Ко, бродя по склону и патыкаясь на тор-
чащие из земли руки и ноги, на стволы
на прутья
арматуры дотов, которые выгляхывали из
желтой ямы причудливыми букетами 3за-
сохших, перепутавшихея ветвей — мы по-
няли, что здесь видимых следов ожидать
не следует: между двумя соседними вофон-
ками было едва три — четыре шага ветро-
нутой металлом земли...

Только так и можно было прорвать силь-

ze o o-o
ЛЕОНИД СОБОЛЕВ
o¢°

лой гладью, Справа на скалах лепились вро-
хотные домики Корабельной. стороны, зияю-
щей темными пятнами сгоревитих кварталов;
линть изредка радовали глаз целые крыши и
садики. Слева, на зеленой высоте Историче-
ского бульвара, виднелось здание. «Севасто-
польской обороны». Издали оно казалоеь це-
лым. но. обугленный каркасе купола чернел
на небе острыми прутьями, торчащими, как
иглы тернового венца — знака страдания и
мук. У выхода в море бессмертным виле-
нием флотской славы вставал из волы ста-
рый Константиновский  равелин.
дым покачивалея над центром города высо-
ким столбом.
идущие на. Херсонес, грохотала за Рудоль-
фовой горой артиллерия, добивая там › нем-
res. На высоких развалинах алели флаги,
поставленные ворвавшимися ночью в город
первыми нашими бойцами,

Черный

Гудели в небе штурмовики,

Всё это навсегла запоминалось на медлен-

ном шаге. Торжественное раздумье волнова-
ло сердце. Каждый камень передо мной был
лважды полит русской кровью его защятни-
ков.

Если бы я полдлался чувству, я.стал бы на

волени и земным русским поклоном покло-
нилея бы великому. городу двух оборон, му-
ченику лвух осал, огромной‘ могиле тысяч
героев, братьев моих по морю, по чести, по
оружию.

Шоссе спустилось в Лабораторную балку,

и первые севастопольские дома, лепяеь ‘по
горе, встретили нае. Тут. неподалеку
вокзала. в кювете шоссе, мы увидели пер-
вого немца, убитого в уличном бою.

nor.

Он лежал в пыли и ничтожестве, навз-

ничь в зеленом своем лягушачьем одеянии,
В левой его руке был’ зажат. автомат, в
правой—курица, Хозяйка доника, увидев,
что мы с удивлением рассматриваем эту
карикатуру, неожиданно воплотявшуюся В
действительность, пояснила: `

— 910, как в вечеру стрельба пошла,

он заметался, схватился бежать, — заско-
чил к соседке на двор. ухватил курицу —
и вниз... Тут его наши и подстрелили...

Мы пошли дальше, дивясь на это сви-

детельство неистребимой тяги к грабежу,
пересидивающей в немцах страх.

Вокзал открылся перед нами грудой кам-

ней, лыбом вставших рельс; длинными‘ ря-
дами вагонов с фашистским гербом —= хо-
лодильники, пассажирские, товарные, плат=
формы... Десятки ux ‘были. сброшены нем-
цами`в море, но эти остались,

В бухте за вокзалом `накренивитись

стоял пловучий кран, взорванный немцами,
а за ним —~ по всему берегу бухты—
торчали из воды мачты и трубы, мостики
и надстройки немецких кораблей, потоплен-
ных бомбами наших ‘летчиков.
обломками стен виднелея по берегу. разру=
шенный порт, и группы наших бойцов уже
тушили пожар больщого. склада. ..

Черными

Знакомой дорогой. над. бухтой мы. похия-

лись от вокзала к улице Ленина. Совин-
формбюро два года назад сообщало: «За
все 8 месяцев. обороны Севастополя враг-
потерял до 300000 свонх соллхат убитыми.
и ранеными, В боях за Севастополь ,не-
мепкие войска понесли. огромные потеря,
приобрели же — руины»,

Да, это так. Олни руины. Мы прошли

все главные улицы гороха — и не видели
ни одного целого дома. Только два — вод-
ная станция «Динамо» и санаторий имени
Сталина возле нее — похожи на дома. Но
ий под ними были найдены мины замеллен-
ного действия. Все остальные. дома разру-
шены. Дом Красного Флота,‘ библиотека,
театр, исторический музей, новое кино. го-
стиницы «Интурист»,
-морская», штаб флота, чудесный дворец
на горе — филиал ДАФ, огромный Дом
похводников; Сеченовский институт, Дом

«Франция», «При-

Здесь начиналась запретная зона — Варан-
тинная бухта, Рудольфова гора: там было
несколько уцелевших зданий, в которых
жили’. немды. ot Phe

Возле этого плаката мы встретили двух
седых женщин, и от них мы впервые уелы-
шали то, что) после подтверждали все
встреченные нами редкие жители Севз-
стополя. }

Начиная с 25 апреля по кварталам зеле-
ной горки, Воронцовой горы. Корабельной
слободки, где в уцелевших маленьких хат-
ках только и жили севастопольские семьи,
начали ходить с облавой немцы. Заходили
в дома с короткой командой: «Вег! Вег!»...
Забирали всех подряд: стариков, женщин,
детей, sas vote

Их отвели в Стрелецвую бухту и начали
грузить на баржи и транспорты.— на па-
лубы. В трюмы же пошли немпы. Русски
об’яспяли: «Когда летчик булет бомбить —
машите платками, показывайте детей,
плачьте, кричите!»... ]

Так немцы, терпя от нашей авиация п
торпедных катеров большие потери в кара-
ванах, прибегали к Чудовищному с10собу
маскировки. Мы знаем случаи, когда немцы

тнали перед собой в атаку русских женщин

и детей, прикрываясь ими’ от нашего ora,
Но’эта «маскировка» не имеет себе равной
по подлости: ‘(. 3

И это преступление немцев’ надо 3а-
писать на их кровавый ечет.

Из разговоров ‘в севастопольнами un
узнали, что в городе всё время выходила
подпольная газета «За Родину». Её изла-
вали неведомые нашим собеседникам тюди,
Но о газете слышали все, и те, вто. сах
не читал её, получали новости из уст‘ дру-
тих. Все события войны — п0бела под
Сталинградом, наше зимнее наступление,
прорыв в ЁВрым, — Beé было _ известно
севастопольцам, Мы встретили женщину,
которая через машинистку управления
водоканалом доставала бумагу и передавала
её для газеты знакомому, а тот уже отдавал
«неизвестно кому». В строгой тайне выхо-

‘дило несколько экземпляров газеты, В той

массе клеветы и лжи, которой немцы пы-
тались отравить сознание советских людей,
правдивое слово о войне, самое напомина-
ние о Родине было делом огромной зн-
чимости. Оно стбит подвига на фронте, П
делу этому луашие люди Севастополя от-
дали свои жизни: 10 апреля немцы рас-
стреляли восемь подпольщиков-коммуни-
стов...

Вечером. 10. мая в Севастополе был сл-
aT. Это был изумительный сзлют Tobe
хитедей-—горох и’ армия ликовали. В ней
взвивались ракеты олна 38 другой целый
час подряд. Шо вебу чертили  огивнные
трассы. Где-то, бухали орудия, На гребз
холма, против домика, где мы расположи-
лись ночевать, мы увидели даже черные
разрывы, вздымавшиеся на бело-красно-
зеленом фоне ракет: кто-то за неименаех
ракет рванул на радостях парочку др}.
гую трофезных гранат... я

В ту ночь немны еще держались 13

`Херсонесском мысу, пытаясь грузиться. ка

последние транспорты и баржи. 0ттуд8 19-

‘носился другой салют: ux бомбила пали

авиация, обстреливала ‘артиллерия, И я п-
думал: с каким чувством отчаяния и безна-
дежности смотрят немцы йз своих лотов, из
траншей, с прибтаней Ha сияющий огняма
тород победы. 13

Мы выгнали их из Севастополя, мы и
бивали их остатки на мысу. Черное 6yzy-
Mee присткрыло перед ними завесу. Наста-
нет день, и они так. же будут цепляться
за тот последний клочок земли, который 0у-
дет еще в их руках, а мрачная бездна ги
бели будет ожидать их так же неотвоатихи,
как ждало их в тот вечер глубокое Черное
море за последней линией траншей,

Свидание мое. с Севастополем было крат
ко. Мы должны были покинуть ето. утих
перед от’ездом я поднялся на гору в цент»
города — к собору, на разрушенных отеах
которого уцелели мраморные доски © имейа-

п повсеместно вызвала ралостные чувства.
Кажлая часть с нетерпением ожидала но-
сещения посланцев народа Польши, чьей
воли не сломило пятилетнее владычество
немецких оккупантов.

Уже с первых минут пребывания унол-
номоченных «Краевой Рады Народовой» в
действующих частях 1-й польской армии
между ними и солдатами и офицерами уста-
`новился дружеский контакт, который креп-
нул и углублялся с каждым днем, Почти во
всех частях и подразделениях находилось
немало солдат и особенно офицеров, для
которых эта встреча носила характер ра-
лостного свилания старых знакомых, дру-
-зей по общей борьбе за свободную, нёза-
висимую. демократическую Польшу.

Уполномоченные Национального Совета
посетили все дивизии польской армии, по-
бывали в танковой бригале имени Вестер-
плятте, были в разведывательном батальо-
не у самоходчиков, в подразделении герон-
ческих польских патриоток, и всюду, где
бы они ни появлялись, их неизменно ветре-
чала атмосфера радушия и энтузиаз-
ма. — Прехставители  борющейся  Поль-
ши нашли время беседовать со всеми
кругами польской армии в СССР, начиная
_от генерала и кончая солдатом. 3

..Теплое июньское утро в лесном лаге-
ре одного из полков. На легковых машинах
под’езжают г. Моравский и другие упол-
немоченные «Краевой Рады Народовой».
Польские воины встречают их в безукориз-
`ненно строгом строю. Солнечные лучи, про-
никающие сквозь лесную чащу, играют на
стати новеньких автоматов. Между деревь-
ями протянуто полотнище, на котором пла-
менеют слова горячего привета дорогим го-
сетям.

__ Г-н Моравский и сопровождающие его ли-
па злороваютея с войсками, гремит друк-
ный ответ. Через минуту раздается коман-
да: «Вольно!». и сотни польских воинов
окружают гостей. Происходят волнующие
встречи.

Вот олин офицер узнает в немололом уже
з человеке-в штатском своего земляка, 10б-
“роге старого знакомого, с которым он не
<вилелся” много лет. Друзья бросаются друг
“BR руту в 0б`атия и крепко целуются. Этот
- момент глубоко символичен. Здесь не про-
сто ‘встреча, это единение тех; кто там, в
`истерзанной немцами Польше, не сложил
‘оружия, а, несмотря на террор, сражается

с немецкими захватчиками, и тех, кто
на территорий дружественного  совет-
ского народа также взял оружие в свои
руки и вместе с Красной Армией идёт осво-

чайтий интерес к тому, что делается на
их истерзанной и поруганной гитлеровца-
ми родине, спрашивают о борьбе польских
патриотов, о том, как выглядят города И
села, о жизни польского народа, Гневом и
ненавистью наполняются их серлца, когда
они узнают от живых свидетелей, от бра-
тьев по оружию и духу, каж терзают поль-
скую землю гитлеровские захватчики, как
уничтожают они польский народ, разру-
шают культурные ценности и жилища. В
свою очередь уполномоченные интересутют-
ся всем, что касается жизни. быта и 60е-
вых действий польских воинов в СССР.
Личный контакт с уполномоченными На-
цнональнюго Совета, дал им Возможность
обстоятельно узнать о героической борьбе
народной армии и польских партизан ha
родной земле. Польские воины в CCCP
тлубоко убеждены, что время, когда они
придут в свою страну освободителями, не за
горами.

Посетив танковую часть имени Вестер-
плятте и часть самоходных орудий, a Tak-
же другие специальные подразделения, гос-
ти выразили восхищение боевой техникой,
которой вобружена польская армия. Поль-
ские танкисты продемонотрировали гостям

Пребывание посланцев борющейся Поль-
ши в частях польской армии в СССР сов-
пало с торжеством вручения 3-й Польской
пехотной дивизии имени Траугута боевого
знамени. Для гостей это была незабывае-
мая минута. Они воочию убедились, что
польская армия в ССОР свято чтит тра-
линии, дух польских вооруженных сил.

Напиональный Совет Польши учредил
пля отличия героев освободительной борьбы
с немецкими захватчиками орлен «Крест
Трюнвальда» в честь великой грюнвальт-
ской битвы, во время которой были pa3-
громлены тевтонекие орды. По уполномо-
чию Национального Совета («Краевой Рады
Народовой») г. Моравский вручил орден
«Крест - Грюнвальла»  генерал-лейтенанту
БВерлингу в ознаменование его боевых заслуг,
Вручение орлена состоялось в торжест-
венной обстановке в присутствии генера-
лов и высшего офицерского состава поль-
ской армии. После вручения генерал Бер-
линг и г. Моравский обменялись теплыми,
дружественными речами.

Делегация находилась в частях поль-
ской армии в течение недели.

И. ДЕНИСОВ.

Действующая армия, 6 июня. (Спец.

корр. ТАСС).

свое боевое умение.

Александрова — «Русская и советекая ма-
тематика и ее влияние на мировую науку»
и члена-корреспондента  Акалемии наук
CCCP X. С. Коштоянц -—— «Школа рус-
ских физиологов и ее значение в развитии
мировой физиологии».

Участники конференции с большим пол”>
ёмом приняли обращения к товарищу
Сталину и к товарищу Молотову.

Сегодня продолжение конференции.

Всесоюзное waxmanistoe

первенсив0

Одиннадцатый тур

Вчера состоялся одиннадцатый тур Всесо-
юззого шахматного первенства. Почти на
всех досках разгорелась упорная борьба.
Болеславский встретился с Лилиенталем,
Болеславский сначала выиграл пешку, а
вскоре —и партию. Бронштейн просрочил
время в партии с Флором. Ему засчитано по-
ражение, Остальные партии остались неза-
конченными, Смыслов отложил свою пар-
тню с шансами на победу над Равинским.
Очень незначительное преимущество имеет
Ботвинник в партии с Макогоновым. Хавин
выигрывает у Вересова. У Котова лишняя
пешка против Лисицына. В лучшем для себя
положении Рагозин отложил партию с Ала-
терцевым, а Микенас — с Сокольским.

Накануне, 5 ‘июня, состоялось доигры-
вание отложенных ‘партий. Бронштейн вы-
играл на 62-м ходу партию у Ботвинника.
В свою очередь Ботвинник добился победы
над Болеславским и Флором, Толуш выну-
дил к сдаче Макогонова, Котов—Рагозина,
Равинский—Сокольского, Сокольский—Бо-
леславского. He возобчовляя игры, сдали
свои. партии Лисицын—Макогонову, Раго-
  зин—Толушу, Микенас-—Лисицыну и Брон-
штейн—Хавину. Сокольский со Смысловым
согласились на ничью. .

Сегодня состоится двенадцатый

—o—
100 тысяч посетителей выставки
«Героическая оборона Ленинграда»

ЛЕНИНГРАД, 6 июня (ТАСС). Месяц
назад открылась выставка «Героическая
оборона Ленинграда». За это время ее  по-
сетили 100 тысяч человек. Трудящиеся
города, фронтовики, гости ‘из’ области и
других районов страны © исключительным
интересом осматривают экспонаты, расска-
зывающие о славной эпопее.

Подготавливается к открытию новый от-
дел, посвящённый участию инженерных
войск Ленинградского фронта в разгроме
немецких полчищ под Ленинградом.

тур.

солиднейшее убежище в нижнем

специалистов на улице Карла Маркса —
BCé это’ или торчащие стены, или просто
зысовие груды камней.

С. волнением подходили мы к Примор-
скому бульвару. Я искал глазами взлы-
мающуюся из воды белую колонну, в кото-
рой орел осеняет широкими крылами бух-
TY —- памятник погибщтим кораблям. зато-
пленным. черномордами в первой. осзле. За
деревьями бульвара вздымалсея тот огром-
ный столб лыма; который был виден еше
издали, — у берега горел танкер, пло
рванный нашей авиацией и прибившийся
к бульвару. Памятника не было видно, и
горькое чувство кольнуло меня.

Но внезапный порыв ветра сильно кач-
нул облако лыма — и на мрачном его фо-
не великолепно и празднично просияла
стройная белая колонна. Она прорезала чер-
ный немецкий дым светлым видением нв-
сокрушимой, неуничтожаемой силы. И на
миг мне показалось, будто я вижу, как из
руин и дымов, из развалин и пожариш
вновь встал нал бухтой прекрасный го-
pol — целый, великоленный, в зеленй и
в цветах, живой и счастливый город-герой.
воспитавитий два поколения верных сынов
отчизны —— севастопольцав. :

ми черноморских ° адмиралов, защитние?»
Севастополя в первой осаде: Нахимов, Hez0-
мин, Лазарев, Корнилов.

Я был здесь один на один с великим 1№-
родом. Бухта синела внизу. Море уходило в
бесконечную даль. Севастополь сбегал к #2
му ступенями лестниц, развалинами ‚Дом,
садами, бульварами. Всюду, куда хватал
глаз, виднелись одни руины — рассыпав-
цгиеся дома, нелвижные трупы квартазое.
Зелень листвы пробивалась в мостовых, 03:
чавшая сирень лиловела в камнях.

В благородном. молчании хобаестной в
инской смерти лежал передо мной великий
город Черноморского флота, ‘уничтоженный
немцами, но не сдавшийся. Я смотрёл на 210
руины и думал о том. что дивная ‘слава Се
вастополя будет вечно жить в сердцах 10-
дей. `

Город на скалах —= он-сам стоял в вт
оборонах, как скала. Город у моря — 0H Ca¥
несет в себе душу моря, бессмертную, гор
1 хую н отважную. Город. южного. солнца ——
он сам сияет в веках слепительным бдескох
военной доблести.

И вот что осталось нынче от него: скалы,

лейшую оборону немцев на Сапун-Горе, как,
впрочем, и в других узлах сопротивления.
Если бы не удалось добиться тэкой плотно-
сти, силы и меткости огня, то при первой
же нашей атаке исправно отработали бы
все минные поля, и все. немецкие OTH,
дзоты, щели, огневые точки встретили бы
зтакующих ливнем. свница. 33 Сатун-Горой
мы зашли в оставленный бежавиими нем-
цами бетонный дот. Оз живо напомнил мне
хоты линии Маннергейма: такте же толстые
‘стены, броневые укрытия, узкие амбразуры,
таблицы пристреленных до метра рубежей,
этаже, .,
Сила такой крепости, на которую немцы по-
тратили два года труда, могла быть раздав-
лена только прямым попаданием. \_
Олнахо это не значит, что после тако

блестящей артиллерийской подготовки на-
шей пехоте оставалось лишь пройти триум-
фальным маршем: высота Безымянная, рас-
положенаная возле Сапун-Горы, встретила
батальон Дебальцевского полка жестоких
огнем, и там, спасая от него товарищей, ри-
нулся на амбразуру лота красноармеец

Н. Афанасьев, Он был убит, но тело героя
запрыло амбразуру — и рота прорвалась..,

Словно какал-то сила восторга, торже-
ства и жажды окончательной победы несла
людей на траншен, доты, на орудия и пуле-
метный огонь отчаянно сопротивлявшегося
врага, несла вперед — к Севастополю. ПШо-
слелние километры хо него налет передовые
части пропили одним рывком, за несколько
часов. on штабы He поспевали отмечать про-
движение частей. К серелике лня 9 мая
войска ворвались в город. Начались улич-
ные бон. Е

Они закончились в ночи, а рано утром мы
пробирались к Севастополю, лавируя на ма-
шине по шоссе между войсками, орудиями,
танками, Всё это стремилось к Xepconecy
для последнего расчета с немцами—там,
на мысу, вдающемеся в маре, у немцев был
подготовлен поеледний рубеж для прикрытия
посадкя на пловучие средства. богнать эту
лавину было невозможно. Мы оставили ма-
птину и пошли пешком.

С жадностью я всматривался г медленно
раскрывающуюся передо мной картину ве-
ликого города, Раннее солнце смяло на небе,
по-утреннему бесцветном, и вода бухты, не
отражая еще яркой: синевы, блестела свет-

восстановит Севастополь, колыбель’ муже-
ства, верности и славы, во всей его вели-
чазвой красе, и памятники героям второй
обороны встанут на высоких скалах над
Черным. морем, и ззание пансрамы второй
Севастопольской
высокую гору, перекликаясь с первой, и
венец двойной славы осенит Севастополь.

море да солнце. Да бессмертная слава, 50т0-
рая возродит эти груды камней.

Торжественная могучая тишина история
плывет над развалинами: — истории, C03
данной моими прадедами и творимой мои
современниками, (Дыхание веков. прокосит-
ся над городом, унося в будущее двойную
славу Севастополя, славу двух оборон,

И в отблеске этой славы я: вдруг ощутит
собственное бессмертие, Ояо лежало на м0ей
груди круглой пластинкой броязы н3 го
бой ленте, Я был один здесь на горе: я с14
с груди свое бессмертие и поцеловал его—
севастопольскую медаль, которой Родияз
пряобщила меня к бессмертной слале Sec
смертного города.

Никогда ‘с. такой силой не ощущал я 6ча-
стья и гордости принадлежать 5 великому
народу, жить в великой эпохе и быть сви
летелем великих дел. На высоком хблие раз*
рушенного Севастополя’ в час его освобол
дения, в день возрождения его к жизлЕ
я с необычайной ясностью понял это.

Из-за одного ° такого мгновения
ЖИТЬ.

Сладостен миг победы. К ней, в побехе,
друзья! Все силы для нее, все мысли, все

Так будет. Кончится война — и Родина’

обороны займет ` другую

Но сегохня...

Сердце сжимзется при взгляде на город.
Отвратительные следы немецкого сапога
оскорбляют великие могилы. Против Сече-
новского института физических метолов
лечения -—— изуродованного, разрушенного,
взывающего & мести страшным видением
обезглавленных снарядами статуй — стоят
аппарат дымовой завесы, баллон, манометр.
Рядом немецкая надпись: «Не приближать-
ся, ядовито!» Это же предупреждение по-
вторено на румынском языке; Русского. пе-
ревода нет; не беда, если русский человек
и отравится просачивающимея из баллона
тазом,

Для русских — другие надписи. У Вла-
димирского собора, стена которого развале-
на снарядом, стоит Ha углу разрушенной   чувства.
улицы плакат-окрик: «Кто пойдет дальше, В победе, друзья е великим Сталиным,
будет застрелен. Портовый комендант». 1 е великим. народом!

стоят

sae Ss >

>

a
oY