far

Pua
ap.

RE~

Le
‘ull
Bd

of!
№:
Rt

We

a

M
j
}
;

$ ИЮНЯ 1944 г., № 137 а,

ИЯ наука
и мировая культура

Научная конференция в Московском университете

(бенью 1941 года снаряд немецкого воз-
душно пирата угодил в центральный
зупус Московского университета. Постра-
даа самая большая аудитория. С гневом,
цию я жтучей потребностью мести
сютрели москвичи на выбитые стекла в
нах, на оборанные стены одного из кра-
canelimmax зданий Москвы, памятника рус-
ий культуры.

[итлеювцы хотели не только разрушить
зание Московского университета. Они всю
уумвую науку и вультуру хотели унич-
вить. У немецкого мракобесия с русской
злукой давние счеты. Московский универ-
ситет создан Ломоносовым. Он и называет-
 теефь университетом имени  Ломоноео-

ps. A Томюносов вел упорную и неприми-
и борьбу с немцами за признание
фимальности и самостоятельности рус-
с научной мысли.

фрасная Армия отшвырнула немцев от
Цожвы и вернула безопабность русской
звуко. От разбойничьего налета на универ-
ап не осталось и следов. Фасад здания
мы краше, чем был. А самая большая,
фиунунистическая аудитория сверкает бе-
зной своих стен. Нельзя было лучше от-
рыть занятия в этой аудитории; каж со-
баз в ней научную конференцию: «Роль
меской науки в развитии мировой Hayne
у культуры».

(зыв эй конференции знаменателен.
в: рождена победами Красной Армии.
(левая врага, изпнав его из наших горо-
ув и сел, русский народ ощутил ©вою си-
1, 6806 единетво, свою глубочайшую связь
и воем славным своим прошлым, свою ве-
ую роль в советоком государственном
стоительстве. Советекий народ нанес фа-
пистекому зверю смертельные фаны и по-
из перед народами задачу — общими
ами добить эверя в его берлоге.

Русскому народу принадлежит видней-
nee, руководящее место в борьбе челювече-

деятелей науки-—Ленина и Сталина вошли
В современную мировую культуру и науку
великим научным вкладом русского Ha-
рода.

Русская наука нашего времени завоевала
для себя виднейшее и почетное место в мя-
ровой науке и культуре. В некоторых 0б-
ластях знания ей принадлежит и nepeer
место. Менделеев, Сеченов, Павлов, Жуков-
ский, Столетов, Лебедев, Лобачевский ated
Надлежат человечеству. 06 этом очень x0-
рошо и обстоятельно было сказано в докла-
дах. Они так же вошли в мировую науку,
как вошли B Hee, став учителями челове-
чества, Толстой, Достоевский, Горький,
Великих русских ученых и великих рус-
ских писателей роднит их глубокая связь
со своим народом. В своих ипроизведе-
ниях они выразили национальные черты
своего народа широту и смелость
его мысли, глубину теоретического замысла,
стремление связать отвлеченную научную
истину с практической жизнью. Таков. Ло-
MOHOCOB, таков Менделеев, таков` Павлов,
таковы  Ленин и Сталин.

Русская наука вошла в мировую науку
не робкой поступью ученика, не co cMH-
рением подражателя, & достойным шагом
оригинального исследователя. Руеские уче-
ные скромны. Им чужда надменность. Они
далеки от чванства. Напротив, русская нау-
ка всегда с большим уважением относилась
к передовой науке Запада. Но она прокла-
дывала и прокладывает свои пути. 06 ори-
гинальности и смелости руеской науки го-
ворит то, что ее выдающиеся представители
брались за самые трудные проблемы, стре-
мились проникнуть в самые темные углы
знания. 06 этом свидетельствует русская
школа механики с Ляпуновым и Жуковским
во главе. 06 этом говорит гигантская лич-
ность Лобачевского. 0б этом говорят труды
Менделеева.

Русскую науку в мировой культуре от-
личает широкое, передовое философское ми-
08 советского оружия. А сила совет-   ровоззрение. Это тоже замечательная чер-
вау аотжля в силе советекой культуры,   Та, об’единяющая выдающихся русских фи-
нветкой науки. Великое чувство гордости   зиков, химиков, физиологов с великими пи-
а в0ю родину руководило учеными Мос-   Сателями; с Герценом, Белинеким, Черны-
иво упивероитета, когда они темой   шевским. И в тесной связи с этим — гу-
ей научной конферолиии избрали тему   манизи русской науки, светлая, оптимя-

оли русской науки в развитии мировой   СТическая вера в силы народа и силы че-
раки и культуры. ловечества, преданность демократии и про-

ль русской науки в развитии мировой грессу. Это общее для всех русских уче-

т : : ных, и от этого Takoe POACTBO Y русской
Hiykt HR льтуры была всегда прогрессив- = Bo es
gi pO a науки с русской литературой. Общий ко-

рень у них — в на . От привяза
(0 эюм шла речь на пленарных заседа- 7 роде риа

к своему народу, от служения своему на-
них конференции. Были прослущаны д0-  роду эти замечательны у
халы академика Н. Д, Зелинского о Д. я Lathe. oe ee

нделееве; члена-корреспондента Академии Он fi $ различных тембров, сходных со звучанием
ук (СР В. В; Голубева о великих рус- течественная война, вызвав всенарол.   скрипки, виолончели, гобоя, фагота, зурны,
ащ ученых и мыслителях в области ме-   вый под’ем и потребовавшая сосредоточе-   тромбона. Диапазон «эмиритона» свыше
пники-о П. 1. Чебышеве, А. М. Лапуно- a всех сил народных на святом деле, на! 6 октав. Диапазон силы звука в «эмиритоне»
» НЕ Жуковском, СА. Чаплыгине;   Чите страны, обнаружила все эти чер-
у у -   ты с особенной силой. Этим богатством на-
чена-корреспондента Академии наук CCCP родного ума и таланта и могуча Rpacwaa
1.С. Алекеанхрова о Лобачевском и других. Армия. Этими своими качествами и завое-
WOCRHX ученых в области математики:   зад русский народ доверие и признание

Кавалер двух

Действующая армия.
‚орденов Славы, снайпер гвардии стар-
шина И. Л. Григорьев.

Пензенская общественность
чтит память Белинского

ПЕНЗА, 7 июня. (По телеграфу). 9
исполняется 96-я годовщина со дня смерти
великого русского критика, революционно-
го демократа Белинского. Партийные, со-
ветские и общественные организации Пен-
зенской области готовятся отметить эту
дату. Во всех районах области будут про-
ведены лекции, доклады на тему «Белин-
ский — великий русский патриот». В биб-
лиотеках организуются выставки.

В городе Чембар, где жил Белинский,
состоится собрание партийных и обществен-
ных организаций, посвященное памяти ве-
ликого земляка. Решено реставрировать
здание Чембарской школы, ‹где учился
Белинский.

Е ИН рН Ь Г elope
&

ma TpOTUB Gammema. ITO MecTo saBoeBano О

Концерт-показ новых
электроинструментов

В Московской консерватории состоялся
концерт-показ новых  электромузыкаль-
: ных инструментов—«эмиритона» и «элек-
; тары».

«Эмиритон» (конструкции изобретателей
А. А. Иванова и А. В. Римского-Корсако-
ва) — инструмент, в котором звук возникает
не от механических возбудителей, как, =
пример, в струнных и духовых mc
тах, а от электрических колебаний.

«Эмиритон» позволяет получить массу!

больше, чем в других музыкальных инстру-
MeHTAaX,— OT нежнейшего ‘пианиссимо до
мощного форте. Исполнитель играет на этом
инструменте восемью пальцами на горизон-
тальном грифе. i

будут избраны

7 ноября 1944 года является в США
«днем выборов». В этот день во всех 48
штатах будут избраны выборщихи, кото-
рые должны подать свои голоса за прези-
дента и вице-президента. Олновремелино
33% сенатора (одна треть

общего состава сената) и 435 представи-

м (полный состав палаты предетавите-
лей

Выборщики будут подавать евои голоса
за президента и вице-президента «в пер-
вый понедельник после второй соеды в де-
 кабре», га. FS декабря. Нодечет голосов
  выборщиков должен быть’произвелен 6 ян-
варя 1945 гола. Однако совершенно по-
Нятню, что уже результаты избрания вы-
борщиков определяют исход президентоких
выборов. °

Кандидаты в президенты “и вице-прези-
денты будут. выдвинуты на С’ездах обеих
‚ борющихся за власть партий- — феепуб-
ликанской и демократической — 26 июня
[и 19 июля.

Фактически избирательная борьба
США ведется уже длительное время.

Оптюзиционная партия республиканцев
развернула энергичную кампанию, стре-
мясь во что бы то ни стало взять. реванш
и добиться победы на выборах. Известно,
что демократы во. главе. ©. президентом
Рузвельтом управляют страной с 1933 ro-
да. На протяжении всего этого периода
республиканская партия вела иоключи-
тельно упорную борьбу за возвращение к
власти и лобилаеь в ходе этой борьбы `ря-
да серьезных успехов. Так, если реенубли-
канекий канлилат в тпрезияенты на выбо-
pax 1932 r. Гувер получил около 16 мил-
лионов голосов против 21 ¢ лишним мил-
лиона голосов, поданных за него же на
выборах. 1928 г., то на выборах в 1940 г.
республиканский кандидат Уилка получил
уже 221% миллиона голосов.

Весьма показательны также данные 0
динамике состава палаты представителей.
В 1936 poly палата представителей на-
‘считывала 89 республиканцев ‘из общего
количества 435 членов палаты. В ре-
зультате выборов, состоявшихся в конце
1942 года, республиканцы располагают в
палате представителей 209 мандатами.

На муниципальных выборах в Rowe
1943 гола республиканцам удалось укре-
пить свои позиции. Сейчае в 26 штатах
(из общего количества 48) посты губер-
наторов занимают республиканцы.

Разумеется, эти Факты при всей их
значительности не дают обнований ут-
верждать, как это делают некоторые 000-
зреватели американских газет, будто. побе-
да республиканской. партии на предетоя-
щих выборах уже обеспечена. Анализируя
особенности тах называемых межпирези-
дентоких выборов в Палату представителей
(как известно, президент США избираетея
‘каждые 4 гада, а палата представителей
кажлые 2 года), американский журнал

В

` «Нейшен» устанавливает, что на протяже-
нии последних 36 лет эти выборы всегда:   ВОЗГ

привюлили в ослаблению стоящей у вла-

ети партии: Но, несмотря на это, в пяти
случаях из восьми стоящая у власти пао-
ТИЯ одержизвала победу на очередных пре-

глийская газета «Ньюс кроникл», «в на-
стоящее время нет людей убогих настолько,
чтобы сделать изоляционизм об’ектом покло-
нения». Вывод, к которому пришла газета
«Ньюс кроникл» (и нё толька бча одна),
явно неправилен. Газета совершенно не
учла тактики маскировки и маневрирова-
ния, к которой прибегает за время войны
американский  изоляционизм в интересах
самосохранения.

«Американские изоляционисты. — писа-
ла газета «П. М.», — окольным путем воз-
вращаются к своей старой ‘линии. Раньше
они возражали против участия СЛТА в войне
в Европе. В настоящее время они хотят
окончания войны без победы». Отправляясь
от этой пораженческой. установки», изоля-
ционисты на деле ведут борьбу против по-
литики разгрома гитлеровекой Германии,
против укренления дружбы между США,
Великобританией и СССР.

В ходе избирательной борьбы отмечается
активизация американских изоляционистов
как в рядах республиканцев. так и в радах
демократической партии. Знаменательно,
однако, что только незначительная часть
изоляционистов осмелилась открыто высту-
пить под флагом недавно созданной типич-
но пораженчеекой организации «Мир без
промедления». Улельный вес этой группки
невелик. Что же касается основных групп
изоляционистов, то они, по соображениям
«избирательной тактики», замалчивают и
ee до поры до времени свои взгля-
ты. Подобного рода «стылливые» изоляцио-
нисты имеются в рядах обеих партай. но,
как отмечает американская печать, их го-
раздо больше среди республиканцев, причем
они представлены и в руководстве респуб-
ликанской партии.

Не решаясь выступать в настоящее время
открыто со своей внешнеполитической про-
граммой, противники Рузвельта обруптива-
ются с ю60бой резкостью и остратой на его
внутреннюю политику. Onn утверждают,
что ведут борьбу за возвращение к «нор-
мальному положению», и требуют восстано-
вления якобы ограниченной ныне  частво-
предпринимательской инициативы,  отме-
ны веякого государственного вуелпательства
в экономику страны, реззого сокращения
налогов. в первую очередь на крупный ка-
питал, и т. д. ‘
«жж яя

По общему мнению американской пеза-
ти, подавляющее больнтинство демократов
стоит за выдвижение в четвертый раз
кандидатуры Франклина Рузвельта на пост
президента. Заседавший в конце января
с. г. национальный комитет демократиче-
ской партии в своей резолюции заявил:
«Rak демократы мы очень гортимся нашим
презилентом и главнокоманлующим». На-
циональный комитет выразил уверенность
в том, что Рузвельт останется.у руковод-
ства страной. Антирузвельтовская. группи-
ревка внутри демократической партии,
лавляемая бывшим военным министром
Вудрингом и др., по общему мнению, не
сможет добиться сколько-нибудь серьезных
результатов.

Существенное значение

имеет борьба,

среде республиканцев. Сторонники Уилки и
пругие «настроенные антиизоляционистски
республяканские деятели не могут He
усмотреть в итогах выборов в штате Вис-
консин угрозу рецидива йзоляционизма.

По общему мнению американских обозре-
вателей, руководство республиканекой пар-
тии добивается выдвижения на пост прези-
лента Льюи — губернатора штата Нью-

орк. Дьюи начал играть активную роль
сравнительно нелавно. 0 1931 г. (когда, ему
было. 29 лет) и до 19423 г. Дьюи работал в
области прокуратуры. На республиканском
с’езде в июне 1940 г. имя Дьюи фигуря-
ровало в числе наиболее вероятных канхи-
латов в президенты. Но после серьёзной
борьбы победил Уилки. В 1942 г. Дьюн был
избран, губернатором штала Нью-Йорк. -

Разбирая некоторые заявления Дьюи по
вопросам внешней политики в 1940 г... по-
литический обозреватель газетного треста
«Скрипие Говард» относил Дьюи к изоля-
ционястскому крылу республиканской. пар-
THO.

Для  внешнеполитической ориентации
Дьюи в недавнем прошлом весьма характер-
но, что он подвергал резкой критике пре-
зидента Рузвельта за отход от политики
своих предшественников и усматривал этот
отход в факте... восстановления дипломати-
ческих отношений с Советским Союзом. 06-
виняя Рузвельта в том, что он является
«сторонником фантастического сотрудниче-
ства с Россией», Дьюн утверждал: «Мы в
таком сотрудничестве не нуждаемся», _

Дьюи длительное время воздерживался
от изложения своей позиции по внешнено-
литическим вопросам. И только в конце ап-
реля он произнес на собрании ассоциации
издателей американских газет речь, кото-
рая является его первым более или менее
развернутым выступлением в связи с из-
бирательной кампанией. Дьюи счел необ-
ходимым отметить, что «основные принци-
пы» внешней политики, изложенные госу-
дарственным секретарем США Хэллом в его
речи от.9 апреля 1944 года, «несомненно
заслуживают уважения».

Дьюи не смог противопоставить внешней
политнке президента Рузвельта свою внеш-
неполитическую программу. «Нас не беспо-
Еоят основные цели внешней полятики
США — заявил он,— а беспокоит вопрос
0 том, будет ли эта политика эффективно
проводиться в соответствии с констатуци-
онными методами...». :

Нетрудно видеть, что эта ‹еылка на
«конституционные методы» воспроизводит
паиболее типичную формулу многих доку-
ментов республиканской партии за послед-
нее время. Эта формула рассчитана на ком-
промисс с теми изоляционистскими элемен-
тами, которые склонны сегодня, в связи
с избирательной кампанией, пойти на
уступки своим противникам в расчете на
то, что в будущем при помоши с <конетиту-
ционных методов» удастся взять реванит.

Avion не мог не остаковиться на вопро-
се об отношениях США и Советского Союза.
«Что касается России, — сказал он— то
было бы глупо игнорировать тот факт, что
в течение 24 лет, с момента советской ре-
  волюции и до германского нападения на

цена-корреспондента Академии наук’ -! _На.-«эмиритоне» А. Ивановым, О. `Агарко-
1G Коштоянца 9 великих русских физио- eee Oe р ша вым, Ee Марковой и К. Липшиц. были испол-   зидентеких выборах. Так. было, межлу   которую ведут против президента руково-   i Россию, наши отношения были не из луч-
ae : нены разнообразные по жанру произведения   прочим, и в 1938 году, когда демократы   дители организаций демократической партий   птих. Вина за это ложится на обе стороны».

цих —Й. М. Сеченове, И. П. Павлове;

3и6. А. ® Тимирязева — 06 основополож- в Южных штатах. «Южные» демократы В  Нельзя не признать это заявление по менъ-

esis    Глинки, Чайковского, Римского- Корсакова,   потеряли на выборах в палату представи.
Е представителей фактически действу-  шей мере странным. Выше мы видели, что

№ руеского ученого, у советского учено- ; Бородина, Комитаса, Баха, Шопена, Масснэ   5

а , > > , ‚телей 77 MecT, M Boe me спустя 2 года, в

oe ort и В. М то есть что сказать миру науки и культу-  Гайдна, Равеля и других композиторов.   1940 году, добилиеь на президентских вы-
олетове, ебедеве. Нроф ры. За русской наукой — великий и чест-   «Электара» конструкции А. Иванова Ae.   бах блестящей победы Рузвельта.

lossy товорил 0 представителях русской   ный труд. Вее те замечательные люди, о   ставляет собой электрифицированную ше-

пзсической философии—0 Белинском, Yep-     KOTOPBIX шла речь Ha пленарных Bacela- стиструнную гитару без деки. x * *

нышевском, Герцене, Добролюбове, Плеха-   ниях научной конференции и которые с0-! Демонстрация новых электромузыкаль- Решающая особенность избирательной

ниве, Проф. Н. К. Гудзий — о великих рус-   ставляют славу русского народа, — великие   ных инструментов вызвала большой интерес   ампании 1944 г. состоит в том, что она!

вх писателях—© Пушкине, Толстом, До-   труженики. В трудах, озаренных гением   eaymatearh, hes происходит в условиях войны, на самом ,

ют в блоке с республиканцами, что и при-   еще в 1940 г. Дьюи осуждал признание
вело к провалу ряда законопроектов РуУЗ-  правительством Рузвельта Советского Сою-
вельта. Й тем не менее было бы опромет-  за. Казалось бы, если в настоящее время
чивым полагать, что организации демокра-  я пришел к выводу, что его позиция в этом
тов в Южных штатах, — если не считать важнейшем в01р066 внешней политики США
‚ отдельных исключений, — будут голосовать   была ошибочной, ему следовало заявить 00
на выборах президента против общенри-  этом открыто, а но сваливаль с больной
‹знанного и авторитетного кандидата своей   головы на здоровую. .

(тевском, Чехове, Горьком. Член-коррес-. cae Deas ет
upesujenty CIA, a Takae конгресеу пред-
стоит решать вопросы, связанные с завер-
шением войны, установлением  послевоен-

пндент Академии наук СССР Е. А: Кос-.
элекий — о русских историках — Карам-.
зе, Грановском, Соловьеве, Ключевском...
Е этим именам можно присоединить де-.
чтки других, и это будет сделано ‘на засе-_
lamax секций. Но и названные имена по-.
мзывают картину замечательную, величе-
стенную. Их блестящий рях начинается
Иноносовым, завершается Лениным и
алиным. Ломоносов, гениальный ученый,
№ был признан своими современниками в
утих странах. Ученые немцы в России
арались заслонить его. Труды . великих

Подлинно национальная,

мощная Пол

Интервью г. Моравзского корреспонденту ТАСС

5 пюня после недельного пребывания в
частях 1-й Польской Армии уполномочен-
чые Напионального Совета Польши («Крае-
tol Рады Народовой») отбыли в Киев. На
ародроме их провожали генерал-лейтенант
ураинг, генерал-майор Завадский и дру-
me лица. Глава делегации г. Моравекий в
интервью, данном на аэродроме перед, отбы-
THEM т ТАСС, заявил следую-
Щее:

— Мы в Польше знали о существова-
ник Польской Армии в СССР, но наши све-
жния были весьма неполными. Теперь мы
зуи побывали в Польской Армии, видели
ee замечательных людей, беседовали с ни-
у. Мы встретили здесь почти стотысяч-
НУЮ армию, прекрасно вооруженную. Ее
бйцы и офицеры в прекрасном физическом
стоянии, хорошо питаются, воодушевлены
на борьбу с врагом. В частях, еще He BBO-

дихых в действие, то и дело слышатея во-

просы: «Когда же, наконец, мы ветупим
з бой». Единственное, чем недовольны эти
оддаты, это тем, что они еще не в б0ю.

Нам предоставили возможность посетить
6 воинские части 1-Й Польской Армии
texepaaa Верлинга. Мы были в пехотных
дивизиях, в артиллерийских частях, в TOM
числе в ‘бригаде тяжелых орудий. Мы по-
бывали в танковом и противотанковом под
Разделениях, в части самоходных орудий.
Повсюду мы беседовали с соллатами и офи-
церами.

ния Польши в прошлом не была оснащена.

Она является действительно, польской на-
горящей пламенными

желанием ИТ”   те к тенералам Завахскому,

циональной армией,
патриотическими чувствами,

ти в бой за дело освобождения польского rity
плат   МУ И дру
и a патриотические ae кие горячие чувства любви и благодарно-

находят свое выражение даже В мелочах    питают воины

солдатского быта. Землянки украшевы на-
циональными флагами,
ских национальных героев, лозунгами, изо-
бражениями польского орла.

В солдалском театре, в художественной Польиге. ee

смогли видеть, какой глубокой тоской по

самодеятельности польских бойцов

\
Польская Армия в СССР оснащена боевой
TEXSNRAE raha ee никогда и никакая ар ской Армия kK своему команлующему тене-

портретами ИолЬ-   „и Маршалу Сталину. Вместе с нашими

\

Возрождение промыслов
в Курсмой области

‹ мысли и таланта, они создавали блатород-
‘ные традиции русской науки. Этими тра-
‹ Ддициями дышат стены Московского универ-
` ситета, — и это не только школа мысли, но
`и школа характера. Русская наука благо-
родна. Она чиста и светла. В ней нет и не: ‘войны в Курской области широко ют
‚ может быть места лля мракобесия, ханже- ‘были местные промысла. Сейчас многие из
` ства, реакционности, национальной и pa-   этих промыслов вновь возрождаются. В 40

районах организованы промкомбннаты,
совой исключительности. В борьбе ПРОТИВ   вырабатывающие ва разнообразные

фашизма во всех его разновилноетях РУС   предметы ширпотреба: бочки, деревянные
ской науке, советской науке принадлежит   ложки, хозяйственное мыло, металличе-
бесспорно первое место в мировой науке Уна, шорные и другие изделия.
культуре. В текущем году освоено много новых ви-!
Д. ЗАСЛАВСКИЙ.   дов изделий. В Льговском, Суджанском,
Шигровском районах организовано плетение,
корзин. Белгородский  райпромкомбинат
освоил производство лемехов для конных
плугов. Здесь же построен и сдан в экс-
плоатацию камышитовый завод. В ряде рай-
онов началась выделка. гончарной посуды.

=O

В заводских домах отдыха

ГОРОД Н.; 7 июня. (Корр. «Правды»).
В дом отдыха артиллерийского завода, где
директором Герой Социалистического Тру-
да тов. Быховский, выехала очередная
группа стахановцев и ударников. Заводской
дом отдыха недавно расширен. Теперь здесь
отдыхает 150 человек.

ьская Армия

родной земле, по Варшаве, по Еракову, по
каждому из уголков Польши живут бойцы
Польской Армии.

На каждом шагу мы могли констатиро-
вать, какое глубокое братство по оружию
создалось между Зоинами Польской и Кра-
сной Армий. Это находит свое выражение
и при случайных встречах бойцов и пря
встречах Польских частей и частей Красной
Армии.

Необходимо подчеркнуть, что все бойцы
единодушно благодарят Советское `Прави-
тельство за то, что они получили от него
великолепное оружие, с помощью которого
активно участвуют вместе с Красной Ар-
ией в борьбе против гитлеровеких за-
хватчиков.

Мы, представители борющейся Польши,
были встречены здесь с необычайным эн-
тузиазмом. Всюду нас встречали привет-
ствиями в Честь «Краевой Рады Народо-
вой», в честь Народной армии и геропче-
ских польских партизан, сражающихся
уже в течение пяти лет против гитлероз-
ских поработителей.

i

дневный дом отдыха для инженерно-техни-
ческих работников, который обслужит за
лето`около тысячи человек.

Сто рабочих и инженеров отдыхает сей-
час в ночном санатории завода.

Всего же в домах отдыха и санатории за
лето побывает около четырех тысяч ра-
ботников завода.

Памятник героям
Отечественной войны

НЕВЕЛЬ, Калининской области, 7 июня.
(Корр. «Празды»). В городе.Невель состоя-
лось открытие памятника героям Отечест-
венной войны, павшим смертью храбрых за
освобождение города от немецких захват-
чиков. На открытии памятника присутство-
вало свыше 2 тысяч трудящихся.

и ———_——

Солдаты и офицеры Польской Армии в о
СССР заявили нам, что они видят в Нацио- :
нальном Совете Польши тот орган, который Всесоюзное шажматииое
будет способен об’единить всех поляков
как на родине, так и находящихся в эми- первенство

грации, и что они солдаты и офиперы —
уже сейчас чувствами своими, духом сво-
им примыкают Ев усилиям Национального
Совета.

Велика любовь солдат и офицеров Поль-

. Двенадцатый тур

Вчера всеобщее внимание привлекла
встреча Котова с Ботвинником. Вначале
Ботвинник попал в тяжелое положение: Од-
нако Котов не сумел реализовать своего
преимущества. Ботвинник уравнял партию,
а затем добился победы над Котовым. Та-
ким образом, Ботвинник выиграл встречи
у всех четырех гроссмейстеров, участвую-
щих в турнире. Толуш вынудил к сдаче
Алаторцева, Смыслов с Бронштейном сыгра-
ли вничью. Остальные партии сстались не-
законченными.

После двенадцати туров впереди Ботвин-
ник — 9 очков и одна отложенная пар-
тия. У Смыслова — 7% очков ‚и одна
отложенная партия. Сегодня состоится
тринадцатый тур.

рал-лейтенанту Берлингу, которому На-
пиональный Совет Польши пожаловал ор-
лен «Крест Грюнвальда» первого класса, &

Сверчевеко-

команлирам. Мы видели, ка-

Вер-

Польской Армии Е
Ap-

ховному Главнокомандующему Красной
воннами мы выражаем ему чувства глубо-
кой признательности за великую заботу 0

ПО рой ве tne eat eg ge они

Действующая армия, 7 июня

ответственном ее

КУРСК, 7 июня. (Корр. «Правды»). До! пых отношений, а также важнейтие волро-

сы послевоенной внутренней политики.

Для развертывающейся избирательной
кампании характерно, что противники Руз-
вельта, за исключением самых закоснелых
реакционеров, не противопоставляют от-
крыто внешней политике президента своей
особой  внешнеполитической. программы.
Внепгнеполитическая линия Рузвельта, про-

возгласивигего последовательный и реши-

тельный разрыв с так называемым изоля-
ционизмом, . встретила поддержку широких
слоев американского народа.

Учитывая настроения. американской 0б-
щественности и близкую перспективу изои-
рательной кампании, республиканская пар-

тия, которая длительное время была цита-

лелью изоляционизма, пересмотрела в 1943
году свои традиционные устаповки в ‘обла-
сти внешней политики. В сентябре 1943
  года она опубликовала нечто вроде свой
внешнеполитической платформы, которая
явилась результатом большой внутренней
борьбы и компромисса. Именно в. соответ-
ствии с этой платформой республиканцы
голосовали позднее в палате представителей

На-днях открывается заводской ПЯТИ- и в сенате за утверждение известных резо-

люций Фулбрайта и Коннэли, в которых,
хотя и с оговорками, признавалась необхо-
димость участия США в послевоенной ме-
ждународной организации. .

Слелует ли, однако, из этих фактов, что
американский изоляционизм, — конечно, в
современном ‘его виде,— прекратил свое су-
ществование и что, как это stn SE ЕН о о ан-

‘рика прежде всего».

партии. Обозреватель «Нью-Ио орк таймс»
Артур Ripon, : настроенный поотив Рузвель-
та. признает, что даже наиболее оипозици-
онно настроенные темократы прихотят к
выводу, что, кроме Рузвельта, «нет другого
лемократического кандидата, который имел
бы. действительную возможность одержать
победу в ноябре». А «южные» демократы
заинтересованы, в конечном счете, в победе
демократической _ партии.
Внутри республиканской партии уже на
протяжении длительного времени идёт на-
пряжённая борьба между руководством
партии. (Спенглер. Лэндон. Гувер и др.) и
групной Уилки. Группа Уялки_ первой на-
чала кампанию за решительный отказ рес-
публиканской партии от политики изоля-
ционизиа и требовала, чтобы республикан-
пы отстаивали необходимость активного
участия США в международной жизни. 9
Haro Уилки оказалея слишком раликаль-
ным лля руководства республиканской пар-
тии. Вот почему оно, приступая к подго-
товке избирательной кампании, взяло курс
на изоляцию Уилки. Итоги недавних BbIb0-
ров на с’езд республиканской партии от
штата- Висконсин показали, что руковод-
ство республиканской партии оказалось
сильнее группы Уилки. Заслуживает быть
отмеченным тот факт, что наибольшее чис-
ло голосов в составе делегации от тата
Висконсин на с’езд республиканцев полу-
un Циммерман, активный деятель из=
вестной изоляционистекой организации,
орудовавшей до войны пол названием «Аме-
Отказ Уилки от вы-

лвижения его кандидатуры на пост прези-
дента не прекратил внутренней борьбы в

Театр им. С. М. Кирова Возврапхкается в Ленинград

ЛЕНИНГРАД, 7 иючя. (Корр. «Правды»).
На-днях в Ленинград возвратилась из Моло-
това первая группа артистов Ленинградского
ордена Ленина академического театра оперы
и балета им. С. М. Кирова: Среди них —
народный артист республики П!. Журавлен-
ко, заслуженные артисты республики Р. Гор-
ская, Н. Середа, дирижер С. Ельцин и др.

Театр пробыл на Урале более двух с по-
ловиной лет. Он дал свыше 1.000 спектаклей
Показал зрителям 29 опер и балетов:
«Иван Сусанин», «Князь Игорь», «Ночь
перед Рождеством», «Пиковая дама», «Аи-
да», «Фауст», балеты «Лебединое озеро».
«Бахчисарайский фонтан», «Спящая краса-
вина» и aR Театр поставил оперу «Емельян
Пугачев» М. Коваля и балет «Гаянэ» А. Ха-

чатуряна. На фронтах выступали 10 твор-
ческих бригад, которые дали около 3 ‚тысяч
концертов для бойцов и офицеров.

Молотовцы тепло проводили театр. Весь’
коллектив театра прибудет в Ленинград в
ближайшие дни.

Здачие театра серьезно пострадало от вра-
жеских бомбардировок и артиллерийских об-
стрелов. В течение нескольких месяцев в
нём ведутся большие  восстановительные
работы. Сейчас они подходят к концу. Двери
театра скоро вновь распахнутся перед ле-
нинградцами.

В Ленинград возвратилось также. хорео-

графическое училище во главе с народной
артисткой республики А. Вагановой.

Лов беломорской
сельди ,

АРХАНГЕЛЬСК, 7 июня. (Корр. «Прав-
ды»). На рыболовецких. промыслах области
начался массовый лов беломорской сельди.
Рыбаки колхоза имени Третьего с’езда со-
ветов Беломорского района за одни сутки
выловили и сдали на приемный пункт 150
центнеров сельди. Успешно начали лов ры-
баки мезенских рыбоколхозов. На промыс-
ловом участке Шекино за сутки выловлено
45 центнеров беломорской сельди.

Ход сельди наблюдается повсеместно.

Ремонт
Гостиного двора

ЛЕНИНГРАД, 7 июня. (ТАСС). В Ленин-
граде начался ремонт Перинной и Невской
линий Гостиного двора, пострадавших во
время вражеской бомбардировки. Капиталь-
ный ремонт идёт с учётом новой планиров-
ки. Вместо старых, маленьких магазинов
в Гостином дворе будут отстроены помеще-
ния для больших универмагов,

В этом году будут закончены все черно-
вые работы по восстановлению двух линий
Гостиного двора.

Оценивая первое выступление Дьюп в из-
бирательной кампании, газета «Нью-Йорк
пост» подчеркивает, что республиканская
партия должна дать конкретные хоказа-
тельства того. что она после войны не ‘пз-
ресмотрит полностью свою_ внешнетолити-
ческую ориентацию, как это было в 1920
тоду. «Прекрасные слова — пишет газе-
та.— требуют прекрасных дел для того,
чтобы появилась полная уверенность».

Наряду с Дьюи американская печать на-
зывала в качестве других возможных кан-
дилатов от республиканской партия в пре-
зиденты Брикера, гу бернатора штата Огайо,
Стассена, б. губернатора штата Миннесота,
генерала Макартура, командующего союз-
выми силами в юго-западной частя Тахого
океана.

Существенную роль в выборах сыграют
американские профсоюзы. За время войны
ойй значительно выросли и насчитывают в
своих рядах около 14 млн. человек. По дан-
ным американской печати, большинство

профсоюзов намерено поддержать Кандида
туру Рузвельта.

Оценивая общие перспективы избира-
тельной кампания, многие. американские
обозреватели высказывают ‘предположение,
что в силу большой. личной популярности
Франклин Рузвельт булет избран презилен-
том в четвертый раз, что, однако, не исклю-
чает возможности завоевания республикан-
цами большинства в конгрессе,

В связи с предстоящими с‘ездами обеих
партий избирательная кампания в США
вступает в полосу значительного оживления

и обострения.
Я. ХАВИНСОН.

а ны чеховские издания

К 40-летию со дня смерти А. П. Чехова
Гослитиздат выпускает в свет первый том
18-томного полного собрания сочинений
писателя. Собрание сочинений выходит. под
‘редакцией члена-корреспокдента Академии
наук CCCP С. Балухатого;, академика
В. Потемкина и Н. Тихоноза. В конце ию-
ня Гослитиздат издает однотомник избран-
ных произведений Чехова и четыре книги
его ‘рассказов тиражом по сто тысяч эк-
земпляров. Готовится к печати сборник
«Чехов о литературе» а также сборник
неопубликоваеных чеховских  материалоз,
срёди них—сто десять писем: к К. С. Стани-
славскому,  книгоизлателям И. Сытану.
А. Марксу и др. Сдан в производство третий
(последний) том переписки Чехова <
О. Книппер-Чеховой. Готовится для массо-
вого издания биография Чехова.

а
Сельёиокозяйствейная гзиация
. за работой

БАКУ, 7 июня. (Корр. «Празды»), Ha-
чалея сезон работы сельскохозяйственной
авиации Азербайджана. На борьбу с’ сель-
скохозяйственными вредителями в степные
районы республики вылетела эскалрилья
самолетов. Коллектив пилотов, в составе
которого находятся известные мастера по
опрыскиванию полей Плотникова и Курба-
това, уже обработал несколько тысяч гек-
таров посевов.

ее