Высадка союзных войск продолжается

Сообщение штаба верховного командования

экспедиционных

ЛОНДОН, 7 июня. (ТАСС). Штаб вер-
ховного командования экспедиционными
снлами союзников в своем. коммюнике № 3
ссобщает:

«Союзные войска продолжали в течение
всего вчерашнего‘ дня высадку десантов
на северном побережье Франции. Достиг-
нуты удовлетворительные успехи. Отряды
«коммандос» составляли часть штурмовых
сил. Военно-морские силы врага не пред-
принимали никакой новой попытки поме-
шать нашим десантам с моря. Те береговые
батареи, которые все еще находятся в дей-
ствии, обстреливаются военными корабля-
ми союзников.

Вчера с наступлением темноты четвертый
раз в течение дня наши тяжелые бомбар-
дировщики - атаковали железнодорожные
коммуникации и мосты. Отмечается воз:
росшее сопротивление в воздухе. Сбито 26
вражеских самолетов, пытавшихся поме-
шать действиям авиации союзнико?.

Из этой операции не вернулись на свои

базы один бомбардировщик и 17 истреби-
телей. :

Вражеская авиация атаковала наши вы-
садившиеся силы. Эта ‘атака ‘оказалась
неудачной. Из соединения в составе 12
самолетов «Юнкерс-88» немцы потеряли
4 машины. В течение вчерашнего дня сред-
ние и легкие бомбардировщики авиации
союзников совершали неоднократные на-
леты на железнодорожные узлы, мосты,
всенные сооружения и дороги в Абанкуре,
Серкё, Амьене и Вире».

В коммюнике отмечается, что авиация
союзников подвергала бомбардировке с
пебольшой высоты вражеские части и ко-
лонны моторизованного транспорта.

Далее в коммюнике говорится:

«Авиадесантные операции успешно во-
зобновились минувшей ночью.

Самолеты: береговой обороны атаковали
германские корабли в Бискайском заливе.

Крупное соединение тяжелых. ночных
бомбардировщиков совершило налет на мо-
сты, шоссейные и железные дороги в тылу
за пределами сектора вторжения, в том
числе на железнодорожный узел Шатоден.

13 тяжелых бомбардировщиков не вер-
нулись на свои базы. Лёгкие,бомбардиров-
щики также действовали on об’ектов
того же типа и уничтожили, не понеся по-
терь, 12 вражеских самолётов».

* * &

JIOHJIOH, 7 uns. (TACC). Cnennans-
ный корреспондент агентства -Рейтер при
штабе верховного командования экспеди-
ционных войск союзников сообщает, что
за время с полуночи до 8 часов утра: авиа-
ция союзников сбросила в районе операций
в Северной Франции 10 тысяч тонн бомб.
В течение этого времени в воздухе нахо-

Вечернее сообщение

сил союзников

дилась 31 тысяча лётчиков союзников, не
считая авиадесантных войск.

Сопротивление немцев на побережье бы-
ло менее сильным, чем рассчитывали.
Огонь береговой артиллерии был недоста-
точно эффективным. Караваны судов со-
юзников с войсками не подверглись обстре-
лу артиллерии береговой обороны. Истре-
бители из состава авиации союзников не-
прерывно патрулировали над Ла Маншем,
и германская авиация почти не участвова-
ла в операциях.

ЛОНДОН, 7 июня. (ТАСС). Как пере-
даёт агентство Рейтер, парижское радио
сообщило вечером 6 июня, что к северу от
Руана идут ожесточённые бои между круп-
ными соединениями воздушно-десантных
войск союзников -и германскими частями.

ЛОНДОН, 7 июня. (ТАСС). Лондонское
радио сообщило, ссылаясь на немецкое ра-
дио, что вчера англо-американские воз-
душно-десантные части высадились на
нормандских островах Гернси и Джерси
(в Ла Манше).

ЛОНДОН, 7 июня. (ТАСС). Как_ передает
корреспондент агентства Рейтер, находя-
щийся при штабе верховного командования
экспедиционных сил союзников, союзные
экспедиционные войска продвигаются на

-всем_ протяжении их нынешнего фронта в

Северной Франции. В ночь на 7 июня была
отбита контратака германских бронетанко-
вых сил в районе города Кан. Все опорные
пункты на побережье сейчас, как сообщают,
очищены’ от немцев. Некоторые из этих
опорных пунктов соединяются с соседними.
Тяжелые бои ведутся сейчас дальше от

побережья. Германское сопротивление уси-

ливается по мере того, как вступают в дей-
ствие Германские. резервы.

ЛОНДОН, 7 июня. (ТАСС). Находящееся
под немецким контролем радио Виши со-
общило сегодня, что авиадесантным войскам
союзников, доставленным на планерах, уда-
лось закрепиться на дороге между Каранта-
ном и Валонь.

ЛОНДОН, 7 июня. (ТАСС). Как передает
агентство Рейтер, немецкое радио заявило
вечером 7 июня, что в течение ночи на 7 ию-
ня предположительно высадилось еще от
двух до пяти дивизий союзников.

x= + &

ЛОНДОН, 7 июня. (ТАСС). Корреспон-
дент агентства Рейтер, находящийся при
штабе верховного командовачия экспедици-
онных сил-союзников, сообщает, что число
офицеров и матросов всех военно-морских
сил союзников, занятых в операциях по
вторжению, превышает численность личного
состава английского военно-морского флота
в начале войны.

Агентство Рейтер отмечает, что в 1939
году в личном составе английского ‚военно-
морского флота насчитывалось 133 тысячи
офицеров и матросов.

штаба верховного’

командования экспедиционных сил союзников

ЛОНДОН, 7 июня. (ТАСС). В опублико-
ванном сегодня вечером коммюнике штаба
` верховного командования экснедиционных
сил союзников говорится:

«Войска союзников очистили от против-
ника все побережье района высадки и в не-
которых случаях установили связь между
соседними предмостными укреплениями. В
глубине района идут преимущественно тя-
желые бои. Вечером 6 июня контратаки
бронетанковых сил противника в районе го-
рода Кан были отбиты. Сопротивление про-
тивника усиливается по мере того, как вво-
дятся в бой его резервы. Высадка войск
и выгрузка с моря военных материалов про- :
должается во всех районах, несмотря xa
северо-западный ветер, который продол-
жается со времени начала операций».

В коммюнике сообщается, что «военные
корабли союзников обстреливают об’екты
в глубине района, за линией побережья.
Крупные соединения самолетов всех тнпов
непосредственно поддерживают действия!
наших сухопутных и морских сил.

Рано утром 7 июня возобновились в весь-

ма крупных:масштабах авиадесантные опе-
рации; нашим сухопутным войскам достав-
ляются материалы и боевое снаряжение.
Сегодня утром легкие и средние бомбарди-
ровщики дважды атаковали крупные скоп-
ления войск и военные сооружения непо-
средственно в тылу противника, артилле-
рийские позиции в районе боев и железно-
дорожные линии южнее этого района».
Авиация союзников бомбардировала ско-
пления войск, артиллерийские ` позиции и
склады боеприпасов. Днем соединения тя-
желых бомбардировщиков атаковали узло-
вые пункты дорожной сети в районе южнее
Кана. Истребители сопровождения подвергли
обстрелу из бортового оружия и бомбарди-
ровали железнодорожные депо, паровозы,
составы нефтяных цистерн, позиции зенит-
ной артиллерии, радиостанции и аэродромы
в пределах 40—50 миль к югу и юго-востоку
от района боев. Производилось непрерывное
патрулирование над районами выгрузки и
боев. Обнаружено больше самолетов против-
ника, чем 6 июня; некоторое количество из
них сбито. Е :

Занятие войсками союзников города Байе
ЛОНДОН, 8 июня. (ТАСС). Специальный   няли город Байе и перерезали во многих

корреспондент агентства Рейтер при штабе
верховного командования экспедиционных
войск союзников передает, что, как офи-
циально сообщается, войска союзников за-

местах дорогу Байе — Кан.
Байе находится в 8 километрах от побе-
режья, к. северо-западу от города Кан.

Высадка новых десантов союзников на полуострозе Нотантен

дает корреспондент агентства Рейтер, нахо-
дящийся при штабе командования экспеди-
ционных сил союзников, в ночь на 7-е и
утром 7 июня три волны планеров из со-
става 9-го авиационного корпуса, идущих
на буксире транспортных самслетов, за ко-
торыми через три часа последовало еще
две волны планеров с подкреплениями па-
рапнотно-десантных войск и снаряжения,
опустились на полуострове Котантен. Пла-
неры доставили в закрепленные районы но-

вый поток людей, вооружения и снаряже-
ния. :

Немецкое радио заявляет, будто десанты
высажены севернее Кутанса на западной
стороне полуострова Котантен.

НЬЮ-ЙОРК, 7 июня. (ТАСС). Коррес-
пондент агентства Ассошиэйтед Пресс при
штабе войск союзников сообщает, что по-
сле заявления Рузвельта о потерях амери-
канских военно-морских сил в ходе опе-
раций вторжения никаких дополнительных
потерь не отмечено,

э ВЕЛИКОБРИТАН НИДЕРЛАНДЫ
= 2 лондон ne = Hi VIRHAb Ly
Е» ex eo А еретчердаы
[> ным — 46% ФЛйссинген Эссен ,
Е з Портсмут $ а : =
ЕЕЕУПлимут-— и Дувр в $ а 11° 6
> ЕЕ < & Кале &* Антверпен „+. RS
— А ~ ATMA WMuenuy
2 к.
Е Е Намюр
Hopma nocxue WU epbyP ——_fsenn” “SAGES Ns г @>
Hota oF) 9D PaaS genet: < Gq 5 a
= Taspy. ‘заБанкыР Нешато © a
re ee Руане < 5 \
SX Bopne OMAR “OP aa wie BVO,
а enerene   Gate Noy
a .c: 5pyu Алансон XN =e!
—5\ эКемпё эРенн °. ПАРЫ =

Sopa OPRAH LL v s

0 Bene-Urig—=y c-Hazsep Орлеане
А
о TOQKM. s ант ен 2 \

Выступление Рузвельта
на пресс-конференции

ВАШИНГТОН, 6 июня. (ТАСС). Высту-
пая на пресс-конференции, Рузвельт за-
явил, что вторжение развивается в соот-
ветствии с намеченным планом. До сего-
дняшнего полудня американские военно-мор-
ские силы потеряли 2 эсминца и одно де-
сантное судно.для переброски танков. По-
тери авиации составляют один процент.

Рузвельт указал, что планы вторжения,
повидимому, осуществляются удовлетвори-
тельно. Отвечая на вопросы, президент за-
явил. что на Тегеранской конференции бы-
ла решена дата вторжения, которая вполне
удовлетворила Сталина. Рузвельту было
известно, что приблизительно вторжение
должно произойти в козце мая или в пер-
вых числах июня. Точно дата была уста-
‘новлена только в ‘последние несколько
дней, так как это зависело от погоды в
Ла-Манше.

Рузвельт заявил, что, когда он выступал
вчера по радио, он уже знал, что войска
погружены на суда и пересекают Ла-Манш.
Президент указал,/что в-12 часов он полу-
чил сообщение от Эйзенхауэра, в котором
указывалось, что американские военно-мор-
ские силы потеряли 2 эсминца и 1 десант-
ное судно для переброски танков. Во вре-
мя высадки десантов потери военно-воз-
душных сил составляли примерно 1 про-
цент, т. е. авиация понесла сравнительно
незначительные потери. По словам. Руз-
вельта, непрерывно: поступает большое ко-
личество информации, которая публикуется
в Ловдоне настолько быстро, насколько
это возможно.

На вопрос ‘по поводу: решения, принятого
на Тегеранской конференции относительно
даты вторжения, Рузвельт заявил, что во-
прос о сроках вторжения в значительной
степени зависит от условий погоды на Ла-
Манше. Необходимо было начать вторжение.
в период, когда мелкие суда могут  пере-
сечь Ла-Манш, а такие условия погоды не
создаются ранее конца мая. Президент
указал, что вторжение было отложено. все-
го лишь на один день по сравнению с
установленной датой и призиной этого бы-
ли неблагоприятные условия погоды,

Корреспонденты, сказал Рузвельт, пони-
мают, а в будущем еще яснее поймут при-
чины, по которым второй фронт не был от-
крыт год назад, когда начали раздаваться
требования: об открытии второго ` фронта.
Обстоятельства были настолько серьезны-
ми и сложными, что никто, за исключе-
нием военных, не мог определить их зара-,
нее. Союзники открыли второй фронт на-’
столько быстро, насколько это было вэоз-
можно.

Далее Рузвельт указал, что вопросы выс-
шей военной стратегии и вопрос о втором
фронте обсуждались уже в конце декабря
1941 года и после этого ‘обсуждались на
каждой конференции. Необходимо было по-
дождать, а затем открыть второй фронт
как можно быстрее. Президент повторил, ;
что переговоры о втором фронте начались
ещё в декабре 1941 года и продолжались!
з Тегеране и в Каире:

На вопрос о том, не появилась ли в по-
следние 6 месяцев возможность удвоить
армию вторжения, Рузвельт заявил, что он

Г

не хотел бы делать такие категорические
заявления, так как он не располагает точ-
ными цифрами, но союзники хорошю ис-
пользовали это время. Появилась возмож-
ность подготовить значительно большее чи-
сло дивизий и значительно большее число
десантных судов. Рузвельт указал, что
6 месяцев назад не было достаточного ко-
личества десантных судов. На вопрос о
том, когда стало очевидным, что необхо-
димо будет отсрочить вторжение на один
день, Рузвельт, шутя, ответил, что это бы-
ло очевидно ‘уже тогда, когда. впервые об-
суждалась. дата вторженля, ибо только бог
мог сказать, когда ма Ла-Манше. устано-
вится достаточно спокойная погода.

На вопрос, за сколько времени до даты
вторжения было принято фешение об его
отсрочке, Рузвельт заявил, что ему это не-
известно, но за весьма короткий срок, так
как это зависело от последних метеосво-
док. Приблизительно за полчаса. Рузвельт
отрицательно ответил на вопрос — было ли
выбрано’ место вторжения на Тегеранской
конференции. Президент подтвердил, что
точная дата вторжения всегда может изме-
няться, так как это является вопросом
стратегии. Определение дня и часа вторже-
ния было предоставлено верховному коман-
дованию, и этот вопрос решил Эйзенхауэр.
На вопрос о сообщении ДНБ, в котором
устье Соммы упоминалось, как’ место вы-
садки десанта, и на вопросы о других слу-
хах ‘относительно мест высадки Рузвельт
заявиЯ, что он не может это комментиро-
вать. По словам Рузвельта, вопросы пред-
ставителей печати о местах высадки в выс-
шей. степени неуместны.

Когда один из корреспондентов спросил
Рузвельта относительно слухов о том, что
Красная Армия в ближайшие 48 часов: на-
несет мощные удары противнику, Рузвельт
снова заявил, что такие вопросы не явля-
ются уместными. На вопрос по поводу.слу-
хов о том, что французские подпольные
круги сотрудничаюг с вторгшимися войска-
ми, Рузвельт указал, что такое сотрудниче-
сгво еще не имеет места.

Один из корреспондентов спросил Руз-
вельта о том, как отражается вторжение на
положении на внутреннем фронте. Рузвельт

ответил, что вся страна страшно взволно-

зана. Такое волнение является вполне по-
нятным, но президент выразил надежду,
что люди не будуг  проявлять чрезмерную
уверенность, так как это мешало бы воен-
ным усилиям. Рузвельт подчеркнул, что
война еще не кончилась. Он указал, что
нельзя просто высадиться на побережье и
без всяких затруднений продолжать путь
на Берлин. Страна должна понять это.

Несколько ранее на конференции, отве-
чая на вызывающий вопрос о том, известна
ли была Сталину: приблизительная дата
открытия второго фронта, когда из русских
источников исходили требования об откры-
тии второго фронта, Рузвельт заявил, ‘что
Сталин. хорошо понимал всю обстановку
после конференции в Тегеране. По словам
Рузвельта, проблема. была понятна Сталину,
и он был вполне удовлетворен, когда Теге-
ранская конференция приняла свое реше-
ние.

Генерал Эйзенхауэр в районе высадки союзников

ЛОНДОН, 6 июня. (ТАСС). Агентство
Рейтер передает с передового командного

пункта союзников, что генерал Эйзенхауэр
посетил район высадки. р

Заявление адмирала Рамсея

НЬЮ-ЙОРК, 7 июня. (ТАСС). По сооб-
щению корреспондента радиовещательной
компании «Колумбия», командующий союз-
ными военно-морскими ‘`экспедиционными
силами адмирал. Рамсей заявил; что первая
фаза десантных операций прошла успешно
на все 100 процентов. Он заявил далее, что
морское командование планировало потери
десантных барж от артиллерийского огня и

минных полей в 10 проц., но вследствие
слабого сопротивления немцев только лег-
кие боевые суда понесли небольшие потери,
которые ‘не отразились на десантных опера-
циях войск. :

Рамсей сообщил, что союзные войска
береговых

проникли в оборонительную зону
укреплений.

Ла-Маншская десантная операция

Военно-морской обзор’

Крупнейшая в история войн десантная
операция по высадке войск союзников на
французское побережье ФЛа-Манша была
начата в ночь.с 5 на 6 июня. Для высадки
была избрана бухта Сены, находящаяся
всего в 150 километрах от английского по-
бережья. Таким образом, десантные суда
могли совершить этот переход морем в ноч-
ное время, что обеспечивало тактическую
внезапность осуществления десантной опе-
рации.. Побережье в районе бухты — пре-
имущественно низменное — облегчало ус-
ловия высадки.

Стратегическая десантная операция за-
ключаетея в переброске сухопутных сил
через море для развертывания боевых дей-
ствий на территории, занятой противником.
По своему характеру она является актив-
ной, наступательной и требует полного вза-
имолействия армии, флота и авиации.

Хол выполнения: Ла-Маншской операции
подтверждает указанные положения. Воен-
но-морские силы союзников под общим
командованием адмирала Бертрама Рамсей
сосредоточились в составе 4.000 кораблей
и нескольких тысяч десантных барж и мел-
ких судов в проливе Ла-Манш и при свежей
погоде направились к берегам Франции.

Незадолго ло полуночи 5 июня ночные

рей и укрепленных позиций. Бомбардиров-
ка продолжалась до утра. После воздушного
налета в ряде пунктов побережья между
Гавром и Шербуром, в частности у Каран-
тана и Изиньи, были высажены воздушные
десанты союзников.

Переход морем эскадры прикрытия и
транспортных судов был совершен без пэ-
мех со стороны противника. Между 6.30 и
7.30 часами 6 июня корабли военно-мор-
ского флота союзников под командованием
контр-адмирала: Вайана и контр-адмирала
Верка начали’ обстрел неприятельекого по-
бережья. В обстреле участвовали англий-
ские и американские линейные корабли,
мониторы, крейсера.

Под прикрытием мощного артиллерийско-
го огня кораблей многочисленные флоти-
лии тральщиков проложили фарватеры в
минных заграждениях, выставленных нем-
цами на подходах к побережью. Свыше 600
кораблей союзников своими мощными ору-
диями калибра от 4 до 16 дюймов подавля-
ли огонь береговых батарей противника,
поэтому они и не оказывали почти ника-
кого противодействия.

Наступил самый ответственный момент

операции. Следуя протраленными фарвате-

бомбардировщики союзников в количестве   рами, под прикрытием дымовых завее, к
1.300 самолетов одновременно приступили   берегу направились десантные суда, сопро-
к бомбардировке немецких береговых бата-! вождаемые эскадренными миноносцами. ATO

АДРЕС РЕДАКЦИИ и ИЗДАТЕЛЬСТВА:

Москва, 40. Ленинградское птоссе, улица «Правды», д. 24. ТЕЛЕФОНЫ ОТДЕЛОВ РЕ

были преимущественно специально пэстро-
енные самоходные высадочные средства,
укрывавшие людей и технику от воздейет-
вия пулеметного огня противника и рас-
считанные на быструю выгрузку на берег
артиллерии и танков. . :

Высадка была произведена на широком
фронте от Шербура до Гавра, с основными
плацдармами в районах устьев рек Вир,
Орн, Сены, а также Шербура, Барфлёра,
Трувилля и Гавра.

Высадка в различных пунктах берего-
вой полосы протяженностью в 180 кило-
метров значительно затруднила противнику
оказание сопротивления силами охранных
частей. Войска союзников под команлова-
нием генерала Монтгомери произвели вы-
салку, понеся небольшие потери. Она -бы-
стро закрепились на побережье и присту-
пили к возведению  предмостных  укреп-
лений. Успеху высадки в значительной сте-
пени содействовало господство в воздухе
союзной авиации, :

Так протекала, по имеющимся неполных:
сведениям, десантная операция, успептно
закончившаяся в своих первых двух фазах,
а именно: 1) проведении почти без потерь
высадки десантных войск с техникой и
снабжением на укрепленное побережье про-
тивника и 2) закреплении на занятых
плацдармах.

В настоящее время войска союзников Be-
дут бои за расширение занятой полосы по-
бережья. Экспедиционные силы продолжа-
ют высаживаться. Боевые корабли и авиа-
ция подавляют немногочисленные, сохра-

Д 3-36-82; Иностранного — Д 3-37-50; Писем — Д 3-15-69; Местной сети — Д 3-15-47; Литературы и искусства — Д 3-38-73; Военного —

52204.

ДАКЦИИ: Справочное бюро — Д 3-15-68;

нившие еще боеспособность береговые ба-
тареи. противника. Кроме того, на флот воз-
лагается залача организовать подвоз морем
боеснабжения и продовольствия для выса-
Дившихся Войск. ^_

В чем же заключаются основные причи-
ны успеха первых: этанов развивающейся в
настоящее время операции?

Операция была тщательно подготовлена,
с учетом боевого опыта первой мировой

ойны и текущей войны. :

Войска, предназначенные Jaa действий
по закреплению на неприятельском берегу,
прошли: специальную подготовку. Были со-
зланы современные ‘высалочные средства
для переброски десанта.

Операция развивалаеь по’ строго .разра-
ботанному плану. Выбранный для высадки
район. побережья был хорошо разведан,
в особенности тщательно  разведано
расположение опорных пунктов - обороны
противника. Была достигнута тактическая
внезапность ‘при проведении операции, ли-
шившая противника возможности оказать
должное сопротивление.

На море и в воздухе обеспечено зна-
чительное превосходство союзных сил.

Для успешного завершения лесантной
операции войскам союзников предстоит
окончательно ‘преодолеть при поддержке
флота и авиации зоны береговых укренле-
ний противника и занять территорий, обес-

печивающие развитие наступательных оле-

раций. : :
Контр-адмирал Н. БОЛОГОВ.

Д 3-37-63;

Типография газеты «Правда» имени Сталина.

ик

8 ИЮНЯ 1944 г., №

Sas

137 (9594)

ЕЕ

Вооружённое столкновение между литовскими

военными частями и немецкими BOHCKaMH

СТОКГОЛЬМ, 6 июня. (ТАСС). В швед-
ских газетах опубликовано следующее CO-
общение шведского телеграфного агентства
с ссылкой на Берн:

«Согласно сообщению виленского вер-
ховного комитета борьбы за освобождение
Литвы командующий местными литовски-
ми военными частями, сформированными в
феврале 1944 г., генерал Повилас Плехави-
чус и начальник его штаба полковник Ур-
бонас были приглашены 14 мая в Каунас
к немецкому полицейскому комиссару J/{uT-
вы генералу войск «СС» Гинце. Оба офи-
цера были немедленно арестованы и от-
правлены в Германию. Одновременно с
этим. немцы окружили здание штаба ли-
товских местных военных частей в Кауна-
се с намерением арестовать находившихся
там офицеров. Офицеры оказали вооружен-
ное сопротивление. При перестрелке было
убито несколько офицеров. Остальных
немцы взяли в плен. В ночь на 15 мая воН-
ска «СС» попытались обезоружить литов-
ский учебный батальон в Марйямполе, со-
стоящий из 1.800 человек, и кадетскую
школу, в которой находилось 1.200 кур-
сантов. Бои продолжались до тех пор, но-
ка литовцы не израсходовали все боепри-
пасы. Обе стороны понесли тяжелые по-
тери. Перед капитуляцией много литов-
ских офицеров покончили самоубийством.
7 литовских батальонов в районе Вильно
были обезоружены. Остатки 14 литовских
батальонов, находившихся в Северной Лит-
ве около Поневежиса, были предупрежде-
ны во-время, так что им удалось бежать
в леса, захватив с собой все оружие и бое-
припасы. Одновременно с этими событиями

«СС,

гестапо арестовало много литовских ин.
теллигентов.

Конфликт имеет следующую предисто-
рию: с разрешения немцев генерал Плеха-
вичус сформировал в феврале 14 литовских
бзтальонов для поддержания. порядка в
стране и для борьбы с советскими парти.
занами, оперирующими в Восточной Лит-
ве. Литовцы считали Формирование этих
частей началом восстановления регулярной
литовской армии, предназначенной для вос-
становления самостоятельности Литвы и
для защиты страны от грозящих ей опас-
ностей. Литовцы пред’явили при этом ус-
ловие, что немцы не имеют права пользо-
ваться этими войсками в других местах,
В каждом из 13 батальонов было по 75)
человек. 14-й учебный батальон состоял из
1800 человек. Немцы обещали также, что
они откажутся от мобилизации литовцев
для немецжих войск. Тем не менее, немцы
мобилизовали 28 апреля контингенты
1915—1924 г.г. рождения и всех офицеров,
Немецкая мобилизация потерпела полное
фиаско. После этого немецкая гражданская
администрация постаралась заставить ли-
товские батальоны войти в состав немец-
ких войск «СС». Генерал ПНлехавичус от.
казался. Немцы сообщили ему 13 мая, что
литовские батальоны влиты в состав «СС»,

В тот же день Плехавичус посетил ге.
нерального комиссара Литвы фон Рентель-
на и сообщил ему; что он распустит своя
войска, если немцы будут настаивать на
своем’ требовании. Когда `Плехавичус по-
шел к Гинце, он думал, что его вызвали
для новых переговоров».

Письмо бывшего профессора Виленского университета
oe в газету «Нью-Йорк геральд, трибюн»

НЬЮ-ЙОРК, 5 июня. (ТАСС). Бывший
профессор Виленского университета д-р
Богдан Завадский опубликовал в газете
«Нью-Йорк геральд трибюн» 4 июня пись-
мо, в котором пишет, что польские демо-
краты являются сторонниками ‘сотрудниче-
ства между Польшей‘ и СССР. Завадский
осудил небольшую клику «неразборчивых
в средствах пропагандистов», которые стре-
мятся ввести в заблуждение американцев
польского происхождения и американскую
печать. Приводя выдержку из недавней
передовой, в которой говорилось: «Суще-
ствуют народные польские элементы, ко-
торые верят в сотрудничество с СССР да-
же на жестких условиях, предложенных
русскими», Завадский одобряет позицию
газеты, но делает оговорку, что «советскиз
условия не жесткие, так как русские пред-
лагают взять линию Керзона за основу пе-
реговоров»:

«Вопреки общему мнению.— пишет За-
вадский,— не только социалисты и комму-

нисты желают сотрудничества с Совет-
ским Союзом. Есть еще польские демокра-
ты, которые желают этого. Они считают
несправедливым претендовать на укранн-
ские и белорусские провинции, где поль
ское меньшинство составляет всёго около
одной пятой населения. Такие притязания
врелны, ибо они стремятся об’единить
8 млн. враждебно настроенных и мятеж-
ных украинцев и белоруссов с полякам,
насчитывающими всего 2 млн., что не мо-
жет сделать Польшу сильной».

К несчастью, американская печать, пи-
тет далее Завадский, до сих пор недоста-
точно освещала взгляды польских демокра-
тов, в результате чего некоторая часть аме-
риканских избирателей польского проис-
хождения была введена в заблуждение
‘небольшой, но крикливой группой нераз-
борчивых»в средствах пропагандистов. Вее
разумные поляки должны осудить их вред-
ную политику. .

Впечатлевия _

военного корреспондента

ЛОНДОН, 7 июня. (ТАСС). Военный кор-
респондент агентства Рейтер передал сооб-
щезие с борта английского эсминца, участ-

вовавшего в десантных операциях.

«Ha 3ape,— пишет KOppeciionjAeHR— Kora
началось вторжение во Францию, открыли
огонь орудия более чем 600 военных кораб-
лей союзников. Тысячи бомбардировщиков с
ревом пролетали в небе. Клубы густого чёр-
ного и серого дыма покрыли побережье юго-
восточнее Гавра, когда главные силы втор-
жения обрушились на германскую оборозу.
Мы находимся на расстоянии около 7 кило-
метров от побережья, и с мостика эсминца
видно огромное количество морских“судов
всех типов. 3

Воздух содрогается от непрерывных взры-
вов бомб. Огромные вспышки пламени, вы-
сокими столбами взлетающие на берегу, сви-
детельствуют о попадании снарядов калиб-
ром от 4 до 16 дюймов: Только за последние
10 минут перед высадкой по побережью
было выпущено более 2.000 тонн фугасных
снарядов. В 7 час. 25 мин. я вижу в бинокль,
как солдаты первой волны штурмовых групп
рассыпаются по побережью. Линкоры и крей-
серы крейсируют вдоль побережья, ведя
бортовой огонь. Вспьиинки орудийных вы-
стрелов и огромные клубы жёлтого дыма
взвиваются в воздух. Сотни огромных транс-
портов стоят в море, десантные суда направ-
ляются длинными рядами к берегу. Суда
заполнены ‘войсками, танками, пушками н
бронеавтомобилями всех типов.

Под руководством адмирала
Рамсея — командующего союзными `воечно-

морскими экспедиционными силами — в сра-  .

жении принимают участие два огромных
морских соединения: восточное, состоящее
главным образом из английских и канадских
военных кораблей под командованием контр-
адмирала Филиппа Вайача, и западное; со-
стоящее главным образом из американских
кораблей под командованием американского
контр-адмирала Алана Керка»:

—oO-—

Чрезвычайные меры
гитлеровцев во @ранции

ЛОНДОН, 7 июня. (ТАСС). Агентство АФИ
передаёт, что германские военные власти во
Франции издали распоряжение, запрещающее
населению ряда департаментов Франции по-
являться с наступлением темноты на улицах
и дорогах, собираться днём на улицах более
3 человек, проводить собрания.

ЛОНДОН, 7 июня. (ТАСС). Колтролируе-
мое немцами парижское радио сообщило,
что германские войска получили приказ етре-
лять в каждого, кто будет заподозрен в со-
трудничестве с войсками вторжения союзни-
ков или предоставит убежище солдатам, мо-
рякам или парашютистам союзников.

=f) >
Военные действия

в Италии

ЛОНДОН, 7 июня. (ТАСС). Главный
штаб войск союзников в Италии сообщает,
что войска американской 5-й армии, форси-
рсвавшие Тибр, продвигаясь вперёд, встре-
чали до’сих пор лишь слабое сопротивле-
ние. В настоящее время они развернулись
веерообразно ‹ приблизительно в 16 км. от
Рима. Ожесточённые бои сейчас происходят
северо-восточнее Рима, где войска 5-Й ар-
мии все время находятся в соприкосновении
с противником.

SG

Отважным море
не помеха!

$ =
Взят Рим! Блистательная веха!
На берег Франции взгляну:
Десант и в ширь и в глубину!
Отважным море не помеха!
Как говорилось в старину:
— «Друзья; вперед! Дай бог успеха!»

Демьян БЕДНЫЙ.

Партийной жизни —Д 3-35-49; Пронатанды — Д 3-33-88; Сельскохозяйственн,
Секретариат — Д 3-15-64; Отдел сб’явлений — Д 3-30-12. О недоставьке газет в срок сообщать по телефону Д 3-06-05.

a ee ОНИ ВЕВВИ

Бертрама

Португалия прекратила
экспорт вольфрама

_ ЛОНДОН, 7 июня. (ТАСС). Английский
министр иностранных дел Иден сообщил се-
годня в палате общин, что переговоры, про-
исходившие в течение некоторого времени
с португальским правительством по поводу
экснорта португальского вольфрама, сейчас
завершились. Мден напомнил, что англий-
ское правительство потребовало от порту-
гальского правительства наложить полный
запрет на экспорт вольфрама. 5 июня пор-
тугальское правительство согласилось удов-
летворить это требование и немедленно пре-
кратить экспорт вольфрама.

РЕДАКЦИОННАЯ

SS a eee ЕЕ

КОЛЛЕГИЯ.

= eee Rend

теоретический и политический журнал

ILK BKI(6)
«БОЛЬШЕВИК» № 9,

ВЫШЕЛ ИЗ ПЕЧАТИ

+

i

СОДЕРЖАНИЕ:

Передовая — О марксистско-ленинском вое.
питании кадров советской интеллигенции.
НП. Федосеев — Противоположность идеаль
стической диалектики Гегеля и марксист-
ского диалектического метода. Ф. Исаев —
Великие победы Красной Армии в зимнюю
кампанию 1943—1944 года. Н. Коробкев-
Севаетополь—город русской славы. А. Ша`
ров — О восстановлении и планировке го-
родов, освобождённых от немецких захват-
 ! чиков. ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ЧИТАТЕ.
ЛЕЙ. Н. Державин —- Политика «Дранг нах
Остен» германских захватчиков. M. Men-
дельсон — Подготовка к президентским вы-
сорам в СПТА и борьба партий за кандида-
тов. А. Ильин — К ликвидации японсках
концессий на Северном Сахалине и про:
лонгации на пять лет Рыболозной конвен-

ции. КРИТИКА и БИБЛИОГРАФИЯ.
И, Гаврилин — Воспоминания Бруеилова.
ЛЕКЦИОННОЕ БЮРО .

при КОМИТЕТЕ ПО ДЕЛАМ ВЫСШЕЙ
ШКОЛЫ при СНК СССР.

В Колонном зале Лома союзов состоятся
публичные лекции: i]

9 июня — писателя Н. С. Тихонова:

СОВЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
И ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА.

13 июня — писателя Ильн Эренбурга:
ФРАНЦИЯ СЕГОДНЯ.

16 июня — профессора Л. А. Плоткииа:
ЧЕХОВ И СОЗРЕМЕННОСТЬ
(= 40-летию со дня смерти А. П. Чехоза).
Начало лекций в 7 чае. 30 мин. вечера.
Билеты продаются в кассе Колонного 387
Homa союзов (Нушкинская ул. дом № 1,
.под’езд № 3) и во всех кассах Центрально
=, театральной кассы.

КИНО, ТЕАТР

Новый художественный фильм «НЕБО
МОСКВЫ» — Первый, Ударник, Метропзль.
Колизей, Москва, Родина, Форум, Художе
ственвый, Центральный, Таганский, 0р:0%
1Ятерм, Динамо.

Новый художественно-документальный фильм
«МОНГОЛИЯ» — Метрополь, Родана, Ноз0ста
дня, Хроника, Наука и знание, Авангарл
Ленинградский ПКиО, Д/к им. Сталина,

«НАУКА И ТЕХНИКА № 47> — Динамо, Зара
Первый, Спартак, Востоккино.

БОЛЬШОЙ ТЕАТР — В/У! — Шопениава
Иоланта. Э/УТ — Лебединое озеро. Начало в

час. вечера.

ФИЛИАЛ БОЛЬШОГО ТЕАТРА — 8/1 -
aa 9/VI—Tinxonaa дама. Начало в 7 9

чера.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА
АКАДЕМИЧЕСКИЙ МАЛЫЙ ТЕАТР — 8/1 -
Нигмалион. Начало в 7 час. вечера.

ФИЛИАЛ МАЛОГО ТЕАТРА (Больш. Opie
ка, 69) — 8/VI — Бешеные деньги. Начало В

чае. вечера.

МХАТ СССР им. ГОРЬКОГО. — 8/УТ— Крем
левские куранты. Начало в 7 час. вечера. Е

ФИЛИАЛ МХАТ — 8/\1 — Пикквивсьий 5479
Начало в 7 чае. вечера.

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ТЕАТР КРАСНОЙ АРМИЙ
8/VI— На всякого мудреца довольно простоты:
Начало в 7 час. вечера.

МОСКОВСКИЙ ГОС. ЕВРЕЙСКИЙ TEATP —
&/VI — Цвей кунилемл. Начало в 7 чае. вечер)

ГОС. МОСКОВСКИЙ МУЗ. ТЕАТР x. К. С.
СТАНИСЛАВСКОГО и Вл. И. НЕМИРОВИЧА-
ДАНЧЕНКО— 8/УТ— Дочь Anfo, Начало в 7 3.
вечера.

TOC. МОСКОВСКИЙ КАМЕРНЫЙ ТЕАТР
(Тверской бульвар, 23) — 8/1 — Обманутый 05-
манщик. Начало в 7 чае. вечера.

МОСКОВСК. ТЕАТЬ ДРАМЫ (ул. Герпена, 19)
З/УТ — Собака на сене. Начало в 7 час. вечета.

ГОС. ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР имени МОС-
СОВЕТА (Каретный ряд, 3) — 8/\УГ— Траки-
шица. Начало в 7 час. вечера.

oro — Д 3-10-85; Экономического — ==

ЕЕ

Изд. № 303.

ij
ay
Tay
Bir

ет
ai

an

Ey 2