=

et
pT
ag
)ГО

т

iq

J
oT
i
3*
т
>.
т

9 ИЮНЯ 1944

ЕВЕ ИО Х:

г. № 138 (9595)

Ни = = -
: Ee eT ee

Действующая армия.
 детчикам-штурмовикам, которых поведёт в бой Герой Советско

Командир

авиационного подразделения

гвардии майор

В. Неделько ставит боевую задачу

го Союза гвардии капитан В. Хохлачев (первый слева).

Фото Л. Попковича. (ТАСС).

Тополь

У костра, разведенного подле старого вет-
ка, куда-мы под’ехали, чтобы укрыться
и дождя и найти ночное пристанище, гре-
диь человек сорок конников, трубач из
лкового оркестра и несколько пехотин-
в, Бойцы предупредительно уступили нам
увто. Мы обсушились и обогрелись, но всё
ze нужно было подумать о более подходя-
Цех ночлеге;: дождь всё усиливался.

(реди казаков молча сидел командир
хкадрона чубатый лейтенант Муратов. Он
т в бурке и папахе. Смуглое морщини-

1 лицо его с черными, тщательно под-.

пуииженными усами было встревожено; в
иых пристальных глазах стояла боль.
Тмавив взгляд в шинящие головешки: Му-
оз сосредоточенно о чём-то думал.

Когда костёр грозил потухнуть, лейтенант
цедложил добраться до деревни и заноче-
нь там. Деревня была недалеко. Сквозь
иттившуюся темноту можно было раз-
пялеть смутно рдеющие огоньки хат. И нас
Пиянуло туда, в теплу и непритязатель-
му деревенскому уюту. Пришпорив коней,
WH скоро очутились в деревне.

В хатке, которую мы облюбовали с Му-
итовым, жила маленькая сторбленная ста-
этика. Она гостеприимно поставила на стол
чик с холодным молоком, нарезала хле-
вт подперев рукой подбородок, стала У
INE,

— №ушайте, кушайте,— угощала ста-
  ушка.— Столько дней ждали вас, столько
  uel! Думали, что и конца немцу не бу-

Pa} вена: ео ЗОНЕ СЕ Е РЕ,

Ууратов не прикоснулся ни к молоку, ни
  небу. Ничто, казалось, не могло вывести
at) из. оцепенения.

Заговорих он только, когда старуха
  нула и мы остались наедине.

— Вт так же, дня два назад, — начал
  и— мой эскадрон остановился ночью Ha
ых в селе, из которого только что были
  биты немпы, И, знаете, довелось мне уви-
It такое, чего не забыть. во всю жизнь...

Й Муратов рассказал мне историю, ко-
рая до глубины потрясла его душу.

‚ — Мы двое суток преследовали разби-
  15 пох Кременцом немецкий батальон, —
мл он.— Это был один непревращав-
шея бой, растянувшийся на многие де-
ити часов. Атаки следовали одна за дру-
№, и кавалеристы мчались вперед, не
улалывая сабель в ножны. Разгоряченные

Мнники спали урывками, во время корот-
Ш передышек; на скаку жевали сухари.

ипрерывных атаках казаки охрипли и
Шли обезумевитих ‘от страха немцев мол-
\, Ночью на третьи сутки и кони, и лю-
ke выдержали. Ни разу не расседланные,
Цирытые пеной. лошади шатались. Бойцы
{Ba держались в сёдлах. Бороться со сном
усталостью не было больше никакой воз-
Узности, и я отдал приказание устроить
Привал в первой же деревне.

Я выбрал хатку посредине села, она бы-
, как и эта, маленькая, чистая и уют-
111,— Он обвел глазами горницу, в которой
1Ы нашли ночной приют и гостеприимство,
тпродолжал:

— №и мои слипались. Не успел я
Мметься, как меня свалил сон. Сколько Я
1 — не знаю: может быть, час, может

быть, меньше. Но очнулся от лёгких толч-
ков в плечо. Приоткрыв глаза, я увидел

склонившуюся надо мной седую худенькую.

старушку. Она звала меня к столу. Нема-
ло, видимо, труда стоило ей разбудить ме-
ня: она с сожалением и укоризной покачи-
вала своей белой головой.

Веки мои смежались. Чтобы одолеть
сон, я стал рассматривать висевитий над
столом больной семейный портрет. Он
был похож на тысячи других таких портре-
тов. Посредине, положив большие, жилистые
руки на колени, сидел широкоплечий, кру-
толобый мужчина лет тридцати пяти, рядом
с ним — худенькая женщина в полупалке
и цветастой ‘кофте, шустроглазый BecHy-
щатый мальчуган и стриженая девочка
в венке из одуванчиков. Я спросил у tra-
рухи: «Ато это?». Она не ответила мне.
Уткнувшись в жёлтую изодранную шаль,
старуха заплакала и торопливо вышла
в сени.

Я не мог`уснуть больше. Сон как рукой
сняло. Я лег на широкую деревянную Kpo-
вать и долго раздумывал, что же произошло
В этой тихой и уютной хатке, что за тайну
скрывал тот семейный портрет...

Муратов вынул из кармана широких ка-
зачьих брюк кисет с табаком и трубку, на-
бил в чубук табаку, закурил. За окнами
шумел дождь, постукивал ставнями ветер.
Раскурив трубку, лейтенант продолжал рас-
сказ:

— Перед. рассветом нолил дождь, бараба-
нил в окна. Потом пюлнялся ветер. Я ужз
готов был уснуть, как вдруг ¢ улицы Z0-
несся громкий плач. Голос то снижал-
ся, то внезапно пожнималея, то опять
снижался, и тогда слышалось прерывистое
всхлипывание.

Когда порывы ветра с шумом ударялясь
в окна, плач становилея громче и надрыв-
нее. Он нагонял тоску. За перегзродкой по-
слышались тяжелые вздохи старухи. Она
торопливо пошарила в темноте руками, ви-
димо, что-то искала, затем отворила дверь и
вышла на улипу. Через несколько минут я
услышал ее рыдания. Вторя ночному плачу,
старуха тоже стала  тромко плакать,
причитая и как бы разговаривая сама
с собой.

Я не мог больше выдержать. Накинув
шинель на плечи, вышел на улицу. Через
дорогу, напротив хаты, в белесой мгле рас-
света, я увидел высокое дерево. Это был ста-
рый, широкий, раскилистый тополь. Густую
крону покрывали молодые, нежнозеленые,
только что распустившиеся пахучие листья.
Старуха стояла перед деревом на коленях и
плакала, приправ головой к земле. Ноя не
видел вокруг никого, кроме старухи, и
странно было: кто же мог плакать ещё? _

Подойля к старухе, я хотел поднять ее.
Но её нельзя было оторвать от земли. Отку-
да-то из переулка к тополю подошли не-
сколько крестьянок и, упав на колени, то-
же стали плакать, потом ириковылял хро-
уой старик в синих домотваных портах, в
овечьем треухе, полуптубке и валенках.

С год тому назад беда эта’ приключи-
лась.— об’яенил мне хромой старик. Под
этим тополем немцы застрелили сына и не-
вестку Степаниды,—он указал на мою хо-

зяйку, —и двух её внучков. Й с тех пор,
как только поднимется ветер и польёт дожль,
дерево плачет живым, человеческим голо-
сом. Тополь-то старый, с дуплом, ему, мо-
жет, сто ‘лет уже. Пули прошли через лю-
дей, а потом пробили дерево, просверлили
его насквозь. И теперь, когда в дупло набе-
ретсл дождевая вода и дует ветер, старое
дерево плачет, как человек... Может, от
этого.

Я вспомнил семейный портрет и. подошёл
ближе к дереву. Действительно, на высоте
человеческой головы на бугристой коре
старого тополя зияли четыре круглых от-
верстия. Чуть выше чернело дупло. У под-
ножия тополя высилась могилка. Из почер-
невших пулевых отверстий стекали мутно-
ватые дождевые капельки. В лупле по ме-
ре того, как дышал ветер, рождались то та-
желые всхлины, то нечто подобное челове-
ческому плачу, откуда-то из тлубины ство-
ла возникал плачущий голое.

Ё тополю подошел старик.

А сын-то степанидин учителем у нас
был. Бо-0-ль-шой души человек. Царствие
ему небесное... —

Командир эскадрона снова раскурил свою

—

трубку. Как бы прислушиваясь к шуму Ha

улице, он долго ходил из угла в угол по
хатке, молча что-то вспоминал, затем оста-
новился и выбил пепел из трубки.

— Я вам скажу — сказал Муратов глу-
хо,—-и у меня свой счёт с немцем, На Ву-
бани они расстреляли у меня жену и сына.
Глядя на убитую горем старуху, упавшую

на землю у качающегося, плачущего топо-
ля, я вдруг остро вспомнил своих и не мог
вынести больше этого испытания. Не помня
себя. я вбежал в хату, быстро оделся, под-

вял эскадрон по тревоге, и через десять
минут мои казаки скакали на запад.

Вы ‘слыщали когда-нибуль, как метят в
бою башкирские конники врагу за гибель
близких людей? Нет? Они неслышно про-
бираются в стан неприятеля и убивают
кинжалами за каждого своего товарища. как
требует обычай, по десять зражеских сэл-
дат. Так справляют они тризну. Ну, и мы в
тот лень устроили тризну. Настигнув на
дороге немецкий батальон, мои казаки из-

рубили его. Потом нам попался 0603 —
Рырубили и там в схватке всех немцев до
едного...

В тот день я в бою. снял головы многим

немцам. Сабля у меня отменная...
За окном брезжил рассвет.

— Разве может быть спокойной моя ту-
ша? Передо мной всё стоит, как наяву: вы-
сокий плачущий тополь, а перед ним на ко-
ленях седая старуха. Я ожесточилея и з0-

терял покой, и нахожу его только тогда, ко-

гла сабля моя опускается на голову нем-

ца...

С восходом солнца Муратов Коротко рас-

прошался со мной и, твёрдо ступая, вышел
на улицу. Через минуту раздалась команда
«По коням!».

В звонкой утренней степи мне долго елы-

щен был топот копыт удаляющихся коней
ий чудился тополь, плачущий человеческим

голосом.
Я. МАКАРЕНКО.

Действующая армия.

Агитаторы-

№ время исторической битвы под Ленин-
MIM политическая агитация на 1п0-
{ № я велась непрерывно, была действен-
№1, оперативной. Пример лучших агита-
Ирюв показывает, какую неоценимую 1п0-
№ЩЬ команлованию оказывает политиче-
ал агитация в боевой обстановке при пра-
ЗНЛЬНоЙ ее организации. Вот несколько фак-

Энский полк готовился в атаке. Впереди
Вала открытая поляна, которую надо вы-
\ преодолеть, чтобы ворваться во враже-
{ie траншеи, Полковой агитатор капитан
\ов понимал, что только беззаветная
Ивага каждого офицера и бойца, предель-
я слаженноеть и решительность действий
\гут обеспечить успех. Поэтому и гам он,
1агитаторы подразлелений поптли к бойцам.
бы об`яенить, что от атаки зависит успех
№ наступательной операции дивизии, и
\0бы довести решение командира 20
Знания каждого солдата. Это во многом
собствовало укреплению в бойцах уве-
Мнноти в выполнимости боевой задачи.
Ще до окончания артиллерийской подго-
ТОКИ, пока огневой вал пряжимал немцев в
‘We, бойцы преодолели открытую поляну,
тем стремительно ворвались в траншеи и
Ветро очистили их от врага. Полк почти
#3 потерь выполнил стою задачу и продви-
Аулея на 4 километра вперед. :
Агитатор другого полка гвардии старший
1йтенант Лях в наиболее ответственный
\очент находился в батальоне, который
Штурмовал сильно укрепленный пункт вра-
11, В батальоне агитатор беседовал с бойца-
\1 о предстоящей задаче, о славе и тради-

Циях советских гвардейцев. С началом ата-

№ тов. Дях был в боевых порядках баталь-

она. Увидев, что командир направляющей
роты выбыл из строя, он немедленно вышел
вперел и с призывом «За город Ленина! За
Сталина!» увлек, за собой бойцов и водрузил
красный флаг на отбитой высотке. Укреп-
ленный пункт противника был полностью
в наших руках, а тов. Дях не уходил с поля
боя, предупреждал бойцов о возможности
контратаки противника, составлял «листов-
ку-молнию» о героях дня. ~

Полковой агитатор гвардии майор Цвет-
ков тоже правильно оценил, какое огромное
значение для под’ема боевого духа воина
пмеет популяризация героев боя. Не огра-
ничиваясь «листовками-молниями», он BO
время боевых действий помогал командиру
части составлять короткие письма отли-
чившимся бойцам и их родным. .

Формы боевой и политической агитации
разнообразны, но все они преследуют одну
цель — еше выше поднять наступательный
лух и боевое мастерство воинов Врасной Ар-
мии. Наши агитаторы в массе своей совер-
шенно ясно сознают, что их главная, свя-
щенная обязанность — быть постоянно сре-
ли бойцов, непрерывно работать с ними.
Большинство атитаторов поступает так,
как говорит тов. М. И. Валинин: «Аги-
татор всегда должен быть вожаком масс,
вести их за собой. Особенно велика роль
агитатора во время боя. Бывает так, что и
хорошая часть, понеся большие потери,
утрачивает веру в свои силы. В такие мо-
менты агитатор может поднять дух бойцов
и добиться перелома в ходе боя».

Но есть случаи. когда полковые атитато-
ры не знают, что им делать и где быть В
период наступления. Например, агитатор
полка майор Сахно четыре раза водил в ата-

фронтовики

ву отделение и действовал в бою за отделен-
ного командира, хотя в этом не было ника-
кой необходимости. В то же время агитаци-
онная работа в полку заглохла. и даже газе-
ты, сволки Информбюро несвоевременно ло-
ходили ло бойцов. Можно указать и такие
акты, когда агитаторов используют непра-
Вильно: в качестве связных,  толкачей
ит. д. В этом повинны в первую очередь
заместители командиров полков по полит-
части.

За время Отечественной войны состав
полковых агитаторов существенно изменил-
ся. Ряды их пополнились людьми, не имею-
шими опыта агитационно-пропагандистской
работы в армии. А ведь качество, идейный
уровень агитации решают многое. Вот поче-
му мы много забот и внимания уделяли и
уделяем подготовке агитаторов. Для них
были организованы семинары о содержании,
формах и методах политической агитации в
наступлении. Большую помощь в этом ока-
зал организованный нами кабинет агитатора
и пропагандиста.

Когла начались наступательные бои, эта
работа, разумеется, осложнилась. Не везде
удавалось собрать агитаторов на семинары.
Тогла мы отправили своих пропагандистов и
лекторов непосредственно в полки, и они там
вели работу отдельно с каждым агитатором.
В разгар наступления кабинет агитатора и
пропагандиста был оборудован на автома-
шине: не отрываясь от своей части, полко-
вые агитаторы. могли повышать свое илей-
ное вооружение, пополнять знания и полу-
чать на месте толковую консультацию.

Подполковник И. ШЛЯПИН.
Ленинградский фронт.

ПРАВ

стера сопровождается большим

ДА

И ЕЕ речи

СВЕ ое ь в с

Лучшие мастера завода
ГОРОД Н., 8 июня. (Спец. корр. «Прав-

ды»). На авиационном заводе, где директо-

ром_ Герой Советского Союза тов. Ляпидев+
ский, выполнено’ в срок специальное зада-
ние по выпуску опытной машины.
Быстрейшему выпуску этой машины
способствовало развернувшееся на заводе
соревнование за звание лучшего мастера. В
мае звание «Лучший мастер завода» в цехе,

тде начальником Радзиминский, присвоено

мастеру Ерошкину, вынолнившему зада-
ние на 113 проц., в цехе, тде на-
чальником Лещенков.— мастеру Осминни-
кову, чья группа выполнила план на 109
проц., в цехе, где начальником Новиков, —
мастеру Иванову, выполнившему задание
на 150 процентов.

Соревнование на звание лучшего ма-
трудовым
под’емом среди рабочих. Это можно просле-
дить на примере работы бригады медняков,

‘возглавляемой тов. Туркиным, в цехе, где

начальником Дубровский.

Бригада майскую программу выполнила
на 160 процентов. Здесь не было ни едино-
то случая нарушения трудовой дисципля-
ны, ни одного факта брака. В июне брига-
ла Туркина обязалась выполнить план до-
срочно на 170 процентов. Первые дни
работы бригады Туркина в июне показы-
вают, что это обязательство будет безус-
ловно выполнено. Стахановцы и удафники
перевынолняют задание.

——

Собрание строителей
и монтажников Свердловска

СВЕРДЛОВСК, 8 июня. (ТАСС). Здесь
состоялось общегородское собрание строи-
телей и монтажников. На собрании были
приведены факты и цифры, характеризую-
зцие боевую работу уральских строителей.
Производительность труда по основным
стройкам города в нынешнем году возросла
на 33 процента. За годы войны в Свердлов-
ске введены в строй многочисленные заво-
ды, цехи, смонтированы мощные аггрегаты,
проложены мосты, дороги. Только с начала
этого года строители сдали в эксплоатацнию
около 30 промышленных об’ектов и 15.000
квадратных метров жилой плошади. Пущен
рял бытовых предприятий, построен зимний
цирк, проложена троллейбусная линия.

Знаменитый штукатур Вера Гущеварова,
выступая на собрании, рассказала, как она
обучает методам своей работы. других шту-
катуров. Её ученица Бессонова 6 июня вы-
полнила сменную норму на 2.000 процентов.

Участники собрания приняли обязатель-
ство досрочно завершить полугодовые про-
изводственные программы.

—о—-

120 домов отдыха и санаториев

Начался летний сезон в здравницах

ВЦСПС. По бюджету государственного со-
‘циального страхования отпущено на содер-
жание домов отдыха и санаториев 228 мил-
лионов рублей — в три < половиной раза
больше, чем в прошлом году. Новые дома
отдыха открыты в Свердловской, Ульянов-
ской, Омской и Кемеровской областях. Уже
приняты первые партии рабочих металлур-
гической и угольной промышленности, обо-
ронных предприятий и железнодорожного
транспорта.
- Впервые за годы войны будет открыт в
текущем сезоне пользующийся заслужен-
Ной славой санаторий для лечения сустав-
норевматических заболеваний в Цхалтубо
{Грузинская ССР). Работает бальнеологи-
ческий курорт «Кульлур» в Хабаровском
крае. Эта здравница обладает единствен-
ными в Советском Союзе горячими мине-
ральными водами, температура которых до-
ходит до 70 градусов. В Приморском крае
действует грязевой курорт, носящий на-
звание «Сад-город».

В нынешнем году будут работать не ме-
нее 120 профсоюзных домов отдыха и са-
наториев. (ТАСС).

о

Издание заключительного тома
собрания сочинений
В. Г. Белинского

ЛЕНИНГРАД, 8 июня. (Корр. «Правды»).
В Ленинграде готовится к изданию ХШ, за-
ключительный том полного собрания сочиле-
ний В. Г. Белинского. Профессор В. С. Спи-
ридонов, подготовивший к изданию‘ мате-
риалы этого тома, в беседе с корреспон-
дентом «Правды» рассказал: $

— Издание полного собрания сочинений
‚великого русского критика было начато из-
вестным историком русской литературы
профессором С. А. Венгеровым. Смерть по-
мешала ему закончить эту большую работу.
Заключительный том собрания сочинений

печати незадолго до всйны-

В него вошло более 100 статей, рецензий
и критико-библиографических заметок. В их
числе — две статьи «Взгляд на главнейшие
явления русской литературы в 1843 году»,
написанные Белинским для «Литературной
газеты», рецензия на «Гамлета» в переводе
А. Кронеберга, рецензия на третье издание
«Героя нашего времени» М. Ю. Лермонтова.
Для этого же тома я подготовил около 35
печатных листов комментариев к УПГМЬ—-ХШ
томам, а также 27 печатных листов общего
алфавитного указателя имен, назвалий про-
изведений, журналов, газет, альманахов и
сборников, упоминающихся в собрании со-
чинений. Общий об’ем заключительного то-
ма — около 80 печатных листов.

Работа над изданием ХПП тома велась
ленинградскими полиграфистами даже в са-
мых трудных условиях вражеской блокады.
Во время ожесточелных бомбардировок и ар-
тиллерийских обстрелов Ленинграда ‘матри-
цы книги погибли. Сохранийось только два
корректурных оттиска.

Вся работа по набору и печатанию тома
вновь ‚начнется в ближайшее время в цехах
восстанавливаемой типографии «Печатный
двор» им. М. Горького.

—о—-

Всесоюзное шахматное

первеисйтв0

Тринадцатый тур

В тринадцатом туре Всесоюзного шах-
матного первенства интересно протекала
партия Лисицин — Толуш. Лисицин раз-
громной атакой на 24-м ходу заставил То-
луша сдаться. Ботвинник после размена
фигур закончил вничью свою встречу с

агозиным. Удачно провел партию Мике-
нас против мастера Равинского. Он добил-
ся победы на 34-м ходу.

Бурно протекала партия между Вересо-
вым и Флором. Вересов пожертвовал коня
за две пешки и получил сильную пози-
цию. Но Флор недаром славится своей ис-
кусной защитой. Он сумел отразить атаку,
и в коЕце концов Вересов вечным шахом
свел партию к ничьей. Вничью также сы-
грали Бронштейн с Болеславским_ и Со-
кольский с Котовым. Партии Лилиен-
таль — Макогонов и Хавин — Смыслов
остались незаконченными. Сегодня — день
доигрывания отложенных партий.

В. Г. Белинского был подготовлен нами к.

SES a Ee ae ЕЕ СРЕ ВИАЕЕВАЕ

Новый шаг

ae

Е eee

в развитии

станкостроения

Наркомат минометного вооружения собственными силами построит :
оборудование для восстанавливаемых предприятий НЯ

Нашей стране ‘сейчас требуется огромное
количество новых станков. Они нужны для
новых заводов и восстановления  пред-
приятий на освобожденной территории.

Благодаря победоносному наступлению
Красной Армии Наркомат минометного воору-
ження сейчас вновь получил в свон руки
подавляющее большинство тех предприя-
Tui, которые ен имел до войны.
Это — предприятия ‘бывшего Наркомата
общего малтиностроения: заводы  сельско-
хозяйственных мантин, химического, поли-
графического, текстильного, обувного и
других видов машиностроения. Перед на-
шим, как и перед другими наркоматами,
етоит задача—как можно быстрее ввести в
строй эти заводы, а также увеличить
монтность действующих цехов.

Tre же взять станки?

Олин Наркомат станкостроения, конечно,
не в состоянни в короткий срок выполнить
все заказы на изготовление нового оборудо-
вания. Вак показывает опыт нашего нар-
комата, изготовление станков вполне по си-
лам и нестанкостроительным заводам.

В нынешнем году вместе с ростом выпу-
ска продукции для фронта перед работни-
ками заводов минометного вооружения по-
ставлена ковая задача — организовать про-
изводетво станков, необходимых для вос-
становления в полном об’еме всех наних
заводов. При этом. речь идет не о прими-
тивном, кустарном, изготовлении несколь-
ких станков, а о серийном их выпуске —
наряду с выполнением планов по производ-
ству минометов, мин и друтих боеприпасов.

Как разрешается эта, задача?

Несколько месяцев назад началось осво-
ение производства универсальных станков
на предприятиях минометного вооружения.
Сейчас уже можно сказать, что. техниче-
ских возможностей для выпуска высокопро-
изводительных станков на наших заводах
имеется достаточно.

Правда, мы встретились © немалыми
трудностями. Производство станков — дело
для нас новое, сложное. Все же многие
заводы преодолели затруднения и сейчас
регулярно выпускают металлообрабатываю-
щие станки. В числе таких прелприятий—
завод, где директором т. Ошаров. Он еже-
месячно выпускает по 25 токарных стан-
ков. Завол, где директором т. Манин, дает
в месяц 20 вертикально-фрезерных стан-
ков. Завод, гле директором т. Сосин,— до
12 токарных станков. По 10 револьверных
станков в месяц изготовляет завод, где ди-
ректором т. Спиридонов. Такое же количе-
ство станков для часовой промышленно-
сти выпускает завод, тле директором
т. Цофин. Завод, где директором т. .Дудин,
ежемесячно изготовляет п 25 сверлиль-
ных станков.

Уже самый перечень заводов показы-
вает, что имеются все условия для серъезно-
то разворота станкостроения на предприя-

тиях минометного вооружения. А это-—толь-

ко начало, Сейчас подготовился к серийному
выпуску станков ряд других предприятий,
в частности заводы, где директорами тг.
Линьков, Шалашов. ее <

Коллективы передовых предприятий на-
его наркомата показали при организации
выпуска станков образцы быстрого’ ‘освое-
ния новой техники, государственного OTHO-
шения к порученной работе. Завод, где ди-
ректором т. Курганов, существует сравни-
тельно недавно. Он не имел достаточных про-_
изволетвенных площадей, ему нехватало 0б0-_
рудования, рабочей силы. Все же здесь в
короткий срок —в 3 месяца — освоили
выпуек расточрых станков «Р-80>.

Завод, rie директором т. Давыдов, сам
имеет очень ограниченный станочный парк-
Однако коллектив завода сумел в течение
одного месяна выпустить первую делитель- _
ную головку. Успешно выполняя протрам- ^
му по основной продукции, этот завод допол=
нительно изготовляет ежемесячно не менее
10 делительных головок. Завод, где дирек-
тором т. Погребенко, несмотря на сложные
условия, успешно изготовил высококвали-
фицированный токарный станок типа «Вер-
тер» для инструментальных цехов. Здесь
сейчас заканчивается подготовка- в серий-
ному выпуску таких станков. ее

Новым на наших заводах является 60-.
злание специальных цехов станкостроения. ‘>
В некоторых местах они уже имеются. -
Чтобы обеспечить дальнейшее ‘развитие ^
станкостроения, предусмотрена организация _
в ближайшее время таких цехов на 40 —
предприятиях. В дальнейшем число станко-. _
строительных цехов на заводах Наркомата
минометного вооружения будет увеличено. ^^

Сейчас важно оказать техническую по-
мощь работникам на местах в налаживании
нового дела. С; этой целью в наркомате
созданы станкойнструментальный отдел и
центральное конструкторское бюро по стан-
костроению. задачи конструкторского
бюро входит разработка новых конструк-
ций снениальных станков. Lane

Большого внимания требует подготовка
кадров AIA  станкостроительных цехов:
Создаются учебно-производственные цехи
для обучения молодых рабочих.

Состоявшаяся недавно в Москве конфе-
ренция работников предприятий Нарком-
минвооружения по вопросам  производ-
ства станков и инструмента подробно
обсудила конкретные задачи, стоящие“
в этой области. Работники заводов, о.
нашего  наркомата,  обеспечившие во...
время войны усиленное снабжение Ёрас-
ной Армии минометами и минами, приложах
все силы к тому, чтобы наряду с выпу-
ском военной продукции ортанизовать .мас-....
совый выпуск станков. Это позволит нам ~~
в основном своими силами, собственными
станками восстановить предприятия на
территории, очищенной от врага.

Н. КОЧНОВ.
Заместитель наркома
минометного вооружения, ^^^

_ МАСТЕРА РУССКОГО НАРОДНОГО ИСКУССТВА

Чёрное небо. Пёстрый клубок кипящей
схватки. Блешут узкие копья. Плаши
всадников взметены ветром неистового бе-
га коней. В центре грудью сшиблись два
витязя на вздыбленных конях. Играет зо-
лото ‘доспехов и сбруи. Фигуры всадников
и коней в яростном движении. Такое же
буйство и в красках — кони невидаЕных
мастей: пламенеющие красные, зелёные,
розовые, лиловые.

Перед нами одна из иллюстраций заме-
чательного палехского мастера И. И. Го-
ликова к «Слову о полку Игореве».

Даже сугубая декоративность компози-
ции придаёт ей’ лишь еще большую дика-
мику и выразительность. Смерчевое коль-
цо, в которое брошены стремительные фи-
гуры всадников и коней < развеваюшимися
гривами, мастерски завершает впечатление
бешеного вихря схватки.

Своеобразно искусство палешан:
наследники и хранители традиций русских
живописцев ХИТ, ХГУ, ХУ веков, художни-
ков новгородской, приволжской, ранне-мос-
ковской, московской, строгановской школы.
Оттуда идёт. эта благородная лаконич-
ность, строгость рисунка, декоративная
условность изображения, плоскостное пись-
мо, своеобразие колорита и перспективы.

Старыми мастерами завещана и сама жи-
вописная техника, пропесс письма.

Неслучайно село Палех — своеобразная
академия русского кафодного прикладного
искусства — находится в местах, где, ка-
жется, каждый камень хранит предания
нашей истории: в соседстве с такими TO-
родами, как Владимир, Шуя, Суздаль.

В’езжая в село, испытываешь невольное
волнение. Здесь в скромных мастерских
рождаются художественные произведения.
славящиеся далеко за пределами нашей
страны, наролеые таланты-самородки кКро-
потливой работой создают произведения
огромной ценности, день ото дня coBep-
шенствуя свой благородный труд. Здесь
создан палехский музей — хранилише под-
линных сокровищ и лаборатория творче-
ских исканий.

Содержание для своих произведений па-
лешане черпают из русской истории, Еа-
родных сказаний, песен, из лучших произ-
велений литературы. Большое место в ях
творчестве занимает отображение событий
Отечественной войны.

Художник Д. Буторин сейчас готовит
большую работу — крупную шкатулку, тема
рисунков на которой — салют Родины.
В центре дан портрет товарища Сталина
на ‘фоне московского Кремля и салюта.
В угловых рисунках изображены оборона
Ленинграда, Сталинграда, Севастополя; бой
пол Киевом. Уже больше десяти месяцев
работает талантливый мастер над новым
своим произведением.

к — мастер пейзажа, в его компо-
зипиях много лиричности. Но особенно
примечателен он тем, что древние тради-
ции в живописной технике с успехом при-
меняет в трактовке новой темы.

А. Дыдыкину свойственны спокойная ком-
позиция, ярко выраженная декоративЕость
рисунка. Он— тонкий колорист. Дыдыкин
закончил по государственному заказу боль-
шую нкатулку, рисунки на которой посвя-
щены теме «Волга — русская река». Они
перелают содержание песен «Есть на
Волге утёс», «Из-за острова на стрежень»;
изображают Горького, сидящего на бере-
гу Волги; Минина, призывающего нижего-
родцев спасти Родину; волжских бурла-
ков; крепостную девушку, пришедшую по-
ведать матушке-Волге своё горе: «Волга,
реченька глубока, прихожу к тебе с тос-
кой...».

И. Вакуров-—изумительный. рисовальщик.
Очень тонка и изяшшна линия его рисунка,
манера которого идёт от древнейшей нов-
городской школы. Богатейший мир ‘сказоч-

Они —

ных образов он чудеско передаёт <редст:
вами палехского искусства. Его работы ‘на
фантастические, сказочные тёмы занимают
в палехском музее достойное место наряду

с работами И. Голикова, талантливейшего
И. Баканова, молодого П. Баженова, по-
гябщего в дни Отечественной войны. Час*__
то обрашается он к литературным сюже-
там. Недавно им зэкоечена композиция,
посвящённая Лермонтову.

Наиболее строго блюдлут традиции стиля
приволжской школьйИ. Маркичев и А. Вата
гин. Маркичев, большинство своих работ по-
святивший крестьянскому труду и переда-
че красок родного пейзажа, недавно мас-
терски выполнил фоспись блюда, содержа+
ние которой дали любовно выбранные. на+ (1:
родные русские песни. Ватагин работает
сейчас зал темой «Слава русского ору-
жия». В неё будут эключены мотивы, свя-
занные с битвами Димитрия Донского и.
Александра Невского, образами Минина 4.
Пожарского, Кутузова и Суворова.

Сходную по теме роспись ларца осуще-
ствил Н. Парилов. Оба мастера решают тему
сообразно свойственным им художествен-
ным устремлениям: Ватаги пишет более
строго; статично, эпически стюкойно: в ри-
сунке Парилова больше декоративности и
движения.

Так каждый мастер вносит что-то ©в0$
в общие черты палехского стиля.

У прославленных мастеров Палеха по+
явились уже последователи. В работах таз
лантливой Котухиной вилно сильное влия-
ние Голикова. И. цветовая гамма молодой
художницы напоминает  голиковскую-—
чистые цвета, «открытые» тона. Голиков.
говорил, что он берет краски из букета
полевых нветов.

Интересны последние работы  Правлн-
Ha — по мотивам некрасовской поэмы «Ко-
му на Руси жить хорошо», Вихрева — «Та-.
вя» (с большой выразительностью дан в

этом рисунке основной образ — русской

девушки-партизанки. готовой встретить лю-

бую опаскость во имя достижения своей

благородной цели), Зубковой — «И. кто его _
знает» (способная художница хорошо nepe-
дала теплую лиоику, мягкий народный

юмор песни М. Исаковского, образы де-

вушки и паочя полны трогательной з1-

стенчивости и чистоты).

Опыт старших мастеров передаётся мо-
лодым  художникам-палешанам в школе,
которая работает тут же, в челе. В ней
учится 59 человек. Молодым художникам
предоставлены все возможности для плодо-
творного учения. ел

Изделия палехской артели художников
пользуются любозью во всей нашей страз
не. В село приходит обильная почта: бойцы,
офицеры, генералы Красной Армии благо-_
дарят художников за’ чудесные подарки, —
присланные на фронт. : i

Палешане получают множество заказов:
Иные организации в своих заказах пере-
гибают палку. Нужно очень вдумчиво Ч
бережно подходить к определению темаз
тики работ палехских художников. Пооща
ряя их обращение к современным сюже?
там, надо учитывать особенности их твор-
чества.

Помочь нало палешавам в организацион?
ных делах. Они испытывают известные за2
труднения в доставке необходимого HM
материала, оборудования. Желательно, чтобы
Управление по делам искусств mpa CHK
РСФСР и местные организации больше’‘за= ~
ботились и о бытовых нуждах художников: ~

Надо обеспечить замечательным мастерам
народного художественвого ремесла всяче= _
скую помощь в их работе. Они этого за2.
служивают, и это саринесёт огромную
пользу нашему искусству. -

Ю. ЛУКИН. —-

Село Палех.