Cy

му они хранили колхозное добро,

Co
€2
Gd
©
Xr
©
ва.
a
=
@9
<<
oe
=
=
$9
i=
©2
 =
Е
oa
и
СЭ
©
A
=
“<<
©

ПРАЗДА

Е ЕЕ ВЕ Ee

Возрождается сониалистическое

сельское

Великие исторические HH переживает
сейчас украинский народ. Героическая Врас-
ная Арчия пол руководством Верховного
Тлавнокоманлующего Маршала Советского
Союза товарища Сталина освободила от не-
мецко-фашистских захватчиков почти всю
Украину. Освобождение украннекого народа
стало возможным лишь благодаря могуще-
ству советского строя, братской дружбе co-
ветских народов, обазавших неоценимую по-
мощь в борьбе за освобождение Советской
Уврзины от немецких захватчиков.

За время своего разбойничьего хозяйни-
чания на Укранне немецкие варвары раз-
рушиля и разграбили наши колхозы, МТО
и совхозы.

Много тракторов, сельскохозяйственных
мапшин и ‘орудий, рабочего, продуктивного

скота они уничтожили, в результате чего
тагла
на Украине сократилось более чем в три

количество живого и хеханичесвого

раза против 1940 года.
Немецко-фатистские захватчаки,

инский народ —- в нослушных рабов немец-
ких помещиков и капиталистов.
дней оккупация немцы приступили в пла-
номерноху грабежу всех богатств украин-
ской земли, Этот грабеж сопровождалея на-

снлием, расстрелами, публичной  порхой,
массовым утоном населения на каторгу в

Терманию.
Немецко-фапистские оккупанты пыта-
лись разрушить колхозный строй. Они ста-

рались соблазнить украинского крестьянина

дешевыми посулами индивидуального хозяй-
ства, которое в соответствяи с так называе-

мым новым земельным ‘порядком должно
было находиться в полной зависимости OT

немецкой колониальной политики.
В своем бессилии подчинить себе уЕраин-

ское крестьянство немцы превозносили чу-
хеса своей культуры, техники и организа-
ции сельского хозяйства. Украинские кол-

хозники елко выеменвали эти новитества,
говоря: «Щоб витримати нмецьву культуру,
треба мати волову шкуру». :
Украинский народ, украинское крестьян-
ство на многолетнем опыте испытали  ни-

щенскую жизнь в условиях мелкого, раз-

~ юбленного инливилуального хозяйства и

делились в силе и могуществе колхозного

строя — строя зажиточной жизни. Н поэто-
будучи
глубоко уверенными в разгроме немецких

^ поработителей, в своем скором  освобожде-

HHH.
И

На второй же день после изгнания нем-
eB колхозники вновь восстанавливали свои
олхозы, избирали правления, свозили при-
прятанный от немецкях грабителей инвен-
харь, сволили сохранизшихея лошадей и
другой рабочий скот.

Буквально на пепелище и руинах в03-
рождались колхозы, машинно-тракторные
станции я совхозы. за короткое время после
своего освобождения от немецких захватчи-
ков нани люди совершили много подлинно
героических полвигов по восстановлению
разрушенного немцами сельского хозяйства.

_Для восстановленяя хозяйства советское
правительство возвратило на Украину зна-
чительное количество руководящих разотня-

вов и специалистов сельского хозяйства,

выделило большое количество металлов,
авто-
машин, сельскохозяйственных машин и ору-
днй, оборудование мастерских, большое KO-
продуктивного скота и рабочих

строительных материалов, тракторов,

личество
лошадей.

На работу в земельные органы Украины
направлено свыше трех тысяч работников и
машинно-тракторных
станций из восточных областей Советского
Союза уже завезено 4.200 тракторов, более
1.000 тракторных плугов и сотни других

специалистов. Для

машин и сельекохозяйственных орудий.

В результате помотци союзного правитель-
ства и организационной работы партийных,
советских и земельных органов Украины до-
стигнуты серьезные успехи в возрождении
сельского хозяйства ‘республяки. В настоя-
щее время в 16 восточных областях Украи-
ны возобновили деятельность 1.011 и в 33-
падных областях Украины 83 машинно-
тракторных станции. Они оказали и оказы-
вают колхозам и крестьянским хозяйствам
большую помощь в проведении сельскохо-

зайственных работ.

По дорогам отступления немецких банях,
по полям, оврагам и лесам трактористы и
разукох-
плектованные тракторы и_.машины, раска-
пывали в грудах металлолома отдельные де-

голхозники собираля разбитые,

тали, из-под развалин вытаскивали обгорев-
шие станки,

весенней посевной кампания МТС Украины
поставиля в строй 21,5 тысячи тракторов,
выполняв план ремонта тракторного парка
на 115 процентов.

Партийные, советские и земельные орга-
ны Украины провели большую работу по
подготовке сельекохозяйственных кадров. Е

весеннему севу было подготовлено массовых
вадров для МТС 45.035 человек, при

этом план подРоторки тракторястоа выпол-
нен на 113.3 процента, комбайнеров — на
111,8 процента.

еобое внимание было уделено нодготов-
хз колхозных калров. К весне этого года
было подготовлено колхозных кадров разных
профилей 30.547 чел. Одних только пред-
селателей колхозов училось на курсах свыше
6.000 человек.

Выполняя свой патриотический хлолг, Еол-
хозники Украины в благодарность за свое
освобожление от неменко-фавгистского рао-

ра в Фона Врасной Армии десятки

qj 8 пулов хлеба и других сельскохо-

I, wrx продуктов. Из собственных за-
вЫ ‚лпратанных от немцев, колхознн-
полу али семенные фоны. Только в 0д-
20м тинской области они собрали в 6е-
вЫпУрих около 195 тысач центнеров
артил

румиеся Запорожской, Днепропетров-
ской, Полтавской. и других областей, всту-
пая в социалистическое соревнование за
быстрейшее восстановление сельского  хо-
зайства, в своих письмах товарищу Сталину
JAI слоро не только выполнить, о и пере-

выполнить планы сева. И они сдержали своз
слово. План сева яровых  перевыпелнили
колхозы _ Днепропетровской,
Киевской,
Сталинской,

Херсонской и Сумской областей.

OERY-
пировав Укранну, пытались превратить ее
в колонию немецких империалистов, & уЕра-

С первых

инструменты и. в невиданно
гороткие сроки восетзнавливали мастерские
и одновременно ремонтировали тракторы. i

2 oo 5

д. КОРОТЧЕНКО
Секретарь ЦК КП{5) Укреины
$>®

Залюрожской,
Каменец-Подольской, Олесской,
; Николаевской, Полтавской,
Харьковской, Виннацкой, Кировоградской,

Весенний сев на Укранне был‘ одним из
серьезнейших экзаменов для всей партий-
ной организации нашей республики. И этот
экзамен большевикя Укранны выдержали с
честью. Преозолевая трудности, сложившие-
ся на селе в результате немецкого разбоя,
поднимая шнрочайнгие массы  коахозного
крестьянства, работников МТС и с08х0зов
на борьбу за своевременное и высококаче-
ственное проведение посевных работ, колхо-
зы и совхозы Укранны весенний сев прове-
ли хоропю.

В целом по Украине колхозы закончили
сев яровых к 5 июня, выполнив к этому
сроку государственный план на 100,5 mpo-
пента. К 20 июня план был выполнен на
105,4 процента, в том числе по колосовым—
на 118.8 процента; по сахарной свекле —
на 109 процентов, по подсолнуху — Ha
121,8 процента, кок-сагызу — на 102 про-
цента. Совхозы на это число выполвили го-
сударственный план сева на 101,4 про-
цента.

Большую помощь колхозам в проведении
весеннего сева оказали МТС. Хорошо ра-
ботали МТС Сталинской и Днепропетровекой
областей. Оня дали наивысшую выработку
на трактор. МТС Сталинской области на
10 июня выработали на один 15-сильный
трактор в переводе на мягкую пахоту в
среднем по 188 гектаров, а МТС Днепро-
петровской области в среднем на тразтор
выработали по 197 гектаров.

На полевых работах колхозы широко
использовывают живое тягло, в том чие-
ле коров, принадлежащих колхозникам. В
Днепропетровской и Сталинской областях
весной, в период массового сева, на полях
работало ежедневно более половины коров.
Умелое сочетание работ тракторов и живого
тягла колхозов и колхозников позволило
многим колхозам Сталинской области прове-
сти сев колосовых культур за 7 рабочих
дней, а таким районам, как Марьинский,
Мариупольский, Андреевский и Селидов-
ский,—за 4 —5 дней.

Первых успехов в восстановлении хо-
зяйства и выполнении плана сева к9л-
хозы, совхозы и МТС Советской Украины
достигли благодаря большой помощи, 054-
зываемой им партией, советским прави-
чельством и лично товарищем Сталиным.

Колхозники и колхозницы, рабочие МТС
и совхозов Советекой Украины, воодушев-
ленные успехами Красной Армии и 3200-
той товарища Сталяна; проявляют пламен:
ный патриотизм и своими трудовыми подви-
тами делают вее для советского государства,
для фронта, для победы.

Широкие массы колхозного крестьянства
включились во Всесоюзное социалистиче-
ское соревнование за высокий урожай ©
тем, чтобы дать больше
Ераеной Армии и стране, больше сырья хля
промышленности и ускорить полный раз-
грам немецко-фаптистских захватчиков.

’Ожиля замечательные традиции свекло-
водов-пятисотниц. На родине Марии Дем-
ченко, в селе Староселье, ее подруги снова
обязались возродить былую славу Болхоза.

Десятки звеньев борются злесь за пяти--

сотенный урожай свеклы с гектара. На
республиканском совещания по свевлосея-
нию опытные пятисотницы Елена Бере-
за, Мария Кутовая, Мария Гелевера и 1.
призвали всех свекловодов Украины 6o-
роться за. возрождение  свеклосеяния нз
Украине, за высовие урожая сахарной
свеклы, чтобы уже в этом году дать стра-
не и фронту как можно больше сахара.
Сейчас на свекловичных полях прохолит
самая ответетвенная работа — прорывбя
свеклы. Эту работу необходимо закончить в
самые ближайшие AHH, чтобы вырастить
на каждом гевтаре не меньше 90 тысяч
корней и обеспечить высокий урожай.

В Велико-Дымерском колхозе, Киевской
области, немцы повесили тероиню труда
звеньевую Евлокию Бессмертную, которая
яз своем участке собирала с гектара 625
центнеров картофеля. Ее место заступила
ee подруга комсомолка Паша Яозмоленко,
лавшая 61080 повторить рекорд Бессмерт-

ной.
IV

Состоявшийся в мае пленум ЦЕ ВП(б)
Укралны поставил перед партийной орга-
низацией Украины важнейшую  воен-
нохозяйственную задачу — мобилизовать
все силы для ‘того, чтобы хорошо. под-
готовить ин провести уборку урожая 1944
года, а также своевременно и в сжатые
сроки выполнить государственный план
заготовок хлеба и других сельскохозяйст-
венных продувтов в 1944 году.

Ло войны Украина имела свыше 27 ты-
esa комбайнов, убиравших около полови-
ны всей плошади зерновых. В этом году
решающую роль в успехе уборки будут
играть простые машины -—— самоскидеи,
лобогрейки, а также косы и серны.

Во всех без исключения областях нужно
решительно повысить темпы ремонта ко\-
байнов, жаток, сенокосилок и других убо-
рочных средств. Работы на этом учаетБе
ее очень много, и она не терпит отлага-
тельств. 0с0бенно нужно ‘подтянуться ©
ремонтом комбайнов машинно-тракторным
станциям Одесской, Харьковской, Полтав-
ской, Запорожской и Николаевской баз
стей.

В связи с нехваткой уборочных машин
в этом году недостающее количество жа-
ток необхолимо частично пополнить путем
использования на косовипе сенокосилок, 2
также хелеров разукомплектованных KOM-
байнов.

В условиях этого года, когда нехватает
тракторов, живого тягла и уборочных ма-
шин, 9060606 значение приобретает скирло-

вание хлеба. Скошенный хлеб надо в самые

кратчайшие ерокч связать, сложить в ROU-

продовольствия

ХОЗЯЙСТВО

ны и немелленно, после того как хлеб про-
сохнет, заскирловать < тем, чтобы иметь
максимальную возможность хорошо сохра-
нить заскирхованный хлеб и обмолотить
его до наступления осеннего ненастья:

В этом году большое внимание уделено
посеву овошей и картофеля в 06вобож-
денных ‚раЯонах, Kak важнейшему источ-
нику дополнительного питания трудящих-
ся. Колхозы Украины посеяли 150,4 ты-
сячи гектаров овошей и 520,5 тысячи гек-

‘таров картофеля. Колхозы ряда областей в

этом году посеяля овощей столько, сколь-
ко их сеяли в 1940 году.

Индивидуальное и коллективное огорох-
ничество в 1944 году на. Украине приняло
широкие размеры. В одной Ворошиловград-
ской области огородники засеяли огородны-
ми культурами и картофелем 38 тысяч
тектаров против 24 тысяч гектаров в 1941
году.

В каждом колхозе и совхозе необходимо
хорошо продумать, как будет проводиться
уборка урожая. Нужно подробно разрабо-
тать рабочие планы уборки и выполнения
обязательств перед государством, предуемо-
треть и сочетать в этих планах все работы,
которые приходятся на период уборки.
Надо правильно использовать уборочные
машины, живое тягло, умело расставить
людей на уборке, организовать труд колхоз-
ников, рабочих совхозов и прибывших на
Уборку из городов рабочих и учащихся.

Чтобы успешно провести в этом году
уборву. урожая, к ней необходимо привлечь
зсех трудоспособных колхозников, колхоз-
ниц и подростков. Нужно добиться органи-
зации в колхозах и совхозах более широкой
сети детских яслей с тем, чтобы все труяо-
способные женщины, имеющие малых де-
тей, также получили полную возможность
работать на уборке.

Урожай в этом году ожидается хороший.
Необходимо широко раз’яснать колхозникам
порядок получения дополнительной оплаты
труда за перевыполнение планов урожайно-
сти. Надлежащий учет труда каждого кол-
хозника — основа правильного распределения
доходов. и получения дополнительной оплаты
в колхозе.

Олновременно ¢ подготовкой к уборке
должна проводиться очень. важная и неот-
ложная работа по под’ему паров. На 20 ию-
ня колхозы выполнили план пол’ема паров
на 43,2 процента. Работа недопустимо от-
стает. Ее нужно форсировать, поставив на
пахоту, кроме тракторов, все живое тяглэ
колхозов и совхозов и использовав на этой
работе коров колхозников, рабочих и слу-
жащих совхозов.

V

До начала уборки хлеба нужно справить-
ся с сеноуборкой и силосованием кормов.
На Украине в этом году нужно скосить
около 800 тысяч гектаров сеяных трав в
4.446 тысяч гектаров естественных. сенз-
косов. (Сеноуборка уже началась. Ha 20
июня скошено природных сенокосов 369,2
тысячи гектаров, или 25,5 процента, сеяных
трав скошено 84,6 тысячи гектаров, или
11,8 процента:

Своевременное проведение сеноуборкн и
полное выполнение плана силосования вор-
мов создаст необходимую кормовую базу для
восстановления животноводства в колхозах
и совхозах.

Тов. Н. С. Хрущев неоднократно указы-
вал на то, что колхоз без крепких ферм
общественного животноводства — неполно-
ценное хозяйство. Это прекрасно нанимают
руководители районов и колхозов. Это по-
нимают и колхозники. Делу восстановления
общественного животноводства. они уделяют
большое внимание. Почти весь приплод от
евоих коров колхозники законтрактовали
свонм колхозам. Многие члены  артелей
сдали колхозам для организации птицеферм
по 1—2 курицы и выводят цынлят для
восстановления колхозных птицефери.

Тракторный парк сельского хозяйства за
период оккупации сократился почти на
60 побцентов, а количество рабочих лоша-
дей — более чем в 5 раз. Поэтому очень
серьезно стоит вопрос о восстановлении тяг-
ловых ресурсов. Учитывая это, Совнарком
Укралны принял постановление, которым
устанавливается обязательный минимум вы-
ращиваная рабочих волов для каждого хол-
хоза.

Вопрос восстановления общественного
животноводства должен быть решен путем
воспроизводетва стада колхозов, контракта-
ции и закупки молодняка всех вядов скота
у колхозников, рабочих и служащих. Боль-
шую роль в развитии жавотноводства играет
тромадная помощь, оказываемая Украине
братскими республиками Советского Союза.
Десятки тысяч голов скота уже прибыли
и идут с востока на Украину. ;

Используя вее эти возможности, колх
уже в этом году смогут создать у себя по
лве животноводческих и одной птицевод-
ческой ферме.

Количество скота и птицы в колхозах ра-
стет в каждым месяцем. За 4 месяца этого
года государственный план развития обще-
ственного животноводства выполнен по
крупному рогатому скоту на 72,8 процента,
в том числе по рабочим волам — на 107,4
процента. Усмешно выполняется план кон-
трактации молодняка. Уже теперь нужно
серьезно подРиать 0 подготовке помещений
wa 3HMOBEH crora.

* + $

Несмотря наз большие разрушения, нане-
сенные немецклии мерзавцами сельскому
хозяйссву, колхозное крестьянство, рабочие
совхозов и МТС быстро восстававливают
колхозы, совхозы и машинно-тракторные
станции Советской Украины.

Нет сомнения в том, что, показав высо-
кую организованность и дисциплинирован-
ность на весеннем севе, колхозники, ра-
ботники МТС и совхозов и специалисты
сельского хозяйства в еше большей мере
покажут их на решающем этапе борьбы за
урожай — на уборке. Нужно быстро и 6ез
потерь убрать уюжай, своевременно вы-
полнить обязательства по слаче хлеба п
других  сельскохозяйственных продуктов
государству. Эту задачу хорошо выпелняли
колхозы и совхозы Украины до войны. С
этой задачей они безусловно справятся и в
этом году. Порукой этому является слло-
ченность украинском народа вокруг партий
енина-—Сталеча. -

На освобождённой земле Украины.
совета тов. В. Могилин читает газету членам артели.

Село Бочечки, Конотопского района, Сумской области. На снимке: председатель сель+

Фото А. Борукова»

Слет в Василькове

В Василькове — слет ударников полей.

Небо c вечера было  бледножелтог,
солнце раньше срока скатилось багровым
безрадостным пятном в туманную мглу, в
городском cary горланили галки — Bee
предвещалю хиурое и ненастнюе утро. Но,
приметам вопреки, утром ветра и дождя не
было, а солнце, поднявшись из-за древних
вренпостных валов, встало над городом та-
кое большое и щедрое, что хватило его на
каждую росинку, на лист каждый, на каж-
zoe стекло в городе. Когда же вместе с
солнцем весело запела труба горниста в
лихо уларили в барабан на комендантекох
дворе, стало в Расилькове всем — от челэ-
века ло птицы-—хоропю и ралостно, и
всех потянуло на улицу. «Город новый
взяли или Николу вешнего празднуют, —
товорила внуку столетняя бабка, пережив-
шая конец трех русских императоров и два
немецких нашествия, — все равно, сбегай
& начальникам, поблатолари их...»

На городской площади с’езд, как на Co-
рочинскую ярмарку!.. Из всех шестидеся-
ти колхозов прибыли сюда семьсот чело-
век: из села Плесецкого, из Глевахи, из
Большой Султановви, из Султановки Ma-
лой, из Великой Вишенки, из Мытницы 2
Козаков. Прибыли пешком, на лошадях,
даже на автоматинах — местные власти
для ударников полей нашли и автомобили,
и бензин. Нлощаль фраюцвела сарафанами,
плахтами, лентами, красными флагами, си-
ренью и черемухой. А песни! Видимо,
правду говорят ученые, что на Украние
каждое село имеет свою песню, а всех пе-
сен на Украине наберется ло миллиона—
песнями на все лады и мотивы полно ве-
соннее утро, с пеней в’езжала на горот-
окую застазу каждая подвода. Пелись nec-
ни старинные, новые, coBcem ‘новейшие,
рожденные этями днями. И noma TOILE)
успели сложить их!

‘Ha солнце стяг колышется червонный.

В единый фронт сливается народ.

Идут вперед полки и батальоны

За край родной, за Сталина вперед!

Молодые поют и танцуют, а люди по-
жилые ищут в толпе кумовьев и сватов.
Два года при немцах были люди оторваны
друг от друга, связь между селами и ху-
торами строжайше запрещалаеь, пойделть в
гости к кУму, попадешь в комендатуру...

— С Глевахи никого не видали?

— Ищите у клуба или возле райвом-
парта. Там у фронтовой карты народу——пол-
тыши, А карта какая? Величиной © дом!

— Дедушка Яков!-—вричит молодая
женщина, протискиваяеь Е затертому лю-
бопытныхи люльми у карты визенькому,
седенькому старичку.— Приехал, дедушка
Яков! А где Санько Хвоя? А председатель
колхоза? А председатель сельсовета? А Пе-
та где?

— Bee эти граждане налицо, товарищ
Утвенская, все выбранные народом ударни-
pu приехаля. Один Васалий Духлий отка-
залоя поехалъ...

— Uno такое?

— Topopur,— пчела летит, рой стеречь
надо, не могу пост покинуть. Голова сель-
рады на него нажимзл— едем, говорит, я
всю твою ответственность на себя прини-
maw. Какое там, уперся Духлий, как бугай,
так мы и оставили его на пасеке...

Контролеры при входе в Елуб деликат-
ные, ласковые. У деда Якова из Глевахи
они пропуск не спралгивают. «Мы вас за-
раз признали-—в газете сегодня ваша лич-
вость сфотографирована». Контролеры за-
херживают хлопчиков — сфеди них есть
такие, которые зайцами хотят проскочить
на великое районное торжество. «Ваше з2-
прошення?» И конфузится контроль, когда
хлопчик показывает пригласительный би-
лет. Батюшки, да ведь это же Петя Ко-
MECCAPGHRO, знаменитый пахарь из той же
Глевахи, слух о нем прошел по району из
края в край, вон и фотография его поме-
щена рядом с деловой на районной доске
стахановцев весеннего сева. «Извините по-
жалуйста, товарищ Бомиссаренко, проходи-

К уб

Приступая к полевым работам, колхозни-
ки Богодуховского района, Харьковской об-
ласти, заявили: «Государственный план се-
Ba — это боевой приказ Родины. И мы его
выполним во что бы то ни стало». Свае
слово они сдержали, засеяв почти 2.009
тектаров сверх плана. Колхозники добились
высокого качества предпосевных и посевных
работ. В результате всходы на полях и ого-
ролах хорошие, а на ряде участков—отлич-
ные. Особенно выделяется в передовой сель-
тозартели имени Фрунзе участок звеньевой
Варвары Сахновой, которая борется за по-

(Or специального корреспондента «Праздь:»)
é

те поближе к сцене, вас, назерное, избе-
рут в президиум...»

А Комиссаренко уже не слышат и не
видит контролера, а видит он в зале рое-
лого, статного дядю в зеленой гизгнаетерке,
с отленами на груди. Охнул от восторга,
сосчитав:

— Пять... Пять орденов!..

А вотла потом открыли слет, когда из-
брали в почетный  презжинум товарища
Сталина, Молотова, членов Политбюро,
а потом избрали в другой, — обыч-
ный, президиум секретаря райкома партия
Игната Сиротюка, председателя райЕеполко-
ма Терентия Максименко, дела Якова и
многих других стахановцев и стахановок,
когда после доклала вышел товарищ © пя-
тью орденами, по фамилии Богатырь, и стал
говорить про то; как он был в партизан-
ских команлирах, холил по немецким ты-
лам, громил немецеие гарнизоны, выручал
советских людей из немецкого плена—
окончательно замер от восторга парнишка
из Глевахи, и собственная слава его по-
меркла в его глазах. Но тут как раз из
президиума назвали его фамилию: .

— Слово имеет товарищ Петр Вюжисеа-
ренко, самый молодой участник нашего сле-
та, стахановенц...

У Пети была с помощью учительницы
Елены Утвенской, уполномоченной райкома
по Глевахе, приготовлена складная, по всем
правилам, речь, но бумагу с этой речью из-
за человека с нятью орденами Петя затерял
и, выйдя к трибуне, холго молчал, перемина-
ясь с ноги на ногу и не зная, куда ему
смотреть — в зал или в президиум.

— Какие такие мои лела? Я простой
орач,— начал он, наконец.—Ну, за лошадью
ухаживал. Берёг животных, как пионер:
Ну. пахал тоже. Когда шестьдесят соток,
когда семьдесят, когда больше. Пахал так,
как показывал дедушка Яков,— вон тот
самый -—— он У нас старшой на пахоте...
Больше у меня никаких таких особых дел
нету.

Тут поднялась в

зале ‘буря руко-

илесканий. и когда Петя отошел в учитель-,

нице, увидел у нее слёзы в глазах и услы-
шал ее горячий шопот: «Хорошо, мой маль-
чик. сказал, хорошо!».

Выступали после докладчиков: Черны-
шенко, предсздатель Плесецкого сельсовета,
Мокрина Гончаренко и Мария Шаденко из
того же Плесецкого, бригадир тракторной
бригады Островский, звеньевая Корниенко
из Великой. Вишенки, председатели колхэ-
зов, агрономы, районные руководители, Йг-
нат Спротюк. Говорнли о севе. Говорили о
том, как прошел сев — первый после осво-
бождения от немцев — в васильковских се-
лах, кто и чем отличился на севе, кто He-
много поотстал, что делать завтра, как з8-
крепить первые успехи, как справиться с
недостатком машин, тягла, рабочих руе,
Говорили о пшенице, о сахарной свекле, 00
овощах, о фруктах, о мехосборе, ¢ птице и
скоте—0б0 всем, что должны дать фронту
и стране украинская земля и они, люди
этой земли, мастера ее.

Молодой человек в защитной форме, с 90-
деном Ленина на грули, поднимается по сту-
пенькам в трибуне. Нога у него не сгибает-
ся в колене, ногу ен волочит, как деревяш-
ку. 0 чем скажет слету отставной служя-
вый. ныне председатель сельскохозяйствен-
ной артели «Агроном»? Наверно, о свонх
ранах? О смерти, глядевшей ему в глаза? 9
заслугах перед Родиной? Петя немного раз-
очарован — военный говорит о том же, 0
чем только что рассказывали слету брига-
лиры и звеньевые: о капусте ранней, о моу-
кови, о цыбуле. И не о ранах своих говорит
инвалид, а о ранах землн, искалеченной
войной... _

Немцы разоряли колхозы, жгли общест-
венные постройки, вырубали сады, уничто-
жали машины. Они не только хотели
убить идею коллективного хозяйства. Они
хотели большего -— порвать связи крестья-
нина с родной землей, убить в мужицкой
душе чувство любви к этой. земле. Это

орке урожая

лучение 500 центнеров сахарной свеклы с
тектара. В колхозе «Шлях Ленина», hpy-
чанского сельсовета, ранний сев провели за
7 рабочих дней, а поздний — за 9. Артель
уже прополола на всей площади яровые и
озимые культуры, местами посевы очища-
лись от сорняков дважды. Весь уборочный
инвентарь отремонтирован.

Примеру передовых сельхозартелей сле
дуют все колхозы района. Соревнование
охватило широкие массы колхозников. 060-
бое внимание уделяется сахарной свекле.
Все посевы прошарованы по 422 раза.

чувство не нушно робу, а рабом хотели
слелаль крестьянина немецкие захватчики.
Овл убивали не только партизан, партий-
ных работников, советских деятелей. Ови
убивали крестьян и крестьянок. В Великой
Вишенке жила Елена Грудная. Она была
простая украинская женщина. У нее была
олна «вина» перед немцами: она была хо-
рошей крестьянкой. На участке звена, 5о-
тбрым она руководила, снимали тысячу
центнеров сахарной свеклы с каждо-
го гектара. Весной прошлого года немцы
увезли в Васильков Елелу Грудную, ее
мать, сестру, отца ее, колхозното кузнеца,
и средь бела дня закопали их в землю’ на
тородской окраине в Вовалевском овраге.
Смотреть конец крестьянской семьи нем-
цы согнали васильковских жителей, и люли
видели эту казнь, казнь, которой немцы
даваля понять, что они, немцы, не могут
видеть украинекого крестьянина в роли X0-
зяина земли, что они, немцы, хотят, чтобы
украинская земля осиротела, лишилась
умелых пахарей, обтроумных кузнецов, за-
хумчивых саловников, философичных пче-
ловодов, чудесных мастеров и мастериц ypo-
жая, крестьян, в которых есть творческая
жилка... *

Свидетели казни крестьян в Возалевском
овраге помнят:

— Oren-to Лены, старик кузнец-то,
дольше других мучилея. Они его, мерзав-
цы, закатывали не сразу, закапывали 10-
степенно. Страшное дело, полнится из
земли старикова голова, появится липо, они
дадут старику глотнуть свежего воздуха,
взглянуть на свет, а потом снова сыпят пе-
со в глаза, в рот, потешаются, негодяи...

Вместе с семвей Грудных был завопан
живым бухгалтер Велико-Вишенского вол-

`хоза Корниенко. Блова его, молохая` Гачна,

была на слете в Василькове. Она сейчас
стоит во главе того звена, которым руко-
водила Елена. Она выступала на слете:

— Вы все; люди украинские, конечно,
помните мучеников за нашу землю, помни-
те тех, кто зарыт  ззерями-фантетами в
овраге за ‘горохом. Вы помните и никогиа
не забудете великую мученипу нашу, нашу
товарку и одногодку, нашу Лену. И назло
зверям-фашистам не уроним мы дело наттих
мучеников, не посрамим нашей земли ни
ленью, ни плохой работой. Вот кале звено
поручило мне сказать вам, товарищи, 6бе-
ремся мы вырастить тысячу  пентнероз
свеклы этим летом, не меньше тысячи, ках
при незабвеняой Лене выращивали быза-
ло... Пусть знает зверь-фашиет — не ра-
бы мы, нз батраки немецкие, а свободные
люди, братья-товарищи друг другу, а
черёз это братетво-товарящество не зарз-
стет наша земля, как при немцах, сорня-
вами, не погибнут наши посевы и сады от
пикидняков-врелителей, а еще краше расцве-
тет земля украинская, земля советская!..

Й тогда, когда говорила молодая и жар-
кая Ганна, и когла выступала сдержанная
в словах и жестах старуха Мокрина Гон-
чаренко, и медленно и-тихо вел свою речь
престарелый Яков из Глевахи,— была ва-
сома и зрима связь люлей с землею, и враг,
думая порвать эту связь, слелал ее более
крепкой и прочной, ибо прочно дело, когда
под ним струится кровь.

Поля, огороды и салы вокруг Василько-
ва вступили в пору роста и цветения. На
слете ударников шел деловой хозяйский раз-
товор об уходе за нобевами, о прополке, 8
взмете паров, о полготовке к уборке, о плу-
гах, о комбайнах, косах. серпах, молотар-
ках. Землелельцы говорили об орудиях сво-
его мирного трула, о мирном мастерстве
своем. Но они халеки от того, чтобы сегод-
ня уже перековать мечи свои на орала и
копья свои Ha серлы. Жоклалу 06 итогах
сева на слете предшествовал локлад о те-
кущем моменте, о войне, о положении на
фронтах. В зале заселания рядом с агроно-
умами и пахарями сидели командиры и бой-
пы Красной Армии, символизируя товарище-
ство людей зехли и людей войны. И нало
было быть на этом слете в древнем укра-
писком городе. чтобы увидеть и почуветво-
вать силу этого товарищества — побеждав-
шего, побеждающего.

И. РЯБОВ.
Васильков, Киевской области.

ГОТОВЫ

Сейчас район тщательно готовится к убо-
рочной ‘кампании. Заканчивается ремонт
машин, телег, бестарок для перевозки зерна,
приводится в порядок мелкий уборочный
инвентарь. Принимаются меры для борьбы
с потерями хлеба при молотьбе: колхозы
строят крытые навесы, где зерно будет про-
сушиваться и очищатьея перед сдачей ето
государству. В 78 артелях подготовлены

зерчохранилища.

А. МУЖИЦКИЙ,
секретарь Богодуховского рай-
кома КП(б)У, Харьковской
области,