‘y=
ni

Tb
x.

IB,

$ ИЮЛЯ 1944 г., № 161 (9615)

‘Fa. a

В тот предрассветный чае, когда ракета
возвестила о началё наступления, Ha Ha-
пгих танках и орудиях уже появилась нат-
пись: «На Минск!» У людей была глубо-
кая уверенность в успехе, подсказанная ве
только обычным человеческим побуждением
воина — всюду желать победы. Все знали,
что здесь, на берегах малоизвестной. реки
Друть, на клочке ‘болотистой земли, начи-
нается трандчозная битва за белорусекую
землю и ве многострадальную столицу. Люди
ждали этой битвы и готовились в ней.

Еще задолго хо наступления, в тылу, на
полях и в лесах пашни бойцы возводили
укрепления и штурмовали их, тренирова-
лись в движении за огневым валом. доби-
вались той безупречной четкоетя взаимо-
действия. которая таз необходима в совре-
менных битвах. Авиация должна появиться
над вражескими блиндажами и отиевыми
тнездами в “ту именно  секунлу, когда
опа может нанестн о наиболее сокруши-
тельный моральный и технический улар,-—
нужно было найти эту секунду. Артилле-
рия готовилась к той «чуткости», которой
требует пехота в своем стремительном дви-
хении, — огонь не должен опаздывать, но и
не должен уходить далеко внерел. А пехота
должна была научиться умело и уверенно,
с величайшим спокойствием итти за огне-
вым валом.

Я возвращаюсь к этому весеннему пери-
слу потому, что еще тогда мне пришлось
услышать от молодого капитана Николая
Сотникова; «Утром опять будем штурмо-
вать Минск». Люди тренировались без сна
н отдыха — и днем, н ночью. Порой каза-
лось. что человеческая усталость достигла
уже наивыешего напряжения, но батальоны
и батареи всё еще учились — атаковали п
штурмовали. ползли по грязи и неели на
руках орудия, шли за танками и огнем ар-
тиллерии. Все знали, что нет предела чело-
веческому умению, & к побеле можно прит-
ти только по дороге, обильно политой потом.

Подготовка сказалась в ‘первый же день
паступления. Эти труды войск Маршала Ро-
коссовского не пропали даром. Внервые
здесь увилели такую огромную массу ар-
тиллерии, танков, пехоты, минометов. Те-
перь еще не время оперировать цифрами.
Советским командованием был создан и
брошен на противника отненный ураган.
Он сокрушил все укрепления и, главное, —
отрезал пути отхода немецким войскам. Они
уже не могли занять второй или третий ру-
беж для обороны, а остались на передовой
линии леморализованные, лишенные свя-
зи, с разбитой техникой, ошеломленные всё
нарастающей силой натиска.

Подготовка наступления началась пят-
палцатиминутным огневым налетом, потом
полтора чага било так называемая «артил-
лерия разрушения» и, наконец, двалцать
минут бушевала вся мощь орудий и мино-
метов. Этот заключительный — аккорд
мощного = артиллерийского удара,  точ-
ность и четкость Боторого поразили даже

Волнующее, незабываемое впечатление
производит прямая, как стрела, просторная
магистраль, которая приводит в Минск. За
эти дни мне многократно приходилось ле-
тать над ней на самолете, а теперь дове-

лось проехать на «Виллисе». Нескончаемым
потоком через Борисов мчится на запад мо-
тучая советская техника. На одном из пе-
рекрестков дорог поток раздваивается, 0б-
текая Минск с юга`и севера.

Сейчас столица Советекой Белоруссии
уже позади, танки и кавалерия рянулись
дальше на запал. Воздушные разведчики е
утра летают над нескончаемыми лесами и
полями, чтобы из эфира по радио 0б0зна-
чать рубежи для работы авиации.

Навстречу могучему потоку, что, громы-
хая железом и сталью, мчится на запад, бре-
дут толны пленных немцев. Жарко. Они
идут босиком, перекинув через плечи свя-
занные шнурками ботинки, грязные, небри-
тые, по-шакальи пугливо озираясь по ето-
ронам. Их тысячи.

Почти ежеминутно над дорогой проносят-
ся наши истребители и знтурмовики. Летят
труппами, частями, целыми соединениями;

оке ВЕЕР ЧЕ АВЕ

SaaS ee ee a ee ees

(От военного корреспондента «Правды»)

aS SS 30

видавших виды советских пушкарей, про-
ложил путь пехоте и танкам. Они прорва=
ли укрепленную полосу немцев, в коротких,
HO ожесточенных схватках сломили сопро-
тивление врага и устремились на запал,
оставив позади себя тысячи мертвых и уце-
левших вражеских солдат.

Разбитые немцы заметались по дорогам и
селам, уходили в леса, где их наестигала на-
ша кавалерия, толпились, охваченные ужа-
сом и призраком‘ окружения. у переправ,
вытались вилавь перебраться через’ речки,
и здесь их настигала наша авиация. Штур-
мовики и бомбардировщики «висели» над
дорогами н персправами, и прозрачные бе-
лорусские реки становились в эти минуты
бурыми от вражеской крови. То были дни
страшного возмездия.

Тех временем завершилось окружение не-
мецких дивизий у Бобруйска. На полях и
дорогах, в лесах и на берегах рек я ви-
дел мертвые вереницы автомобилей, орудий,
танков, миномётов. Всё этб оказалось уже

ПРАВДА

ЕЕ: ST See

hae ie

ная. Дело шло о преодолении мощной и глу-
боко энелонированной обороны противника.

Bee злесь на 1-м ‘Белорусском фронте,

начиная от генералов и кончая казаком Фе-

дором Силиным, который ворвался в Столб-

цы со своим эскадроном вслед за танками

и бросил гранату в окно немецкой коменда-

туры,— все здесь верили в успех опера-

ции, потому что знали свои силы. свой опыт

и умение.

— Если устанут наши ноги, нас по-
несут внеред назии : сердца, — сказал мне
молодой автоматчик Сергей Кобзан, кото-
рый до войны был сельским учителем под
Борисовом.

В этом — великая, может быть; самая
главная сила нашей армии. В этих боях,
в этом грандиозном наступлении сказалось
не только наше превосходство в танках,
орудиях, минометах, но и в сержах, в
нравственной силе. Нали войска лвига-
лнеь по белорусской земле в два раза быет-
рее, чем даже немцы в самые свои лучшие
дни 1941 года.

Путь на Минек был трудным, но он за-

ненужным и брошенным. Враг пытался спа-
сти своих солдат, но войска генерал-пол-
ковников Батова и Горбатова уничтожали их
у Бобруйска и дальше на всем пути на-
ступления.

Таким образом, разгром вражеских войск,
сосредоточенных у Днепра, Друти и Бере-
зины, открыл путь дивигиям и корпусам
Маршала Рокосеовекого для еще более стре-
мительного движения на запад — к городу
Слущку и на северо-запад -— в городу
Столбцы. Вперед вырвались казаки, тан-
ки. артиллерия генерал-лейтенанта Плиева.
Они штурмом овладели Слуцком. По полям
и проселкам, совершив ночной марш, они
прошли к Столбцам. Это был рейд больших
войсковых сил, полный истинных подвигов.
Порой приходилоеь гатить болота — это де-

али в лунные ночи и казаки, и саперы, и

наращивая темп авиационного наступления.”

Вот у перекрестка дорог, у села Новые
Гривки, остановилась отдохнуть толпа —
тысячи полторы немцев. Услышав рев
«И.Тов», немцы втягивают головы в. плечи.

Трудно переоценить роль советской авиа-
ции в блестящих победах, одержанных вой-
сками 3-го Белорусского фронта за эти дни.
Перед прорывом Фронта воздушное коман-
дование отлично справилось с труднейшей
задачей скрытного сосредоточения массы
авиации на решающих направлениях. 3a-
тем — могучий удар по обороне противника.
А после того, как прорыв был осуществлен,
авнация продолжала громить противника,
сопровождая свою пехоту и расчищая ей
ПУТЬ.

Во многих случаях «ИЛТам» приходилось
действовать в 500—1.000 метрах от своей
пехоты и подвижных частей, Тонкая,
«ажурная» работа, пе допускающая никз-
ких ошибок и требующая теснейшего взан-
модействия между землей и небом. С этой
работой особенно хорошо справляются лет-
чики-гвардейцы полкозника. Пруткова, M0-
пучивиие благодарность в приказе Верхов-
ного Главнокомандующего Маршала Совет-
ского Союза товарища Сталина.

Питомцы Пруткова — прославленные лет-
чиви, дравшиеся в небо Сталинграда, на
Миус-фронте, гад Никополем, над. Севасто-
полем. Свою воинскую часть сталянградиев
трарлейцы-штурмовики увенчалн новыми
подритами в синем небе Белорусени.

Со стилем их работы я познакомился
впервые в Крыму, когда они яростными
штурмовыми налетами гнали немецкую авн-
апию с аэродромов, дерзкой атакой помога-
ли вышибать немцев с Сапун-Горы, жгли,

eel teh al tL tcl ао пони орать

артиллеристы. И, не успев опомниться,
гибли немецкие тарнизоны, которым каза-
лось, что ‘война еще далеко от них, а она
пришла в ним вместе со смертью беспо-
щадно стремительно и неожиданно.

На полетупах к городу Городее казаки
и расчеты самоходных пушек майора Фир-
сова пообедали у белорусских крестьян. В
хатах уже начиналея праздник, всем хоте-
лось хоть чем-нибудь угостить советских
воннов. но Фирсов не мог задерживаться:
ведь в Городее еше были немцы. «Надо HX
потревожить, они тоже, пожалуй, садят-
ся к обеду». К вечеру наши казаки и пуп-
ки были уже в Городее. По всем дорогам,
вправо и влево, двигались наши войска —
на конях, на автомантинах, на танках, oc-
вобождая белорусские села, гле жизнь «под
немцем», как злесь выражаются, довела лю-
дей ло той степени отчаяния, когда снасе-
пие кажётся чудом.

Но здесь не было чудес. Это была опе-
рация, тщательно подготовленная, умно
разработанная, умело н дерзко осуществлен-

Удары с воздуха

тепили немецкие суда в Севастопольском
порту и в открытом море.

Второе мое знакомство состоялось здесь,
на земле Белоруссии. Ловелось мне побы-
валь в окрестностях небольшого районного
торолка Толочин, на территории животно-
водческого совхоза Райцы. Немецкие воен-
ные власти передали его сельхозкоменда-
туре. В течение двух лет управляющим
совхоза был немец Шефер. Затем его ©ме-
нил Франц Варбанд. Он выжимал из рус-
ских и белорусских ‘рабочих всё, что м0-
жет выжать немецкий поменик. Но 23 ию-
ня 1944 Tora Варбанл размяк. Фи созвал
рабочих и пронзнее речь, посвященную
третьей годовщине войны. В этой речи он
сообщия, что в русской армии остались ол-
ни дети и дряхлые старики, а в советской
авиации, например, на весь фронт есть 18
самолетов ‘«руес-фамер» (Tak немцы ‘па-
зывают наши «У-2», приводящие их в бе-
пенство своими непрерывными ночными
бомбардировками). После этого Фарбанд
позлравил рабочих с трехлетием побед гер-
манской армии.

А на следующий лень в 150 километрах

от совхоза советские войска прорвали не-
мецкий фронт. Изо дня в день фронт при-
ближался к Райцам. Гул русских орудий
был уже хорошо слышен в Толочине, когда
за‘ главную улицу районного городка взя-
лись команды немецких поджигателей и
полрывников. Варбанл
спешно звпрячь коней в телеги, забрать
семьи и следовать за ним на запад.
Сам же навалил полный грузовик копче-
ных колбас и сыров, а свои личные вещи
уложил на легковую маишну.

Кортеж, имея впереди Варбанда с колба-!

сой и сырами, а позади плачущих женщия
и детей, двинулея в путь. Но только он
слелал сто метров, как над колонной про-
летела шестерка штурмовиков. Немец на
легковой дал полный газ и вырвался `впе-
ред. Рабочие. воспользовавшись случаем,
повернули телеги в лес и там укрылибь.
Грузовую же машину перехватила группа
бегущих немецких еолдат. Обнаружив кол-
басу и сыр, солдаты стали их делить. № ним
на легковой кинулся оправившийся от ис-
пуга Варбанл. Но тут налетели штурмови-
ки и пушечно-пулеметной очередью отпра-
вили Ha тот евет и немецкого бандита Вар-
банда, и тех воров-немнев, которые тащи-
ли краденые колбасу и сыр.

Зная точную дату, час и район штурмо-
вого налета, я задался целью выяснить: ко-
му обязаны своим спасением 435 мужчин,
женщин и детей — вёё население Райцов,
благополучно укрывшееся в ласу ло вступ-
ления наших войск в совхоз. След меня
привел на аэродром сталингралцев-штурмо-
виков, воспитанников Пруткова, к гвардии
лейтенанту Козенкову. Он вёл шестёрку в
составе старшего лейтенанта Загидулина,
лейтенанта Бучина, младших лейтенантов
Овчинникова, Тарасова и Мальченко. Они

приказал рабочим

веритилея победой. Глубокий обходный ма-
невр наших войск — конников, танкистов,
артиллеристов поставил нод удар вее вра-
жеские укрепления у Минска, парализовал
вею их оборону. На всех этанах операции
враг оказывал ожесточенное сопротивле-
ние. Еще утром того памятного дня,
когда Минск был возвращен к жизни,
немцы еще попытались задержать наши
войска. Они собрали остатки четырех раз-
битых пехотных дивизий и бросили их в
бой. Но остановить наше наступление они
были бессильны. Не помогли немцам и их
специальные части с громким названием
«Зюйд»,— они тоже былн смяты.

Наступление наних ройск идет с возра-
стающей силой. И носле освобождения
Минска они не задерживаются, идут даль-
ше — к другим городам и селам, которым
несут жизнь:

Я помню’ день, когда немцы ворвалнсь
в Минск —то было в тяжелые времена
1941 года. Я видел этот город, охвачен-
ный пламенем. «Юнкерсы» летали нал ули-
цами и расстреливали жителей города из
пушек и пулеметов. Немцы пытались огнем
и позже — виселицами удержать в пови-
новении людей, познавших величие и сла-
дость свободы. И теперь тысячи наших вои-
нов —— те, кто вошел в Минск, и те, кто
помогал им своей доблестью, и те, кто
ушел дальше на запад,—вее о они могут
с полным правом сказать:

— Здравствуй, Минск! Мы принесли те-
бе жизнь. Мы шли к тебе три года, мы
дрались за тебя нод Москвой, под. Сталин-
традом, под Орлом, мы шаи тяжелым и
неумолимым путем, но он завершен побе-
дой На вечные времена.

nee nr per en preter eee rn

О. КУРГАНОВ.

1-й Белорусский фронт, 5 июля.
(По телеграфу). Е

стояли передо мной — молодые, веселые,
загорелые, и на груди их сияли ордена за
боевые дела. На их счет можно записать
не только спасение жизни сотен советеких
людей. На их счету числится уничтожение
сотен немецких солдат.

Многие славные дела ежечасно соверишта-
ют штурмовики в победоносном авиацион-
ном наступлении на 3-м Белорусском фрон-
те. На дорогах, ведущих на запад, воздуш-
ные разведчики непрестанно обнаруживают
огромные скопления автомалтин, колонны
артиллерии, танки, отступающую немецкую
пехоту. Раздолье для штурмовиков!

Герой Советского Союза майор Жихарев
й веломый лейтенант Осадчих в районе 0зе-
ры среди болот обнаружили крупную труп-
пу немцев: ло 1.500 автомапиин, 8 танков
«Тигр», 15 «Фердинандов». В этой крысо-
ловке их и били, и уничтожаля штурмо-
вики майора Жихарева и подполковника Па-
нычева. Здесь, на белорусских топях, обра-
зовалась мешанина из трупов и исковер-
канной, сожженной техники врага. Гвардей-
пы-сталинградцы штурмовыми ударами пре-
вратили в кладбище полтора километра ло-
poru. Много таких мест видел я, пролетая
бреющим нал неостывшими Полли ‚сраже-
ний.

Пелезнодорожники, прибывитие для: вос-
становления стальных путей освобождае-
мых районов Белоруссии, обратились к
воздушному командованию с просьбой со-
общить фамилии штурмовиков, благодаря
которым осталась в целости и сохранпости
железная дорога Орша — Борисов, с тем,
чтобы прелставить их к награждению знач-
ками почетных железнодерожников.

Я был на фронтовом аэродроме Герэя
Советского Союза Жихарева. когда туда
пришла эта весть. Она вызвала больное
оживление среди гвардейцев-статинградцев.
Летчиков интересовал вопрос: имеет ли еще
кто-либо в авиации знак почетного желез-
нодорожника, присужденный за отличную
«железнодорожную» работу в воздухе?

Впрочем, интерес к этому вопросу был
вскоре вытеснен новым боевым событисм.
Церелетев на захваченный у немцев аэро-
дром, гварлейны-сталинградны обнаружили
40 тысяч бомб. Снова’ приказ — срочно
вылетать. Загудели моторы. В воздух взле-
тел знаменитый Еюондаков, тот, что на
«И4-2» вступил с немцами в бой и сбил
5 «Юнкерсов-87»! За ним поднялась груи-
па лейтенанта Козенкова. Удар был нане-
сен по скоплению 300 немецких азвто-
машин. Истребители полковника Зимина
с Уловлетворением зафиксировали новое
кладбище вражеской техники.

Эта точная работа летчиков многим по-
могает. нашей пехоте и танкам, которые
вернули Минск в семью свободных совет-
ских городов, .

ne ИИ

Эль-РЕГИСТАН.
3-й Белорусский фронт, 5 июля.
(По телеграфу).

«Лавочкины» бьют врага

1-й БЕЛОРУССКИЙ ФРОНТ, 5 июля.
(Boex. корр. «Правды»). Авиация фронта
продолжает активно помогать наступающим
войскам Маршала Советекого Союза Рокое-
совского в быстрейшем разгроме немецких
укреплений и уничтожении живой силы и
техники врага.

Летчики генерал-полковника Руденко на-

носят противнику сокрушительные удары.

Грунпа «Давочкиных» встретилась с
восемью «Фокке-Вульфами-190» ‘и четырь-
мя «Мессершмиттами». Наши самолеты. под
командованием капитана Азарова шли ни-
же противника. Первыми бросились в ата-

ку немцы. Четверка «Фокке-Вульфов» уетре-
милась на наши самолеты, но атака была

немедленно же отбита. Тогда вступили В
бой остальные 8 немецких истребителей.

В течение трех минут «Давочкины» ока-
зались выше противника. Немцы поспешно
стали уходить. Наши летчики погнались за
ними и сбили б самолетов.

Сегодня авиация Фронта продолжала
взаимодействовать CO своими наземными
войсками.

Sea a ee

ee ee en Ee ST EES

Минск, 4 июля 1944 г.

Снимок сделан с самолёта военным корреспондентом «Правды» С. Коротковым. (Доставлен на самолёте лётчиком капитаном С. Нарфёновым).

See ee ee РАЙ ЕЕ ВА ЕЯ

ЕЕ =.

eS EE ee ХНА

Освобождение Белоруссии“

IV.

В свободной Белоруссии нам предстоят
возродить разрушенные города и села, про-
мышленноеть, транспорт, сельское хозяй-
ство, культурные учреждения, создать для
советских люлей, избавленных от фашист-
ского рабства, нормальные условия жизни.
Нам необходимо полностью ликвидировать
последствия хозяйничания немцев. в осво-
божленных районах. «Это,— сказал това-
pum Сталин,— большая, общенародная за-
дача. Мы можем и должны решить эту труд-
ную задачу в короткий срок».

Не приходитея закрывать глаза на
огромные трудности, которые предстоят при
восстановлении тяжело разоренных немца-
MH промышленности и сельского хозяйства.
Потребуется напряженный труд веего на-
шего народа, всего налиего государствення-
№ и партийного аппарата, чтобы выпол-
НИТЬ эти задачи.

В условиях старой, царской России с ее
отсталым промышленным развитием и ин-
дивидуальным мелким крестьянским хозяй-
ством такие разрушения в промызиленно-
сти и сельском хозяйстве означали бы де-
сятилетия нищеты и невероятных лише-
ний миллионов людей и сотен тысяч ‘кре-
стьянских хозяйств. Только натему госу-
харству под силу наряду © ведением неви-
данной в историч по масштабам и ожесто-

ченности войны одновременно решать та-

кую гигантскую задачу, как восстановле-
ние разруменного хозяйства юсвобожден-
ных районов и ликвидация последствий
немецкой оккупации.

В этом проявляется сила нашего народа,
величие и могущество нашей советской
Родины.

В области промышленности. нам необхо-
димо сейчас сосредоточить внимание на
скорейшем восстановлении и пуске прежде
всего промьниленных предприятий, необхо-
димых для обслуживания нужд фронта, для
восстановления народного хозяйства; а так-
же для обеспечения нужд населения.

Имея в виду 06060 важное значение не-
прерывной работы железных дорог Bexo-
руссии для обеспечения операпий Красной
Арии, необходимо оказать всемерную по-
мощь железнодорожному транспорту в в0с-
становлении путей, мостов, станций, депо,
водоснабжения. Всеми средствами, работая
днем и ночью, восстанавливать дороги п
Мосты велет за наступающей Красной Ар-
мией. Это дело чести не только железных
дорог Белорусеии, но и реето белорусского
народа.

0с0б0е значение мы должны уделить
пуску мельниц, хлебопекарен и других пи-
шевых предприятий, обслуживающих пер-
воочерелные нужды населения и армии.

Неотложной задачей является восстанов-
ление и постройка новых жилых домов из
местных стройматериалов в селах, городах
и рабочих поселках с тем, чтобы odecie-
чить размещение в пригодных для жилья
помещениях колхозников, рабочих и слу-
жащих, проживающих в настоящее время
в землянках и разрушенных домах. «

В этих пелях необходимо повсеместно
приступить к развертыванию местной про-

мышленноети и промышленности  строй-
материалов (известь, кирпич, черепица,
стекло). Необходимо обеспечить отпуск

колхозникам леса из ближайшей к селению
лесосеки и предоставить кредит для восста-
новления и строительства новых домов.

В тородах и рабочих селениях всемерно
развивать индивидуальное и кооператив-

*) Окончание. См. «Правду» от 5 июля.

oo ¢

П. ПОНОМАРЕНКО

Председатель Совета Народных
Комиссаров Белорусской ССР
¢¢ 0°
ное строительство жилых домов рабочих и
служащих, оказывая им помошь кредитом,
местными стройматериалами и 100 в03мож-

ности транспортом. : т

Перед нами стоит задача восстановления
сельского хозяйства Белоруссии, разоренно-
о немецкими захватчиками. Только при
советской власти, в результате победы кол-
хозного строя, белорусское крестьянство, о
потрясающей бедности которого ло револю-
пии ходили легенды, уходившее миллио-
вами из Белоруссии в поисках лучшей до-
ли, стало на путь ‘процветания, благоден-
ствия, строительства счастливой и обеспе-
ченной жизни. Колхозы принесли Белорус-
сии невиданный расцвет сельского хозяй-
ства, материального и морального роста
деревни. Колхозы вывели из состояния не-
прерывной нужды миллионные массы бело-
русского крестьянства.

Вот почему велика преданность белорус-
ского народа колхозному строю. Колхозы
любили и лелеяли, в них вкладывали отром-
ный труд, и с каждым годом этот труд да-
вал Bee большие и большие результаты,
колхозы все больше крепли.

Поэтому в зсвобожденных осенью 1943
года районах белорусское колхозное кре-
стьянство с огромным энтузиазмом и реши-
мостью © лерзвых дней приступило к вос-
становлению колхозов.

Советское гравительство оказало отром-
ную помощь восстанавливающимся колхо-
зам. В весне 1944 тодь были завезены
тракторы и восстановлены 90 МТС, разру-
шенных немцами. Правительство выделило
11 тысяч лошадей для районов, где особен-
но пострадало конское поголовье. Были за-
везены плуги, сортировки, ‘сенокосилки.
Для восстановления колхозного животно-
водства союзное правительство выделило
80 тысяч голов крупного рогатого скота,
130 тысяч овец и коз, 50 тысяч свиней.
В свою очередь колхозники законтрактова-
ли для колхозных ферм 40 тысяч телят.

Огромный созидательный труд колхозин-
ков, взаимная братская помощь колхоза
колхозу, а также колхозов других областей
и республик, помощь тосударства колхозно-
му крестьянству, неутомимая творческая
работа наших советских и партийных орга-
низаций завертились первым крунным ус-
пехом колхозов освобожденных районов.

План весеннего сева восстановленные
колхозы выполнили на 102 процента при
удовлетворительном агротехническом уров-
не. В целом колхозы освобожденных райо-
нов посеяли 50 пронентев к довоенному по-
севному плану. Колхозы развивают фермы
крупного рогатого скота, свинофермы, ов-
цефермы, бедмы водоплавающей ПТИЦЫ,
восстанавливают рыбные пруды, пчелопасе-
ки, расчищают. колхозные сады. Z

В восстановлении и укреплении колхозов
освобожденных районов партийные органи-
зации и колхозники имеют значительный
ценный опыт. Колхозники вновь 0с-
вобождаемых районов, местные советские и
партийные организации имеют возможности
и должны использовать опыт восстановле-
ния социалистического сельского хозяйства
в ранее освобожденных районах Белорус-
сии.

Необходимо принять немедленно все ме-
ры по обеспечению семей красноармейцев
и партизан установленными пособиями,

ee ere Аа О О Е Е о ВАЩЕ ео ВА Е НЕ ый БН

оказать им всемерную помощь, помогать в
быту и трудовом устройстве инвалидам
Отечественной войны, немедленно органи-
зовать детские дома для детей-сирот, роди-
тели которых погибли за советскую Роди-
ну или уничтожены немецкими захватчи-
ками. Нужно окружить детей-сирот лю-
бовью, заботой и вниманием. восстановить
уже в текущем году сеть начальных и
средних школ, охватив обучением всех де-
тей школьного возраста.
медленно приступить к восстановлению
больниц, поликлиник, амбулаторий, развер-
нуть широкую медицинскую помощь насе-
лению.

Оккупация тяжело отразилась на народ-
ном здоровье. Немецкие захватчики разгро-
мили все медицинские учреждения, не ока-
зывали населению никакой медицинской
помощи. Многие болезни, давно уже исчез-
нувшие в Белоруссии, появились вновь.
Ряд болезней занесли с собой и распро-
странили войска захватчиков. Вследствие
отсутствия в течение трех лет противома-
лярийных работ,

ного строительства, & также разрушения

мелиоративно-осушительных сооружений по-

лучила распространение малярия.
Население, вынужденное ютиться . при
захватчиках в лесах, землянках, было ли-
шено нормальных условий питания и ме-
дицинской помощи. Детская смертность

увеличилась. Ввиду этого восстановление ©

медицинских учреждений, оказание лечеб-
HOW номощи населению является чрезвы-

чайно важной задачей местных советских ©

и партийных органов.
Нашей задачей является еее
развертывание политико-просветительных

учреждений, изб-читален, кинотеатров, ра-`

диовещания и, что особенно важно, в030б-
новление издания во всех районных и 09-
ластных центрах газет. Надо учитывать,
что население освобожденных файонов Be-
лорусени длительное время жило в усло-
виях немецкой оккупации, в условиях
лживой фашистской пропаганды и был
лишено правдивой советской информации.

Поэтому задачей советских и партийных.

органов освобожденных районов является
организовать наиболее полную информацию
населения по вопросам военно-политиче-
ской и экономической жизни и борьбы на-

шей Родины.
$ * =

Однажды на приеме группы комиссаров
партизанских отрядов и организаторов пар-
тизанского движения товарищ Сталин, 00-

ращаясь к партизанам Белоруссии, сказал: .

Скоро мы к вам придем.

городах. Они вызвали новый под’ем народ=
ного сопротивления захватчикам.

Слова вождя исполнились. Белорусский
народ дождался счастливых дней своего 9с-
вобождения. Опираясь на помощь всех на-
родов советской страны, на помощь вели-
кого, дорогого белорусскому народу
товарища Сталина, Советская ` Белоруссия
приступает к восстановлению народного
хозяйства Белорусского государства. 0ево-
божденного от немецких захватчиков.

Благодарность и великая любовь в осво-
болительнице Белоруссии доблестной Врас-
ной Армии, к великому русскому народу,
в украинскому и всем народам Советского
Союза. протянувшим руку братской помо-
ши в тяжелые ‘для Белоруссии дни, к ве-
ликому Маршалу, вождю советского народа
товарищу Сталину будут вечно жить в
сердце белорусского народа.

ПРИВЕТ ТЕБЕ, РОДНОЙ МИНСК!

Это слово звучит сегодня в
сердце белорусса, как величественный
гимн, как песня Славы победоносному
оружию Ерасной Армии, прекраснейшей и
лучшей в мире армии.

Где слово, чтоб огнем сверкало

Для вас, мои богатыри?

И слов моих ги песен мало,

Чтоб вам принять их за дары.

Бы крашю песен самых звонких

И самых искренних похвал.

Вы — солнце родины-еторонки,

Земли всей радужный кристалл.

Над миром, выжженным тираном,

И над истерзанной землей

Встаете утром вы румяным

И вечно юною весной.

Под вашим громовым ударом,

Как лед под солнцем молодым,

Дрожит и гибнет злым кошмаром

Неменкий зверь с клыком своим.

Так пусть же в сердце вашем

ALBUHOM

Не стынет мести жар святой.

Вперед, бойцы, вперед квершинам

Бессмертных подвигов!

На бой!

Какое радостное волнение вызвали в на-
ших сердцах два слова из сводки Совет-
ского Информбюро; «Минское направле-
ние»! Как много они говорили нам! Тыся-
чами дотов и дзотев, противотанковыми
рвами, проволочными заграждениями, бе-
тонированными крепостными сооружения-
ми, укрепленными районами и опорными
пунктами на промежуточных рубежах от-
тородили немпы Минск от советской земли
и Красной Армии и назвали перед всем

Минек..:

миром свои укрепления «непоколебимым
бастноном».

Но ничто не остановило чудо-богатырей
Красной Армии. Сокрушительным огнен-
ных ураганом смели они все преграды вме-
сте с немецкими дивизиями.

Изумленный мир преклоняется перед
тероизмом полков Врасной Армии, ибо не
было в истории войн такого неудержимого,
как лавина, стремительного, как’ гром,
победоносного движения вперед сражаю-
щихея войск. Он склонен назвать чудом
это движение. Но это не чудо,— это идет
молодая, распветающая сила советских
народов, сплоченных гениями Ленина и
Сталина. Это движется священная нена-
висть к врагу, осквернивнгему святыни
народа, обратившему наши земли в пусты-
ни и залившему их кровью невинных
жертв. В победной стремительной пеступи
Красной Армии идет полководческое искус-
ство ее генералов и мариталов, талантливо
осуществляющих стратегическую мысль
гениального вождя Красной Армии, Map-
шала Сталина, создавшего свою, сталин-
скую, науку побеждать.

Сотни селений, десятки городов и ме-
стечек ежедневно вырывает Красная Армия
из грабительских лап немепкого. хищника
Шикльгрубера-Гитлера и возвращает их
героическому белорусскому народу. Бело-
русский народ страстно ждал свою избави-
тельницу Красную Армию и верил, что она
придет. Ни на один час не сложил он ору-
жия священной партизанской войны с не-
навистной немчурой. Многие тысячи гит-

леровских разбойников, которым Гитлер
обещал по тридцати гектаров нашей земли,

Необходимо He-9

образования многих за-.
стойных водоемов на местах оборонитель-’”

Эти слова вождя облетели всю Белоруе-.
сию, стали известными во всех селах и

нашли в ней успокоение на площади в пол- --°

тора квадратных метра. Наролные мети-
тели, белорусские партизаны, руководиные
партией большевиков Белоруссии. завоева-
ли себе законную славу, прогремевшую’ на
весь мир, славу героических ‘борцов за
народ, за волю и независимость.

И сегодня они вместе с Красной Армией
гонят прочь со своей земли немецких бан-
дитов, грабителей и. поджигателей напших
сел и городов. Все шире и шире раздзига-
ются просторы освобожденной белорусской
земли. Далее и далее на запад уходит темная
ночь гитлеровской неволи. И сегодня над
истерзанным, израненным, но непокорив-
шимся гитлеровским палачам, величествеч-
ным и прекрасным в своих ранах Минском
вновь развевается непобедимое красное
знамя советской земли.

Минск — дорогое для нае слово, полное
глубокого смысла. ск — это памятник
и живое свидетельство творческого и мир-
ного, созилательного труда белорусского
народа. Он стал центром белорусской госу-
дарственности, науки и культуры. 0евобо-
жденный сегодня Минск — это
освобождения всей нашей земли от немен-
кой нечисти, это — торжество бессмертных
принципов Ленина и Сталина. Освобожден-`

ный Минск — это крушение черных сил ^

реакционнейшего в мире гитлеризма.
Привет тебе, древний

столица Советской Белоруссии!
Якуб. КОЛАС,

символ -

Минск, молодая”