PPR de

ВАН

«Один из величайших триумфов в войне»

Английская печать об освобождении Минска

ЛОНДОН, 5 июля. (ТАСС). Сообщение
0б освобождении Минска Красной Армией
занимает. первое-место на страницах всех
авглийских газет. Печать приводит это’ со-
общение под огромными заголовками на
всю первую страницу.

+Дейли мейл». в передовой статье пишет:
«Занятие Минска является одним из вели-
чайших триумфов в войне. Английский на-
Род-радуется вместе со своим русским со-
юзником и позлравляет: его. Подвиг рус-
ских изумителен».
< Разета «Дейли экспресс» отмечает в пе-
редовой статье, что, действуя исключи-
тельно быстро, с. механической точностью,

«Одна из самых

русские провели 10-дневную кампанию,
результатом которой явился полный раз-
гром крупных германских сил. «Это изу-
мительное достижение. прелставляет собой
плод терпеливой подготовки, блестящей
стратегии. и динамической энергии в мо-
мент битвы». Каммингс пишет в «Ньюс кро-
никл», что «победоносное и потрясающее
наступление частей Красной Армии порази-
ло союзников России и определенно пре-
взошло самые радужные предположения. По
размаху и быстроте продвижения советских
войск`их нынешняя операция не имеег себе
равных в: настоящей войне».

решающих побед

в нынешней войне»

Orununn p ICLUA Ha занятие Минска

НЬЮ-ЙОРК, 5 июля. (ТАСС). По мнению

обозревателя агентства Ассошиэйтед Пресс”

Маккензи, занятие Красной Армией Минска
является одной из самых решающих побед
в нынешней войне. Маккензи подчеркивает,
что нынешнее наступление Красной Армии
является одним из самых мощных. «Кажет-
ся ‘почти невероятным,— пишет OH,— 4TO 3a
12 дней советские войска продзинулись на
150 миль, преодолевая самое отчаянное со-
противление, какое могли оказать им гит-
леровцы».

Раднокомментатор Уинтер, выступая. по
радио в Сан-Франциско 4 июля, начал свой

обзор с заявления, что советские войска,
заняв Минск, который был превращён нем-
цами в крепость их обороны, одержали одну
из величайших побед в этой войне. Уинтер
отмечает большое стратегическое значение
этого нового крупного успеха Красной Ар-
мин. Комментатор Джон Гровер, выступая
в тот же день по радио Сан-Франциско,
также подчеркнул огромное значение новой
победы Красной Армии, овладевшей Мин-
ском. Комментатор высказывает мнение, что
занятие Минска. станет. одним из решающих
моментов в борьбе. за. достижение победы.

Растерякность и тревога в Финляндии

СТОКГОЛЬМ, 5 июля. (ТАСС). Свиде-
-тельством тяжёлого внутреннего положения
Финляндии и растущей в стране растерян-
ности и паники служат обращённые к на-
селению призывы финских газет молчать и
поменьше думать над создавшимся положе-
нием. Газета «Ууси Суоми» ‘в передовой
статье настоятельно призывает вс°х Фин-
нов следовать в своём поведении принци-
пу: «Работай и молись!».

Однако, судя по признаниям финских га-
‚зет, население игнорирует эти советы. Га-
зета_ «Ууси Суоми» пишет, что «события
последнего времени послужили поводом’
для всевозможных слухов. Различные слу-
хи распространяются молниеносно». Осо-
бенное беспокойство газеты вызывает то
обстоятельство, что повсеместно  поведе-
ние и политика властей подвергаются кри-
тике «с позиций вражеской пропаганды».
Газета «Або Ундерреттельсер» в передовой
статье выражает сожаление по поводу то-
го, что «финская общественность была

введена в заблуждение тем, что пропаганда
постоянно преувеличивала собственные си-
лы Финляндии и недооценивала сил про-
тивника. Это намеренное или ненамеречное
извращение действительности привело к
тому, что общественное мнение легко под-
даётся панике в связи с ‘возникновением
критического положения». Газета подчёр-
кивает, что Финляндии «предстоят очень
тяжёлые испытания». «Отражение русских
атак, — пишет газета, — является очень
трудной задачей даже при получении по-
моши со стороны Германии. Создаются
трудности в отношении продовольствия.
Урожай может пострадать от ‘слишком
больших дождей».

После этих признаний относительно во-
енного и внутреннего положения Финлян-
дии газета со страхом констатирует, что
если финский народ посмотрит в глаза
действительности, «то он может решиться
на отчаянные поступки».

ДЕЙСТВИЯ АМЕРИКАНСКОЙ АВИАЦИИ В ИЮНЕ

ЛОНДОН, 5 июля. (ТАСС)... Обозрева-
тель агентства Рейтер Джемс Чамерс пи-
шет, что бомбардировитики и истребители
из состава американского 8-го авиацион-
ного корпуса в течение июня побили все
свои прежние рекорды. В июне американ-
ские тяжёлые бомбардировщики в ‘ходе
операций над Европой совершили более
25.600, а истребители — 23.900 самолёто-
вылетов. Бомбардировщики «Летающая
крепость» и «Либерейтор» сбросили в июне
на Германию 57 тыс. тонн фугасных и за-
жигательных бомб. Кроме того, истребите-
ли сбросили 1.750 тонн бомб. Таким обра-
зом, в июне в среднем на Германию каж-
дую минуту сбрасывалось 1.300 кг. бомб.

Потери американской авиации при этих
операциях составили: 225 тяжёлых бомбар-
дировщиков и 211 истребителей, ‘т. е. ме-
нее   проц. от общего числа самолётов,
участвовавших в операциях. Самолёты
«Мустанг», «Сандерболт» и «Лайтнинг» в
воздушных боях сбили 293 германских Ca-
молёта. Значительно большее количество
германских самолётов было уничтожено на
земле.

Самолёты американского 15-го авиацион-
ного корпуса, базирующегося в Италии, на-
носили по Германии тяжёлые удары с юга.
`Бомбардировщики «Летающая крепость» и
«Либерейтор» ‘совершили успешные налё-
ты на 11 нефтеперегонных заводов и 4 за-
вода синтетического горючего. В июне

Человек из Минска

_ Константина Сергеевича  Мещанинова
вемцы расстреляли в двенадцать часов но-
чи. Мещанинов — совелский человек из
Минска, почти два года был хозяином всех
железных дорог в области. И дороги во
многих местах заросли дурной травой, рель-
сы, согнутые взрывами, проржавели, мосты
упали в воду, будто пришедшие к водо-
пою огромные животные. Только маги-
страль на Минск еще работала, и то нем-
цы охраняли каждый метр этого нути; вме-
сто путевых булок стояли бетонные и де-
рево-земляные укрепления, а поезда дви-
гались только днем. Впрочем, и днем они
также исправно подрывались на минах Ме-
шанинова. Тогда охрака начинала круговой
обстрел из пулеметов, а›солдаты из орга-
низащии Тодта копали могилы для убитых
при крушении немцев и снова монтировали
путь. А Мещанинов, бывший
этой магистрали, уже готовил новый взрыв
где-нибудь верстах в пятидесяти от места
крушения. =.

И столько железа наломал этот сорока-
летний человек, что. даже поймав его, ко-
мендант ве мог торжествовать свою побе-
ду. Поэтому, получив приказ из Минска,
комендант немедленно отправил Мещани-
нова вместе со всеми подозрительными, з3-
хзаченными при облаве, на расстрел. Ухо-
дя, Мещанинов напряг связанные руки и
тихо сказал человеку, который опознал во
время облавы и выдал его немцам;

— Ничего, еще увидимся!

Человек побелел от страха, комендант,
понимавыий русский язык, тоже не мог
удержать какой-то странной дрожи. Он
вскочил на ноги и ударил уходящего ру-
кояткой пистолета. Мещанинов только
припнулся еще виже и так же спокойно
сказал:

— Это вам, господин комендант,
Зачтется!

Конвоиры звякнули оружием, партизана
узели. Но и комендант и предатель запом-

тоже

нили огромное тело, просвечивавшее сквозь

изодранную во время побоев и допросов

одежду, сутулую спину, которая, казалось,
могла выдержать любую тяжесть,— так она
была широка и мощна, Недаром говорили,
что Мешаниюов один, устраивал свои взры-

вы, сам носил все принадлежности для ди-

версии, тяжелые ящики со взрывчаткой.

инструмент и оружие, передвигаясь с не-
из’яснимой скоростью по лесам и болотам
края, иногда взрывая по два-три поезда в
разных местах чуть ли не одновременно.
Таким они запомнили Мещанинова, эти
два человека, а затем взвод автоматчиков

АДРЕО РЕДАКЦИИ и ИЗДАТЕЛЬСТВА: Москва 40; Ленинградское птоссе, улица «Правды», д. 24. ТЕЛЕФОНЫ ОТДЕЛОВ РЕДАКЦИИ: С ри
: : Д 3-36-82; Иностранного — Д 3-37-50; Писем — Д. 3-15-69; Местной сети — Д 3-15-47; Литературы и искусства — 3.38.73, ах 8.090

52223.

машинист.

‘к фронту. Во многих

‘дневные бомбардировтцики совершили са-

мый разрушительный налёт на Берлин. В
этом же месяце был поедпринят первый
челночный налёт из Англии, при котором
«Летающие крепости» ‘атаковали заводы
синтетического горючего, 4 авиационных
завода, 5 заводов авиационных двигателей
и крупнейшую германскую танковую базу.

В ходе тактических операций тяжёлые
бомбардировщики совершили более 17 тыс.
самолётовылетов, что составило около
50 проц. всех их операций. В ходе такти-
ческих операций тяжёлые бомбардировщи-
ки атаковали около 70 аэродромов BO
Франции, Голландии и Бельгии.

Производство самолетов в США в июне

ВАШИНГТОН, 5 июля. (ТАСС). Управ-
ление но делам авиационного производства
об явило, что в июне в Соединённых Шта-
тах было выпущено 8.049 самолётов, т. е.
на 9,5 проц. меньше, чем в мае. Управле-
ние об’ясняет снижение выпуска самолётов
частично тем, что июнь — более короткий
месяц. чем май. а также тем, что 3 компа-
нии, выпускающие небольшие самолёты, не
выполнили намеченного плана. Однако про-
изводство самолётов в июне равно средне-
му выпуску самолётов за последние не-
сколько месяцев. Выпуск трехмоторных
бсмбардировщиков в июне превысил наме-
ченный план.

Рассказ

расстрелял его кедалеко от полотна же-
лезной дороги, которую Мещанинов лю-
бил всю жизнь и которую он уничтожал
вот уже два года. Потом согнанные на
ремонт дороги жители станционного посел-
ка забросали могилу ржавым красным пес-
KOM.

Вот уже два года имя Мещанинова по-
могало этим людям жить и переносить
весь ужас оккупации. О кем рассказывали
по вечерам легенды, к нему ходили иные
железнодорожники на свидание в потай-
ные места, но об этом не говорили даже
женам, через него передавали секретные
сведения в. армию, а от него получали ли-
стовки и газеты, что потом шли из дома
в дом по цепочке, все звенья которой бы-
ли сто раз проверены и испытаны. А вот
ведь кашелся предатель, который выдал
Мещанинова немцам, когда партизан пря-
шел на станцию в очередную разведку
узнать о новых эшелонах, отправляющихся
домах деповского
поселка не спали в эту ночь, многие жен-
шины крестились ‘и шептали молитву, а
старики и дети слушали в тысячный раз
рассказы о Мещанинове.

И. только немцы спали в эту ночь бо-
лее или менее спокойно, спали в домах и
в казармах, спали в поездах и в охранных
укреплениях. Комендант сам дал телеграм-
му о расстреле страшного партизана.

и =

Поезд, на котором ехал человек, выдав-
ший Мещанинова, подорвался в шесть ча-
сов утра уже недалеко от Минска. Поезд-
ная охрара была перебита из пулеметов
раньше, чем немцы успели взяться за ору-
жие. Искалеченные танки пылали огром-
ными черными кострами, когда брониро-
ванная дрезина коменданта приехала на
место пройсшествия. ‚В стороне от грулы
немецких солдат, убитых в коротком бою,
валялся труп мешочника с приколотой на
груди запиской: «Я выдал Мещанинова».
Больше этот человек ничем не мог по-
мочь коменданту, он не мог рассказать,
кого он- увидел перед смертью, но лицо
его было искажено ужасом. Поезд был
взорван так, как это обычно делал Ме-
щанинов. Мины были заложены ка крутом
повороте, там, где высота профиля была
не меньше десяти метров, так что вагоны
ринулись с откоса испуганным стадом, ру-
шась один на другой, перевертываясь на
ходу, — их уже нельзя было ремонтиро-
вать. Гамбургские, берлинские, варшавские
‘вагоны презратились в груду железвого
лома, это хорошо умел делать машинист,

TES DERE

‚ числе этих судов было много торговых су-

PUM ee ee ee

Выступление Стеттиниуса

НЬЮ-ЙОРК, 5 июля. (ТАСС). Замести-
тель государственного секретаря США
Стеттиниус, выступая перед выпускниками
университета Ратджерса (Нью-Брансуик,
штат Нью-Джерси). особо подчеркнул не-
обходимость национального единства и
международного сотрудничества. Опыт со-
трудничества Об’единенных наций во вре-
мя войны, сказал он, говорит о том, что
«будущая всеобщая безопасность зависит
не от одной какой-нибудь нации, а от то-
го; чтобы миролюбивые нации всего мира
научились работать вместе в мирное вре-
мя, как они научились совместно работать
во время войны. Я очень надеюсь на то,
что нациям всего мира удастся найти фор-
мулу, могущую служить основой того пол-
ного международного сотрудничества, ко-
торое одно лишь может сохранить всему
человечеству мир и безопасность».

—oO—

Гитлеровцы вывозят награбленное
зслото в Лиссабон

ЛОНДОН, 5 июля. (ТАСС). Лиссабон-
ский корреспондент газеты «Дейли теле-
граф энд Морничг пост» сообщает, что в
конце кедели самолёты немецкого обще-
ства «Люфтганза» доставили из Берлина в
Лиссабон большое количество ящиков с
золотыми слитками на сумму в несколько
миллионов фунтов стерлингов.

—O-—

Война на Тихом океане

ЛОНДОН, 5 июля. (ТАСС). Штаб об’-
единённого командования вооружёнными са-
лами союзников в юго-западной части Тихо-
го океана сообщает, что войска союзников,
высадившиеся на острове Ноемфур (у побе.
режья Голландской Новой Гвинеи), создали
прочные позиции в районе занятого аэро-
дромза и в настоящее время атакуют япон-
ские позиции на побережье острова.

ВАШИНГТОН, 5 июля. (ТАСС). Штаб
командования Тихоокзанского флота США
сообщает, что на острове Сайпан (Мариан-
ские острова) американские войска заняли
пункты Гарапанг и Танапаг.

2 июля американские самолёты, базирую-
шиеся на авианосцы, бомбили остров Рота
(Марианские острова). р

3 июля американские самолёты, базирую-
щиеся на авианосцы, бомбили остров Ха-
хадзима (острова Бонин). По предваритель-
ным данным, американские самолёты пото-
пили 3 японских эсминца.

НЬЮ-НОРК, 5 июля. (ТАСС) Морское
министерство США об’явило, что в состав
основных сил СИТА, действующих в настоя-
щее время на острове Сайпан (Марианские
острова), входят 2-я и 4-я дивизии морской
пехоты, а также 27-я пехотная дивизия.

—Oo—

`Результаты спераций
_44-й американской воздушной
армии, базирующейся в Китае

НЬЮ-ЙОРК, 5 июля. (ТАСС). Морское
министерство США сообщило, что 14-я аме-
риканская воздушная армия, находящаяся
в Китае, за период с 4 июля 1942 года по
31 мая 1944 г. нанесла японцам следующие
потери: уничтожила 1.004 самолёта, вероят-
но уничтожила 464 и позредила 282. Обмее
водоизмещение потопленных японских судов
составляет 414.939 тонн, вероятно потоплен-
ных — 131.650 тонн и повреждённых —
247.900 тонн. В эти цифры не входят 428
различных уничтоженных судов, 70 вероят-
но уничтоженных ий 787 повреждённых. В

дов, перевозивших большое количество не-
обходимых материалов в юго-западную часть
Тихого океана, Индс-Китай и Бирму.

Oe.

Положение в Дании

ГЕТЕБОРГ, 5 июля. (ТАСС). Шведское
радио сообщает, что немцы были вынуж-
дены согласиться на требование бастую-
щих в Копенгагене датчан 06 изоляции
членов ‹аальбургекого корпуса» (датеких
фалшистоз). В связи с этим Совет Союза
свободных датчан призвал рабочих и слу-
жащих вернуться 5 июля на работу.

СТОКГОЛЬМ, 5 июля. (ТАСС). Швел-
ское радио сообщает, что 4 июля после
полудня в Орхусе произошёл взрыв. Пока
известно, что в. результате его былое убя-
то 11 человек и много раневю. Орхус яв-
ляется датским портом, находящимся под
немецким контролем. Подозревают, что
взрыв является актом саботажа,

Е at EOE

который перестал водить поезда для того,
чтобы взрывать их. И комендант с посе-
ревшим лицом прошел мимо согнанных из
соседних деревень белоруссов, молча сел в
свою дрезину и укатил обратно.

А еще через день подорвался поезд сне-
циального назначения, в котором ехал
важный генерал для инспектирования фрон-
та. № мало того, что генерал был убит,
из поезда исчезли секретные документы и
приказы, которых генерал не мог доверить
даже шифрованной почте. И опять немцы,
ставшие экспертами по взрывам, прочли
почерк Мещанинова в этой катастрофе.
Партизаны — стрелки, пулеметчики, ко-
торые, как было всегда, добивали своим
огнем спасшихся от крушений, располага-
лись точным полукругом, чтобы никто не
мог уйти. Только на этот раз, понимая,
что поезд с генералом немцы будут вы-
ручать немедленно, подрывник заложил
вторые мины и подорвал ремонтный состав,
прибывший на место катастрофы. И опять
партизаны исчезли, унося с собой раненых
и убитых, если только они у них были,
в чем комендант сомневался,— слишком
опытные люди устраивали крушения на
этом участке. А белоруссы, согнанные на
ремонт пути и разборку ноезда. усмеха-
лись угрюмо и повторяли, уже не таясь:

— Мещанинов работал, То он дал нем-
цам жизни!

Лето уже вступило в полную силу,
липы шумели над могилой, густая трава
прорвалась через красный песок, насыпан-
ный угловатым холмом. Среди полуистлев-
ших трупов, которые вытаскивали один за
другим из могил и выкладывали на поля-
He, комендант, закрыв HOC надушенным
платком, искал убитого партизана. Он за-
помнил число убитых в ту ночь, хотя ему
приходилось убивать многих. И, когда все
трупы были вынуты из могилы, он закри-
зал:

— Там есть еще один! Еще!

Пуста была пахнущая тлением могила.
Комендант подошел к краю, ударил но-
ском сапога по красной земле и пошел к
поселку, опустив плечи. С того дня он
перестал появляться на людях; даже в
офицерском клубе, где работали русские
судомойки, его не видали позже заката
солнца. А ‘на ночь вокруг здания комен-
датуры, где была его квартира, стоял
усиленный наряд автоматчиков, и мимо
нее нельзя было пройти даже с пропу-
ском, потому что автоматчики по особому
приказу коменданта открывали огонь без
предупреждения.

Но смерть бродила в ночи. Она попреж-
нему караулила поезда. Она взяла в свои
руки шоссейные дороги, потому что немцы
всё чаше стали пользоваться ‘ими, не до-
веряя поездам. И уже не один Мещани-

Военные действия союзников
в Северной Франции

Сообщения штаба верховного командования

экспедиционных

ЛОНДОН, 5 июля. (ТАСС). В опублико-
ванном сегодня утром сообщении штаба
верховного командования экспедиционных
сил союзников, говорится:

«В течение 4 июля войска союзников про-
должали продвигаться в южной части  по-
луострова Котантен, особенно в районе
Сен-Реми-де-Ланд. и Бланшланд. Наши
войска находятся сейчас в 6 км. западнее
и севернее горола Ла-Э-дю-Пюи. Незначи-
тельное продвижение было осуществлено
также юго-восточнее Сен-Жореса. В райо-
не Кана союзные войска вели тяжёлые бои
южнее деревни Карпике. Е

В течение вчерашнего дня активно дей-
ствовала наша авиация. Основные удары
истребителей и бомбарлировщиков были на-
правлены против вражеских сухопутных и
водных коммуникаций в обширном районе
от Нанта до Камбрэ. Причинены  значи-

тельные повреждения поездам, баржам, мо-

* *

ЛОНДОН, Б июля. (ТАСС). В вечернем
сообщении штаба верховного командования
экспедиционных сил союзников говорится:

«Войска союзников вновь продвинулись
у основания полуострова Котантен, хотя
противник и оказывает сильное сопротив-
ление, занимая выгодные позиции на воз-
вышенности. Самое значительное продви-
жение отмечено в прибрежном районе. Ос-
вобождены Сен-Никола-де-Пьер-Пон и Неф-
мениль. Некоторые части приближаются
сейчас к Ла-Э-дю-Пюи.

В районе Кана противник предпринимает
ожесточенные контратаки. Наши позиции в
Казпике попрежнему прочно удержива-
ются.

В течение ночи на 5 июля самолёты бе-
реговой авиации совершили интенсивный
налет на скопления торпедных катеров и
других судов между Дьеппом.и Гравели-
ном, Одно вооружённое вспомогательное

Действия канадских войск западнее Байе

НОРМАНДИЯ, 5 июля. (От военного
корреспондента ТАСС). Сегодня утром за-
паднее Байе канадские войска начали на-
ступление, имея задачей захватить аэро-
дром противника и улучшить свои позиции.
Артиллерийская подготовка продолжалась
1 ч. 45 м. на участке фронта протяжением
в 2 км. Было выпущено 80 тысяч снаря-
дов. В результате атаки канадцы продви-
нулись на несколько километров и выпол-
нили свою частную задачу. Во время боя
над союзными войсками появилось несколь-
ко немецких самолётов. Мгновенно всё не-
бо покрылось разрывами зенитных снаря-
дов, и немецкие самолёты поспешно рети-
ровались. ;

Канадские войска передорыми частями
вышли на северный берег реки Одон в рай-
оне деревни Версон.

Поездка генерала Эйзенхауэра в Нормандию

ЛОНДОН, 5 июля. (ТАСС). Агентство
Рейтер передаёт, что верховный главно-
командующий экспедиционными силами со-
юзников генерал Эйзенхауэр возвратился

Налёт на стартовые станции
семелётов-снарядов

ЛОНДОН, 5 июля. (ТАСС). Как пере-
дает агентство Рейтер, английские бо»
бардировшики «Галифакс» и «Ланкастер»
днём 4 июля совершили налет на старт
вые станции самолетов-снарядов в районе
Па-де-Кале. Бомбардировщики действовали
в сопровождении истребителей -и без по-
терь возвратились на свои базы.

ЛОНДОН, 5 июля. (ТАСС). Министер-
ство авиации. сообщило, что в ночь на
5 июля английские самолёты совершили
крупный налёт на стартовые станции гер-
манских самолетов-снарядов в Северной
Франции. Бомбардировка была совершена
при хорошей видимости и, по первым со-
общениям, была концентрированной. Сое-
динение самолётов «Москито» атаковало
завод синтетического горючего в Руре.
Происходило минирование вражеских вод.
13 самолётов не возвратились на ‘свои базы.

Sl Se er os en Sem ee et Se ee el oe ee a

нов властвовал над путями сообщений, а
тысячи Мещаниновых преградили их, по-
тому что в участившихся схватках с пар-
тизанами все раненые русские и белорус-
сы, прежде чем умереть, гордо говорили,
что Мещанинов жив! Он отомстит за них!
И в шпионских донесениях всё чаще встре-
чалось имя Мещанинова, причем оказыва-
лось, что в один и тот же день Меща-
нинов подрывал поезд под Нагорным и
автоколонну возле Несвята, был на собра-
нии в селе Казары и раздавал хлеб жи-
телям Дзержинского района, И когда нем-
цам удавалось окружить отряд Мещани-
нова около Казар, из Несвята другие не-
мецкие батальоны просили подмоги, потому
что их окружил Мещанинов со своими
партизанами.

Болота почти совсем пересохли, между-
речья и поймы поросли травой в рост че-
ловека, даже крестьянская лошадь могла
спрятаться в травах, И в этих травах, бо-
лотах, лесах всё чаще встречались оди-
ночки и группы людей, искавших дорог и
тайных троп к паргизанским отрядам.
среди этих людей шел воскресший к но-
вой жизни Константин Сергеевич Мещани-
нов.

Был он худ и прозрачно бледен, Он ча-
сто останавливался, поднимал  обросшее
длинной бородой лицо к небу, медленно
вдыхал пахучий воздух, слушал голос
травы и деревьев, ветра и воды. Три дол-
гих месяца пролежал он в подвале на
станционном поселке. леча свои раны.
Только воля к жизни да щедрая удаль
друзей спасли его. Когда он, еще раз пе-
рехитрив немцев, упал в могилу одновре-
менно с выстрелами, он думал, что спа-
сен. Мо офицер, закончив расстрел. подо-
шел к краю могилы и разрядил евой пи-
столет в мертвецов. Две пули из этих
случайных попали в Мещанинова, одна
пробила грудь, вторая ногу. Партизан ни-
чем не выдал себя, однако теперь он уже
не мог, как надеялся при своей богатыр-
ской силе, отрыть могилу и выйти из
нее. Как ни слабо была набросана земля,
но она была тяжка, один из трупов упал
поперек его тела. И он, разрывая землю,
передвигая труп, лежащий на нем, понял,
что на этот раз ему не спастись. Но вот
он услышал снова скрежет лопат по пе-
ску. Он боялся стонать даже в тот миг,
когда лопата ударила его в раненую
грудь, только услышав голоса,— все эти
страшные часы он был в сознании!
Мещанинов застонал, он Узнал людей. И,
застонав, потерял сознание. Люди. при-
шедшие за его трупом, чтобы достойно
похоронить партизана, унесли его живым,
но в каком состоянии! И вот теперь он
возвращался к своим товарищам.

И до него, в темное подполье, где он

Типография газзты «Правда» имени Сталина.

Д 3-15-68; Партийной жизни — Д 3-35-42; Пропаганды — ДЗ
Секретариат — Д 3-15-64; Отдел об’явлений —Д 3-30-12. 0 asec

№ 161 (3618)

eet eee ФЕИ

послом СССР в Иране
т, Максимовым

ТЕГЕРАН, 5 июля. (ТАСС). 3 июля по-
сол СССР в Иране т. Максимов вручил
Шаху Ирана Мухаммеду Реза Пехлеви
свои верительные грамоты и представил
ему дипломатический состав нашего по-
сольства.

Тов. Максимов и Шах
кими речами. «Вручая Вам свои веритель-
ные грамоты,— сказал т. _Максимов,— я
  считаю своим долгом заявить Вашему Ве-
личеству, что народы Советского Союза
питают к народам Союзного Ирана неиз-
менные чувства сердечной дружбы и глу-
бокого уважения и что дальнейшее укреп-
ление счастливо существующих дружест-
венных отношений между нашими народа-
ми, скрепленных узами союза в борьбе
против нашего общего врага, является
искренним желанием моего Правительст-
ва».

В ответной речи Шах заявил, что иран-
ский народ, лично он и Правительство
Ирана желают развития и укрепления су-
ществующих дружественных политических,
эколомических и культурных связей ме-
жду СССР и Ираном. Нет более благо-
родной цели, продолжал Шах, чем ока-
зание помощи Союзному советскому наро-
ду в его борьбе против общего врага сво-
бодолюбивых народов.

сил союзникоз

тотранспорту и зенитной артиллерии в рай-
оне Анжер—Тур—Лаваль. В непосредствен-
ной зоне боев к югу от Кана и в Лессэ, на
крайнем западном фланге, авиация оказы-
вала непосредственную поддержку нашим
наземным снлам. В ходе этих операпий
произошёл ряд схваток с вражескими
истребителями; несколько истребителей
уничтожено. Наши потери невелики.

В ночь на 5 июля тяжёлые бомбардиров-
щики совершили налёт на железнодооож-
ные об’екты в Вильнев—Сен-Жорж и Орле-
ане. 14 самолётов не вернулись из этих
операций. Лёгкие бомбардировщики услеш-
но атаковали вражеские войска, особенно
в западном секторе боёв. Они совершили
также налёт на железнодорожные об’екты
к югу от Парижа. Береговая авиация ата-
ковала. вражеские суда у побережья Брета-
ни после полудня и в Ла-Манше — в тече-
ние ночи».

обменялись крат=

судно. противника взорвалось. Несколько На церемонии вручения верительных
других судов повреждено. грамот, состоявшейся в Саадабадском
Утром 5 июля плохая погода снова пре-   дворце, присутствовали Премьер-Министр

Ирана г. Саел, Министр Двора г. Ала,
ад’ютанты Шаха генералы Яздан, Нанах и
Шефаи и др-

пятствовала действиям авиации. Тяжёлые
бомбардировщики совершили налёты на
аэродромы в Бельгии и Голландии. Они со-
провождались истребителями, которые об-
стреляли пулемётным огнем различные на-
земные об’екты, в том числе железноло-

pity

Военные действия в Италии

рожное депо, силовые станции и азэро-
дромы. : Е ЛОНДОН, 5 июля. (ТАСС). Штаб войск
Средние бомбардировщики в сопровож-   союзников в Италии сообщает, что в течение

дении истребителей подвергли бомбарди-
ровке 2 моста через реку Орн, неприятель-
ские склады горючего в Сенонж, железно-
дорожный узелв Лэгль и склады снаряже-
ния в лесу. в 25 милях к юго-западу от
Дре. Два средних бомбардировщика не вер-
нулись на базы. Истребители-бомбардиров-
щики атаковали батареи зенитных орудий
в районе Кана и железнодорожные об’екты
ьозле Лаваля». :

4 июля 8-я армия значительно продвинулась
вперед южнее Ареццо и передовые части
находятся менее чем в 8 километрах от го-
ода. Восточнее этого района на фронте
-й армии противник упорно обороняет Мон-
те Мурло и Монте Акуто, которые господ-
ствуют над городом Умбертиде и над раз-
ниной, простирающейся к северу. В Адриа-
тическом секторе противник оказывает ярост-
ное сопротивление союзным войскам, на-
ступающим на’ Анкону. Труднонроходимая
местность в’этом районе препятствует про-
движению.

Части 5-й армии, действующие на запал-
ном побережье, продолжают с боями продви-
гаться влеред. В этом районе противник
упорно стремится удержать города Вольтер-
ра и Розиньяно-Маритимо, желая затруднить
наступление союзных войск на Ливорно.

Вчера соединения тяжелых бомбардиров-
щиков подвергли бомбардировке об’екты в
Румынии, в частности нефтеочистительные
заводы в Брашове, а также железнодорох-
ные мастерские и мосты в Плоешти. Истре-
бители вели также боевые операции над
районами Плоешти и Брашова. Совершались
также налеты ‘на коммуникации противника
в Северной Италии, в районе боёв и в Юю-
славии.

Пленные немцы заявляют, что они двое
суток не получали хлеба. Снабжение гер-
манских войск очень плохое, так как се-
вернее Парижа нет железнодорожного дви-
жения вследствие того, что станции и пути
разрушены. Движение происходит по шос-
сейным дорогам и то только ночью, так как
все дороги находятся под контролем со-
юзной авиации. Скорость движения авто-
транспорта по дорогам составляет 40 кило-
метров в сутки, так как мосты разруше-
ны, а дороги повреждены.

Бом в районе Карпике

ЛОНДОН, 5 июля. (ТАСС). Корреспон-
дент агентства Рейтер Линч сообщает, что
утром 5 июля канадские войска отбили
3 германских контратаки и к полудню они
прочно удерживали свои позиции в деревне
Карпике и в северной части азродрома.

а

Бои в Югославии

ЖЕНЕВА, 5 июля. (ТАСС). Как cood-
щают из Югославии, верховный штаб на-
родно-освободительной армии Югославии
передаёт, что в Сербии части народно-ос-
вободительной армии очистили от болгар-
ских оккупантов территорию Яблоницы и
Пуста Река. Наступление болгарских войск
в этом секторе окончилось полной неула-
чей. Противнику нанесены болышие потери,
° В. Далмапии в районе Дрвиша’ десятый
день идут упорные бои < исмецкой диви-

зией «Тигр».
—ю_-

5 июля в Англию после 5-дневной поездки
в районы боёв в Нормандии. Генерал Эй-
зенхауэр совещался с генералами Монтго-
мери, Брэдли и другими офицерами.

Потери авиации в июне

ЛОНДОН, 5 июля. (ТАСС). По сообихз-
нию английского министерства информации,
за июнь потери английской авиации над
Европой, исключая потери в Нормандии,
составляют 181 самолёт; потери герман-
ской авиации—19 самолётов. Над Англией
германская авиация потеряла в июне7 са-
молётов. Над Италией немцы потеряли в
июне 460 самолётов, а союзники—373 само-
лёта. На ближневосточном театре потери
противника составили за тот же месяц
7 самолётов, союзников — 16. В Юго-Вос-
точеой Азии японцы потеряли в июне
8 самолётов, а союзники — 13.

=
Гермачские самолёты над Англией

ЛОНДОН, 5 июля. (ТАСС). В Лондоне
об’явлено о том, что в течение 4 июля
немецкая авиация въовь проявляла актив-
ность над Южной Англией, причинив по-
вреждения и вызвав жертвы.

Гитлерсвские разбойники
мстят за убийство Акрио

АФИ сообщает, что в отместку за убий-
ство вишийского «министра» пропаганды и
информации Филиппа Анрио гитлеровцы и
полиция Виши проводят в ряде, крупных
городов Франции повальные аресты и обы-
ски. В Париже, Лионе, Марселе, Бордо,
Туре, Клермон-Ферране и многих других
городах по существу введевю осадное по-
ложение. В Париже арестовано уже 15 ты-
сяч человек. В Лионе начальник немецкой
полиции об’явил награду в 100 тысяч фран-
ков тем, кто даст сведения о лицах, «ви-
новных в актах саботажа или в воору-
жённых покушениях», Однако все усилия
немцев и полиции Виши остаются бесплод-
ными,

En eae ee eae ee eee

лежал эти месяцы, доходили слухи, что
жив Мещанинов и еще злее мстит нем-
цам за всё горе-злосчастье, которое они
принесли людям. Константин Сергеевич
добродушно улыбался.

И вот он шел по зарослям таволожни-
ка, переходя болотные речки, питаясь по-
даянием по деревням, где не было немцев,
обходя те сёла, где немцы имели комен-
датуры, пробираясь к знакомому лесу, где
когда-то была одна из его баз. Здесь. он
надеялся встретить товарищей из своего
отряда, которые считали его уже три ме-
сяца в списке мертвых.

Мещанинов услышал тихий оклик и с
большим недовольством, но достаточно
быстро поднял руки под дулом автомата,

Пришли в штаб. Начальник караула
громко сказал:

— Товаринр командир, привел
говорит, что ищет вас,
Мещаниновым,

От стола вдруг поднялся высокий чело-
век, повернулся, вскрикнул и обнял Ме-
щанинова:

— Константин Сергеевич!

Мещанинов вгляделся в его лицо, от-
ступил на шаг, высвобождаясь из его рук,
и воскликнул:

— Так это ты Мещаниновым назвался?

— И не только я, — радостно сказал
человек, — теперь уже по краю восемь
отрядов ходят, и во всех отрядах коман-
диры Мещаниновы. Мы же не знали, что
вы живы, Константин Сергеевич!

Начальник караула обалдело смотрел на
своего командира и на гостя.

— Садитесь, Константин Сергеевич, —
сказал хозяин, подвигая свой стул.
Вчера еще один состав подорвали, а нын-
че поймали коменданта, что вас рас-
стрелял... То-есть не расстрелял...

— Расстрелял, расстрелял, подлец, —
сказал Мещанинов.— Где он?

— Судить хотели сегодня, да вы при:
были, так уж вам придется...

Через несколько минут привели комен-
данта,

Мещанинов увидел тусклые глаза немца,
его а губы, сказал:

— Вот и пришлось свидеться...

Комендант затрясся и унал на колени,
что-то вопя. В это время подошел дежур-
ный, :

— Товари командир отряда, — доло-
жил он,— получено сообщение о том,
что один из. наших минских отрядов со-
елинился с Красной Армией, а советские
танкисты подходят к Минску.

Как бы в подтверждение рапорта де-
журного, послышался гул артиллерии, и
небо озарилось вспышками разрывов.

Николай АСАНОВ.

(«Красная Звезда», 5 июля 1944 г.).

—о—-

Резопония конгресса США
проткв громзводетва опиума

ВАШИНГТОН, 5 нюля. (ТАСС). Госу-
дарственный секретарь США Хэлл заявил,
что единогласно принятая обеими палатами
кснгресса резолюция, предлагающая прези-
денту просить правительства тех стран, где
выращивается опиумный мак, немедленно
ограничить производство опиума строго ме-
дицинскими и научными потребностями, со-
ответствует многолетней политике Соедн-
нённых Штатов. Рузвельт подписал резо-
люцию и послал её в государственный де-
партамент, который постарается добиться
сотрудничества соответствующих стран для
разрешения этой проблемы.

НЬЮ-ЙОРК, 5 июля. (ТАСС). Как nepe-
даёт агентство Юнайтед Пресс из Вашинг-
тона, член палаты представителей Джадд
призвал США, СССР и Англию совместно
просить иранское правительство ограничить

производство опиума потребностями меди-
ЦиИНыЫ,

старика,
а себя называет

РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ.

ЕО ЕЛА А Е И ПЕТР

КИНО, ТЕАТР

Новый американский художественный фильм
«СЕРЕНАДА COHHESHORA ДОЛИНЫ» —
Первый, Метрополь, Ударник, Колизей,
Москва, Художественный. Форум, Таганский,
Роднна, Шторм, Орион, Сад «Эрмитаж»,
ЦПКиО им. Горького, Динамо.

Музыкальный фильм «ЖИВИ, РОДНАЯ ВЕБО-

РУСЬ» — Метрополь, Хропика, Новости дня,
Смена.

МХАТ СССР им. ГОРЬКОГО--6/УП—Последняя
жертва. Начало в 7 час. вечера.

ФИЛИАЛ МХАТ — 6/УП — Школа злословия.
Начало в 7 час, вечера,

ГОС. ТЕАТР им. Евг. ВАХТАНГОВА (улица
Горького, пер. Садовских, 10) — 6/УИ — Сиран»
де Бержерак. Начало в 7 час. вечера.

ГОС. МОСКОВСКИЙ МУЗ. ТЕАТР им. К. 0.
СТАНИСЛАВСКОГО и Вл И. НЕМИРОВИЧА-
ДАНЧЕНКО — 6/УИ — 1. Моцарт и Сальери,
2. Кащей бессмертный. Начало в 7 чае. вечера.

TOC, MOCKOBCKHA КАМЕРНЫЙ ТЕАТР
(Тверской бульв., 23)—6/УП—Адмирал Нахимов.
Начало в 7 чае. вечера.

ГОС. ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР именя МОС-
СОРЕТА (Каретный ряд, 3) — 6/УИ— Нанюеетвт.е.
Начало в 7 час. вечера.

МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА ГОСПИРК—
Сегодня и ежедневно гастроли Узбекского цит-
кового коллектива под рук. народного артиста
РСФОР и УзССР Ташкенбая Игамбеодтиево, Ex -
дневно 2 представления. Начало в 3 часа дна
ив 7 чае. 30 мин. вечера.

МОСКОВСКАЯ ГОС. ФИЛАРМОНИЯ —
ЦЕРТНЫЙ ЗАЛ им. П. И, `ЧААКОВСКОГО —
6/УИ — Концерт мастеров искусств при уча»
стии артистов ГАБТ, Художестветното, Малог)
и др. театров и Моск. Гое. филармонии. Назало
в 7 час, 30 мин. вечера,

rol

-33-88; Сельскохозяйствеяного — Д 3-10-35: Экономического
авке газет в срок сообщать по телефону Д 3-06-05.

Изд. № 361.

— ===

Е

Вручение верительных грамот:

их