a Zan
Fe isu

(8520)

SSS Sas

$ ИОЛЯ 1944 г.,

ЕЯ SS

SS a eS ae ae

Сокрушая врага, вперел!

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 7 meas. (Mo
телаграфу). Овладев Полоцком, наши вой-
ска продолжают уснемно наст. гать север-
нео и северо-западнее города.

Стремясь во что бы то ни стало задер-
жать продвижение советских войск и вы-
вести свон потрёнпанные дивизии из-под
непрерывных ударов, немцы велут упор-
ные бой и предпринимают сильные контр-
атаки. С окраины одного населённого
пункта противник бросил в контратаку
штурмовой батальон при нолдержке артил-
лерни. Наши пехотинны и артиалеристы
смело встретили врага н отбросили его на-
зал. Такие же попытки немцы предприняли
и на других участках, но нигде не доби-
лись своей цели и были вынуждены отету-
пить © большими потерями.

В развитии нашего наступления боль-
шую роль играют саперы. Они быстро Boc-
станавлевают разрушенные немцами мосты,
гатят болота, обезврежнвают минные поля,
прокладывают новые лороги. И советские
войска, благозарные этим скромным тру-
женикам войны, люгоняют и бьют врага,
обходят его с тыла.

Пролвигаясь вперзд влоль железнодо-
рожных линий, илущих от Полоцка на ce-
веро-запал, наши части на отдельных
участках достигли южного берега реки
Дрисса.

+=

Потерпев поражение под Полоцком. нем-
пы надеялись задержалься на реке Дрисса.
С этой целью они быстро подбросили
chia бсаперные - части и начали  воз-
водить оборонительный рубеж, а также
подтягивать резервы. Олнако расчеты гит-
леровцев не оправдались.

Наши пехотинцы и артиллеристы на плб-
чах врага вырвались Е реке и сразу начали
переправу. В нервый же день боев Дрисса
была форсирована на двух участках общим
протяжением по фронту на 39- километров и
в глубину на 8—10 километров. Против-
ник отчаянно сопротивляетея. На отлель-
ных участках он предпринимает многочие-

ленные контратаки снлами пехоты при по1-
держке самоходных орудий.

Форсировав реку южнее большого озера,
советские бойцы, продвигаясь по лесным
хорогам, вышли во фланг противнику, 3a-
севшему Ha запалном бёрегу озера, й на-
несли ему внезапный удар. Не выдержав на-
тиска, гитлеровцы отступили. В исхолу дня
они подбросили сюда до батальона пехог
с 4—5 самохолными орудиями и бросились
в контратаку. Советские воины смело вотре-
тили врага огнем всех видов нехотного 09у-
жия. Артиллеристы, сопровождающие пехо-
ту, выкатили свон орудия на открытые по-
зиции и прямой наводкой накрыли немцев.
Вонтратака захлебнулась. Оставив на поле
боя до 150 трупов, фашисты откатилиеь на
исходные рубежи. Кроме того, наши артил-
леристы уничтожили артиллерийскую бата-
рею и 9 пулеметов. Преследуя немцев, с0-
ветские бойцы продвинулись вперед.

На соседнем участке наши части еще
больше расширяли плапдари п внлотную
подошли к шоссейной дороге. Вдоль пюссе
враг создал оборонительную линию в виде
траншей. пулеметных ячеек, на отдельных
участках расставил проволочные загражде-
ния и минные поля. Но все же немцы не
смогли удержать за собой эту дорогу и вос-
препятствовать нашему движению вперед.
Тесно взаимодействуя с артиллерией, подав-
лявшей огонь противника. наши пехотинци
атаковали и захватили тактически важный
населенный пункт и прочно оседлали нтюсее.

Особенно упорный бой разгорелея за од-
ну железнодорожную станпию. Любой ценой
немцы пытались отбросить наши части
назад и восстановить утраченное положение.
Гитлеровцы предприняли ночную атаку.
Вражеский батальон при поддержке артил-
лерин и минометов устремился на наши -по-
зиции. Атака не имала уснеха. Шютивник
был встречен точным огнем советской пехо-
ты и артиллерии, бивших с заранее подго-
товленных позиций. Потеряв только уби-
тыми не менее 250 солдат и офицеров, фа-
шисты отошли в исходное положение. С9-
ветекие бойцы неё отступили ни на шаг.

Майор М, ВЛАСОВ.

Удары белорусских партизан

Белорусские народные мстители  веёми
вялачи и срелствамн помогают наступаю-
тины войскам Врасной Армни. Особенно ощу-
тительные потери партизаны наносат от-
ступающих частям протявника.

3 июля отряд барановичеких партизан в
районе деревни С. искусно перехватил
эвтоколонну немцев. В результале стреми-
тельной атаки партизаны истребили He-

сколько десятков солдат и офицеров, 50 нем-

цев взяли в плен, захватили 100 автома-
шин, станковые пулеметы, более 200 вин-
товов, много боеприпасов. Группа партизан
из отряда «Комеомолецх напала, на немецкое
ибдразделение, истребила 60 гитлеровцев и
22 солдата взяла в плен.

Партизаны отряда ‘имени Шорса, дей-
ствующие в Барановичекой области, разби-
ли колонну противника, отступающую из-
под Минска. В бою истреблено несколько де-
еятков гитлеровцев. Захвачея 0603 из 30
подвод с боеприпасами и обмундированием,
‘а также важные штабные токументы раз-
битой Красной Армией неменкой воичекой
части. Партизаны этого отряда совер
шили нападение на прифронтовой немен-
кий гарнизон и перебили $30 гитлеровцев
во главе с комендантом поселка и начальни-
ком штаба батальона. Захвачено 2 пулеме-
та и 60 винтовок.

Отряд пинеких партизан оседлал один из
важлтых участков железной лороги и удер-
живал его на протяжении нескольких
дней. Бойцами подорвано более 200 рельсов,
железнодорожный мост, захвачен и пелно-
стью разгромлен эшелон с войсками. Дру-
гие отряды удерживают в ‘своих руках ряд
‚переправ и систематически нападают на

235 лет назад первоклассная армия
шведского короля. Карла ХН, не знавшая
поражений до столкновения с Россией и
разбившая лучшие армии Европы, была
разгромлена русскими войсками под Полта-
вой. Шведы легко достигали побед в столк-
вовениях с войсками датекого короля Фрид-
риха ГУ, саксонского курфюрста и польсЕо-
го короля Августа П.

Самонадеянный Карл заранее оповестил
мер о победе «передовой военной культуры»
Запада над варварской отсталостью» Bo-
стока. В 1700 roxy под Нарвой он ‚нанес
поражение молодым войскам растущей рус-

Наступление Красной Армин  поднялу
боевую активность брестеких и белостокеких
партизан, усиливших свои удары но тылам
немецко-фашистеких захватчиков. я

Партизанами брестекого отряда имени
Лзержинского за последние лни нущены пол
откос 28 вражеских эшелонов, выведены из
строя 26 паровозов, разбито 14 вагонов 6
живой силой п 116 вагонов и платформе
техникой и боепринасамя. На шоссейных
дорогах партизаны подорвали 44 автомашн-
ны, разрушили  телеграфно-телефонную
связь протяжением 49 километров. Из за-
сад они истребиля 133. и ранили 116 не-
мецкнх солдат и офицеров.

Белостокские партизаны обстреливают
эшелоны, минируют пюссейные дороги и на-
падают из засал на маршевые колонны про-
тивника. Одна из групн партизанского от-
ряда имени Богдана Хмельницкого обстре-
ляла 6 эшелонов и вывела из строя Bee
6 паровозов. Партизаны другого отряда раз-
рушили большой участок железнодорожного
полотна и тем сачым прервали движение
немецких поездов на двое суток; на шоссей-
ной дороге подорвано 12 автоммышин с бое-
припасами и солдатами. Полрывники отряла
имени Калинина взорвали эшелон,  слело-
вавший к линии фронта с орудиями и 6б0е-
припасами. 18 часов немцы очищали путь
от разбитой техники и обломков вагонов.

Белорусекий народ’ вместе с доблестной
Красной Армией продолжает ‘самоотвержен-
ную борьбу за полное освобождение родной
Белоруссии от презренных немецких окку-
пантов.

П. КОВАЛЕВ.

ooo

(1709 —8 июля — 1944)
oo°

армии Нетра встали талантливые русские
командиры, которых выдвинула война.

В конце декабря 1707 года Карл ХИ, пе-
рейдя Вислу, начал «восточный» поход, на-
деясь несколькими ударами разгромить рус-
скую армию и открыть путь на OCKBY.
Шведские войска оторвались oT своих баз и
шли по опустошенной земле. Войска терпе-
ли недостатки в снабжении. Поэтому
Варл ХП большие надежды возлагал на re-

схой регулярной армии. Сочтя себя непобе-  нерала Левенгаупта, направлявшегося к
дичым, швелекий полководец задумал поход   Могилеву из Риги с запасом продовольствия,

на Москву. Летом 110$ года шведская армия
подошла к Минску, а затем вторглась на
территорию Укранны.

Украинский народ, об’единенный в неру-
шимом союзе с русским народом, поднался
ва борьбу © захватчиками. Украинцы ветре-
тили шведов ударами партизанских отрядов
и огнем пожаров, выполняя наказ Петра Пер-
BOTO: «..провиант и Ффурах, также и ско-
тнну, лошадей. волов-и овец забирать с со-
бою сколько возможно, и чего не возможно,
тв провиант и фураж жечь, чтоб неприятлю
в руки не достался».

Великий русский полководен стремился
сохранить свою армию к решительной бит-
ве, искусно используя глубину театра вой-
ны и ослабляя противника многочисленны-
ми схватками, кавалёрийскими налетами.

Вольшой путь прошла русская армия от
Нарвы до Полтавы. Готовясь к решительной
бнтве с врагом. Петр сформировал хорошо
организованные войсковые соединения,
обучил их 00 единому плану, оена-
стил передовой техникой по тому вуе-
мени. Организацией службы  генераль-
Hore штаба, созданием конной  аотил-
лерии Петр опередил Европу. Нри Петре
Первом стала совершенствоваться служба
боевого снабжения. было обеспечено взаимо-
действие всех трех родов оружия (артилле-
рин. кавалерии и пехоты). Хорошо исполь-
зовались легкие корпуса — корволанты (пе-
хотинцы садились на лошадей позади кава-
лерибтов, передвигавшихся вместе с легкой
артиллерией). большое внимание уделялось
инженерной подготовке театра войны и поля
боя. Через несколько лет носле Нарвы рус-
ская архия стала однообразно устроенной,
хисциплинирозанпой, хорошо вобруженной
и опытной. Во главе войсковых соединений

боеприпасов и резервами. Но в то время. как
русская ариия под’командованием Шереме-
тева отступала на Украину, завлекая глав-
ные вилы противника в глубь страны, за-
ставляя его растягивать свои коммуникации
и распылаять свои силы, сам Петр в 12-ты-
сячныхм корволантом неожиданно разгромил
16-тысячный корпус Левенгаунта Р cpame-
нии при деревне Лесная 9 октября 1708 то-
да. Это был умный, расечитанный удар.
В бою было убито 8.500 шведов. Этот бой,
названный Петром «матерью Полтавской
баталии», лишил шведоную армию толь
необходимого для иее пополнения, умень-
шил ее огневую мощь; подорвал уверен-
ность противника в исходе операции:

Весной 1709 года Карл ХИ решил взять
Полтаву, повилимому, рассматривая ее, ках
ключ к Москве. Захватом этого города он
думал поднять упавший дух своих войск и
пополнить свои запасы.

Карл полошел к Полтаве с 39 тысячами
солдат. Он самоуверенно заявлял. что руе-
ские сдадутся после первого выстрела. Но
немногочисленный гарнизон  самоотвер-
женно защищался около трех месяцев,
сдерживая натиск швелекой армии. Врепость
не сдалась противнику. Она сковывала éro
силы; не давала ему двигаться дальше и в
то же время открывала для русской армии
возможность наиболеа успешно полготовить-
ся к решающей битве, 3

К лету 1109 года обстановка изменилась
в благоприятную сторону для русских. Враг
на сотни километров был оторван от свойх
баз, за время осады Полтавы понес значи-
тельные потери в живой силе, моральная
стойкость шведской армии была полорвана
рядом военных неудач. Налицо были все
условия для того, чтобы дать шведам «гене-
ральную баталию».

ПРАВДА

tn ee a a ee

В Белоруссии. Колхоэзник В. Ипатов благодарит бойца Красной Армин за осво-

бождение от немецкого ига. {
Фото Военного корреснонданта «Правды» С. Коротнова.

Войска` идут на запад

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМНЯ, 7 июля. (По
телеграфу). Всего пару дней назад наши
танкисты и пехота дрались на улинах Моло-
дечно и Сморгони. А сегодня жителям этих
тородов уже не слышны звуки боя.

Проптло уже две недели с начала наше-
го наступления на белорубекой земле. Ли-
ния фронта на двести с лишним километ-
ров отодвинулась на запал, но теми насту-
пления попрежнему высок. Войска стреми-

тельно движутся внеред, занимая ежедневно.

сотни белорусских <ел и местечек. Не только
по хоронгим дерогам, но и по-труднопроходи-
мым лесам и болотам наши нехотинцы и
танкисты проделывают в боями марши по
нескольку десятков километров в Сутки.

Севера-западнее Минска нашим частям
приходится действовать в условиях труд-
нопрохолимой местности — многочислен-
ные реки и болота пересекают во веех на-
правлениях равнину, покрытую сплошны-
ми массивами лесов, которые тянутся Ha
десяткн километров. Кажлую складку мест-
ности противник стремится использовать
для обороны; пытается задержать наше на-
ступление. Олнако под натиском наших
частей гитавровцы повсюду вынуждены OT-
слупать, неся большие потери.

Сейчас стали известны подробности вче-
раннего разгрома двух батальонов 391-й

немецкой охранной дивизии в районе озе-
ва Свирь. Батальон немецкой пехоты, при-
вкрывая отступление своей части, пытался
задержать продвижение наших подразделе-
ний. Командир советского полка направил
часть сил в обхох левого фланга против-
ника. Бойцы вышли в тыл вражеского ба-
тальона и перерезали единственную доро-
гу. но которой могли отходить немцы. Про-

тивниЕ оказался прижатым к озеру. Нем

цы попробовали было пробиться в своим
тлавным силам, но потерпели полную He-
удачу. Большая часть батальона была уни-
чтожена огнем наших бойцов. Оставшиеся
в живых 200 соллат и офицеров сложили
оружие и сдались в плен. Такая же участь
постигла и другой батальон этой дивизии.
Он был окружен нашей частью в лесах
западнее Сморгони и, потеряв половину
личного состава, сдался в плен.

В лесах восточнее Минска продолжают-
ся бои по ликвидации окруженной группи-
ровки немецких войск, отступавших из-
под. Орши и Могилева, Под ударами на-
ших частей немцы мечутся в поисках вы-
хода из «котла», Но кольцо наших войск
стягивается все туже и туже. Сегодня там
уничтожено около 4.000 гитлеровцев, свы-
me 3.000 немцев взято в плен.

r (Майор И. ФИЛИППОВ.

В лесах Карелиц

(От военнего корреспондента «Правды»

Наступление войск Карельского фронта

Г развивается, несмотря на усиливающееся

сопротивление финнов. Кое-где противник
пытается остановить наступающих контр-
атаками пехоты и огнем артиллерни. Одна-
KO наши части отвоевывают у врага одну
за другой лесные и межозерные  позиций,
дороги, опорные пункты и наносят против-
нику тяжелые потери. `

С отчаянным упорством запищали ман-
нергеймовцы свой крупный опорный пунег
на берегу Ладожского озера — город Саль-
ми. Они выставили в этом районе крупные
силы пехоты и артиллерни и неоднократно
переходили в контратаки. Завязался напря-
женный бой. Отбив все контратаки против-
ника, наши части опрокинули его и’ овла-
дели городом Сальми. 3 i

Веё более активно действуют мелкие ма-
невренные груплы нашей пехоты. Поучите-
лен бой за одну деревню, проведенный ба-
тальоном канитана Лютикова. Она была при-
врыта рядами колючей проволоки, линия-

ЕЕ tes

— wees

Полтавской победы

Петр стянул к полю боя около 42 тые.
бойцов при 72 орудиях. Русская армия,
усиленная казаками, переправилась на
правый берег реки Ворсклы и ов пя-
ти с половиной километрах от Полтавы,
близ деревни Яковцы, остановилась, пПо-
строив укрепленный лагерь (ретраншемент).
На этих подступах Петр приказал возвести
шесть отдельных сомкнутых редутов, рас-
положенных один от другого на дистанции
ружейного выстрела.

Это было принциниальных новшеством.
Редуты как бы расчленяля лазчну насту-
пающих шведов. Перпендикулярно к этой
линии начали строить еще четыре редута.
но двух из них закончить до начала бол
не удалось.

Позиция, созданная по замыслу Петра,
передавала инициативу в руки русских при
наступлении врага и ках опорная позиция
могла обеспечить наступательные действия
русской армии. Противник лолжен был или
атаковывать ‘релуты, HO после этого он был
бы ослаблен, или же проходить мимо реду-
тов. но тогда он попадал бы под продольный
огонь последних. Иреололев же укрепления.
враг попадал под огонь главных русских
позиний и встунал в непосредственное с9-
прикосновение с главными силами русской
армии только после указанных усилий и
больших потерь. Русские же войска ветупа-
ли В бой со свежими силами, располагаясь 10
соприкосновения с противником в укреплен-
ном лагере, Таким образом, Петр с самого на-
чала битвы етавил наступающего тфугивни-
ка в тактически невыгодные условня.

Петр оценивал тенеральную битву «Яко
зело опасное дело». Он с исключительной
тщательностью нодготовилея к ней, сочетая
решительность с осторожностью.

’ Весьма характерно, ‘ато, разработав лично.

общий план еражения, Нетр вто же время да-
вал больную самостоятельноеТь военачаль-
никам, всячески поошряя их инициативу.

На рассвете 8 июля 1709 года шведские
колонны двинулись на русские позиции. В
третьем часу утра перед редутами разгорел-
ся кавалерийский бой. Русские войска ма-
неврировали с исключительным искусством:
Меншиков истребил пехоту и часть кава-
лерии Росса и Шлиппенбаха, оторвавшихея
от своих сил. Колонны шведской пехоты,
алаковавшие поперечную линию редутов,
были встречены ураганным огнем и одолеть
укрепления не смогли. Карл приказал прой-
ти между редутами и двигаться на северо-

eae

ми траншей с долговременными отневыми
точками. Не дожидаясь окончания артил-
лерийской подготовки, группа бойцов во
главе с офицером Михайловым одним бро-
ском достигла проволоки и, накрыв ее ти-
нелями и плащ-палатками, без потерь пре-
одолела препятствие, & залем атаковала
траншеи,

‚ Двое бойцов, обойдя с тыла дот, забро-
сали его гранатами. Из соседнего дота выбе-
жало 15 финнов. Группа бойцов во главе с
лейтенантом Такмювцевым преградила им
дорогу и всех уничтожила. Уклоняясь от
штыкового боя, многие. финны побежали, из
траншей в глубь деревни. Но она ‘уже была
обойдена группой старшего лейтенанта Та-
расенко. Вражеские солдаты метнулись в
сторону огородов, а там их встретил огонь
наших автоматчиков. Противник был наго-
лову разгромлен.

Lee М. ШУР.

‹ Карельский фронт, 7 июля.
(По телеграфу).

pe

восток, При выполнении этого маневра пе-
Xora оказалась метрах в 60 от главных рус-
ских позиций. Шведы попали под фланго-
вый огонь русских орудий. Карл был вы-
нужден отвести свой потрепачные части на
северо-запад и построить лянию баталии в
одной четверти мили от ретраншемента, опи-
раясь на Будищенский лес.

Передовая позиция выполнила свою роль,
обеспечив подготовку главного удара рус-
ских войск. Теперь Петр мог провести ренн-
тельную атаку, ведя бой на уничтожение
врага. Около 6 часов утра русские войска
были выведены из лагеря. Пехота была вы-
строена в две линии, кавалерия располага-
лась на флангах боевого порядка. Был пред-
усмотрен большой резерв. «Воины! Вот при-
шел час, который решит судьбу отечества.
Итак, не должны вы помышлять, что сра-
жаетесь за Петра. но за государство, Петру
врученное, за род свой, за отечество... Не
должна вас также смущать слава неприя-
теля, будто бы непобедимого, которой ложь
вы сами своими победами нал ним неодно-
кратно доказали», —об’являл Петр в приказе
войскам, укрепляя в солдатах волю к победе.

В девятом часу утра обе армии себлизилиеь
ва пушечный выстрел. Заговорили русские
ялра и картечь. После сближения ло 25 са-
женей противники ностроились в ордер-
баталии, и русские онять первыми открыли
ружейный огонь. Велед за тем закинел ру-
копалиный бой. Стремительный удар русской
пехоты с фронта и охват правого фланга’
иведов русской кавалерией решили исход
сражения. Векоре шведы дрогнули и в бес-
порялке побежали к Будищенскому лесу.

Шведская армйя потеряла на поле боя
9.234 человека убитыми. Бежавшие в лес
остатки разгромленной шведской армии пре-
следовались по пятам. 11 июля девятиты-
сячный отряд Меншикова принудил капи-
тулировать у Переволочни Левенгаупта с
15.000 человек. Общие трофеи русских до-
стигли 32 орудий, 264 знамен и штандар-
тов. в плен слалось 18.794 человека.

`Полтавекая победа была достигнута храб-
роетью и воинским искусством рубских сол-
дат. Русская армия потеряла всето 1.345 че-
ловек убитыми и 3.290 человек ранеными.

С гордостью Петр мог поздравить свои
войска © одержанной побелой. Полтавская
битва явилась переломным моментом для
всей войны: разгромлен был враг, который
10 этого времени в Европе считалея непобе-
димы. разбита была шведская армия. счи-
тавшаяся до того первокласеной, повергнут
Карл ХИ — опытный. смелый и талантли-
вый полководец,

ЕВЕ ЧЕН ЕЕ ЕЕ ИЕ ВИКИ ОС ЕЕ ЕЕ ЕРЕСИ ИЕ ЗЕЕ НЕХ

«Последняя экертва» Островского

в MXAT

Много великих заслуг у А. Н. Островско-
го перед русским -театром. Он раскрывает
русского человека во всей сложности его
характера, в красоте, силе и выразительно:
сти могучего русского языка. Во всех своих
произведениях Островский воодушевлён лю-
бовью к Родине и верою в творческие силы
русского народа. За Островским прочно
утверждено имя великого народного драма-
турга, :

Но есть ещё одна высокая заслуга Ост-
ровского перед русским театром: Остров-
ский первым из драматургов так глубоко
раскрыл на сцене дущевную красоту, сер-
дечную правду и благородную верность рус-
ской женщины. Начиная с «Бедной неве-
сты», он создал целую галлерею образов:
Катерина в <«Грозе», Параша в «Горячем
сердце», Людмила в «Поздней любви», Вера
в «Сердце не камень», Негина в «Талантах
и поклонниках» и многие другие, в которых
отобразил не только трудную долю рус-
ской женщины, но’и показал, какие лучи
света и тепла вносит она в жизнь.

Трогательны, по словам Островского, бы-
ли для него душевный облик и судьба Юлии
Тугиной в «Последней жертве». Вокруг неё
кипит в горячке приобретательства купече-
ская Москва, люди бредят золотым мешком,
снуют хищники (вроде ростовщика Салая),
а она, любя недостойного её любви разорив-
шегося барчонка Дульчина, выказывает та-
кую самоотверженную щедрость сердца, та
кую высоту человеческого достоинства, что
ни капли житейской грязи не. прилипает к
ней.

МХАТ, в лице постановщика «Последней
жертвы» — художественного руководителя
тёатра народного артиста СССР Н. Хмелева,
режиссёров-—заслуженной артистки РСФСР
Б. Телешевой и Г. Конского и художников—
заслуженных деятелей ‘искусств В. Дмит:
риева и .И. Гремиславского, чутко уловил
и верно истолковал замысел Островского.

Купеческая Москва показана в спектакле
верными, ясными, но скупыми чертами. Вос-
становлено третье действие в саду при ку-
печеском клубе, по какому-то HeJIeTIOMy
предрассулку выпускаемое ‘обычно поста»
новщиками. Здесь перед нами купеческая
Москва Прибытковых и _Пивокуровых, по-
хищающая честь`и счастье у женщины, тер-
пящей горе от любви. Театр хорошо посту-
пил, вернув зрителю эту ° превосходную
сцену: ~

Но центр пьесы для постановщика неё в
бытовом зрелище купеческой Москвы, а в
лирической драме Юлии Тугиной.

Народная артистка СССР А. Тарасова ur-
рает на абстрактную драму прекрасной жен*
щины, которой изменил недостойный муж:
чина. Ее Юлия-— не «любящая женщина»
вообще, это — русская женщина из Москвы
BO всем обаянии её теплой душевности, в9
всей правде ‘её светлой простоты. В труд:
нейшей сцене четвёртого акта, ‘когда Юлия
узнаёт. о подлости Дульчина, в ней оскорб:
лена не только женщина в своей любви, в
ней оскорблён человек в своей святыне до-
верия и преданности. Правдивый в своей
психологической глубине, прекрасный в ©во-
ей внутренней правде, образ Юлии едва ли
не лучший из созданных талантливой. ар-
тисткой. : :

Исключительному знатоку старой Моск-
вы, блестящему портретисту купцов Хлы-
нова («Горячее сердце») и Прокофия’ Пазу-
хина («Смерть Пазухина»); вародному ар-
тисту СССР.И. Москвину легко было бы
насытить образ Флора Федулыча яркими
бытовыми красками. Но взыскательный ху-
дожник сознательно от них отказался. Его
рисунок строг, его. краски екупы так же,
как богата его’ мысль, как глубок его за-
мысел. Москвин не боится показать, что
на стороне Прибыткова в его борьбе с ба-
ричами Дульчиными не только › капитал,
HO и воля к жизни, и большой ум, и даже
сердце. Москвин верно находит также. сла-
бое место в забронированном ‚дельце Tipa-
быткове: это-— его страх ‘предл. одиночест-
вом. Он знает, что всем нужны его ‘день-
ги и викому не нужен он. сам. Он. цепко
хватается за Юлию, как за исцелительницу
его холодной старческой тоски. Образ
Прибыткова, созданный Москвиным,— одно
из наиболее глубоких истолкований этого
труднейшего образа. :

В Дульчине народный артист РСФСР

М. ‘Прудкин ‘удачно ‘раскрывает черты
безоглядного `‘прожигателя ‘жизни. Ему
нужны непрерывные развлечения, ему

‘нужен показной блеск, ‘и потому он

шающее влияние на дальнейший ход Север-
ной войны и на укрепление межлународного
положения Россини, но и сыграла огромную
роль в развитии русского и мирового“ воен-
ного искусства. Полтавская операция воптла
в сокровищницу мирового военного искус-
ства, обогатив теорию и практику военного
дела,

Великий русский полководец явился не
только” создателем русской национальной

гонится за золотым мешком, в чьих бы ру-
ках тот. ни находился — «романтичной»
Ирины Прибытковой ила прозаической
ожнревшей вдовы Пивокуровой (ее весьма

ярко воплошает заслуженная ‘артистка
РСФСР А. Дмоховская). Дульчину Пруд-
кина хотелось бы пожелать болыше

легкости, непосрелствевности, даже безза-
ботности. Ведь у Дульчина, как у Хлестз-
кова, «легкость необыкновенная в мыслях»
и в поступках; он легко перепархизает от
шутки к отчаянию, от шампанского к ре-
зольверу,— оттого-то он так легко пере-
порхнул от золотого сердца Юлий `Туги-
НОЙ к «миллиону» Пивокуровой.

На чертах легкомысленной восторжен-
ности, легкого порхания по жизни построен
народным артистом РСФСР В. Станицыным
образ Лавра Прибыткова. Это<\- прилеж-
нейший читатель и почитатель Александра
Дюма, восхищенный подражатель графа
Монте-Кристо и вдохвовенный поэт гастро-
номических меню в купеческом клубе. У
Лавра Мироныча есть и другая мечта:
это — «миллион», который надо перело-
жить из тяжёлого сундука дядюшки Флора
Федулыча в легкий парижский ридикюль
своей дочки Ирины. В замысле и мастер-
ской игре Станицына много живой весело-
сти и легкого комизма. Следует пожелать,
чтобы замысел этот был ‘теснее сбли-
жен с образом, данкым Островским. В ча-
стности, ‘зачем наделять Лавра Мироныча
излашней глупозатостью? Умный дядюшка
Флор Федулыч аттестует его: «Человек
епособный-с».

О <миллионе» не грезитои Не мечтает,
как Дульчин с Лавром Миронычем, Ho
миллиону почтительно поклоняется Глафв-
ра Фирссвна (народная артистка РСФСР
Ф. Шезченко). Богатый бытовой темперва-
мент Шевчевко пестро, сочно и шумно про-
является в Глафире Фирсовне. Но художе-
ственная ценность образа, его жизненная
правдивость сильно повысились бы, если
бы Ha помощь своему темпераменту та-
лантливая артистка призвала ту организую-
щую мысль, которою так богато исполне-
ние Москвина, ту чуткую сдержанность,
которая так подымает исполнение Тарасо-
вой роли Юлии, :

Небольшую роль’ Дергачева’ народный
артист РСФСР В. Топорков своим превос-
ходным исполнением выдвигает на передний
илан. У Дергачева-Топоркова есть и без-
вкусная лже-франтоватость подержанного
клубного кавалера, и простодушная. назой-
ливость приживала, и растерянная беспо-
мощность человека без места в жизни, но
есть в нем какая-то трогательная привязан-
ность-к Дульчину, единственному человеку,
которому он на что-то нужен, есть в нём
и неуснувшая совесть, которая так мешает
ему обмануть Юлию по приказу Дульчина.

Tak же удалась роль Михевны в испол-
нении народной артистки РСФСР Н. Соко-
ловской. Сколько мягкой теплоты в этой
«старой ключнице», оберегающей честь и
имя Юлии! Какою красотою человека веет
от этой простой русской женщины!

Роли Ирины и Салая Салтаныча нашли
себе хороших исполнителей в лице заслу-
женных артистов РСФСР О. Лабзиной и
Б. Петкера. Артисты бережно отнеслись
К образам Островского.

С «Последней жертвой» Островский вновь
возвращается на сцену МХАТ. Радость это-
го возвращения почувствовали и актеры, и
зрители. Островский — великий помощник
актерам в их стремлении итти путём пре-
красной правды и мужественной простоты,—-
тем путём, который указан. Художественно-
му тватру его основателями—Станиславским
и Немировичем-Данченко.

Спектакль «Последней жертвы» в Худо-
жественном театре, поставленный Хмелё-
вым, большое, радостное событие в творче-
ской жизни театра. Он вносит много цен-
ного в богатую историю сценического’ во-
площения пьес Островского. Образы, соз-
данные Москвиным, Тарасовой, Топорко-
вым, Соколовской и другими артистами Ху-
дожественного театра, по справедливости
займут в этой истории почетное место; их
жизненная достоверность соединена с по-

‚  коряющей правдой чувствований.

Пожелаем, чтобы и другие пьесы Остров-
ского нашли себе в Художественном теат-
pe такое же прекрасное воплощение, как

«Последняя жертва». Е
С. ДУРЫЛИН.

ИЕ ВРЕТ

Полтавская битва не только оказала ре- ские войска пироко использовали местные

ресурсы театра войны, обладая месячным
запасом и получая питание из магазинов,
расположенных в тылу. Это обеспечивало
русской армии свободу маневрирования.

Русская армия, созданная Петром, дале-
ко оставила за собой Запад В военно-адми-
нистративном отношений. Армии Запада не
знали высших общевойсковых соединений.
В состав русских дивизий входили бригады
пехоты и‘ кавалерийские части. Имелись

‘регулярной армии, но и основоположником   и смешанные бригады, состоявшие из пе-

русского военного искусства нового време-
un. B своём военном творчестве Петр пока-
зал глубокое понимание солдата, природы
войны и боя. Петр вел русскую армию по

хоты и конницы. Был даже сформирован-

главный. или большой, корнус, об’единяю-
(ий не только полевую пехоту и часть ка-
валерий, но и армейскую артиллерию. В

пути превращения в подвижную, высокома-   русской армии в одной из первых была

невренную силу, способную «упреждать и
всячески искать неприятеля опровергнуть».
Петр Первый тщательно изучал данные об-
становки, глубоко верил в силу своих войск,
‘He терялся от неожиданноети и неудач, на-
стойчиво. стремился в достижению постав-
ленной цели. Он высоко поднял значение
военного искусетва, видя в нем основное
условие победы. «Победа не от множествен-
ного числа войск,-— говорил Петр.— Боль-
ше побеждает разум и искусство. нежели
множество... Й воинство к ревноети наиначе
поотряется, познав оттого доброе о себе мно-
ние». t @

Нетр зерно оценивал бой, как ренеитель=
ное и необходимое средство для уничтожения
неприятельской армии. Для Петра важно
было не захватить поле боя, а уничтожить
живую силу врага. Русский полководец с
замечательным искусством организовывал
преследование разбитого противника как
на поле боя, тав и вне его. Западноевро-
нейские полководны -уклонялись от боевых
столкновений. Действия их характеризова-
лись неренгительностью, замедленным тви-
пом операций, стратегические планы запад-
пых полководцев ставились в зависимость
от магазинной системы снабжения, связы-
вающей оперативный радиус армии.

Стратегия Петра характеризуется умении:
ем правильно оценить соотношение сил,
преимущества и недостатки врага, особенно-
ети театра военных действий. Петр в своем
руководстве войною сочетал искусство ве-
дения обороны в тяжелых условиях с ма-
стерством наступлания и нанесения врагу
сокрушительных ударов и поражения.

Петр’ не разбрасывал войска, а, сосрело-
точивая их, обычно избирал в качестве
об’екта операции живую силу врага и рас-
сматривал бой как самое решитёльное сред-
ство достижения поставленных целей, Рус-

введена  квартирмейстерская служба —
зародыш службы ‘тенерального штаба. В
Пруссии генеральный штаб был создан
только при Фридрихе-Вильгельме П.

Тактическое искусство русской армий на-
холилось на значительной выюоте, по
сравнению даже с первоклассными армиями
Европы. Линейный порядок европейских
&рмий преследовал преимущеееаенно пас-
сивно-оборонительные- пели. Боевой порядок
Петра обладал маневренностью, был устой-
чив при обороне и мог развить больнето
уларную силу при атаке. Петр применял
различные боевые порядки в зависимости
от обстановки.

От Петра Первого идет могучее развитие
русского военного искусства. На уроках Ce-
верной войны учились великие русские пол-
ководцы Суворов и Кутузов.

В походах Петра, Суворова п Кутузова,
которые увенчали российские войска славою
побед, одержанных над лучшими армияхн
Европы. нашли свое выражение особенио-
сти русского военного искусства.

Все три русских полководца главным ус-
ловием победы считали высокий моральный
дух и выдающиеся военные качества русско-
го солдата. Военное мастерство они основы-
вали на знании, науке, опыте прошлого,
тщательном изучении настоящего и предви-
дений будущего. Русское вобнное искусство
в периоды своего расцвета осуществляло
петровскую традицию: ковать в своей стране
лучшее вооружение и превосходно влалеть
им. Полководческое творчество Петра 1 под-
HATO русскую армию и русское воснноё
искусство на высоту первоклассных, еще раз\
Продемонстрировав всему миру несокрупеи-
мую мощь русского государства, ненсчернае-
мые силы русского народа.

Кандидат исторических наук’
Е. БЕРКОВ.

ЕЕК

iE

iis

it
: