ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР
—_—_—_—_—_ы

Бои .

за Остроленку

(ОТ ОПЕЦИАЛЬНОГО ВОЕННОГО
КОРРЕСПОНДЕНТА «ИЗВЕСТИЙ»)

В последние дни бои на ряде участков
южнее и юго-западнее Ломжи приобрели
весьма напряженный, ожесточенный ха-
рактер. Наши войска повели наступле-
ние, прижимая противника к реке Нарев.
Части Н-ского соединения получили при-
каз овладеть городом и крепостью Ocrpo-
ленкз.

Остроленка является крупным узлом
шоссейных дорог. Отсюда радиусами
расходятся отличные дороги на север —
в города Восточной Пруссии и на юг —
в Варшаве. Находясь на восточном бере-
ту реки, Остроленка являлась как бы
ключом к восточно-прусским укреплени-
ям немцев.

Ожесточенные бои разгорелись ещё на
подступах к Оостроленке. Противник 60-
средоточил на узком участке до 80 тан-
ков и, пытаясь сдержать наше наступяе-
ние, предпринимал частые контратаки.
Каждый раз в бою участвовало от десяти
до двадцати пяти вражеских танков и
самоходных орудий.

Немцы на восточном берегу Нарева
имели серьезные укрепления буквально
через каждые 3—5 километров. На од-
ном из промежуточных рубежей наши
бойцы встретили 8-километровой длины
стальной забор из железнодорожных
рельсов. Путь к каждому промежуточно-
му рубежу преграждали проволочные за-
граждения в три-четыре ряда.

Немцы густо заминировали все пере-
крестки дорог, мосты и 0б’езды. Наши
наступающие части встретились в этих
боях с двухярусным минированием. Ми-
ны в деревянных ящиках закапывались
немцами в песчаную почву на глубину в
полметра, а над ними сверху укладыва-
лись обычные железные мины. Нашим
сапёрам пришлось немало потрудиться,
но они своевременно разгадали эту улов-
ку врага.

Уже в начале наступления немцы были
выбиты из ряда населённых пунктов, ий
наши зойска быстро продвинулись Bile-

él.
` В этих боях советские воины ещё и
етиё раз проявили свою замечательную
храбрость, упорство и боевое мастерство.

аши стрелки, миномётчики, артилалери-
сты, бронебойщики отражали контратаки
немецкой пехоты и танков и неудержимо
теснили врага.

Пехотинцы генерала Гаспаряна, мино-
мётчики офицера Раевского и другие
первыми преодолеля проволочные заграж-
дения на одном из участков укреилённо-
го рубежа, выбили немцев из окопов и
оседлали важную шоссейную дорогу. Бы-
залый воин сержант Арефьев, возглавив в
бою отделение, вплотную подошёл к вра-
жескому доту, забросал его гарнизон
гранатами и уничтожил всех бывших там
гитлеровцев.

Двигаясь в цепи стрелков, MMHOMET-
ный расчёт сержанта Дорончева истре-
бил до 20 гитлеровцев, что дало возмож-
ность нашей пехоте ворвалься в населён-
ный пункт восточнее Остроленки. Артил-
леристы офицера Сыраваткина и орудий-
ные расчёты полковника Рассказова под-
били и подожгли три «тигра» и две не-
мецких самоходных пушки.

В лесистой и болотистой местности,
примыкающей к восточному берегу реки

арев, было особенно тяжело вести бой.
Маневр войск здесь был ограничен. Одна-
хо и это не остановило наших воинов,
рвущихся к границам Германии.

Немцы снова и снова контратаковати
напти части, бросая в бой большие силы
пехоты при поддержке танков. Но участь
врага уже была предрешена. Немцы на-
вели на реке Нарев одиннадцать нере-
прав, приготовляя себе пути отхода, но
по этим переправам била налта артилле-
рия, а с воздуха на них налетали налги
штурмовики.

Немцы несли огромные потери. Броне-
бойщики, артиллеристы и пехотинцы под-
били и подожгли много немецких танков.
На небольшом участке за два дня истреб-
лены тысячи немецких солдат и офицеров.
Взяты большие трофеи.

Напги части на широком фронте пефре-
секли железную дорогу Снядово — Остро-
ленка. Овладев одновременно железнодо-
рожной станцией Остроленка, наши бой-
пы ворвались на восточную и зго-во-
сточную окраины Остроленки. С юга по-
дошли другие наши части, и после яроет-
ных уличных боёв немцы были выбиты
из города и отрошены за реку Hapes.
Над Остроленкой взвилось красное знамя.

Наши войска вместе с тем вышли на
ряде участков на восточный берег реки
Нарев, отбросив немцев на западный её
берег. Там враг пытается привести себя в
порялок. Но доблестные наши штурмови-
ки с небольшой высоты наносят ему тя-
желые удары.

А. РОЗЕН.

2-й БЕЛОРУССКИЙ ФРОНТ,
тября.

6 сен-

Митинг трудящихся
Измаила

ИЗМАИЛ, 6 сентября. (ТАСС).
гостоялся митинг трудящихся, посвящен-
ный освобождению гор. Измаила и Из-
маильской области от немецких оккупан-
тов. Ha торжества прибыли крестьяне
окрестных сел, представители 3-го Украин-
ского фронта и Дунайской флотилии.

Здесь

На трибуне — секретарь обкома КП(б)У У

тов. Горба. Он поздравил трудящихся с
освобождением от немецкого ига. Горячие
слова привета доблестной Красной Армии
и её великому полководцу товарищу Ста-
лину покрываются бурными аплодисмента-
ми собравшихся.

Учительница Е. А. Пойда, старый ры-

бак В. А. Землянский, студентка педа-
гогического училища А. Жоля в своих
выступлениях вспоминают многочисленные

факты дикого разгула гитлеровских мер-
завцев, которые бросали в застенки, пыта-
ли и убивали невинных людей.

Тепло встретили собравшиеся выступле-
ния представителей 3-го Украинского
фронта и Дунайской флотилии.

С огромным воодушевлением участники
митинга приняли приветствие товарищу
Сталину. Измаильцы поклялись всеми си-
лами помогать Красной Армии в оконча-
тельном разгроме фашистского зверя, бы-
стро возродить народное хозяйство.

Есть у писателя Павла Летровича Ба-
жова чудесный уральский сказ «Живин-
ка в деле». Много различных ремесел
выучил Тимоха. Только ни на одном деле
не задерживался. Одному мастерству вы-
учится, сейчас за другое берётся. Наконец,
захотелось ему углежогом сталь. При-
шел он к известному своим мастерством
дедушке Нефелу и стал у него учиться
искусству уголь жечь. Сперва вдвоем ра-
ботали, & потом «научилея Тимоха и
один всю работу доводить. He раз слу-
чалось, что уголь у него и лучше Нефе-
дова бывал, а все-таки это ремесло не
бросил. Старик посмеивался:

— Теперь, брат, никуда не уйдешь:
поймала тебя живинка, до смерти He
отпустит.

Тимоха и сам дивилея— почему раньше
такого с ним никогда не случалось.

— А потому, — об’ясняет дедушка
Нефед, -—— что ты книзу глядел, — на то,
значит, что сделано, а как кверху по-
тлядел, — как лучше делать надо, тут
живинка тебя и подцепила. Она, пони-
маешь, во всяком деле есть, вперед мас-
терства бежит и человека за собой тянет.
Так-то, друг!»

Углежжение — старинное  уральское
мастерство. Сотни лет металлурги, рабо-
тая на древесном угле, получали высоко-
качественные сорта чугунов. Й сейчас
целый ряд старых уральских  металлур-
гических заводов плавит чугун ва дре-
весном угле, внося свою лепту в священ-
ное дело обороны нашей родины. Потом-
ки жигарей Нефеда и Тимохи трудятся в
густых уральских лесах, выжигая дре-
весный уголь, обеспечивая тыл чёрной
металлургии.

...День и ночь дымят высокие квад-
ратные деревянные трубы  углевыжига-
тельных печей Мугайской группы. Выжиг
угая до сих пор производится в прими-
тизных по своей конструкции печах
системы Шварца. Загрузка и разгрузка
их производится вручную. Каждая печь
имеет свои капризы, свой «ход». Поэто-
му получение угля во многом зависит от
квалификации жигаря. По едва улови-
мым признакам (цвет выходящего дыма,
вязкость смолы и другие) он определя-
ет, как идёт печь, когда можно её рас-
прывать и начинать выгрузку угля.

Вместе с мастером углежжения, знато-
ком своего дела, Александром Лавренть-
евичем Подойниковым мы обходим груп-
пу печей. .От них тянет специфическим
слалковатым дымком. Одна из печей рас-
крыта, и чёрные, обнаженные до пояса
рабочие вытаскивают из ее чрева уголь.

— Работа у нае требует большого
опыта, сноровки и привычки, — говорит

Александр Лаврентьевич. — До войны
печь стояла на охлаждении до трех су-
ток. Сейчас угля требуется больше, ну-
жно ускорять оборот печей. Поэтому вре-
мя на’ охлаждение сокращено до двух
суток. Открываем печь, з ней температу-
ра еще такая, что зайдешь, еле уши тер-
пят. Свежему человеку, конечно, невмо-
готу, а наш народ ничего, привычный...

Война внесла большие изменения в
состав рабочих-углежогов. Основной ра-
бочей силой на печах сейчас стали жен-
щины. Они подвозят дрова из леса, рабо-
тают зализщиками, шуровщиками, отво-
зят уголь на эстакаду для погрузки в ва-
гоны узкоколейной железной дороги, До
войны жигарями работали исключитель-
но мужчины. А теперь вовсе не редкость
встретить и на этом месте уральскую
женщину.

На печах’ группы «Реунок» почти с
начала войны жигарем работает пожи-
лая Нагима Тухватуллина.

- — Бажова про живинку в деле вы,
наверное, читали? — спрашивает Подой-
ников. — Очень правильно написано.
Вот я хочу вам рассказать такую же

Уральские жигари

историю. Только здесь речь идет He 0
парне Тимохе, а о девушке Аксинье Ha-
лугиной. Можно сказать, с малых лет она
к нашему делу прильнула. Сперва залив-
щицей работала, потом шуровщиком ста-
ла. Дотошная, во всякую мелочь норовит
вникнуть. Так постепенно стала она у
нас лучшим пгуровщиком. Видим, что ©
настоящей живинкой человек,  стара-
тельница! Так мы ее теперь жигарем
поставили. И молодцом у ней дело идет,
хорошо справляется...

Шварцевские угольные печи в течение
многих лет являются основными постав-
щиками древесного угля. Однако эти
печи крайне неэкономичны, Они дают
только один уголь, & все другие ценные
продукты, получаемые при обугливании
древесины, вместе с дымом улетучивают-
ся в воздух. Естественно, что мысль
ученых упорно работала над тем, чтобы
поднять углежжение на новую, техничес-

и —

ЧЕТВЕРГ, 7 СЕНТЯБРЯ 1944 г. № 213 (8515)

Незаскирдованный хлеб-—
неубранный хлеб

: С
— В чем тут дело, и сам не пойму, — ках, не вызывает ни тени беспокойства у
всматриваясь в листок бумаги, испешрен-   местных руководителей. а
ный цифрами, говорил председатель артё-  Мы пытались ВЫЯСНИТЬ в кра at р
ли «Труженик» т. Доценко. — В первые  ганизациях, почему на убани . „ЖА
дни что ни гектар обмолотишь, то 16 цен-   ленно ведут скирдование хлеоов. nd TH i
тнеров зерна получишь. А сейчас больше   ки крайземотдела, исполкома крайсовет
15 с половиной никак не получается. И и крайкома ВЕП(5) в один г9лоб 3а-
не хуже ежнего, и колос   являли:

oe : тт т Нехватает людей и тягла. es
Bey Е © дело не в недостатке людей. -

a eee ee oe их давно нам довелось быть в передовом кол-
Ca Хх 6-70 на поле  козе Каневского района «За технику».
О на 18  Здесь также скошенная пшеница не за-
валяется незаскирдованным добрых а т
дней. Его и дождь поливает, и солнце с0- р . :

ки более совершенную ступень. Эта 3a-
дача успешно решена. За годы войны не-
далеко от Верхне-Синячихинского метал-
тургического завода построен углехими-
ческий комбинат.

Начальник строительства т. Митрофа-
нов знакомит нас с этим сложным соору-
жением. Основой его является углевыжи-
гательная печь непрерывного действия
системы уральского ученого, доктора тех-
нических наук, профессора В. Козлова.
Ее производительность в несколько раз
выше печей Шзарца. Весь производ-
ственный процесс механизирован. Древе-
сина, погруженная в стандартные метал-
лические вагонетки, через определенные
промежутки времени поступает © одного
конца печи. С другого конца выходят
вагонетки с углем. Вся печь разбита на
несколько отделений (секций), в кото-
рых последовательно и проходят произ-
водетвенные процессы: сушка, обуглива-
ние, охлаждение. Таким образом здесь
полностью ликвидируется тяжелый физи-
ческий труд, связанный с погрузкой и
разгрузкой печей и последующей  пере-
залкой угля. Готовый уголь также в ваго-
нетках механическим путем подается на
эстакаду, где и сгружается в вагоны.
Этот уголь отличается своими высокими
качествами, как здесь говорят: «звон
звоном».

Дым из печи Козлоза не уходит в воз-
дух. Он поступает в расположенные ря-
дом два сооружения, в которых происхо-
дит процесс полного извлечения побоч-
ных ценных продуктов углежжения
(смола, уксусный порошок и другие).
Ценность этих «побочных» продуктов
настолько высока, что, по произведённым
расчётам, «основной» продукт — угоаяь—
получается бесплатно.

Строительные работы на комбинате в
основном завершены. Для ввода в экс-
плоатацию всего цикла необходимо лишь
некоторое количество оборудования. Его
обязаны поставить комбинату предприя-
тия Наркомчермета: Нижне-Тагильский
завод им. Куйбышева, Серовский завод
и некоторые конторы Снабчермета. Но, в
сожалению, установленные сроки нару-
шены, и ряда необходимых Bellen
(кислотоупорные вентиляторы, металли-
ческие вагонеётки, скрубера) нехватает.
Получается странный круг: заводы
Наркомчермета не изготозляют оборудо-
вания для увеличения производетва дре-
весного ‘угля, необходимого... заводам
Наркомчермета.

Быстрейший ввод углехимического ком-
бината в эксплоатацию укрепит тыл ураль-
ской  древесно-угольной металлургии,
даст нашей родине еще больше металяа
победы. р

В. САФОНОВ,

соб. корр. «Известий».

`АЛАПАЕВСК — МУГАЙ — ВЕРХНЯЯ
СИНЯЧИХА Свердловской области.

На заводе, где директором т. Ильин, пере-
довая бригада мастера т. Хотинцева успеш-
но выполняет задания, На снимке: бригада
за работой в прокатном цехе завода.

Фото Н. Петрова.

Восестанавливаются
сахарные заводы
Харьковщины

ХАРЬКОВ, 6 сентября. (По телеф. от соб.
корр.). Прошлогодний сезон сахароварения в
Харьковской области провели три завода—
Первухинский, Ново-Ивановский, Kourpec-
совский. В нынешнем году в строй вступа-
ют ещё три сахарных завода — Пархомов-
ский, Ананьевскийи Петровский. Пархомов-
ский и Ананьевский заводы готовятся на-
чать производство на месяц раньше срока.

Шесть восстановленных заводов. Харь-
ковщины дадут в этом году 15.000 тонн
сахара.

В Одесском театре
оперы и балета

ОДЕССА, 6 сентября. (По телеф. от
соб. корр.). Отступая под ударами Крас-
ной Армии, гитлеровцы заминировали зна-
менитый Одесский театр оперы и балета.
Но взорвать его они не успели.

С первых же дней после освобождения
города начался ремонт театра. Починены
крыша, стены, застеклены окна, двери.
28 мая после трёхлетнего перерыва театр
возобновил свою работу. За лето он дал
63 постановки, которые посетило свыше
100.000 зрителей. Бригады артистов побы-
вали на фронтах и в госпиталях, где дали
134 концерта.

В репертуаре театра — оперы «Кармен»,
«Аида», «Севильский цирюльник», «Тра-
виата», «Риголетто» и другие. К концу
сентября будет подготовлена украинская
опера «Наталка-Полтавка». Ставится «Фа-
уст». Скоро начнутся репетиции «Евгения
Онегина», «Пиковой дамы», «Запорожца
за Дунаем» и балета «Лебединое озеро».

Тактические учения
осоавиахимовцев

ЛЕНИНГРАД, 6 сентября. (По телеф.
от соб. корр.). Ленинградский Осоавиахим
в этом году расширяет свою работу. На-
днях создан городской парашютно-планер-
ный клуб. Молодые производственники
Ленинграда, учащиеся старших классов
школ и ремесленных училищ смогут прохо-
дить здесь теорию парашютно-планерного
спорта.

В районах Ленинграда проводятся трени-
ровочные учебные
В сборах уже участвовало около 3.500 до-
призывников.

Городские тактические учения состоятся

в одном из пригородов Ленинграда. После

пешего перехода с полной военной выклад-
кой участники будут действовать в «оборо-
Они покажут своё

не» и «наступлении».
мастерство в стрельбе из ружей, автома-
тов, миномётов, ручных и станковых пуле-
мётов. -

ении нарядов на работу здесь вое-

гревает, вот и получается естественная оао т очих on “4 ав
убыль... Е eae. ;

Партия и правительство в NocTaHOBIe-  В артели насчитывается 358 трудосио-
нии об уборке урожая и заготовках. сель- собных колхозников. На полевых работах
скохозяйственных продуктов в 1944 Г. занято 210 человек, в животноводетве —
предложили колхозам уделить серьезное  419 холхозника. Где же остальные? Ока-
внимание скирдованию, заканчивая ЭТУ вается, здесь до невозможности раздут
работу не позднее чем на 10-й — 15-й управленческий аппарат. Надумано много
день после окончания косовицы. В колхо- ненужных, лишних должностей. 80 кол-
зе «Труженик» Лабинского района к0с0- хзников не принимают участия в физи-
вицу завершили две декады тому НаЗал, ческом труде. Вот уж поистине «один с
но и до сих пор скошенная с 200 гекта-   ощкой а семеро с ложкой».  Подочеты
ров пшеница валяется в валках и копнах. показали, что в одном лишь Архангель-

Раньше Кубань отличалась весьма вы- ском районе, где сильно отстают с0 скир-
соким уровнем механизации уборочных  хованием хлебов, можно безболезненно из
работ. Свыше 90 процентов всех колосо-   канцелярий и со всевозможных обслужи-
вых убиралось комбайнами. Нынче около  вающих работ высвободить свыше 200
70 проц. всех хлебов скошено вручную и колхозников. В Лабинском, Приморско-Ах-
простыми уборочными машинами, боль- тарском, Ленинградском и многих других
шая часть этого хлеба должна быть за- районах придумали ненужные должности
скирдована. Между тем многие колхозы  завелующих сбруей, содержат специаль-
свалили птеницу и ячмень © корня Иных посыльных в правлениях колхозов,
теперь вчитают, что они успешно управи-   освобожлённых председателей ревизион-
лись с уборкой. ных комиссий. Кое-гле выделили даже

Мы проехали по полям многих районов.   специального человека, который опове-
Повсеместно хлеб лежит в небольших   щает о выходе на работу, — то-веть заве-
копнах, а кое-где даже в валках. После дующего колхозным звонком.
протелитих дождей копны распались п0  Тысячи людей можно высвободить из
стерне. Верхняя их часть потемнела, вал- управленческого и обслуживающего аппа-
ки местами проросли травой. С этих уча- рата и поставить на уборку и скирлование
CTROB, как правило, зерна намолачивают   хлебов в колхозах , Кубани. К тому же
меньше, чем с тех, где хлеб был заскир-  очень мало мобилизовано и послано в кол-
дован во-время. Вот откуда «естественная   хозы городского населения. Недостаточно
убыль», о которой говорят в KOAX03C  Ha скирдование выделено коров. Вот в
«Труженик». чем главная причина ототавания,

Тот факт, что на тысячах гектаров не- И. МОРОЗОВ,
заскирдованный хлеб подвергнется опас- соб. корр. «Известий».
ности порчи, осыпанию в копнах и вал-

а

КРАСНОДАР.

Колхозники Приморья сдают зерно сверх плана

ВЛАДИВОСТОК, 6 сентября. (ТАСС).  хозников повсеместно подлержан. Уже на
Приморские колхозы начали соревнование   следующий день красные обозы с зерном
за досрочное окончание уборки урожая и  отправили десятки передовых колхозов
заготовок сельхозпродуктов. Колхозы Ива-  других районов. Шэлую ночь ‘непрерывно
новского райола в числе первых в крае   кипела работа на токах сельхозартели «Но-

досрочно рассчиталясь с государством по
хлебопоставкам и решили до 10 сентября в
подарок наступающей Красной Армии сдать
дополнительно 15.009 пудов хлеба. Первые
красные обозы с сверхплановым зерном
отправили колхозники сельхозартели «Ти-
хоокеанская звезда».
Патриотический позин

вая жизнь» Михайловского района, а рано
утром колхозники нагружали подводы зер-
ном, чтобы везти его на’ элеватор: 2.100 пу-
дов хлеба едали в подарок ролине сзерх
плана колхозы «Победа», имени Шварца
Шкотовского района. Везут сверхплановый
хлеб колхозники Сучанского, Владивосток-

ивановских кол- ского, Барабашского и других районов.

сборы допризывников.

Уборка хлеба в Армении

ЕРЕВАН, 6 сентября. (ТАСС). Уборка том числе крупных зерновых — Аштарак:
зерновых в республике вступила в завер-  ского и Октемберянского, полностью 33-
шающий период. Убрано три четверти  вершили косовицу. Из 38 районов респуб-
всего урожая. Заскирдовано 75 процентов   лики 22 посрочно выполнили годовой план
скошенного хлеба. Колхозы 6 районов, в зернопоставок.

Круглосуточная работа на колхозных токах

КОСТРОМА, 6 сентября. (ТАСС). Кол-
хозы области, быстрыми темпами скаши-
вая и скирдуя хлеб, организовали круг-
лосуточную молотьбу. Это ускорило сдачу
хлеба,

За последнюю пятидневку на государ-

ственные склады поступило хлеба больше,
пем за 25 предшествующих дней.

Круглые сутки на заготовительные пунк-
ты идут подводы, гружениые первосорт-
ным зерном. На вывозкё широко исполь-
зуется рогатый скот.

Чистый источник

Академик Павло ТЫЧИНА
Нарком просвещения УСОР

Благодаря стремительному наступлению

Красной Армии вся наша страна, весь
народ советский переживает большой
творческий под’ём, высокое напряжение
роста и славы. И хотя в ранах еще стоят
наши города и села — в ранах, на кото-
рых. видны следы зубов берлинского людо-
еда, — мы, однако, широко уже начали
работу по восстановлению страны. Блеск
и острота советского оружия, неудержи-
мый натиск советских войск на немцев
наполняют восторгом сердца всех пере-
довых людей мира.

Английские военные обозреватели отме-
чают, что знаменитый переход советских
богатырей через Днепр и Днестр намного
приблизил срок высадки экспедиционного
корпуса во Франции. Сердечно, просто,
от всей души по адресу красных бойцов
ий командиров было сказано в резолюции
женского митинга в Нью-Йорке: «Прими-
те наше безграничное восхищение, нашу
любовь и благодарность. Мы отдаём дань
вашей храбрости».

Да иначе и быть не может. Ибо, как
правильно писала газета «Иран», «Врас-
ная Армия защитила не только Россию,
но своей кровью защитила мировую циви-
лизацию и культуру». Приятно отметить,
что краевой исполнительный комитет
украинцев в Канаде собрал более четверти
миллиона долларов на помощь Советской
’краине и выпустил из печати «Золотую
книгу», под которой подписалось 19 тыс.
человек. Эта книга через окван приплыла
в нам, и в ней мы прочитали горячие
слова на защиту Советской Украины, на
защиту украинской советской науки, ли-
тературы. искусства и народного образо-
вания. Такое уважение к 6606 во всем
мире мы завоевали тяжелым трудом, но
это уважение стоит и высоко и твердо.

В самом деле, нам есть чем гордиться.
В Великой Отечественной войне учаетву-
ют мужчины и женщины, взрослые люди
й юноши. Ведь Олегу Кошевому, кото-

стившим в тылу врага листовку «Немец-
кое зеркало», -—— по 12 лет, а киевскому

школьнику Косте Кравчук, с любовью и

рый стал организатором подпольной «Мо-.
лодой гвардии», было всего 16 лет. Свет-
лане Овчаренко и Гале Шеремет, выпу-

бесстралтием сохранивиему боевые зна-
мена полков Красной Армии, -— 10 лет!

В чем кроется источник нашей силы?
Где то нержавеющее, которое вылержива-
ети жар, и ветры, и морозы? Товарищ
Сталин в день 26-й годовщины Великой
Октябрьской социалистической революции
сказал: «Дружба народов нашей страны
выдержала все трудности и испытания
войны и еще более закалилась в общей
борьбе всех советских людей против фа-
шистских захватчиков.

В этом источник силы Советского Сою-
за». Вакое это счастье для нас пить из
такого чистого и глубокого источника
вультуры!

Мы, испив воды его, становимся вечно
свежими, бодрыми и богатыми. Ибо толь-
ко благодаря сталинской дружбе народов
мы в силах разрешить наитруднейшие
вопросы, притом разрешить как можно
легче и быстрее.

Напряжённым созидательным трудом
занята Украина после своего освобожде-
ния от немецкой нечисти. Поднимаются
из. развалин города и села. Возрождается
Украина после немецкой неволи. Два, го-
да хозяйничал жестокий враг на нашей
родной земле, Варвары посягали на сво-
боду и независимость вольнолюбивого на-
рода, который за 24 года свободной госу-
дарственной жизни достиг национального
благосостояния в могучей семье народов
Советского Союза.

Одним из наиболее ярких показателей
расцвета украинской национальной куль-
туры при советской власти может елу-
жить народное образование. По данным
на 1941 год, на Украине в 29.314 шко-
лах обучалось 6.054.160 детей, что co-
ставляет увеличение числа учащихея в
средних школах в 14 раз и неполных
средних — в 46 раз по сравнению с дан-
ными за 1914 год, когда Украина не
имела еще своей государственности. Уже
начиная с 1928 года, на родном украин-
ском языке обучалось свыше 82 процен-
тов из числа всех учащихся по респуб-
лике. Кроме школ, была широко разверну-
та сесть внешкольных детских учрежде-
ний: дворцы пионеров и школьников, пио-

нерские клубы,  детекие библиотеки.

Украина вышла в первые ряды культур-
ных народов.

Немцы черным вороньём накинулиеь
на богатейшие поля и нивы Украины, на
ее цветущие города и села. С особенным
остервенением топтали они, жгли и рас-
хищали культурные ценности украинского
народа, надеясь низвести украинца до
степени темного раба, лишенного школы,
науки, искусства.

Немцы в низких, разбойничьих своих
интересах утверждали, что образование
вредно для украинского народа, и систе-
матически разрушали учреждения народ-
ного просвещения: школы, университеты,
институты, библиотеки, дворцы пионеров,
детские станции. Немцы сожгли  старин-
ный Киевский университет, где погибло
более 2 млн. книг, зоологический музей,
уничтожена также полностью Киевская
публичная библиотека, как и свыше
8.000 школ республики со всем их обору-
дованием.

С приходом захватчиков советские
школы были закрыты, учителя — постав-
лены в невыносимые условия. Немцы же-
стоко преследовали, систематически унич-
тожали украинскую интеллигенцию. В ге-
стапо пытали и замучили насмерть,
например, учителей Черниговской обла-
сти: Соколову, Рыбальченко, директора
Свиловецкой школы Филиппа Сало. Ге-
роичеекую смерть приняла от немецкого
шефа полиции Банетова учительница Ар-
темовской средней школы на Харьков-
mune Д. Дорошенко. За твердость и не-
преклонность в убеждениях палачи вы-
кололи ей глаза, вырезали звезды на те-
1, а потом убили эту прекрасную дочь
украинского народа. Много учителей

мер, их погибло 150 человек.

Немецкие убийцы систематически
уничтожали также учащихся украинских
школ. На Харьковщине они расстреляли
ученика Ново-Покровской школы Стари-
кова, учеников Шипецкой школы ТГарма-
нову Эину, Гарманову Екатерину, Учени-
ка Двуречанекой школы Добановича,
расстреляли пионеров и школьников Kpac-
нокутской школы и полуживыми зако-
 пали их в землю. Много школьной моло-
дежи насильно вывезено на каторгу в
Германию. Из Виевщины вывезено более
27 тыс. учеников, а из Волынской обла-
сти — 200.000 учащихся.

Немецкие убийцы одновременно oome-
‘лились посягнуть на душу народа Украи-

ны. Тиквидировав советские школы, они
открыли ничтожное количество так назы-
ваемых «народных школ», в которых
предполагалось давать знания, необходи-
мые для немецких рабов. В школах про-
пагандировались чувства покорности, пол-
ного подчинения украинцев немецким за-
воевателям.

Но учительство и учащиеся перед ли-
цом грозной опасности оставались верны-
ми советской власти, верными своей ма-
тери Украине.

В ответ на издевательства, пытки и
казни они активно включались в/борьбу
украинского народа с его вековечным

ту школы. В Ворошиловграде учителя и
учащиеся при помощи населения отре-
монтировали 20 школ, в Краснодонском
районе — 48 школ, а на Харьковщине
в одном лишь Староверовском районе
колхозники восстановили 17 школ и все
их оборудование. Всего на Украине было
восстановлено 22.186 школ и обучалось
в них 2.759.900 учеников. Несмотря на
варварские разрушения, возобновили свою
работу также вузы, научно-иселелова-
тельские институты, в том числе Укра-
инский научно-иселедовательский инсти-
тут педагогики. Возобновлено издание га-
зеты «Радянська освита», издаются н0-
вые учебники, пособия, приняты меры в

фил Ленин». Немецкие палачи расстреля-

умерло от голода. В Харькове, напри-  В

врагом. Ha Черниговщине, например,
119 учителей участвовали в партизан-
ском движении. Особенно отличились там
П. Макаренко, М. Логвиненко. Учитель
Н. Гордиенко уничтожил 230 гитлеров-
tes. №. Судейкина и П. Родина, учитель-
ницы Чозовокой школы, активно дей-
ствовали как агитаторы. В геетапо они
гордо заявили: «Советский народ жид
зажиточно и культурно. Учителям были
созданы такие условия, о которых гово-

ли отважных женщин, HO они He могля
фасстрелять их веру в правое дело со-
ветокого народа, за которое боролись ты-
сячи героев.

Многие из учителей удостоены высо-
ких наград. Такие, как Василий Ярем-
чук, Иван Калиберда, и многие другие
имеют высокое звание Героя Советского
Союза. Благородному примеру учителей
своих следовали тысячи детей-школьни-
ков. Широко известны бессмертные под-
виги подпольной организации школьни-
Ков-комсомольцев «Молодой гвардии» в
раснодоне. Нельзя не вспомнить учени-
ка 6-го класса Жарковской школы Воро-
шиловградской области Ваню Бородаева,
награжденного орленом Ленина, 12-лет-

шего под откос 16 эшелонов врага и уни-
чтоживитего 62 немцев.

Учителя и школьники беспримерными
жертвами, героическими делами доказали
свою проданноеть родине. Они верили,
они знали, что разбойники будут изгна-
ны Враеной Армией с советской земли,
что будет навек освобождена из немец-
кой неволи наша родная Украина.

И как только освобождалея тот или
другой район Украины, уже ва второй,
третий день восстанавливали свою рабо-

него партизана Васю Карелика, пустив- М

обеспечению школ учебными принадлеж-
ностями.

Недавно в Киеве было проведено рес-

публиканское совещание актива работни-
ов народного образования, а также ‹о-
вещание работников высшей школы. Воз-

рождается украинская культура на род-
ной земле.

Живет Украина непокоренная, вольно-
любивая, Укрална, которую воспели ee
классики Тарас Шевченко, Иван Франко,
Леся Украинка и Михаил Коцюбинский.
Радостью переполнены ныне сердца укра-
инских учителей. Начало нового учебно-
го Года совпало с историческим событи-

ем — освобождением украинских земель
oT немцев.

Вместе с украинским народом радуют-
ся также и борющиеся ть haps
ды Запада. На народном собрании горо-
да Глина в Хорватии председатель
антифашистского Веча народного оево-
бождения Владимир Назор сказал, 910
Висве еще и до сих пор живет богатырь
Илья Муромец. В левой руке Илья My-
ромец держит плуг — им он пашет род
ную землю, & в правой держит палицу,
которой он изгнал врагов из Киева. Илы

уромец с Вибва идет на запад, пере
ступает он леса, реки и горы и молот
по хребту немца жадного.

Этот образ прекрасно рисует reponte-
ский подвиг Красной Армии, великие
дни разгрома подлых немецких агрееи-
pos. Немецкие разбойники хотели Ууничт-
жить украинский народ, его науку, ле
тературу, искусство, его школу. Но у“
раинский народ бессмертен! Живо и неЙ]-
шимо его дело народного образования!
Советский народ — народ богатырей, #
богатыри выходят победителями. Так 01
есть, так оно и впредь будет!