,
:

зу

ЕЕ ЕЕК

64 (3621)

ЕЕ АА АОИ ЕВЕ ОВЕН НЕЕ

<

Северо-западнее Полоцка. Захваченный нашими войсками немецкий склад боеприпасов р
Фото военного корреспондента «Правды» Я. Рюмкина.

Бои

за Барановичи

{От вогнного корреспондента «Правды»)

Eme  на-днях немецкое командование
успоцаивало своих солдат: «Мы задержим
руееких нз подступах к Барановичам». Но
это былз уже не належда, а иллюзия, в
которую никто не’верил.

Hamm войска двигались © поразительной
б-астротой. Танки“ не залерживалиеь даже
там. гле враг возводил прегралы.

Путь от Слуцка до Барановичей наши
‘войска пропити за пять дней. Базаки, тан-
кисты, артиллеристы, нехотинцы на везде-
‘ходах ножиначи плоды того разгрома, кото-
рому подвергея враг в битвах за белорус-
скую землю.

Этненкые стрелы наших войек прони-

-зывали уже треснувшую и пошатнувшую-

ся оборону противника, расходились на
север, на северо-запад, на юг, на юго-за-
пад, вепарывали немецкие боевые порядки
там, гле они еще сохранились.

На Варшавском шоссе еше сохранились
узлы сопротивления, и наши танкисты да-

вили их, проявляя исключительную манев-

ренность, умение наносить быетрые и е0-
хрупительные удары. Тем временем наи
войска были брошены в важнейшим узлам
дорог, которыми еще мог воспользоватьея
зраг. Казаки ворвалиеь в Несвиж, танки-
eT захватили fiaenx. Отступающим не-
мецким отрядам оставались лишь проселки,
леса и болота.

Северо-восточнее горола Барановичи на-
ти войска вышли в реке Неман. Здесь на
переправах завязались бои. Немцам  каза-
лось, что они еще смогут удержать пс-
реправы и отвести остатки своих дивизий.
то была отчаянная попытка, стоявшая
врагу немалых жертв. К Неману из Бара-
новичей были брошены танки и конница
немцев. Они предпринимали  яроетные
контратаки, по полевым радиостанциям пе-
рехавались вопли: «Не сдавайтесь, мы идем
na помошь!». Но к вечеру 4 июля наши

‘войска разгромили и эти силы врага ——

переправы оказались в руках советских
танкистов и пехотинцев. Неман, предста-
заявиейся немцам рубежом спасения, выл
форсирован:

После захвата и уничтожения танкиста-
ми узлов сопротивления на, линия блене—
Несвиж началось стремительное движение
к тороду Барановичи. Наши войска шли
BCI ночь по полям и болотам, с боями,
‚< тем высоким напряжением, какое бывает
у людей, приближающихся к победе. В ут-
`ру они заняли тород Своятичи. С высот
ке вилны были Барановичи.

Брупный узел дорог, уходящих на север,
юг, восток и запал, являющийся жазнен-
ным нервом на том театре ваенных дей-
ствий, ге развертывались ‚бои за белорус-
скую землю, стал центрем. ожесточенной
борьбы. Город всегла жил кипучеи и Ha-
сыщенной деятельностью железнодорожного
узла, который еще в годы нервой мировой
войны называли «стратегическим нере-
хрестком». За последнее время Барановичи
играли важную роль в системе немецкой
обороны как мощный укрепленный район,
прякрывающий направление на Белосток и
Брест. Й враг всеми силами пытался удер-
жать этот город. Бои здесь развернулись
еще на дальних полетунах — к северо-
востоку, к ВОСТОКУ и юго-востоку от т0-
рола.

Нашим пехотиннам, а затем и артилле-

-ристам удалось захватить нлацдарм на за-

Побела танкистов.

ЛЕЙСТВУЮНАЯ АРМИЯ, 8 waa.
(TACC). С наблюдательного пункта коман-
ира танковой части был отлично вялен
весь тородок, раскинувшийся за извилиной
реки Вилия. Танки Асланова ворвались в
TOPOL WH стали энергично продвигаться Е
центру. Немпы, выставив своих «Тигров» и

надном берегу реки Шара. Немцы подбро-
сили сюда на автомашинах пехоту, егер-
скую дивизию и венгерскую коннипу. Они
попыталиеь отвоевать ту Y3KYIO полоску
земли, которая уже называлась плапдар-
м0м, хоть там не было еще ни укрепле-

ний, ни крупных сил. Но уже переправая-

лись наши танки. Враг отбрасывалея на
того-запал. И в степях, на белоруеских по-
лях, в рещах остадись лишь трупы нем-
eB‘ коней да пылающие орудия и тан-
ки. Й земля вея в претах теперь обугаи-
лась, почернела от огня и дыма сражений,
от пламени авиационных ударов. Войска
тенерала Лучинского устремились влоль 10-
porn k Барановичам. С севера к городу
пробивались казаки генерала Илиева и
танки. С востока подходили войска гене-
рала Батова. Огромным железным полу-
кольцом охватывались Барановичи. С не-
умолимой силой, давившей на своем пути
все барьеры и укрепления, двигались наши
войска. Казаки генерала Плиева при под-
  держке танков и артиллерии ночью захва-
тяли деревню Олоховшизна —— крупный
узел сопротивления немцев: Тогла враг по-
пытался прикрыть южный сектор обороны,
бросив туда’ бронепоезд с десантом автомат=
чиков. Но утром 6 июля и здесь были отби-
ты все контратаки. :

На реке Шара наши войска также с
боями отбросили врага. В востоку от горо
да был окружен и полностью уничтожен
батальон немцев. № юго-востоку от Бара-
повичи наши танки © автоматчиками на
броне вступили в б0й с самоходвыми ору-
днями врага и одержали победу. Битва до-
стигла своего наивыюшего напряжения, ко-
гла в дыму и пламени открылся перед на-
шими воинами город, к которому они
рвались. И армия, не отдыхая, не задержи-
ваясь. движимая ваерел не только волей
талантливых генералов, но и порывом сво-
его сердна, — пошла на штурм.

Битва за Барановичи завернеилась пол-
линным триумфом наших войск. Злесь с
необычайной силой еще pas проявились
храбрость. выносливость и мастерство рус-
ких солдат, оперативное искусство и сме-
лое дерзание наших генералов.

Нельзя не рассказать о боях, которые ве-
ли войска тенерала Батова. Их операция,
проведенная на подступах в Барановичам,
ускорила взятие города. Генерал Батов бро-
сил свои силы к северу и югу от города
и завязал Фланговые бои. Немцы сконцен-
трироваля почти все свои войска на флан-
тах, думая. очевихно, что здесь им нано-
сится главный удар. Тогда генерал Батов
направил основной,
центр, с востока, где враг меньше всего
ждал атаки. Настунающие ворвались в го-
рол. Танки. конница, пехота и артиллерия
мощным потоком. хлынули на улицы, уни-
чтожая бегущих или прячущихея гитле-
ровцев.

Сегодня, 8 июля, город Барановичи пол-
Г востью очищен от немецких захватчиков.
Из рук врага вырван важный железноло-
рожный узел, мошный укрепленный рай-
он обороны. преграждавший путь нашим
войскам к Белостоку и Бресту.

О. КУРГАНОВ.

1-й Белорусский фронт, 8 июля.

(Доставлено-на самолете летчиком. лейте-
нантом И. И. Афанасьевым).

\ вначале скрытно переправились танки
твардия лейтенанта Шуйхина и твардии
  младшего лейтенанта Данилова. 0бе маши-
ны ззмаскировалиеь в лесу за деревней.
  Ночь прода спокойно, но утром немецкие
` автомалчики обнаружили машины и пыта-

Г лись подорвать их гранатами. Эти попытки

решающий удар в!

Антанас ВЕНЦЛОВА

Вильнюс

Железный волк*) завыл недаром
На Гедиминозой гора. ;
Отбушевала вочь пожаром,

Туман растает на заре. -

С зарею боевые роты

Войдут в раскрытые ворота.

О, Вильнюс, город величавый, —
Дыхание и жизнь Литвы,

Твои могучие дубравы,

Певучий говор их листвы

И ветер в сумраке зеленом —

Всё встретит нас победным звоном.

А солнце зажигает знамя

И озаряет синеву,

Свободный Вильнюс будет с нами.
Мы возвращаемся в Литву.
Красноармейской светлой слазой
Овзеем город величавый.

Перевела ¢ литовского
Сусанна МАР.

+) Железный волк — символ могущества
Вильнюса.

bempera

{Or BoexHoro корреспондента «Правды»)

Партизанский отряд Героя Советского
Союза Гришина был грозой yan немцев,
во многих районах Мотилевской области.

За лва месяца — апрель и май — бойцы
Гришина пустили под откос 71 вражеский
эшелон. Неред началом наступления Врас-
ной Армии, в ночь на 20 июня, партизаны
нолучили задание организовать’. «рельсо-
вую войну». Й вот на железнодорожные
линии в немецких тылах стали выходить
по ночам группы партизан с толом и гра-
натамн. Они действовали на сотнях участ-
ков — на раз’ездах, у мостов,— действо-
вали стремительно и дерзко. Движение
немецких эелонов к линии фронта было
прервано.

Началось наше наступление. Партизаны
помогали наступающим войскам, били
немцев с тыла. Под Белыничами гитлеров-
цы, бежавшие под ударами наших чаетей
в леса, наткнулись на знаменитый парти-
занский отряд Матяша и были истреблены.

По проселочной пороге двигались два
немецких броневика, самоходная пушка и
четыре мотоцикла. Нартизавы-бронебойщи-
‘RH совернтиля налет из лесной засады,
положгли броневики и мотоциклы и за-
хватили самоходную пушку. В одном из
броневиков был найден обгорелый труп
немецкого штабного офицера.

`Трофейная самоходная пушка немедлен-
HO же пошла в дело. Уничтожая отступав-
ших немцев, партизаны стремились к со-
единению с нашими регулярными частями.

И вот эта минута настала. С утра ко-
миссар отряда выехал на разведку. Отрят
вышел на опушку леса, и вдруг из-за
бугра показался танк. Партизанские броне-
бойщики насторожились. Но впереди танка
скакал  кавалерист-партизан и кричал:
«Наши, наши!». Танк приблизился, на нем
силел комиссар отряда. Нартизаны окру-
жили могучую боевую машину, и впервые
за долгие месяцы в лесу торжественно и
вольно зазвучала песня: - :

— Широка страна моя родная...

И танкисты пели вместе с партязанами.
Они ‘стояли рядом у машин — загорелые,
мужественные, сильные. Братья ветрети-
лись после долгой разлуки.

Ал. ИСБАХ.

Действующая армия, 8 июля.

(По телеграфу). _

«Яковлевы » быот

« Мессершмиттов >

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 8
(Всен. корр. «Правпы»). Летчики генерал-
лейтенанта авиации Полынина оказывают

ЛЕОНИД ЛЕОНОВ

В армию, форсировавшую Днепр н совершавшую перегруппировку перед новым
броском вперёд, прибывает гвардейский танковый корпус, в котором находятся
главные герои повестн — экипаж танка.№ 293. Центром очередной военной оперании
` становится безвестный городок Великошумск, гле протекало детство командира
корпуса генерала Литовченко, прошедьего сквозь тяжелые испытания войны.

Предыдущие главы повести посвящены первым дням пребывания на фронте как

самого генерала Литовченко, так и его однофамильца — самого юного среди героев
танкового экипажа механика-водителя танка № 203. :

-.Множественный след гусениц сводил с
дороги влезо, во мглу горелой соснорой
рощи. Деревья стояли в дряблом, вислом
снегу, как древние озябшие хвоши. По
несмолкающему треску древесины и бор-
мотне моторов можно было заключить, ка-
кая уйма железа размещалась там на нбч-
лег.

Наступил поздний по военному времени
час, люди еще не спали.

Тридцать седьмая пришла на место за-
темно; нараставшие события уллиниля на-
меченный маршрут, посдвинув её на край-
нее левое крыло армии. Сразу но прибытии
экипажам выдали неприкосновенный запас,
а ротных командиров вызвали в баталвоны.
Пока, на ночь глядя, лазили они’ со. штаб-
ным начальством по артиллерийскому. бу-
‚релому на опунке н спускались в окоест-
ные поля, откуда ждалн немца, поступило
приказание закопать машины. Ещё осноза-
тельней этих явных признаков подсказыва-
ло старым танкистам особое обостренное
чутьё, что Утро застанет бригаду в огле.
Их невольная озабоченность, пронсходив-
шая от перерыва в боевой практике, пере-
давалась и новичкам.

На марше трилцать седьмая попала под
бомбёжку, которую нельзя ещё было ‘cun-
тать боевым крешеньем. Прямых попада-
пий не было -—— бригада увеличила листан-
цию и скорость. Кроме заклиненной оскол-
ком башни да разбитого баяна, призязан-
ного с барахлишком снаружи, поврежде-
ний на всю колонну не оказалось. Но про
минутку, когда в открытом люке мелькну-
ли немецкие штурмовики, причем  вери-
лось, все целились в него одного, Литов-
ченко неоднократно будет впоследствии
рассказывать своим затихшим внучаткам:

Смущенья от этой первой встречи он не
испытал, а только боялся, что само тело
дрогнет и выдаст товарищам его понятное
волненье. Ему помогло одно из собольков-
ских наставлений, какими неё первый год тот
воспитывал новичков: мысленно, с пре-
дельной живостью представить себе данного
конкретного врага, как бы раздеть его из
фалынивой славы, а затем и крушить в
полную силу русской оплеухи. .

Литовченко так и поступил, и опасенье,
что не удастся ему повести задуманное до
конца, рассеялось, и он увидел за штурва-
лом  белесое, помятое злобой и бес-
сонницей iLO лётчика, 6ecKocTHoe
H гнусное, точь в точь Kak
сверчка го выходе из личинки гле-нибудь
на гнилой картошке. И заглянув так-в его
черные, расширенные движением зрачки,
он понял, что этот человек умрет, не до-
стигнув цели... Так и было. Машину слег-
ка шелохнуло, обдало горячим ветром и
глиной, и у всех было торжественное ощу-
щение, будто война напутствовала их дру-
жеским шлепком по броне, как рекрута бы-
валый соллат, принимая в свое кровное
братство. Ей немедленно отсалютовали
крупнокалиберные зенитные установки;
Литовченко впервые видел’ вблизи, как
самолёт врылся в землю; стремясь зако-
нать в неё свой огромный и шумный
‚огонь... Местность позволила быстро рас-
‚средоточить колонну, ранние сумерки по-
мешали авиации повторить заход.

Когда капонир был готов, лейтенант
лично опробовал боевые механизмы; Обря-
дин светил ему переноской. Всё нахоли-
лось в исправности, не считая лопнувшего
ролика ведущего колеса, но это означало
лишь, что экипаж получасом позже отпра-
вится на отдых. К особой удаче для три-
днать седьмой, в лесу обнаружились до-
бпотные землянки немецкой работы, по-
строенные в начале войны, когда Германия

ведникам. Послушав ‘мотор, пока двести
третья спускалась на дно земляного стой-
ла. Собольков отметил, что тот работает, как
‘часы, и незачем ковыряться в нём больше.

— Какое число У нас сегодня?— веном-
нил он вдруг, не обращаясь ни к кому.

— Двадцать первое кончается, — отве-
THA из потёмок радист‘ и поднес лампу к
его лицу, различив незнакомую нотку в
голосе лейтенанта.— Не обедали о нынче...
вот он тебе и показался за неделю, нынеш-
ний день. А что?

Лейтенант раздумчиво улыбнулся, с та-
кой недоверчивой пристальностью вгляды-
ваясь в глубину леса, что и радист неволь-
но оглянулся туда же.

— Нет... это хорошо,— неопределенно
сказал Собольков и прибавил обычным то-
ном, что, кроме радиста, который после
ужина вернётся сюда с автоматом, все смо-
гут выспаться до рассвета; охоану нёс  мо-
торизованный батальон, но лейтенант всег-
да считал, что предосторожность —- стар-
шая сестра отваги.

- Сам он ушёл от машияы последним. Она
` стояла в земле. в уровень с основанием
башни; холовые чернорабочие части были
скрыты брезентом, и сиежок, пропеженный
сквозь ветви, уже округлял внадины на
зём. Ничего нельзя было‘ разобрать во
тьме, но Собольков видел её всю, двести
третью, как в полдень. Сейчас она лишь
отдаленно напоминала ту, что два месяна
‘назад уходила в тыл, на поправку. Та’ бы-
ла старая; семь летних месяцев перед тем,
когда жара и пыль вдвое изнашивают ци-
линдры. она не выходила из боя. Нельзя
было понять из формуляра, сколько про-
бежал этот воин по пути к побеле; паспорт
танка в его холщевом мешке был одновое-
менно с командиром пробит осколком. Ка-
шель слышался в моторе, вонючий черно-
вгтый дым валил из сапуна, стучали вы-
ношенные полнипники коленчатого вала.
После каждой езлки жирная горячая испа-
рина покрывала стенки выхлопной трубы,

3 НЕ е коль-
июля. истому что сработались и поршневы

ца; елва хватало силы довести. стрелку
масляного манометра ло двух атмосфер.
Сдавало танковое сердце, расшатанное

<= о aac iat cad Ep aaa

чена под Орлом, а сквозная, от болванки,
рана в обе боковые плоскости,— тотчас за
Валуйками; ‘а пушку почти на локоть
обрезали на Днепре. когда противотанко-
вая пуля вырубила её нарезку, но и куль-
тяпая, машина ухитрялась приставлять её
вплотную, как пистолет, ко вражескому
виску... i

EH доводилось также возвращаться на
буксире у тягача или даже вовсе без лечив-
ца, выкинув лишние траки и закрепив гусе-
ницу через каток... Эти пробоины, зашитые
электрокузнецом из ремонтного батальона,
выглядели, как ордена и медали на груди
ветерана; их было девять. «Пускай лоби-
рает до десятка!» — рентило начальство.

Такая привязанность экинажа к своему
гременному жилищу об’яснаялась не только
воннским тшеслазчем. Бровевая кровля,
вторично пвойденная по швам электоосвар-
кой в ПРБ, казалась хозяевам 0с0-
бенно надёжной. Даже тёплилась в них
уверенность, хоть и не признались
бы в Heli, что война уже  заприме-
тила их машину и в дальнейшем пошадит
её, со всех боков исковырянную ‘танковой
смертью. Вдобавок _ лейтенант `обешал
лично присмотреть за: ремонтом, который,
к слову, производили тоже очень: злые на
немца люди. Новая пушка грозно выгляну-
ла из бойнипы, свежий мотор мог без уста-
ли носить её по становищам врага. Кроме
орудия и мотора, они заменили рацию и ко-
робку перемены передач, и Собольков
дважды опробовал машину на заводском
танкодроме, пзежде чем вернулся с нею в
часть. Так началась вторая молодость две-
сти третьей... ce :

К бою за родные горы, ролившне её ме-
талл, за людей, её создавших, за Сталина,
который повелел: ей быть, двести третья
была готова. И если человеческий инстру-
мент, каким добывается независимость по-
колений, заслуживает такого слова, то
была последняя её спокойная ночь перед
рывком в бессмертие. Ей уже не довелось
показать свои почтенные раны на большом
параде по окончании войны; все же ее
удел был счастливей, чём у тех, чьи распи-
ленные тела отдали огню на переплавку,
как прах героев возвращают в материнское
чрево земли.

Советскому танкисту некогда было забо-

титься об отдельном куске даже качествен-

ной стали и хотя бы он весил двадцать во-
семь с половиной ‘тонн. Но будь время
обдумать заранее, как умнее обозначить в
веках победу, он сохранил бы это дырявое
железо, как образчик вещества, из кото-
рого творится истинная слава. Он поста-
вил бы эту тридцать-четвёрку на высоком
уральском мраморе, чёрную и страшную,
как она стала выглядеть через двое суток,
с Развороченным лобовиком, с листами
порванной бортовой брони, раскинутыми,
как крылья, точно и мертвая она собира-
лась лететь на полчища врага...

Похвала танку означает похвалу его
экипажу и в первую очередь. его команди-
ру... Войну Собольков начал водителем на
двести третьей. Тогда в бой с ним ходили
другие; полностью их имена мог теперь пе-
речислить только он один, и так хотелось
ему порою попировать с ними когда-нибудь
потом за дружеским пол-литром!.. У него
как-то вышутилось не без горечи однаж-
ды, что жизнь его выбрала мишенью для
своей иронии.

И правда, желания его исполнялись, но
всегда в несколько исправленном внде.
К примеру, он обожал сады, и в любой его
сказке, какими он коротал и без того ма-

лый досуг танкиста, непременно и под раз-

ными предлогами осыпался о яблоневый

на полном газу и стреляя прошла по иве-
тущим плодовым дерезьям, и вихорь боя
не сдул с нее налипших кое-где к мазуту
лепестков. И когда на торжественных. со-
браньях части он как бы с вызовом и бле-
стяшими глазами начинал речь привычным
словесным завитком — «мы, танкисты, осо-
бый народ, бензиншики... и не зря нам за-
видует пехотка, хоть и не обожает стоять

рядом, когда нас бомбят», — люди верили,

будто он затем, и родился под солнышком,
чтобы век гулять в газолевом чаду. Со-
больков обучался на агронома, но стать им
не смог по причинам семейвых обстоя-
тельств...

В каждой сказке У него появлялось юное
светловолосое существо всевозможных до-
стоинств и нетронутое даже нескромным
взором; а жениться ему довелось на одной

пышной огневолосой вдове с пелым вывод-
ком чужих и рыжих племянников. Семья
жила на Алтае, куда он и отсылал целиком

свой денежный аттестат. Взамен и изредка
приходили треугольные писульки с детски-
ми каракулями; заметили, что разбирать их

лейтенанту. нравилось наедине и вслух, и
чтобы, по возможности, листва шумела над

головой при этом. Конверты бывали скле-

ены из синей тетралочной обложки, и он про-

читывал всё подряд, вплоть до
умножения, напечатанной на обороте...

Кроме непреклонной храбрости, этот су-

ровый, в свои тридцать лет, советский воин
владел ещё удивительным даром русской
сказки; истоки её терялись, верно, в таеж-
вом дымке ещё ермаковского костерка.
Повествуя, он обычно глядел в огонь по-
ходного очага, и У всех создавалось впе-
чатленье, что рассказывает её не им, а в
розовое ушко кому-то пятому — там, у да-
леких алтайских предгорий.

Этот человек заслуживал
товарищей, которое на войне труднее зара-
ботать, чем приятельство или даже любовь.

Когда Литовченко пришёл сюда из тан-
ковой школы, Обрядин отвел его после
первого ознакомленья в уголок.

— Как зовут тебя, парень?

таблицы

уваженвья

+

Великошумска*

Старший в экипаже по возрасту, Обрядин
имел немалый опыт для суждения в ближ-
них. Службу кулинарному искусству он
начал поварёнком с двенадцати лет; после-
дующие двадцать пять он проплавал как
бы в сладостной кухонной дрёме ‘на боль-
ших волжских пароходах, с каждым годом
совершенствуясь как в добродетелях, так
и в пороках,— с незначительным уклоном
в последние! На вопросы простодушных,
почему у него к твёрдой пище нет такого
пристрастия, как к некоторым вндам жид-
кой, Обрядин сокрушённо ‘отвечал, что ею
он лечит одно коварное заболевание; под
названием малярия, происшедшее от долго-
го местонахождения у воды; малярия в нём
сидела наредкость прочная; и борьбе с
нею он посвятил всю свою жизнь.

Все обрядинские меню носили резко: вы-
Раженный антималярийный характер, при-
чем иное блюдо способно было одним
запахом отогнать на выстрел. вред-
ного — комара... Бывший повар любил
вспоминать былые достижения, и чле-
ны экипажа охотно внимали ему, ното-
‘му что и бахвальство развлекает во фрон-
товых буднях, если достаточно нветисто и
не напоавлено в ущерб или поношение другу:

— Загибаешь ты, Сергей Тимофеич,— го-
варивал при этом Алёшка Галышев, неизмен-
но вэсёлый и добродушный, тот. самый,
кого сменил Литовченко на посту водителя
двести третьей; не затём говаривал, чтоб
попридержать размахавшегося артиста, а
чтоб подзадорить на дальнейшее Это всё
красноречие твое. Кто ж поверит, что у те-

-бя волчатину от куропатки не отличишь!

Обрядин лишь головой покачивал, горько
усмехаясь на его преступное неверне.

— Разве ж я виноват. что таким красно-
речивым зародился? Ведь я кто!.. Я мастер-
художник, и всё у меня крутится. Ты мне
налнима лай... не теперешнего дай, у зим-
него-то у него тело самое хорошее. Ты мне
летнего дай, когда он в Hope сидит,

‚млеет... и он У меня будет плавать в соб-

ственном масле и смеяться! Я товариту
Семёнозу Н. П. живых гусей к столу пбда-
вал... понятно? Я...— Он залпом перечислял
свои изобретения, и если некоторые из йих
не были художественным преувеличеньем,
значит целебный волжский воздух помогал
пассажирам выносить их без вреда для
здоровья. И я могу сготовить из любого

_ любое. А снроси меня — почему, — я отвечу.

Я всегда пою, когда готовлю... и весь паро-
ход слушает меня.— Он обводил глазами
затихшую землянку.— Это верно, голос у
меня немножко. сильный... заною — лампа в
каюте гаснет, но поо я хороию.

— Поёшь ты — posto яишнина скворчит
на сковороде... вот как ты поёшь! — Tos-
же, через год, прерывал его Андрей Ды-
бок, новый радист на двести третьей. — Те-
бе только. в печку петь... и то, как в Гёрма-
нию взойдем, для острастки населения.
Свои могут слушать тебя только под хло-
роформом... Протрезвись, милый русский
человек!

Поглаживая небритые щеки, Обрядин по-
долгу глядел в грязный и натоптанный
пол, прежде чем поднять глаза на обидчика.

— Эх, парень... гроб, и тот серебром ок-
леивают, а тут сердце с тоской перед `то-
бою ‘лежит... Соври, укрась, непонятливый!..
Вот, и красивый ты, а холодный. не погре-
ешься о тебя. И слова твои жёсткие, колю-

‚Чие... из. них только настойку. OF  KAGHOB

делать!

Разговор таким образом упирался в от-
влечённые темы, и тогда, чтоб не плодить
разногласий, вмешивался. Собольков.

—  Ладно, хватит тебе, Обрядин. А ну..;
скажи зажигалка.

— Ну... жижигалка,— старательно и
сначала сосредоточась, чтоб He поомахнуть-
ся, выговаривал башнёр, и это служило вер-
ным признаком, что уже завелась у него
очередная приятельница в скрестности.

Как всегда, Собольков пророчил в этом
месте, что ещё доведется Обрядину пораз-
влечь пехотку своими приключеньями, и бе-
седа мирно возвращалась в прежнее русло:
какова должна быть плотность электролита
в аккумуляторе при морозе больше или
меньше сорока, или что за вещество такое в
нынешних снарядах...

Обрядин любил песню, но слушать его
полагалось в землянке, в ненастный вече-
рок и, желательно, в канун большого во-
енного дня, поэтому и невозможно было
ему прославиться пением, равно как игрой
на трофейном, с перламутровыми пуговипа-
ми, полбаяне, разбитом при бомбежке. Сей
незадачливый повар умел много песен,
шуточных и сиротских, украиеских, татар-
ских, даже башкирских, в особенности ча-
сто доставалось от него грузинке Сулико,
и все получались у него на сдин манер, во
всех одинаково поскринпывала старинная
русская рябинушка.

Голоса ему было отпушено достаточно.
даже больше положенного по норме, но ре-
пертузр свой он выполнял таким натужным
и шемящим фальцетом, что всякий раз при-
ходилось заново привыкать ко вступленью.
То бывало не менее трудно, чем выйти из
теплого дома за ‘околину и отдаться на
милость мокрого осеннего ветра. Зато пря-
выкнув, уже нельзя было оторваться ог
обрядинской песни, где каждый слышал
свое, одному ему желанное.

Когда Сергей Тимофеич заводил ве, полу-
закрыв глаза, укрепя локоть на колене и
зачем-то кончиками пальцев держась за
мочку ‘уха, — чудилось всем: какой-то
иной, прекрасный голос вториг певцу oT
своей беспокойной силищи, которой нино-
чем любой всемирный подвиг. Иностранец
ви черта не понял бы в этой тайне — отку-
да оно берется, влекущее и странное очаро-
ванье русской песни, потому что не в зву-
ках тут дело, и не в словах; к тому же их
без зазренья совести всегда перевирал Об-
рядин. Нет, например, и не было такой
песни на свете —

..в низенькой светёлочке огонёк горит,

молоденькая пряха за столом сидит,

а зетер занавесочку тихонько шевелит...

как, равно, и припева к ней — «лодка да се-
ти, сети да лодка», в рамку которого сн
неизменно заключал начало и конец. Но не
спроста однажды после такого сеанса об-
ронил с затуманенным взором Собольков,

} a что Россию следует любить именно в непо-
«Ферлинанлов», сопротивлялись отчаянно.   Е активную помощь войскам 1-го Белорусско-   риключеньями жаркой бранной жизни. В — Васильем,— отвечал Литовченко. году, а при а солнышке она и вся-

Через Сморгонь лежат путь отходящих! т го Фронта. ту пору ничего грозного не оставалось в — Вася, значит?.. Так вот, милый ты мой кому мила... — Плотный, плечистый, ще-
немецких частей. От Сморгони открывается   Ночью же через Вилию успешно пере-    Штуриовики «Ильющин-2» под ПРЯ-  двести третьей, кроме ae Мелом ПО   Вося,— сказал Обрядин и показал глазами   кастый, Сергей Тимофеич всегда уставал
прямая дорога на Вильно. Сам город, при-, Правились рота автоматчиков, бронебойщи- крытием истребителей «Яковлев» наносят   башне смерть фашизму. На осмотре, „оне нанта, кохорый цовави бритву па   Ст песня.

перед уходом в тыл, кто-то выразился в том
смысле, что полудохлый этот танк годит-
ся если не на переплавку, то лишь под
долговременную огневую точку. Экинаж
встретил обешанье помпотеха выдать но-
вую взамен таким угрюмым молчаньем, что
никто не решился нарушить дружбу людей
и машины Двести третья осталась в строю.

Биография танка была написана на его

крытый волной преградой с востока, пред-! ви и расчёты противотанковых орудий, а
ставлял удобный рубеж для упорной оборо-  утром под прикрытием машин Шуйдина и
ны. В семи километрах от города располагал-  Данилова и штурмового отряда на западный
ся немецкий аэродром, и авиация противня-! берег нерешёл танковый батальон Bopuco-
ка держала пол контролем основные дороги! ва, Завязалея ожесточённый бой. Продви-
и переправы. Поэтому тачки двигались не  жению наших машин мешали засады нем-
по шоссе, а прееёлочнымн хорогами и подо- нев. Тем не менее танкисты продвигались
шли к горолу скрытно с севера. Тотчас же   вперёд. Особого напряжения достиг бой Е
3 была развелана переправа через реку Вп-! 12 Часам дня.

тия. Река здесь достигает 190 метров в ши-   Отлячную юдлержку оказали танкам
рину, но глубина её невелика, а грунт пес-  автоматчикя м средства усиления. К то-

ремешке,— тянись и уважай этого лядька,
парень. Он два раза горел на своей желез-
ной квартере... понятно? Про него, погоди,
еще песню составят... и твои детки будут
её на первое мая петь тоненьким голоси-
шечком. Он этих самых ганцев массыю по-
губил! Из кремня сделан, но имеются в
нём розовые прожилочки...

Всегда себе на уме и насмешливый даже
в опасную минуту; он произнёс это с ред-
кой для него серьезностью. Товарищеская

Будучи женат, но по условиям деятель- i
ности находясь в раз’ездах; Обрядин посто-_
янного местожительстза не имел, но в лю-
бом климатическом поясе мог бы он обрести
верное пристанище под старость. Из всех i
больших и малых населенных пунктов, rae i
случалась хоть трёхдневная стоянка, напе- }
себой приходили к нему тихие и благодар-
вые бабьи посланьица, без упоёков или на-
прасных надежд; зная наперёд их содер-
жанье, Обрядин их неё хранил н, кажется,
даже не читал: сердечные свои дела он

тяу. Одновременно наши бомбардировщики
и штурмовики совернгают налеты на же-
лезнолорожные станции и перегоны во вра-
Жжеском тылу, препятствуя немцам эвакун-
ровать штабы, склады и технику.

В результате одного только налета на-
ши летчики уничтожили и повретили не-
сколько десятков автомашин с войсками 1   броневой шкуре. Прежле чем приступить
грузами, 3 бензоцистерны, подавили огонь! к починке, старики завода долго н почти-
нескольких артиллерийских ‘и минометных   тельно читали эту краткую родословную
батарей, разбили He менее 30 жедезноло-! Корпуса. где каждая битва оставила свой!

удары но  отступающим немецким =

пвет. Судьбя же два года водила его мимо
рассматривала поход в Россию, как увебе- чужих и горелых садов: даже выпал такой
лительную прогулку по славянским запо-  вечер в прошлом году, когда двести третья

нёра на двести третьей должна была пред-   Лет десять подождет.
ставляться повышением в его человече-

ской должности. Е

танку... Так; вмятина на башне была полу-

танкам пришлось улаинить путь и итти но! Сморгони на Вильно. К четырём часам дня
отмеля серединой реки. На запалный берег! немцы были выбиты из города.

a ae lp ee ss in Ши

НЫ -  счатал нестоящими пустяками. Про жену
неистовый и неизгладимый росчерк. И   Оценка соответствовала воинским качест ‹ устяка:
чалый [му времени сильный улар нанесли по гар-  РОЖНых вагонов и 4 паровоза. вать Олин, сам бывший солдат и отец трех тан-   Вам Соболькова. Обрядин потому и принял   он говорил со сдержанной жалостью, что
в :   МУ, 3 . Немецкая авиация пыталась оказывать ином ЯМ а слернул шапку © лысой го.   свое перемещенье без обиды на судьбу п на- Она ещё подождёт его лет лваднать, а по-.
} Были найдены озлогий спуск в: воду ве ere Родлонова, действоВаВ- противодействие, но получила крепкий 0Т-   ловы при этом. То была высшая награда   Чальство, что честному человеку роль баш-   Том Умоет проплаканные глазыньки и ещё
выход из нее на западный берег, Для этого   шие левее. Они перерезали путь отхода из

пор. Только за один лень «Яковлевы» в.
  юздушных боях сбили 17 «Meccepmunt-
тов».

*) Главы из повести. (Продолжение следует»