УЕ

о

и

DB.

10 WiOAA 1944 r., № 165 (9622)

В своем nodeloHOCHOM продвижении 42
запах Красная Армия освободила часть
территории Советской Литвы. Красная Ар-
мня ведет бои с немецкими захватчиками
ва улицах древней хтатовской столицы
Вильнюса.

^ Слова, как в незабываемое лето 1940

гола, литовский народ переживает великие
исторические лни. Советакое знамя, знамя
свободы, символ народного счастья, вновь
подымается над литовской землей. Красная
Армия в неулержимом порыве идет впе-
ред— и уже близок день, когда Дитва вер-
нется в советекую семью. Радостью, ropis-
стью, счастьем бьются еерлиа всех литов-
пев. В ужасе, в панике мечутся те, кто
три года разорял Советбёкую Литву, угне-
тал литовский нарол, убивал его лучших
прехетавителей.

Broprumich 8 Читву в первые же дин
войны, немцы отЕрыто похвалялись: «Мы
превратим литовскую землю в германевую
провинпию». Литовское хозяйство должно
было быть целиком переключено на обелу-
живание гитлеровской военной машины.
Нехцы хотели превратить литовцев в пу-
шечное мясо или рабочий скот, а непокор-
ных уничтожить. Немпы  просчиталиеь.
Ныне Красная Армия не только истребляет
немецкие орлы на литовской земле, но я
навеки харонит планы колонизации и она-
мечивания Литвы.

Три с линевим гола томилея в неволе
литовский народ. Сотни километров отделя-
ли Литву от фронта. Она сталь глубоким
немецким тылом. Срок и расстояние, казз-
лось бы, достаточные для того, чтобы сла-
мить волю & сопротивлению безоружного
нарола, всего олин гот входившего в семью
советских народов. На это*и рассчитывали
немцы. Но и злесь они жестоко просчита-
zucs!

Сопротивление литовцев было не только
единолушных, но и росло с каждым днем:
Немецкие захватчики быстро перешли от
обешачий и заигрываний в жесточайнему
террору. Но, несмотря на самые жестокие
репресени, крестьяне не выполняли распо-
ряжений оккупантов, срывали выполне-
ние поставок сельскохозяйственных про-
AYETOB,

Одна немецкая газета писала: «Пора по-
кончить с положением, при котором литов-
сЕнй крестьянин, завидев немецкого чинов-
ника, удираёт в лее вместе со своей .коро-
вой». А крестьянин «удирал» не толька
с коровой, но и с оружием. ;

Не улалось нёмпам полностью использо-
вать промьншленность. Несмотря на введен-
ный оБкупантами каторжный режим, ра-
бочие сопротивлялись и срывалжи их произ-
водственные планы. Прелириятия работали
невероятно замеаленными темпами, выпус-
кали огромный процент брака. Саботаж и
диверсии были ответом рабочих на гитле-
ровекий гнёт.

Литовская интеллигенция безоговорочно
ПримЕнула в борьбе своего народа. Весной
1943 года многие представители литовской
Науки и искусства были запрятаны в тюрь-
мы. Весной 1944 года репреесии еще уси-
лились: множество литовевих интеллиген-
тов было отправлено в концентрационные
яагери в Германию. АН

Всеобщую мобилизацию немпы об`являли
в Литве трижды. В 1942 году литовпев
заманивали и загоняли в войска «веномо-
тательной службы». Вторая мобилизация
была об’явлена после разгрома германской
армии под Сталинградом: требовалось сроч-
HO пополнить отремные потери, но и эта
попытка немцев, как и первая, провали-
лась, и гитлеровцам пришлось сказать of
этом отЕрыто. ;

Учитывая провал двух предыдущих м9-
билизаций, немецко-фашистские захватчики
попытались в 1944 г. провести третью мо-
билизацию руками своего агента генерала
Плехавичюса. © этой целью им были созда-
ны так называемые «местные отряды» («ви-
етине ринктине»). Созданная часть долж-
на была быть использована для борьбы
против все растущего партизанского движе-
ния и должна была осуществить проведеняе

Е eS 8

SSS ee ee ee ee ee

ЛЕОНИД ЛЕОНОВ

Освобождение Советской Литвы началось

oo ¢
А. СНЕЧКУС
Секретарь ЦК КП(б) Литвы
ocs

мобилизации литовцев в гитлеровскую ар-
MITIO.

Е

дельцам. Громя немецкие предприятия или
поместья. партизаны освобождали рабочих
и батраков от каторжного труда, возвраща-
ли их родному дому. Напалая на конвоя
и эшелоны, партизаны освобождали тыея-
‚ чи людей от немецкой каторги. .
Но главной задачей партизан оставалась,
разумеется, беспощалная борьба с самими

Хотя отряды Плехавичюсь комплектова-   оккупантами. Если сравнить ущерб, nae”
лись из отборных, с его точки зрения, лю-   сенный немцам партизанами за первые
дей, возмущение немпами зашло так дале-  полгода 1943 года, с ущербом, нанесенным
ко, что Плехавичюс оказался беесильным   за пять первых месяцев текущего года, 10
удержать своих солдат от антинемецких вы-   соотношение показывает поистине огромный
ступлений. Немцы вынуждены были пря-  рост: чело уничтоженных эшеловов вы-

ступить в разоружению отрядов.

в Вильнюсе, Каунасе и других городах. Эти

оон длились по нескольку дней. Так прова- тылам и коммуникациям немецких войск.
лилась и третья попытка немцев превра-  «Рельсовая война» и взрывы эшелонов в

тить литовиев в пушечное мясо.

Массовый угон населения в Германию вы-   лезнодорожное движение и фронтовые пере-
звал по всей Литве бурю сопротивления. В   возки. Количество взрывов на дорогах не-
Каунасе, Шяуляй, Марияхполе и других го-   удержимо росло. Среди литовских парти-
родах произошли бурные демонстрации про-`  зан есть много подрывников, на счету ко-
тив увозов. Тысячи мужчин бежали в леса, торых по 10—20 уничтоженных враже-
пополняя ряды партизан. Немцы пытались ских эшелонов, а командир одной педрыв-
подавить сопротивление литовцев зверским ной труппы, вылвинутый затем на ност
террором. Они расстреливали членов семей   командира отряда, имеет на своём боевом
Эсэсовские разбойникя   счету целых 37 эшелонов!
окружали местечки и села, арестовываля Слава 0 подвигах литовских партизан
веех трудоспособных, не считаясь ни с по-  разнеслаеь далеко за пределы Литвы. Вер-
лом, ни © возрастом, ни с семейным поло-  яой лочери литовского нарола Марии Мель-

бежавших в 16а.

ением, и по этапу отправляли их в Гер-

манию. Уже этим летом немцы издали спе-  го Союза.
циальную секретную инструкцию по угоиу ных партизан. Многие литовские партизаны
населения. На основании этой инструкцяи награждены орденами и медалями CCCP.
закрывались все предприятия, которые ра- Это — лучшие
ботали не на немецкую армию, и все _рабо- наши новые кадры, верные дети народа,
чие, становившиеся таким образом «безра- доказавшие I

ботными», отправлялись в Германию.

Начали росло вдвое, число
вооруженные столкновения и уличные бон! в 20 раз.

Ин-  Ленина-—Сталина, завтрашние

убитых гитлеровцев —

Партизаны наносили тяжелые удары по

значительной степени парализовали жеё-

никайте присвоено звание Героя Советско-
Вся а знает имена слав-

люди республики, это —

Еровью преданность — делу

работники

ег ЕЕ также угон в Германию   восстановления и нового расцвета опусто-
всех работоспосодных мужчин и женщин, шённой и разорённой гитлеровцами Литвы.

остающихся в деревнях. Победоносное Ha-

Нредчувствуя близкий конец, немцы, как

= Красной Армии спасает сегодня   убегающие воры, в последние месяны пыта-
сотни тысяч литовцев от немецкого плена,   лись вывезти из Литвы всё, что возможно.

от немецкой каторги.

Были у оккупантов широкие колониза-
ционные планы. Они собирались поселить
на литовской земле десятки тысяч немцев и
голландцев. Этих новых помещиков и рабо*
владельцев литовские крестьяне встретили
вилами и «красным петухом». «Нам гово-
рили, что мы едем в мирную страну —
плакалея один из голландеких гитлеровцев,
приехавший в Аитву «насаждать сельско-
хозяйственную культуру». — Но нам все
время приходилось с оружием в руках 60-
роться против литовских крестьян, произво-
дивших постоянные нападения на нас». Фа-
шист и предатель собственного народа в9-
ображал, что литовцы покорно отдадут ему
землю своих отцов и, забыв заветы и борь-
бу предков, позволят надеть на себя раб-
ское ярмо!

Заигрывание, обман, коварство не дали
результатов. Перепюлненные тюрьмы и кон-
цпентрационные латери не сломили воли Е
борьбе. Тысячи казней только ожесточиля
эту волю. Немцы начали сжигать целые се-
ла, поголовно убивая жителей. На немец-
кий огонь Литва отвечала огнем ненависти
и мести.

Борьба с оккупантами стала всенаролной.
Ею руководили коммунисты. Они возродили
старые подпольные боевые традиции. Во-

Они разрушали уцелевшие предприятия, под-
готовляя работу факельшиков. Они готови-
лись к взрыву общественных зданий. Они
составляли списки литовской интеллиген-
ции, собираясь угнать её в Германию. В то
же время они стремились скрыть от глаз все-
го мира следы своих чудовищных злодейств.
Так, в окрестностях Каунаса они сожгли 60-
лее 25.000 трупов казнённых ими ранее ни
в чём не повинных людей.

И сегодня. изгоняемые навеки из литов-
ской земли, они минируют здания, убивают
вевинных. Но стремительное наступление
Красной Армии не оставляет им времени,
чтобы привести в исполнение эти злодейские
планы. А литовский народ зорко охраняет
своё достояние. На предприятиях, в имениях
создаются группы из надёжных людей; эти
груйны охраняют здания, спасают имуще-
ство. На заводах, на фабриках, в деревнях
организуются комитеты, готовые взять
власть в свои руки, кав только представляет-
ся к этому возможность. у

Красная Армия нееёт Литве свободу, во5-
становление государственности, счастаивое
будущее. Как родных братьев, встречали ли-
товцы красноармейцев в 1940 году. Wai
братьев и спасителей, ветречают они их с5-
годня. Из уст в уста нееётея радостная

весть: «Красная Армия близка, Краеная Ар-\

круг партии сплотились все честные Пат-  зил на нашей земле!» Люди с глубокой

риоты. Много новых, преданных
Ленина-——Сталина бойцов  пополнило

ХелУ   благодарностью говорят:
ве   нам свободу,

«Сталин обещал
(Сталин выполнил свое обеща-

ряды. Никогда не порывая связи с массами,   пие».

партия в течение черных лет немецкой ок-
купации говорила и действовала в интере-
сах всего народа. И народ считает ее сво-
им авангардом и руководителем. Партия в
эти годы призывала Е борьбе и вела ее. Важ-
нейшим фактором в этой борьбе стало пар-
тизанское движение, свершившее большие
дела.

Партизанское движение,

против немцев.

купантами у населения имущество и скот,   BOACTBOM великого вождя

партизаны возврэяцали их законным вла-

Взятие Великоиимска`

- Хотя секретами Обрядин ни с кем не делил-
ся, догадывались, что сердце женское он
брал именно на песню, как уточку на манок:
жертвам его нравилось, что про грустное
поёт, а сам улыбается... Каждый член эки-
пажа мог в подробностях рассказать жиз-
неописание соседа; в танке рождается осо-
бая лушевная связь, которой даже оскор-
бительна была бы неосторожная посторон-
няя похвала. Поэтому повар и не любил
передавать в подробностях, как целых три
километра тащил из боя Алёшку Галышева
н как добило его осколком мины у него, у
Обрядина, на спине.

Стало всё известно и про Андрея Дыбка,
хотя и слыл он выдающимся молчальником;
шутили, что даже в школе Андрей избегал
отвечать устно, а стремился
письменно. В корпус он пришёл
артиллерии, где потерял мизинец на
левой руке. Думали, Что этот  изъЪ-
ян, нанесенный его стройному, гибкому
телу, и язляется причиной его особой нена-
висти к немцам, одетым в военную форму.
На самом деле молчание вошло в него не-
сколько раньше, когда оккупанты растер-
зали на Кубани его сестрёнку, студентку
архитектурного вуза, и умер от’ горя его
отец... Сблизился он только с покойным
_Алёнкой, и то — как выяснилось, что тому
известен-адресок сестры, в переулке у Са-
вёловского вокзала, куда неоднократно
провожал её после театра. Галышев узнал
невесту по фотографии, наклеенной в тан-
ке, возле листа с позывными и рядом с
одной необыкновенной красоткой из амери-
канского журнала. Судя по хрупкости сло-
жения, эта маленькая киноактриска квар-
тировала, верно, в какой-нибудь апельсино-
вой pome во Флориде, совместно © за-
граничными мотыльками, неживучими в
наших русских снегах. Товарищи терпели
помянутую картинку,—раз она помогала их
стрелку-радисту в бою. Только однажды,
пивясь такому постоянству в привязанно-
стях, попрекнул его мимоходом Обрядин:

— Эх, нашел себе... влюбился в статует-
ку. У ей же головка глиняная. А доверился
бы ты мне, Андрюша... выбрал бы я тебе
заволжскую  королевну. Засмеется — пар
из подмышек идет... понятно?

— Пар из подмышек не может итти. Это-
го не. бывает.. — разумно и жёстко возра-
зил Дыбок—..если только ты не на русской
печке хочешь меня женить.

С той поры экипаж примирился на мыс-
ли, что если бы эта, сливочно-волшебная

из

*) Главы из повести.
Продолжение. См. «Правду? от 9 июля.

штучка узнала про выбор русского танки-
ста, про высокую честь находиться в совет-
ской тридцать-четверке, пела бы втрое луч-
ше свои песенки, и человечной тревогой на-
полнились бы её праздничные глаза, беспе-
чальные её ночи.
С гибелью друга стала ещё заметней
замкнутость Дыбка. Все считали его старше
  двадцати шести лет. Врага он разил попреж-
нему и как-то очень спокойно, но не по рав-
нодушию, невозможному при его горячно-
  era, а потому, что это умножало меткость
его руки. За полгода дружбы Галышев выце-
дил, однако, из Дыбка, что побывал он

и столяром, и слесарем-инструментальщиком,

причем добился шестого разряда; пробуя

силы в сельском хозяйстве, скосил однажды
двумя комбайнами сто два гектара и, нако-
Hell, B качестве мозаичника выложил зна-
менитый пол на консервном заводе у себя,
  в Крымской: только в валенках по нему и
: ходить — из опасения попортить или ос-
кользнуться. 7

Семьи у него не было, он не торопился,
он пока только примеривался к жизни, и
все почтительно понимали, что этот акку-
ратный, всегда такой чистый и как бы со
стиснутыми зубами человек успеет совер-
шить на своем веку всё ему положенное,
отомстить за мертвых, запомниться живым,
размножиться в потомстве, да еще останет-
ся время подвести итоги.

— Орёл, казацких кровей... я таких зна-
вал‚— говаривал Обрядин при Дыбке.—
Вижу тебя, как ты в Кремль по ковровой
лестнице за орденом подымаешься. Я к те-
бе тогда в гости приду, Андрюша... и пусть
твоя дочка мне сто грамм на серебряном
подносе вынесет. Не прогонишь?

— Приходи,— совсем серьезно отвечал
Дыбок.

Всё это были обыкновенные люди, и Ли-
товчёнке лишь потому представлялись*0со-
бенными, что ‘он их разглядывал вблизи,
как бы через увеличительное стекло. Он
пришел сюда простоватым пареньком, та-
ким молодым, что ещё помнил наперечет
все прочитанные им книжки... Так и ждал
бы он у себя Ha деревиг часа, когда, по
приходе Красной Армии, вызовут его по-

весткой в военкомат, — если бы не про-
исшествие с курёнком, о котором в ночь
разгрузки рассказал  Обрядин  генера-

лу. Ударь немецкий офицер его мать, паре-
нек убил бы его сзади, без раздумий, как
падает камень с горы, и всё закончилось бы

на  протяженьи вечера. Ho тот лишь
замахнулся этим мёртвым  курёнком,
и мать так странно, точно хватаясь

за соломинку, взглянула’ на сына, который

руксводимое   народу материальное благополучие и уве-
коммуниетами, стало массовым. Формы борь-   ренность в завтрашнем дне,— вот пути, но
бы были разнообразными, но веегда сказыва-   которым пойдёт созидательная деятельность
лись влияние партии и ее все возрастаю-  литовского народа, который быстро воспря-
ций авторитет. Народ прекрасно знал и по-  нет к новой жизни при братской помощи
нимал, что партизаны — его защитники других советских народов, в первую оче-
Отнимая награбленные ок-  редь великого русского народа, нод руко-

ЕЕ ЕЕ

Великие и ответственные задачи стоят
перед литовским народом, перед коммуни-
стической партией (большевиков) Литвы.
Залечить раны, нанесённые Литве трёхлет-
ним кровавым хозяйничанием гитлеровцев,
восстановить разрушенные сельское хозяй-
ство и промышленность, создать базу для
нового расцвета культуры, дать литовскому

pe Se aS =

Трое суток подряд неумолчно гремели
орудия, трещали пулемёты и автоматы. —
и земля, па которой развёртывалась эта
битва, казалось, вставала на дыбы. Рву-
щиеся снаряды и мины взлымали тучи
дыма и разносили в клочья веё, что мешало
двигаться внерёх нашим’ танкам, пехоте н
коннице. Над немецкими окопами, блинда-
жами, железобетонными укреплениями бу-
шевал огненный ураган, н не было за вее
это время минуты, когда шум боя усту-
пил бы место короткому затишью. Ти-
шина настала лишь на третье утро. Это
было раннее утро разгоравшегося июльского
дня, принесшее освобождение еще одному
советскому горолу — Барановичи.

Ночной штурм, завершивший oof за
город. закончился. Пыльные, почерневшие
OT пороха, усталые, но бодрые, бойцы,
как могучий железный поток, батальон за
батальоном влились в улицы города. По мэ-
стовым  загрохотали гусеницами танки и
самоходные орудия. И вскоре вся эта лави-
на войск неудержимо покатилась на запал,
всё лальше от города; не давая немцам
опомниться и притти в себя. По улицам,
твёрдо печатая шаг, шла с развёрнутыми
полковыми знамёнами пехота. а в штаб
ичались мотоциклисты и конные вестовые
в докладами о том, что противник уже от-
брошен на 10 километров. После ночного
штурма не прошло и 20 минут, еще дыми-
лись вокруг снарядные воронки, а бой раз-
ворачивалея уже далеко за городом.

Мы вошли в Барановичи вместе с пере-
ховыми частями. Дымились  догорзющие
дома. Улицы были окутаны сирадным уга-
‘DOM, приторным запахом жжёноге кирпича
й железа. На тротуарах. заваленных битым
стеклом и обломками камелных стен, лежа-
ли трупы немецких солдат и венгерских
гусаров в жёлтых, горчичного цвета, мун-
дирах. На скрещениях улиц валялись раз-
битые нашими танками сбозные повозки,
кухни, брошенные впопыхах немецкими
поварами, многочисленные бани-вошебойки
ий камуфлированные автомантины. Знако-
мая картина! Наши бойцы уже наблюдали
нечто подобное в Бобруйске, Слуцке и
Несвиже. Но в т0 же время что-то 060б0е,
неповторимо страшное было в том, что
предетало глазам советских войнов, видав-
ших всякие вилы и всё-таки с дрожью в
сердце увидевших, как жестоко расправил-
ся с городом лютый враг.

Немцы подожгли город со всех концов, и
он горел все трое суток, пока вокруг него
шла ожесточенная борьба.

Мы идём по развалинам улицы, носив-
шей имя великого польского поэта Адама
Мицебвича, по Парковой улице, Шоссей-
ной, Несвижекой. Когда-то здесь стояли
красивые каменные дома, пестрели вывес-
ками многочисленные магазины и советские
учреждения, из крохотных рестораций до-
носились звуки музыки. Тенерь перед на-
шими глазами — только серый пепел ла
обгорелые камни.

`рал-майюра Головското, полковника Понри-

(От военного корреспондента «Иравдьр»)

Барановичи играли огромную роль в
системе обороны немцев. Эта роль ещё б-
лее возросла, когда войска 3-го Белорус-
ского фронта, при содействии войск 1-го
Белорусского, фронта, овладели Минском и
устремились на запал. 3a Барановичами
наступающих войскам открывались дороги
на Белосток и на Брест.

На подступах к городу немны соорудили
мощный оборонительный пояс протяжен-
ностью 35 и глубиной 25 километров. 05-
новная укрепленная полоса проходила не-
посредственне перед городом и тянулась ©
севера на юг, упираясь кромпой в правый
берег реки Шара.

Немнцам казалось, что Барановячи поя-

крыты надежным шитом, о который pa3zd-
бьются все усилия наступающей Красной
Армии. у

На помощь разгромленным нод Бобруй-
ском дивизиях своей 9-й армии немецкое
комантование спешно подтянуло в район
Барановичей 4-ю танковую дивизию и ли-
визию венгерских королевских гусар. Что-
бы ослабить натиск войск 1-го Белоруеска-
го фронта, немпы и венгры начали оже-
сточенные контратаки на’ рубеже реки Ша-
Da. Здесь, на этой небольнюй болотной рё-

чушке, развернулись крупнейнеие  сраже-
ния, в которых участвовало с обеих сто-
рон большое количество танков, артилле-
рии, пехоты и конницы. Три дня и тра
ночи полыхал огонь, извергаемый из жерл
русских пушек. Три дня и три ночи Hal
войска перемалывали вражескую технику
и живую силу, ломали. железобетонные
ужренления. г

Победа осталась за наступающими. Она
была завоевана отвагой и уменьем coBeT-
ских бойцов, перел которыми не могля
устоять никакие укрепления, и высоким
мастерством наших офицеров и генералов.
Взятие города Барановичи является резуль-
талом большой, очень сложной и умной опе-
рации. В те дни, корта войска генерал-
лейтенанта ФЛучинекого прорывали Фроя-
Тальной атакой укрепленный район перех
городом, войска генерал-полковника Бато-
ва, казачьи полки генерал-лейтенанта
Илиева, генерал-майора Тутаринова, rene-

кайло и танкисты генерал-майора танко-
вых войск Бахарова совершили глубокий
обходный маневр и тем самым репгили ис-
ход борьбы. Город был окружен © трех
сторон, и, хотя немцы все еще продолжали
оказывать яростное сопротивление, было
совершенно очевилно, на чьей стороне бу-
дет победа.

Рубеж реки Шара стал могилой для нем-
цев и венгров. Потеряв здесь несколько ты-.
сяч солдат и офицеров, противник вынуж-

ден был отступить к городу, а затем. и на-

всегда распроститьея с ним. Ночной штурм

В освобождённых Барановичах

пехоты и танков завершил борьбу, и Ба-
рановичи перешли в наши руки.

Не помогли немцам ни бетонные доты,
ни танки, ни королевские гусары из Венг-
рии. Я видел разбитые огнем нашей артил-
лерии дзоты. У. одного разрывом крупнока-
либерного енаряда словно бритвой срёзало
верхнее перекрытие; у другого разворочена
лобовая часть, третий развален до еснова-
вия. Я видел. немецкие танки, на ю0т9-
рые противник возлагал такие больиие
надежды. Они стояли влоль дорог с раз-
вороченными гусеницами, парализованные
огнем. Я видел венгерских королевеких гу-
сар — мертвых и живых; мертвые сотнямя
лежали на поле боя, живые нопали в плен
и плелись под конвоем на пересыльный
Ty HRT.)

Но вернемся снова к городу. Пожар, уни-
чтоживший Барановичи, — это венен 3л0-
деяний, которым заверннтлось здесь влалы-
чество немцев. Местные жители могут еще
иногое` рассказать своим освоболителям...

В первые же дни после оккупации горо-
да немцы расстреляли здесь несколько ты-
сяч мирных людей. Расстрелы предолжа-
лись и потом в течение всех трех лег.
Оккупанты  придавили жителей города
страхом. Страх преследовал людей лнем п
ночью, на улицах и в квартирах, кав He-
отступный злой рок.

Город был наводнен сотнями немецких
промьниленников, чиновниками всех фан-
тов, фюрерами и похфюрерами. Всё онеме-
чивалось. Улицы получили немецкие нал-
меновення. И!колам было приказано обу-
чать детей на немецком языке. Всё бело-
русское, национальное, выжигалось калб-
ным железом.

В окрестноетях города, в селе Волды-
чев, немпы устрайли огромный концен-
трационный лагерь для тражданского на-
селения. Здесь были заточены многие ты-
сячи рабочих, интеллигенции и крестьян
Барановичекой области. В застенках этого
страшного лагеря погибли тысячи совет-
еких людей.

И вот — освобожление! Немецкий вош-
мар остался позади. ИЯшители города, пря-
тавшиеся в пни боёв за Барановичи в
окрестных лесах, восторженно встретили
своих избавителей — воинов Красной ‘Ар-
мии:

— Наши пришли, наши! — фаздазалиеь
тут и там ралостные голоса.

На улицах завазывалиеь юоживленные
беседы, происходили трогательные вотречи.

Весь день через Барановичи двигались
пехотинцы, танкиеть и артиллеристы.
Взломав немецкую оборону, они бэзостано-
вочно шли дальше —— на Лиду, на Белосток,
на Брест.

Я. МАКАРЕНКО.

1-й Белорусский фронт, 9 июля.

_ Массированные удары советской авиации

3-й БЕЛОРУССКИЙ ФРОНТ, 9 июля.   эшелона со снарядами. Во время ‘налета
(Воен. корр. «Правды»). Войска 3-го Бело-   был подавлен огонь 8 артиллерийских ба-
русского фронта овладели городом Лида —  тарей противника, взорваны два склада с

крупных железнодорожным узлом и важ-
ных опорным нунктом обороны немцев на
Гродненском направлении.

боепринасами.
Истребители немцев неоднократно ны-
тались оказать противодействие нашим 60м-

В успехе наших войск под городом   бардировщикам. Но ввиду большого ‘пре-

Лида большую роль сыграла авиация.

Поддерживая . наступление наземных

восходства наших истребителей в район
действий бомбардировщиков удалось про-

войск, бомбардировщики «Петляков-2» те-  Никнуть только отдельным самолетам про-
верал-лейтснаита Ушакова под прикрытием   ТИВНИКа.

истребителей полковника Сталина нанесли

Но и там фашистским самолетам не но-
резло. Нал» авиация навязала им 00й.

массированный удар по железнодорожному   poo vx боях истребителями было
узлу Лида. На нем в момент налета нахо-   сбито Б «Фокке-Вульфов-190». Наши само-

дилось большое количество техники, желез-
нодорожных эшелонов 6 войсками и боепри-
пасами.

Советского Союза
товарища Сталина!

< топором стоял у калитки и деревянно
улыбался. Только через ‘час внезанная
-ярость на своё постыдное бездействие вы-
толкнула его, дрожащего, из дому. Он не
мог простить себе минутки неуместного
молчанья; он искал обидчика и плакал при
этом.

Удачливая звезда увела того из де-
ревни. Это была самая длинная ночь В
жизни Литовченко. Поочередно, то белесый
и стриженый немецкий затылок, то бояз-
ливые глаза матери —- не за себя, а за по-
следнего своего хлопца — плыли перед ним
в тумане. Близ рассвета попался ему на
спушке свежий, похожий белесый пенёк;
Литовченко всадил в него но обушок свой
топоришко и, может быть, ждал. что тот
застонет... Так из полудетского стыда и
муки родились решимость воина и достоин-
ство человека.

Он не вернулся к матери на печку. Но
еще целый месяц дразнила его судьба, за-
ставляя без выстрела валяться в партизан-
ских дозорах, пока не послали с поручень-
ем за линию фронта. Специальность тракто-
риста определила дальнейшее. Танк и рань-
ше привлекал его мальчишеское любопыт-
ство; танк показался ему чудом, едва понял
парнишка, что этим комбайном можно со-
брать десятякратный урожай мщенья.

Новая его семья так и не поняла, в чем
тут дело; на войне некогда решать слож-
ные душевные уравненья. Его крайняя мо-
лодость заставляла брать под подозрение
стойкость новичка, имевшего всего десять
часов самостоятельного танковожденья. Да
и представился он этим требовательным, об-
стрелянчым людям словами «сержант Литез-
ченко прибыл», упустив ноложенное—<для
продолжения службы». Дыбок даже повор-
чал что-то про пупсиков, которые норовят
потом завести танк в трущобинку, чтоб от-
сидеться от боя. К счастью для него, Ли-
товченко не понял. И только Собольков,
рассмотревший злую искорку в его зрачке,
оценил человеческую добротность этого
юного паренька с румянцем и бровями де-
вушки.

На досуге тыловой стоянки он терпеливо
делился с ним всем, что познаёт мастер в
долговременном общеньи с материалом.
‘Здесь были не только проверенные танко-
вые истины вроде тех, что танк с плохим
башнёром — железная телега, а при плохом
водителе — мишень с пушкой, — или, что в
танке гореть не страшно, если метко стре-
лять до последнего огонька. Командир на-
учил Литовченко искать большой полити-
ческий смысл в самой малой порученной
ему задаче. И лишь после усвоения всех
танковых основ он подарил ему, как брагу,
главный секрет победы, который усталому
мускулу- придает хромоникелевую проч-
НОСТЬ.

— (Считай то место, Вася, где ты нахо-
  дншься, за самую главную точку ‘на зем-

леты потерь не имели.
# + *

На Вильнюсском направления в борьбе

Наши экипажи наблюдали, как горели   за город Вильнюс большую помощь налим

и взрывались четыре

а

ном шаре... а всё остальное только приле- валось несмываемое пятно от ласкательных

жащие окрестности.
нет тебя важней у Сталина,

железнодорожных войскам оказывает авиация.

И потому думай, что прикосновений
и он тебе   штаб корпуса эта смешная фигура пришла

Е И АЕ ЕТО ЧЕХ

танкистских пальцев. В

всемирную историю вести поручил. Потому   из сожженной деревни, где ещё дымились

что история, милейший Вася,
танк... держи крепче руки на рычагах!

это тоже   головёнки,— её последний житель, вышед-

ший приветствовать освободителей! Нельзя

Остальное—как. натянуть сбитую гусени-  было немцам ни сожрать его, ни угнать на

цу в бою или отремонтировать сцепленье —
Литовченко знал и сам. Всё же для про-
верки Собольков в первый же день прика-
зал ему завести мотор на двести третьей,
только что вышедшей из ремонта, и прове-
сти машину через заранее намеченные пре-
пятствия. Танк плавно поднялся из капони-

волю нового хозяина, и все отметили, что

явшей по левому борту. «Ничего, подходя-
ще ..действуй так!»— одобрительно мол-

нтать что-нибудь за гулом железа.

солнце сверкало в лужах... Обратная доро-
га была прямая; Литовченко, согласно ус-
зовию, дал полный газ. В сущности, испы-

рости даже в виду села,
обратно, когда одно непредвиденное об-
стоятельство заставило умолкнуть всех,
даже ребятишек, собравшихся в изобилни
насладиться зрелищем гонки.

Улицу переходил котёнок. Никто не об-
ратил внимания, как он появился на пут
танка. Осторожно, стараясь He запачкать
лапок, он перебирался ‘через изрезанную
колеями дорогу. Грохот приближался,
ио котёнок не ускорял походки; состоя в
коротком знакомстве со всей бригадой, о
чувствовал себя в доброй безопасности; хро-
мота на левую заднюю ногу также замед-
ляла его путешествие. Зверь был явно
нестоющий, ёго и разглядеть трудно было

завоевать доверие экипажа. Стало поздно
спасать котёнка илч хотя бы кинуть щепкой,
если бы нашлась поблизости. На мгновенье
все как бы выросли на вершок, и тогда Ли-
товченко, сработав рычагами, ловко, как
пулю, провёл свои двадцать восемь тонн в

и дурашливым существом,

пятый, сверхштатный член экипажа.

бело-рыжей мастью. За ухом у него образо-

каторгу, и, видимо, убийца пожалел на него
патрона... Кто-то сунул зверя за пазуху,
скорее для забавы, чем из милосердия, а
через неделю ему подбили ногу при бом-
бёжке на Кромской операции, а фронтовик
умеет окружать незаметной и трогательной
заботкой всякого, кто делит с ним опасно-

ра, слегка встав на дыбки и как бы учуяв   сти военного существования.

Кисо быстро сдружился со всеми, и если

водитель не помял вишенки при этом, сто-  не дремал на кухне, обдумывая очередные

мероприятия по борьбе с мышами, от кото-
рых в том году приходилось даже окапы-

вил Обрядин, словно Литовченко мот слы-  вать землянки, то изучал окрестность, на-

вещал в чепогоду часовых. или запросто за*

С высокой церковной паперти экипаж   ходил в штаб посидеть у главного хозяина
следил, как, перевалив канаву, танк вошел   на карте. Лично ему больше всего нрави-
5 поле, спустился в Указанную балочку,   лось, когда член Военного совета. гладил
пропал на минутку, и когда все решили, что   его своей пятерней, способной привести в
заглох у него мотор; с дельной сноровкой   замешательство любого нибелунга. Однако
принялся карабкаться вверх по крутой и  после того, как Кисо, решив поделиться с
вязкой глинке; утром прошел дождь, всюду   ним добычей, разложил у него рядком Ha

байковом  одеяле шесть штук 6без-
жизненных мышей, его постиг  гре-
мучий гнев богов. Случилось   STO

тание закончилось, Обрядин полез за та-   ровно через сутки после обрядинского
бачком. Покачивая пушкой, не сбавляя ско-   наденья: усилившаяся борьба с малярией
машина неслась   закончилась изгнанием Обрядина с повар-

ских должностей; они как-то снюхались в
тот горестный вечер и оба решили, что
штабная работа не соответствует их деятель-
ным натурам. К сожалению; Кисо маля-
рией не болел и с. негодованием отверг те

и  пять капель лекарства, которые Обрядин,

якобы, пытался влить в горло приятелю.
Впрочем, иные шутники по-другому об’яс-
няли происхождение царапин на’ обрядин-
ском лбу: Обрядин покидал на селе двух

H красоток разом.

С тех пор Кисо поселился на боеукладке,
в пушистой шубе одного немаловажного
итальянского чина, сбиравшегося присое-
динйть к Италии Сибирь. Не загадывая на-

за пластами глины, а водитель торопился   Перед, кто приютит его, хромого и безрод-

ного. по окончании войны, Кисо участвовал
во всех оне циях корпуса и через Днепр
переправлялся сквозь такой шквал огня,
что танкисты предполагали выдать ему го-
лубую ленту.

До него в любимцах двести третьей со-

узкий промежуток между ветхим колодцём   стоял медвежонок, оказавшийся не порта-
невозмутимо   тивным в условиях походного существо-
продолжавшим прогулку... Это и был Кисо   ванья; его пелую неделю с успехом заме-

нял один беспризорный гусь, Петр. Гри-

Если бы не война, где особо ценят всякое   горьевич, но, как на грех, тут подоспело
‘проявленье жизни, Кисо не сделал бы та-   празднованье по поводу вручения гвардей-
кой карьеры. Был он головаст, кошачьей ского знамени; а дружба человека с гусем
грацией или подхалимством Не ‘обладал.   всегда носит несколько односторонний ха-
вдобавок отличался крайне непрактичной рактер; к тому же Петр Григорьевич был

: ужасный крикун... :

Наши бомбардировщики «Петляков-2»>,
действуя под прикрытием «Яковлевых»,
наносят эшелонарованные удары по ap-
тиллерийским позициям и живой силе нем-
цев.

Только в течение 8 июля наши летчики
на одном из участков фронта упичтожили
100 автомашин с военными грузами, пода-
вили огонь 20 артиллерийских и миномет-
ных батарей, взорвали 4 склада с боепри-
пасами, а на железнодорожном узле Вильнюс
наши летчики массированным ударом сожгли
3 железнодорожных эшелона и произвели
большие разрушения на станционных пу-
TAX.

В воздушных ббях было сбито 14 «Фок-
ке-Вульфов-190».

Кисо содержал в себе достоинства, недо-
статок которых в такой степени повредил
его. предшественникам. Вдобавок, будучи.
философом, он разбирался и в людях; так,
сн не одобрял порывистых замашек стрел-
ка-радиста, зато очень ценил в механике-
водителе его склонность к раздумьям, пбз-
волявшую подолгу сидеть на его теплом,
удобном колене... И в ту ночь, в канун по=
следнего боя двести третьей, едва Обрядин’
ушел наверх сменить Дыбка. Кисо немед-
ленно ‘перебрался под шинель к Литов-
ченке.

Тот спал неспокойным сном. Вереница
людей: в чужой, зеленоватой одежде ухо-
дила`от него в обратную сторону; он видел
её из танка и с расстоянья, как раз необхо-
димого для разгона. ‘Сердце немело от
ненависти. а нога судорожно выжимала
полный газ, но никакая сила не могла сдви-
нуть пристывшего к месту железа... Обвет-
лиалый накат землянки, источенный мышами,
пропускал влагу. С вечера никто нё заме-
тил капели. Вещевой мешок под головою
просырел с одной стороны. Литовченко
открыл глаза и сел на нарах. Рядом
неслышно спал Дыбок, такой же подтянутый
й статный, словно ‘и во’ сне взбирался по
ступеням большой жизни.

Тягостный; мглистый свет утра: пробивал-
cH B продолговатую щель окошка, окайм-
ленного снежком. Освещение было  недо-
статочным, и горела свеча. Огарок стоял
между квадратным зеркальцем и лицом
Соболькова, который брился. Он совершал
это старательно и не спеша, следуя пра-
вилу—любое дёло исполнять так, как если
бы оно было самое важное в ту минуту на
свете. Он слегка-улыбался.при этом, слов-

но видел что-то дополнительно в стекле,
тесном дажеё для его собственной щеки.
Как всегда, он поднялся раньше всех, и
уже посвистывал чайничек на печке, соору-
жённой из немецкого бензобака.

— лора?

Собольков ответил не’ сразу, а может
быть просто голос его дояжен был просень
какие-то необозримые пространства, преж-
де чем достиг Литовченко. :

— Теперь скоро начнётся. — сказал лей-
тенант, возвращаясь, но улыбку оставил там,
где-то в предгорьях Алтая. — Здорово бил-
ся во сне... испугался чего-нябудь?

— Бык меня бодал.— Ложь ему далась

легко, тем более, что до события с курён-
ком это детское приключеньице бывало са-
мым страшным из его снов.
Так вот, ничего Не бойся, Вабилий,—
сказал Собольков, намыливая другую ще-
ку.— Страх, это... как бы тебе сказать, то-^
же вродё уважения, только пополам с
ненавистью. А фашиста уважать не за чго,
проверенную правду тебе говорю.

—- Ничего He боюсь,— твёрдо, как. в
клятве, сказал Литовченко.

(Продолжение следует).