ai
Bis

Ri
Fi]

у
М

BI

Woy Gs tee,

За ee ee ee
3-3 -

=

, B 153 (5525)

SES

Бои за Вильнюс

Наступление войск 3-го Безорусекого
фронта было таким стремительным и удар-
ная сила их настолько велика, что немцы,
сбетые с укрепленных позиций в районе
Витебска, не могли задержать наступающих
на промежуточных рубежах — на Бере-
знне, в районе Вилейка, Смергонь. Сильные
лобовые удары наших войск в сочетании
с умелым маневром приводили к тому, что
немцы, потерпев поражение, отбрасывались
дальше.

Город Сморгонь был последним крупным
опорным пунктом врага на подступах к
Вильнюсу. Здесь немецкое командование
пыталось задержать стремительный натиск
танков, сосредоточив против них боль-
moe количество артиллерии, в том
числе тяжелой. Бои были ожесточенными,
но противник нотерпел поражение. Про-
езжая через Сморгонь, мы видели пушки,
брошенные немцами. Прямо на дороге оста-
лась зенитная батарея четырехорудийного
состава со всем боекомплектом н силовой
установкой. Рядом стоял зенитный автомат,
еще несколько дальше — 130-миллиметро-
вое орудие. Не помогла зрагу артиллерия.
Пришлось немецким генералам отводить
своя битые части дальше.

(бросив противника с этого рубежа, на-
ши танки развивали преследование ло са-
мого Вильнюса. Немцы пытались  воспре-
пятствозать нашему продвижению своей
авиацией. Немецкие бомбарлировщики груп-
пани, по 10—20 машин, под прикрытием
больнюго количества ителей пробова-

` ли наносить удары но колоннам нацих

Bolick. Ho a эта понытка была бита. С пер-
вых же дней наступления нашз авиация
тесно взаимолействовала е наземныхи 4a-
стяян. Нанося удары” по скопленияч про
тявника в тылу, по азродромам, громя его
на переходах, советские летчики в то же
враия надежно прикрывали своп войска.
Поэтому немецкая авиация, как правило,
изгонялась с поля боя и несла при этом
чувствительные потеря. Достаточно ска-
зать, что за 15 дней один только энский
полк истребителей уничтожил 34 вражеских
самолета-
Немцы заблаговременно готовились к
обороне города. Здесь, на весьма удобном
рубеже реки Вялия, они собирались вести

_ялительную оборону. Вильнюс расположен

в котловине, окруженной со всех сторон вы-
сокими холмами. На этих холмах были от-
рыты траншеи и противотанковые рвы, упи-
равшиеся концами дуги в реку Вилия. Ену-
три города также были сооружены укреп-
ления, рассчитанные на уличные бои. Поло-
жив в основу своих оборонительных .соору-
жений городские постройки, немцы в наибо-
лее важных местах усилили их.

Город очишен от врага

После прорыва немецкой обороны в районе
Внтебека: части генерал-лейтенанта Крылова
прошли с боями свыше 400 километров.

Нря прорыве пятиполоской

обороны

(От специального военного
корреспондента «Правды»)

Первыми подошли к городу танки энского
соединения. Удар наносился с разных напра-
влений. Стремительно атаковав оборонитель-
ную полосу немцев, танки с боями про-
ломили ее и ворвались на окраины го-
рожз. Следом за танками подошли стрел-
ковые части генерала Перекрестова.

Говоря 0 темпах наступления, нужно от-
метить быстроту, с которой двигалась на-
ma пехота. Она подошла почти сейчас же
вслед за танками.

Выбитые с внешних обводов укрепле-
пий, немцы отошли в город. где завяза-
лись уличные бои, продолжавшиеся в те-
чение пяти дней. Окруженные со всех сто-
ран, разрезанные на отдельные группы,
немны остервенело сопротивлялись. Насту-
пающим прашлось пустить в хох гранаты,
а по некоторым зданиям вести огонь пря-
ей наводкой. г

Первыми ворвались в город бойцы мото-
пехоты гвардии капитана Алабунева. Ог-
нем автоматов и пулеметов они начали
теснить врага, выбивая ето из ближайших
зданий. Офинеры и бойцы полковника До-
нец вскоре выбили немцев из окраинных
опорных пунктов. Бывитий женский мона-
стырь, находящийся почти на окраине, был
хоропю подготовлен к обороне. Тем не. ме-
нее он был быстро взят группой бойцов
во главе с гварлин лейтенантом Евгением
Сыесовым. :

В тот момент, когда танки и пехота вели
уличные бои, другие части обтекали го-
род, закрывая враРу пути отхода, Вскоре
Вильнюс был окружен полностью.

Летчики  генерал-лейтенанта авиации
Савицкого, прикрывая наши части, били
врага в воздухе. Мы были на аэродроме,
когда. здесь приземлились три истреби-
теля BO главе с гвардии капитаном Гу-
даввым. Они рассказали, что встретили в
воздухе большую группу немецких бомбар-
дировщиков. Разогнав их, они навязали
бой истребителям прикрытия — «Фокке-
Вульфам-190». В этом бою Гудаев сбил
два самолета, Бобышев — три и Козлов —
один. Шесть самолетов з& одну схватку!

В следующий полет пошли летчики Ви-
сельков и Горячев. Забразигись в тыл в нем-
цам, они неожиданно встретили три левят-
кя вражеских бомбардировщиков, шедитих к
переднему краю. Несмотря Ha численное
превосходство противника, двое храбрепов
ринулись в атаку. Разбив строй бомбар-
днровщиков, они заставили их побросать
бомбы куда попало и повернуть обратно.

(От военного корреспондента «Правды»)

ших выходы Е окраинам города, немцы
установили противотанковые орудия для

‘этажное здание

кемцев исключительное мастерство огне

Рой работы показали советские артил-

леристы. .Немпы, занимавшие траншеи,
лоты и дзоты, были не просто. выбяты из
оборонительной полосы, а уничтожены огнем
орудий всех калибров. Наша артиллерия
действовала в течение нескольвих часов, со-
‘крушая заранее разведанные цели. В пре-
фыв немедланно хлынули танки, кавалерия
ий моторизованная пехота. Управленяе He-
мецвими войсками нарушилось, резервы про-
лявника были уничтожены, его тылы пара-

стрельбы прямой наводкой, на крышах Ea-
менных зданий — пулеметы. Автоматчики,
засевшие в подвалах и старинных косте-

лах., за метровыми каменными стенами,
простреливали подходы. Немцам  благо-
приятствовали узкие улицы, где не

могут раз’ехаться две встречные повозки.
Окна в подвалах старинных зданий закры-
вали массивные железные решетки и ставни.
Чтобы бросить в подвал гранату, нужно
было сначала разрушить железные решетки
или. ставни:

лязованы. Преследуя врага, советские войска
форсировали реку Березина в районе озера
Пелик. По торфяных болотам, по nose B BO-
ле и прокладывая но топкому дну гати, на-

Штурмуя центр города, нашим пехотин-
цам приходилось штурмовать почти каждое
здание. Несмотря на то, что другяе наши

_ ши бойцы переташщили всю боезую технику,   Части, продвинувшись далеко на запал,

тяжелые орудия и, форсировав Березину в оставили Вильнюс позади себя и немецкий
том месте, которое считалось ненроходимым,   Гарнизон был полностью окружен,—гитле-
вышли в тыл немцам. ровцы продолжали отчаянно сопротивлять-

Преследуя врага, наши части рвались   СЯ, Расечитывая на помощь извне. 9 июля
Ряерел. Одновременно следовавшие за ними   В середине дня немецкие бомбардировщики
вторые эшелоны и резесвы велн бон по уна-   Начахи бомбить окраины Вильнюса, но бом-
чтожению окруженных груни противника. бы палали не точно, чаето в расположение

Натии пехотявны продвигались в СуткИ с   немецких же частей. Озновременно транс-
бояхи от 20_ло 25 километров, Зной, пыль, Портные <амолеты ‘начали сбрасывать па-
сильно пересеченная местность, обилие мел- Раппотистов на крыши города. Но многие
ких рек и болот делали эти переходы чрезвы-  Парашютисты попали на крыши домов, уже
чайно тяжелыми. Несмотря ни на что, совет-   Занятых нашими бойцами, и были уничто-

свле войска прошли от края’и хо Жены.
края Белоруссию, вышли в границам Ли-  К исходу 10 нюля уличные бои в го-
товской Советской Социалистической Рес-  роде достигли необычайной остроты и еи-
публики и после упорных боев ворвались   лы. Горели положженные немепкой авиа-
в древнюю столицу Дитвы — Вильнюс. ‘цией хомза. Взлетали на возлух взрывае-
Танкисты Героя Советского Союза генерал мые немцами красивейшие хревные зда-
майора Асланова и войска Героя Советского ния. Город окутался черным дымом. Ол го-
Союза тенерал-майора Казарьяна H TOTKOB-   ped Tak же, BAK горели от рук гитлеров-
кинка Донец вышли одновременно на восточ- ских варваров Смоленск, Витобек, Минек,
ные и южные окраины города. Гомель, Могилев. Всю ночь наши бойцы
Пенпы укоепились наз возвышенной вели уличные бои, уничтожали полрывии-
центральной части города, в районе Ка-  ков и поджигателей. Плечом к плечу е
федральной площали п по южному берегу   советскими воинами сражались литовские
излучины реки Вилии. На улицах, имею-! партизаны из прославленных отрядов

‘уничтожали отневые точки

Ee Ee A,

В освобождённом Вильнюсе: 1. Разбитая техника врага. 2. Вид на улицу из Остробрамных ворот. 3. Немецкие солдатычсдаются в плен.

В этой неравной схватке Кисельков и Горя-
чев сбили три неменких самолета.

Сегодня наши войска, после пятилнев-
ных боев, уничтожили немецкий гарнизон
в городе. Столица Литовской ССР — Виль-
нюе — вновь освобождена. Над городом
взвились алые флаги.

*& * *

Мы ходим по улицам Вильнюса. Rpace-
вец-город. утопающий в зелени, сильно по-
страдал от уличных боев. т

Площаль около костела св. Казимира.
Валяютея трупы немцев. Красивое трех-
напротив. Остробрамных
ворот горит.

На улицах много народа. Накануне,
Бога мы нахотились еще на окрамнах,
город казался вымершим. Никахого дви-
жения. А сегодня все жители вышли из
подвалов, где укрывались, и занимаются
приведением в порядок своих квартир. Ho
многим и приводить в порязов нечего.
Отступая под ударами наших войск, нем-
цы полжигали дома. Я видел красивую
улицу, выходящую на“ Большую  пло-
шаль, она выгорела целиком. Фатист-
ские  мерзавцы разрушили водопровод,
электростанцию.

На утлу олной улицы меня окружила
трупла людей в изодранной, ветхой одежде.

— Товарищ командир! Скажите, как
попасть в Могилев? У

— А зачем вам в Могилев?

— Да ведь тамошние мы! Угнал 10-
клятый немец еше осенью прошлого года.
Девятнадцать нас человек...

Таких здесь много. Фалистские мерзав-

цы угоняли советских людей из родных

мест, грабили их 20 последней нитки,
а потом бросали на произвол судьбы.

Для угнанного населения было отведено
специальное место. Согнанные сюда женщи-
ны и дети терпели страшные лишения.
Грязь и скученность в бараках явились
рассадником заболеваний. Десятки тысяч

советских граждан были расстреляны и 3а-

мучены немцами. Сейчас еше никто не мо-
жет сказать, сколько невинных жертв убя-
то и закопано в местечке Понары; ясно
одно, что их — великое уножеетво. Недаром
титлеровские палачи еше весной отрыли
могилу, куда сваливали убитых, и сожгли
трупы.

Но напрасно они налеялись, что им
удастся скрыть свои преступления. Веё
становится явным, и возмездие настигает

убийц.
И. ЗОЛИН.
г. Вильнюс, 13 июля.

(Доставлено на самолёте лётчиком —
старшим лейтенантом А. Брежневым).

fe
«Вильнюс», «Грюнвальд», «За родину».
С именем дочери литовского народа, пар-
тизанки Марии Мельникайте ва устах шла

в бой и городекая молодежь, вооружаясь

на ходу трофейными немецкими автомата-
зи, Дттовское население улиц и кварта-
лов, освобожденных в первые же часы на-
шего штурма, помогало перевязывать на-
ших раненых, готовило лля. своих 0св0бо-
дителей обеды, ‘чем мотло, содействовало
очищению горела. ney

— Bpar,— opagaza литовокая женщи- .

на старшему сержанту Коломейцу, — пой-
дем, я проведу тебя к моему дому, там си-
дят фашисты...

Женщины и мужчины освобожденных
улиц надели свою лучшую одежду.

— Сегодня у нае праздник, — говорили
они.— Этот день будет вписан в кален-
ларь литовского народа.

Уличные бои за последние три дня посили
исключительно  ожесточенный характер.
Праться приходилось буквально за каждый
дом. Наши  автоматчики  просачивались
в проломы разбитых зданий, обходили очаги
сопротивления немцез садами и дворами.
Сражаясь на чердаках, на крышах, в Под-
валах, в катакомбах церквей и костелов,
в траншеях набережной реки Еилия, совет-
ские солдаты снова показали образцы ге-
роизма и отваги, красоту своего огромного
сердца. я :

В густом дыму, среди горящих развал
лин несколько дней шли уличные бои.
Hata танки, втиснувиись в узкие улицы,
противника.
преследовали и давили немецких автомат-
чиков. Пехотинцы немедленно же зажрен-
ляли завосванное. и

Сегодня в результате пятидневных боев

‘немецкий гарнизон был уничтожен, и Виль-

нюс полностью очищен от врага.
Вадим КОЖЕВНИКОВ.
3-й Белорусский фронт, 13 июля. (До-

ставлено на самолете летчиком старшим
лейтенантом А. Брежневым).

_ Людас ГИРА

Coemumca ance знамя

` Громкие залпы салюта. :
Звёзды летят на Москву.
Смотришь, и, кажется, будто
Ветер несёт их в Литву.

Слов благодарности мало!
Как же смогу передать
Счастье, что нас взволновало,
Что довелось испытать.

Светится алое знамя, —
Солнце победы в борьбе.
Сталин, любовь не словами,
Делом докажем тебе.

Перевела е литовского
-Сусаниа МАР,

Oe

Саломея НЕРИС

Здравствуй, Вильнюс!
Здравствуй, Вильнюс, город Гедимина!
Ты навек освобожден из тьмы.

Мы идем по улице старинной,
Наших братьев обнимаем мы.

Помним, как вернуться обещали,
Отступая из родной страны.
Клятву нерушимую сдержали
Сталинские славные сыны.

Салютует Родина героям —
Сталинским отважным сыновьям.
Пролетают звёзды светлым роем,
Гром летит по вольным небесам,

Знай, мужали мы в войне кровавой,
Красной Армии храним мы честь.
ты гордишься, Вильнюс, нашей

славой
И благословляешь нас на месть.

Перевела с литовского
Сусанна МАР.

а

_ Великая радость

Великая радость и глубокое торжество
охватывают сердца всех советеких людей

‘вратилась столица Советской Литвы—Виль-
HC. my я

Брат Таллина и Риги — Вильнюс снова
свободен. Литовская столица первой из при-
балтийских столиц испытала на себе звери-
ную ярость немецко-фашистских разбойни-

когтей свастики. Я
Привет героям, освободивнгим Вильнюс!
Братский привет литовскому народу!,

при вести, что в семью советских столиц 503-

ков, и она первой вырвана из кровавых

4 Фото военного корреспондента, «Правды»
(Доеставлено на самолёте лётчиком старшим лейтенантом

стае КОРСАКАС

Вильнюс—сердце Литвы —— освобождён.

Какая цевыразимая радость охватывает
сегодня каждого литовца! Краеное знамя,
снова взвившееся ‘над горей Гедиминаеа,
скоро озарит светем свобохы и всю Совет-
скую Литву. Советский воин, смыв,с ©^-
бя в прозрачных волнах Вилни пыль сво-
его трудного победного похода, спешит впе-
рёд —— туда, где, сливаясь с Неманом, Ви-
лия, как родная мать, омывает стены Ка-
унаеа. Окоро от коричневой нечисти будет
очищена вся Шитва, как уже свободна от
нев древняя литовская столица.

Эначенне Вильнюса для Литвы огромно.
Ещё со времен Гехизминаеа (УТУ век) он
стал литовской столицей. На ‘протяжении
многих столетий вся Литва приносила в
Вильнюсе всё, что было у неё самого луч-
шего и самого дорогого. Каждый вильнюс-
ский уголок говорит © славном, и веляком
прошлом. Лучшие литовские поэты воепе-
вали Вильнюс. Вильнюс всегда был пцент-
ром культурной жизни Латвы = злееь’
была основана первая в Литве типография,
здесь еще в ХУН веке состоялиеь первые
в нашем краю театральные представления.
В Вильнюсе мы находим“ прекраенейлние
шедевры литовской архитектуры. Виль-
нЮс — один из самых красивых горотов
Литвы и всего Советекого Союза.

В Вильнюсском университете учился
‘Алам Мицкевич, в ето стенах в начале

1 ХХ века выросла пелая плеяла крупней-

Литвы. В 1905 году
центром. революционното

ших писателей
Вильнюс был

движения в Фитве. Здесь сосредоточива-

лись культурная жизнь литовского народа
ий важнейшие культурные учреждения —
Литовское научное общество, редакции
крупнейших газет и журналов, злесь ует-
раивались первые выставки литовских ху-
дожников.

Я вспоминаю Вильнюс за несколько
дней ло гитлеровского нашествия. Каким
он был тогда радостным, как била в нём
ключом новая, светлая жизнь! Как он ук-
рашался и благоустраивался!

В Советской Литве историческое значе-
ние Вильнюса возросло. Сюда первезжали
из Каунаса руководящие государственные
учреждения, здесь работали созданная co-
ветской властью Академия наук Литовской
ССР, Литовская государственная филарма-
ния, Высшее художественное училише,
‘Высшая педагогическая школа, множество.
новых театров, музеев и т. д.

Быстрый под’ем молодого социалистиче-
ского строительства был сорван веролом-
ным гитлеровским вторжением. Уже з с2-
мый первый день войны немцы ‘подвергли
Вильнюс жестокой бомбёжке. Пламя‘и дым
окутали прекрасные улицы города Но ещё
стратлинее была наступившая затем немец-
вая оккупация, Из жителей всех городов
Советской Аитвы от гитлеровских убийц
„больше всего пострадазжю население Виль-
нюса. В самом центре старинных кварта-
лов города немцы устроиди гетто. Прово-
лочные заграждения отутали улицы и пло-
щади, превращённые в одну гитантекую
тюрьму. Понерийские холмы, зелёным вен-
пом окружающие Вильнюс, стали огромным

‘ии Вильнюса,

Изумительная победа Красной Армии от-
крывает путь в берлогу фашистского зверя.
Столица Белоруссни Минск, освобожденный
герсическими советскими войсками, — воро-
та в Берлин, Вильнюс — дверь в Пруссию.

° Освобождение Вильнюса предвещает осво-
бождение не только всей Литвы, но и всей
Прибалтики,

Эстонский народ с торячей радостью сле-
дит за грандиозными успехами Врасной Ар-
мии на всех фронтах и за продвижением со-
ветоких войск в Литве. Эти победы прибли-

Красные знамёна развеваются в древнем
Вильнюсе, солнце свободы взошло над
Янтвой, и латышский народ от всей души
радуется счастью братьев литовцев. Мы
гринадлежим к одной ветви народов, наши
языки связаны самым тесным родством, и
верни литовской речи, более старой, ухо-
дят в седую глубь веков. Нас роднят груст-

-калот час освобождения и Эстонии и, 0свобо-
ждение её столицы — Таллина. Радость ли-
товокого. народа — наша. радость.
Вильнюс, что напти сердца быются в унисон
с сердцами братьев литовцев!

Советского Союза, то мы увидим, что Литва
имеет очертания сердца, это, кажется, под-
метили поэты страны.

Желаю, чтобы это сердце вновь забилось
здоровым и мощным пульсом, невзирая на
глубокие раны, нанесенные фашистскими
злодеями. Эти раны мы излечим!

Три года кровавого кошмара перенесла
Дитва, Героический литовский народ вы-
стоял; он не прекращал борьбы против гит-
`леровских захватчиков ни на одну минуту.
Освобождённая Красной Армией Литва будет
‘тероически работать над восстановлением
`своего советского государства и социалисти-
ческого хозяйства. Коптмарная ночь немен-
кого рабства уходит. Наступают сзетлые со-
ветские дни.

Да прозвучат старинные дайны и новые
героические песни на всю страну, возвещая
победу и свободу литовскому народу и дру-
тим советским народам, ещё стонущим под
игом фашизма!

Тебя ждёт светлая будущность, братская

`Титва! а
И. ВАРЕС.

Председатель Президиума Верховного
Совета Эстонской. ССР.

Знай,

Если взглянуть на географическую карту

ный лиризи, реалистический юмор и бес-

странная насмешка над спесивыми и же-

стокими насильниками. Из далекой стари-
ны, из поколения в поколение прозвучали
и сохранились во всей своей прелести и
наши дайны, как и литовцы, и латыши на-
зывают свои народные песни. В них много
скорби и слёз, наши народы перенесли
горькие мучения под ярмом злых тевтонов,
Но в дайнах много и веры в светлое бу-
дущее, в торжество справелливости..

Эта вера полностью была вознагражде-
на в незабываемые дни 1940 года, когда
литовцы и латыши вошли в великую
дружную советскую семью. И вера эта
вознаграждена сторицею теперь, когда от-
важные воины Красной Армии освобожда-
ют Фитву из гнусных лап фашистского
зверя. Литовцам и латышам гитлеровцы
тотовили страшную участь, наши народы
испокон веков мешали германским захват-
ническим стремлениям, Е

Мы словно вырвались из ужасной тюрь-
oo Красной Армии, несущей ево-

У - i

Славное будущее ждёт литовцев. Распве-
лут науки и искусства, зазвенят во всей
красе старинные дайны и новые песни,
сложенные поэтами и композиторами на-
их лней. В старой Европе Шитва и Лат-
BHA служили лишь об’ектами торговых
слелок и политических интриг, ови были
мелкими картами в чужих руках в боль-

* 4 De a 2 s
ODI

5 а
i. Proxenia,
Бревн.

А вых), 1

Cepaue Литвы.

братоким кладбищем, на котором титлеров-
ские палачи закапывали зверски замучен-
ные ими жертвы. Гитлеровцы убили в
Вильнюсе десятки тысяч жителей го-
рода. Цветуший Вильнюс превратился. в
пустынный город. ГитлероРцы  расхитяли
ВИЛЬНюЮсские музеи, уничтожили неисчис-
лимые культурные ценности. Ешёв начале
1943 тода, когда литовская интеллаенния
мужественно воспротивилась немецкой по-
пытке провести в Литве мобилизацию, ок-
купанты закрыли Академию наух, варзар-
ски разгроиили Институт наролчого трор-
чества, в котором были собраны лесятен
тысяч народных песен, сказок я других
фольклорных материалов, закрыли универ-
ситет H PA] других культурных учрежде-
НИЙ.

Но Вильнюс не покорилея немепкях на-
сильникам. Истекая кровью, в голоде и
холоде, в тисках смерти, он вёл соротче-
скую! борьбу с оккупантами.

Славная столица Фивы продолжала
жить, и никаким насилием и терропом
титлеровны не могли задушить биение сё
сердца. Сотни невилимых нитей связывали
Вильнюс © литовскими партизанекяун-®т-
рядами, а в самом Вильнюсе He прекраща-
лись антинемепкие  ливерсионные акты.
Словно даже камни древнего латовекого го-
pola, и те пылали ненавистью к немепкям
захватчикам. Вильнюс страдал и боролся,
он твердо. верил в своё освобождение. И
день этого освобождения наступил,

Старинная летенда 0б основании” Виль-
нюсба гласит, что великий князь литовскай
Гедиминас уснул после’ охоты на Понерий-
ских горах и увидел во сне железного
волка, в чреве которого выло ещё сто. вол-
ков. Это сновидение было истолковано ему
так: здесь он должен заложить город, сла-
ва 0 котором разнееётея TAK широко и
громко, как вой ста волков. И Гелиминае
основал Вильнюс. Железный волк на го-
pe Гедиминаса — это символ славы и мо-

Сегодня вильнюсский железный волк за-
рычал грохотом сотен орудий, извергающих
отонь и смерть на бегущих немецких окку-
пантов. Красная Армия возродила силы
славного города, освободив его от оков не-
мецкой неволи. Уже в третий раз возвращает
Вильнюс: Литве Красная Армия. В первый
раз это произопло в 1920 году, вб второй—
в 1939 году и теперь Врасная Армня вер-
нула Вильнюс Советской Литве, вернула на
все времена. Литовский народ запомнит это
Kak самое яркое хоказательетво братских
чувств к ‘нему советских народов; © кота-
рыми он навеки связал свою судьбу. *

Серлне Литвы, окровавленное ‘и’ изму-
ченное тремя голами жестокой пеменкой
оккупации, забъётея теперь в новой силой,
чтобы ‘ускорить окончательное обвобожле-
ние всей Советокой Литвы. Серлце Лятвы
всегда будет биться глубочайшей благодар-
ностью к своей освободителёнице —— Крае-
ной Армин п великому Маршалу, лучшему
другу литовекого народа—Сталину.

Перевёл с литовекого
И, КАПЛАНАС,

Привет братьям литовцам

пой игре, и мир о нас знал мало. Совет-
ский строй, основанный на равенетве всех
народов, мощь советских народов. необ`ят-
ная, ни с. чем не сравнимая, и их брат-
ская дружба раскрывают перед народажи
алтики дивные дали. Новая Европа и
весь мир будут свидетелями чудесного рас-
цвета литовской культуры.
Храбрые титовевие партизаны,  жатов-
che воины в рядах Ирасной Армии; все
лучнгие еыны литовского Hapoka все три
тола мрачной гитлеровской оккупания пе-
утомимо боролись против немецких захват-
чиков, и латыши © ралостью и горяостью
упоминают имена литовских героев.

Да крепнет и растёт дружба наших на-
родов! Мы должны ещё ближе узнать друг
друга, к тому нас обязывают не только
наши тысячелетние связи и кровное род-
ство, но и дух Сталинской Конституции,
золотые буквы которой горяф в наших
сердцах. В сердцах наших не погаснет ни-
`когла тлубокая благодарность великому
русскому народу, сплотившему вокруг себя
союз свободных республик, и Красной =
MAH, сокрушивлей тёмную власть гитле-
ровекой Германии, и дорог литовнам и ла-
тышам, как отец, великий Сталин. Среди
множества блестящих дел, совершённых пот
руководством Маршала и принесших че-
ловечеству великую пользу и счастье,
славные страницы будут посващены 0сво-
бождению Пр ‚ ибо московские са-
люты ‚победам советского оружия в Литве,
Латвии и 951 возвестят конец почти
восьмисотлетних мучений. Литовцы, латы-
ши и эстонцы выходят на арену мировой
истории как равноправные члены великой
‹емъи свободных народов. и