От трудящихся города Минска, от минских партизан и партизанок

Письмо Великому вождю . народов —Верховному
Главнокомандующему Маршалу Советского Союза

Иосифу Виссарионовичу СТАЛИНУ

‚ Дорогой наш вождь, любимый отец, учи-
тель и боевой друг, товарищ Сталин!

В великие исторические дни, когда ге-
роическая Красная Армия, сметая на своем
пути все прегралы, ломая сопротивление
врага, нод Вашим, товарищ Сталин, руко-
водетвом наголову разбивает немецких 3a-
хватчиков, изгоняет их за пределы нашей
Советской Родины, трудящиеся столицы Co-
ветской Белоруссии—г. Минска и минские
партизаны, партизанки шлют Вам, ‘дорогой
Иосиф Виссарионович, нашему освободителю
й мудрому полководцу советского народа,
свой искренний привет и сердечную бла-
годарность. i

Доблестная Красная Армия в беспример-
ных в истории войн битвах, одерживая
победу за победой, могучими ударами сокру-
шает гитлеровскую военную машину и не-
улержимо илёт вперёл на запад.

На белорусской земле идёт грандиозная
битва за полное ‘освобождение нашей Ро-
длины от лютого врага. Героические воины
Красной Армии освободили крупнейшие го-
рода Советской Белоруссии: Гомель, Витебск,
Могилев, Мозырь, Бобруйск, Оршу, Жлобин,
Борисов, Речицу, Вилейку, Слуцк, Осипови-
чи, Полоцк, Молодечно, Барановичи, Лиду;,
Новогрудок, Пинск и десятки других горо-
лов и тысячи сёл. Знамя свободы. разве-
вается над столицей Белорусской ССР —
т. Минском — городом-воином, горохом-ге-
poem.
`Дикует нарох Советской Белоруссии, про-
славляя свою освободительнину Красную
Армию. Свободно зтучит родная  белорус-
ская речь, и у воех на устах, у всех в
серхиах Ваше имя, великий и мудрый пол-
ховодец.

Ротной наш отен, товарищ Сталин, сей-
час, гогла немецкие полчища разбиты под
Минском и выброшены из г. Минска и обла-
ти. мы чувствуем с ‘особой силой, каким
кошмаром были для нас дни немецкой кро-
вавой оккупации. Три года назад враг во-
рвалея в пределы нашей белорусской земли
и захватил Минск. Великое, неизмеримое
торе пережили минчане под ярмом немеп-
ких захватчиков. Смерть и разрушение при-
если немцы. Всё, что было так близко и
хорего каждому белоруссу, немецкие захват-
чики хотели отнять и уничтожить. Они ста-
зили своей пелью уничтожить белорусский
нарол, его государственную независимость и
вациональную культуру, онемечить и пре-
вратить свободных советских людей в своих
рабов. Гитлеровиы поставили своей пелью
разгромить и разрушить наш чудесный го-
род Минск — столицу Советской Белорус-
сии, город труда и науки, центр социали-
стической культуры. Они разрушили свыше
80 процентов всех зданий города. Немецкие

варвары до основания снесли прекрасное
здание. Академии Наук, её институты и ла-
бораторий, разрушили ‘политехнический ин-
ститут, прекраснейшее здание Белорусского
тосударственного университета, разрушили
многие заводы и фабрики, которые трудолю-
бивые минчане построили за годы сталин-
ских пятилеток.

Весь мир должен знать о чудовищных
злолеяниях и преступлениях, которые тво-
рили немецкие насильники в Минске и
Минской области. Они проводили массовые
убийства мирного. населения, расстрели-
вали, вешали и сжигали целые деревни ни
в чём не повинных людей — стариков,
женщин и детей. В Минске убито, comme-
но’ и позошено гитлеровскими  палачамя
свыше 150 тысяч человек мирного. наее-
дания. Минск с трёх сторон окружён клал-
бищалми истерзанных и замученных немеш-
кими извергами жертв. Ноголовному истрз-
блению полверглось еврейское население.
Немецко-фашистские захватчики согнали
до 50 тысяч человек из Минска и районов
в так называемое  тетто. Кроме того, в
минедое гетто было привезено более 49
тысяч еврейского населения из Гамбурга,
Варшавы и Лодзи. Всё находившееся насе-
ление в гетто было зверски замучено не-
мецкими палачами. Невыразимым мукам и
страланиям были подвергнуты предетавите-
ли науки и культуры. После долгих из-
девалельств немецкие изверги зверски уби-
ли выдающегося врача профессора Ситтер-
мана, отного из лучших хирургов прбфее-
сора Хургина, крупнейшего специалиста
по тлазным болезням профессора Двор-
жина, гинеколога профессора Клумова, по-
пулярного врача в городе по детским 09-
лезням Гуревич и многих других,

Десятки тысяч налих братьев и cecrép
угнали немецкие разбойники на каторгу в
фаптистекую Германию:

_Мы этого не простим проклятым нем-
цам во веки веков.

С беспримерным мужеством трудящие-
ся Минока, как и весь белорусский на-
рол, полнялись на самоотверженную борь-
бу. на защиту своей чести, свободы и не-
зависимости своей Родины. Сквозь все ис-
пычания и трудности мы свято пронесли
верность Советской Родине, свою неруши-
мую веру в окончательную вашу побету.

Все наши мысли и чувства были с Ва-
MH; родной и любимый товарищ Сталин.

В наших сердцах горела твердая уверен-
ность, что вее планы людоеда Гитлера рух-
нут и что враг будет разбит и уничтожен.

По Вашему, товариш Сталин, призыву
трудящиеся г. Минока поднимались ча
смертельную борьбу с заклятым врагом.
Десятки тысяч советских патриотов Мив-
ска и Минской области, полные ярости и
гнева, взялись за оружие для того, что-
бы помогать Красной Армии истреблять
фашистскую нечисть, метить немецкам
мерзавцам за все их злодеяния. И мы мсти-
ли жестоко и беспощадно, уничтожая рит-
леровских злолеев: Партийная организа-
ция, руководимая ЦК КП(б)Б, возглавила
народную борьбу против немецких захват-
чиков, 9б’единила, организовала и `пове-
ла за с060й массы на бой с гитлеровцамя.
Партийные ‘и советские работники соета-
вили боевое ядро партизанского движения.
Верные сыны Родины, партии Ленина—
Сталяна остались в тылу врага и своим
личным примером сплачивали партизанские
рялы. Коммунисты и комсомольцы нахо-
лились в первых рядах отважных борцов
за дело народа.

В Минске с первых дней оккупации вы-
ходила подпольная газета «Звязда», а 33-
тем ‘газета «Минский большевик», которые
несли большевистекое слово правды в мас-
сы, звали народ на борьбу ¢ немецкими
захватчиками.

Никакие карательные экспедиции и по-
ходы гитлеровеких орд не могли сломить
силы и моши партизанского движения. Вее
попытки врага подавить партизанское дви-
жение потерпели полный крах.

Рабочие, служащие и интеллигенты
г. Минска остались непоколебимо верными
своей Советекой Родине. Минск жил, стра-
дал, но. не сдавался, боролея, не теряя нй
на минуту веры в побелу Советского Союза
над немецко-фашистскими захватчиками.
Самостверженно боролись советские люди
против. немцев, наносили врагу тяжелые
удары, разрушали тылы гитлеровской ар-
мии. :

Жгучая ненависть к врагу об’единила
белорусский народ в великую непобедимую
силу. Белорусский народ в ходе Отечествен-
ной всйны ещё более сплотился, ещё более
об’единился вокруг: своей партии Ленина—
Сталина. В партизаны уходили рабочие,
работницы, колхозники, колхозницы, ин-
теллигенты. В числе минских партизан —
выдающийся ученый академик Никольский,
академик Прилежаев, профессор Ветохин и
лругие деятели науки, техники, культуры.

Минские партизаны и партизанки были
грозой для немецких захватчиков. Враг не
мог покорить белорусских партизан, потому
что они были и остаются великими патрио-
тами Советской Родины, беззаветными бор-
пами за бесемертное дело Ленина—Сталина;

По Вашей воле, товарищ Сталин, под
руководством ЦК КП(б)Б и правительства
Белоруссии были разработаны я осущест-
влены широкие операции пе разгрому вра-
жеских коммуникаций методом «рельсовой
войны». В целях оказания нарастающей
помощи наступающим войскам Красной Ар-
мии, многочисленные партизанские отряды
по заранее разработанному’ плану в массо-
вых масштабах в определенно установлен-
ные сроки разрушали мосты, взрывали

рельсы, связь, шоссейные лороти; Враг не
имел покоя но только. на дорогах. но и в
сильно укреплённых гарнизонах и в самом
Минске. Смерть от партизанской пули
встречала немецких захватчиков ва каждом
шагу. От руки минчан позорной смертью
погиб палач белорусского народа так назы-
ваемый генеральный комиссар Белорус-
сии — Вильгельм Кубе.

Особенно широкий размах приняло пар-
тизанское движение в Минской области
весной 1943 года, когда немецкое коман-
дование отдало приказ об угоне всего насе-
ления в проклятую неметчину, о массовом
сжигании сёл и деревель. Во многих райо-
нах области вепыхнуло народное восстание.
Развернулась жесточайнтая борьба партизан
за спасение населения от угона в немецкое
рабство. Народ полнялся. ня защиту своих
семей, своих ломашних очагов. Вслоду раз-
гонялись немецкие органы упразления,
Целые районы области были освобождены
от немецких захватчиков.

В дни небывалого разгрома немецких
полчищ на белорусской земле население
Минской области п партизаны содейство-
вали наступающей Красной Армии захватом
переправ, населённых пунктов и железных
дорог, когда немпы, напрягая все свой си-
лы, пытались остановить успешное про-
движение наших войск, бросая на фронт
людские резервы и технику, партизанские
отряды вместе с населением Минской 0б-
ласти усилили удары по вражеским ком-
муникациям. Главные силы были направ-
лены на вывод из строя Западной и Бело-
русекой железных дорог, автострады Мо-

сква-—Минск, Бобруйск— Варшава, решаю-
щие для Врага магистрали. Последнюю сту-
пень борьбы за г. Минек партизаны и пар-

_тизанки ознаменовали захватом ряда насе-

лённых пунктов. Минские партизаны вме-
сте с частями Красной Армии брали штур-
мом города, преодолевали вражеские узлы,
‘сопротивления, захватывали обозы, зани-
мали населённые пункты и удерживали их
до прихода регулярных воинских частей,

Вы, любимый наш вождь, свонм гением.
осветили путь народной борьбы. Вы нае
вдохновили и влохновляете на самоотвер-
женную борьбу с немецкими захватчиками.
Ваша речь, произнесенная по радио 3 июля
1941 гола, не только вдохновила нас на
беспощадную борьбу с врагом; но стала
боевой программой действий всего белорус-
ского народа. В эти радостные дни, когда
с Такой неуклонной твердостью осущест-
вляются Ваши, товарищ Сталин, предвиде-
ния о неизбежном полном разгроме немен-
‘ких полчищ на нашей священной земле,
мысли и чувства всех советских людей
вновь и вновь обращаются к Вам — снаси-
телю отечества, главе государства, вождю

армии и Флота, провелшему нашу страну

сквозь грозы и бури и небывалые испыта-
ния к победе.

Любимый наш вождь, товарищ Сталин!

В эти дни, когда Красная Армия грозной
лавиной двигается вперёл к немецкой гра-
нице, полностью освобождая из гитлеров-
ского плена нашу родную Белоруссию, на-
ши многострадальные города и сёла, мы 0бе-
щаем Вам удесятерить ‘наши силы, чтобы
как можно больше помочь победоносному
наступлению доблестной Красной Армии.
Белорусские партизаны и партизанки ветре-
чаются с Красной Армией как её верные
боевые друзья и товарищи. Партизаны и
партизанки «вливаются в ряды йрасной
Армии, чтобы окончательно разбить про-
клятые гитлеровские орды. Мы твёрдо ве-
рим. TO  недалёк тот чае, когда вся
советская земля будет освобождена от
ига немецких захватчиков, когда гитлеров-
екий зверь будет окончательно добит в ево-
ей берлоге — фашистской Германии.

Дорогой наш отец, Иосиф Виссарионович,
мы клянёмся Вам, что до конца выполним
свой священный долг перел Родиной и окон-
чательно разгромим врага, отдадим все си-
лы лая созидательного трула, для возрож-
дения‘ налего родного Минска — столицы
Советской Белоруссии, пля возрождения
всей нашей республики — Советской Бе-
лоруссии, чтобы она вечно цвела в ярком
созв®здии Союза Советских Социалистиче-
ских Республик.

Мы выполним Ванги указания, чтобы пол-
ностью ликвидировать последствия хозяй-
ничания немцев в районах, освобожлённых

от немецкой оккупации. Мы в короткие-еро-4.

ки решим эту больную. общенародную зала-.
чу. Наши руки, крепко державиие оружие,

не устанут и в работе. Мы вновь отетройм””

наши фабрики, наши заводы, возведём но-
вые дворцы, построим школы, театры, биб-
лиотеки, клубы. Мы добросовестно возде-
лаем наши колхозные ноля. Снова ралост-
ной и творческой жизнью заживёт оево-
божлённый белорусский народ.

В Минске и во всех районах области
началась энергичная работа по восстанов-
лению разрушенного немецкими захватчика-
ми народного хозяйства. Уже частично пу-
щен водопровод, работает хлебозавод, под-
готовляется к пуску ряд предприятий, в том
числе радиозавод, электростанция, завод
«Большевик», им. Ворошилова, «Красная
заря» и другие. Колхозники начали актив-
ную подготовку к уборке урожая. Мы уве-
рены в своих силах. Нет таких трудностей,
которых не мог бы одолеть наш народ, руко-
SOMME испытанной и закалённой в боях
великой партией Ленина— Сталина.

Всё трудящиеся Минской области, парти-
заны и партизанки шлют Вам, дорогой наш
вождь и учитель, глубокую благодарность
за возвращение нам свободы и независи-
мости. Вечно будет жить безграничная бла-
тодарность в сердцах белорусского народа
к Вам, героической Красной Армии, велико-
му русскому народу и всем братским наро-
дам Советского Союза, протянувшим руку
помощи в тяжкие дни для Белоруссии. При-
мите, любимый наш вождь и отец, наш го-
рячий, искренний привет и благодарность
всего белорусского народа. :

От всего сердца желаем Вам здоровья и
сил, долгих лет жизни на благо нашей
дорогой Советской Родины.

Слава Вам, Маршалу Советского Союза!

‘Слава героической, — всепобеждающей
Красной Армии!

Да злраветвует своболная Советская Бе-
лоруссия!

‚ Да. здравствует Союз Советских Социали-
стических Республик!

Да здравствует великий друг белорусского
народа, вождь Советского государства —
товарищ Сталин!

Принято на митинге трудящихся города Минска и партизан и партизанок Минской

области 16 июля 1944 года.

Молотить бесперебойно,

круглосуточно!

Обязательства ‚московских комсомольцев

В прошлом году многие матиниеты мо-
лотильных бригад Московской области зна-
чительно  перевыполнили установленный
план молотьбы, добились высокого качества
работы. Машинист Калина Чуприков из
Ульянинской МТС молотилкюой  «БДО-34»
памолотил свыше 900 тони зерна, Але-
ксандра Диманова из Истринской МТС та-
кой же молотилкой — 700 тонн, малтиниет
Иван Давылов из Дмитровской МТО —
576 тонн. -

Хороших результатов добились многие
туутие молотильные бригады. Успех во мно-
Том зависел от хорошей организации труда,
высокой дисциплины в. бригадах, от стро-
того соблюдения правил технического ухода
за тракторами и молотилками.

В этом году нагрузка на каждый м0ло-
тильный аггрегат будет больше, чем когда-
тибо. Значит, надо еще более увеличить про-
изводительность молотилов, работать еще
более напряжению.

На-лнях в Московском областном вомите-

те комсомола состоялось совещание молодых

машинистов молотилок. Участники совеша-
ния поделились опытом, наметили, как на-
до работать в этом году, чтобы хорошо и во-
время обмологить весь урожай и своевре-
менно выполнить обязалельства перед госу-
дарством. На совешании выстунили.т. Чуп-
риков, машинист Ульянинской МТО, тов.
Лиманова из Истринекой МТС, тов. Понома-
рев из Михневской МТС и другие.

Молохые машинисты высказали убежде-
ние, что результаты, достигнутые в 1913
году, не предел, что в этом году имеется
полная возможность лобиться значительно
большей выработки каждой молотилкой. Bee
участники совещания единодунено взяли
на себя обязательство намолотить каждой
молотилкой «МК-1100» не менее 1.200
тони зерна и молотилкой «БДО-34» — не
менее 900 тонн, Повышение производитель-
ности молотилок хаст возможность закон-
чить обмолот зерновых за. 50—60 рабочих
дней. ]

Комеомольны-малтинисты энергично взя-
лись за выполнение обязательства, Каждый

своевременно и хорошо подготовил свою
машины. С помощью комсомольских органи-
заций и земельных органов созданы сквоз-
ные молодежные молотильные бригады из
‚комсомольцев и молодежи районных цент-
ров, учащихся старших классов и колхоз-
ников.

С участием председателей колхозов, ди-
ректоров и агрономов МТС составлен график

движения каждой  молотилки, ‘установлен
твердый внутренний расперядок работы
бригады. Позаботились и о том, чтобы в

колхозах своевременно были ‘очищены и
приведены в порядок молотильные тока, на-
весы, .полготовлены тока.

Для более полного использования молоти-
лок организуется круглосуточная двухемен-

ная работа. .

Ценный почин комсомольцев Московской
области заслуживает всяческой поддержки
CO стороны всех машинистов, бригадиров и
членов молотильных бригад.

молотилку, трактор и зерноочистительные.

Жешувская като

Гвардии капитан Владимир Золотухин,
человек отнюдь не сентиментальный, про-
воевавший вею войну и не раз смотревшии
в глаза смерти, рассказал мне о -трогатель-
ном случае, происшелшем здесь вчера, когда
его эскадрон занимал это польское местеч-
ko и нефтяной промысел.

«Вы  инонимаете, ситуация - следую-
щая: лес, мы — в лесу на опушке. Перел
нами типеничное поле, а-за чипеницей это
самое местечко Бжозув, а поле пустое. Ня
души. Только сороки кружат. Я удивился”
где же немпы? Ведь начинаются Жешуз-
ские нефтепромыела, а нефть сейчае нем-
цам дороже крови. Так неужели же-—
думаю, — они решили Нам это без боя от-
дать?

° Ну, раз так, думаю, нам же лучше.
Командую: «Эекадрон, за мной рысью!» —
й в это время вижу — от города бежит Te-
вушка. Бежит к нам прямо по пшенице,
платком -размахивает- и кричит что-то. Что
за оказия’ И выстрелы — один, другой;
третий. Шо ней от города кто-то Ober. dre,
думаю, не всё. тут так’ просто, как кажется.
Отекочили мы в лесок, а девушка всё к нам
бежит, кричит ‘что-то, на, носелок показы-
вает. В это время из города кто-то по ней
застрочил из пулемета, — упала. Видим,

- ползет. Ординарец мой навстречу ей кинул-

ся, на руках принес. Всея вофточка в кро-
ви. Ну, пока её перевязывали, я всё поняй..
Языки-то ведь родные, славянские, понять
друг друга веегда можно.

` Оказываетея что? Немцы тут у в’езда в
местечко засаду устроила, пулеметы, мино-
меты в лощинке расположили, а сами вокруг
городка. осели, Расчет ясный: как только

‚мы на горку выедем, тут нас и покосить.

«А вы,— спрашиваю девушку, — кто буде-
1е?» Говорит — здешняя, из Бжозува, Ма-
рина Бомбиш, и предлагает ‘провести наш
эскадрон лощинками в тыл немецкой заса-
де. Лално, Мысль хорошая. Оставил я часть
бойцов на опушке, чтобы немцы думали,
что мы тут, а остальных — с собой. И ле-
вушка эта. самая, Марина, нас повела. Да-
ром, что была раненная в’ плечо. Ну,
местечко мы заняли. Из немцев мало
ито ушел, пулеметы и  минометы — всё
добро тут оставили. Это дело обыч-
ное, главное в другом. Влетаем мы в
местечко, а навстречу нам толпа. Впереди
старик —= осавистый, усатый, в очках, —
несет на блюле хлеб квадратный ла солон-
ку сверху и мне преподносит, а остальные

‘кричат по-польски: дзень добры, и по-руе-

ски: злраветвуйте. И по-польски: виват, и
опять’ же по-русски: ура. А старик этот,
он здешний инженер. — Марины отец ока-

залея,— Влалислав Казимирович Боибинш,

OH говорит мне по-русски: «Спасибо, что
освободили всех нас с немецкой каторги».
Вот как нас злесь встретили. Ну, остальноз,
что. вам нужно. сами узнаете...».

И остальное о немецкой каторге на неф-
тепромыелах Жешувского нефтеносного рай-
она`я узнал сзм от старого инженера Влали-
слава Казимировича Бомбиш, бывиего вос-
питанника Петроградского политехническо-
го института, отлично из’яенявшегося по-
русски, от его дочери Марины, хрупкой,

нефть:

(От военного корреспондезта «Правды»)
——=—

большеглазой девушки, уже поправлявшей-
ся после ранения, от мастера Яна
Луж, от желонщика Иосипа Борковского &
от других работников Бжозувекого промыс-
ла, ‚Жешувекого района, которым удалось
перенести тяжесть. немецкой овкупации и
дожить до светлого часа. освобождения.

Оккупировав район, немпы сейчас же
постарались возродить выработку на этих,
еще малоразвитых промыслах, но инжене-
ры и рабочие не желали работать на нем-
цев и добывать нефть, которую враг ис-

‚пользовал бы для борьбы против союзников:

Оня бросили промысел и разбрелись Mo 10-
мам. Тогла из. Берлива прибыл особоупол-
номоченный локтор Иоганн Пферд. Он вы-
звал отрялы полиции. Они произвели в 05-
руге облавы. Всех рабочих и инженеров
силой оружия согнали на промыслы, припи-
сали к ним и для оетрастки повесили чело-
век 20 поляков.

Согнанные были об’явлены мобилизован-

‘ными. Для них построили особые помеще-

HUA, обнесли колючей проволокой; поста-
вили стражу, которая караулила узников,
водила их с работы и на работу и только

‘разв месяц отпускала ломой. Так было го-
‘ложено начало Жешувекой каторге,

kak
елинодушно называют ее все жители этого
района. Режим, который „Моганн Пферд
установил здесь, был страшнее любой ka-
торги. Неменкая администрация промыслов
была вольна в жизни и смерти рабочего,
инженера, техника. Надемотрщикя-немцы
ходили возле работавших с плетьми и очень
часто пускали их в’ ход.

Кроме плетей, была целая система палоч-
ных наказаний, производившихся в оргко-
мендатуре. Наказание давалось по талонам.
Важдый администратор-немепц имел книжку
тавих талонов. Мне их. показывали в Бжо-
зуве. На ‘лицевой стороне талона значи-
лось: пред’явителю сего билета пану тако-
MY-TO дать столько-то гумм, т. е. резиновых
палок. И — нодниев назначившего .наказа-
use. A wa обратной стороне — справка: на-
казуемому дано столько-то палок. Подпись
приводившего в. исполнение.

Инженер Пшебыжевский, показывавший
мне один из таких талонов, сам дважды под-
вергался избиению и в первый раз получил
15, а во второй раз—25 палок. Многие уми-

кий сошел с ума:

Список расстрелянных и заключенных в
концентрационные латери только по одному
ВБжозувскому местерождению перевалил за
500. Так, поливая польскую землю кровью
поляков, немцы выжимали из нее нефть,

Многие ушля в партязаны. Партизанский
отряд имени ‘Мицкевича, организованный.
местным школьным учителем, сжег у нем-
цев немало нефти и попортил им немало кро-
ви. Владислав Казимирович Бомбиш расска-
зывал мне, когда мы с ним осматривали
вышку, Из которой медленно, желонкой,
качали густую, желтоватую и пенистую

7.

= = а получали
рали под палкой палача, не выдержав изои-   стоила здесь не

`ения. Горный мастер Зигмунд Врушельнии-

ге

д г. № 137

rs

Мы жили в сплошном мраке, и тольз9
через тайный радиопередатчик, имевшийся
у местного ксендза, мы узнавали, что где-
то светит солнце, и это поддерживало в нас
жизнь. Мы знали о великих победах Крас-
ной Армии, о том, что она идет в нам на
помощь. Знали о том, что в России сформи-
рована генералом Берлингом ‚нольская ар-
мия, которая сражается рука 0б руку с храб-
рыми русскими. Много наших юношей убе-
тали с каторги и стремились пробиться в
вам, чтобы вступить в эту армию. Не
знаю, — доходили ли они до вас или нет,
а если и не доходили, то, борясь в парти-
занах, помогали общему делу. =.
Мы илем со старым инженером по ули-
цам местечка. Жаркий летний день, в па-
лисадниках цветут астры, девушки с блед-
ными, исхудалыми лицами; в высоких при-
ческах, стоя на дощатых тротуарах, малут
руками и улыбаются артиллеристам мотори-
зованной батареи. По улицам ходят мужчи-
ны в бело-красных нарукавных повязках
ий с трофейными винтовками за плечами.
Это — польские партизаны, помогающие
нашим патрулям поддерживать порядок. —
У одного. из домов, етоящих в- глубине
улицы, юноши и мужчины стоят на крыль-
це, украшенном гирляндами дубовых веток,
вилят на земле в тени буков, толиятея во
зруг паренька, играющего на аккордеоне,
Это своеобразный призывной пункт, Здесь
записывают добровольцев в войско поль-
ское. Инженер. показывает мне в этой толие
маленького, белокурого, болезненного на
вид паренька. Это его племянник Стахь. Его
отца, маркшейлера местных промыслов, рас-
стреляли немцы. Работая на промысле, он
сам по-проклятым немецким талонам триж-
ды получал наказание. Ему 16 лет и еще
рано в армию, но Стась считает, что 40
палок, полученных им в немецкой. коменла-
туре. и смерть отца — достаточные основа-
ния, чтобы с винтовкой в руках бить. нена-

вистных врагов, Он. завидует своей кузине ©

Марине. Бомбиш, которая: два дня назал,
предупреждая эскадрон красноармейцев о
немецкой засаде, кровью своей послужила
делу освобождения Нольни от немецкого
ига. ;

. Жизнь бьет ключом на улицах этого ма-

ленького польского местечка. Ведь еще co-
всем недавно здесь была страшная Жешув:
ская каторга, люди жили за проволокой, по
побои, д жизнь поляка
дороже цены немецкой
пули. р

(Над крыльцом, где толлятея. призывники,
вьются два флага; красно-белый, польский,
который в течение бог весть какого време-
ви, рискуя жизнью, прятали в-тайниках от
немцев, и красный, суконный, сшитый, ве-
роятно, из какой-то скатерти, которым по-
ляки приветствуют своих  освободитедей,
Старый инженер, показывая на эти флаги,
многозначительно говорит:

— Пока Польша дружит с Россией, —
в нам никогда не вернется каторта.

Б. ПОЛЕВОЙ.
Местечко Бжозув, 4 августа. ^

(По телеграфу). - 3

33 Hevanow — большой густой лес. Уз-

кие ‘песчаные дороги ведут на запад
сквозь, кажется, непрохолимую зеленую
стену. Вырвутся они на ‘простор литоР-
ской земли, разбегутея по хуторам, а зз-
тем, вновь соединившиеь, снова убегают
101 покров сосны и вли. По этим тихим
торогам, привыкшим к екрипу телег ta
пению птиц, война прошумела ‘танками,
пушками. стрельбой и прелемертным кру-
ком немецкого солдата. Й сколько бы вы
ни ехали по этим дорогам, всюду следы раз-
грома немецких войск, сброшенные с машин
гатронные ящики и разбитые орудия. Веюду
едкий запах гари и клубы пыли;

Через эти леса прошла неутомимая пэ-
хота генерала Морозова, прошли танкиеты
генерала Бурлейного, прошли саперы, евя-
зисты, понтонеры. На улицах Каунаса еше
‚отстреливались поджигатели, на берегу
Вилии еще шел. бой за плацдарм, а здесь,
Ha ЮЖНОоМ «участке, стремительный удар
танков разрезал фронт германской групии-
ровки, пробил немецкие части. Вырван-
щись к Мариамполю = одному из горо-
‘дов, входящих в линию построенной немца-
ми на этом направлении обороны, наши тан-
ки и пехота во взаизодействии с авиадчей
овладели. им и продолжали наступление.
Очаги сопротивления немцев окружались
нашими частями и уничтожались.

В поелелнее время пот Волковышки был
брошен отборный немецкий полк, с9-

ерло

(От военного корреспондента «Правды»)

стоящий из кадровых солдат, ло сих
пор охранявших железнодорожные  скла-
лы в Тильзите и Кенигоберге. А когда
в районе запалнее Алитуса была взята
Калварил,— германское командование под-
бросило свежие силы и с марша’ влило их
в бой. Но остановить наши войска не ула-
лось. Несмотря на сильные контратаки пот-
вины немецких частей и ожесточение.
которое проявили пруссаки в бою за Вол-
Бовышки, враг терпит поражение, оставляя
на поле боя танки, орудия, тысячи трупов.

Проезжая по многочисленным в этом
районе шоссейным и грунтовым  юрогам,
видишь черные громады сгоревших «Тиг-
ров», изломанные самоходки, перевернутые
пушки, минированные куски дорог. Мы
видели этот парад мертвой немецкой тех-
ники и на 10ссе, и в лесу, и в городах.
Наши батальоны, полки, дивизии, наши
танки и артиллерия наступают быстро. дни
не задерживаются лля ликвидации мелких

вражеских групп, обходят их. После ожесто-
  ченных боев и поражения вражеских соеди-

нений можно видеть, как из леса выходят
заросшие, оборванные солдаты германской
армии и, прежде чем полнять руки, покор-

но кладут на дорогу автоматы и пулеме-
ты. Машины, которые на больших скоро-
стях мчатся на Фронт, вынуждены 5езко

1е зверя -

тормозить и подбирать это оружие прус
ского воинства. é

Расчет и точность — отличительная
черта наступления к границам Герм:
нии. Это видно во всём: и в распоряжениях
командира соединения, который определят
движение каждой воинской части в часах
и минутах, и в беге танков, идущих т
точно назначенному графику времени, из
волнении командира взвода, который, К
прерывно посматривая на’ часы, ходит из
отделения в отделение и отдает приказания,
постукивая пальцем по стеклу часов, Дви-
жение войсковых соелинений по графику,
точный расчет, который мы сначала видели
на карте генерала, а затем наблюдали на 1-
рогах войны, дали возможность corsaci-
вать действия всех родов войск.

Мы направились на другой участок фроп-
та. Здесь та же картина. Пехотинцы ув
‚ренно продвигались на запад. Славные нами
летчики беспрерывно штурмовали дороги,
Теперь и у немцев, в их стране, пахнет
гарью и струйками въется дым. Генералы,
получающие хонесения из частей, красных
карандашом отмечают освобожденные ty
тора, села и города и, полгибая нраву
сторону карты, расправляют левую, на Ki
Topol бежит змевобразная черта гогулат
ственной границы. За этой границей —
Германия.

Мартын МЕРЖАНОВ,

3-й Белорусский фронт.

4 августа, (По телеграфу).

Удар по воздушным

перевозкам врага

1-й УКРАИНСКИЙ ФРОНТ, 4 августа.
({Всен. корр. «Правды»). Войска 1-го Укра-
инского френта продолжают продвигаться
вперед. Так же, как и во время прорыва
неприятельской обороны, наступающим ча-
стям активно помогают летчики генерал-
полковника авиации Красовекого. Умелыми
и решительными действиями они сковыва-
ют немецкую авиацию, не дают ей возмож-
ности появляться над полем боя и’оказы-
вать поддержку своим войскам.

Вот один из эпизодов, разыгравшихся
вчера на фронте. Е

Противник, прижатый к Карпатам в рай-
one Дрогобыч — Стрый, испытывает cepb-
езные трудности с подвозом боеприпасов и
пополнений. Немецкое командование решило
применить транспортную авиацию лля ока-
зания помощи своим войскам. В воздухе
появились «Юнкерсы», которые шли под
охраной .«Фовке-Вульфов-190» и «Мессер-
шмиттов-109».

Наперехват противнику вылетели летчи-
ки генерал-майора Утина. Разделившиеь” в
воздухе на две группы, они одновременно
завязали бои с вражескими истребителями
и атаковали «Юнкерсы», которые везли не-
мецкйм войскам продовольствие и боепри-
пасы. Перевес сразу оказался «на стороне
наших летчиков. В первые жё минуты боя
они сбили 5 транспортных самолётов
«Ю-52», 3 «Фокке-Вульфа-190» и один
«Мессершматт».

Удар был настолько сильным, что немцы
в этот день уже не отваживались появ-
ляться в небе, Так была сорвана, очеред-
вая попытка врага оказать поддержку сво-
им войскам при помощи транспортной авиа-
ции,

_В предгорьях Карпат

Успехи Красной Армии в предгорьях

так как вблизи горола дивизия попала пи

и ря - знаменательны, если   удар советских подвижных отрялов, зашее
учесть, что бои происходят в  труд-  ших с тыла и с флангов, и была би
ных для наступления районах. Coser-  mena за Прут.

ским войскам
дорог, 0 . CHIBHO
сти, форсировать бурные
ки, штурмовать высоты,
стые леса. В течение трех месяцев вентоы
создавали в Прикарпалье мощную, глубоко
эшелонированную оборону, которую укрен=
ляли и совершенствовали ло последнего дня.

Зеленые луга изрезаны уходящими 19
самого горизонта линиями окопов и трач-
шей, Села превращены в опорные пункты.
В домах устроены пулеметные гнезда, ве-
‚селые фруктовые садочки изрыты, завале-
ны бревнами и досками. -

За этими сплошными линиями траншей,
имевшими впереди надежные прикрытия аз
минных , полей и проволочных загражде-
ний, собирались  отсиживаться венгры.
Но русская ‘пехота прижала венгров
к Карпатскому хребту, и враг был выбит
из города Делятин, запиравшего основные
шоссейные и железные дороги,

Важнейшая и характерная черта каше-
го летнето -наступления в предгорьях Као-
пат — стремительность и лерзоеть манев-
ра. Обходя главные магистрали, двигаясь
напрямик, по бездорожью, наши части вйе-

горные

запно появляютея в тылу врага, отрезают

ему пути отхода, рассеивают и уничто-
жают неприятельекую пехоту.

Одна легко-пехотная дивизия венгров
получила приказ с боями отходить на Д

частей и маршем проследовала, до горола.

Не удалось ей занять оборону и на зара-

нее подготовленном Делятиноком рубеже,

приходится двигаться без
пересеченной местно-
реч-
прочесывать гу-

ё-
лятин, но не омогла оторватьея от налцих

Другой характерный случай mpousomed
восточнее Богородчаны. Злесь венгры т
пыталиеь помешать нашим войскам вым
к переправам. Из резерва’ был полтяяи
учебный батальон 16-Й венгерской 1
хотной дивизии: По свидетельству пл
ных, батальон был полнят по тревоге 1
спешно брошен к Богородчанам. Oman
слветские части вышли к переправе 1
жле, чем батальон сумел развернуться 1
принять бой. Из 900 человек, насчитывав-
шихея в этом батальоне, больше 10108!
ны было уничтожено, часть взята в 11
й только немногим улалось спастись,

Мы проезжаем по путям, где происхоли
бои с венгерской армией, Несколько раз ви!
пытался зацепиться на промежуточных }°
бежах, но каждый раз-с потерями откать
вался всё дальше и дальше на юго-запад.

Б селе Рассульная можно увидеть в1у-
шнительную картину побоима, учинонной
здесь венграм несколько дней назад. Наши
подразделения отрезали пути отхода М
борной венгерской части и в шастичасоло
бою истребили 700 вражеских солдат и 80
взяли в плен, Улицы села и сейчас ое 38°
валены трупами венгров. Повеюлу — Cl
женная и разбитая техника врага, п030з-
ки, автомашины. На окраине села сто
28 раскрашенных, как ящерицы, Bente
ских танков — легких «Гольди» и среди
«Туран», захваченных советскими воинаи”

В. ВЕРХОВСКИЙ, Б. ГАЛАНОВ

1-й Украннский фронт, 4 августа.
(По телеграфу). ыы ?

a hth! 84 6S Sm Soro we ee Ow UG

a eae тыр вые

he

а

тол
AGH

BOK
ан
Eni
(10
wea

пу
ВИ
НЫ
TH
RO}

ae

by
ie
т

бо