у

р

ГБ АВГУСТА 1944 г., № 187 (9644)

a ee ЕЖЕ ПКО

В жизни великого народа существуют
явления непреходящего значения, опреде-
ляющие основные вехи его культурного
роста. К таким явлениям относятся жизнь
и творчество Репина.

Не случайно Репин — любимый худож-
ник руссБого народа и популярнейший
хуложник у братских народов Советского
Союза. В его искусстве заложены творче-
ские черты. особенно близкие, лорогие мас-
совому зрителю. Он имел право применять
& себе бессмертный стих Пушкина:

И долго булу тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил

я свободу

Й милость к падшим призывал.

Репин уже в юношеские голы стремился
пробуждать своей кнстью эти чувства
добрые.

Олно сильное. незабываемое впечатле-
ние, пережитое Репиным в годы пребывания
в Академии художеств, совершило в нем
душевный и творческий перелом. опрелелив-
ший весь его хальнейший славный путь.

В 1868 году. в один из воскресных лней,
Репин поехал на пароходе ‘в лачную мест-
ность при впадении Ижоры в Неву. Выйля
на берег, он сразу очутилея ерехи празднич-
но наряженной гуляющей публики. Любуясь
сверкавшимя на солнце разноцветными
женскими платьями. зонтиками, шляпками
с яркими лентами, производившими впечат-
ление роскошного цветника, он начал при-
стально наблюдать толпу, решив писать на
эту тему картину. Как вдруг из глубины
гуляющих стало надвигаться нечто стран-
ное и непонятное. какое-то темнокоричне-
вое пятно. качавшееся из стороны в сторо-
ну. Когда оно приблизилось, оказалось, что
это ватага бурлаков тянула на бичеве бар-
жу. Олетые в лохмотья, еле прикрывавшие
их коричневые от загара полуобнаженные
тела, они тяжелой поступью шагали по бе-
регу, с лямками, врезавшимися в грудь.
Зрелище людей. превращенных жаждой на-
живы в род вьючного скота. наполнило
душу юноши таким негодованием. что он
не мог дольше ‘оставаться среди праздной
толпы и вернулся в город.

Долгое время пытался Ренин передать
карандашом и кистью пережитое им вле-
чатление. Он твердо решил писать картину
«Бурлаки», но все его попытки найти вы-
ражение одолевавшим его мыслям и’ чув-
ствам не приводили к осязательным резуль-
татам.

Лет 30 тому назал, приступив к работе
над монографией о Репине и просматривая
вместе с ним в его мастерской в «Пена-.
тах» десятки старых альбомов, я видел в
них много первых набросков задуманной
вартины, тех самых, в которых он мучитель-
но искал решения захвативией ero темы.
Они действительно были мало выразитель-
EBIME. ~

— Ничего не выходило, несколько не-
дель мучился, да так и бросил, — сказал
Репин; отбрасывая крошечный альбом в
yror.— Понял, что не поднять темы, нока
ее не изучишь-и не охватишь со всех CTO-
рон. Только, когда на Волгу с’ездил и там
бурлаков писал; что-то ‘получилось:

Это «что-то» была та знаменитая карти-
на «Бурлаки на Волгё», которую он окончил
только через 5 лет, в 1873 году. Выстав-
ленная в Петербурге, & вслел за тем на все-
ипрных выставках в Венё и Париже, она
всюду производила ошеломляютщее вчечат-
ление. Картина была воспринята, как дерз-
кий вызов обществу, в котором возможна
столь чудовищная эксплоатация человека
человеком.

Репин окончательно нашел себя и свой
путь. То был путь борьбы против всех
видов насилия и гнета. В этом Ренин — вер-
ный последователь великих русских просве-
тителей 60-х годов, младшим современни-
KOM которых он был и перед которыми пре-
KIOHAICA.

Как Добролюбов и Чернышевский, Репин
He представлял себе сколько-нибудь значи-
тельной картины без вложенной в нее серь-
езной илеи. Каждая из репинских картин—

тлубоко идейное произведение. В этом Ре-

рдость русского народа

Seas.

ES a РН

Го

Во вторую половину ХХ века развитие
русского искусства шло под могучим воз-
действием великих традиций русской ли-
тературы, блистательно возглавленной ге-
нием Пушкина, Дермонтова, Гоголя, Гря-
боелова. Белинского.

Толстой, Чернышевский, Добролюбов,
Герцен, Некрасов, Салтыков-Щедрин, Глеб
Успенский будили человеческую мысль, сту-
чались в людские сердца, звали в правде,
учили любить и по-новому видеть народ.

Среди художников шла глубокая пере-
оценка. творческих ценностей. Умение
наблюдать, раскрывать в живописных 0б-
разах самые сложнейшие, казалось бы, не
для живописи предназначенные сюжеты
невероятно расширило возможности живо-
писи и обогатило русское искусство.

Сложная сюжетность, стремление Е 09-
гатству образа в картине было характерно
для народившейся группы, носившей назва-
ние «Товарищество передвижных выста-
вок». Суриков, Крамекой, Перов, Корзухии,
Неврев, Орлов, Максимов, Прянишников —
эти большяе художники были убежленны-
ми поборниками обретенной правлы, отда-

вавшими свой трул на служение общест-

венности. 2

Но только такой колосс, как Репин, мог
по-настоящему заставить затрепетать серл-
ца людей.

Репин сразу же со всей страстью своег>
темперамента отдался пропаганде передовых
идей, воодушевлявших лучших его совре-
менников. С небывалой смелостью пишет
он своих «Бурлаков». Номимо мощной и
глубокой живописи, картина взволновала и
необычайно смелым решением темы. Русь,
воспетая Некрасовым, — эта Русь, гением
Репина воплощенная в образы искусства,
двинулась се Волги на широкий русский
простор. Репин — великий в мудрый реа-
лист. Он влумчиво взглялывается, .Понима-
ет, любит. А раз любит — хочет узнать.
изучить сущность явления, — и оно вста-
ет, вызванное им к жизни и бессмертию,
встает во весь свой гигантский рост и тяж-
кой поступью лвижетея по залитым солн
цех, розовеющим волжеким пескам, и в этом
лвижении чулится новая, неведомая сила.
Тяжело им, на каждом шагу устают, тяжко
поют они  «Дубинушку».  Слышится
онз — эта заунывная, родная, сильная
русская песня. Ветер несет ее над просто-

ЕЕ ЕР

Репин и русская национальная

пин — подлинный сын своего народа, в этом
он шел нога в ногу с великанами русской
литературы — от Пушкина и Гоголя до Че-
хова и Горького. Безыдейных, пустых кар-
тин у Репина нет.

Глубокая идейность искусства Репина —
вторая черта, делающая его любимым ху-
дожником масс. Когда в 70—80-х годах про-
шлого века в Петербурге, Москве и других
врупных русских горолах открывались пе-
‘редвижные выставки, на них искали. смот-
рели только картины Репина. Задолго ожи-
Лали: что нового написал Репин: читали
предваряющие отзывы столичной печати и
толпами ломились в выставочные залы. 0
‘Новом произвехении поднимались бесконеч-
ные споры, оно было в центре всеобщего
внимания, было событием.

Не все картины Репина были LOIRE
образом поняты и оценены современника-
MH, OT которых, из-за отсутствия исторя-
ческой перспективы, многое ускользало. но
олно было всем очевидно —— гигантская,
потрясающая творческая и идейная сила
хузюжника.

Чтобы уяенить себе, какого порядка
ихен волновали Репина и как он проводил
HX B своем искусстве, достаточно остано-
BHTBCA TOIBKO Ha нескольких, 0с0бо для
него характерных, картинах.

Окончив «Бурлаков» и получив за ака-
лемическую работу «Воскрешение лочеря
Наира» большую золотую мелаль й свя-
занную с нею поезлку за границу, Репин
едет туда с точно определенной целью —
совертенствоваться в своем искусства,
расширять и углублять свои знания. Но
прежде веего и больше всего он едет для
того, чтобы освежить свою палитру, ло-
биться лучшей, более правдивой передачи
света, воздуха, солнца.

После недолгого ‘пребывания в Вене A
Италии он спешит в Париж, считая, что
только у французов, подлинных наеслел-
ников великих итальянцев, @сть чему пд-
учиться. К этому убеждению он пришел

после того, как увилел в Италии выстаз-
ку картин Куббэ. Вот мастер, вот гигант,
еду в Париж, — решил он.

Париж его разочаровал. Один Эдуард
Манэ и импрессионисты показались ему
стоящими внимания и сказавтими новое
слово. Пох влиянием общего увлечения жи-
вописью на воздухе он едет в Норман-
ию, пишет множество этюдов и действи-
тельно обогащает свою налитру.

Отнако Репин учится не столько у
французов, сколько у натуры, натура —
его единственный учитель, которому он ни-
Богла не изменяет. Е

Но скорее прочь из этом герода мел-
ких страстей, недостойных интриг, зависта
и сплетен, гле ему, русскому. художнику,
всё чужло! Скорее в Россию, домой!
Ramis художник должен жить и работать
в своей стране, на своей родине, если че
хочет быть для нее чужаком.

Й он едет ложй, тотовый на граниие
целовать родную землю.

Только на короткое время он заехал в
Петербург, ‘чтобы тотчас же бежать из
него в гушу России.

Прибыв в свой родной Чугуев, он еразу
нашел свои, репинские, темы, и первой из
них был крестный ход. Увилав его в одну
из своих прогулок по окрестностям Чугуе-
ва, он был ло глубины своего чистого ху-
дожественного прозрения взволнован неви-
данной оригинальностью зрелища и 0обря-
довости, казавшейся ему идущей из глу-
бины веков, от древне-языческих времен.
Вот изумительный фон лля построения за
нем гигантежой картины «Русь, как она
есть», рептил Ренин и принялся  немедлен-
но за работу, вылявшуюся в тот знаменитый
холст, который получил название «Крест-
ный ход в Курской губернии».

Врестный хол был для Репина всего лишь
канвой, удобной для создания на ней могу-
чего идейного произвеления. В нем он 6po-
сил на холст огромную толпу людей самых

разнообразных состояний и классов. заста-

Автопортрет. 1887 г. *

рами Волги... Мощные руки поправляют
лямки, и в тяжком труде, в непосильной
работе движется это страшное зрелище
прошлого, пронося в века повесть о былых
днях, 0 ТЯЖБОЙ доле, 0 могучих людях, о
том, чтд впервые осознали те, кто впослед-
ствии вывел трудящихся на иную лорогу
дорогу борьбы, революции и победы.

Ё числу передовых этих людей решя-
тельно и сознательно примыкает Репин.
Его симпатии явно на стороне революци-
овной интеллигенции.

«Отказ от исповеди». Раз увидав это гор-
дое лицо осужленного—его не забудешь. В
камере смертника происходит трагическая
спена. Священник пришел исповедывать
обреченную жертву. Но вместо робости, co-
знания вины и раскаяния, подавленностя
и слез, он натолкнулся на железную во-
лю, на презрение к смерти, родившееся из
непреклонной и гордой веры в правоту
своего. лела. И кажется: не священник, а
осужденный — сулья. В орлином  взоре
столько сознания своей правоты, что а0-
внятно тб смущение, которое Репин мастер-
ски сумел воплотить в согбенной, словно
неловко жмущейся фигуре священника. В
этой маленькой картине громадное содер-
жание. Это — страничка истории ранних
революционных движений.

Во время пребывания в Париже Репин
посетил митинг у Стены Коммунаров на
влалбище Пер-Лашез. Свои впечатления он
отобразил в замечательной картине, посвя-
щенной этой теме.

Репян -— один из немногих, кто умел
так рассказывать, что даже He искушен-
ный в искусстве живописи зритель неволь-
но остановится перел его картиной, залу-
мается надолго и глубоко и уйдет, унося
в душе смутное волнение, пробудившиеся,
yocede дремавшие лумы. В этом — великан
сила Репина. Он умеет пробулить’ мысль.
Он властно диктует свою волю, он--пламен-
вый трибун и великий учитель.

В «Крестном холу» вновь гигантская п5-
ама развертывается в одном холете. Одно это
полотно — целый мар, огромная повесть.
Широко показан в ней мир крестьян, дан-
ный в самых разнообразных типах и обра=
зах; и солидные, стененные мужики, чин-
но несущие хоругви, и наивные бабы-б0-
гомолки, и смиренные белняки в заплатан-
ных зипунах, и хитрые, себе на уме му-

жичонки. Свистит полицейская нагайка,  в
шарахается от нее в испуге народ. 3З0ол0-
том сияет торжественный льякон, жеманно
и чопорно семенит пухлыми ножками бога-
тая помещица, и ветерок перебирает кру-
жевные оборки и рюши желтого платья.
Каждое лицо живет, думает, движется, и
кажлая фигура — глубокий, незабываемый
образ. ‘

Какой силой неутомимой наблюдательно-
сти, каким глазом и мозгом должен обла-
дать художник, чтобы, развернув такую
громалную панораму, не впасть в олнообра-
зне, не повториться и не пропустить, ае
забыть ни одной мелочи. Ибо если первое,
основное впечатление сразу и верно пере-
дает главный замысел автора, TO и pac:
смотрение мельчайших леталей обнаружи-
вает ту же необычайную глубину острого
и вдумчивого наблюдения художника. Вгля-
тываясь, зритель различает, как сияву
солнце на металлических складнях, ковчеж-
цах, хоругвях, как написан увитый ивета-
ми, венками и лентами киот, как исполне-
ва вся натюрмортная, так сказать, часть

картины. А воздух! Как почуветвовано ды-
хание пыльного, жаркого летнего хня. Как
трожит нал горизонтом и плавится мутная
заль, как вписана вся масса людей в окру-
жающий пейзаж. Недаром Репин назвал
свою картину «Арестный хол в Курской
губернии». Местные признаки, колорит род-
ной природы нужны автору-реалисту как
влинство, неот`емлемое от целого.

Печатью огромного таланта отмечена
картина «Не ждали». Несомненно, из
«Мертвого лома» вернулся этот политка-
торжанин. Полупотухшими, во готовыми
вот-вот вспыхнуть угляма, угрюмо и мрач-
но светят из запавших орбит глаза. Hesa-
бываемое лицо! Во всем облике столько
стралания, столько пережитого горя, столь:
ко любви и заботы. Какими-то неуловимы-
MH, тончайше подчеркнутыми деталями
Репян вскрывает весь душевный Map лей-
СТРУЮЩИХ ЛИЦ ЭТОЙ На ВИТ такой небога:
той персонажами драмы. Как чувствуете

вы все волнение вернувшегося 1омой сель

ного, сколько неуверенности и серлечной
муки в повороте головы, сколько боязни за
своих близких, которых прихот его. такой
нежланный, поверг в глубочайшее смяте:
ние, Темный силуэт его маячит на фоне
опалово светящегося перламутрового пей-
зажа, мудро лаконически вписанного в у3-

ИВОПИСЬ

вив их служить своей идее и влохнув:в них
жизнь на столетия. Они живут и сейчае на

вартине. столь же правдиво и красочно по-

вествуя 0 русской провинциальной жизни

+0—80-х годов минувшего столетия, как

60 лет назад, когда художник их создал.
то не просто картина, а целая эпопея,
галлерея типов. о каждом из которых мож-
Но рассказать всю его HOLHOPOTHYH.

Связанный неумолимым законом изобра-*

зительного искусства. ограничивающим

волю художника одним мгновением. в про-

тивоположность бесконечно свободной лите-
Гатуре. действующей в пределах необ’ятных
пространств и длительного времени. —
Репин в своей картине порвал все путы,
пробив брешь в самом этом законе. Толпа
живет и дышит, люди, все по-разному, дей-
ствуют и чувствуют. участвуя в общем
движении. создавая все вместе и каждый
порознь картину такого широкого охвата
русской провинциальной жизни.

Или другой пример. показывающий, как
Репин понимал солержание хуложествен-
ного произведения: картина «Иван Грозный
и сын его Иван». В чем ве смысл? В том,
что отец убил своего сына? Нет, это опять
только канва, художник только использовал
кровавый, эпизод, чтобы наполнить ero
своим содержанием.

Прежде всего, как уже давно отметил
умный Крамской. необычайно ясно и убе-
дительно лля зрителя выражена нечаян-
ность, а не предумышленность убийства,
убийство в запальчивоети. Крамскому ка-
залось почти непостижимым. как сумел
художник выразить эту сложную ситуацию
всего при помощи двух фигур.

Разлраженный свыше всякой меры упор-
ным сопротивлением боярщины и столкнув-
MHCh с оппозицией родного сына, царь те-
ряет равновесие и бросает в него жезл,
которым пробивает висок. В ужасе от того,
что произошло. он пытается поднять ева-
лившегося сына, обнимает его тело. жадно
прижимает к себе его голову и кричит, воет.
от ужаса. A царевич, не повелевающий
уже своими всепрощающими глазами, толь-
ко улыбается в предсмертной красоте.

Так понял картину в свое время и Лев
Толетой, приславший Репиву после посе-
щения выставки лишь несколько слов:
«Молодец Репин. именно молодец. Тут что-
те бодрое, сильное, смелое и попавшее в
цель... Брасивая смертная красота сына.
Хорошо, очень хорошо. И хотел художник
сказать значительное. Сказал вполне ясно.
Rpome Toro, так мастерски; что не вилать
мастерства».

Смысл «Запорожцев» также но в изобра-
жении Запорожской Сечи. а в передаче того
восхищения и восторга. которые испыты-
вал Репия перело вольницей запорожиев,
перед их удалью, перел любовью к родной
земле, перед презрением к смерти, сочетаю-
щимея с бесконечной веселостью, юмором
и озорством. Он обожал запорожцев и неж-
но любил Украину, свою ролину.

Репин — подлинно всенародный хулож-
ник еще и потому, что писал свои карти-
ны не только для узкого круга знатоков
живописи, а для широчайтих масс. Они по-
нятны всем и каждому, но в то же время
Репин никогда не поступалея принципами
высокого искусства.

Секрет популярности Репина-—в исклю-
чительной разносторонности его творческого
диапазона. Каждый зритель находит в ‘нем
т0, что его волнует. Репин — лучший ри-
совальщик в русской школе живописи. он
один из ве лучших живописиёв, он с оли-
наковым совершенством справляетея со
сложной темой и с быстрым односеансным
=этюдом с натуры, с картиной и портретом.

Такой глубокий психолог, проникновен-
ный знаток человеческой души, как Репин,
не мог не быть первоклассным портрети-
стом, и он, действительно, был олним из
величайших _ портретистов.

В историю мировой культуры, в круг
мастеров европейской живописи Репин во-
шел как великий художник, на века про-
славивший русское искусство.

Академик Игорь. ГРАБАРЬ,

кие рамки раскрытых недоумевающей пря-
слугой дверей. И сразу становится поня-
тен испуг этой молодой, простодушной де-
ревенской девушки, видимо, не знающей,
как ей реагировать на появление пришель-
ца из другого мира. Привставшяя с кресла
женщина, стоящая на первом плане спиной
к зрителю, — видимо, мать. В ее неуверен-
нам, одновременно и порывистом, и ис-
пуганном жесте снова сложнейшая борьба
тончайших переживаний. «Ты? Неуже-
ли...» — чудитея вопрос, готовый вот-вот
слететь с невидимых зрителю уст. Чудят-
ся и глаза, потухшие от слез и печали, слы-
шишь, как забилось изболевшееся, усталое
сердце. А женщина, сидящая у рояля! Вав
постарела она за годы тяжелой разлуки,
как померкли глаза, как опустились углы
рта. Поседевшие волосы не причесаны, во
всем облике — повесть о нужде, о горе, о
заботах, о боли за летей. Во взор. устрем-
ленном на вошедшего, — и растерянность,
в любовь, и бесконечная мука за дорогого,
замученного жандармекой охранкой близ-
кого, любимого человека. № нему жё тянут-
ся взоры дочери и сына. Й как по-разному
встретили они это нежданное появление.
Девочка, очевидно, не помнит страшного,
«чужого ‘пялю». Исполлобья,  не-детски
серьезными глазами смотрит она на челове-
ка, так внезапно нарушившего тишину их
белной комнаты. : :

Но самое значительное в картине — это
лицо мальчика. Худенький, болезненно
блелный, в пыплячьей шеей, торчащей из
сшитого «на рост» гимназического мунли-
ра; он с невероятно сложным чувством гля-
лит на отца. Он вот-вот с криком кинется
ему на шею и забьется в истерическом
плаче. Он-то узнал, он вспомнил, он стзр-
ше, он понимает и знает горе матери, —
жалость, и боль. и восторг слились в этих
детских глазах. Такую голову не часто сы-
ешь в картинах великих  хуложников.
Это—редчайшее явление в искусстве, со-
злать его может лишь огромной силы ху-
ложник в минуты подлинного творческого
экстаза. _

Как психолог Репин в этой картине под-
пялся на новую высоту. Но и как живопи-
сещьон велик, нов и необычаен. Все в кар-
тине окутано неверным, расплывчатым све-
‘том, он нежно сияет на полу, за окнами, в
щелях дверей. Скромная обстановка комна-
ты передана с чувством интимного уюта, она
выписана русской рукой и пережита рус-
as серднем.

— ...Знаете что? Я хочу сказать одну
вещь, которая, быть может, вас удивит. Мно-
гие представляют себе тяжелый танк ко-
лоссом на гусеничном ходу, этаким брояя-
рованным слоном. Я должен разочаровать
любятелей такой величественной: внешности.
Наш современный тяжелый танк по своим
размерам скромен. во всяком случае, он
меньше — своего прародителя — первого
«КВ». Но что касается брони, то она стала
гораздо толще, а пушка коупнее...

Генерал Котин быстро полнялся. Теперь
можно было хорошо рассмотреть главного
конструктора Кировского завола. Высокий,
как-то по-особому подтянутый, он выглядит

черты лица. Аккуратно зачесанные назад
волосы открывают больной 106 с несколь-
кими глубокими морщинками. 5

Котин ‘отряхнул пепел с папиросы и про-
холжал:

— Мы исходим из принципа «поражай
врага, но сам не буль поражаем». Тяже-
лый танк должен быть малозаметным. что-
бы он мог прятаться в складках местности.
А экипаж нужно укрыть пол защиту самой
толетой брони. Размеры же машаны расти
не должны! Трудно ли этого достигнуть?
Конечно, нелегко. Но мы, советские конст-
рукторы, воспитаны товарищем Сталиным...
Он учит нае смелости, умению преодоле-
вать любые технические трудности. Нет
такого положения, из которого нельзя было
бы выйти с победой! Этого взгляда мы при-
держивались с самого начала.

Тов. Котин вспоминает историю появ-
ления «АВ». Первые несколько танков. этого
типа были сделаны на Кировском заволе
в конце 1939 года. Они дрались и отлично
выдержали экзамею во время боев с бело-
финнами на Карельском перенейке. Но ка-
кими неуклюжими они кажутся теперь!
Первый «КВ» был весящей около 50 тонн
высокой машиной со сложным ходовым ме-
ханизмом. Постепенно вводились улучшения
в танк. Обогащался опытом и главный кон-
структор, которому было всего 30 лет, ког-
да пол его руководством был сконетруиро-
ван «КВ». —

Котин прошел путь, обычный для моло-
дого человека нашей эпохи. Пятналцати лет
начал работать на котельно-механическом
заводе «Красный Октябрь» в Харькове. Став
слесарем, пошел ‘учиться на вечерний раб-
фак. Прололжил учебу в институте. Стране
нужны были военные специалисты, и пар-
тия направила Котина в Военную академию,
на факультет механизании и моторизации.
Й злесь он увлекся проектированием тан-
ков. Его оставили руководить конструктор:
ским бюро академии. Отсюда его послали в
1937 голу на Кировский завод.

Сложна работа танкового конструктора,
нужно большое мастерство, чтобы в одной
мантине сочетать самые различные качества:
все большую мощь огня; усиленную броню
й сравнительно небольшие размеры танка.
Нас, можно сказать, прямо мучают
вопросы, как сделать танк покороче, каким
образом могучую грозную машину сделать
малозаметной. Уменьшить боевое отделение?
Нельзя и думать! Не забывайте, что туда
мы втиснули очень большую пушку. На-
оборот, боевое отделение должно быть про-
сторнее, чтобы экилаж мог легко и удобно
работать в бою.

— Значит, у нас остается один путь:
уменьшить размеры различных ходовых ме-
ханизмов и узлов танка. Надо сделать это
так, чтобы они ни на поту не потеряли

Тяжёлый танк.

очень молодым. У него мягкие, приятные»

прочности и надежности в работе. Мы питя
и идем этим путем.
06 этом пути рассказывает Котня. Кон-
структоры признали, что охлаждающая си-
стема двигателя занимает много места.: Од-
нако требовалось доказать, что её габариты
можно уменьшить. Конструкторы на время
стали исследователями. В опытном цехе но-

«явилась небольшая аэродинамическая тру-

ба. В ней Котин и его помощники продували
радиаторы, макеты танка. Они проверяла,
как поток засасываемого: воздуха распреле-
ляется и проходит внутри корпуса, Олно-
временно конструкторы иеслеловали- венти-
лятор, искали напболее выгодную форму
лопаток, выясняли, как их лучше всего
расположить. Оказалось, что можно поста-
вить один радиатор вместо прежних лвух.
Понимаете, улалось почти“ вдвое
уменьшить размеры охлаждающей системы.
Почти вдвое... Вот что удалось!

Котин улыбается, его радует сознание
удачи конструкторов, Хорошо и ловко всё
получилось!

Переделка охлаждающей системы — одна,
йз деталей, причем небольших, стоила боль-
шой напряженной работы конструкторов по
совершенствованию тяжелого танка.

Разговор переходит на тему о танковых

‘двигателях. Котин опять оживляется:

— Скорость, маневренность танка ‘зави-
CAT OT мощности мотора. Конструкторы ди-
зелей нам в этом помогают. Но и мы. тан-
кисты, тоже не зеваем. Вы скажете: что
могут сделать танкисты, — ведь ‘они полу-
чают готовый мотор? Это, конечно, так. Но
можно один и тот же мотор использовать
совсем по-разному. Е

Множество лошадиных сил забирают у
дизеля различные вспомогательные аггрега-
ты. Они высасывают из него часть той мощ-
ности, которая должна передаваться холо-
вым частям. Разумеется, так нетрулно силу
мотора разбазарить по пустякам...

Теперь мы умеем горазло рациональнее,
чем раньше, использовать мотор.

Ведь вот, улучшив охлаждающую систе-
му, мы не только выиграли место. Нет. по-
вутно сэкономили несколько десятков лоша-
диных сил из тех, которые требуются для
вентиляторов. Уменьшили сопротивление в
воздухофильтре — выкроили еще сил два-
дцать... Только тут мало-помалу набежала
мощность целого гусеничного трактора или
грузового автомобиля. Теперь мы налрави-
ли ее по прямому назначению. Сами no-
нимаете, как это важно для танка.

За окном раздался гудок автомобиля.

— Надо ехать, мне пора, — сказал
Котин.

Но на минуту он задержался, чтобы вы-
сказать последнюю мысль:

— Я скажу. коротко: наш тяжелый
танк — это машина, способная прогрызть
любую немецкую оборону на танкодоступ-
ной местности.

Конструктор выделил и полчеркнул слово
«любую».

Разговор этот происходил на олном из ар-
тиллерийских заводов Урала. Котин здесь
частый гость, так же каки на других ар-

тиллерийских и бронекорпусных заводах, на

опытных полигонах и танколромах. Танки-
сты видят главного конструктора Киров-
ского завода и на фронте. Он создает и со-
вершенствует тяжелый танк в содружестве
в конструкторами и фронтовиками.

Вперед и все вперед — таков левиз его
трула п его жизни.

В. ВАВИЛОВ. (Спец. корр. «Правды»).

Город Н.

Тысячники на восстановительных работах

МАРИУПОЛЬ, 4 августа. (Выездная ре-
дакция «Правды»). На’ восстановлении 10-
менной печи завода «Азовсталь» и ее ком-
муникаций разгорелось социалистическое со-
ревнование каменщиков, огнеупорщиков,
итукатуров и монтажников,

Первым тысячником на строительстве стал
штукатур Василий Бойков. На штукатурке
здания паровоздуходувной станции он выра-
ботал 28 июля 16,5 нормы, 29 июля — 17
норм. Вслед за ним молодые штукатуры
Полина Мавлеётова и Оля Куприк, став на
вахту в связи с награждением товарища

ныне мы можем говорить не только о вре-
менном триумфе, но о явлении вечном и
историческом.

Не поняла Репина лишь маленькая кучка
«эстетов», выросших на дрожжах чуждого
нам раболенного преклонения перед запад-
ной, по преимуществу французской культу-
рой конца ХХ века. И когла нож безумного
Балашева рассек драгоценное полотно Ре-
пина, его шедевр, картину мирового значе-
ния — «Иван Грозный и сын его Иван», —
эти «эстеты», собравшись на бесовский ша-
баш в аудитории Политехнического музея,
справляли радостно-каннибальскую панихи-
лу, улюлюкая и излеваясь над великим ху-
дожником и его искалеченным произвеле-
нием.

Олнако, к счастью для искусства, вешь
не была разрушена окончательно. Картину
улалось спасти, и мы можем вновь изучать
ее и бесконечно любоваться замечательным
произведением, исполненным драматизма,
силы и неувядаемой красоты.

Фигуры в картине написаны так, что
тружно в мировой сокровищнице. искусства
найти равные им по экспрессии. Нехаром
так велика сила возлействия картины на
зрителя. Лицо Иосанна—воплощение ужаса,
раскаяния, сумасшедшей любви и боли. Губ
его не видать — они закрыты головой уми-
рающего, но такой отцовской любовью по-

дон его прощальный поцелуй, столько в нем

призыва, мольбы, отчаяния и беспрелельной,
безнадежной муки. Прекрасное, покрытое
смертельной блелностью лицо царевича на-
поминает по своим живописным лостоин-
ствам лучшие полотна Джорлжионе и Ти-
циана.

Со страшной проникновенностью и жут-
кой убедительностью написана кровь. Судо-
рожно сжатыми, слипиимися от крови паль-
нами прижимает к себе отец голову сына.
Какая тоска, сколько желания вернуть не-
возвратное в этом трагическом жесте. На-
прасно! Слабеющее тело полкошенным цвет-
ком сникает на узорный ковер, и никакой
силой не удержать. не поднять его. Руки в
картине говорят не менее лин. Таких рук —
это можно утверждать емело — до Репина
не писал никто. Бесномощно; как бы про-
шая, слабо лежит на черном. подряснике
Грозного холеная, нежная рука царевича.
Обрызганная кровью, в ковер уперлась лру-
гая. Покрытая вздутыми венами, правая
рука Грозного в судорожном порыве охватила
тело поверженного сына, и в этой ее на-
пряженности чувствуется огромная сила и

Картина эта имела шумный успех, а! трагическая боль.

Сталина орленом «Победа», выполнили за-
дание более чем на 1.000 проц. На кладке
здания станции каменщики тт. Беляев” и
В. Васин достигли выработки 838’ пром.
вормы.

С большим под’ёмом проходит соревнова-
ние огдеупорщиков, занятых на футеровке
доменной печи № 3. Вначале они уклады-
вали за пятидневку по 30 кубометров. За
последнюю пятидневку июля то же количе-
ство огнеупорщиков уложило 120 кубомет-

ров. :

Диапазон репинских возможностей необы-
чаен. Ему веломы и боль, и страдание, и
смех. И его титанический дух во всём ло-
стигает предельной силы и выразительности.

Запорожская Сечь. Деревянный стол ок-
ружен группой запорожцев. На бочке‘ спи-
ной к зрителю раскинулась «этакая пышная
фигура», как сказал бы Гоголь. Хитрый пи-
сарь с ехилной улыбочкой выводит какое-
TO занозистое словечко, и вся громала ахну-
ла грохотом неудержимого смеха. Сила этого
раската подобна грому, от которого не поздо-
ровится врагу. Здоровенной жилистой ручи-
щей трахнул соседа по могучёй голой спине
усатый лихой запорожец, и треск этого ула-
ра вливается в общую гамму ликующей ута-
ли. Жест, поистине полемотренный в гуще
народной жизни! Держится за бока здоровен-
ный, зашедшийся от смеха до слез, селоусый
батько. Хохот во всех его оттенках и ста-
диях бесподобно изображен Репиным. Раска-
тистым эхом пронесется он и в Врым, к не-
навистным ханам, угрюмо насупится от того
смеха Иеремия Вишневецкий.

Эпическая, сильнейшая вещь, написать
которую мог только человек, всем сердием
возлюбивший Родину! Много ли в мировой
живописи произведений, равных по сила
возлействия репинским «Запорожцам»?

Он трудится над ними долго, собирает,
взыскательно сортирует и ‘безжалостно от-
брасывает материал. Езлит‘на Хортицу, изу-
чает типаж, вживается в быт. Его творче-
ский метод — тот бамый, что лежит в 0сно-
ве создания всех классических произвелс-
ний.

Мы в этой статье разобрали лишь неко-
торые произведения великого художника.
Проанализировать и рассмотреть все нейс-
числимое наследство репинского титаниче-
ского труда не позволяют узкие рамки ста-
тьй. Нашей задачей было показать размах,
силу и красоту творений этого великого ма-
стера, его значение в истории русской пз-
циональной культуры,

Творчество Репина, глубоко и целостное
народное, национальное, входит в сокровин-
ницу лучших достижений мировой кузь-
топы,

Мы, русские люди, любим и высоха чтим
велчкого художника — гордость нашего на-
рода. Он дорог веем братеким народам на-
шей могучей Родины.

Александр ГЕРАСИМОВ.

‚ Народный художник СССР.
Василий ЯКОВЛЕВ.
Народный художник РСФСР.

i