He:
Kee

У
oro
KC
03,
у.
И:

aes
a,

Ou

ant
OMA

apt:
cova

bee
142%
В,

Be
ons,
pee
p08,

KEM,
(КОЗ,
000:
pat

Kit

ys,

Fe
дать
pia

fiat

р
дав

ох
sift

pH

№

ent
fot
24:
sil

$03
1%

grit

tf
ott

12 ABFYCTA-1944 r.,

a _ ВАЗА

№ 193 (9650)

ЭВ.

6.

ЕЕ ЕЕ ЕЛИ ЗО

‘Лагерь на

©

SSE Re ee

oo °¢

‚ ПРАВДА

ЕВЕ ЕЕ ПЕНИИ Ee

ЕВЕ

Майданеке.
я всё. Он разучился говорить. Он отвык от
солнечного света. Но он сохранил жизнь.

ЕЕ Е ЕТ ee ee ee

Через Л

Нк,

убанскую низменность

(От военного корреспондента «Правды»)

Человек, попадая в лагерь на`Майданеке, : Е

переставал быть человеком; он становилея
предметом, подлежащим уничтожению. У
него отбирали личные вещи, ценности, оде-
злу. У него отнимали имя: Ему выдавали
жестяной номер на проволоке хля постоян-
ного ношения на шее и полосатое арестант-
ское рваньё. На куртке масляной краской
намазывалея красный, чёрный или жёлтый
треугольник н бугва, обозначающая нацно-
нальность заключенного: ПН —— поляк, Ф —
француз. Национальность определяла отид-
шение к нему тюремщиков. Человек мог за=
быть в этом лагере собственное имя, но на-
лачи никогда не позволяли ему забывать.
что он «славянская свинья», спольская

‘скотлна», «руссише швайн» или «юдё» —

еврей. ;

С жестяных номерком на шее, с проволо-
кой, вевшейся в тело, проходил заключён-
ный весь свой крестный путь от карантина
хо крематория. Этот путь мог быть очень
коротким. Мог растянуться На Много лод-
тих, мучительных: месяцев -мелленного уми-
рания, но он всегда приводил в печам обер-
шарфюрера Мунфельда — к печам дьявола.

Отсюда не выходят.

Из Италии пригнали в лагерь каторжни-
ков серных коцей. Говорят, эти кони — ва-
Moe страшиве место: мира. Но эти итальянцы
выжили и в серных копях. Тогда их присла-
ля в лагерь под Люблином. Здесь они стали
быстро умирать; Машина: комбината смерти
па Майданеке действовала безошибочно и
беспощадно, с тупым азартом топора.

Она приходила в движение уже в каран-
не.

Вновь прибывшие должны были отбывать
тарантин... в бараке для больных туберку-
лёзом в открытой форме. Двалцати дней «ка-
рантина» было достаточно для самых крен-
ких. Туберкулёз теперь прочне сидел в них,
онн несли его дальше, в общие бараки” -

В одном только марте 1944 года, го офи-
циальным документам немецкой адиннист-
рация лагеря, от туберкулёза умерло 1.654
человека. Среди них 67 итальянцев, много
поляков, русских, чехов, есть албанцы,
ютославы, греки, хорваты, словенцы, сербы,
патовцы, латыни.

Туберкулёз не лечили в лагере. Злесь
вообще не лечили, здесь — убивали. Но ла-
зарет в лагере был, и даже блистающий чи-
стотой специально для немецких ‘фотокор-
респондентов и всё. время ожидавшихея, но
так ни разу и не приехавших «международ-
ных комиссий». В этом лазарете были акку-
ратные дощечки на дверях; «аптека», «опе-
рационная», но не было самых элементар-
ных медикаментов, самого необходимого ин-
струментария.

Впрочем, это и не было нужно. Среди за-`

хлючённых жило стойкое убеждение: в лаза-
рет попадать нельзя. Из лазарета в барак не
зозвращаются.

Если человек хотел протянуть свое зем-
106 существование, он должен был екры-
вать, что он болен! m4

В аазарете были медицинские весы.
Иногда заключённых взвешивали. Зачем?
Неицы любят порядок. Они аккуратно зано-
или в книгу: вес заключённого (взроело-
10) —32 килограмма.  __ Е

Тридцать два килограмма вес взрослого
человека! Это вес его костей, обтянутых
(ухой желтой кожей.

Заключённые получали «суп» из травы,
екощенной тут же на поле, у бараков. Эту
траву узники Майданека се горьким юмором
бречённых называли’ «витамином -@б».

(т голода и истощения умирало ещё
больше, чем от туберкулёза. Люди падали
на работе, эсэсовцы хобивали их железными
палками.

заключённые врачи в вечерних рапортич-
вах скрывали умерших за день. Мертвых не

-Узосили. Живые лежали рядом, на одних

нарах с мертведами, На другой день паев
MEPTBCHOB доставалея живым. — kA

т.

Человека, заключённого в «лагерь унич-
зожения», мог убить всякий принадлежа-
щий к лагерной администрации: начальнию
картофельного поля Мюллер и самый послед-
вия као. Капо—вепомогательная полиция,
вавербованная из заключённых немцев-
уголовников. Капо соревновались в усердии
с эвэсовцами. Убийство заключённого не
считалось преступлением, оно было 405-
австью, долгом, службой.

-Ээвовцы хвалилиеь перед гестаповцами
бволии подвигами в лагере. Гестановцы не
оставались в доагу. ee

VY xanzoro CC, y Ramjoro Rano был свой
метох нстязаний. Отин убивал ударом са
Пога в глотку, другой любил плясать я&
ан жертвы; Длинная, ‘костлявая . 9€-
SOBEA из женского поля избизала бичом.
Онз` била жении по соскам, пю половым
органам, по ягодицам. Её бич со сладострает-

ным свистом пахал на тело. Она была са-
ee

bs *) Окончание. Началоъсм. «Правду» от 11 ав-
ста, р

Город Люблин; Траурный митинг памяти ‚мучеников лагеря

БОРИС ГОРБАТОВ

oo 8

дистка и поихопатка и засекала женщин ло
смерти. >

Были срехи СС и любители оетрых шу-
ток. Одни травили заключённых собаками,
лругие забавлялись у басвейна. Эти застав-
ляле узников имрять в воду п; дождавшись,
когда жертва выныриет, били палкой но
голове. Велл заключённый ие утопал пос-
ле этого, ему разрешалось выползать из
бассейпа и оловаться. Олетьея ou лолжен
был в три секуллы. Her, — снова ныряй в
‘веду, снова удар палкой по голове, снова
три секунды на олевание... И так до тех
пор, пека жертвы ‘или погибали в баесей-
не, или одевались в три секунды. Чаще —
погибали. ?
‚ — Я вилел,— рассказывает Владислав
Скавронек, возчик,— я на собственные очи
ридел, как немка-эсэсовка привела в крема-
торий шестерых. детей: двух мальчиков и
четырёх девочек. Это были крошки: четы:
ре —= восемь лет. Начальник крематория

Мунфельд сам раздел их догола. расстрелял.

из револьвера и отнравил в печь. Я видел
потому, что привёз лоски для скяада.

— Я видел. — показывает Веслав Соны-
Ba,— что они слелали с моим знакомым
Чеславом Кшечковским. Ему было 42 года,
он был крепкий человек. Но он черовно ето-
ял в строю, и его стал бить гесталювец. Он
ударил его ногой в живот... Потом палкой...
Потом прыгал на его животе... Но Кшечков-
ский всё ещё жил. Он был крепкий чело-
век. Torta гестаповен взял палку с заюет-
рённым котом, воткнул Кшечковскому в
рот и с силой рванул... Om разорвал ему
всё лицо, внутренности... Ёшечковекий был
ещё жив... Всё его тело  солрогалось... Его
положили нал носилки и унесли в кремато-
рий. :

<— Я вилел, — говорит Пётр Денисов. —
как СС убил человека. Я инженер-любли-
нец. Работал в лагере по проведению кана-
лизации. Этот СС наблюдал за заключбённы-
ми. Он был совсём мальчик, 19—20 лет.
У него было нежное, женственное лицо. Я
бы никогда не водумал, что он СС. Он выб-
рал среди ‘заключенных одного молодого,
сильного еврея и сказал ему; нагни голову!
Тот. нагнул. Тогда СС начал бить его пал-
кой по шее. Еврей упал. «Отталщите его!» —
приказал СС. Еврея поташили лицом по
земле... По мерзлым грудам... Был снежок на
земле, и он стал красным. Но еврей еще
жил. Тогда СС взял бетонную трубу — 60
килограммов — и бросил её на спину ев-
рея. И её раз и ещё... Я услышал страш-
ный хруст костей... И криво. Я сам закри-
чал... Я не хотел смотреть, но не смотреть
не мог. А этот СС полошел к еврею, нолнял
палкой веко — мёртв... И закурил... У не-
го было такое женственное лицо, но оно не
побледнело даже. Е

8.

Человека убить легко; Лля этого желез-
ной палки хватит. Человечество истребить
немыслимо. f

Ho именно этой маниакальной идеей за-
дался Гитлер. Истребить всё человечество,
неё угодное ему, неповорное, охухотворённое,
евободолюбивое. Или по крайней мере —
истребить вее человеческое в оккупирован“
ной Европе.

Для свершения такой диверсии против
‘человечества. немцам и поналобилиеь гп-
тантекие механизированные комбинаты
смерти типа Люблинского лагеря.

Маллисны людей нельзя застрелить’ из
автоматов. Нужен комбинат» всех извест-
ных алюдям средств уничтожения.

Это и было сделано в латере на Май-
данеке — этом комбинале массового пфоиз-
золства смерти.

Расстрелинали в лесу. Расстреливали в0
рвах. Засекали бичачи. Травали собаками.
Убивали палкалиг. Дробили черепа. Топяли
в воле. Запихиваля в ‹«лущегубки». —
Плотнее! Плотиее! — Чтоб больше в01ло-
Морили голодом. Убиваля туберкулезом.
Лушили в серых бетонных камерах. Напи-
хивали людей пебольше. Лвести пятьде-
сят. Триста. — Нлотнее! Излотнее! — Ду-
шили циклоном. Отравляли хлором. Через
стеклянный глазок смотрели, как корчат-
ся умирающие. СОтронли новую газовую
камеру. Душнли газом. Аллы на кострах.
Жгли в старом  крематории. Грюпускали
поодиночке через узкие двери. Оглушаля
ударели железной палки. Шо черепу. Та-

щихи в печь. Мёртвых и живых. Ноте-

рявших сознание. Стабались набять печь
плотнее. — Плотнее! Нлотнее! — Разруба-
ли трупы. Смотрели через синий глазою’ в
печь, как с’еживаютея и обугливаются
люхи. Убивали поодиночке. Убивали nap-
зтиями. Уничтожали целыми транепортазит.
Сразу восемчалцать тысяч человек. Разом
тридиать тысяч человек. Пригоняли пар-
тии поляков из Ралома, евреев: из вариав-
exoro гетто. Евреев из Люблина. Гнали че-
рез лагерь: Окружали собаками и автомат-
чикамн. Шелкали бичами быстрее!” Быст-
pee! Be И

° Чефез лагерь на пятое поде приходила

бесконечные вереницы евреев. Молча. Ря-
лами. Взявшись за руки. Дети прижима-
лись к родителям. Молча. Молча. = Шяель!-—
«Быстрее!» — полгоняли немцы. Рычали
собаки. Хлопали бичи. Ряды  убыетряли
Tiar. Задние зобоняли перелних. Бежаля.
Спотыкалиеь. Палати. Залыхались.

Вюуг начапали греметь все решрюлуе-
Торы лагеря. Вееблые фокетроты, танго.
Лагерь замирал от ужаса. Знали; значит
больнгие расстрелы сегодня. Начинал рабс-
таль трактор. Фокстрот сменялея py wool.
_ Иа пятом поле обречённые раздевалиеь.
Догола. До нитки. Все. Мужчины, жен-
щины, дети. Их гнали ко- рву. Быетрей:
Быстрей! Можалиеь в рвы. Тело к телу.
Покорно.  Безропотно. — Нлотнее!  Нлот-
нее! — приказывали немцы. Спресеовыва-
лиеь плотней. Сплетались. Руки, ноги, г-

зовы уже не приналлежали человеку. Она.
‚существовали отлельно, придавленные, раз-

furrnre. Смятые. На первый par ложился
второй. ‘Потом третий. Гремели фокетротьь
в репролукторах. Стучал трактор. Весь ров
теперь был ло краёв наполнен живой тре-

петной, стонущей ин проклинающей убийо

человеческой массой. Автоматчики поливз-
ли пов огнём из автоматов.

Й. все пять печей нового крематория
разевали свои жалные пасти. Они. работа-
ли с\алекой нагрузкой. И днём, и ночью.
Тысяча четыреста трупов ежесуточно. Ма-
ло! Набивали печи плотнее. Вместо пюе-
ти — семь трупов в печь. Подьмати тем-
пературу в печах. 1.500 градусов: Мало!
Убыстряли процессе сжигания. 45 минут.
40. 30. 25. Леформировалея кирпич в 18
wax от невероЯунюй жары.
чугунные шибера. Высокая туба кремато-
PEA лымила круглые сутки. Чёрный фм
стоял над лагерем емерти.

`Ветер с Майданека разносил трупный за-
пах по всей окруте. :
9.

Можно ли было уцелеть в этом лагере
уничтожения? Отеюда не выходят.

Многие сами искали смерти, чтобы пре-
кратить бесконечные муки. Бросались на
электрифицированную проволоку и умирали
на ней, почернев и скрючивитись. ^^.

Инженер Денисов рассказал нам ещё и
0 таком случае добровольной смерти, про-
истедшей на его глазах.

Двов заключённых подошли в эсэбовцу и
попросили повесить йх.

“—— Новесьте нас!

Эезсовен удивлённо посмотрел на них и
усмехнулся. Е

— Яволь. Пожалуйста.

Он сделал нетлю, сам. накинул её на шею
желающему умереть, поставил его у рва,
бросил концы верёвкя двум своим помощ-
никам и, кривкнув им* держите крепче, уда-
рил заключённого ногой под коленко. Тот
упал в ров, подёрталея в петле и умер.

Второй заключённый немедленно подошёл
Ko рву. ОН сам расстегнул свой воротничок,
сам надел петлю на шею, оттолкнулея —
и последовал за товарищем.

Мы: нанети нд- стене барака две карандаи-.

ные надписи. Первая: «Ваня Иванов дурак
в том; что нё может себе ничего сделать» и
вторая — словно отвечая на первую: «Умри
так, чтоб от смерти твоей была польза».
_ Можно аи было убежать из лагеря?
_ Мы слышали о «штурме лопатами» и о
«побеге восьмидесяти». В 0б0их случаях
действуют русские пленные. Видно, рус-
скому, советскому человеку наиболее при
вущ дух борьбы 3a свободу. Sie

«Штурм лопатами» произошёл в Крем-
бецком лесу, где работали военнопленные
из лагеря. (емнадцать русских лопатами
убили немецкую охрану и убежали.

«Побег 80» произошёл позже. Ему пред-
шествовал настоящий митинг в бараке. 05-

вуждалось: бежаль или не бежать. Восемь-
‚десят решили бежать, пятьдесят-—-осталься.

Решили бежать ночью. Оставшиеся обе-
щали не выдавать. И не выдали. Ночью побег
состоялся. Набросив пять одеял на прово-
локу (тогда ещё не электрифицированную),
пленные перёнолзли через неё и убежали.

Оставшихся немцы в ту же ночь вывеля
из барака, уложили наземь и расстреляли.

Я знаю ещё один случай побега. Его с9-
вершил люблинец Давидсон, еврей. Он 6е-
жал в тот момент, как их гнали из лагеря
на работу. Он знал, что его застрелят пря

‘побеге. Но он знал также, что его и б6з п0-

бега застрелят. Ему не из чего было выби-
рать. Он побежал, ожидая пули в затылох.

‚Но пули миновали его. Он епасея.
Ero приютила знакомая польская семья.

Два года и тринадцать дней — вилоть 49
прихода наших войск в Люблин — поляки
скрывали еврея у себя на чердаке и кор-
мила 60. Все эти два гола и 13 дней он
пролежал влёжку, чтобы шумом пгагов” не
вылать сёбя и семьи, его приютившей. Все
эти два года он никого не видел, ня © кем
неё разговаривал. Ему забрасывали пищу —

Оплазлялись.

Мы видели его.
так же, как он на своём чердаке, так

й тысячи людей в лагере жили смутной на-

деждой...

Мы видели на стене барака в лагере ри-
сунок синим карандашом. Без похтиеи. Без
текста. Рисунок изображал простой п тихий
украинский пейзаж. Сколько горькой тоски
по родине, по вольной волюшке было в этом

рисунке! Сколько надежлы!

Да! Даже злесь, в лагере уничтожения,
люди продолжали надеяться... Свои належ-
ды они связывали с наступлением Красной

Армии.

Врасная Армия нё обманула их надежд.

10.

Сейчас на Майданек приходят тысячи

люблинцев.
лагерь.
Три года был он их кошмаром. Три года
дышали они трупным запахом его печей.
Пять лет жили под кнутом немпа.
Чёрным смрадом и тайной был окутан
этот. лагерь смерти. Теперь нет больше

Нриходят увидеть страшный

тайн. Вот печи дьявола. Вот рвы, где рас-

стреливали: Вот останки полусожжённых
трупов в крематории,

- Люди смотрят и уже пе плачут. Всё слезы
выплаканы. Слёз больше нег. Толпа кричит.

Во рву работают немцы, захваченные.

в лагере. Палачей заставили выкопать тру-
ны их жертв.

Глухо звенят лопаты о землю. Немцы
работают молча. Они только испуганно
вздрагивают, когда слышат яростный‘ рев
TOMI, и ещё ниже склоняются в своим
лопатам. ;

Толна кричит.

Лопаты стучат о землю. С ужабом вскри-

кивает женщина. Из груды развороченной
  глины рва выглянула ножка ребенка.

„.— Убийцы! == стонет толпа. — 0!
Убийцы! - Ри

Мимо проводят пленных немцев, солдат
и офицеров. Их больше восьмисот. Чтоб ог-
радить нх от народной ‘ярости, их ведут по
другой стороне рва. Конвоиры показывают
им дело их рук. Труп ребёнка уже весь
извлечён из земли и положен рядом с дру-
гими трупами: pa

Немпы молча идут мимо. Одни — отве-
рачиваются. Другие — тупо рассматривают
трупы.

— Бандиты! — кричит им
Убийцы!

толна. —

Толпа густеет. С дороги, из окрествых.

сёл сбегаются люди. Только ров отделяет
людей от их палачей. Во рву среди трупов
замученных — маленький, детский трупив,
`Ивмцы идут, согнув шеи, уткнув глаза в
землю. Руки — за спиной. Толна неиютов-
ствует. Словно хлыст, свистят и падают на
спины убийц её крики:
— Убийцы! Дегенераты! Садисты!
Старик-поляк Петр Рожанский подымает
палку над головой и кричит: — Чем, чем
заплатите вы мне за моего сына?
—  Чем? . р
i,

Снова стучит в окна ветер`с Майданека:

‘помни о печах льявола, поляк, помни 0 лз-

тере смерти! Помни о миллионах замучен-
ных, расстрелянных, сожжённых! Помни и
мести! :

На площадь перед замком Люблинскям
стекаются огромные толны. Поклониться
праху мучеников.

Хор поет «Богородицу» — молитву, с №7
торой шло Войско Польское на поля Грюн-
вальда бить немцев. о

Рыдает площадь... Девочки в белых
платьях несут венки на могилы. Припали к
земле женщины в черном — вдовы замучен-
ВЫХ.

Обнажив головы, стоят солдаты Войска
Польского. Взяли винтовки на-караул бой-
пы Красной Армии.

Торжественно-траурную омессу служит
Ecena3 Крушинский. Перед прахом муче-
ников OH призывает соотечественников к
единению. Член Польского Комитета Нацио-
нального Освобождения В. Ржимовский от-
крываех мемориальную доску на стене Люб-
линского замка. На ней краткая надпись:

«Миллионам жертв, замученным немец-

кими преступниками на Майданеке и в

Замке. _

6 августа 1944 года.
х- - Польский народ».

Бывшие заключённые несут урну. В
Heli — пепел из крематория Майланека. Ур-
Ha замуровывается в стену замка. Делега-
‘ция Красной Армии возлагает венки от ар-
мии -и правительства СССР.

Двадцать пять тысяч собравшихся на
площади поют старую антинемецкую пес-
ню «Рота» (Присяга). ,

Как присяга; звучат слова:

Не будет немец нам в лицо плевать,

Не булет немечить наших детей.

На крови мучеников, в. огне борьбы, в
братском союзе с советскими народами вст3-
ёт из пепла новая, свободная Польша.

`желые для наступающих условия.

К северу от Даугавнилеа, примерно на
полупути из Резекне в Мадону, лежит боль-
шое озеро Лубана. Во все стороны от него
на десятки километров тянутея ‘пороснгие
папоротникох и карликовой сосной топкие
болота. перемежающиеся с общирными мас-
сивами заболоченного леса. Это—Лубанская
ниаменность.

Преодолеть километр пути здесь уже сам
ho cede потииг. А ведь. за болотом кажлый
паз жлал бой, часто прямо из трясины наш
боец бросаясл в атаку. - в

Бои на Лубанской низменности прохолжа-
лись лесять лней. Шац за шагом мы преоло-
левали упорство врага и тони болот. Лень
венчался злесь продвижением на 6—10 ки-
лометров. Крунные населенные пункты и
города -—— свилётели происхоливших вокруг
зих ожесточенных боев. . :

Горох Чивани — важный опорный пунет
немцев на пути в Крустниле. Наши
части захватили 6го после того, как обошли

] в северо-востока ий севера, отразив все вра-

жеские- контратаки. в кажлой из которых
участвовало ло батальбна пехотьг с танка=
мии самохолными обрулиями. В боях за
Ливани было истреблено около тысячи не-
мепких соллат и офицеров; более 100. взято
в плен. Ste
0бхолным маневром с ‘севера войска
фронта овладели городом Вараклани  —
сильно укрепленным опорным  пунетом
spara fa 10ббе Резекне —— Мадона. 06
ожесточенностя боев за Вараклани доста-
точно убелитёльно говорит тот факт, что

только на одной высоте, прикрывавшей пот-.

ступы к городу. немцы оставили околе че-
тытехсот трупов.

Форсировав затем реки Тойпня и Лысина.
Halt части после упорных боев овладели
крунным узлом сопротивления впага на
пути в Матону—-населенным пунктом Бао-
rapa, На Баркаву наши войска шли неё по
дороге, ‘а трудно проходимыми местами с
юто-восточной стороны. В тоо-западу от
него войска Фронта заняли крупные‘ насе-
ленные пункты и узлы тгрейдерных хорег.
С выхолом в этот район наши части очу-
тились перед сплошной цепью болот Лубан-
ской низменности. Ss

Войска, лвигавшиеся на. Rpycrunac
влоль Западной Двины, ветретились с 6o-
лотами еше раньше. Уже на дальних пол-
ступах к городу Ливани им поеградило путь
большое болото,  простирающееся на два-
дцать < лишним километров параллельно те

‚ чению Западной Двины. Обхотить его сле-

ва, прижимаясь к самой реке. — значило
подставить себя под прицельный огонь ар-
тиллерии противника, еле сидевшего на
левом берегу, поэтому наши части стали
эгибать болото по восточному клал:

Это был нелегкий путь. Группа более
‘мелких болот, сравыительно широкие реки
Дубно и Фейманке с их многочисленными
притоками в сочетании с непрерывно уси-
ливавшимся сопротивлением противника
создавали. казалось. непреодолимые трудно-
сти лля наших войск.

На олном из участков фронта наши бой-
цы захватили приказ нового командующего
северной группой немецких армий генерал-
полковника Шернера, из которого видно,
каков большое значение притает гитлеров-

‘кое командование обороне Прибалтики.

«Соллаты северной группы аомий, —
взывает Шернер, — в серьезный чае по-
ручил мне фюрер командование Северной
труппой армий и приказал использовать
лля обороны Прибалтики всё имеющиеся
ресуреы. ie

Зы можете быть уверены в том, что в
самый короткий сров я ‘доберусь ло каж-
лого бездельника, до кажлого уклоняюще-
roca от боя. Важлый метр земли, каждый
участов должен оборонятьея с пламенным
банатизмом. Мы должны врасти в зеулю,
ви один командный пункт, ни один поет
управления не должен быть clan поотив-
нику. Вы, солдаты Северной труппы: яр-
май, держите в своих руках судьбу и pe-
шение войны». :

“Следуя этому приказу, гитлеровские ди-
Bust ‘утраивают,  удесятеряют усилия,
чтобы остановить наступление наших
войск. отсрочить чае своей гибели. Вчера
ой огрызались с большим остервенением,
нежели накануне, а сегодня сопротивля-
ются гораздо ожесточениее, ‘чем вчера. Тя-
ля Лубан-

ской низменности весьма способствуют

‘упорной обороне противника. Здесь каж-

лый водный рубеж, любая узкая солосеа
твердой почвы межлу болотами = враже-
ская крепость. 0 дорогах неё приходится и
говорить. Их немцы обороняют ¢ особым
упорством. Еойскам, стремящимея на запал,
остается один путь — через болота, и лю-
ди идут, пробираяев по пояс, а 10 и 15

горло в ‘воле. они упрямо шагают вперед, _

стибаясь пот тяжестью минометных ство-
лов и станковых пулеметов. Даже легкие
пушки зачастую совершают многокиломет-
ровый марш <на плечах» солдат:

Тем врёменем части. действуютине север-
нее озера Лубана. пробиваясь заболоченны-
ми лесами, вышли к реке Балупе. бфорен-
ровали ее и с холу првотолели слетуюнеей
водный рубеж — реку Пелелзе, Захватав.
небольшой плапларм на запалном берегу,

} Ha части прочно закрепилиеь на нем и

стали постепенно распитрять его: Противз
ник прелпринял злесь несколько ожесто--
ченных контратак. пытаясь сбросить совет-
ские полразлеления е плацлайма. но 6e2-
результатно. Отбив все попытки вражеской
пехоты, подлержанной танками, самоход-
ными орудиями и сильным артиллеряйскам
„огнем из глубины, наши части медленно,
но настойчиво распространялись вирь и
вглубь по западному берегу реки Пехедзе,
призвагаясь к тоссе Тубана-— Гулбене.
Весьма успешно развивалось наше на
ступление ‘к заталу от озера Лубана. (ло=
мив сопротивление протявника, части. лви-
тавитиеся co ‘стороны Баркавы, мощным
эывЕом отбробили врага сначала к реке
АЙвиэкста, а вслел затем на северо-запая=
ный берег ее. Движение злёсь было на
столько стремительным и натиск тахнм
сильным, что немпы не убпели ни разру-
тить пепеправы, ни угнать пловучие
средства. Воспользовавшиеь растерянностью
противника, советекие воины пемелленно
захватили переправы си. преследуя по
пятам отступаютщего врага, переправились
fa другой берег. Правда, плапларн 3a
рекой представлял собой небольной клочок
земли, но он имел для наступающих KNIT

ное значение. Дело в том, что река Айвиз

экстэ, служащая как бы рамкой Лубан-
ской низменности с северо-затада, явля
лась серьезным препятствием. Ширина ее от
60 метров в среднем течении достигает в
устье 165 метров. а глубина колеблется _
в прелелах лвух— четырех метров. Пооте-
кая влоль всего фронта, он^ служила лля
немцев прочным барьером. К тому же ce-
веро-запалный берег ее противник основа-
тельно укрепил транттеями с большим ко=
пичеством огневых точек. ‘Захват плаптар
уа на том берегу должен был снособство-
вать быстрому форсированию реки на ши-
оком фронте и выхоту наших войск из
Лубанской низменности. Тах п получилось.
Под прикрытием мощного артиллерий-
ского огня и при поддержке с воздуха
HAM части, сосредоточенные в районе зач
хваченных Y противника переправ, pac-
ририли плацлаом ло 8 километоов о по
фронту и ло 3 километоов в глубину. В
течение всей следующей now шли оже-
‘сточенные бой за распгирение плаплаюма.
Используя успех на этом участке. ча“
сти, лействующие южнее, опрокинули поо=
тивника на пюлтетупах в крупяому Hace<
ленному пункту Лыеградэ. Они с боями овла=
дели этим узлом дорог и прадмостным укз
оеплёнием на реке и. в свою очередь, вы
ли на рубеж реких Айвиакстэ. Таким образ
зом, уже на лругой лень наши части на
фронте ло 40 километров поликом очистили
от ‘противника восточный берег Айвиз
эксте. Это поставило в восьма затрухниз
тельное положение группировку немцев,
обарбнязиую полетупы в тороду Ёруст-
пиле. Группировка оказалась зажатой в
треугольнике, стороны которого составляли
реки Западная Лвина. Айвиокст и наши

ноступающие части. Развивая паступление,

нала пехота вместе с танками прорвала
обопону немцев севернее. города и вышла
па коммуникации, связчтвающие Врустиилс
з Гостини и Ригой. Продолжая сжимать
полкову вокруг Крустпилеа. натии части
ворвались в город и овладели им. Остатки
немецесго гарнизона, спасаясь от полного
тазгрома, бежали на левый берег Западной
Двины, _

Болота Лубанской низменности осталиев
позади. Войска Красной Армии прододжа-
г движение внеред;: на запал.

: С. БЕССУДНОВ,

Действующая армия, 11 августа.

(По телеграфу). $

Вручение. наград истребителям танков

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 1! августа.

(Спен. корр. ТАСС). Огневые позиции гвар-
дейских гаубиц. Грозные орудия тщательно
замаскированы. В зеленой лощине выстрои-
лась шеренга артиллеристов — героев пос-
ледних наступательных боев.

Это произошло совсем недавно. Против

нашей наступающей пехоты враг бросил в

контратаку 58 танков; Контратака была
отбита. 5 ;
За первой неудавшейся контратакой по-

следовали еще три. Немецкие танкисты

i

пытались прорваться в тыл гвардейцам, но
всюду натыкались на сокрушительный
огонь гаубиц: Все контратаки были отбиты

‚с болышими потерями для врага. 24 враже-

ских бронированных машины остались на
поле боя.

Командир части зачитывает приказ Военз
ного Совета о награждении гвардейцев, осо-
бо отличившихся при. отражении танковых
контратак: Нервым пибЛучает орден Славы
3 степени командир орудия сержант Кузне-
нов. Отражая контратаки немцев, он подбил
два вражеских танка.

уничтожения в Майданеке. Справа — выстуласт член Польского Комитета Национального Освобождения инженер Ян Михаил Грубецкий.

г Фото военного корреспондента «Правды» Я. Рючини,