0H

sais

Rose
ГИЯ,

Я

ву

27 АВГУСТА 1944 г., № 206 (9663)

LSS ay

Ser

SS eas

SSS Se д жа

За Вислой. Советские танки выходят из укрытия в атаку.
%

ПРАВДА

Е ИЕН ЕЕ НЕЕ НЕ КА ВАК:

~

Фото военного корреспондента «Правды» А. Устинова.

Танк родился в разгар первой мировой Преимущества советских танков перед
‘войны, в 1916 году, но заметное место он   немецкими были явны, неоспоримы. Наши
занял в боевых действиях только к концу   танки имели лучшую броню. Наши танки
войны. Не он ренгил ее исход, но он нанес имели лучшую пушку. Наши танки обла-
немцам последний удар. дали высокой проходимостью. Немецкая пе-

Танк выглядел тогда, как огромная чере-  чать закричала о «советских чуловищах».
naxa, Он действовал на воображение солдат   Моральное воздействие советских танков на
He меньше, чем на их боевые порядки. Он   немцев было огромное, но именно потому,
двигался медленно и неуклюже, зато   что сила этих танков была действительная,
‹ ороуным птумом и лязгом. Его пулемет-  подлинная, построенная не на рекламе, & на
ный огонь был мало действителен, а броня   всестороннем превосходстве—ли в мощи тан-
предетавляла, слабую защиту. ка, в его броне, в его огневых средствах,

Нелостатки первых танков были много-   в его подвижности и маневренности. Не чу-
чиеленны и очевидны, Но столь же очевид-   довищем явился советский танк перед вра-
в было, что танку принадлежит виднейшее   гом, а русским богатырем. Он свободно хо-
уесто в будущей войне, к которой народы   дил, несмотря на свой вес, по своим, род-
начали готовиться, едва смолкли орудия   ным дорогам, преодолевая и грязь, и стужу.
1ервой мировой войны. Какое место займет   Он шел в бой вместе с другими частями
танк среди других вилов оружия? Этот во-  Красной Армии, в тесном содружестве с ар-
трое решалея в различных странах по-раз-   тиллерией ‘и пехотой, во взаимодействии
лоу, в зависимости от их национальной   с авиацией. :
венной доктрины, от. господствующих Немцы не могли скрыть своего испута.
ядов на характер будущей войны. Даже в их ззартные головы. бронированные

Немцы не имели танков в первой миро-   тупостью и’ спесью, пробила себе путь
№ войне и не строили их. Некоторое время   мысль, что в борьбе с таким противником
еле этой войны они и He могли их   блицкриг—это нелепая утопия, фашистская
троить. Но немецкая военная мыель уси-   бессмыслица, и нужно готовиться в дли-
венно работала над проблемами танка. Она   тельной, затяжной войне, в которой никого

танки

‘Прежде, чем начинали стрелять.

оценила и его боевые достоинства, и его мо-

на испуг не возьмёнть...

Но немцы еще не

ральное воздействие ‘на врага. Немцы ис-   понимали, что и эта` затяжная война ими

пользовали технические достижения англи-
чан, французов и американцев и организо-
BIE MACCOROC- производство танков.

проиграна. :

о Е +
`` Советский танк так же национален, как

..В началу второй мировой войны лучши-   немецкий, английский, французский. У него

ни немецкими танками’ были

«Т-3» и  6В0е лицо, и это —— лицо советской страны,
«1-4». Немецкие генералы оценили их  лицо советского человека.

Оно даже во

отюмную техническую силу в германекой   внешних чертах сказывается. Невысок со-

азбойничьей наступательной войне, но

пероценили по-своему их тактические   Мощь чувствуется в его движении, и нет
свойства. Танки пленили воображение за-   ныне на танках мира пушки, более мощной,

хзватчиков, и моральное возлействие танков

г в основу фашистской разбойничьей   танка. i

стратегии.

Известна ‘книга  тенерала Гудериана
«Внимание! Танки». Самостоятельные тан-
MBLC мощные армии осуществляют про-
рыв, дезорганизуют войска неприятеля,
издают условия их окружения и разгрома.
Авантюризх немецкой военной доктрины
выразился в том, что танк в тажтических.
(BONX свойствах превращался в самодовлею-
Wee оружие, отрывался от пехоты и  артил-
терии, и сила его сосредоточивалаеь пре-
пиущественно во внезапности, в скорости,
в устрашении неприятеля. Немцы, сделав’
(MABRY на танки, нелооненивали значения
артиллерии. › .

Немецкие танки оправдали ‹ебя в пер-
вЫе годы, войны. Победителей не судят,
итанки «Т-З» и «Т-4» не подвергались су-
ТУ боевой «критики» на поле сражений. Вой-
ва во Франции, Бельгии, Нервегии не была
резным испытанием. Танки с грохотом
ичалнсь по превосходным дорогам, почти
не встречая сопротивления. Они подавляли
противника видом мчащейся лавины еще
Немецкие
танкисты, не ветречая сопротивления, чув-
ствовали себя в полной безопасности даже
зз тонкой  20-миллиметровой броней.
Победы немцев на западе были одержаны
танками. Моторизованная пехота была допол-
Нением к BUM, :

Успех немецких танков до крайности
убитил самодовольство немецких генералов.
Они пренебрежительно относились к силам
Противника и не интересовались тем, что
происходит у ких. Кичливость, зазнайство,
сюсь немецких стратегов не знали предела.
Блицкриг блестяще оправдал себя на запа-
2 и с величайшей  самоуверенностью
Гитлер набросал план блицкрига в совет-
ской стране. Внимание, танки!

Е жя

Но тут, на советской земле, в 1941 roxy
п произошла первая осечка немецких тан-
ков. Дело, конечно, не в шифоких простран-
ствах советской равнины, не в особенностях
русских дорог, не в особенностях русского
климата, на что слезливо жаловались не-
мецкие генералы. пытаясь оправдать себя и

яснить неожиданно  обнаруживигуюся
слабость своих танковых армий.

Дело было прежде всего в сопротивлении.
бойца и команлира Краеной Армии. Героя-
Ческое и стойкое сопротивление сразу 09-
наружило слабые места немецкого танка и
то отрицательные тактические свойства.
Красноармеец улачно брошенной гранатой
пли бутылкой с горючей смесью выводия
13 строя немецкий танк. Командование
Красной Армии быстро научилось отсекать
танки от пехоты и обессиливать их. Основ-
10 былю в том, что на советско-германском
фронте моральный эффект немецких танков
сказался еще более слабым, чем их броня.

Эм быль одна сторона дела, а другая,
еще более важная по своим последствиям,
заключалась в том, что в первых же боях
перед немепкими танками выросли совет

ветский танк, но крепок, ловок. красив.

чем пушка нового тяжелого советского

В жизни советского танка есть один знз-
менательный момент. Он относится к 1938
голу. Мы тогда освобождались от влияния
иностранных образцов, на которых учились
пи которым подражали. Прелетояло создать
свой, отечественный, оригинальный танк,
соответствующий залачам обороны  совет-
ской страны и всему духу Красной Армии.
Из многочисленных показателей. образую-
щих в совокупности тип танка, одним из
важнейших является толщина брони. В то
время 20 миллиметров были пределом. Но
у нас привыкли бороться с «предельщика-
ми». Товариш Сталин дал указание удвоить
толщину брони на советском танке, не сни-
жая других его качеств.

Мы обладали уже тогда группой талант-
ливых конструкторов. Котин создал совет-
ский тяжелый танк «КВ». Сталинское зада-
ние дало новый толчок мысли. Надо было
примирить тяжесть CO скоростью, найти
гармонию в противоречиях мощи оружия и
маневренности танка.

Мысль советских конструкторов работала
пад тем, чтобы сделать броню более стой-
кой, менее пробиваемой не только за счет
увеличения ее толщины. Если броневой
лист поставить не вертикально, а с опре-
деленным наклоном вперед, то его сопро-
тивление снарядам возрастет. Такую защи-
ту пробить труднее. Искусство русских
инженеров. родило наивыгоднейшую форму
танка. Злесь наша техническая мысль зна-
чительно опередила немецкую. :

Молодому, рано умершему конструктору
Кошкину удалось найти сочетание свойств,
более чем талантливое. Родился советский
оригинальный танк «Т-34». В нем угол на-
клона брони увеличивал ее сопротивляе-
мость. В танковой технике было сказано
новое слово. Советские «Т-34» и «КВ» ока-
зались лучшими танками мира.

* F *

При встречах наши богатыри «АВ» и
«Т-34» били немецкие тупые танки. Но их
было много. немцы выпускали их не только

а тут же строились новые на базе вагоно-
строительных и тракторных заводов. Урал
показал‘ себя! Со всей ясностью обнаружи-
лось, какую гениальную проницательность
проявила наша партия, создавая на Урале
тяжелое машиностроение. Чудеса героиче-
ского труда были сотворены здесь за корот-
кое время. Советский народ оценил и полю-
бил свой танк, нашел у: себя энтузиастов
танкового дела и на фронте, и в тылу.
Непрерывным потоком пошли танки
с Урала, с волжеких городов. из Сибири на
фронт, попадали они тут в золотые руки
советских танкистов, и подтверждалось ты-
сячи раз, в неисчислимых подвигах, что
душа танка — человек. И не только в том
превосходство советского танка над немец-
Бим, что в советском броня лучше и пушка
лучше, аи в том, что и пушка, и рычаги
водителя, и орудие — в руках бесстрашных
советских людей, мастеров своего дела.
Результаты говорят за себя. В. половине
1942 года мы перекрыли немцев и по коли-
честву. Внимание, советские танки!-— могли
мы сказать генералу Гудериану, который
удирал после бесславного своего поражения,
оставив за с000й груду металлического
лома, остатки своей танковой армии.
жжя

_ Ясно было, что немцы попытаются отве-

тить на наши танки своими новыми. Они
И ответили, но по-своему, обнаружив всё

те же национальные черты своей тактики,

своей военной доктрины.

‚ Они создали «Тигров», «Пантер» и
«Фердинандов». Это действительно чудо-
вища по внешнему своему виду. Огромные
гусеницы носят на себе до 70 тонн веса.
Но этот груз прижимает немецкие танки
к земле. Они не способны на прыжок. тигра.
Они движутел, как бегемоты. Немцы вло-
жили в них свою страсть к внешним эффек-
там. Колоссаль! Они рассчитывали, что
эти высокие, громоздкие бронированные
саран испугазт, наконен, советекого бойца.
Они снабдили свои танки и самоходные
орудия стомиллиметровой броней и мощной
пушкой. Но они никого не запугали у нас.
Путь отступления усеян немецкими «Тигра-
ми», подбитыми нашей артиллерией, за-
стрявними в болотах, тяжелыми и непово-
ротливыми. В более счастливом положении
оказались «Пантеры», но это потому, что
немцы воспроизвели в них черты наших
«Т-34». Они позаимствовали у нашего
советского танка его. выгодную конфигу-
рацию.

Германии дорого обошлось перевооруже-
ние ее армии «Фердинандами» и «Тиграми».
Испуг немцев стразился в этих новых видах
танкового вооружения. Они изготовлялись
наснех, а всякая импровизация не по силам
немецкой отупевшей технике. Отказ от
старых немецких танков, уступавших по
качеству советским, и переход к совершенно,
новому, неизвеланному типу вызвал сниже-
ние производства.

А нас новые танки немцев не застали
врасплох. Мысль советского конструктора,
поошряемая нашим правительством, обога-
щаемая военным опытом, работает непре-
станно. Когда немцы с превеликим торже-
ством вывели на поле боя первые свои
«Ферлинанлы» и «Тигры», они встретили
перел собой He прежние советские «Т-34»
й «ВБ», а новые, новую советскую само-
ходную артиллерию, мошные противотан-
ковые пушки, и зто опять было для них
ло крайности неприятным сюрпризом.

Мы значительно превосходим теперь
немцев и в качестве, и в количестве. Наши
новые танки продолжают линию развития
своих предшественников, улучшая и общую
конфигурацию машин, и угол наклона бро-
ни, и маневренность, и огневую мощь пуш-
ки. Последний образен этой пушки на на-
шем тяжелом танке пробивает с далекого
расстояния броню любого немецкого танка
и самохолного орудия. Он может держать
на почтительном расстоянии от себя не-

на своих заводах, — они воспользовались
захваченной промышленностью Чехослова-
кии, Франции, Бельгии и других стран.
Наших танков было меньше, в несколько
раз меньше. 06 этом сказал нашему народу
товарищ Сталин в памятном докладе
Е ноября 1941 года. Он призвал народ к
усиленной работе, чтобы не только каче-
ством, но и количеством перекрыть немцев.
Это уже и делалось. Постановлением № 1
Государственного Комитета Обороны было
постановление об увеличении производства
танков.

Тут начинается величественная эпопея,
о которой и не расскажешь в короткой га-
зетной статье, — она еще ждет своих исто-
риков, писателей, поэтов. Народ поднялся, —
так скажет наше потомство. Многие тысячи
рабочих поднялись по призыву советского
правительства и вместе са своими заводами
хвинулись на восток производить танки.

ские «Т-Д» и «КВ», и это было так не-
ожиданно для немцев, чте вся ге
армия, фигурально выражаясь, вытаращила
глаза. Этого они никак не предполагаля!

На восток направились ленинградцы —

рманская   творцы «ЕВ». На восток хвинулись харь-

ковчане —— творцы «Т-34».
  Старые заводы с хода выпускали танки,

сколько «Тигров», расстреливая их мошщны-
ми своими срарядами, не уступающими
снарядам крейсерских орудий. Наши танки
и противотанковые пушки нанесли пораже-
ние новому с<секретному» немецкому ору-
жию — «Королевским тиграм» при первой
же встрече с ними. :

Наши новые танки стали сильнее, HO
не стали крупнее и тяжелее. В этом их
преимущество. Когда видишь ‘рядом наш и
вемецкий танки, второй кажется огромным
тяжеловесом, махиной с толстым брюхом...
Но в бою при равных условиях этот тяже-
лорес обнаруживает свою неповороттивость,
ментковатость. В его претолстой броне сна-
ряд советского танка проделывает огромные
знающие дыры.

Тенерал Гудериан остался жив, а преж-
них танковых армий у Германии нет. Они
сереплавлены в наших мартеновских печах,
‘они покоятся в виде металлического лема
па полях нашей страны и в трофейных
коллекциях Красной Армии.

Советские танки идут в Германию.

Д. ЗАСЛАВСКИЙ.

Авиация в боях

за Измаил

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ. 26 августа.
(Воен. корр. «Празды»). Летчики тенерал-
полковников авиации Горюнова и Сулец
оказьювалот нашим наземным войскам актив-
ную помощь. Сотни советских самолетов
участвовали в боях за овлаление Измаилом.
Олновременно наша  авяация содействует
быстрейшей ликвидации 1% немецких диви-
зий, окруженргых юго-западнее Кишинева.

В развернувигихея боях отличились
WITYDMOBHRH под командованием Героев
Советского Союза Михайлова, Льяконова,

Зубко и Серелкина. Они разгромили многие
очаги сопротивления немцев и тем самым
обеспечили успешное продвижение назем-
ных частей. Отлично действовали и истре-
бители. Группа истребителей,  веломых
старшим лейтенантом Шпаченко, прикры-
вая наземные войска, попутно штурмовале
и уничтожила десятки вражеских автома-
шин с боеприпасами. И

Советекие самолеты е большим успехом
наносили удары по неприятельским пере-
правам в нижнем течении реки Прут. Две
нестеоки «Ильющиных». велоуых калиета-
пом Короненко и старшим лейтенантом Де-
миловым, несмотря на сильный огонь зенит-
ной артиллерии. с высоты 700 метров бом-
Зардиревали одну переправу. Они сбросили
бомбы точно в цель. и переправа взлетела
на воздух. Здесь же было уничтожено много
автомалин с пехотой и грузами противника.

В то же время две шестерки «Ильюпти-
ных»; под командованием катитанов Елдые
шева и Шуарева, атаковали другие пере-
правы возле крупного населенното пункта.
Меткими уларами наших летчиков отна пе-
реправа была сожжена, другая разбита. На
обратном пути «ИТы» штурмовали крупную
железнолорожную станцию и повредили два
паровоза, разбили несколько вагонов, & так-
же взорвали склад с боеприпасами.

Отлично лействуют в эти лни наши в03-
душные разведчики. Они ежедневно хоста-
BIAMT командованию сведения о противни-
ке. Несмотря из исключительную сложность
работы в условиях  скоротечности боев и
быстроты пролвижения натих наземных
войск, эти сведения отличаются большой
точностью.

Особенностью ныненених боев на юге
является быстрота пролвижения напгих. тан-
ковых и механизированных частей. Путь им
прокладывают пгтурмовики и бомбарлиров-
щики, а- истребятели належно прикрывают
наземные войска от нападения вражеских

самолетов.
—OQ-~

СОВЕТСКИЕ ЛЕТЧИКИ
НАДЕЖНО ПРИКРЫВАЮТ
СВОИ ВОЙСКА

2-й УКРАИНСКИЙ ФРОНТ, 26 авгу-
ста. (Воен. корр. «Правды»). Пытаясь за-
держать наступление Красной Армии, гер-
манское командование бросает в бой свою
авиацию. Немецкие бомбардировщики
‘стремятся прорваться в расположение на-
ших войск и бомбить-их. Но «Яковлевы» и
«Мавочкины» надежно прикрывают свои на-
земные войска от вражеской авиации.

Большое воздушное сражение разыгралось
западнее Ясс. Восемь «Лавочкиных», ведо-
мых гвардии капитаном Вононенко, получи-
ли по радио указание о том, что в воздухе:
находится группа «Фокке-Вульф-187» под
прикрытием истребителей. Капитан Коно-
ненко разбил свою группу на два отряда п
устремился навстречу противнику. Пзэвый
отряд пол командованием капитана, атако-
вал бомбардировщиков. Кононенко молние-
носно сбил немецкий самолет. Гвардия ка-
питан Чалый атаковал другой бомбардиров-
щик и тремя очередями зажег его. Гвардии
лейтенант Иванов с одной очереди сбил
третьего врага.

Вторая группа завязала бой с истребите-
лями противника. Гвардии лейтенант Щети-
нин и тварлии лейтенант Махоньков сбили
по самолету.

Велел за этим капитан Кононенко ветре-

тил группу из тридцати немецких бомбар-
лировшиков. Наши истребители атаковали
самолеты противника. В результате атаки
с близких дистанций Кононенко сбил -одно-
го врага, гвардии лейтенант Снигирев-—двух,
а гвардии лейтенант Махоньков, твардий
лейтенант Моргунов и гварлии лейтенант
Варламов — по одному «Ю-87».

Бомбардировщики противника сбросили
бомбы на головы своих же войск,
и тетировались. В результате  воздуш-
ного боя сбито 13 самолетов противни-
ка. Наши истребители потерь не имели.

ЕАСИ ЕО ЕЛРЕГ ВНЕ

о Е КАИ ees

ВЕРЕЯ

SSE ETN eee ЕСЕНИН

Измаил взат

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 26 августа.
(Спец. корр. ТАСС). У Бендер есть выкокий
холм, который называют «Курганом Суворо-
ва». Если подняться на вершину кургана,
гле сейчас полощется на ветру алый флаг,
водруженный здесь неизвестным героем при
штурме гороха-крепости, то можно увидеть
раскинувшуюся на лесятки километров. хол-
мистую бессарабскую степь. Во весе сторо-
ны расхолятея хороги. Узкие ленточки их
пересекают балки, опоясывают  косогоры,
выскакивают на холмы.

Елешь по ним, и кажется, что перех то-
пой развертывается пожелтевший от ‘време-
ии свиток истории. Здесь были Сувозов и
Кутузов. Злесь проходили за Дунай запорож-
ды Наливайко. Злесь не раз сражались рус-
кие армии, олерживая победы. Старинные
чазвания селений, рек. холмов, лревние ру-
лы и памятники напоминают об этих лвях.
Предания глубокой старины, лорогие серд-
лу русского солдата, еше и сейчас можно
услышать во многих селах Бессарабия. Не-
талеко от Бенлер старик-моллаванин пока-
зывал нам Потемкинский курган.  мэгилу
изменника Мазепы, прибежище птведекого
короля Карла ХП, разгромленчого Петром.

Елем дальше. Нешално палит солнце.
Густая серая пыль нат дорогами. ПРум a
грохот лвижущихея войск. За рекой Ro-
тальник лоропи наступления расхолятея на
запал и на восток. Это не ошибка —
именно на восток. Это был смело залуман-
вый и блестяще осуществленный Manes.
Наше мотострелковое соединение у реки
Когальник, там, гле она круто загибает на
юг, повернулось фронтом на восток — на-
встречу группировке противника,  отету-
павшей к Измаилу, чтобы прикрыть под-
ступы к этому городу. Bea группировка
противника в составе нескольких дивизий
оказалась зажалой в клещи в районе ютго-
западнее Аккермана— между Днестровским
лиманом и Черноморским RCM.
Здесь она и закончила свое существование.

Or Болграла, взятого нашими войсками
накануне, идет прекрасное асфальтирован-
ное шоссе на Измаил. По двум грейдерным
дорогам, идущим с северо-востока и с севе-
ра, по проселкам устремились напви войска
к старинному русскому городу на Дунае.
Чем ближе к Дунаю, тем яветвеннее ста-
новится гул сражений. Это бойцы генерала
Шлемина, штурмуют Измаил.

Город, который Суворов когда-то назвал
крепостью без слабых мест, расположен на
склонах высот, круто обрывающихся у са-

мего берега. Он огражлен с востока и с 38>
пада озерами, а с юга-— рекой, которая в
этом месте достигает нирины полкилометра.

Измаил представляет собой улобный для
обороны пункт. Измаильская креность была,
построена в ХУШ веке под руководством
лучших франпузеких инженеров. Семь ба-
eTPOHOB ¢ BRICORUMH башнями. ‘укрепляли
все эти искусственные и естественные  C0-
оружения. Немпы прекрасно понимали
огромное стратегическое значение этого го-
рода, ‘нахолящегося на перекрестке. многих
путей и запирающего вхот в Дунай. Еще
когла мы стояли на Лнестре, гитлеровцы с
лихоралочной поспешностью строили новые

оборонительные сооружения на северных
полступах к Измаилу.
Охнако никакие  прегралы не могут

остаповять могучий, несокрушимый натиск
советских войск.

Перед ними был древний Измаил-— город
скеркающей славы русского оружия, город,
которому посвятили свой лучшие творения
многие. поэты мира. Ничто не могло оетано-
вить советских бойцов, охваченных насту-
пательным порывом. Каждая часть стреми-
лась первой ворваться в город, чтобы заелу-
жить высокую честь называться «Измаиль-
ской».

Удар по Измаилу, как и много лет назад,
когла его брал великий Суворов, наносился
одновременно е суши и реки. С уши пошли
на штурм пехотинцы генерала Шлемина...

Грохот артиллерийской канонады внезап-
но стих. Затем умолкли и пулеметы. Насту-
пила тинтина. У крайнего домика небольшо-
го пригородного села, rye расположился
штаб энского соединения и кула мы заехали,
чтобуг узнать обстановку, с разбега остано-
вилея юркий «Виллие». С машины сошел
запыленный полковник.

— Измаил наш! —— сказал он стоявшим
у крыльца офицерам, — напти части вошли
в город.

И, отряхивая пыль с гимнастерки, с улыб-
кой добавил:

— Как это у Байрона, сказаню об Измаи-
ле после суворовского штурма:

«...0н пал, как дуб могучий,

взлелеянный веками великан,

что вырвал с корнем грозный ураган...»

А ураган был поистине грозный. У гор=
дых стен Измаила снова сверкнуло славою
русское оружие. Стране возвращен област-
ной пентр Украины — город и крепость

Измаил. :
И. ЛАПОНОГОВ.

На улицах Тарту

(От военного корреспондента «Правлью»)

Бои на улицах Тарту, об ятого пламенем,
трохочущего взрывами заложенных немца-
ми мин, были ожесточенны, но скоротечны.
В середине дня основная часть города, рах-
положенная на южном берегу реки Эма-
Йыги, была полностью освобождена. Из
подвалов и тайных укрытий выходили не-
многочисленные жители и со слезами рало-
сти на глазах крепко жали руки бойцам и
офицерам Красной Армии.

А бой уже гремел в северной, заречной
части города. Буквально на плечах отсту-
павигих гитлеровцев наши подразделения с
хоху форсировали пгирокую реку и, захва-
тив несколько плаплармов на, противополож-
ном берегу, развивали успех штурма.

В середине дня мы в’ехали в Тарту с
юго-запада. В город вела тенистая эллея. №
одному из вековых леревьев, расщепленно-
му ударом снаряда, была приколочена фа-
нерная дощечка с наспех сделанной  над-
much: «Здравствуй, Тарту! Привет,
братья-эстонцы!».

Слева от дороги виднежя  подорванный
немцами элеватор. Справа и впереди пыла-
ло несколько кварталов, которые враг всё-
таки успел поджечь при поспешном отсту-
плении. В бессильной ярости немцы стали
бить по городу не только фугасными, но и
зажигательными снарядами, На моих глазах
в центре города был подожжен снарядом
двухэтажный деревянный том с золоченым
кренделем над входом в булочную. То здесь,
то там с грохотом взлетали к небу столбы
черного дыма — это взрывались заминито-
ванные здания.

Поджигать и минироваль город немцы на-
чали еще накануне. Но стремительность
нашего наступления сорвала варварский за-

мысел врага и спасла большую часть ста-
ринного города.

На улице имени эстонского героя Лембиту
ко мне подошел житель Тарту старик-эсто-
нец Эндрик Каяк.

— Злодеи! — сказал он, тяжело ды-
ma. — Что они сделали с налим Тарту! Как
мы благодарны вам. При вашей помощи
сбудутся слова Лембиту: «Враг не уйдет
из наишх рук».

Старик рассказал о беспросветной жизни
местного населения под немецким игом.
Немпы угоняли жителей Тарту на калорж-
ные работы в Германию, грабили имущество
горожан, многих расстреляли и замучили.
Тяжелым кошмаром навсегда останелея в
памяти стралиный гротивотанковый ров под
городом, куда фашисты закапывали труны
своих жертв. Немецкие варвары разгромили
многие культурные учреждения города. в
том числе знаменитый Юрьевский универ-
ситет.

Сквозь удалявитийся грохот боя на ули-
цах звучали радиопередачи на эстонском и
русском языках. Это наши связисты под
огнем врага восстановили несколько улич-
ных репродукторов.

Внезапно наступила короткая пауза. За-
тем веселый, звонкий голос произнес:

—- Побела одержана, товарищи!
Тарту полностью освобожден.

На улицах начали стихийно возникать
митинги. Звучали здравицы в честь побе-
хоносной Красной Армии, в честь великого
Сталина. Через освобожденный Тарту шли
напги пехотинцы, двигались танки и ору-
qua.

Наступление продолжается.

С Н. ВОРОНОВ.

г. Тарту, 26 августа. (По телеграфу).

Город

Праздник русского народного искусства

Незабываемое зрелище представляла вче-
ра сцена Большого театра, затлолненная де-
вятьюстами певцов. Урал и Волга, Дон и
далекий Север прислали в столицу свои
лучшие хоры. № ним присоединились моск-
БИЧИ.

Это был заключительный концерт Всз-
российского смотра хоровых коллективов и
солистов-исполнителей русской народной
песни. Смотр вылился в движение огром-
ного размаха. Он проходил по краям и 9б-
ластям РСФСР, охватив до 40 хоров и 09-
лое 400 солистов. Лучшие из них показа-
ли свое искусство в итоговых концертах в
Москве.

Радостно возбужденные лица, живопис-
ная пестрота костюмов — все это выгля-
дит нарялно, празднично. Мощно звучит в
исполнении об’елиненного хора под управле-
нием лауреата Сталинской премии народ-
ного артиста СССР В. Захарова Государст-
венный гимн Союза ССР.

«Колхозная песня о Москве» Маслова
‚звУЧИТ как привет всего нашего народа
столице Родины.

Здравствуй, наша столица родная,

Злравствуйх сердце советской земли!

Затем следуют народная песня «Каля-
пушка», «Дороженька» Захарова. Торже-
ственно и величаво начинается заключи-
тельный концерт. ‘

Своеобразно искусство Архангельского
хора северной песни (руководитель А. №0-
лотилова). Строгая Чистота напевов, изу-
крашенных узорами подголосков, сочетает
ся в одно целое с тончайшими вышивками
северных костюмов. На Севере сохранились

древнерусское вокальное мастерство и са-
мые мелодии старинных песен. Юмор ско-
морошьих песен оживает в прибаутках ан-
самбля пинежеких песенниц. Но не’ только
это пленяет в искусстве северян: источник
народного творчества там неистощим, в03-
никает множество новых песен, прославля-
ющих воинские и трудовые подвиги совет-
свого народа. С под’емом поет хор песни

«За родную Москву», «Поворот от ленян-
градских ворот». С ними чередуются ста-
ринный северный хоровод и полный юмо-
ристической степенности танец «чижик».

Воронежский русский народный хор (ру-
коволитель В. Массалитинов) привлекает
теплотою исполнения лирических песен, лу-
кавым и задерным юмором его частушечниц-
занпевал. On ноет с неподлельным увлече-
нием, это передается‘ слушателям, прони-
каюнимел и широкой разлольностью песен
«Сады мои зеленые», и легкостью ритма
«Лети, победы песня», и бойкостью шуточ-
ных песен «Нан березник  листоватый»,
«Здравствуй, милая, хорошая моя».

Pocropyane — соседи воронежцев. Олна-
ко их песени очень различны, что наглядно
показывает выступление Ансамбля песни и
пляски донских казаков (руководитель
П. Лысоконь). Увлекательна и боевая ка-
зачья песня «Из-за леса копий и мечей» и
бойкая плясовая «Раз послала меня мать за
белою глиной».

Поволжье было представлено двумя кол-
лективами. Калининский русский народный
хор (руковолитель А. Капульский) спел
«Взойди, солнышко», «Прибаутки» и «Ах
вы, сени, мои сени». Горьковский хор волж-
ской наподной песни (руководитель А. Копо-
сов) в широкой и свободной манере испол-
нил «Вниз по матушке по Волге» и одну из
лучших старанных игровых песен «Уж я
золото хороню». Кроме того, исполнялась шу-
точная песня «Куманечех, побывай у меня».

Республяканская русская хоровая канел-
ла (руководитель заслуженный артист рес-
публики А. Степамов), в отличие. от всех
остальных, исполняет не только народные
песни, но и самый пазнообразный класси-
ческий репертуар. На концерте капелла
исполнила «Ковыль» Сахновского и «Пар-
тизанекую» Кадалевекого.

Русский народный хор (руковотитель
П. Ярков) исполнил песню «Волга». посвя-
щенную героическому Сталинтраду, и ета:
ринные песни «Да по репушке» и «У ие-
ня млалой».

В концерте приняли участие Госукарет-
венный хор русской песени (руководитель
заслуженный артист республики А. Свеш-
ников) и Государственный русский нарот-
ный хор им. Нятнипкого (руководители
народный артист СССР В. Захаров и на-
родный артист РСФСР П. Казьмин), широ-
ко известные в качестве прекрасных ис-
полнителей русских песен. Выступление
хора имени Пятницкого явилось ярким за-
ъершением замечательного концерта.

`В числе солястов выетупили заслужен-

the артисты республики С. Лемешев,
М. Максакова, Л. Русланова. Их голое»

звучали особенно красочно в сопровожде-
нии Государственного русского народного
оркестра (руководитель заслуженный ар-
тист республики Н. Осипов) и секстета
домр руководитель Н. Некрасов).

Остальные солисты — участники смотра
Также проявили хутожественный вкус 2
понимание песевного творчества. Прекрас-
woe впечатление оставила Л. Мельникова
(Москва), спевлтая спбирскую потяжную
«Нрощай. ралость». Хотопю звучит голое
торьковевой певицы В. Викторовой. Просто
и безыскусетвенно поет «Возобейников»
В. Нечаев (Москва). Выделяются москов-
ские певцы П. Киричек и А. Королев.
Упомянем также 0б артистах В. Ивановой,
А. Мелехове (Москва) и И. Любимовой
(Пенза).

Заключительный концерт всероссийского
смотра показал, каким богатством талантов
мы располагаем и какую огромную. заботу
и внимание уделяют развитию народного
искусства партия и советское пра-
вительство.

В дни исторических побед Красной Ар-
ини русская песня звучнт особенно значи-
тельно. В ней отразилась щеграя душа рус-
ского человека, создателя замечательной ху-
дожественной культуры и мужественного
борца за свободу и независимость своей Ро-
ДИНЫ.

И. МАРТЫНОВ.