(корбетной бомбардировщик доставил нас
yo Rysay, дальше добираемся на машинах.
и! [воздуха видны кварталы жилых домов,

’. варванные,  полуразрушенные корпуса
заводов, покрытое лентой пыли шюссе, ухо-
jamee Ha юго-запад, к Бухаресту. Желез-
ная дорога рассекает Бузэу на две неравные
части, на путях стоит несколько эшелонов;
лин из них пылает от паровоза до послед-
ly   него вагона.
  Тва круга над аэродромом — незнакозюе
поле. Предосторожность не’ лиитняя. С вы-
«ты хоропю видны огромные воронки, ске-
ты сожженных немецких-самолётов, раз-
(оублённых нашей авиацией, и беспорядоч-
о разбросанные по всему полю крупнока-
зиберные авиационные бомбы, оставленные
атступавшими гитлеровцами на всякий слу-
чай: авось, какой-нибудь русский самолёт
в заметит сюрприза и на всей’, скорости
зпежетея,

Тёмная ночь. Малина мчится по шоссе.
фуы выхватывают из тьмы низенькие до-
хи, обнесбнные садиками, журавли колод-
цз, жителей, стоящих группами у палисад-
ников и домов. По обочинам цепочкой
г румынские солдаты. Они спешат до-

I

a:
Oy

Ми
ит

we yt, Muorue одеты в форменные мундиры,
№ у) бльшинетво, «на всякий случай», сня-
ма 2 оадское обмундирование, упрятали его
и,  ЗЗаплочные мешки и бредут согнувшясь, —
и.  звые, оборванные, зароснгие,

Rake Часто ветречаютея колонны пленных
и:  мвуцев. Дорога пересекает небольшие лес-
(,   Eye POM, где прятались уцелевшие от
мзгрома остатки немецких частей, разби-
тых нашими войсками в районе Бухареста.
Часть немцев, потеряв всякую волю к 00-
пртивлению, сама сдалась в плен, другую
часть вынудили к этому убедительные дула
’ взедбнных автоматов. Вил пленных oMep-
` ителен. В своей мышиной форме и в од-
’ вх нижнем белье, босиком и в трусах, с
` фужием и с палками, рослые эсэсовцы,
  птальные старики, юнцы почти школьно-
1) возраста. — каких только немцев тут
Вт,
№ лорожных указателях по-немёции и
ys:   U-PYMBINCKM написано: «Bucuresti». Hag-
с (ин сделаны на жёзгых шитах крупными
ее    рныхи буквами. Эдна такая надпись пе-
ичбркнута мелом и сверху надпиеано по-
вв, мески: «На Бухарест — прямо». « Проез-
й  хам ещё несколько километров й` видим
ИУ   уазатели, установленьые уже нашими до-
>   ржннками, G

Чаи ближе к городу, тем труднее ехать.

By.

CTH,
1»),

a 1 шоссе в два и в три ряда движутся вой-
om Ма Красной Армии. Тяжёлые и средние
инки, артиллерия на гусеничном ходу, на
1,   (кнрах, на тягачах. Грузовики с пехотой.
[+   зы, руссвие обозы под Бухарестом! Де-
{Г   вто дымят походные кухни: марле мар-
№,   Шу а горячий завтрак для бойцов дол-
№   м быть готов во-время. Ey
и Понемногу светаст, Это происходит поз-
и № гу нас: мы удазились на запад. Про-
2 (м найти знакомое созвездие Большой
и  Увехицы, но она тде-то уже зачеркнула
qi   101 Бовшюм горизонт и застряла. Тянет
“  Прорклым дымом — где-то что-то горит,
ui To tan, To здесь, позреди дороги или в сто-
    1018, в кукурузных полях торчат остовы
.   1батых и сторевитих лемецких танков, бро-

вотранепортёров, автомобили.
№ основные бои в последние дня шли
№ есь, а севернее и западнее этого райо-
11. На немецкие войска обрушился внезап-
НЫЙ удар, которого они никак не ждали.
  Ваилящим маневром наши подвижные. со-
  нения и пехота поставили под ‘угрозу
бружения основную группу немецких
_ мк в Румынии и причинили ей колос-
р ‘льный урон, Стремительность нашего на-
p yg ления была пастолько неожиланной
  Пл противника, что он не успел полностью
`итользовать заранее подготовленные” 0бо-
Рнительные рубежи,

Ртественные условия местностя, приле-
home » Бухаресту с севера и северо-во-
‘Тока, благоприятствовали обороне врага.
№3, отроги гор. многочисленные реки по-
Зиля оказывать серьёзное сопротивление
Метупающим. Опираясь на эти рубежи,
ge   UMN пытались преградить нашим войскам
“ Му на Бухарест. Но советские танки и
‘J 5ота разгромили группировку противни-
у’ м в районе Плоешти и южнее Плоешти,

разбили наголову 153-ю немецкую пехот-
 ую швизню и другие немецкие части и се-
дня вотупили в столицу Румынии.

Расположенные влоль 11оссе румынские
ления Спатару, Костешти, Лимпезишу,

=

et

gt

iN

rhe
#
и

ероеелились из вевх домов на обочины до-

torn. Onn оживлённо жестикулируют, 97т0-

10 кричат, машут руками.
{ Ранним утром ннилз машина в’езжает в
п’ Бухарест, хогоняя первые танки, вотупив-
не в город. Окрапны забиты подхолящи-
  Уя машинами. Их элесь сотни, тысячи, —
Вех назначений. Соблюдая четкий стро-
1ИЙ порядок, они постепенно втягиваются
На центральные улицы по заранее пфоло-
Женным и точно обусловленным маршрутам.

>

29°
Л. ОГНЕВ

Спевиальньй военный
корреспондент «Нравды»

oo >

И от первых домиков окраины, и дальше,
покуда хватает глёз, вилны бесконечные
шпалеры горожан, выстроившихся вдоль
путей движения советских войск.

Впереди идут могучие советские танки.
Их гусеницы отшлифованы добела сотня-
ми километров пройлевных дорог и ослепи-
тельно сверкают в лучах солнца. «ВВ»,
«Т-34», другие мощные бронированные ма-
шины. Грозные пушки устремлены вперёд,
На запылённой бросе сидят автоматчики,
весёлые, загорелые, с твардейскими зНачка-
ми, с орленами или срленокими. ленточка-
ми. Видно, что за их нлечами долгие меся-
цы тяжёлых боёв, но все болры, оживленны,

перебрасывалются шутками. Й что прежде’

всего бросаётся в глаза — это большое
внутреннее достоинство советеких людей,
спокойная - уверенность, уверенность вюи-
нов-победителей.

Румынские полинейские, одетые в пеструю
форму с бесчисленьыми позументами, с
трудом поддерживают порядок. Жители Бу-
хареста поражены видом сокрушительных
советских танков. Глубокое уважение к си-
ле советского оружия выражается сегодня
в тех многочисленных возгласах, которыми
разражается толпа. Эна кричит на румын-
ском и на ломаном русском языках:

— Салют Красной Армии!

Трамваи стоят, уступая дорогу. ео-
ветским войскам. Пассажиры покинули ва-
гоны — им пришлось бы
долго. Полк сменяется полком, батальзн
батальоном. Шествие советских машин тя-
нетея многими километрами, продолжается
много часов, но конца не видно. ,

А танки всё`илут и идут. На броне не-
которых заметны следы недавних боёв —
виятины от снарядов. царапины от оскол-
ков. Могучие моторы наполняют воздух ог-
лушительным ревом. Аюки приоткрыты, и
кое-гле вилны красные флаги, которыми
танкисты украсиля съои машины. Танки
огибают большую площадь около коменда-
туры, и с тротуаров Рално сразу несколько
десятков машин. Рядом с0 мной стоят по-
жилой румын. Он спрашивает на почти не-
понятном русском языке: 3

— Такие танки были под Сталингралом?
А на Кавказе? А нол Охессой? И около Ясе
тоже? А верно, что ваши танки уже заняли
Плоешти?

Вообще все разтоворё сегодня посвящены
победам советских войск. И румынские
офицеры, которых довольно много в толие,
и штатские, мужчины и. женщины, даже
дети говорят о победных боях Красной Ap-
мии в районе Плоешти, о ликвядащии Не-
мецкой группировки юго-западнее Кишинё-

ва, о разгроме гитлеровских позиций в Ру-

мынии. Заголовки газет пестрят словами
«Красная Армия», «русские танки», «пуш-
ки Советов», «войска Советов». Газеты печа-
тают снимки (видимо, репродуцированные
из советской печати), показывающие пора-
жение немецких войск в Румынии.

ПИвствие советеких войск по Бухаресту
продолжается без перерыва. За танками» илёт
артиллерия. Всеобщее удивление вызывают
наи тяжёлые самоходные орудия. Они дви-
жутся медленно, но вид их настолько убе-
дителен, что толпа невольно расширяет KO-
рилор, оставленный для прохода нашей тех-
ники,

— Разве у вас есть такие пушки? —
спрашивает подошедший горожанин и 1о-
бавляет: — Наши газеты раньше пивали,
что самолвижущиеся пушки есть только у
немцев. ь

Советских офицеров окружают тесным
кольцом. Их спрашивают о знаках разли-
чия, о цвете погонов, о положении в Совет-
ском Союзе. об успехах союзников, где де-
лаются советские танки, отечественного ли
производства автоматы ри бронебойкя. Стоит
кому-нибуль из наших тозарищей вынуть
папиросу. как услужливо зажигаются десят-
ки зажигалок, и все наперебой просят
«русекую папироеу».

Илёт дивизионная, нолковая артиллерия,
орудия большей мощноети и противотанко-
вые пушви, зенитные установки. В толие
сльиины перешёптывания, удивлённые в03-
главы, Сотни фотографов, едва не попадая
пох машины, снимают продвижение совет-

as  еких колонн и на улице Виктории, и на
Урзичени, Лилиенча гоаны народу. Жители Ва = Е ’

бульваре Братиану, и на бульваре Елиза-
реты, на всех площадях, с высоких домов
й с подножья многочисленных измятниксв.

Внезапно весь Бухарест поднимает голо-
вы вверх: Had городом  проносятея совет-
ские самолёты. Идут скоростные бомбарди-
розщики, молниеносные истребители. Жи-
тели смотрят на них, потом переводят
ватлял на землю, Где идут и идут наши
пушки, и снова емотрят. в небо; И. опять

на лидах смесь, уважения и восхищения.

ждать слашком

Бухаресте

— Ресето несколько дней назал,— 0б`яс-
няет Михаил Никулеску-— при первом
звуке самолёта мы прятались, как крысы:
Немцы налетали на город и бомбили цент-

‘ральные кварталы. Они разрушили жилые

дома на улице Академии и на других. А
сейчас мы спокойны — они больше бем-
бить не будут, раз в небе ваши самолёты.

С развернутыми знамёнами проезжают

автомобили с пехотинцами. Ни олного ч-

ловека пешком, все на малтинах. Известко-
вые камни, которыми вымощены ведущие,
в Бухарест шоссе, покрыли болым слоем
пыли их лица. На выгоревших or сотни
‘тимнастёрках пыль поблескивает миллиао-
дами светлых точек; Пехотинны елут в пол-
ной боевой готовности, с винтовками и авто-
матами, с противотанковыми ружьячи и
зенитными  пулемётами, Мне невольно
вепомнилея допрос одного румынекого сол-
дата; при котором я присутствовал, не так
давно на олном из участков фронта. бн
товорил: «Наш офицер утверждал, что на
каждых трёх русских есть одна винтовка.
Когда мы прибыли на фронт, мы увидели,
что офицер праз: на каждых трёх русских
приходится действительно одна винтовка,
но к ней ещё два автомата».

В толпе енова раздаются приветственные

возгласы. В машины кидают сигареты. Вой-
цы усбмехаютея, сигареты возвралцалот 0б-

ратно и с лёгкой иронией наблюдают, каз

на них тут же накидываются стоящие На

тротуарах. На олной из наших мапнтн нояв-.

ляется откуда-то голосистая тармонь, и
статный советский парень, ская по-Ролж-
еки, растягивая меха, поёт;

«Закончим победу,

ЕЁ тебе я приеду

На горячем боевом коне».
° Русская песня разносится по улицам
Бухареста.

Едут полки, прошедшие побелный путь

на запад от берегов Волги. Едут бойцы,
испытавшие зной степей Кубани и Дона.
Проносятея мотоциклисты, бившие врага
у берегов Днепоа и Прута. Движутся части
Красной Армии, разгромившие в эти дни
немцев в районе Нлоешти и южнее Плоеш-
ти. Снова танки. Снова пушки. Автомоби-
ли-амфибии. Снова пехотинцы на грузови-
ках. Бронетранспортёры,

Кажется, этой силе советекой нет гра-
ниц, нет конца. И, поражённые мощью
Красной Армии, жители Бухареста снова
аплодируют, приветствуют Красную Армию.
Румыны радуются, что война для них кон-
чается. Это настроение выразил румынский
солдат Команеску, невысокого роста, опира-
ющийся на самодельный костыль, © подер-
тивающимся рассечённым сабельным ударом
липом. :

— Разве мы могли бы выдержать ещб
хоть немного тавую войну? Антонеску и
так привёл Румынию на край пропасти.
Если бы мы продолжали драться с рус-
скими,— мы все бы оказались на дне. ©

жж

Насколько можно сулить по первому
беглому впечатлению, Бухарест мало по-
страдал от войны. Некоторые его улицы и
злания разрушены бомбардировкой, но В
целом город сохранился. Широкие тро-
туафы заполнены снующей толлюй, истотг-
но кричат газетчики, оглашая последние
нозости, витрины. увешаны разноцветными
афишами театров.

Улицы  горола довольно ° своеобразны,
Много церквей с блестящими куполами, ба-
шен, причудливо ‘построенных особняков.
Рядом ¢ улицами европейского вида —
грязные переулки, пыльные с олноэтажны-
ми и двухэтажными старыми ломами. Мно-
го зелени. Снуют автомобили различных
марок. На улицах много. военных, поспешно
козыряющих каждой советской машине,
наших офицерам и бойцам.

На видных местах раеклеены листовки
демократических партий. В последние дни
сни развивают активную деятельность. —

С необычайной жадностью жители Бу-
хареста накилываются на советевие газеты:
Я привёз ев собой несколько сот экземпля-
ров «Правды». Их расхватали буквально в
течение одной минуты.

Вступление советских войск в Бухарест
прошло исключительно организованно. В то-
pote соблюдался образцовый порядок.

Части Красной Армии вступили в город
й тем самым ликвилировали немецкую уг-
розу с севера столице Румынии. Шествие
советских войск по улицам Бухареста пре-
вратилось в яркую демонстрацию неодоли-
мой мощи советекого оружия, великолепной
военной техники нашей страны, непоколе>
бимой уверенности в победе, которой полны
бойцы ‘и офицеры Красной Арми. 4

Город Бухарест, 31 августа.

(Поставлено на самолёте лётчиком
питаном Товчегречко),

ка-

Фото всениого корреспондента «Правды» С. Короткова. .

Николай НАГНИБИДА

Часто в думах
я вижу Карпаты

Часто в думах я вижу Карпаты:
Пышный мак у подножья пветет...
Мне гуцулка рубашку близ хаты
Выцтивает и тихо поет. ;

Бел тот холст, как снега на вершинах,
Недоступных и горным орлам,

И цветист он, как лето в долинах,

В вешних ливнях сошедшее к нам.

И иными я вижу Карпаты: _
Довбуж с войском спустился с высот,
Жаждой мщения, гневом об’ятый:—
От возмездья палач не уйдет! .
Меч старинный, что дедом утерян,
Поднял внук и опять наточил,—
Стрелы молний на голову зверя,
Что снарядами села скосил,
Что. принес разрушенья, пожары,
Смерть—в сияющий мирный простор!
«Кары»—Войску приказ он шлет-—
«Кары!»
И в ответ — мчатся отклики с гор!.

И иными я вижу Карпаты:
Грозно пихты под ветром поют...
Из могилы заростией — солдаты —
`Украинец и русский ветают...
Глядя вниз, на родные долины,
Где фашист осквернил все пути, —

Скорбно шепчут далекому сыну:
«Не забудь и за Hac отплатиь

И иными я вижу Карпаты:
 Пеени счастья в долинах гремят,
  Мать седая стоит возле хаты:
«Здравствуй, здравствуй, сынок мой,
солдат!
Перевела с украинского
Ала ВЛАДИМИРОВА. _
—о- 3

$

Советские снайперы

быют но прусской ‘земле

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 31 августа.
(По телеграфу). В энском соединении ус-.
нешно действуют. ‘снайперские пары и
отдельные отличные стрелки. Число уни-
чтоженных ими немецких солдат и офице-
ров увеличивается с каждым днем. ^

При подходе к границе Восточной Прус-
сии снайпер красноармеец Михей Минчен-
ков убил 40 гитлеровцев. Когда его рота
вышла на государственную границу, Мин-
ченков выбрал себе удобную позицию и
стал выслеживать и убивать немцев на их
же земле.

Перед вечером противник открыл силь-
ный артиллерийско-минометный огонь. Как
только огневой налет прекратился, немец-
кие разведчики сделали попытку перепра-
виться на наш ‘берег. Снайпер Минченков
первым открыл по ним огонь. Один за дру-
гим падали в воду убитые немцы. С право-
го фланга открыли огонь по фашистам на-
ши ручные пулеметы. Вражеская вылазка
была сорвана.

Вскоре Минченков заметил немецкого
снайпера и, как только тот высунулся, пер-
вой же пулей убил его. То был девятна-
днатый немец, хоторого Минченков уничто-
жил на прусской земле.

—O—

Вручение наград героям

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 31! августа.
(По телеграфу). От имени Президиума
Верховного Совета СССР генерал вручил
здесь ордена Ленина и медали «Золотая
Звезда» гвардии старшему лейтенанту
Алексею Зуеву, гвардии красноармейцу
Николаю Воротинцеву, гвардии старшему
сержанту Павлу Юдину, гвардии красноар-
мейцу Петру Труфанову, гвардии капитану
Вениамину Гусеву, гвардии старшияе Евге-
нию Зимину, гвардии старшему сержанту
Александру Суслову и гвардии сержанту
Александру Шеблакову. Это — герои лет-
него наступления, особо отличившиеся на
одном из участков нашего фронта, Они пер-
выми форсировали Западную Двину, за-
хватили на той стороне маленький плац-
дарм и весь день удерживали его до под-
хода главных сил, отбивая яростные ата-
ки немцев. -

Одним из первых связистов, переправив-
‚ пихся через реку с пехотинцами, был
гвардии старший сержант Павел Юдин,
коммунист, кавалер ордена Отечествен-
ной войны 2-й степени и ордена Славы
3-й степеви. На обрубках бревна, наскоро
связанных бечевкой, он с телефонным ап-
паратом, рацией и автоматом под ожесто-
ченным обстрелом переплыл на левый бе-
рег. Там, прежде чем отважный связист
смог установить свои аппараты, он вместе
с пехотинцами отбил несколько яростных
атак врага, 6

Комсорг батальона гвардии старший
лейтенант Зуев с командиром взвода Кар-
пенко разведывал` подступы к местам пе-
реправы. Когда они подошли к дому, оди-
=око стоявшему у реки, с верхнего этажа
в них полетели гранаты. Карпенко был
контужен. Зуев один пробрался в дом и
убил засевшего там немецкого пулеметчи-
ка. Затем, вернувшись в батальон, храб-
рый офицер во главе взвода форсировал
vexy. Ha противоположном берегу он ©
группой бойцов уничтожил немецкий
взвод, мешавшай продвижению нашей пе-
хоты. i

Указом Президиума Верховного Совета
СССР гвардии‘ старшему лейтеванту Зуе-
ву также присвоено звание Героя Совет-
ского Союза.

Принимая высокие награды, отважные
воины, удостоенные звания Героя Совет-
ского Союза, поклялись с еще большей
энергией и настойчивостью добиваться
окончательной победы над врагом.

Гвардии майор В. ЧУХЛАНЦЕВ,^
гвардии капитан А. АСТАФЬЕВ.

(Снимки доставлены на самолёте лётчиком майором Д.

>

А. Жителевым). .

_ Дорога на Бухарест

Yaapom на Яссы был открыт путь Крас-
ной Армии в глубь румынской земли, к ее
столице — Бухаресту. Наше наступление
было исключительным не только по силе
натиска, но и по стремительности его.

Уже к исходу вторых суток пали Яссы,
в течение следующих пяти’ дней завершев
трулнейший горный переход от Ясе ло Фок-
тан, закончивитийся полным разгромом яс-
ской группировки немцев. Одновременно ye-
цешно развертывалось наступление и на
район Кишинева. Совместными действиями
войск 3-го и 2-го Украинских фронтов была
завершена ликвидация большой вражеской
группировки, окруженной между Днестром
и Нрутом, Нламя войны быстро охватило
всю Румынию от Черноморского побережья

1 вплоть до гор Северной Трансильвании. За-

кинело сражение, ожесточенне которого
возрастало с каждым днем.

Ранний рассвет застает нас в Фокшанах.
Это небольшой румынский городок, расно-
ложенный у выхода из гор к придунайской
низменности. По улицам идут чабти Крас-
ной Аруити. За их постунью наблюдают сот-
ни жителей, их приветствуют поклонами,
цветами, улыбками.

Фокшаны был крупным опорным пунк-
том немцев, он’ же явился изжодным  рубе-
жом и для наших танкистов. уларивших
отсюда на район Бузэу. Бузэу с его выгод-
ными оборонительными рубежами был’ по-
следнии оплотом противника, прикрывав-
  шим нефтяные вышки Плоешти. Сюда нем-
цы стянули остатки частей, хействовавиих
в Северной и Центральной Румынии. На стро-
ительство. оборонительных сооружений были
согнаны ‘тысячи мирных жителей. Однако
советские танкисты с хола ворвалиев в тлу-
бину Бузэуской обороны немцев. Прикрыва-
яеь броней машин, в траншен и блиндажи
врага врывалась наша пехота. Враг не вы-
держал удара. Бросая оружие, бежали стрел-
ки. Оставляя пушки, бежали артиллери-
сты. На дорогах были брошены тысячи ма-
шин.

Паника помешала гитлеровцам замести

еледы своих гнусных преступлений. На за-
падной окраине города Бузэу лежит до сот-
ни трупов румынеких солдат и офицеров,
расстрелянных немцами за то, что они не
хотели итти против воли своего нового пра-
вительства.

С падением Буззу бои переместились к
городу Плоешти, а часть сил противника
отошла по главкому бухарестскому шоссе.

Не снижая предельной скорости, Hall
«Виллис» вылетел на магистраль, ветупеую
в Бухаресту. Дорога идет тю гладкой при-
дунайской степи. По обочинам, перегоняя
пехоту, мчатея танки, движется тяжелая
артиллерия. Проезжаем послелние километ-
ры пути. Вюветы. доотказу забиты трупа-
ми гитлеровцез. Убитые немцы валяются
на пюссе, на улицах, особенно их много на
кукурузном поле. Это остатки частей, бежав-
ших из-под Бузэу. Они не ушли от спра-
ведливой кары, как не уйдут и те гитле-
ровские солдаты, которым временно уда-
лось скрыться в Карпатах. эдесь тоже дей-
ствовали советские танкисты,  пролагая
путь в Бухаресту нашей артиллерии и пе- *
хоте. a

Советские подвижные соединения и пехо-
та разгремили 153 пехотную дивизию,
другие соединения и части немцев. Разроз-
ненные и деморализованные группы немцев,
пытающиеся укрыться в лесах севернее by-
хареста, вылавливаются и уничтожаются
нашими войсками. Многие немецкие солдаты
и офицеры прекратили сопротивление, вы-
ходят из укрытий и сдаются в плен. Разгро-
мив на подступах к Бухаресту группировку
немецких войск, советские части захватили
большне трофеи — много вооружения, бое-
припасов и различных военных материалов.

Два дня немецкие летчики бомбили Бу-
харест. Жители Бухареста с трепетом жда-
ли новых бомбардировок немцев, но при-
шла Красная Армия. Сеголня столица Ру-
мынии вышла встречать воинов Красной
Армии, избавляющих страну от немек-
кой оккупации. Е

А, КОСТИН,
Бухарест, 31 августа.
(Но телеграфу).

Воля к

жизни

(От военного корреспондента «Правдь:»)

Многие в, батальоне удивились, узнав,
что Бендриков принят в кандидаты партии,

— Иван Федорович (звали его обычно из
уважения по имени и отчеству), а мы счи-
тали, что ты старый большевик...

— Партия, милок,— говорил он,— это ве-
ликая вешь. Чтобы в партию вступить, это
надо заслужить.

И заявление парторгу подал в дни жар-
ких боев, когда знала о его подвигах уже
вся дивизия.

Кто-то из его товарищей, тоже вступаю-
щих в партию, сказал на бюро:

— Я хочу умереть коммунистом.

Бендриков огорчился и, когда подошла
его очередь, сказал;

— Ая иду в партию, чтобы жить комму-
нистом. Умерёть на войне легко, но надо
жить и воевать за жизнь.

Вскоре Иван Федорович Бендриков, аги-
татор и редактор «боевого листка», стал пар-
тийным организатором четвертой роты. Взвод
его всегда был головным в батальоне, Впе-
реди других переходил он встречные реки,
впереди других врывался в траншеи врага.

Когда нужно было уничтожить немецкий
заслон, оседлавший шоссе на пути нашего
наступлелия, Бендриков с 12 автоматчиками
на танке вырвался вперед и внезапно уда-
рил на врага © фланга. Полсотни нем
были уничтожены в этом бою и четверть
сотни взята в плен.

\Крепко любили в роте Ивана Бендрикова
за отвагу, за теплое дружеское слово, ко-
торое находилон для каждого бойца, а еще
за песни, доходящие до самого сердца.

После боя, в короткие часы отдыха, когда
‘все бойцы спали под высокими столетними
соснами, Бендриков выпускал ротную газе-
ту. Ни один героический поступок в роте’ не
проходил мимо «боевого листка». Только об
одном герое, о самом Иване Бендрикове, в
«боевом листке» никогда не было ни слова.
Материал был, но редактор Бендриков не
пропускал его... я

Рота подошла к реке темной августов-
ской ночью. Иван Бендриков по трясине про-
брался к самой воле и долго бродил по бе-
регу, в камышах и осоке разыскивая брод.
К утру старший сержант, мокрый и усталый,
вернулся в роту. Отдыхал он недолго. На
заре под высокой, разлапистой сосной были
собраны коммунисты. Первые лучи зари про-
бивались сквозь хвою и золотили волосы
парторга. Говорил Бендриков, как всегда,
коротко:

— Перед нами водная преграда. Мы поло-
шли к самому логову врага. Немец будет
сильно сопротивляться, предстоит тяжелый
бой, но никто не имеет права дрогнуть; Пом-
ните, что вы — коммунисты и краснозна-
менцы.

Он дал задачу каждому, а утром сам <
десятком бойцов по разяеданной тропе опять
вернулся к рехе. Он первый перешел реку,
и за ним переправились бойцы. Скрытным
путем ол вел их к немецкой траншее. Сле-
дом за ним двигался Карпов. Они подобра-
лись уже совсем близко, разведали подсту-
пы, засекли огневые ‘точки. Задача выпол-
нена, можно возврашаться в батальон. Но
тут немецкий наблюдатель обнаружил их,
затрещал пулемет.

— Ложись, окапывайся!— крикнул Бенд-
риков.

Но тут же он схватился рукой за грудь
и тяжело упал на землю.

— Парторг убит,— пронеслось от бойца
к бойцу.

Казалозь, все пути отхода для разведчиков
отрезаны. Под ливнем пуль Карпов подполз
к своему парторгу. Рядом разорвалась мина.
Карпов припал к земле. Осколок просви-
стел над головой. Карпов приподнялся и за-
мер в изумлении. Парторг стоял на коле-
HAX HM вел огонь по вражеской траншее. Не-
мецкий пулемет замолчал.

— Отводи людей!— хрипло приказал парт-
орг Карпову. Тот подчинился приказу, а
Бендриков бледный, окровавленный продол-
жал стрелять по немцам. Новая пуля уда-.
рила его, и он рухнул на землю, не выпу-
ская из руки автомата...

Он открыл глаза и увидел над собой зве-
зды. После дня боя стояла необычайная ти-
шина. : ;

— А все-таки я жив, — думал он упорно
и настойчиво, точно убеждал самого себя,
и опять погрузился в забытье.

..Ночь. Тишина. Белые ракеты взлетают
над вражескими окопами,

— Боятся—  думает Бендриков.— Я вот
лежу один, пробитый пулями, перед их око-
пами и не боюсь. А они боятся. Придет еще
и Карпов, придет и Шалыгин.

Он опять погружается в густую бездон-
ную тьму. .

Едва стемнело, Карпов и Бесчастлый
вновь переправились за реку. Они подполз-
ли туда, где оставался Бендриков. Вот он
лежит ‘на траве; обильно пропитанной его
кровью. Они положили парторга на плащ-
палатку и осторожно потащили к берегу.

зраненного парторга отправили в мед-
санбат. Все бойцы прощались с ним, как
с лучшим другом, как с братом. Он очезь
страдал от боли, но совсем счастливыми
глазами смотрелона своих друзей.

В тот же вечер по заведенному в роте
обычаю вышел «боевой листок». Он был
подписан новым редактором и целиком по:
священ парторгу. Впервые «листок» гово-
рил о эго полвигах.

«Будь ‘стойким в бою,
Бендриков.

Славный сын советской родины в бою зна-
ет одно правило: вперед, ни шагу назад.

В Отечественной войне ‘участвует с 23
августа 1941 года. На своем счету имеет
250 уничтоженных фашистов, 120 пленных.
гранатой уничтожил один «Фердинанд»,
разбил 6 дзотов, 5 пулеметных гнезд про-
тивника, уничтожил авиакорректировщика,
захватил две рации. Он перзый в последнем
бою нашел переправу через реку, пошел
в разведку».

Мы привезли в госпиталь Ивану Фелоро-
вичу Бендрикову привет от бойцов его роты
и рассказали ему о последних славных боях,
о подвигах его товарищей коммуняетоя
Карлова, Шалыгина. Он лежал слабый, из-
мученный после операции.

— Хорошо,—= сказал он очень тихо.— Mo-
лодец Карпов. :

Тень прошла по его лицу.

— Партбилет,— прошептал он/— я оста-
вил партбилет парторгу батальона. Пусть
пришлет мне мой партбилет.

- Он вытянулся и замолчал. Услышав наши
удаляющиеся шаги, он открыл глаза и сде-
лал нам знак:

— Передайте,—сказал он,— передайте рэ-
те, что Бендриков будет жить. Бендриков
вернется.

И в голосе его, неожиданно громком и
чистом, была уверенность человека, побе-

дившего смерть.
Aa. HCBAX,

как коммунист

Действующая армия.