It

it

ia

На границе Восточной Пруссии. Артиллеристы выкатывают орудие для стрельбы прямой наводкой,

Фото военного корреспондента «Правды» С. Короткова._

Белорусские партизаны

о скрипучему, на скорую руку ебитому
yoery едет подвода. Пожилой крестьянии
зет в поводу лошадь, тянушую воз бре-
Bel

— Откуда, дедушка, путь держишь?

— А вот из-за Немана, с Царюкова, ста-
па, перевожу себе на хату. Сам-то я из Но-
зо села. Может, слышали про такое?

Я был в этом селе, вак и в других селах
области, когда они были отгорожены от Ро-
ны линией фронта. С секретарем Столб-
Повского подпольного райкома партии Вла-
шуирох Зеноновичем Царюком мы проез-
дали через село в конце июня нынешнего
тда, Омытые дождями черные головешки,
зертвые, без листьев, остовы клёнов и лип,
рабитые колодцы, бурьянами заросшие
роды, одинокие кресты-— вот что мы уви-
и на месте когда-то шумной, уто-
вшей в зелени деревни. Мы не встретили
идей.

— В конце июля прошлого года немцы
(реили против партизанских отрядов пять-
дият тыеяч эсэсовоких войск, — расека-
звали нам партизаны. — Варатели сожгли
(тян деревень. Вот здесь триста человек,
ae больше детей да стариков, побросали
хивыми в огонь. 5

Много таких пустырей в Барановичекой
ласти. Три года немны убивали и жгли.
№ пришла сила, которую ждали, в которую
щизменно верили,-— пришла избавительня-
1a Красная Армия. И в Новом селе, и в Ляд-
зах, и в сотнях других сёл и деревень впер-
зе за три года раздалея стук топора. Кре-
cane ездят в Налибоцкую пущу, разбира-
и  партизанские землянки, рубят лес. Они
торопятся, работают без устали. Они строят.
( приходом Красной ‘Армии сюда’ вернулась
ЗИЗНЬ.

Не с востока, а с запада, навстречу ал-
у, шел партизанский Boman Владимир

А. ЗЕМЦОВ

(Специальный корреспондент «Нравды»)

била свыше четырехсот немецких солдат н
офицеров.

Много рассказывают в народе о другом

партизанском командире — Дмитрии Деня-
сенко. Я встретил во времена немецкой
оккупации группу крестьянок из деревни
Загорье, Мирского района.

Из каких краев? — спросили мы их.
Да вот тут недалече ходили по на-

шему крестьянскому делу.

— Какое же у вас дело?
Крестьянки мялись, перешентывались, &

потом одна из них, побойчей, рассказала:

— Только вы. не смейтесь над нами.

Ходили мы в священнику, молебен отелу-
жили

— Праздник что ли какой?
— Нет, не праздник, & надумали мы за

здоровье Митьки налиего помолиться. Очень
уж немпы грозятся — непременно, говорят,
поймаем его. Обещают будто” за голову его
котелок золота дать.

«Митька наш» — это и есть Дмитрий

Денисенко, командир партизанекого кавале-
ряйского дивизиона, _
Мирекого района от грабежей и насилий’ ов-
купантов. Отряд Денисенко разгромил де-
сятки гарнизонов врага, сжег в немецких
хозяйствах более 100.000 пудов награблен-
ного хлеба, приготовленного к отправке в
Германию, спас тысячи советских граждан
от угона в немецкое рабство.

охранявший деревни

Первые свои удары барановичские пар-

тизаны нанесли по гитлеровскому так на-
зываемому «новому порядку». Партизаны
бригады имени Сталина разгромили все не-

мецкие государственные хозяйства в
непком, Радошковичеком и Дзержинском

Иве-

районах. Отряды имени Молотова, Фрунзе,
Котовского, Александра Невского, 1 Мая.
и другие снесли с лица земли полинейские
постарунки, опорные пункты и другие по-
добные учреждения в Юратишковском, Ко-
реличеком, Новогрудском, Лидеком районах.

Захватчики чувствовали себя на терри-
тории Барановичской области. как в оса-
жденной крепости. Ни усиленная охрана,
ни колючая проволока, ни толетые стены
лотов и лзотов не спасали их от партизан-
ской мести.

Новогрудский гебитскомиссар палач Буш-

¥

ман грозил уничтожить всё население сел,

Царюк, шли тысячи вооружённых людей.
(тодня у секретаря Отолбцовского райкома
уного забот. Он организует местную про-
ышленность, торговлю, ремонтирует ико-
1ы, подбирает кадры. Андрей Саятевич, как
и три года назад, — председатель сельского
‘вета в своём родном селе Перетоки, Вею
00 семью вместе с большей частью жите-
1Й села он уводил в лес, создал партизан-
ий отряд, за три года получил шесть ра-
чаший, бил немцев без страха и без поща-
ды, Теперь вчерашние партизаны убирают
uel, хлопочут о школах, о семенах, за©е-

ит озимые поля.

Тв Рарановичах, ив Лиде, ив Ново-
трулке, ив Ивенне — во всех городах и 6е-
1х области начинается созилательная ра-
биз. Григорий Александрович Оидорох, Ефим
Данилович Гамеев, Степан Петрович Шупе-
1, руководители народной борьбы, боль-
евикя-подпольщики, сегодня заняты новы-
у\1 делами. Они вывели отряды из лесов.
ни ооганизуот людей для быстрейшего воз-
озления жизни, восстановления разрушен-
100 хозяйства, для повседневной помощи
№асной Армии.

1 Москвы пришла радостная весть. Сот-
и барановичеких партизан награждены
Президиумом Верховного Совета орденами,
зеалями. Самые храбрые, самые бесстрат-
ные удостоены звания Героя Советского
(зрза, и среди них— Владимир Царюк, сек-
Марь обкома партии, кавалер ордена
(ysopopa 1-i степени Василий Чернышев,
‘авные паотизанские командиры Борис
Тудат, Федор Синичкин.

я я

Ялонь началась сызнова. Но за право
дить, строить, любить, верить три года шла
уйна — жестокая, не знающая пощады.
Тра года Барановичекая область полыхала
в тне партизанской борьбы. Никакие уси-
Л оккупантов, никакие их кровавые ка-
Рательные экспедиции, никакие зверства и
Масовые расстрелы не могли потушить п0-
дара этой народной войны.

Война. жестокая действительность,
оу раскрыла замечательные черты
орусского народа — любовь К 6в600де,
чзетскому строю, к своей государственно-
1, К свой культуре, исконную, идущую
12 глубин веков любовь к братскому рус
му наролу. Вот почему в Советской be-
оруебни на временно оккупированной нем-
Цами территории свыше, 300.000 простых

119-
бе-

в которых бывают партизаны. В апреле

тизанской миной. Были убиты и его заме-
ститель Гемпель, ин начальник новогруд

”

;

нынешнего года Бутман был взорван пар-

ской СД Шмукер. Живьем вывезли нарти-
заны из Барановичей заместителя началь-
ника гестапо по борьбе е партизанами и
бургомистра города. Партизан Кировской
бригады Демидов подложил мину под врес-
ло лидского гебитекомиссара Дрекселя. Че-
рез несколько дней тот же Демидов бросил
в помещение гебитекомиссариата, где не-
мецкие офицеры собрались для понойки,
две противотанковых гранаты. Партизан
Чепуштанов поймал в местечке Юратишки
бургомистра района — предателя Длужиев-
екого, привел его в лес и сдал своему
командиру.

Месть партизан пе знала пощады. 44 ге-
нерала и других высших чиновника во
тлаве с палачом белорусского народа Виль-
тельмом Кубе отправили на тот свет пар-
тязапы Белорусской республики.

= < =

Дивербионная работа на железных лоро-
гах — участок боевой работы партизан, на
котором они наносили наиболее чувстви-
тельные удары противнику и ближе всего
вступали в непосредственное боевое взаимо-
действие с Красной Армией. Враг называл
работу партизан на лорогах «железнодорож-
ной войной». Для охраны дорог немецкое
командование вынуждено было выделить ог-
ромное число солдат.

Чего только не придумывал враг для то-
го, чтобы обезопасить свои коммуникации!
На ражнейльтх путях стояли через каждым
километр лзеты с пулеметами и миномета-
un, Выло запрещено движение эшелонов по
почам. Придумали немцы спеняальный ми-
новыбрасыватель перед паровозом. Лнем со-
ставы пускались в путь только после обхо-

советских людей взялись за оружие мести и   ла учаетков и пропуска контрольных поез-

Онлясь с оккупантами смертным
прихода Красной Армии.

Павел Иванович Булак, крестьянин кт не повреждены
ныне
стад грозой   обе стороны от путей, минировали подходы.

№ревни Остров. Слонимского района,
нгражденный орденом Ленина,
levies, Qu начинал с партизана-одиночки,
1 встречал Ирасную Армию _
бригады «Победа», в Которой
ыше тысячи белорусеов.

[о селам и деревням Западной Белорус-
ин о Булаке из уст в уста передаются 16-
юны. Партизаны мне рассказывали: —

— Недалеко от районного села Дят20во
Вулак устроил засаду. Немцы шли, чтобы
ограбыть соседние деревни.

собралось

вов. Отправив трупы к коменданту гарни-
зана, Вулак сопроводил их запиекой: «Про-
Шу извинить, что плохо упакованы. В сле
дующий раз постараюсь упаковать лучше».

В июне нынешнего года бригала Булака
 многолневных боях с карателями истре-

Их встретили
партизаны и убили сорок солдат и офчие`

боем вплоть   лов. По насыпи, около рельсов, известковым

раствором проводили белые каемки и про-

лин они, нет ли еле-
лов. Вырубали лес на 200—300 метров но
Тшетно! Несмотря ни на что, эшелоны 1е-

В кажлом отряде действовали по 4—5 дн-
версионных групи. В области было около
200 ливерсионных  молодежно-комсомоль-
ских групи.

Дороги Минск — Барановичи, Молодеч-
  но — Лида партизаны сделали непроезжимя
ee врага. Командир бригады имени 1 Мая
  ‘тов. Ковалев и его заместитель тов. Горелик
сами стали во главе подрывных групи. Они
учили людей. показывали, как нужно вы-
бирать места, как ставить мины. как их
маскировать. Отряды этой бригалы свалили
под откос, взорвали, повредили 146 враже-
  ских эшелонов, разбили 157 паровозов. 85%
‚ вагонов, похоронили под обломками до 6 ты-

командиром тели под откос.

сяч немецких солдат и офицеров, на 4.000
часов задержали двяжение поездов по дороге
Минск — Барановичи. А ведь бригала пме-
ни 1 Мая — это только одна из 22 дей-
ствовавших на севере области!

Партизаны научились сами делать мины.
Федор Губенко, партизан Сталинской брига-
лы, своими руками слелал 236 мин. Он из0-
брел мину «недотрогу». Если немцы и 00-
наруживали ее, то, снимая мину, они не-
изменно гибли. Немецкие железнодорожники
стали пускать впереди паровоза площадки:
хина подрывала их и не трогала паровоза.
По Федор Губенко перехитрил немцев. Он
усовершенствовал свою «недотрогу», при-
бавил к ней еше олян рычаг, названный
партизанами «громоотводом», и мина стала
взрываться только нод паровозом, He трогая
вдуших впереди площадок.

Разрушали партизаны железнодорожное
полотно. Это называлось «рельсовой вой-
ной» или, по-партизански, «конпертами».
Только в ночь на 20 июня текущего года
барановичекие отряды взорвали 5.200 рель-
сов и олновоеменно сожгли железнодотож-
ную станцию Юратишки, три вражеских
эшелона с техникой и боеприпасами. За год
они дали несколько «канцертор», взорвали
около 14 тысяч рельсов — 85 километров
пути.

= # #

Партизанское движение приняло столь
широкий размах, стало круцной военной
силой потому, что его возглавляла, илейно
воспитывала, спаяла,  диоциплинировала,
вела‘к определенной цели партийная орта-
низация. Коммунисты-полпольщики высоко
несли энамя Ленина — Сталина, знамя сво-
ей Родины. Слуги народа, они всегда были
с0 своим народом, не покилая его в самые
трулные минуты. Коммунисты и комеомоль-
цы были лучшими бойцами, самыми храб-
рыми, самыми самоотвержежньгии.

Сертей Рыжах, организатор и комантир
первого в области партизанекого  отряла
имени Сталина, осенью тоулнога 1941 ro-
ла холил GO порезням и селам Запалной
Белоруссии, поднимал людей на борьбу, пи-
сал и развешивал листовки, в которых
разоблачал немецкую ложь, призывал к ме-
сти поллым захватчикам.

Рыжак погиб: Но он оставил no себе
славную память в родном народе. Его име-
нем был назван вновь создавный партизан-
ский отряд, вписавший в свою историю не-
мало боевых страниц.

В области хорошо знают храбрую комсо-
молку Веру Олынец, спустившую под откос
15 гитлеровских эшелонов, ставшую комис-
саром партизанского отряда. Много смелых
подвигов совершила комсомолка Варя Нико-
латина.

Партизан Первомайской бригады комсо-
молец Михаил Белуш грудью своей закрыл
пулемет врага и этим обеспечил победу эт-
ряда, штурмовавшего. немецкий укреплен-
ный пункт в селе Купецк, Любченского рай%-
на. Увлеченные подвигом комсомольца, пар-
тизаны захватили гарнизон. Коммунист Ни-
колай Кадолбик первым ворвался в железо-
бетонный дот и пристрелил 7 гитлеров-
mes. -
— Это за смерть ‘Миши, — гозерил он.

Лучние партизаны, доказавшие свою
преданность делу Ленина— Сталина, шли в
ряды партии. Были приняты в партию ге-
рой железнодорожной войны Иван Долбик,
Владимир Шахлевич и многие, многие дру-
гие.

Только за один год кандилатами в члены
партии подпольные парторганизации обла-
сти приняли 998 партизан. Кроме того, в
городах и селах работали 226 антифа-
шистеких групп. В рядах комсомола было
в два раза больше юношей и девушек, чем
в предвоеннзм 1940 году. Народ и в тылу
врага, в жестоких тисках кровавых за-
хватчиков, свято и преданно верил своей
партии, посылая в ее оягы лучших своих
сынов.

Партийные организации проводили ог-
ромную по размаху, многообразную по фор
мам. глубокую ‘по содержанию политиче-
скую работу среди населения. При под-
польных райкомах были созданы агиткол-
лективы, в каждой партизанской роте име-
лось по 3—4 агитатора. Сводки Совин-
формбюро немедленно размножались и рас-
тространялиеь среди населения. В’ подполье
излавались газеты: «Ирасная звезла» —
орган подпольного обкома партин, «Моло-
дой партизан» — орган подпольного обкома
комсомола, 19 районных подпольных. газет.
Разовый тираж их достигал более 10. ты-
сяч экземпляров. И нехватало.

Правдивое больневнетское слово—печат-
ное и устное — было на боевом вооружении
партизан. 3

* ¢ £

В газетах недавно опубликованы Указы
Президиума Верховного Совета СССР о на-
тражденни белорусских партизан и парти-
  занов. Тысячи людей получили высокие
правительственные награды. Находясь в ты-
лу врага, они не знали страха. Одна пламен-
ная страеть руководила. ими все эти годы
Отечественной войны — любовь к Родине
и жажда беспощадной мести врагу. Родная
земля позвала их на эту борьбу, великий
Сталин указал им путь.

Барановичская область, БССР.

Мощная поддержка

с воздуха

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 1 сентября.
{Возн. корр. «Правды»). Ни днем, ни но-
чью не смолкает в небе гул наших само-
летов. Непрерывное наносятся бомбовые уда-
ры по врагу, а в воздушных боях «Яков-
левы» и «Лавочкины» сбивают «Мессер-
тамиттов» и «Фокке-Вульфов-190».

На-днях южнее города Фомжи в течение

трех часов. происходил бой наших танков и

артиллерии с немецкими танками. На по-
мощь нашим танкистам и артяллеристам
пришли «Ильюшины». В результате их
сокрушительного бомбо-штурмового ` удара
было подбито и сожжено много танков и
самоходных орудий и 5 бронетранспортеров.
. За последние. три дня наши летчики про-
зели 34 воздушных боя. В этих блях было
сбите много немецких самолетов. На земле
ударами с воздуха уничтожено более 100
орудий полевой и зенитной артиллерии
противника, 250 автомалин и взорвано 11
склалов с.боеприпасами,

Четверка «Ильющиных», возглавляемая
капитаном Белоконь. штурмовала немецкие
позиции. После того, как врагу был нане-
сен бомбовый удар с пикирования, штур-
мовики снизились до бреющего полета и
атаковали немцев пушечно-пулеметным ог-
нем. В результате этого налета противник
потерял убитыми сотни солдат и офицеров.

После Белоконя в’ воздухе появились
штурмовики капитана Поваленко. Они за-
метили. что пролвижению наптих войск ме-
тает огонь неменкой минометной батареи.
Птурмовики с бреющего полета атаковали
эту батарею и одновременно обрушились на
немецкую пехоту в траншеях. Огонь мино-
метной батареи был подавлен, и большое
келичество солдат и офяцеров противника
упичтожено.

Група штурмовиков под командованием
майора Алексеева при подходе к пели pe-
ила помочь нашим наземным частям в
форсировании водного рубежа. Майор Алек-
сеев приказал своим веломым стать в зам-
кнутый круг и штурмовать немцев. В те-
чение 15 минут штурмовики громили пе-
хоту и огневые точки врага, а тем време-
нем наши наступающие части успешно
форсировали водный рубеж.

У

Горчяки шакты имени Сталина
сдержали своё слово

МОЛОТОВ, 1 сентября. (Корр. «Прав-
пы»). Горняки Кизеловской шахты именя
Сталина, инициаторы соревнования шахте-
ров Советского Союза, досрочно выполнили
августовское задание. Они добыли в авгу-
сте 6 тыс. тони угля сверх плана.

По переховым шахтерам равняются уголь-
щики всего Кизеловского бассейна. 31 ав-
туста комбинат «Молотовуголь» успешно
закончил августовский план.

oe

Откачка воды из шахт
без насосов

СТАЛИНО, 1 сентября. (Корр. «Правды»).
На шахте имени Ворошилова треста «Дзер-
жинскуголь» впервые в Донбассе применен
новый высокопроиззводительный способ от-
качки воды из затопленных шахт системой
эрлифтов. Главный инженер треста тов.
Смоктий сообчил корреспонденту «Правды»:

— Устройство. эрлифта весьма просто: в
затопленный шахтный ствол опущены два
столба водоотливных труб, соединенных на
известной глубине несложной системой. По
одному стволу с поверхности компрессорами
непрерызно нагнетается воздух. В средини-
тельной систэме он насыщает воду. Удель-
ный вес насыщенной воды почти наполо-
вину меньше обычного. Она по другому
столбу труб непрерывным потоком выли-
вается на. поверхность.

При работе двух компрессоров из шахты
имени Ворошилова откачивали до 1.400 ку-
бометров воды в час. Сейчас система эрлиф-
тов устанавливается на шахтах «Юнком»,
«Кочегарка», «Центральная-Ирмино» и др.

— Hp

Изобретение инженера Далина

БАКУ, 1 сентября. (Корр. «Правды»).
Инженер одного из бакинских заводов тов.
Далин разработал способ получения из вто-
ростепенных нефтепродуктов высокооктано-
вого компонента, применение которого
в нефтяной промышленности позволит резко
увеличить выработку тракторного керосина.
Изобретение инженера Далина имеет боль-
шое народнохозяйственное значение, так
как оно высвобождает тысячи тонн лигрои-
на, который употребляется для получения
тракторного горючего. } 4

> ——-

Выдающийся рекорд
котломонтажников

ВОРОШИЛОВГРАД, 1 сентября. (Корр.
«Правды»). Монтажники котельного участка
теплоэлектроцентрали — паровозостроитель-
ного завода имени Октябрьской революции
за одну рабочую смену поставили барабан
котла и завальцевали 101 трубу. Это новый
всезоюзный рекорд по постановке труб.

=

Проект восстановления Воронежа

ВОРОНЕЖ, 1 сентября. (Корр. «Правды»).
Сюда вместе с группой архитекторов при-
был. академик архитектуры А. Руднев,
ксторый привез генеральный проект восста-
новления Воронежа. По этому проекту
восстановленный Воронеж будет значи-
тельно красивее по архитектуре, чем он был
раньше, В частности, коренным образом
изменится правобережная часть Воронежа:
она будет прелставлять живописный бульвар
вдоль реки Воронеж с многочисленными
парковыми насаждениями, коттеджами,
скульптурными ухрашениями вдоль буль-
вара. На одном из видных мест будет
сооружен памятник героям Отечественной
войны.

о

Виноделие в Армении

ЕРЕВАН,   сентября. (Корр. «Правды»)-
Винодельческая промышленность Армении
до сих пор выпускала в основном крепкие
дессертные вина и коньяки, хотя она распо-
лагает хорошей сырьевой базой и для про-
изводства столовых вин. Сейчас решением
Совнаркома Армянской ССР и ЦК КП(б)
Армении устаповлена специализация райо-
нов. Организуется производство столовых
BHH.

Предприятия винодельческой промышлен-
ности начали подготовху ‘к приему нового
урожая: В течение 1944—1945 годов будут
построены новые и расширены старые хра-

нейшему улучшению. качества коньяков.

Одесса—город воинской славы
и трудовой доблести

Сегодня, 2 сентября,  исполняетел
150-летиз торола Одессы. Свой юбилей
трудящиеся гофода отмечают в знамена-
тельные дни исторических побед Красной
Армин. Новы подвиги совершили воины
3-го Украинского фронта — освобохители
Одессы. Враг получает возмездие за кровь
и Палы нашего города.

Одесса всегда высоко держала знамя во-
инокой чести и славы русского и украин-
ского пародов. В завоевании поселения
Хаджибей, на месте которого был заложен
город, участвовали запорожекие казаки и
русские солдаты. Колыбель города — рус-
ская крепость Халжибей создана под набяю-
депием великого русского полковолна Суво-
рова. f

Город возник не только как торговый
порт, но и Как южный военный форпост
Ровсин. Вот как определяла @то значение
и роль Екатерина Н в своем Указе, издан-
нем в 1794 году: «Уважая выгодное по-
ложение Халжибея при Черном море и со-
пряженные с оным пользы, признали мы
нужным устроить тамо военную газань
купно с купеческою пристанью».

Немногие города прежней России росли
так бурно, как Олесса. Этому способетво-
вало вытодное географическое положение
города-порта, через который развивались
и укренлялиеь экономические и культур-
ные связи России 0 многими государ-
ствами.

Одесса уже не раз была предметом во-
жлелений чужеземных захватчиков. В 1854
тоду она подверглась нападению с моря.
Гарнизон и Население мужественно ветре-
тили врага.

В годы гражданской войны и интервен-
ции @тесса также внесла свою долю в 0б-
шее дело защиты молодой советской рес-
публики от ее врагов.

Но самый величественный подвиг в по-
луторавековой истории. Одессъ-—это герои-
‘ческая оборона города от немецко-румын-
ских захватчиков осенью 1941 года. В
сверкающем созвездии  городов-героев —
Ленинграда, Сталинграда, Москвы, Сева-
стополя—стоит и гордое имя Одессы. Отессу
обороняли моряки-черноморны, части Врас-
ной Армии, рабочие заводов, трудящиеся
торола — все, кте способен был носить ору-
жие, изготовлять необхолимые боеприпасы
и снаряжение, строить оборонительные
рубежи.

30 месяцев хозяйничали оккупанты в
Одессе. Они учинили зверскую расправу
над мирным населением, уничтожили в
городе и области свыше двухсот тысяч ни
в чем неповинных советских людей, раз-
грабили их имущество, увезли много мате-
риальных п культурных, ценностей, залу-
шили жизнь в городе. Красная Армия из-
гнала оккупантов 10 апреля 1944 года.
Охесса вновь стала советской.

После изгнания врага в Одессе разверну-
лись восстановительные работы. В первую
очерель нужво было снабдить население
хлебом. водой, дать электроэнергию, удов-
летворить насущные потребности трудя-
щихся. Это нам удалось быстро осущеет-
вить. Но нельзя быдло откладывать и в0с-
становление заводов и фабрик, городского
хозяйства, приведение в порядок дворов и
улиц, разборку разрушенных зданий и с0-
пружений, санитарную очистку города.

Решить эту задачу нельзя было без ащ-
тивного участия всего населения города.
Указание товарища Сталина о быстрейшей
ликвилацаи всех последствий фашистской
оккупации стало путеводной звездой тру-
лящихся. На митинге, посвященном 0сво-
бождению Одессы, они дали клятву своему
любимому воктю и полководцу работать, не
жалея сил, чтобы скорее восстановить пра-
хышленность, городское хозяйство и всемер-
но помогать Красной Армии в окончательном
разгроме врага.

Застрельщиком в этом деле выступил
коллектив судоремонтного и судостроитель-
ного завода имени Марти. Коллектив обра-

нилища. Разработаны мероприятия по даль-

тилея с письмом, в котором призвал всех
трудящихся Одессы включиться в общего-
родское социалистичеекое соревнование за
быстрейшее восстановление предприятий го-
рода. с честью выполнить клятву, данную
товарищу Сталину. Этот призыв встретил
горячий отклик. В порт, на заводы и фаб-

рики, на ремонт разрушенных зданий при-
шли работать десятки тысяч людей, глаг-
ным образом женщин. Только в дни месяч-
ника цо восстановлению города в работах
участвовало 116 тысяч горожан.
Появились стахановцы, энтузиасты в0с-
становления.  Замечательных успехов 16-
стигла бригада девушек во главе с тов. Шаб-
левской, работающая в строительном цехе
энергокомбината. Она систематически вы-
полняет три нормы. На заводе имени Ок-
тябрьской резолюции жена офицера тов. Ти-
монина организовала женскую строитель-
ную бригаду, которая вдвое перевыполняет
свое задание. На каждом предприятии, го-
POACKOM об’екте социалистическое сорезно-
вание стало основным методом труда. Воз-
никли фронтовые и молодежные бригады.
умножилось число передовиков, увлекших
за собой массы, выросла проязводительноеть
труда. Например, строители порта вытолня-
ли нормы в мае на 124,5 проц., в нюне—

на 139 проц., в июле— на 161 прен.

Городские и промышленные предприятая
уже достигли некоторых успехов. Завод
имени Марти воссоздал серьезную энерге-
тическую базу, построил несколько цехов и
пустил их в экеплоатацию. Не за горами
день, когда завод полностью войдет в
строй.

Олесский порт уже теперь может приня-
мать сула, производить погрузочные и раз-
грузочные работы. Это— первая победа, одер-
жанная портовиками.

Оккупанты вывели из строя сердце :0-
рода —— энергокомбинат. Рабочие и спениа-
листы на пятый день после освобожделия
города дали электрический ток, а через 18
лней пустиля городскую электростанцию.
Поднимаютея из развалин заводы мангино-
строительной промышленности имени Ок-
тябрьской революции, имени Январского
восстания, «Красный сигнал», «Винап» и
другие.

35 предприятий легкой и местной пре-
мышленностя тоже выполняют заказы фрон-
та и изготовляют продукцию для населе-
ния. Олесскай облместиром пустил в ход
все своя предприятия и восстановил сеть
райпромкомбинатов, работавиих до войны.
План 2-го квартала облместпром выполнил
на 102.3 проц. № сожалению, еще очень
медленно развертывает свою деятельноеть
промыеловая кооперация. :

Налаживаются городской транспорт, связь,
воло-канализационная сеть. Сейчас 7 трам-
вайных мариерутов связывают рабочие ок-
раины с центром города.

Много потрудились одесситы, приводя в
порядок свой город, очищая его от грязи и
мусора, восстанавливая жилой фол, раоби-
рая разрушенные строения. З4 короткий _
сток восстановлены лома с жилой площадью ©
25.000 квадратных метров. В ремонте до-
мов и квартир деятельно участвует населе-
ние города.

Освобожденная Одесса снова возрожлает
свои очаги культуры и искусства. Работа-
ют театр оперы и балета, укравиокий и
руский лраматические театры, оперетта,
цирк, кинотеатры. Восетановлено 75 школ,
12 вузов. :

Ведя большую восстановительную рабо-
ту, трулящиеся Олесской области однювре-
меню оказывают всемерную помощь стра-
не, фронту. Колхозники весной из личных
затасов собрали в фонд Красной Армии
4.633 тысячи пудов хлеба и дали много
зерна колхозам на семена. Колхозы вымол-
нили план весеннего сева на 116 проц. В
трудных условиях они сумели вырастить
хороший урожай и быстро убрать его. Сей-
час колхозники сдают хлеб госуларетву.

В годы сталинеких пятилеток Олесь
превратилась в крупный промьлиленный и
культурный центр. Оккупаяты пытались
остановить развитие горола, отбросить его
на десятки лет назад. Но любовь одесеи-
тов к евоему горолу, их энергия, предири-
имчивость и трудовое упоретьс лают все
основания надеяться, что город быстро бу-
дет восстановлен. Фн стапет еще чудеснее,
чем был. С такими мыелями встречают
одесситы трехлетие героической обороны го-
рода и 150-летие со дня ето основания.

А. КОЛЫБАНОВ.
Секретарь Одесского обкома
и горкома КП(б}У.

МАЛЕНЬКИЙ
ФЕЛЬЕТОН

Представим себе этот затерявшийся в
дебрях Наркомлеса, изредка озаряемый
дальними главспичиромовскими зарницами
коллектив бракоделов спичечной фабрики
«Байкал». Представим себе жизнь «испы-
танного» коллектива фабрики в городке
Усолье, жизнь, не отличающуюся чу8твом
отзетственности, чуждую борьбы и сорев-
нования за высокое качество, далекую от
потребятеля с его интересами и потребно-
стями.

В сущности. что есть потребитель? Взы-
скательный критик. А ‘что есть спичка?
Обыкновенная соломка, смазанная на одном
конце горючей смесью, и главное назначе-
ние которой — гореть. А ежели она не за-
жигается именно тогда, когда ее хотят. за-
жечь, — как с этим быть?

Как быть, если рабочие спичечной фаб-
рики сами же прикуривают от зажигалок:
так вернее, говорят они.

Как быть, если, скажем, с фронтов Оте-
чественной войны присылают спичечной
Фабрике «Байкал» «фронтовые приветы»,
которые больше похожи на вздохи и про-
клятия?

«...Попробуешь зажечь спячку, — пи-
шет фронтовик Г. Хелимсклй, — не можешь,
ибо от прикосновения спички к терке сера
моментально отлетает. И вот начинаешь
«чиркать» спичку за спичкой. И если из
десяти спичек зажжется одна — это очень
хорогно... И спички He сырые», —пюдчерки-
вает автор письма.

«Все лля фронта» — эти мобилизующие
слова прочитал старший лейтенант А. Мо-
ничев на коробке со спичечным браком. И
он тоже пишет «байкальцам»:

«..Вто дал право лирекции данной Ффа-
брики гозорить наш боевой лозунг «Вее для

‚ фронта!». Поверьте, что в таком барахле,

которое выпускает фабрика «Байкал»,

фронт не нуждается...»

«Из одной коробки бойцы смогли прику-
рить блин pas», — сообщает фронтовик
т. Петров. Но зато, оказывается, на коробке
с ногорящими спичками красуется такая
тикетка: «Честно и самоотверженно рабо-

Огнеупорные спички

тай на своём посту. Этим ты помогаешь
Красной Армии».

«— Где же тут честный труд?» — BO03-
мущенно спрашивает фронтовик.

Таковы «фронтовые приветы». :

На один из этих «приветов» парторгани-
зация фабрики так ответила на фронт
т. Петрову:

«Случай выпуска недоброкачественных
спичек об’ясняется тем, что среди коллекти-
ва имеются еще отдельные разгильдяи, ко-
терые своим престунным...» и Т. д.

Вместо борьбы за честь своей фабричной
марки люди пытаются заслониться ссылкой
на «отдельных разгильдяев»...

Что думает по сему прискорбному поводу
директор спичечной фабрики «Байкал»?

Он, т. Орловский, извините, ничего не
думает, И все полтора’ года своего безлумно-
го, безмятежного и бездеятельного сядения
в директореком кабинете на фабрике он
не утруждал собя размышлениями.

Падало Из месяца в месяц выполнение

плана. Расшатывалась трудовая диецинли-.
на, а директор не вмешивался и день-
денской сидел у себл в кабинетике и, 653
перерыва на обед, досаловал:
Зачем меня,  инженера-строителя,
спихнули со стройки и бросиля на спички?
Сижу вот, возглавляю, а в цехах еше ни
разу не припелось побывать... Теперь уж,
пожалуй, и не стоит туда ходить. Все равно
скоро выгонят с фабрики.

Полтора года так тянулось. Этого срока
вполне хватило бракоделам «Байкала»,
чтобы забросать товаропроводяшую сеть
бросовыми. огнеупорными спичками.

Недавно этот спичечный директор унел
нз теплых, ласкающих об’ятий спичиромюв-
цев. Упорхнул, представьте, совершенно
безнаказанно.

— Бать его как будто не за что, — же-
ликатно об’ясняет нам начальник техниче-
ского отдела главка, — но и оставлять тоже
как будто нельзя было!..

Доброта, всепрощение и долготерпение
поистине такие, что, как сказал бы поэт, —
«нигде кроме, как в Главспичироме».

Л. МИТНИЦКИЙ.