A ee ee ee

Ba
CEL

ГВ

neds
{oar
OOH
ITS

ace,
HO,
if,

Date
Bue
elt
Ha

3a-
pa

Rad

CHa

гих

(eth
seu

№

пе}

=“

ih

§ CEHTABPA 1944 r.,

Ti ee

Солдатская слава

(Or военного корреспондента. «Правды»)

’ Не по доброй воле полки эсэсовских
швизий «Мертвая голова» и «Великая Гер-
хания» оставили свой оборонительный ру-
fem, громко поименованный в их штабных
ронесениях «Стальным валом».

Страшное зрелище представляли позиции
вомцев после лвухчасовой обработки наши-
уп артиллеристами и твардейскими мино-
убтами. Казалось, землетрясение невидан-
той разрушительной силы произошло здесь,
п горный каменный поток сорвался © вер
шин на эту долину.

Из-под земли зловеще торчали обуглен-
ные бревна, рельсы, ‘стальные балки блин
пжей. У бетонированных артиллерийских
(стонов врага лежали ` перевернутые
взрывами остовы тяжелых танков, сталь-
ные колпаки и щиты, смятые проволочные
заграждения, разметанные вокруг обломки
каменных заградительных поясов.

И множество трупов в мышиных мунди-
рах на брустверах, в воронках, в развали-
зах блинлажей. Всюду распластались они,
поверженные неумолимой грозой русского
твева.

По развалинам «Стального вала» шатал
теперь через трупы врагов, через политые
mx кровью -брустверы траншей и окопов
уиекий солдат. В огне и дыму шагал он,
пеутомимый и грозный, не поворачивая го-
ловы назад. Только изредка останавливался,
унядывалея в развороченный дот или гору
паблтых гитлеровцев и, вытерев рукавом
потный 100, говорил голосом довольным и
твердым: =

— Наша работа чистая...

Войска, не отставая, наседали на немцев
(хваченные страстью наступления, солдаты,
быв про усталость, лавой шли через леса,
лота, долины, вырывались на большаки
п проселки, вели бои с заслонами и частями
цизрытия и снова шли вперед.

Велед за пехотой громыхала коваными
золесами артиллерия.

Шли танки, автоколонны, повозки с бое-
припасами и продовольствием. На кузовах
\шин нестрели расписанные солдатами
цзунги: «Даешь Берлин!», «Сталинградцы
ци — немцу капут!>», «С нами Сталин,
меред на запад!». Ползли по узким пыль-
ным дорогам неуклюжие бензовозы, дымили
а ходу походные кухни, двигались сани-
прные батальоны и госпитали.

[овор всех народов Советского Союза
‘ышалея в этом неудержимом потоке лю-
jel, суровых и неумелимых в своем стрем-
нии уничтожить врага.

№ин в немецкую
и решительно и прочно.
ногодневного наступательного
еался на берегах реки.

Ночью перед выходом к этому новому
(тльному рубежу немецкой обороны, когда с
ских грохотом взлетали в воздух взорван-
ные противником мосты, ноходные типогра-
(ul печатали тысячи экземпляров боевых
зрасноармейских газет и листовок, Пахну-
цие свежей типографской краской, они пря-
№ из-под машины шли к огневым рубежам,
там, в ротах, батареях, экипажах, при ©ве-
12 гарманных фонарей и окопных коптилок,
щ читали вслух парторги и агитаторы.

( первыми проблесками рассвета в небо
мвились сигнальные ракеты, рассыпая
брызги розовых -иекр: Артиллерия обруши-
1ась огненным ураганом на вражеский берег.
емцы тоже ответили сильным артиллерий-
их и минометным огнем. В воздухе стало
ино от перекрестного полета мин, пуль и
‘нарядов. Стрельба и разрывы сливались
зодин сплошной гул, от которого сотряса
Mth оба берега реки.

В холодные воды буйной, об’ятой пламе-
tet боя реки первым бросился гвардии
аршина Анатолий Фялкин, бывший до
WHE инструктором плавания команды
ухговского «Спартака».

— 3a мной, вода теплая, хорошо-о, —
зал старшина товарищей. А сам в полной
узлатекой выкладке боролся с бурным те-
чением, подбадривая других в непривычном
пя них дерзком заплыве. :

Вэти минуты испытания волевых чело-
ческих качеств самые скромные и неза-

оборону  забивал-
Теперь исход
сражения

метные 20 этого солдаты преображались
в героев и восхищали искушенных многими
боями офицеров и генералов:
аким среди многих оказалея командир
отделения гвардии старший сержант Павел
Кабанов, работавший до войны слесарем
московского завода им. Ленина. Самому пе-
реправиться через реку не мудрено, пере-
править все отделение — дело посложнее.
С крутого яра со свистом полетели вниз

Бабанова бревна не устроили. Он приказал
сооружать плот. Две сухих осины были
скреплены косяком, сверху сержант насте-

лил лозняк и, прикрыв его’ плащ-палаткой,
загрузил плот по своему расчету.

Прикрепив один конец телефонного кабе-
Ля к плоту, а другой к поясному ремню,
Кабанов дал команду отчаливать и поплыл
впереди, таща за собой ловко сколоченное
сооружение.

Через голову командира били с плота по
немецкому берегу из ручного пулемета и
автомата Антонов и Валентинов, а осталь:
ные бойцы, придерживаясь руками за
бревна, усердно помогали движению плота.

Переправа удалась.

... Полковая радиостанция тревожно посы-
лала в эфир свои позывные:

— Я —«панцырь», я—«панцырь», «спи-
раль», где ты? Отвечай, «спираль». Я —
«панцырь».

От свяги зависел успех удачно начатой
переправы. Но разве не могли нойти на дно
вместе с полевой рацией храбрые связисты,
когда свонцовый ураган бушевал над взвол-
нованной рекой, покрытой плывущими
бревнами, бочками, санями, ящиками
с людьми. Ведь немало пловцов безмолвно
отрывалось OT своей опоры и исчезало
в синих волнах. Но те, что достигали бере-
га, в отяжелевшей от воды одежде подымали
оружие и яростно бросались на немцев.

Именно в эти минуты, когда особенно
было нужно верное управление, эфир с тогс
берега откетил:

— Я—«спираль», я—«епираль». До-
плыл, доплыл. Перехожу на прием. «Пан-
цырь», «панцырь», давай, давай...

Подполковник  Расовский — облегченно
вздохнул. Связь есть — значит есть упра-
вление.

Переправившиеь под огнем на вражеский
берег, гвардии старший сержант Иван
Малышев, начальник «спирали», установил
свою радиостанцию под самым носом у нем-
цев и теперь корректировал огонь наших
батарей, передавал боевые приказания и
донесения командиров.

Продвигаясь вперед, Малышев заметил
на дороге пароконную немецкую повозку.
Связисты взялись за автоматы и залегли
в засаде. Когда повозка поровнялась с ни-
ми, Малышев выскочил из кювета и ухва-
тил за уздцы первую лошадь. А тем воеме-
нем радист Ананьев ударил по кузову из
автомата.

Покончив с гитлеровцами, друзья, под-
хлестнув лолцадей, умчались к лесу. «Спи-
раль» стала на колеса и быстро передвига-
лась с места на место. По ее сигналам
безошибочно били врага артиллеристы и
минометчики...

Русские воины блестяше осуществили
смелый план команлования и теперь ист-
ребляли немцев со свойственным русским
людям размахом и ратным мастерством.

Бой затихал. В расположившимся на
короткий привал солдатам прибыла поход-
ная кухня. На взмыленных лоталях она
подкатила к леску. Вслед за кухней подо-
ила вторая солдатская радость — полевая
почта с письмами от родных и со свежим
номером дивизионной газеты.

А позднее на позициях полка генерал
об`явил Указ Президиума Верховного Со-
вета СССР и вручил своим питомцам солда-
там Анатолию Ляпкину, Ивану Малышеву
ий Павлу Кабанову ордена Ленина и золотые
звезды Героев Советского Сотюза-

Навел КУЗНЕЦОВ.

Действуюшая армия, 7 сентября.
(По телеграфу).

бревна. Это пришли на помощь саперы. Но!

ПРА

У границы Восточной Пруссии.

позиции.

Пулемётчики
Фото военного корреспондента «Правды» С. Короткова.

BRA

сержанта Б. Агумава на огневой

На реке Нарев

(От военного корреспондента «Правды»)

Вчера войска 9-го Белорусского фрон-, ные орудия. Один из расчётов самоходных

та овладели городом и креностью Остролен-
ка — важным опорным пунктом обороны
немцев на реке Нарев. Тем самым успешно
завершены упорные бои, происходившие юго-
западнее Ломжи.

Остроленка представляла собой главное
звено в цепи оборонительных сооружений,
воздвигнутых противником вдоль реки На-
рев.

Бои на этом участке отличались особым
упорством. Каждый день начиналея ярост-
ными немецкими контратаками, которые
утихали только с заходом солнца. Гитлеров-
ское командование направляло и направля-
ет сюла всб ‘новые дивизии, которым при-
вазано во что бы то ни стало удержать
фронт. x

В подобной обстановке особенно знаме-
нательна новая победа войск 2-го Бело-
русского фронта. Остроленка взята реши-
тельным ‘штурмом, который в свою оче-
pels был возможен благодаря удачному
прорыву немецкой обороны и выходу на-

ших войск на широком фронте к реке На-
рев.

Мощная артиллерийская подготовка воз-
вестила готовым к бою дивизиям о начале
нового сражения. Артиллерия всех калибров
била по заранее выявленным целям враже-
ской обороны. Одновременно мощные удары
продолжала наносить наша авиация, кото-
рая и прежде активно участвовала в отра-
жении контратак и разрушении коммуника-
ций противника. Но в этот день число на-
ших самолётов в воздухе было особенно ве-
лико. Особенно много было «ИТов», кото-
рые большими группами штурмовали не-
мецкие траншеи и блиндажи.

Заключительный этап артиллерийской
подготовки был удачно соединён с дейет-
виями пехоты, начавшей к тому времени
атаку. Стрелковые подразделения ворвались
в первые линии немецких траншей под при-
крытием плотного огневого ‘вала нашей“ ар-
тиллерии, сумевшей подавить значительную
часть вражеских батарей.

Отнако, несмотря на смертельный шквал
отня, немцы упорно держали свою obo-
posy. Ее значительная тактическая глу-
бина позволила противнику завязать
ожесточенные бой, которые кв полудню
достигли наивысшего напряжения. Прихо-
дилось не только выбивать врата из слож-
HOH системы траншей, отороженных прово-
локой и прикрытых минными полями, но
и удерживать затем эти траншеи, котда
на них шли немецкие танки и самоходные
орудия. Наличие в боевых порядках насту-
пающих лёгкой артиллерии нелюсредетвен-
MONO сопровождения позволяло успешно от-
бивать эти контратаки и превращать заня-
тые позиции в плаплармы для дальнейшего
развития наступления. Огромную помощь
пехотинцам оказали также напти самохол-

пушек офицера Рассказова подбил два
«Тигра».

Убедившись, что сдержать натиск совет-
ских войск никак не удается, немец-
кое командование активизировало действия
своей авиации. В контратаках на сравни-
тельно узком участке фронта. участвовало
около ста вражеских танков. В воздушных
боях и огнём зенитной артиллерии было
сбито в тот день 14 самолётов противника.
Немцы понесли значительные потери и
в танках.

Бесплодные контратаки обескровили вра-
га, и он был уже не в силах противостоять
-HaTUCKY советских воинов, устремившихся к
Нареву. 5 сентября утром восточного берега
реки достигли уже многие наши подразделе-
ния. Значительные группы немцев были
расчленены и изолированы друг от друга.
Положение противника осложнялось еще
тем, что позади него был глубокий и срав-
нительно широкий Нарев. «ИЛы» непре-
рывно обстреливали из пушек и пулемётов
переправы.

Олновременно с выходом к Нареву части
генерал-полковника Горбатова овладели же-
лезнодорожной станцией Остроленка, вплот-
ную приблизившись к городу и крепости. В
внутреннему, обводу укреплений наши бой-
цы вырвалиёь на плечах противника, но с
западного берега реки, из форта крепости,
немецкая артиллерия открыла сильный
огонь. В таких условиях штурмовать город
было невыгодно.

По дорогам потянулись артиллерийские
батареи. Весь вечер и всю ночь энергично
подготавливалея сокрушительный удар по
немцам. В 4 часа 30 минут коротким, но
мощным артиллерийским налётом на внут-
ренний обвод и крепость начался штурм
Остроленки. В темноте пехотинцы Урбано-
вича и Никитина ворвались в немецкие
‘траншеи и послерукопашных схваток завя-
зали бои на южной и восточной окраинах го-
рода. С рассветом уличные бои перенеслись
к центру, а к десяти часам утра Остроленка
была полностью очищена от немцев.

хх

На улицах города ещё видны следы недав-
него боя, валяется множество разбитых не-
мецких орудий. Рядом с ними уже установ-
лены и ведут огонь через Нарев nam бата-
реи. Они громят вражескую артиллерию, ко-
торая начала обстрел города. Не успев раз-
рушить Остроленку, немцы пытаются теперь
стереть с лица земли её жилые кварталы. Но
в воздухе появляются наши штурмовики и с
бреющего полёта ‘поливают свинцом залад-
ный берег Нарева. Огонь ‘немецкой артил-

лерии утихает...
Л. ТОЛКУНОВ.

2-й Белорусский фронт, 7 сентября.
(По телеграфу).

В эти дни Кубань являет собой картину
острой борьбы за хлеб, напряжение кото-
рой с каждым днем. нарастает.

Хлеб лля Кубани теперь главное. На-
ступил решающий период борьбы за хлеб,
такой период, когда должен быть на счету
каждый час. Надо возможно: быстрее за-
кончить обмолот, произвести расчеты с го-
сударством, убрать зерно с полей в колхоз-
вые амбары. Только так можно избежать
потерь, которые уже теперь в некоторых
районах достигают больших размеров.

Донесения из районов говорят о нараста-
нии темпов хлебосдачи. С 15 по 20 августа
болхозы сдали государству в полтора раза,
а в последнюю пятилневку августа в лза
раза хлеба больше, чем с 10 1 15 авгу-
ста. Районы Брюховецкий, Армавирский,
Ильинский, Кущевский, Выселковский,
Кореновский уже близки к выполнению го-
дового, плана хлебопоставок. А это—круп-
нейшие районы: они сдают по миллио-
ну и больше пулов хлеба каждый. Много-
численные факты показывают, с какой на-
стойчивостью колхозники борются за хлеб
для страны и фронта.

-Bor Брюховецкий район. Колхозы этого
района сняли такой обильный урожай. ко-
торый не может итти в сравнение даже с
богатым урожаем 1937 года. Борьба за
хлеб здесь идет круглый год: весной, ког-
да колхозники, не смыкая глаз, старались
возможно больше засеять, летом, когда их
заботливые руки по два и три раза пропа-
лывали все посевы, осенью, когда они то-
ропятся скорее убрать урожай. И вот ре-
зультаты их труда. Брюховецкий район
уже сдал государству 1.161 тысячу пудов
хлеба, выполнив план хлебосдачи на 83,8
процента; много хлеба колхозники этого
района получают и на трудодни.

Опыт передовых колхозов показал, какой
большой эффект дает использование на ие-
ревозках коров. Их пример райком перенес
в другие колхозы. Коров к перевозкам ста-
ли привлекать повсеместно. Сначала было
привлечено для перевозок 200 коров, по-
том число их увеличили до 600. Выросла и
цифра сланного на элеватор хлеба. В пя-
той пятилневке августа колхозы района
уже вывезли на государственные склады
4.020 тонн зерна. 50 комбайнов, 15 моло-
тилок, 400 катков заняты на обмолоте
хлеба. Здесь в отличие от некоторых дру-
гих районов обмолот не лимитирует хлебо-
  поставок.

16 районов Краснодарского края выпол-

нили годовой план хлебозатотовок более’

чем на 55 процентов. Список колхозов, до-
срочно рассчитавшихся с государством,
уже перевалил за 200. И все же край в
целом не выдерживает установленных с00-
ков хлебопоставок. Серьезную тревогу вну-
шает положение с вывозкой хлеба в Сталин-
ском, Приморско-Ахтарском,  Тбилисском,
Ивановском, Роговском, Крыловском райо-

На БОНО Кубани

нах и в ряще районов Адыгейской области.
Они значительно снижают общий процент
хлебопоставок. Причины отставания их В
том, что здесь в отличие, скажем, от Брю-
ховецкого района далеко неполностью ис-
пользуются тягловые ресурсы колхозов.

Роговский район план хлебопоставок вы-
полнил на 34 процента. За последнюю уя-
тидневку он вывез 181 тонну зерна вме-
сто 400 тонн по графику. Коровы на пере-
возках почти не используются, хотя ма-
шин и лошадей тут нехватает. В колхозе
«Большевик» в течение.10 дней не выво-
зится государству подготовленная K сдаче
большая партия ячменя. На вопрос, по-
чему не вывозится зерно, председатель
колхоза Калашников невозмутимо отвеча-
ет: «Нет тягла». А восемь пар быков гу-
ляют в поле, и коровы колхозников не при-
влечены к перевозкам.

Адыгейская автономная область выполни-
ла план хлебопоставок на 2: проц. Причины
отставания те же, что и в Роговском рай-
оне: недостаточно используются внутрен-
ние ресурсы, отсутствует большевистская
организованность. 0 каком руководстве
хлебопоставками можно говорить, скажем, со
стороны Крыловского райисполкома? Спро-
сите председателя райисполкома тов. Вузь-
менко, сколько в районе работает комбай-
нов. молотилок, катков, сколько тягла за- _
HATO Ha перевозке хлеба. Ни на один из.
этих вопросов он еразу не ответит, а бу-.
дет долго искать цифры в бумагах — вид-
HO, что и сводок-то он как следует не про-
сматривает. Из-за неорганизованности здесь
много лежит на полях незаскирдованного
и необмолоченного хлеба, что приводит в
большим потерям.

Поучителен пример Каневского и Кущев- -
ского районов. На первых порах они отста-
вали. Но руководители районов перенесли к
себе опыт передовиков и быстро выправили
положение. Они мобилизовали на обмолот и
перевозки все тягло, машины, всех людей, -
ввели ночную работу. И положение круто >
изменилось к лучшему. Эти примеры гово- *
PAT о том, что все районы Кубани могут
вести хлебозаготовки высокими темпами.
Нужны только дисциплина, порядок, орга-
пизованность, оперативное. руководство
хлебосдачей,

Косовицу колосовых хлебов колхозы Ку-
бани закончили. Усилия колхозников пере-
ключены на обмолот, очистку зерна и вы=
возку его на государственные склады. 0л-
новременно идет уборка картофеля, клеще=
вины, подсолнуха, сбор винограда, начи-
нается уборка кукурузы, озимый сев. Все
эти работы не терпят отлагательств. Надо”
умело сочетать их. Надо научиться полно-
стью использовать богатые  возхояности _
всех колхозов.

В. МАЛЫГИН. (Корр. «Правды»).

Краснодарский край.

Пленум Бакинского горкома партии

БАКУ, 7 сентября. (ТАСС). Состоялся
пленум Бакинского горкома КП(б) Азербай-
дивана, обсудивший вопрос. об усилении
разведочных работ и вволе в эксплоатацию
простаивающих скважин. Докладчик —
начальник Азнефтекомбината тов. Везиров,
управляющие трестами, секретари райкомов
партии и другие участники пленума рас-
сказали о проводимых мероприятиях, на-
правленных на увеличение добычи нефти.
`0с0бое внимание пленум уделил разверты-

ванию геологопоисковых работ, подготовке
новых нефтеносных площадей, строгому со-
блюдению графика пуска простаивающих
буровых, подготовке и правильной расста-
новке кадров.

На пленуме выступил секретарь ПВ
КП(б) Азербайджана тов. Багиров, поста-
вивший перед большевиками Баку практи-
ческие задачи в борьбе за повышение до-
бычи нефти.

Академическая филармония возвратилась в Ленинград

ЛЕНИНГРАД, 7 сентября. (ТАСС). Сего-
дня из Новосибирска прибыла в родной город
Государственная ордена Трудового Красного
Знамени академическая филармония. При-
ехали солисты и артисты заслужённых кол-
лективов республики—симфонического орке-
стра и квартета имени Глазунова.

Главный дирижер заслужённый артист
РСФСР Е. Мравинский в беседе с коррес-
пондентом ТАСС сообщил:

— Во время войны мы широко развили
концертную деятельность в Новосибирске и _
других городах Сибири. Артисты: филармо-
нии дали около 9.000 концертов, из них 2.400
шефских. Проведено много лекций по раз-
личным вопросам музыкального искусства. В
крупнейшем промышленном районе Новоси-
бирска—Кировском был создан филиал фи-
лармонии.

ЗА BR ne Se ee ee ОЕ ЕЕ ЕЕК 03

Тод назад доблестная Красная Армия,
Вылняя гениальные — предначертания
\иршала Советского Союза товарища
(tama, освободила от немецких захватчи-
мв Донбасс — крупнейшую в стране
Мольно-металлургическую базу. С первого
& дня на освобожденной от врага земле
В чалось возрождение народного хозяйства
ласти.

ще слышен был гул происходящих боев,
№ ризонте сверкали зарницы артиллерии-
их залпов, а шахтеры, металлурги, же-
знодорожники, ‘маптиностроители, химики
уе собирались на родные предприятия. Ожи-
мл один за другим заводы, возвращались
г жизни шахты. Донецкий бассейн вклю-
Tale в великое дело подготовки полной и
Бончательной победы над врагом.

В результате всенародных усилий восста-
Вовлено и работает около тысячи различ-
ЧЫх предприятий, в том числе 51 основная
Шахта, 7 металлургических заводов, на ко-
рых введены в эксплоатацию 7 доменных
123 мартеновских печи, 17 прокатных
‘анов. На Макеевском, Сталинском и Ена-
Киевском заводах завершен полный метал-
1утический цикл первой очереди. На коксо-
Нупческих заводах работают 42 батареи.

В короткий срок восстановлены и. уже
ют промышленный ток две турбины Зуев-
(ий электростанции по. 50.000 квт. Вос-
оаловлены на всем своем протяжении круп-
шие магистрали: Южно-Донецкая и
3еро-Донецкая железные дороги. Вступает в
рой первая очерель крупнейшего в Союзе
ово-Краматорского.  малтиностроительного
завода имени Сталина:

Восстанавливая предприятия, трудящиеся
палинской области оказывают существен-
Ную помощь стране и фронту. Шахтеры
томбнната «Сталинуголь» за истекший год
Вдали на-гора свыше 6 миллионов. тонн
Уля. Металлурги дали более 200 тысяч тонн
чугуна, 430 тысяч тонн стали, 20 тысяч
Тонн проката и свыше 700 тысяч тони кокса.

Предприятия химической  промышленно-
ти выпустили 5.300 тонн продукции, сте-
Кольные заводы — около полутора’ миллио-
НВ квадратных метров стекла, заводы Глав-
Углемаша выпускают под’емные машины,
белки, насосы, врубовые машины и другое
оборудование для шахт Донбасса.

Фх®Ф>х

Л. МЕЛЬНИКОВ.
Секретарь Сталинского обкома КГ(б)У
х®>®

В городах и рабочих поселках восстанов-
лено более 700 тысяч квадратных метров
жилой площади. Работают 6 вузов, 27 тех-
никумов и училищ, 1.365 школ, 513 двор-
цов культуры и клубов, 6 театров, 120 ки-
ноустановок, 200 библиотек-

0  размахе восстановительных работ
убедительно говорят такие цифры. На
птахтах комбината «Сталинуголь» в этом
году откачено более, 28 миллионов к\бо-
метров воды, восстановлено 19.637 погон-
ных метров стволов, свыше 123’ тысяч по-
гонных метров основных горных выработок,
50.329 кубических метров  надшахтных
зданий и 54.835 кубических метров здании
под’емных машин. В восстановление пред-
приятий черной металлургии за десять ме-
сяцев вложено 434 миллиона рублей.

В Лонбассе происходит не просто восста-
новление всего того, что - было разрушено
немцами: в старые проекты шахт и заводов,
аггрегатов и зданий вносятся поправки и
усовершенствования. основанные на новей-
ших достижениях науки и техники, повы-
тается мотнность предприятий,  совершен-
ствуетея технология.

Шахта «Ново-Мушкетово» после возро-
ждения будет давать в сутки на 300 тонн
высококачественного коксующегося угля
больше, чем ло войны. Для этого установле-
ны на двух стволах вместо одной прежней
лебедки две мощных пол’емных машины,
коренным образом изменена  технологиче-
ская схема транспортировки угля на по-
верхности.

При восстановлении второй очереди ди-
насового производства на Араеногоровском
заволе имени Ленина все основные процес-
сы были механизированы. Раньше шихта
13 помольного отделения подавалась вруч-
ную. теперь транспортировка ее механизи-
рована. :

Успешно разрешается задача создания
собственной  производетвенно-технической
базы. Восстановлены пять алебастровых за-
волов < годовой производительностью в 181
тысячу тонн, 7 известковых заводов произ-

озрождение Донбасса

водительностью в 105 тысяч тонн в год и
22 кирпично-черепичных завода.

В ближайшее время в строй действую-
щих вступят первые в Донбассе два, завода
высокопрочного гипса производительностью
по 20 тысяч тонн в год. Создаются мощные
предприятия строительных деталей.

Инженеры, техники, рабочие, специали-
сты сельского хозяйства и колхозники
Донбаеса, прошедшие в мирные годы

ростанций, транспорта, сельского хозяйства
является их священным долгом перед фрон-
том и Родиной. В массовых воскреениках
участвовали десятки тысяч трудящихся. Они
приводили в. порядок улицы сожженных нем-
цами городов, рабочих поселков и сел, убира-
ли обломки зданий, кирнич, горелое железо,
разбирали взорванные промышленные здания
и сооружения. Только Ha воскресниках по
восстановлению Мариупольского завода, име-
ни Ильича трудящиеся отработали 300 ты-
сяч человеко-часов. На, воскресниках по вос-
становлению Сталинского металлургического
завода домашние хозяйки СОталино-Заводско-

сталинскую школу социалистического строи-   го района отработали более 14 тысяч чело-

тельства, уверенно решают самые сложные
технические вопросы, проявляют большую
изобретательность, удачно заменяют дефи-
цитные материалы.

При восстановлении  железобэтонной
башни на Ново-Енакиевском коксохимиче-
ском заводе коллектив строителей «Сталин-
металлургетроя» применил металлические

веко-дней, а на олном воскреснике по при-
ведению в порядок улиц, дворов и скверов
гор. Сталино участвовало до 13 тысяч чело-
век.

Партийные организации подхватили мно-
гие патриотические начинания трудящихся
й широко их раслространили. Горловский
горком КПСб)У поддержал почин жены фрон-

конструкции вместо железобетонных. При товика Нины Кузьменко, дочери старого

значительно меньшем числе рабочих башня
будет восстановлена в 50 рабочих дней вме-
сто 180 при применении железобетонных
конструкций.

Отроительная организация 06М9-60 при
восстановлении такой же башни на Маке-
евском коксохимическом заводе № 4 при-
менила метод бетонирования в подвижной
опалубке, не требующей коренных и под-
держивающих лесов. Это сократит на четыре
месяца срок строительства.

На шахтах Донбасса начинают широко
применяться заменители крепежного леса,
(кирпич, бетонит, железобетонные стойки).
Это даст возможность сэкономить тысячи
кубометров леса, освободит сотни‘ ваго-
нов; На строительстве жилищ успешно при-
меняются тонкостенные кирпичные своды
инженера-архитектора Туполева, заменяю-
щие деревянные перекрытия и кровлю.

Огромную роль в обобщении и распро-
странении опыта передовых строительных
организаций сыграла техническая конфе-
ренция, проведенная Наркомстроем СОСР и
обкомом партии в городе Сталино. В конфе-
ренции приняли участие более. 350 работ-
ников различных  наркоматов и ведомств,
представителей Москвы, Сталинтрада, Кие-
ва, Харькова и других городов Советского
Союза.

Трудящиеся области понимают, что быст-
рейтее восстановление шахт, заводов, элект-

шахтера Марии Гришутиной и других жен-
щин, пожелавших работать забойщинами в
шахте, а также почин старого забойщика
шахты «Кочегарка» Григория Финогенови-
ча Сидорченко, взявшегося обучать женщин
и молодежь горняцким профессиям.

Почин горловчан подхватили все шахты
области. После проведения кустовых слетов
горнячек-стахановок десятки тысяч женщин
и девушек пришли работать в шахты. Сей-
Час на шахтах комбината «Сталинуголь»
больше трети всех работающих составляют
женщины и девушки. :

Партийная организация шахты «Красная

Г звезда», Буденновского района, всемерно
поддержала предложение домашних хозяек
своими силами восстановить разрушенный
немцами шахтный поселок. В бригадам до-
машних хозяек были прикрепаены опытные
строители. Под их руководством женщины
освоили профессии каменщиков, плотников,
маляров, штукатуров. Они хорошо порабо-
тали на восстановлении школы, клуба, сто-
ловой и магазина, отремонтировали десятки
рабочих квартир, построили новый дом.

Ценную инициативу проявили коммуни-
сты-руководители и в целом партийные ор-
ганизации Мариупольского завода имени

могают шахтам в изготовлении оборудова-
ния, в ремонте машин, снабжении материа-
лами. Такую же инициативу проявила пар-
тийная организация Славянского района и
‘города Славянска. Колхозники района сверх
плана засеяли овощными культурами десят-
ки гектаров и весь урожай с этой площади
предназначили для горловских шахтеров.

Коммунисты Ново-Враматорекого малтино-
строительного завода имени Сталина уделя-
ют большое внимание воспитанию юношей и
девушек. Воспитанная парторганизацией мо-
лодежь совершила немало больших, нуж-
ных дел. Комсомольцы и внесоюзная моло-
дежь завода провели больше 30 воскресни-
вов по сбору металлического лома. Комсо-
мольско-моледежная бригада’т. Чуприна, пе-
реработав этот лом, изготовила и отправила
на шахты Донбасса четыре тысячи лопат,
полторы тысячи обушков и тысячу ломов.
Это не единичный пример, характеризующий
роль молодежи в восстановлении Донбасса.
В области насчитывается 2.276 молодежных
бригад, в большинстве своем перевыполняю-
ших производственные задания.

Все эти и многие другие примеры нафод-
ной инициативы являются ярким свидетель-
ством теснейшей связи партийных органи-
заций с массами, выражением большого пат-
рибтизма трудящихся Донбасса.

В (Сталинской области около 13 тысяч
атитаторов. Это передовые, наиболее подго-
товленные люди, и среди них — инжене-
ры, врачи, учителя. О размахе политиче-
ской агитации говорит и такой факт: по-
«тановление Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б)
«0 неотложных мерах по восстановлению
хозяйства в районах, освобожденных от не-
мецкой оккупации», было раз’яснено более
чем на двух тысячах митингов и собраний,
на которых присутствовало свыше полу-
миллиона трудящихся.

Весной, накануне сева, и летом, перед
началом уборки урожая, мы дважды про-
вели во всех районах собрания колхоз-
пого актива, в которых участвовало более
17 тысяч человек. Проведены пять кусто-
вых собраний сельских агитаторов, в кото-
рых участвовали агиталоры всех районов
области. Городские партийные организации
направили в колхозы на время уборки уро-
жая более тысячи агитаторов.

Bee это способствовало

возрождению

Ильича и Сталинского металлургического   сельского хозяйства области. В короткий
завела, Они взяли шефство над восстанав-   срок были восстановлены 54 МТС и 3 МТМ.

ливаемыми шахтами трестов

«Буденнов- Ба досрочное выполнение государственного

уголь» и «Куйбышевуголь». Оба завода пс-) плана осенне-зимнего ремонта тракторов

сбласть получила переходящее Красное Зна-
мя Государственного Вомитета Обороны.
`Илан весеннего сева выполнен на 107,8
процента. Колхозники, работники МТС и
совхозов закрепили успехи весеннего сева
на последующих сельскохозяйственных ра-
ботах. Годовой план тракторных работ уже.
сейчас выполнен на 80 процентов. :

Больше’ 300 колхозов: области собрали в
этом году с каждого гектара по 100 пудов
ншеницы. Успешно возрождается общеет-
венное животноводство. В колхозах созда-
ны 1.003 фермы крупного рогатого скота,
811 овцеводческих и 648 свиноводческих.

Прошел год. Это был год творческого
труда. Большевики Донбасса подняли массы
на возрождение хозяйства, разрушенного
немецко-фапистскими захватчиками. Люли
с радостью брались за самые трудные по-
ручения, проявляли инициативу, настой-
чиво шли к намеченной цели.

В восстановлении Донбасса принимает
самое горячее участие вся страна. Партий-
ная организация и трудящиеся Сталинской
области каждодневно ощущают ту отром-
ную помощь, которую оказывают им боль-
шевистская партия и советское правитель-
ство, великий Сталин. правительство Ук-
раины, ЦВ КП(б)У, товарищ Хрущев.

Но как бы ни были велики успехи, дь-
стигнутые партийными и непартийными
большевиками в деле возрождения народ-
ного хозяйства Сталинской области, — это
только первые шаги. Темпы  восстанови-
тельных работ надо неуклонно наращивать,
они должны отвечать все возрастающим
требованиям страны и Фронта, прел’являе-
мым шахтерам, строителям, металлургам,
энергетикам, машиностроителям.

Доститнутый уровень добычи угля на
шахтах области является уже сегодня не-
достаточным. Восстановление угольной mpo-
мышленности Донбасса, особенно шахт, до-
бывающих коксующиеся угли, является
важнейшей государственной задачей и
должно осуществляться в первую очередь.

Это обязывает партийную организапию
и всех трудящихся Сталинской области на-
прячь все усилия для непрерывного повы-
шения темпов восстановительных работ.

Большевики и трудящиеся Сталинской
области отдадут все силы выполнению по-
ставленной — партией, правительством,
товарищем Сталиным задачи быстрейшего
восстановления хозяйства области. Угольно-
металлургический Донбассе вновь обретет
свою былую мощь и славу.