И НАДЕЛ ЕО

FE

WEE Tink Soe eo ОСЕННЕЕ

От трудящихся Ворошиловградской области

Мосива, Кремль

“Председателю Государственного Комитета Обороны,
Mapmany Советского Союза

Иосифу Виссарпоновичу СТАЛИНУ

Дорогой и любимый наш вождь!

Шахтеры, металлурги, малотностроите-
ли. железнодорожники, хамики, работники
сельского хозяйства, вся мнотомиллионная
армия партийных и непартийных больше-
виков Донбасса, вместе со всей нашей ве-
ликой страной, переживают волнующие дни.
Стальной поступью идут победоносные пол-.
ви героической Красной Армии. Они осво-
божлают последние километры советской
земли и, преследуя врага по пятам, движут-
ся всё дальше и дальше на Запад, Их ведет
непреодолимая воля к победе. святая лю-
бовь к отчизне. Их ведет мудрый сталин-
ский тений. Покрытые бессмертной славой,
боевые знамена Красной Армии уже разве-
ваютея у древних стен Варшавы и у самых
траниц Восточной Пруссии. Смертельно ра-
неный зверь, истекая кровью и бешено огры-
заясь, уползает в свою разбойничью берлогу.

Мы. труженики тыла, отмечаем знаме-
нательную дату — годовщину освобождения
нашего родного Донбасса от подлых немец-
Kix захвалчиков. Й — такова традиция
большевиков — мы оглядываем пройденный
путь, чтобы еще стремительнее двигаться
вперед к новым трудовым победам. Нас ве-
дет неугасимая любовь к Родине, неисся-
каемая вера в торжество правого дела. Нас
ведет мудрый гений великого Сталина.

Й первое свое слово безграничной любви
п преданности мы обращаем к Вам, дорогой
наи Иосиф Виссарионович.

С нами Сталин — шахтеры богаты,

Сталевары горды и сильны,

С нами Сталин — поют эстакады.

С нами светлое счастье страны.

С нами Сталин. И © нами и в нас он, —

С ним в морозы и в грозы тепло.

Над украинским, славным Донбассом

Налне ясное солнце взошло.

Край хонецкий — край сказочных 60-
гатств. Пох славными знаменами большевя-
стекой партии, под животворными. лучами
сталинской заботы о Донбассе напта область
ло войны расцвела, стала одной из передо-
вых областей Украины. Вогато и культурно
жили трудящиеся. С песней о Сталине на-

чинали они свой трудовой день. С песней.

о Оталине шли они домой со смены. И не
было па земле лучших песен, не было люб-
ви горячей, чем любовь трудящихся к свое-
му вождю, учителю и другу.

Нацта область до войны добывала в сут-
ки 110 тысяч тонн угля, вырабатывала
2 миллиарда киловатт-часов электрической.
энергии. Ежегодно Родина получала от нас
873 тысячи тонн чугуна, 237 тысяч тонн
стали, 208 тысяч тонн проката, 19,5 тысяч
тонн труб, много малтин, керамических из-
делий. стекла. химических продуктов и т. п,
Наши коксохимические заводы давали оте-
чественной металлургии 20 2 миллионов
тенн кокса в тол. Донецкий соловый завод
имени Ленина давал стране ежегохно” 400
тысяч тонн содовой продукции, что состав-

ляет большую половину производетва с0-

ды в Советском Союзе. Наш красавец завод
имени Октябрьской Революции — колыбель
паровозостроения Украины — отправлял на
железные дороги страны ежегохно по 440
мощных паровозов «ИС» и «ФД», получив-
ших на всемирной выставке первую пре-
мию. Колхозные села наши довели в 1940
году валовую продукцию до 6.656 тысяч
тонн зерна.

Трижды проклятые немецкие бандиты
прервали созидательный труд, опустошили
богатый край, обагрили невинной кровью
Hally денедкую землю. обратили в руины
и пепел заводы, шахты, наши села и го-
рода. Они угнали на каторгу в неметчину
72 тысячи юношей и девушек, которых
Советская власть любовно растила и лелея-
HA, перед которыми были широко открыты
двери в счастливую, светлую жизнь.

В бешеной злобе фашисты замучили
свыше 19 тысяч лучших представителей
зрудящихея Донбасса. Немцы украли за-
водское оборудование, вывезли хлеб, угна-
ли скот... Ущерб, нанесенный немцами на-
родному хозяйству области, составляет
17.409 миллионов рублей.

Мы никогда не’ забудем тысяч повешен-
ных, расстрелянных, замученных в «душе-
губках», сожженных, заживо брошенных
в шурфы шахт дорогих и близких нам лю-
лей. № мести зовут нас могилы молодогвар-
лайчев Краснодона. шахтеров Красного Луча
и Лиснчанска, Кадиевки и Алчевска, мир-
ных граждан, стариков. матерей и хетей
Горошиловграда, зверски замученных у про-
тивотанкового рва Острой Могилы.

Фашистские мерзавцы хотели поставить
на колени свободолюбивый народ. Но не T0-
порились гордые советские люди проклято-
му немцу.

Ни грабежи, ни издевательства, ни рас-
стрелы не запугали шахтеров. В глубоком
подполье Краснодона родилась «Молодая
Гвардия». Вся страна знает о подвигах
славных молодогвардейцев Олега Кошевото,
Сергея Тюленина, Ульяны Громовой, Ивана
Земнухова, Любы Шевцовой.

Поднялись народные метители-партиза-
пы. Цокатились под откос немецкие поезда.
Земля полыхала под ногами оккупантов.
Тот из шахтеров, кто был вынужден итти в
забой, рубал по пословице: «Раз — в глей,
783 —в БОЧКУ, & в уголек — ни разочку».
Немцы были в Донбассе, но не имели донец-
гого угля. Ворошиловградцы беспощадно
мстили ненавистному врагу, срывали его
преступные планы, его «новый порядок».

День 8-го сентября 1943 года вошел в
сердца тружеников Донбасса, как самый
светлый день их жизни. Наша спаситель-
ница Врасная Армия, ведомая Вами, доро-
той наш Иосиф Виссарионович, вышвырну-
ла с донецкой земли поганую фашистскую
мразь, железной метлой вымела ее из на-
wero родного края. За освобождение нашей
родной земли и людей наших от немецких
оккупантов мы выражаем горячую благо-
дарность Вам, родной наш отец. Мы гордим-
ся тем, что в рядах освоболителей были и
ворошиловгралцы: генерал армии Еремен-
no, дважлы Герой Советского Союза Адек-
сандр Молодчий, Герои Советского Союза
(стапенко, Онуфриенго, Оливка и много
других доблестных воинов, чья трудь укра-
шена медалью «Золотая Звезда».

лителя

свяретый враг еще обрущивал снаряды и
бомбы на города и сёла, а шахтеры и ме-
таллурги. химики и мантиностроители, же-
лезнодорожникви и энергетики, колхозники и
рабочие МТС уже принялись за возрожде-
ние родного края. Горняки шахты «Кремен-
ная» добывали уголь под непрерывным ар-
тиллерийским и минометпым огнем против-
ника. Шахтеры упорно крушили пласты,
выбрасывали на-гора уголь, который тут
ке забирали в свой топки напги бронирован-
ные поезда. Машинист Николай Лорофеевич
Литвинов волил эшелоны. сквозь ливень
пуль, под непрерывными бомбежками. В
наиболее опасных местах он одевал паровоз
в броню. стремительно проходил перегон и
всегла во-время доставлял грузы на фронт,
Колхозники убирали хлеб, невзирая на
свист вражьих пуль. Снопы они сносили в
лощины и там склалывали в копны. Иначе
зажигательный снаряд немца мог. погубить
плоды еамоотверженного труда.

Ня днем ци ночью не прекращается вос-
становление народного хозайства. Из руин
и пенла встает богатырь-Донбасе, прекрас-
ный, как прежде. Миллионы трудящихся
поклялись стереть следы фашистского на-
шествия, сделать нашу область еще богаче,
нежели она была ло войны. Слово наше —
крепкое слово. В дни напряженной созида-
тельной работы Воронтиловградекая область
выдвинула имена героев труда, беззаветных
патриотов Родины: Ивана Панащатенко,
Луки Голоколосова, Николая Головлева, Гри-
тория Сурудина, Нины Воронковой. Бориса
Беликова и многих других славных сынов
Донбасса. Люди эти за два —— три месяца
выполняют годовую норму. Своим примером
они воодушевляют других, зажигают в
сердцах неугасимое пламя творческих дер-
заний, Целые брагады, цехи, участки,
предприятия показывают образцы больше-
BHGTCKOH помощи фронту. Из месяца в ме-
сяц они перевышолняют производственные
задания, лают стране сотни и тысячи тонн
сверхплановой продукции в Сталинский
фонх победы.

Исключительно трудная, сложная обста-
новка восстановления разрушенного хозяй-
ства в условиях военного времени требует
большой изобретательности, инициативы. Не
зря у нас говорится: «Не красна голова
прической, а красна сметкой шахтерской».
Много сделали представители нашей интел-
лагенции, Вевобщим уважением пользуются
имена инженеров-строителей товарищей
Патилова, Велинского. Иванова; врачей—
Скворцова, Агищева; учителей — Колот,
Бирюковой и многих других подлинных пал-
риотов Родины.

Не отстают от рабочях колхозники и кол-
хозницы, проявляющие непревзойденные
образцы трудового героизма. Среди них 060-
бенно популярны Федор Осетров, Тимофей
Могильный, Ольга Ромашко, делом доказав-
шие свою горячую любовь к матери-Родине.

Bes наша необ’ятная страна помогает
восстанавливать «Всесоюзную кочегарку».
Ежедневно в Ворошиловград прибывают
эшелоны с надписью на, вагонах «Москва—
Донбассу», «Урал-—Донбассу» и т. д. 38-
воды Денинграда и’ Свердловска шлют ма-
шины. Бадкирекий народ прислал эше-
лоны. оборудования. Центральные областн
нашей республики по ннициативе руково-
большевиков Украины Никиты
Сергеевича Хрущева позаботились о кадрах,
о будущих шахтерах. Полтавская, Зано-
рожекая, Харьковская, Каменец-Подольская,
Сумская и другие области прислали свыше
47 тысяч рабочих.

Трудящиеся Вороптиловтралокой области
безгранично благодарны великому русскому
народу и всем народам многонационального
Советского Сотоза за огромную помощь, ко-
торую они оказывают в деле восстановления
Донбасса.

Велик трудовой пох’ем в быстро возрож-
дающемся к жизни Донбассе:

Как звезды, вновь горят огни Штергрэса.

Вегут вагоны с нашим угольком.

Вернулся в цех опять луганский

слесарь.
Металл Алчевска сводит счет
с врагом...
Донбасс, Донбасс. любимый край
родимый,

Краса и гордость русеких горняков.

Вак богатырь, трудом неутомимым

Ты славишь Родину, народ, большевиков.

Годовщину исторического постановления
Совнаркома СССР и ЦЕ ВКП(б) «0 неот-
ложных мерах по восстановлению хозяйства

в районах, освобождённых от немецкой окку-
пации» трулящиеся области встретили ве-

малыми успехами. Пущены 35 основных
шахт. Для них заново построены 22 Kompa.
Возведены 35 надшахтных и 54 машинных

здания. Действует несколько сот мелких

шахт. Co хня освобождения Донбасса горня-
ки области дали стране до 6 миллионов
тонн угля. Из них свыше 100 тысяч тонв

добыто еверх плана.

Быстрыми темпами идет механизация
подземных работ. Уже сейчас на шахтах
комбината «Ворошиловтрадуголь» работают
136 вруборых машин, 390 лебедок, много
конвейерных приводов. электроеверл и дру-
гих механизмов. Усиливается откачка во-
ды из затопленных немцами шахт. На ро-
длине стахановекого дхвижения, в городе Ир-
мино, вошла в строй мощная углеобогалти-
тельная фабрика. В этом году будут сланы
в эксплоатацию еще 10 крупных уголь-
ных поедприлтий,

Энергетики восстановили первую очередь
разрушенных электростанций и высоко-

зоявьтных линий передач. Турбогенераторы

наших станций вырабатывают уже до 800
тысяч киловатт-часов в сутки. ;

Металлурги пустили 4 мартеновских пе-
чи. Сталевары Алчевска и Ворошиловграха
зышлавили до 7 тысяч тонн стали. Уже по-
оставлена на сушку доменная печь Вороши-
ловекого и готовится к сдаче домна Алмаз-
нянекого заводов. Прокалчики завола имено
Октябрьской революции пачали прокатку
листового железа.

Восстановленные коксохимиками батарен
дают металлургическим предприятиям десят-
ки тысяч тонн кокса,

Машиностроители возрождалт завод имени
Октябрьской революции. Уже действует ряд
цехов. обрабатывающих детали для парово-
зов, Близок день, когда из ворот этого’ ги-
ганта выйдут на линию новые мощные л0-
ROMOTIBE

Значительных успехов добился коллек-
тав .Северо-Доненкой железной дороги в
восстановления своего хозяйства. За время
песле освобождения дороги восстановлено
2.061 километр главных путей, 865 кило-
метров станционных путей, 217 путевых
будок, 154 путевых казарм и полуказарм,
420 мостов.

На дороге по инициативе старшего ма-
иниста паровоза Иванова возникло двяже-
ние 35 вождение тяжеловесных поездов на
повышенной скорости. Массовое вождепие.
тяжеловееных поездов на повышенной еко-
рости только за июль и август месяцы
дало возможность перевезти сверх весовой
нормы 218.865 тонн груза. Шо почину ве-
совщика Вяловой началась борьба за
использование полной загрузки платформ
углем. Железнодорожники Ворошиловграл-
ской области из месяца в месяц увеличи-
вают погрузку” угля. За 7 месяцев 1944
гола погружено 3.900 тысяч тонн. Штука-
тур Ивашенко довел . производительность
труда до 2.000 процентов и обучил своему
опыту многих строителей,

Завод имени Пархоменко снабжает уголь-
ную промышленность горным оборудованя-
ем. На полную довоенную мощность пуще-
ны заводы имени Якубовского и имени
Рудь.  Восстановлены заводы = имени
Вуденного, «Дваднать лет Октября» и мно-
гие другие предприятия союзного значения.
Эмалированную посуду завода им. Артема
снова можно встретить не только на Украл-
не, но и в горном ауле Кавказа, в кибитке
киргиза и в квартире уральского рабочего,
Свою продукцию стране лают 36 заводов,
вырабатывающих строительные материалы,
OrerpoeH мощный завод высокопрочного
гинеа.

Рабочие содового завода имени Ленина
уже лают Родине ежесуточно 230 тонн
соды, химики Рубежной, стекольщикя Ди-
сичанска, Попасной, трудящиеся 265 пред-
приятий легкой и местной промышленно-
сти отправили фронту продукция на 46,8
миллиона рублей.

Города, пострадавшие or бомбежек и

артиллерайских обстрелов, вновь обретают

‚культурный вид. Их восстанавливает всё
население области. Ворошиловград — роди-
на славных большевиков Ворошилова и
Нархоменко — будет еще лучше, еще бла-
гоустроеннее. чем был до войны.

Область успешно возрождает культуру,
восстанавливает разграбленные музея. клу-
бы п библиотеки. Возвращены к жизни
36 клубов и дворцов культуры, 470 сель-
ских клубов, 5 театров, до 100 кинотеатров.

В действующих ныне 1.017 школах 0б-
тасти обучаются 190 тысяч детей. Вновь
открытые 4 высших учебных заведения и
техникумы тотовят тысячи учителей, аг-

рономов, врачей, металлургов, химиков,
строителей. В 21 ремесленном училище и

50 школах Ф30 обучается 18.538 юношей

и девушек.
Дети — наша радость, каша надежда.
9 них заботятся весь народ. В нашей обла-
сти заново создана широкая сеть детских
домов и приемников, детских садов и яеслей.
Детям фронтовиков, павших в боях за Ро-
дину, созданы веё условия для того, чтобы
они никогда не чувствовали себя сиротами.
Но-сталински заботясь 06 улучшения
быта трудящихея, коллективы заводов,
шахт, колхозов и совхозов восстановили
25 тысяч домов и общежитий, до 700 ето-
ловых, свыше тысячи бань я т. д.
Возрождается сельское хозяйство. За гол
восстановлено 996 колхозов и 112 совхо-
зов. Они добились в текущем году хорошего
урожая, что позволит обеспечить хлебом
население наших сел, городов и промыш-
ленных поселков. Много хлеба будет перё-
дано для нужд Красной Армни, Небывалый
урожай овощей полностью удовлетворит по-
требность трудящихся области,
Немецкие оккупанты хищнически уни-
чЧтожили скот, сть сёла. где они не оста-
вили ни одной лошади. ни одной коровы,

- ВИ одной овцы. С помощью государства кол-

хозы добились огромного прироста пого-
ловья, Члан развития животноводства не-
ревыполнен, За год поголовье крупного ро-
гатого скота увеличилось на 45,104 голо-
вы, свиней ——на 13.050, птицы -— на
354.700 штук. :

Огромную помощь в деле восстановления
промышленности и сельского хозяйства
Донбасса оказывают женщины и наша co-
ветская молодежь. Своими трудовыми под-
вигами они возрождают былую мощь и сла-
ву родного края.

Прошедший год был плодотворным толом.
С гордостью мы оглядываемея назад и горо-
рим: «Сделано много, но еще больше дела
впереди». Партия большевиков и Вы, деро-
той Носиф Виссарнонович, учите никогла не
успокаиваться ка достигнутом, Врема не
ждет. Отставать мы нз вправе. От нас ждут
больше угля. больше кокса, больше металла
ля победы. Этого требует Родина, фронт.

Развертывая еще шире социалистическое
соревнование, подымая еще выше произво-
дительность труда, мы с новыми силами бе-
ремея за дальнейшее восстановление про-
мышленностя и сельского хозяйства области.
Влянемея Вам, товараш Сталин, ничего
не пожалеть для полного возрождения родно-
го Донбасса. Этому великому, почетному де-
лу мы отдаднм вое евон силы, уменье и опыт.

С нами вся страна. С нами весь нарот.
Hac ведет мудрая партия большевиков и
вдохновитель побед, радость наша, солнце
наше тот, о ком с любовью поют шахтеры:

Во всем, что добыли мы в жарких боях,

Во всем, чем согреты родные края,

Торат негасимая мудрость твоя,

И воля твоя, и сила твоя,

Ты — партии славз. Ты Ленина брат.

Ты — гордое пламя гвардейских сердец.

Ты — Родины самый бесстралиный“
солдат,

Донбасса родимого друг и отец.

Обсуждено и единодушно принято на собраниях рабочих шахт, заводов,
предприятий, колхозников. ` служащих учреждений, советекой нителли-
генции, студентов высших учебных заведений Ворошвловгоалекой обла-
сти. Письмо подписали 617.138 человек.

Летопись Отечественной войны бвохранит
много примеров героизма и тружеников тыла.
Тице гремели вокруг кровопролитные бом,

ИО ev SR ae
> Se ee eee

£29 (3377)

GEES TO

13 CHiITASPA 1944 г., №

Saad meee

_От трудящихся города Сумы и Сумской области

Товарищу СТАЛИНУ

Дорогой наш отец, мудрый учителв, слав-   отец и сын Соколы, Герои Советского Сою-

Het освободитель!

Сегодня—в годовщину освобождения нас
от ярма немецких оккупантов-—мы первое
слово пламенной благодарности шлём Вам,
Иосиф Виссарионович, Вам, любимый вожль
н лучший нат друг.

Пох Вашим мудрым руководетвом Врасная
Армия смела с земель Сумщины мерзких
разбойников и возвратила нас в великую и
дружную семью свободных советских на-
родов.

Освещена солнцем, овеяна счастьем была
ваша жизнь до войны. Тяжёлым колосом
шумели необозримые колхозные нивы. Ча
зеленых лугах паслись бесчисленные табу-
ны ©кота. Десятки заводов перерабатывали
благородные дары колхозной земли.

В тысячах школ, детских садов и яелей
училась и воспитывалаеь, росла и разви-
валась веселая и жизнерадостная детвора—
надежда отцов и государства.

ить было хорошо, работать было рало-
ство, Песни о вольном труде и зажиточной
жизни звучали в городах и сёлах.

Но черные тучи, надвинувшяеся с запа-
ха, принесли вам горе и смерть. Орды фаши-
стеких супостатов ворвались в наш край.
Они поили, чтобы поработить, превратить
в рабов советских людей, пограбить нашу
землю. Тяжко стонала ограбленнал, но непо-
корённая украинская земля. Не слышно бы-
40 песен, мертвыми были налци горола и
‘бла, тяжелый гнёт, мрак и темнота господ-
ствовали всюду. 0, сколько страданий испы-
тали мы, советские люди!

Немцы истязали, расстреливали людей,
Гежитали, уничтожали веб, что было co-
здано нашим трудом. Но они не сломили
нае, но покорилась мы -—— сумчано, Наде-
жда жила в наших сердцах. Мы тверло
знали и верили, что старший брат нат,
великий русекий народ, не оставит пас на
растерзание немцам, что Вы, нап родной
отец и вождь, Иосиф Виссапионовня, 0630-
бодите нас из тяжёлой неволи. Ветер
востока был нам желанным и близким, ибо
он приносил дуновение е земли сталинекой,
Укреплял неутраченную надежду. И мы
не стали на колени перел супостатом-
немпем.

В памяти нашей жили образы героев
народных, которые в боях с захватчиками
зашищали свободу и честь нашу. В густых
лесах, в глубоких ярах собирались народ-
ные метители на 60H за наши нивы, за
звонкий летский смех, за юный сечастли-
вый напев, за славный пламенный труд.

Далеко за пределами Советекого Союза
известно нмя легендарного командира пар-
тизанского соединения, натмего бесетраш-
ного земляка, дважды Гезоя Советского
Союза Силора Автемьевича Ковнака. Иенол-
‘ненные лютой ненавистью к захватчикам,
зажжённые сильным гневом за горе народ-
Hoe, принесённое немцами. дружно били
врага партизаны. От одного имени парти-
занекого’ генерала Сидора Артемьевнча
Вовпака дрожали немцы. Около 10 тысяч
‘километров по тылам противника в битвах
прошёл по Украине co своими отрядами
Ковнак; 18 тысяч немецеих разбойняков
уничтожили  сумекие партизаны — upe-
‚Данные сыны украннского нарбда. Г

По всей линии Фронта, от Белого до
Черного моря, в рядах непобедемой- Красной
Армии отстаивали и отстаивают назчвиси-
мость сопиалистичесвого отечества сыны
iH дочери Сумиины. Мужеством и beconpa-
шнем прославились дважды Герой Созетеко-
го Союза Степан Павлович Субрун, mremon-
ские Болхозники Герон Советского Сотоза

‚Хлеб -— государству!

ГОРЬКИЙ, 12 сентября, (По толзфону),
За последине три пятидневки колхозы Горь-
ковской областя значительно усилили сдачу
зерна государетву. Установленный графине
вывозки хлеба перевыполнлется.

На 10 сентября колхозы ин совхозы 06-
ласти слали хлеба государству на 22.600
тонн больше, чем на это же число в про-
шлом году. Павловский, Чкаловский, Котов-
ский и Вачекий районы заканчивают вы-
полнение плана ‘хлебопоставок. Колхоз
«Путь к социализму», Вадского района, вы-
полнив все обязательства перед государет-
вом, приступил к авансированию колхозня-
ков, На каждый трудодень здесь выдают по
2 килограмма ржи, 1 килограмму пиеницы

и 1 килограмму проса,
З * 2 &

ВУТЯБ, 12 сентября. (По renorpady).
Вулябская область 10 сентября досрочно за-
кончила выполнение плана хлебозаготовох
по всем видам поставок.

s * *

ВУЙВЫШЕВ, 12 сентября. (Марр. «Праз-
ды»). Совхоз «Канаш» первым в Куйбы-
шевской области выполнил план хлебоедачи
на 195 процентов. В два раза совхоз пере-
выполнил план по мясопоставкам. Нелевы-
полнен также план сдача меха и молока.
Совхоз BO-BpeMA зажонтил сзимый сев и
уборку ‘зерновых. Сейчас работники сов-
х03а эпергично готовят хозяйство к зиме.

# & +

САРАТОВ, 12 сентября. (Корр. «Пвав-
вы»). Подведены итсги областного воскрее-
ника по вывозке. хлеба государству. 10 вен-
тября колхозы области вдвое неревынолнили
суточное задание. На государственные осын-
ные пункты сдано 200.163 центнера, зерна.
Колхозы Валаковского района сдали в этот
лень 6 тысяч центнеров, Нугачевекого —
8.300 пентнеров, Ершовского-—8.673 цент-
нера, Базарно-Карабулакского — 5 тысяч
центнеров, Аркадакского—5.600 центнеров.
Ехатериновекого — 5.470 центкеров. Нс-
сколько районов близки к полному завер-
нению плана хлебосдачи государству. .

Усиленно вывозили хлеб совхозы. (03х03!
«Краспоармеец» сдал 52 тонны, Чалыкин-
ский—43 тонны, совхоз № 102 —40 тонн.
Около 50 совхозов области госуларотвен-
ный план хлебосдачи уе выполнили,

за твардия майор Иван Моисеевич Герман,
твардий лейтенант Сергей Деннеенко и дру-
тие. Сумшина дала десятки Героев Совет-
ского Солоза.. т .

Прошел год, как священная нала земля
очистилась от немецкой погани. Не зная
страха, бьют наши братья немецких хищ-
ников на фронте, не щадя сил, трудящиеся
Сумщины взялись за возрождение разру-
шенного фашистами народного хозяйства.

В свозм прелыдущем письме к Вам, до-
ротой Йосиф Виссарионович, мы ооязались
провести весенний сев ранних зерновых в
сжатые сроки — в течение 10—12 дней
и на высоком агротохническом уровче. Это
обязательство трудящиеся Сухиины выпол-
нили, & Путивльский, Роменский, Конотол-
ский и Белопольский районы сев закончи-
au 3a 8—10 дней, эначительно перезы-

Па свекловичных плантациях созревает
выращенная заботливыми руками сахарная
свекла. урожай которой будет собран в бли-
жайшес время. Она будет переработана кз
заводах, возрожденных из развалин, и снова
во все концы страны потечет“ из Сумщины
белое золото. Во всех колхозах есть теперь
по две три животноводческих фермы. Для
государства будет мясо, будет молоко, будет
кожа и шерсть. Включаются в работу завод

за заводом —— машиностроительные, сахар-

ные, спиртовые, кирпичные, Открываются
новые пехи и мастерские, По-остахаковски
трудятся работники и работницы. Из 511
предприятий, работавших в 1941 году, мы
восстановили 420. Возрежденные Cyncro-
(тепановский. Чупахивский сахарные зав9-
ды уже хали Красной Армии и стране много
вагонов сахара.

Не прекражаем заботы и о кадрах. Раб-

полнив план,

Мы брали обязательство посеять и обра-
ботать 20.000 гектаров сахарной свеклы. И
мы его выполнили.

Это нам нелегко далось, по никакие
трудности не запугали наш народ. Не было
лошалей для вопалики полей — колхозни-
ки приводили своих коров, недоставало ра-
бочей силы — приходили на работу стари-
вл и подростки. Цод плугом и лопагой чер-
выми тлыбами покорно ложилаевь плодорол-
ная земля. В хоропю обработанную землю
палало дородное зерно, чтобы, впитавши в
себя тизнетворную силу земную, стирицеи
стплатить за наш труд. Гудят на нивах
тракторы, старательно и заботливо собран-
ные умелыми руками трахтористов.

Колхозницы артели имени 7-го З?1аду Рад,
Конотопокого района, Меланья Внучкова и
Оксана Моэгова на своих коровах Етпахи-
вали по полторы нормы. Сотни гектаров
было вокопано вручную во многих чолхо-
зах. Только одна бригада Марфы Голушко
из артели имени Чапаева того же района
векопала лопаталги 60 гектаров,

Победителем в первом туре социалиетиче-
ского соревнования вышла ебединская
МТО. А бригада Якова Шульги вырайотала
по 1.242-rexrapa Ha важдый Tparpop и
сэкономила 119 центнеров горючего. Мы в
сжатые срехи провели весенний сев, поссяв
533.033 тектара зерновых, выполнив на
104 пооцента плановое задание. Лобротно
обработали свекловичные плантации.

Колхозы и совхозы, полнявшись к жиз-
ни, снова сталя фабриками, хлеба, спеклы
и конопли лля страны. А возрекденные
нахи 57 МТС помогают лоброкачественно
‘обрабатывать земли и собярать богатый
узожай.

Осзобожденная от немецкого ита Еолхоз-
ная земля дала ботатый урожай. По
21 нентнеру зерна с гектара получают кол-
хозники артели «Комунст» Ватанского
сельсовета Б.-Нисаревекого района. Самоот-
верженио работалот наши люди на уборке
хлеба. От старого до малого — все вышли
в поле, заботясь о том, чтобы каждый коло-
сов урожая был евобран. От зари до зари: ра-
ботают колхозники на колхозных нивах.
  Велопольские колхозницы первой бригады
артели «Нове життя» Короткова и Мазина
навязывали ио 1.920 снонов в день, За
семь дней убрали с 5.320 гектаров озимые
хлеба колхозники Дубовязовокого района.
По области мы выпелнили план уборки

вый вид кренлення вполче устойчив и эко

s * &
АРХАНГЕЛЬСК, 12 conradpa. (Hope.
«Праввы»). В колхозах области широко

развернулось социалистическое соревпова-
Wae 3a досрочное выполнение хлебопоста-
вок. Нолхозы Вельского райзна в минувшее
воскресенье организовали красный 0603
е хлебом, в котором  учоствовало более
500 подвод. Суточный график поставки
хлеба госухарству был перекрыт в четыре
раза

С большим превышением выполнили в

+

дЕского, Конопюкого и других районов:

урожая на 89,4 процента.
(Письмо. принято трудящи
ныя  собракнях и митингах
Сумщины от немецких захват

2 сентября 1944 года.

чей силой обеспечили мы налгу промынтен-
пость. В шахтах Донбасса и Вриворожья
работает около 20.000 налтих земляков.
Многие из них стали уже знатными людьми,
Анна Шимко, Наташа Бондаренко, сестры
Козвченко являются мастерами угля в дни
Отечественной войны.

Мы также заботимся и о наших куль-
турно-бытовых условиях. Только в самом
областном центре отстроено 199 домов для
размешения Учреждений и 619 квартит, в
которых живут семьи защитников отчизны
и стахановцы предприятий.

Забурлила жизнь в школах, тохникузюх
и институтах. В учебных заведениях снова
сядут за столы и парты студенты и
ученики в новом учебном году. В кажлом
веле уже работают клуб или изба-читаль-
ня. Возрождаютея библиотеки. Работают
театры и кино. Злравствует и развивается
советекая культура. Она бесемертна, как н
бессмертен советокий народ.

Во всех отраслях нашей жизни включн-
лись в работу молодые кадры. Отечествен-
ная война закалнила их, любовь к Отече-
ству дает им билу. Большевистская партия
воспитывает их и учит трудиться. Но мы
знаем, дорогой Иосиф Виссарионович, чт
сделано еще очень мало. Слишком велики
раны, причиненные нам Фыпистевими вар-
варали. Не успели мы их залечить за одет
род,

ПМлянемся Рам, что в долгу перел Отчиз-
ной не останемся. Пряложим все усилия—
хозяйство возродим. Еще лучше и ярче,
чем ло войны, будет наша жизнь. ще 00-
таче будут урожаи золотых хлебов, Ише
больше будет расти плодов на деревьях,
еще пышнее зацветут наши луга. Во много
раз повысится продуктивность скота, 0т-
строим все разрушенные и постронм новые
заводы. Везде цветами будут засажены на-
ши улицы и парки. Мы ни на минуту в
забываем того, что война продолжаетел,
что враг не добит, и кланемся приложить
Bee усилия, чтобы ускорить разгром врага,

Знамя отчизны будем держать высоко н
непоколебимо! _

Слава нашей освободительнице-н@тобе-
димой Красной Армии!

Слава нашему старщему брату — веда.
кому русскому народу!

Слава Вам, наш вождь п друг!
> Живите же, Иосиф Виссарионович, для
блага и побед трудащихел долгие и долгие
толь!
мися города Сумы и области на торжествек-

‚ посвящённых годовщине освобожлония
чиков).

x
ee

Год напряжённого трула

В комбинате «Ворошиловгралуголь» ло
войны было занято на работах более 120 ты-
сяч человек, которые добывали ежедневно
110 тысяч тонн топлива. Отступая, враг
разрушил. Донбаес: взорвал и затопил
шахты, сжег благоустроенные рабочие по-
селкп, уничтожил клубы, кино, театры. -

Только что страна отметила годовщину
освобождения Донбасса. 0 масштабах про-
деланной работы за истекший год дают
представление следующие цифры. Откачано
вз затопленных шахт около 20 миллионов
кубометров воды. Это позволило восстано-
ВЯТЬ ‘более 15 километров основных горных
выработок. Действуют несколько сот мелких
шахт и 35 основных — крупных. ;

Откачка шахт — самый ответственный п
сложный период восстановления. Именно
на этом участке работы нашли свое пиро-
hoe применение творческая иннилатива п
народная смекалка.

Параду в испробованными метолали еп-
Фонной откачкя п мотолом спуска воля по
штольням Hamer себе примезение на шах-
те имени Ильича треста «Ceproyroas» метод
откачки эрлифтами, работающими на пнев-
матической эпергии. Этот метод дает боль-
шую произзодительность, заменяет остро-
дефицитное подвесное водоотливное обору-
дозатне и значительно ускоряет срок отказ-
ки воды, г

Замечательных результатов добилиеь це-.
которые шахты нашего комблната, изыскав-
шие заменителя грепежного Этот опыт
особенно широко и успешно пспользоваля
па шахте. № 4 «Маконмовка» треста «Сер-
гоуголь» H на шахте- «Дельта» треста
«Борошиловуголь». Вместо деревянных
стозх на креплении штреков были приме-
цены кирпичные и бэтонятовые столбы, Но-

wane
че.

номнт 60 проц. леза. Значительную аконо-
мию леса даст и другой вил крепления —
однчуин верхнянкере (093 ножек), праменяе-
мый на 3 шахтах треста «Донбассантра-
nat», To воем осповным шахтал комбина-
та сейчас отобраны горные выработки, ко-
торые переводятся на постоянное крепле-
ние заменителахи.

Электростанции Донбасса, злевлролянии в
электроподстанции — вся сложная — cer,
энергоснабжения была разрушена немпама
10 обнования. Поэтому в первый периоз не

ми, ручными и конными воротахи, стали
выдавать уголь на-гора.

Цодбирая части из остатков разрушен
ных механизмов, удалось смонтировать ря1
мелких электростанций мощностью от 30
до 300 киловатт, восстановить разрушел-
ные лебедки и моторы, подыскать п д
стить в работу электрические и паровые
насосы.

Благодаря исключительной инпкиативе и
энергии, проявленкой коллектавамит рабу-
Зих и инженерно-технических работвиков,
из меслца в месяц увеличивалось количест-
во введенных в строй механизмоз. Сейчас
40 комбинату действуют 136 врубовых ма-
шин, 390 дебедок, 483 электросверла, 22%
конвейерных привода, 14 электровозов и
много других механизмов, У нас уже есть
немало шахт, па которых мехоаизация до-
стигла цочти довоенного уровня.

Систематическое перевыполнение пла-
Зов, досрочное восстановление шахт, не-
утомимая борьба 3a освоение довоенной
мотности, все повые и цовые произволе-
венные рекорды горняков. —— вот 910 а2-
JTQTCA характерным для’ сегодняшнее
Донбасса.

На всю страну прогремела. слава о re-
ролях возрождаюттегося Донбосса — Иване
Папащатенко, Луке Голоколосове, Пино
Воронкорой, Николае  Головлеве, Борисе
Беликове и Григории Сурудино, во кноз
233 перекрывающих своя проязводствая-
чые задания, 11 тысяч стахановцев, дуч-
MAX мастеров угля, г 30 тысяч ударчеков
вомотната  «Борошидовгралуголь» в трул-
ных условиях восстановления добиляеь pe
кордной произведительноски труда.

Однако вое, что еделано, является лишь
зачалом той огромной работы, воторал еще
предстоит впереди. Разрушения счень Be-
лики. Было бы неправильным преувеличи-
вать значение того, что уже’ восстановлено,
не ридеть трудностей предстоящих работ.

Этот гол угольщихи области работали
над восстановлением мало разрушенных #3-
крупных шахт. а также пад строительее
BOM и восстановлением мелких. Теперь 3^-
дачу заключается в том, чтоды форенро-
вать восстаповление 85 крупных, сильна»
разрушенных шахт и непрерывио уреличи-
вать добычу топлива,  озобенно кохеую-
цихея углей. Цеобхотихо значительно по
высить процент механизации добычи уГиЯ,

могло быть н речи 0б эксплоатации БрУл-
ных шахт. Но стране и фронту уголь ну-
жен был немелленно, и горняки лобывали
его любыми  срехствами, На развалинах
врупных шахт в побывало тяжелых усло-
виях они строили ускоренными темпамл
мелкие шахты с примитивнеги оборудова-
нчем, которого Донбасе уже не вилел мно-

‚этот день суточный трафик поставли хлеба   гие годы. Бухвально с первых дней поеле
колхозы Баргопольского, Шанкурстого, Ров-  освобождения сотни мелких шахт, оборуло-
;   ванных самодельными паровыми лебет

+ i
ha-}

полностью восстановить горные выработки,
увеличить темпы откачки воды из шахт,
Фореировать строительство поверхностных
зданий.

Угольщики комбината «Воропиловграл-
уголь» сделают все, чтобы в кратчайшие
сроки лаквидировать последствия оккупа-
цин п серпуть былую мощь Донбаосу,

К. ПОЧЕНКОВ.

Начальник комбината
«Ворсшиловградуголе>.