ar

13 CEHTABPA 1944 220 (9877)

г... №
Ре Е 2

От Советского

(Окончание, Начало см. на 1-Й стр.).

противник потерял убитыми свыше 700
дат и офицеров. Уничтожено 6 танков,
4 самоходных и 9 полевых офудий, 6 ми-
тохбтов я 30 пулемётов. Захвачены трофеи
п взято в плен 100 немцев.‘

Re

В Ручынии наши войска, действующие
озместно © румынскими войсками, продол-
али наступление, Немецко-венгерские вой-
ска, используя выгодную для обороны месте
лоть, оказывали упорное сопротивление.
Части Н-окого соединения, преодолев гор-
ную местность, ворвались в гороя Мерку-
ря-Чнукулуй и после ожесточённых боёв
тладели им. Важный узел шоссейных до-
м — Город Меркуря-Чиукулуй являлея
сальных опорным пунктом противника в
(зверной Трансильвании. На другом уча-
ме советские и румычекие войска про-
доннулиеь вперёд на 15 километров и вы-
били врага из города Айул. Немцы бросили
з контратаку значительные силы танков и
злтоматчиков. Наши артиллеристы я бро-
зебйщики сожгли 13 танков противника,
№: поле бол остались сотни убитых гитле-
9щез и много оружия противника.

Жо к

Западнее торода Крустпиле наити разве-
дывательные отряды внезапно атаковали
противника и выбили его из одного насе-
онного пункта. Развивая успех, советевие
маведчики переправились через реку Меме-
№ п захватили плацдарм па её северном
берегу. Оправиватись от неожиданного уза-
р, немцы пытались восстановить положе-
тие п девять раз переходили в контратаку.
Наши разведчики отбили контратаки’ про-
ивника и прочно удерживают занятые по-
зицин. В этом бою уничтожено до трёх por
титлеровцев. Огиём из иротивотанковых ору-
иёл ружей сожжено и подбито ‘5 немец-

ких танков,

k & *

Sanamnee ropota Kaynac (Kopno) mpoucxo-
пла артиллерийская и ружейно-пулемётная
перестрелка. Артиллеристы Н-ской чаети
рееяли скопление войск противника, упи-
уожив при этом самоходное орудие. два
(ронетранспортбра и 10 автомашин с 60е-

Озимы

ЯРОСЛАВЛЬ, 12 сентября. (ТАСС). Кол-
хозы Ярославской области выполнили госу-
дарственный план сева озимых культур.

«ах

МАХАЧКАЛА, 11 сентября. (Hopp.
«Правды»). В торных районах Дагестана, на-
чалея массовый сев озимых. Волхозы Ах-
тынского района засеяли 700 тектаров, Хив-
зого—500. Большие площади засеяны кол-

ЕЕ ЕРЕСИ

Информбюро

припасами. Снайпер сержант Красноборова
34 день истребила двух немцев. Снайпер
т. Ахтямов за два дня уничтожил 5 солдат
и офицеров противника.
* *

\
*

Войска 2-го Прибалтийского фронта з8-
хватили секретный приказ командира 50
немецкого армейского корпуса за № 199/44.
В приказе говорится: «Понятие «оборона»,
как мне кажется, многими командирами
истолковывается неправильно. Слово «000-
рона» означает держаться; держаться ло
последнего человека. Команлующий север-
ной группой армий генерал-полковник Шер-
Hep по этому поводу заявил слелующее:
«Воязнь окружения нерелко превращается в
навязчивое видение, которое подрывает у
солдат волю к сопротивлению, и вместо то-
го, чтобы оборонять и удерживать свои по-
зиции #0 поеледнего, они самовольно их
оставляют».

Гитлеровцы пытались раздувать миф о
цепобедимости немецко-фантистекой армии.
Каждый плюгавый немецкий ефрейтор ечи-
тал себя непревзойденным erpaterov. И
вдруг немецкому командованию на шестом
году войны понадобилось издать специаль-
вый приказ, чтобы раз’яснить офицерам
50. армейского корпуса значение слова
‹оборона». Надо полагать, что любой не-
мецкий болван понимает, что означает
это слово. Стало быть, тело не в том, что
немецкие командиры неправильно истолко-
вывают понятие «оборона». Суть в том,
что пол напором советских войск немецкие
солдаты и офицеры не могут более удержи-
вать занимаемые позиции и, несмотря на
самые категорические приказы  гитлеров-
ского командования, откатываютея ‘назад.
Сокрушительные удары Красной Армии по-
трясли немецкого солдата, лишили его ка-
ких бы то ни было надежд на победу Гер-
мании. Немецкий солдат страдает неизлечи-
мыми болезнями — боязнью  окруження,
танкобоязнью и т. л. Страх и отчаяние под-
тачивают волю немецкого солдата,  раз’-
едают и без того расшатанную немецкую
военную малину. Против этих болезней
нет и не может быть никаких лекарств. Не
помогут и приказы, которые в таком изоби-
лии теперь пишут немецкие генералы.

и

й сев

хозами Рутульского, Гунибского, Чаролин-
ского районов. Обработка почвы в горах про-
изводится исключительно живым тяглом.
Несмотря на это, озимый клин по есравне-
нию  !с прошлым годом увеличиваетея на
пять тысяч гектаров. Семенами артели 0бе-
спечены полностью. Большие посевы гор-
ные колхозы произволят при фермах: На
зимних пастбищах будет засеяно 12 тысяч
гектаров,

Пленум ЦК`КИ(б) Эстонии

Состоялся, пленум ЦК КП(б) Эстония. С
товладом 00 очередных задачах парторгани-
RIK республики выступил секретарь НК
11(6) Эстонии‘ товарищ Каротамм: о

— Героическая Красная Армия 0св0бо-
а значительную чаеть территории 9с-
некой OOP, Правительство Советской
Зетонии работает на освобожденной земле.
Пасодение с воодушевлением помогает своей
хвободительнице —— Красной Армии. Нача-
и восстановление народного: хозяйства, ко-
урому немцы причинили огромный ущерб.
№емецкие захватчики разрунтили Нарву, co-
ana город Антела, нанесли огромные по-
зреждения Тарту. Здесь разрушены старей-
ЩиЙ эстонский театр Ванемуйне, богатей-
Ей этнографический музей, много здания
130 40 промышленных предприятий.

На освобожденной земле возрождается со-
зютская жизнь. Огромную помощь эстонский
народ получает от союзного правительства,
лично товарища Сталина. В городах и ме-
ечках пущены некоторые предприятия;
бузажная фабрика, кожзаводы, мельницы,
электростанции. В деревне также большой
поем: заканчивается уборка ржи, оргавя-
зованно проходит уборка и других культур.

Тов, Каротамм подробно остановилея на
1ервоочередных задачах парторганизации
Этонии. Иеобходимо возглавить работу по

Ee a ee er a ms

В Горьком недавно состоялея с’езд сель-
ких учителей. Приехали люди из отлалён-
ных уголков области. Тут были старые, за-
лужённые народные. учителя и учитель-
ты и совсем юные. р

Делегатов встретили сердечно. Всё оцени-
зн учителх-—и 10, что с езд открыл предсе-
лтель облисполкома; и то, что обратился к
ним с речью секретарь обкома партии. С’езд
дал большую зарядку новых сил. Нет сомне-
Нл в том, что учителя вернулись в свои
ления и деревушки освежеёнными. 0-
тащёнными новыми мыслями и уже приня-
лись вдохновенно за свой нелегкий благо-
юдный труд.

Да, это ценное дело —— время от времени
созывать сельских учителей, встречать их
таль душевно. чтобы они явственно ошу-
Thin глубокое уважение в ним советской
власти, партийной организации, и обсуж-
дать вместе с ними наболевшие вопросы их
работы. Для этого не жаль ни времени, ни
едотв — и то и другое окущится стори-
ЦЕЙ. j

*«

Вечером группа учителей ушла гулять
1а Волгу. Люди сидели на крутом берегу и
взволнованно делились впечатлениями.

— А завтра опять в деревню... Как не
хочется! — простодушно сказала  MO.TO-
ленькая учительница.— Вчера я слушала
перу и подумала, как хоропго жить в го-
роде! <
— Да, оперы у нас там нет, — заметил

старый учитель. -— Даледо ли от железной
дороги ваша дорезия’ —— обратился он к
девутко,

— Двадцать километров!

— наше селение восемьдесят пять
верст от станции, — сказал старик и стал
отечески поругивать мололых учительниц за
легкомыслие. за тягу в город, 38 нытье.

— Постойте, постойте, — перебила ста-
риа  учитедьница, —— Ведь мы ке
молодые... вель это совсем другое дело...

-— Ль и ведь мне не всегда было пол
семьдесят. —— улыбиулея учитель, — & на-
чад я осъмнаднати лет, Й хорошо помию
пыд 6в08й души... А разве ‘сравнить, как
им жили в юные годы и как вы живете,
uous xyntzo нам было... У вас же в06 0еи-

УЕ ЕТ

Заметки о сельских учителях

восстановлению народного хозяйства и ока-
занию помощи Врасной Армии, широко раз-
вернуть политико-воспитательную работу,
позаботиться. о выдвижении и тосте. новых
кадров, энергично укреплять низовые орга-
ны советской власти, тлубже вникать в экэ-
номику, крепить связь с трудящимися мас-
сами.

С докладом о возвращении крестьянам
земли, отнятой у них немецкими оккупан-
тами, выступил народный комиссар земле-
делия республики тов. Абельс:

— Крестьянам немедленно будет возвра-
щена земля, ‘полученная ими от советской
власти в 1940—41 г. и отнятая у них не-
мецкими оккупантами.

Председатель Нрезидиума Верховного (9-
вета Эстонской ССР тов. Варес выютупил с
цокладом 0б образовании союзно-реслубли-
ванских народных комиссариатов обороны
и иностранных дел. \

Пленум утвердил секретарем ЦЕ ЕП (б)
Эстонии по кадрам т. Пузеп и секретарем
ПК КП(б) Эстонии по пропаганде т. Пялль.

С огромным воодушевлением пленум пря-
нял приветствие Верховному Главнокоман-
дующему Маршалу Советского Corsa
товарищу Сталину,

Эстония. (Корр. «Правдыз).

И wee eu a Se

час в руках, вы такое можете сделать, и
вам только скажут; благодарствуйте!

—= Но ведь надо иметь призвание к пе-
дагогической деятельности на селе, — за-
метила девушка, — вот у меня призвания
нет... И таланта нет... У вас есть талант,
й вам. конечно, хорошо!

— Нет призвания? —— переспросил ста-
рик, с сожалением глядя на девушку. — Это,
пружок. крайне печально, ибо нет высшей
радости, нежели радость трудиться на том
поприще, к которому тяготеет Ayia. Ura
касается таланта, то тут я с вами He CO-
гласен. Талант каждое дело преображает —
в медицине ‘ли, в инженерном ли ‘деле,
в агрономической ли науке... талант чудеса
творит. А в нашей педагогической профес-
сии талант и подавно желателен — перед
нами нетронутые души, сложный мир дет-
ских переживаний... не моторы, не машины,
а человеческое сердце... Да ведь где же
столько кудесников-то взять? Ведь нам
сколько учителей нужно: у нас миллионы
ребятишек учатся, миллионы! Хоть бы
учить-то их толково, грамотно.

И тут на память прива мысли Уптин-
ского на эту тему. Вот что говорил великий
русский педагог: «Природные воспитатель-
иные таланты, сами себе прокладывающие
дорогу в деле воспитания, встречаются ре-
зе, чем какие-либо другие таланты, & по-
тому и нельзя рассчитывать на пих там, где
требуются многие тысячи учителей. Но
знание и Умение преподавать и действовать
треподаванием на умственное и правотвен-
ное развитие детей могут быть сообщены
молодым лютям, и не обладающим особен-
ными способностями».

-_ Именно так, совершенно спраредли-
во! — согласился седой народный учи-
тель. — Но я бы мелал ещё сказать сле-
дующее... Глазное. друзья. мои, вот что,..
Главное —— в идейности дизни, если можно
так выразиться... Вот что освещает всякое
дело, и тогда не страшны ни осенние дожди,
ни сугробы, ни сельская скука, да и ску-
чать-ло недосуг, право, недосут!..

Оп рассказал о письме от героя-артилле-
риста, которое получил недавно: .

— Ралорной был паренек, непутевый,
но г математике иеобыкноренно способный,

Схолько здесь упорства,

ИР

АЕ

АВДА

SRS Re

FO.o-sanaodnee Jomocu

2-й БЕЛОРУСОКИЙ ФРОНТ, 12 сентяб-
ря. (Всен. исри. «Правды»), В боях, pas-
вернувшихея южнее и юго-западнее Ломжи,
ваша авиация оказывает существенную п9-
мощь наземным войскам. Непрерызныхи
бомбо-штурмовыми ударами она уничтожа-
ет живую силу и‘технику немцев. Враг не-
однократно пыталея переходить в контр-
атаки при поддержке больших групи тав-
ков и самохолных орулий. Сроевоеменное
введение в действие нашей штурмовой
авиации срывало в эти попытки. Тесно
взаимодействуя с наземными войсками, 00-
ретекие лётчики нанесли противнику боль-
шие потери в живой силе и технике.

Стремясь остановить продвижение на-
ших войск. немцы перебросили сюда не-
сколько пехотных дивизий, сосрелоточили
много. артиллерии, танков и Сумоходных
орудий, Разгорелиеь жестокле бои, Против-

В Дарпатах .

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 12 сентября.
(Спеж, корр. ТАСС). Ни высокие перевалы
и тесные прохолы, ни укрепления, поетро-
внные на решающих участках, ну беепре-
рывная полброска резервов из немепких и
венгерских  созлинений,  обучавшихея В
Венгрии.-—ничто не помогает врагу задер-
жать продвижение советских частей в Вар-
патоких горах.

Севернее Брашова, на границе Транейль-
вании, венгры соорудили прочную долговре-
менную оборону в лотами и дзотами, мин-
ными полями и проволочными загражления-
ми. Оборона эта строилась залолто ж ветуп-
ления советских войск в Румынию. Плен-
ные венгры показывают, что венгерское
правительство всегда не доверяло румынами
строило укрепления, чтобы не пропустить
румынекне войска в Трансильранию. «Те-
перь эта оборона, — говорят венгры, —при-
голилась в борьбе с русскими».

Охнако  слержать советские войска и
эта оборона не могла. После нескольких
дней упорных боёв наши войска прорвали
укренлённую линию. В боях на этом участ-
кв противник понёс весьма значительные
потери. Только пленных за один лень бы-
ло взято свыше 1.000 солдат и офицеров.
Пленные немцы и венгры говорят 06 04-
HOM — 0 своих огромных потерях и искаю-
чительной мощи огня советских войск.
В ротах 67-й погрантрупиы венгроз до ча-

чала боевых ‘лействий в Трансильваний
было no 140 штыков, теперь  оста-
лось He более 40 штыков. «Русские

пупшен бьют из-за гор настолько метко, 970
снаряды попалают прямо в блиндажи и ло-
ты», рассказывает улин вентерокий 60л-
дат. Другой вторит ему: «Я знал, что рус-
ские «катющи»-——етралиная штука, но когда
эта «катюша» дала залн по соселней роте
WU от этого залца почти вся рота полегла,
я убелилея, что пам против русеких He
устоять».

Противник огнём и контратажахи cTpe-

мится сдержаль продвижение налиих частей.

Но все попытки кончаются лишь новыми и.

вовыми поражениями врага. Совезекие ча-
сти настойчиво продвигаются вперёд.
Немецко-вентерекое командование броса-
ет в бой значительные силы пехоты и
танков. Навстречу одному соединению ру-
мынекой армий, сражающемуся против
немцев и венгров, противник бросил боль-
ние силы, Завязалиеь ожесточённые бои,
в ходе которых румыны были несколько
потеснены, оставили ряд населённых пунк-
тов. Но вскоре вступили в бой подоснев-
шие советскяе танкисты и артиллеристы.

мангин, артиллерийских батарей, складов с

них, не считаясь © тяжелыми потерями,
предпринимал яростные контратаки. В этот
период наша авиация главным образом
оказывала поддержку наземным войскам нз
поле боя. В результате этого взаимолей-
ствия новые десятки немецких танков и
самоходных орудий были разбиты и 60-
жжены.

Когла бои перемеегялись к берегам реки
Нарев, наша авиалия днем и ночью унич-
тожала переправы, скопления возжеских
войск и техники. а также автоколонны про-
тивника. В результате бомбардировочных и
штурмовых -чействий уничтожено много
немецких танков и самоходных орудий, авто-

боеприпасами-и проч.
В воздушных боях сбиты десятви само-
летов противника.

Положение резко изменилось. А когда танки,
пройдя в интервалы развернувшейся румын-

АБ ОЕ ЕЕ a SO BR OS eee EET sa a ee
—_ eee

Статья о товарищше Сталине
в алжирской газете

АЛЖИР, 11 сентября. (ТАСС). Газета
«Журнал де демокраси» публикует статью
Поля Блан, озаглавленную «В чём величие
Сталина».

«Весь мир, — пищет автор статьи, —
восхищается Красной Армией, мощные бое-
вые действия которой сначала ослабили, а
затем разбили германскую военную маши-
ну. Без Москвы и Сталинграда, без Орла и
Харькова были бы невозможны победы
Монтгомери, освобождение Северной Афри-
ки, занятие Италии, высадка в Нормандии
и на юге Франции, освобождение Парижа
н Марселя». 5

Однако, как были подготовлены, как ста-
ли возможными и как были достигнуты эти
успехи? — спрашивает Блан и отвечает:

«Это «чудо» народы Советского Союза
реализовали в труде. Но прежде всего эти
победы стали воэможными потому, что в
течение долгих лет два необыкновенных
человека, подытожив ресурсы своей стра-
ны. направили всё могущество труда народ-
ных масс на то, чтобы превратить эти ог-
ромные и почти не эксплоатировавшиеся ре-
сурсы в реальные богатства, одни из кото-
рых должны были удовлетворить нужды
населения, а другие — обеспечить защиту
советского содружества народов. Имевло

скои пехоты, под прикрытием подразделений замысел, подготовка и осуществление это-

самоходных пушек стали надвигаться на
боевые порядки немецко-венгерских частей,
паступил решающий перелом в ходе боя.
Спасаясь от огня и гусенип советских
танков, отступали вражеские части. Ната
артиллерия открыла огонь по скопаениям
немецко-венгерских войск. Солдаты про-
тивника группами и в одиночку стали сда-

го плана грандиозных работ, на мой вэглял,
дают Ленину и Сталину в первую очередь
право на восхищение и признание не тольБ-
ко со стороны их соотечественников, но и
сэ. стороны всего человечества... Тот факт,
что Сталин сумел об’единить усилия раз-
розненных народов старой России, что он
сумел уваечь их по пути, который привёл
к превращению чисто сельскохозяйственной
и почти безграмотной страны в ОДНУ Из
наиболее индустриальных и культурных
стран мира, является результатом силы во-
ли человека, проницательность и уравнове-
шенность которого равносильны его упор-
ству».

«Сталин, — пишет далее Блан, — завое-
вал себе славу в глазах иностранцев бла-
годаря своим военным достижениям. Граж-
панский вождь стал главнокомандующим
советской армии», «Есть, однако, ещё одна
область, в которой Сталин возвышается до
такой моральной высоты, которой не до-
стиг до него ни один полководец, даже
Юлий Цезарь. Речь идёт об его умерен-
ности во внешней политике. Несмотря на
неслыханную жестокость немцев и их са-
теллитов, условия перемирия, предложен-
ные финскому правительству, условия, пред
явленные Румынии в момент её капитуля-
цин, остаются умеренными».

Американский учёный
о советско-польских отношениях

` НЬЮ-ЙОРК, 11 сентября. (ТАСС). В’га-

ваться в плен. В руки наших войск попало зете «Нью-Иорк таймс» помещена статья

много машин, оружия и боеприпасов.

директора института иранского искусства
Попа, в которой автор выступает против

На одном горном перевале неприятель   высказываний, содержащихся в некоторых
намербвалея дать упорный бой нашим ча-  помещенных в той же газете письмах.

cram: С этой пелью он подтягивал сюда

Поп пишет, что советскс-польская проб-

силы. Но наши мотоциклисты и танкисты   лема частично об’ясняется резкостью поль-
появились на перевале раньше, чем немцы ских притязаний и непримиримой позицией

успели стянуть на этот участок
для обороны. Противник не ожидал столь
быстрой встречи с нашими войсками. Совет-
ские подразделения сразу же захватили все

свои силы   некоторых друзей Польши. Советский Союз

имеет серьезные основания требовать обес-
печения своей безопасности и создания. де-
мократической Польши, в состав прави-
тельства которой не будут входить актив-

выгодные высоты и не только не допустили   ные и непримиримые противники Советско-
врага занять оборону, но и п ВЫпуетили   го Союза.

ero вообще с перевала,
целиком.
Ожесточённые бои идут в горах север-
нее п южнее города Кымпулунг. Дорог здесь
мало, и выются они по крутым берегам бы-
стрых горных речушек. Редкие и неболь-
шие селения горцев расположены, как пра-
вило, возле этих дорог на склонах гор.
Каждое ‘такое селение — опорный пункт

уничтожив почти

Напомнив об агитации польских импезн-
алистов за создание польской империи «от
Балтийского до Эгейского морей» и о не-
желании сотрудничать с Советским Сою-
зом до войны, Поп заявляет:

«Некоторые поляки, поввдимому, готовы
рискнуть возникновением международного
хаоса для того, чтобы удовлетворить свои
собственные требования. Ови огвергли рус-
ское предложение о помощи в 1939 г.,

обороны немецко-венгерских войск, а В Ц6-   предпочли рискнуть тем, что их страна бу-
лом вся дорога — система укреплений, pac-   дет покалечена, чем принять советскую по-
считанных па непроходимость с востока на   мощь, которую польский народ в настоящее
запал. Однако и здесь советские воины про-   ВРемя с благодарностью приветствует».

двигаются вперёд, выбивая врага из одного
опорного пункта за другим.

Советские офицеры широко используют
тактику смелого маневра. элемент внезал-
ности. Батальон Героя Советского Союза
капитана Садовского получил задачу овла-
деть олним опорным пунктом. Фронтальная

Поп ‘отмечает, что Соснковский резко
выступал против переговоров Сикорзкого с
СССР о заключении советско-польского
пакта, который приветствовался во взем ми-
ре. Другие реакционеры в составе поль-
ского эмигрантского правительства игра-
ли на-руку нацистам, абсурдно обвиняя
Советский Союз в катынских убийствах.

Поп указывает, что нельзя отождествлять
политику, проводимую некоторыми поля-
ками, с самой Польшей. Большинство по-
ляков хочет жить в мире с Советским
Союзом. «Эмигрантское польское прави-
тельство, в противоположность тэебова-
ниям Польского Комитета Национального
Освобождения и польской армии, настаи-
вает на реакционной, диктаторским непра-
внльным путем навязанвой констаятуции
1935 года».

«Сталин и Молотов,— пишет Поп, —
неоднократно частным образом и публичко
заявляли, что Польша должна быть сво-
бедной, сильной, независимой и демокраги-
ческой. Если бы‘мы допустили, чтобы не-
которые польские реакциенеры поссорили
нас с нашим великим союзником, который
так много страдал и столь многого добил-
ся, это не соответствовало бы интересам
России, интересам Об’единенных наций, ин-
тересам будущего международного мира и
самой Польши»,

Американская печать осуждает

статью
НЬЮ-ЙОРК, 10 сентября. (ТАСС). Аме-

атака была немыслима. Садовский выслал   риканские газеты резко огуждают антисо-

в тыл врага разведчиков во главе. с сер-
жантом Ждановым, а роту старшего лейте-

ветскую статью Буллита, напечатачную в
журнале «Лайф». Даже филадельфийская
газета «Рекорд», которая поддерживала

нанта Усенко направил для удара во Фланг   Буллита в ноябре прошлого года, когда он

вражеской обороны. Жданов
в тыл противника ночью, соблюдая стро-
жайшую осторожность, и па рассвете ва-

пробралея выставил свою Кандидатуру на пост мэра

города Филадельфии, сейчас в редакцион-
ной статье решительно осудила Буллита.
Подчеркнув, что Буллит в своей статье

‘пал на врага, Первые выстрелы развед- ‘выступает против попыток‘ Об’едияенных
ЧИКОВ sR IAHOBA были сигналом для роты наций установить единство, как это имеет

Усенко. Когда атакой с тыла и фланга
было отвлечено внималие неприятеля,

место на конференции в Думбартон-Оксе,
газета заявляет, что Буллит использовал
«летающую бомбу» против конференции в

Садовский бросил в бой освовные СИЛЫ. Думбартон-Оксе. Нельзя недооценизать тот

Опорный пункт был взят.
А. МАЛИБАШЕВ,

Слёт истребителей танков

(Спец. корр. ТАСС). В энском соединении
состоялся слёт истребителей танков. При-
сутствовало более ста артиллеристов, бро-
небойщиков, гранатометчиков. Герои по-
следних боёв поделились своим опытом
уничтожения вражеской техники. Сержант
Готовко рассказал товарищам, как из про-

тивотанкозого ружья он подбил два He-
мецких танка. ``
ЕВЕ ЕО

необыкновенное пристрастие имел, — вспо-
минал учитель, -— родители не хотели его
учить. Отца-то я тоже хорошо знаю, тоже
мой ученик, крутой человек... Ну, перело-
мал! А перед Ваней постарался раскрыть
смысл и красоту математики. Баня чудное
мне письмо пишет. Мне, пишет, начальники
вот что говорят: недалек, тот час, когда вам
в вашей деревне бронзовый бюст установят.
А я им сказал — попрошу правительство
бронзовый бюст поставить не мне, & учите-
mo моему... Это мне Ваня пишет! .

Хороша была широкая, величавая Волга
в звездном ожерелье, хорош был этот ста“
рый народный учитель, сутулый, морщини-
стый, в вышитой смородиновыми листьями
восоворотке. Слушая его, верилось, что бу-
дет жить он в своих учениках, в своих де-
лах во имя народного счастья.

И девушки, юные учительницы, взвол-
нованные задушевным разговором 00 идей-
ностл, о бескорыстии, о счастий служения
народу. были тоже сейчас хороши... Обобен-
HO Ta, что 0 Tare B город говорила. Она
обхватила руками колени и о чём-то напря-
женио думала. 0 чем? Не о том ли, о чем
так страстно говорил старый народный учи-
тель и о чём увы! так пресно, куцо
говорят или совсем не гозорят в наших пе-
хатогических училищах?

в ж *

Пусть не подумают сельские учителя,
что автор упускает из виду  трудно-
сти их работы. Нат, трудности большие, и
они известны, Многого нехватает, остро
нуждается сельский педагог, в частности, в
книге, в газете. в методической помощи, ка-
конец, просто в писчей бумаге.

Самоотверженноеть тружеников
сборонных  предириятий, ” среди

наших
которых

иного женщин и девушек, — поучительный

пример. для молодых сельских учителей.
большевистского
горения, повседнезного героизма!
Разумебтся, долг сельской общеетвенно-
ели-—помогать школе, помогать учителю, ко-
терый учит крестьянских детей. И пе 0е30-
бразие ля это, когда старому педагогу из
Краснобаковского района Павлу Трофимови-
чу COpyesy, проработавшему в школе почти
полвека, колхоз не догадался привезти дров
из лесу, не безобразие ли, что старый на-

родный учитель с декабря до мая — полгода

вред, который может нанести Буллит сво-

ей статьей, пишет газета. Газега осуждает

Буллита за то, что он «предпринял ловкую
попытку разделить Об’единенные нации
эще до достижения победы и, естественно,
нашел благоприятный прием у изоляциони-
стов, а также в Берлине».

Статья Буллита, продолжает газета,

— Но наше ружье, говорит Готовко,—   является лишь предвестником пропаганды,

пригодно и для других целей.

Однажды   которая будет распространяться теми, кто

над боевыми порядками показался враже-   стремится уничтожить единство Об’единен-
‘ский бомбардировщик. Я выждал удобный   Ных наций.

момент и выстрелил. Пуля попала в мотор,
и самолёт врезался в землю..

Газета «Вашингтон пост» также осу-
ждает Буллита и призывает французов из-
гнать его из рядов французской армии, ку-

Участники слёта дали слово беспощадно   дд он вступил в чине майора. «Причины,
истреблять вражескую технику и переда- побудившие временное французское пра-
вать свой опыт молодым воинам.

ходил в промкомбинат, чтобы получить в1-
леные сапоги и... так и не получил их. Он

с горечью рассказывал об этом на с’езде, и
вбем было стыдно перед стариком за черст-
вость и грубость его земляков.

В Кологривском районе вы не встретите
равнодуптного отношения к потребностям
учителя, к нуждам школы. Здесь нет школы,
гле нехватало бы дров, гле дымили бы печи,
протекала крыша, здесь нет учителя, у ко-
торого не было бы вдоволь овощей, — от
всего сердца заботятся о школе и учителе
сами колхозники, потому что местные ком-
мунисты, начиная с секретаря райкома пар-
тии. живо интересуются буднями школы и
научили крестьян уважать сельского учи-
теля. Старик Сбруев полгола ходил в Красно-
баковский промкомбинат, чтобы раздобыть
валенки. & Кологривский промкомбинат по

своему почину изготовил уже двести пар
валенок для учителей и ребят. Шерсть дали
Болхозники,
x ok

Важно, чтобы жители деревни ощущали
помощь своего учителя, его сердечную з3-
боту о детях, об их воспитании, об их обуче-
нии. Колхозники высоко ценят заинтересо-
ванность учителя колхозной жизнью, его
любовь к народу, проявляемую не в словах,
а на деле, его желание помочь знаниями,
советом.

Хороший педагог, ках правило, является
настоящим народным  просветителем —
жители тотовы. сделать для него и для шко-
лы всё, что могут. И делают.

Неизгладимое впечатление произвело на
меня знакомство с такими учителями, как
Иван Иванович Строев из деревни Залесье,
(основского района, Александра Ивановна
Покрорекая из деревни Напалково, Бутур-
линского района, Ольга Алексеевна Перуго-
ва из Нижне-Избелецкой школы, Александра
Петровна Денисова из села Курмыте...

Иван Иванович Строев--седой человек с
необыкновенно мозодыми, смеющимися глаг
зами. Это — тип народного учителя в под-
линном смыеле слова. В Залесье, располо-
женном па самом краю Сосновского района,
все близко знают Ивана Ивановича, On
учил отлов и учит их детей. Да и школа вы-
трона при участии Ивана Ивановича, п
колхоз организован по предложению нарол-

НИНЕ ТЕ

вительство принять Буллита в рялы фрав-

SUE

озеленение деревни — веб это дела неуто-
‘мимых рук Ивана Ивановича. Всё Залесье
велет за собой этот человек. Хороню о ‘нём
сказали - на б’езде: «В школе, в клубе,
в избе-читальне. в правлении колхоза,
в сельсовете, в сельпо и даже в жилищах—
всюду есть нечто от Ивана Ивановича.
В манере говорить, рассуждать, в почерке,
в походке...». Пе замечательно ли это?!

‚— Дверь в моем доме на петле не» дер-
жится.— рассказывает Иван Иванович. —
Колхозники несут ко мне и радость, и горе.
Даия сам к ним хожу в бригалы. Прочита-
ли мы вместе «Радугу», и «Непокоренныех,
й «Русский характер». Работы у меня мно-
го, но она не тяготит меня даже при моем
преклонном возрасте. Мне интересно жить!
Личная жизнь не прожита зря. Она отдана
для того, чтобы жизнь на земле перестраи-
вать. .

Прекрасные слова! И уж, конечно, нет
в Залесье человека — буль он малый или
старый. — который не снял бы шапку и по-
чтительно не поклонился бы при встрече
6 Иваном Ивановичем Строевым, учителем,
награжденных  орленом Фенина, членом
большевистской партии, депутатом сельсове-
та, членом правления колхоза. руководите-
лем агитколлектива.

Александра Ивановна Покровская. Хоте-
лось бы, чтобы читатель увидел эту обая-
тельную женщину с есребряными возосами,
6 очень строгими и очень теплыми глазами,
с очкамя па кончике носа.,. Если написать
её портрет и выставить без подлттиси, Bee
равно скажут: это—— народная учительница:

Александра Ивановна — . любитель-
пчеловод. «Без пчелы сад пустой, сад глу-
Хой», говорит опа. И колхоз падоумила
завести пасеку.

Б ней женщины приходят с больными ре-
бятами за ковеультацией.

— `Поемотри, матушка Александра Ива-
новна, что с ним, что-то кричит!

Александра Ивановна и по медицине с0-
вет может дать, и пластырь сварить умеет.
и хорюшо знает местные лекарственные
травы. :

Встати, разговаривая со многими старыми
паролными учителями, мы узнали, что в
учительских семинариях они получали не-
которые основные сведения по садоводству,

ного учителя. Сельский клуб, библиотека,

огородничеству, ичеловодству, медицине. Вот

PIR Se a nee

Буллита
цузской армии— пишет газета,— неясны.
„Любая связь Буллита с правительством и
вооруженными силами Свободной Франции
может лишь затруднить отношения Фран-
ции с остальными Об’единенными нация-
ми. Мы считаем, что франпузы меньше, чем
кто бы то ни было, должны были аривет-
ствовать услуги человека, который проно-
ведует разногласия между союзниками».

Радиокомментатор Джей посвятил see
свое очередное выступление по радио 8 сен-
тября осуждению статьи Буллита, Называя_
ее одним из самых опасных выступлений в
печати после прихода к власти фашизма...
Джей считает эту статью спасной не толь-
ко потому, что в ней содержатся запалки
на Советский Союз, вклад которого в дело
борьбы против фашизма «привел к тому,
что все человечество. находится у него в
долгу», но и потому, что эта статья нз-
правлена к уничтожению единства между
союзниками, благодаря которому союзники
совершили военные чудеса.

Джей отметил, что пропаганда Буллита
является повторением гитлеровской пропа-
ганды,

В заключение Джей, отметив, что журнал
«Лайф» поместил статью Буллита, выразил
удивление по поводу того, каким образом.
«<Геббельсу удалось протащить такую TH-
пичную германскую пропаганду на стра-
ницы влиятельного американского жур-
нала».

Е Е ЕЕ ЕН ВВ

откуда эти знания у Александры Ивановны:
Такие знания лолжны бы получать молодые
учителя в наших, советских педагогических
училищах.

Волхозники от всей души хотят сделать
что-нибудь приятное своей учительнице.
Придут к ней, сердечно спросят:

— Пу, что тебе нало, Алексанлра Ива-
норна. говори, ничего для тебя не пожалеем.

— А мне ничего не надо, — рассказывает
мне народная учительница, — разве что
ласка... Люблю детей, люблю народ и за
него жизнь отдам.

И к Олые Алексеевне Перуновой из
Нижне-Избеленкой школы постоянно прихо-
дят колхозники:

— Ольга Алексеевиа!
пля школы?

— У меня есть прекрасный розан, посали
под своим окошком... Не принести ли
тебе, матушка: жасмина куст, может, у шко-
лы посадишь? Как у тебя с дровишками?

Прилет Ольга Алексеевна на колхозное с9-
брание, и десятки людей поднимаются, что-
бы уступить место уважаемой учительнице.

К сожалению. бывает и по-иному, На
с’езле рассказывали: колхозное собрание в
одной деревне. Входит учительнииа. Тесно.
Но никто и не подумал уступить ей место...

Можно подумать потому это, что учитель- ^
ница молодая? Нет! Просто не сумела завое-
вать уважения. Учительница  Селемекого
сельсовета, Чернухинского района, Анна
Рябова—комсомолка, но перед ней старики
всего сольсовета шапки снимают. Все знают,
что Анна Рябова выстроила школу в колхозе
имени Максима Горького. Здесь прежде ве
было школы: в ненастье, в морозы, в мете-
ли дети бегали в школу за четыре километ-
ра. Учительница Анна Рябова собрала моло-
ERD:

-— Товарищи! Неужели мы, молодые,
здоровые люли. не можем по-настоящему по-
мочь детям?! Давайте постреим птколу.

И школу построили. Анна Рябова вместе
6 другими рубила лес для новой школы.

...Ясно, что очень многое зависит от лич-
ности сельского педагога, и 00 этом моло-
дому учительству слелует крепко подумать.
Тогда жить и работать в деревне будет
увлекательно и легко.

Елена КОНОНЕНКО.

Не надо ли чего

Гор. Горький.