tes 5.7

_MaATHDEA были сбиты © пьедестала и валя-

ПЯТНИЦА, 3 НОЯБРЯ 1944 г. № 262 (3564)

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР
а

Исхать зябь

Даля под’бма зяби остались буквально
  дни, в течение которых необходимо мак-
  симально усилить темпы вепашки и до-
  оиться выполнения установленного плана.

НОВГОРОД, 2 ноября. (ТАСС). Сегодня В областях юга и юго-востока работа
в древнем русском Новгороде большой! по под’ёму зяби является сейчас важней-
праздник —— торжественно открыт восста- шей, к ней должно быть приковано вни-
новленный памятник тысячелетия Россини.   мание всех местных работников. В тех
На торжество прибыли многочисленные районах юго-востока, где почва сухая,
гости из Москвы, Ленинграда, Новгород-  первые заморозки не должны приостанав-
свой и Ленинградской областей, предста- ливать зяблевой вепашки. В Средней
вители Врасной Армии.   Азии при благоприятной ‘погоде нередко

Паматняв BRICOTOW более 16 метров и в зимние месяцы возможно преизводить
вновь высится над стенами седого Новго-   Вспашку. Надо продолжать под’ём зяби и
родекого Кремля. Немецко-фашистские Там, где задание уже выполнено, тем бу-
захватчики варварски надругались над Tee, что наступившее похолодание и пе-
замечательны сооружением, символизи- Репадающие дожди не могут служить
рующим величие России. 109 фигур па- Причиной приостановки пахоты. Она дол-

жна продолжаться до морозов.
Особенно важно обеспечить полностью
зяблевой вепашкой яровую пшеницу и
технические культуры, а также карто-
фель и овощные культуры. Там. где пох
посевы 1945 года должны быть распаха-
ны пласты многолетних трав, а особенно
цетинные и залежные земли, их обяза-
тельно надо поднять с осени.

Вепашку зяби в эти поздние сроки
часто недооценивают, ссылаясь на то, что
поздняя зябь меньше влияет на урожай
яровых, чем ранняя. При этом забывают,
что зябь не только способствует повыше-
нию урожаев, но и ослабляет напряжение
весенних полевых работ. Значение зяби
  особенно усиливается в засушливых рай-
онах, где затюздание с посевом яровой
пненицы и других ранних яровых куль-
тур даже на 5—7 дней приводит обычне

тысячелетия России
в Новгороде

Открытие памятника

лись на площади. Сейчас все они водру-
жены на свои места.

На круглом пьедестале бронзовые из-
ваяния размещены в три яруса. Внизу
помещены фигуры выдающихся деятелей!
усского государства, русекой культуры:
Hints. Мухроге, Минина и Пожарского,
славного патриота Ивана Сусанина, вели-
ких полководцев Александра Невского.
Суворова, героев Отечественной войны
1812 года, яероев обороны Севастополя во
главе с Нахимовым, Ломоносова, Держа-
вина, Пушкина, Глинки и других замеча-
тельных людей. 7

Во втором ярусе — шесть бронзовых
групи, знаменующих собой основные эта-
пы развития русского государства. Здесь
ЕНЯЗЬ Владимир, Дмитрий Донской и бле-
стящая фигура Петра [ / Е значительному снижению урожая.

В третьем ярусе — аллегорическая  Помимо сдвига в сроках посева, зябь
фигура России и ангел с крестом, венчаю- вообще позволяет улучшить всю весен-
ЩИИ Бомпозицию. нюю агротехнику. При большой же пло-

За сравнительно короткий срок работ-   щади весновспашки, особенно в сухую
ники Ченинградекого областного отдела! весну, трудно выполнить в короткий срок
и строительного управления ‘полностью   все необходимые работы. От некоторых из
восстановили памятник. Работами руко- Них (например, от боронования озимых)
водили архитектор Захаров и художник-  нередко приходится совсем отказываться.
реставратор Чернышев. В результате отсутствия зяби затягивается

Многие детали немцы сильно повреди- Посев. Озимые культуры остаются неооро-
ти, но теперь они приведены в порядок. Нованными. Сев нередко идет но плохо
Поднято и установлено свыше 350 раз- Подготовленной и пересохшей почве. ЕЁ
ных деталей. под’ёму паров приступают, когда земля

...На празднично украшенной площади С03сем высохнет. Вот почему`зябь нельзя
собрались тысячи новгородцев. рассматривать только как отдельный

Митинг, посвященный восстановлению ПРИём повышения урожая, — она являет-
памятника, открыл председалель испол. СЯ важнейшим звеном во всем комплексе

кома областного Совета тов. Еремеев. агромероприятий.
— Гитлеровские к — тово-  Примеров того, какое большое значение

DET он, — превратили Новгород в руины.   Имеет зябь, можно привести очень ate
С особенным ожесточением уничтожали  ОЧНЬ поучителен в этом отношении пр

до морозов!

под’ёму зяби. Под руководством обкома
ВЕП(6) в эту работу включился весь пар-
тийный и советекий аппарат области и
население не только деревни, но и горо-
дов. Чтобы обеспечить работу машинно-
тракторного парка, на заводах области
были организованы ремонт и реставрация
запасных частей к тракторам и сельско-
хозяйственным машинам. Ни один из
Брупных заводов области не остался в
стороне от этой работы. `Трактористы и
прицепщики вступали в социалистическое
соревнование и боролись за выполнение и
перевыполнение взятых обязательств по
под’ёму зяби. Система премирования, до-

полнительное начисление — трудодней,
льготное получение промтоваров и пр.

создавали для работающих на зяби мате-
риальную заинтересованность в своевре-
менном и качественном проведении всех
работ.

Все это в сочетании с высоким трудо-
вым энтузиазмом колхозников и рабочих
MTC и совхозов обеспечило пол’ем зяби
в 1943 г. в таком об’еме, что оказалось
возможным разместить основные площа-
ди яровой пненицы в 1944 г. по зяби
и произвести посев яровой пшеницы и
других ранних яровых в сжатые сроки. В
результате урожайность яровой пшени-
цы оказалась в 1944 г. значительно вы-
ше всех предшествующих военных годов.

По отдельным колхозам, высевавшим
часть яровой пшеницы по зяби и часть
по весновспалке, резко выявился и непо-
средственный  агротехнический эффект
зяби. В колхозе имени М. И. Калинина
Воскресенского района средний урожай
яровой пшеницы по зяби на площади
460 га составил 12 центнеров с гектара,
а по весновспашке на площади 96 га —
всего 7 центнеров с гектара. В колхозе
«Путь к социализму» Аткарского района
урожай яровой пшеницы на 37 гектарах
зяби составил 13 центнеров с гектара, а
по весновопалике на площади 96 та по 4
центнера с: гектара. Пример Саратовской
области лишний раз показывает огром-
ное значение зяби.

Сейчас на зяблевую вепашку должны
быть переключены все тракторы и вся
живая тягловая сила, свободная от
работы по вывозке хлеба  тосудар-
ству. Учитывая, что работа на зяби в хо-
лодное время стала значительно тяжелее,
нужно создать” соответетвующие матери-
ально-бытовые условия для трактористов
и приценщиков, усиливая их заинтересо-
ванность в этой работе. Каждый гектар
зяби — это дополнительные центнеры

Обозы © хлебом в фонд Красной Армии,

организованные нередовыми колхозами
Дмитровского района Московской области,
прибылн на ссынной пункт Заготзерна, На
нервом плане возы с хлебом колхоза
«Победа».

Фото Н. Макарова.

Древний украинский
город готовится
к празднику

ЛЬВОВ, 2 ноября. (По телегр. от соб.
корр.). В городах и селах Львовской обла-
сти развернулась деятельная подготовка к
октябрьским торжествам. На предприяти-
ях, в учреждениях, в высших учебных за-
ведениях проходят доклады и беседы, по-
священные славной годовщине, Ряд лек-
ций на тему о воссоединении украинского
народа, о 27-й годовщине Октябрьской
революции организовало в Доме пропаган-
ды областное лекторское бюро. Во всех
кинотеатрах Львова начали демонстриро-
ваться новые фильмы 0б Отечественной
войне. у

Началось украшение площадей и улиц.
С этой целью во Львове создана специаль-
ная бригада художников и скульпторов.
Готовится праздничная выставка работ
местных художников. Среди экспонатов —
большое полотно профессора Куриласа
«Эпизод уличных боев за Львов», картина
художника Розмуса «Осада Львова укра-
инским гетманом Богданом Хмельницким»

Е __   мер Саратовской области. После засухи
idee a ie eee я   1943 года Саратовская область разверну-
гордость и сокровище не только русской,   x ю 1943 г бо ит во
но и мировой культуры. Памятник тыся-  18 осень . большую у

челетия России восстановлен. Мы празд-
нуем этот день, как день торжества со-
ветского народа над немецко-фашистски-
ми варварами. :

Под дружные аплодисменты т. Ереме- С большим под’емом проходят в Моск-
ев благодарит великого Сталина за осво- ве торжественные собрания трудящихся,
бождение древнего Новгорода, за очище- посвященные 27-й годовщине Великой
ние от врага всей советской земли. Октябрьской социалистической революции.

радостным событием поздравляет  {1 ноября в помещении Центрального
новгородцев: зам. председателя Совнарко- театра Красной Армии состоялось торже-
ма РСФСР тов. Иванов. ственное собрание рабочих, инженеров и

— Немецко-фашистские захватчи- техников завода, где парторгом ЦК
RH, — говорит он, — хотели закабалить ВЕП(6б) тов. Климов. С докладом о 27-й
великий русский народ. Они пытались годовщине Октября выступил секретарь
уничтожить русскую культуру. Но враг МГК по пропаганде тов. Данилов. В Во-
просчиталея. Сейчас наши героические   лонном зале Дома союзов прошло собра-
воины бьют фашистского зверя в его  ние коллектива ВЦСПС, на котором с

берлоте. докладом выступил
С большим под’емом было приня- Сухомлин.

то  привететвенное письмо товарищу

Сталину.

Митинг окончен.. Собравшиеся прибли-
зились к памятнику, рассматривали 6а- Предприятия Народного комиссариата
рельефы, скульптурные фигуры. черной металлургии СССР перевыполнили

Памятнив тысячелетия России восста- программу октября по доменному, прокат-
новлен. Пройдет немного времени, из ру- ному, трубному, шамотному производству и
ин и пепла возродится и сам древний го- железорудной промышленности.

: = Черная металлургия шагнула далеко впе-
род русской охавы — Новгород. ред по сравнению с прошлым годом. За

10 месяцев выплавка чугуна увеличена на
31 процент, стали — на 29, выпуск прока-
та — на 29, производство труб — на 31, до-
быча железной руды — на 24, выжиг кок-
са — на 41 процент.
‘Многие заводы добились перевыполнения
СВЕРДЛОВСК, 2 ноября. (ТАСС). Про-  плана по всему металлургическому циклу.
мышленность Свердловска перевыполнила Среди них — Кузнецкий комбинат (дирек-
программу октября. За десять месяцев тор тов. Белан), Магнитогорский trans rp
предприятия дали сверх плана на 150 мил-  тов. Носов), Ново-Тагильский (тов. Резни

Промышленность Свердловска
перевыполнила план октября

хлеба для Красной Армии.
Проф. Н. СОКОЛОВ.

Торжественные собрания трудящихся столицы,
посвященные 27-й годовщине Октября

Вчера, 2 ноября, на торжественном со-

брании трудящихся Свердловского райо-  °

на с докладом о 27-й годовщине Великой
Октябрьской социалистической револю-
ции выступил заместитель начальника
Управления пропаганды и агитации ЦЕ
ВЕП(б) тов. Иовчук. Вчера же прошли
торжественные собрания  трудящихея
Дзержинского района, предприятий Те-
нинского, Первомайского, Ленинградеко-
го и других районов столицы.

Для участников собраний были даны

генерал-лейтенант  концерты и спектакли при участии луч-

ших артистических сил Москвы.

Производственные успехи металлургов

Серова (тов. Гончаренко), «Серп и молот»
(тов. Ильин), «Электросталь» (тов. Ко-
решков), «Красный Октябрь» (тов. Матево-
сян), Челябинский металлургический (тов.
Сокол), Нижне-Тагильский (тов. Гуляев),
Алапаевский (тов. Комов), Верх-Исетский
(тов. Радкевич), Петровск - Забайкальский
(тов. Грамберг), Лысьвенский (тов. Бело-
бров),  Ревдинский (тов. Бойщиков),
Гурьевский завод (тов. Ижиков).

Успешно преодолевая трудности восста-
новительного периода, дают сверхплановый
металл доменщики Енакиевского, Ново-
Тульского, Косогорского, Константинов-
ского заводов, сталеплавильщики Сталин-
ского завода (Донбасс), прокатчики за-

и многие другие.
Новые. программы подготовили театраль-
ные и эстрадные коллективы, в частности,
украинская капелла «Трембита», симфони-
ческий оркестр, польский театр, которые

жавшие фронт в этом районе, поклялись

Боевая слава

В тихой и живописной долине, у под-
ножья величавых Кавказских гор стоит
одинокий обелиск — памятник богаты-
pam Отечественной войны. Два года на-
зад, пытаясь овладеть Владиказказом,
немцы хотели захватить селение Майра-
Magar. Комсомольцы-краснофлотцы, дер-

Из нашего селения вышло ещё два Героя
Советского Союза — Георгий  Бзаров,
гвардии подполковник, и Коста Ходов,
гвардии старший сержант.

Эльхотовцы ¢ неменьшей гордостью
называют имена своих земляков— Героев
Советского Союза: генерал-майора Каз-
бека Карсанова и сержанта, Хадзимурзу
Мильдзихова.

О храбрых сынах Осетии знают в Дон-.
бассе и за Днепром, в Прибалтике и на
далёком Севере. Ленинградцы с особой.
теплотой вспомнят морского лётчика Ге-
роя Советского Союза майора Геннадия
Цоколаева, потопившего в пучинах Балти-
KH не один вражеский бомбардировщие.
В других краях сейчас воюет Цоколаев.
Недавно колхозники-земляки приобрели
на свои средства и послали ему в подарое
боевой самолёт. Вместе с благодарностью
колхозники получили сообщение— в пер- -
вые же дни на этом самолёте Цоколаев -
сбил 4 вражеских машины. На Черно-
морье хорошо знают Героя Советского -
Союза капитан-лейтенанта Еесаева, коман-
дира знаменитой «малютки» — грозы
вражеских караванов, хорошо знают и
Героя Советского Союза капитан-лейте-
нанта Константина Кочиева, отважного
командира подразделения торпедных ка-
теров.

Воинская доблесть, боевая слава в ны-
нешнюю Отечественную войну характер-
ны и для многих женщин-осетинок. Они
не только заменили на предприятиях ив
колхозах свопх мужей, отцов, братьев,
но и стали в одну шеренгу с ними на
фронте. Дважды награждена орденами
строевой командир осетинка майор Вера
Салбиева, прославилась орленоносец
Ирина Мамукаева и сотни других таких
ме мужественных и суровых в бою па-_
триоток Советской страны. В Осетии
вепоминают 0 выдающемея подвиге
40-летней колхозницы сел. Ногир, мате-
ри четырёх детей Хубзевой. В разгар
боя, рискуя собственной ЖИЗНЬЮ, оН&
спасла 22 раненых советских воинов.
Бесчисленное множество примеров ге-
роизма показали женщины Осетии, актив-
но помогавшие частям Ерасной Армии п
местным партизанам. Сейчас все они
самоотверженно трудятся на освобожден-
ной земле, восстанавливая рудники, заво-
ды, сельское хозяйство. Правительство
высоко оценило созидательный труд пат-
риотов и весной нынешнего года награди-
10 орденами и медалями 270 передовиков
восстановления хозяйства Северной Oce-
THE.

Горными орлами называют в осетин-
ских селениях прославленных фронтови- ^
вов, вместе со всей Ерасной Армией до-
шедших от Сталинграда и родной Осетии

стоять насмерть. В жестокой, неравной
схватке 14 героев сложили свои головы,
но врага не пропустили.

Стоически удерживали тогда подступы
к Кавказским воротам воины Ерасной
Армии, активно помогало им гражданское
население Северной Осетии. Не случайно
вторая годовщина разгрома немцев под
Владикавказом совпадает с большим, ра-
достным для республики событиём — на-
граждением медалью «За оборону Кав-
каза» лучших людей Северной Осетии.
Бысовой награды удостоены Te, RTO He
жалел сил для помощи Красной Армии,
кто трудилея, строил оборонительные
рубежи, воевал, повторяя клятву: «Пусть
солнце не сияет над нами, пусть света
не видать нам, пусть позор падёт на нас,
если мы пустим проклятого немца на
Кавказ».

Многие, выполнившие эту клятву, па-
ли смертью храбрых. Им отдают почеети
живые. Жителей Майрамадага часто мож-
но видеть у обелиска, что одиноко стоит.
в тихой долине. Старики, направляясь.
сюда, надевают новое платье, пожилые
женщины приходят в трауре, & девушки
приносят на могилу цветы.

Отдавая почесть тероям кавказской
обороны, старики шлют на Фронт де-
тям и внукам наказ; не посрамить род-
ной Осетии, отомстить лютому врагу за
развалины Гизеля, Дигора, Ардона, за
зверства в Алагире, за излевательства
над стариками, за опозоренную честь де-
вушек, за угнанных‘ в рабство, за глум-
ление над памятью Коста Хетагурова, за
все беды, что принёс немец нашей ро-
дине.

Осетины-фронтовики выполняют наказ
стариков, свято хранят воинственные тра-
диции своего народа. Среди генералов —
полководцев Красной Армии 12 слав-
ных сынов осетинского народа; в семье
Героев Советского Союза — 22 осетина,
до 5.000 фронтовиков-осетинов удостое-
ны боевых правительственных наград.
Этими людьми гордится Северная Осе-
тия. Ревностно следят здесь за ратньыми
делами земляков. На их героическом при-
мере воспитывается молодёжь.

Веками славились осетины, как искус-
ные наездники-кавалеристы, & в ны-
нешнюю войну они показали себя при-
мерными воинами всех родов войск.

будут выступать на народных гуляньях
в парках города в праздничные дни.

Перед открытием
сезона

ЛЕНИНГРАД, 2 ноября. (По телеф. от
соб. корр.). 3 ноября оперой Римского-Кор-
сакова «Царская невеста» начинает свой
сезон ордена Ленина Государственный ака-
демический Малый оперный театр. В этот
день перед зрителями вновь выступят в
главных ролях хорошо знакомые им заслу-
женные артисты РСФСР Головина, Софро-
нова, Модестов и другие.

После возвращения из эвакуации в Ленин-
Град всей труппе был предоставлен отпуск.
Но вместо отдыха коллектив немедленно
приступил к восстановлению здания своего
театра. Солисты оперы и балета, которых
зрители привыкли видеть лишь на сцене,
выполняли обязанности маляров и штука-
туров. Осветители стали электромонтера-
ми. Большинство музыкантов оркестра
исправляли водопроводные магистрали и
паровое отопление. Группа костюмеров ре-
монтировала крышу. Артисты окрасили
масляной краской до 10.000 квадратных
метров стен.

После открытия очередными постановка-
ми будут: «Иоланта» Чайковского, «Май-
ская ночь» Римского - Корсакова, «Фаль-
стаф» Верди, «Цыганский барон» Штрауса,
«Чио-Чио-Сан» Пуччини, «Тщетная предо-
сторожность» Гертеля. В этом году театр
покажет оперы «Евгений Онегин» и «Пико-
вая дама» Чайковского, «Золотой петушок»

В Старом Батакаюрте, небольшом 0е-
тиноком селении, с вами как бы невзна-
чай заговорят о боевых подвигах кубан-
ских казаков, об их командире Герое Co-
ветского Союза генерале Плиеве. И, не
скрывая своей гордости, собеседник обя-
зательно скажет вам:

— Наш!.. Батакаюртекий!.. Лучший
джигит был... У нас все отменные вояки...

до самого фашистского логова. В сердце
и на устах каждого осетина полные глу-
бокого смысла слова из эпоса о далёких
предках:
Пока на вершине Казбека сияют снега,
будет слава героев над миром сиять.

А. СУИЧМЕЗОВ.
Северная Осетия.

г. ДЗАУДЖИКАУ,

Собрание работников Академии наук
Литовской CCP

ВИЛЬНЮС, 2 ноября. (ТАСС). Состоя-
лось первое после освобождения Вильню-
са собрание работников Академии наук
Литовской ССР.

Созданная в 1941 году Академия наук
была гордостью литовского народа, срело-
точием всех научных сил республики. Гит-
леровские захватчики, оккупировав Совет-
скую Литву, лишили литовский народ
центра его национальной культуры, раз-
грабили и разрушили институты и лабора-
тории Академии, многих её работников
арестовали, замучили, угнали на каторгу
в Германию. Одним из первых шагов пра-
вительства Литовской ССР после изгнания
немецких захватчиков было возрождение
Академии.

Участники собрания с большим внима-
нием выслушали доклад народного комис-
сара. просвещения Литовской ССР тов.
Жюгжда о задачах Академии наук в вос-
становлении народного хозяйства Литвы.
Докладчик ‘остановился на ближайших
планах работы Академии — издании энци-
клопедии литовского языка, выпуске на-
Учных журналов, восстановлении сельско=
хозяйственной академии.

На собрании выступили академики, про-
фессора, писатели. В результате всесто-
роннего и активного обсуждения были
намечены практические мероприятия, наз
правленные к широкому развертыванию
научной и практической деятельности Ака-
демии, её институтов и лабораторий.

Новый рекорд Екатерины Барышниковой

Вчера, 2 ноября, бригадир молодежной
‘бригады Первого государственного под-
шипникового завода им. Л. М. Кагановича
строгальщина Екатерина Барышникова в

стала на стахановскую вахту и установила
новый рекорд. За 8 часов на трех станках
вместо двух по норме она выполнила заз

лионов рублей продукции. ков), Златоустовский (тов. Краммер), им.! вода им. Дзержинского. -  Римского-Корсакова. ответ на награждение ее орденом Ленина   дание на 768 процентов. .
лионов Е 4 >

{ЗАМЕТКИ
УЧЕНОГО)

По угольному Донбассу

Академик: А. ТЕРПИГОРЕВ

“a
ведутся в Донбассе на громадном коли-
честве об’ектов. Восстанавливается одно-
временно свыше 200 шахт, сооружаются
новые шахты и предприятия, возрожда-
ются и благоустраиваются города и по-
сёлки. Уже сдано свыше полутора мил-
лионов квадратных метров жилищ для
горняков, столовых, больниц, клубов и
других бытовых зданий. На шахтах вос-
становлено около миллиона кубических
метров производственных зданий и соору-
жений. =
Естественно, что грандиозный размах

дней назад я вернулся из
Донбасса, где TPOBR с0 своими сослу-
живцами свыше месяца; За это время мы
посетили много шахт и подсобных пред-
приятий, побывали во многих учрёжде-
ниях и организациях. Накопились новые,
впечатления, новые мысли, и некоторы-
ми из них хочется поделиться,

На нашем пути постоянно ветречались
развалины,  пожарища, уничтоженные
врагом города и села. Немецкие окку-
панты причинили богатому краю много
бед и горя. 0 страданиях советских людей
Донбасса в немецкой кабале, о разруше-
ниях, произведенных врагом, писалось
уже немало. Но надо увидеть их зоочию,
чтобы всем своим сознанием воспринять
грандиозность ущерба, причиненного
Донбассу немецкими варварами.

Миновало только немногим больше
года, как наш родной Донбасс освобож-
ден от проклятых захватчиков. Еще про-
должается война. А как много уже про-
делано в освобожденных районах! На та-
кие большие дела способен только совет-
ский народ. Сколько инициативы, наход-
чизоети, изобретательности проявляют в
деле восстановления угольного Донбасса
инженеры, техники, стахановцы-горняки!
Результаты их творческой деятельности
видны всюду. Разработаны и освоены
оригинальные споеобы под’ёма тяжелых
металлических конструкций и ферм. Из
отдельных разбитых частей собраны
под’ёмные машины и компрессоры. До-
вольно широко используются местные
материалы для покрытия крыш и других
нужд.

Сейчас восстановлено около 100 отно- лебедок.
сительно небольших основных шахт. За- и подземные
ново построено много мелких и средних   пример, шахта
шахт. Добыча-угля в бассейне растет с шахта № 13-бис,
каждым месяцем, с каждой декадой. Это В
только начало. Восстановительные работы  ные работники дебатировали вопрос: сле- :

Несколько

бует множества рабочих рук. Веюду
встречаешь женщин-работниц, которых
в Донбассе сейчас, пожалуй, больше, чем
мужчин. Нередко женщины работают на
местах, где раньше были мужчины. Жен-
щине в восстановлении Донбасса принад-
лежит большая и почетная роль, а в на-
чальный период восстановления ей при-
надлежала даже ренающая роль. В Дон-
бассе многое делаетвя, чтобы на месте раз-
решить сложную проблему обеспечения
шахт необходимым количеством квалифи-
цированных рабочих. Но в этом отноше-
нии нужна еще большая помощь.
Знакомство с восстановленными шах-
тами позволяет утверждать, что их общий
облик лучше довоенного. Кругом чисто,
опрятно, культурно. Технологический
процесс также улучшен. На всех участках,
действуют

ных молотков, больше тысячи

процессы. Таковы,

восстановления угольного Донбасса тре- Il

мость разработать однообразные положе-
ния по проектирозанию, внести организа-
ционные изменения в работу проектных

предложений.

механизмы, тяжелый ручной  ваются коксующиеся угли. Я ознакомил-
труд обычно уже не допускается. Дей- ся примерно с двумя десятками ответ-
ствуют сотни врубовых машин и отбой- ственных нроектов. Однако редко можно
электро- встретить смелые реконструктивные ре-
сверл, сотни конвейерных приводов, око- шения.
10 ста электровозов, десятки откаточных прежняя технологическая схема и преж-
Механизируются и наземные, нее обрудование. При таком
на- ровании
№ 29 имени Сталина,   Чат, например, большегрузные вагонет-
шахта Давыловка в ВИ.

«Сталинугле». А вель еще недавно науч-! сообразно применять наиболее широко.

дует ли восстанавливать шахты сразу ка-
питально? Теперь мы располагаем прове-
ренным опытом: шахты надо восстанавли-
вать сразу только основалельно, только
технически совершенно.

Каждая шахта восстанавливается по
индивидуальному проекту. Большое коли-
чество проектировщиков Донбасса об’еди-
нено в многочисленных проектных конто-
рах. Проектировщики проявляют немало
находчивости и изобретательности. дни
предлагают наилучшие решения задач—
как максимально быстро возродить дея-
тельность той или другой шахты, как
совместить восстановление с необходимой
реконструкцией и в то же время исполь-
зовать всё уцелевшее и представляющее
ценность оборудование, материалы и т. д.
роектные организации дают иногда даже
научные обобщения. В этом отношении
надо отметить ряд удачных работ «Ро-
стовуглепроекта» по восстановлению, на-
пример, копров, шеек стволоз и т. д.

Проектные организации выполняют
большую и ответственную работу. Однако
проектировщики нередко подчиняются
неоправданным требованиям эксплоата-
Ционников и соглашаются на весьма
упрощенные решения. Назрела необходи-

организаций.

Сильной помехой в восстановлении
Донбасса может оказаться боязнь смелых
Это особенно относится к
восстановлению крупных шахт, где добы-

Преимущественно сохраняются

проекти-

только немногие шахты полу-

Между тем последние уместно и целе-

зывает состояние подземного хозяйства
угольного Донбасса. Ведь по существу
при восстановлении наземных шахтных
сооружений не встречается каких-либо
чрезвычайных проблем или исключитель-
ных трудностей. Работы здесь можно
вести сразу на широком фронте с уча-
стием большого количества рабочих невы-
сокой квалификации. Иное положенйе в
подземном хозяйстве, где к тому же и
0б’ём предстоящих горных работ грома-
ден. Б результате немецкого нашествия
почти все шахты Донбасса оказались за-
топленными, подземные выработки места-
ми перевалены, крепь в них обветшала.

В моменту освобождения Донбасса от
вражеской оккупации в шахтах бассейна
скопилоеь около 350 миллионов кубиче-
ских метров воды при нормальном прито-
ке в 35 тысяч кубических метров за час.
Протяженность горных выработок превы-

шала до войны 4 тысячи километров.
Повсеместно восстановление поверхности
шахт значительно опережает работы по
откачке воды и по восстановлению выра-
боток. Таким образом, теми подземных
работ определяет сроки восстановления
всей шахты. Это указывает на необходи-
мость усиления внимания к горным рабо-
там.

В настоящее время из шахт бассейна
откачено свыше 60 миллионов кубиче-
ских метров воды, считая и поетоянный
суточный приток. Откачка производилась
и производится разнообразными средст-
вами — горизонтальными насосами, ски-
пами, эрлифтами, подвесными вертикаль-
ными насосами и т. д. Творческая мысль
советских людей вносит и в это дело мно-
го инициативы, изобретательности. На ря-

точно высока. Помимо общего увеличения
числа рабочих в бассейне, надо лучше ор-
ганизовать труд, использовать излишки
рабочей силы, образующиеся в отдельных
звеньях. Насколько велики эти излишки,
показывают следующие примеры. На по-
грузке угля в железнодорожные платфор-
мы из люка бункера на шахте «Комсо-
мольская правда» ставится шесть рабо-
чих. На шахте № 6 — Максимовка («Во-
рошиловградуголь») с добычей в 200
тонн за сутки одним только надзором за-
нято более 20 человек:

Чем скорее будут устранены эти недо-
статки, тем быстрее развернется зосста-
новление угольного Донбасса, повысятся
размеры добычи угля. В бассейне накоп-
лен богатый и разнообразный опыт вос-
становления шахт. И мне представляется
целесообразным и своевременным прове-
сти в ближайшее время в Донбассе широ-
кую научно-техническую конференцию.
На этой конференции должны быть об-
суждены и разрешены большие и важные
для Донбасса вопросы.

To, что уже сделано для зосстановле-
ния крупнейшего угольного бассейна
страны, убеждает в том, что. Донбасс будет
возрожден на высоком техническом уров-
не в установленные сроки и скоро станет
снова могучей топливно-энергетической
базой Советского Союза.

Е победоносному окончанию войны
угольная промышаеннесть СССР выйдет
значительно окрепшей в своей техниче-
ской основе и возросшей по своей про-
изводственной мощности. Созданные на
Востоке страны новые центры угольной
промышленности за время войны значи-

специальные штольни. На шахте «Крас-
ный Профинтерн» создана автоматически
действующая замерная станция системы
инженера Фомичева.

Все же в мощных шахтах крутого
падения откачка воды производится от-
носительно медленно. Об’ясняетея это
тем, что Донбасс пока не располагает
достаточным количеством подвесных вер-
тикальных насосов. Наши заводы только-
что приступили к их выпуску. Крайне
необходимо, чтобы отправка подвесных
насосов в Донбасс была всемерно ускоре-
на. Качество насосов и моторов к ним
должно быть значительно улучшено.

Остановимся на самом  трудоемком
участке восстановительных работ — на
подземных  выработках. В настоящее
время восстановлено свыше 300 кило-
метров горных выработок. Под землей,
таким. образом, остается еще громадный
0б’ём работ. Основная трудность заклю-
чается в том, что фронт подземных работ,
естественно, весьма невелик, механизиро-
вать эти работы удается лишь в слабой
степени. Чтобы ускорить восстановление
выработок, надо вести их одновременно
из нескольких пунктов и по возможности
сокращать прежнюю сеть выработок. По
предварительным проектным данным,
можно без ущерба сократить до 30 про-
центов протяженности существовавших
выработок Донбасса.

Ряд соображений возникает в отноше-
нии коксующихся углей, добыча которых
Отстает от потребностей металлургии.
Длительное изучение — этого вопроса
приводит к выводу, что необходимо
осуществить ряд мер:  дополнитель-
но строить ередние шахты на участках

де шахт проводятся ценные мероприятия,

с коксующимися углями; реконструиро- тельно увеличили добычу и намного пре-

выдвинутые и разработанные местными
силами. Особого внимания заслуживает
опыт работников шахты ОГПУ комбината
<«Ростовуголь», где большое количество
воды  откачивается через вертикальный
ствол с применением своеобразной систе-
мы насосов. На некоторых шахтах

высили довоенные уровни. Уже полностью
восстановлен Подмосковный угольный
бассейн. Быстро и Успешно восстанавли-
зается угольный Донбасс. После тяжелых
испытаний войны советская угольная
Как идет работа, на восстановленных п промышленность снова готова к выполне-
уже эксплоатируемых шахтах? В сожале-  нию огромных народнохозяйственных

вать шахты, в которых добываются коксу-
ющиеся угли; проектировать глубокие
мощные новые шахты; усилить обогати-
тельное дело в бассейне и расширить гам-
му углей для коксования.

комбината «Воролриловградуголь» для

Естественно, что большой интерес вы-

отвода притока воды использованы

нию, мощности осваиваются обычно мед-   задач, выдвигаемых растущей индуст-
ленно, производительность труда недоста-   риальной мощью Советского Союза.