р АЗИИ И ee Een gy ee

СУББОТА, 4 НОЯБРЯ 1944 г. № 263 (8565) 3

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ`ТРУДЯЩИХСЯ-СССР 3

К событиям в Иране

29 января 1942 годе иранское прави-
тельство поднисало, правда не без коле-
баний и раздумий, договор о союзе с Co-
ветским Союзом и Великобританией. До-
говор явилея поворотным пунктом в поли-
тике Ирана. С подписанием этого догово-
ра Иран вступил на путь тесного сотруд-
ничества с союзниками в войне против
гитлеровской Германии.

Установление союза Ирана с Советским
Союзом и Великобританией знаменовало
собой полное банкротетво антисоюзничес-

Шульц, Раданович, Гамотта и другие соз-
дали в Иране разветвленную сеть шпион-
ских и диверсионных организаций. Франц
Майер и Шульц организовали партию
«Меллиюн» («Националист»), в которую
вошли реакционные, профашистские эл6-
менты страны. Партия ставила целью под-
нять восстание кашкайских и бахтиарских
племен на юге страны, совершить государ-
ственный переворот, нанести с тыла удар
но союзникам, открыв свободный путь для
вступления немецких войск в Иран через

должен получить отказ на ввое предложе-
ние о нефтяной концессии в Северном
Иране, несмотря на выгодные для Ирана
условия? Как мы видели, иранское прави-
тельство охотно предоставляло кенцессии
также американским компаниям. Вроме
того, иранское правительство в течение
этого года вело переговоры 6 представи-
телями американских и английских комиа-
ний 0б условиях предоставления им кон-
цессий на юге Ирана. Но достаточно было
сделать Советскому Союзу заявление о

кой и антисоветской внешней политики   Кавказ. С разгромом армий на Кавказе   желаний получить концессию на севере

бывшего шаха Ирана Резь Пехлеви, про-
тиворечившей коренным национальным
интересам самого Ирана.

Созетекий Союз неизменно осуществлял
в отношении Ирана дружественную поли-
ТиБу и содействовал его развитию как
самостоятельного и независимого госу-
дарства. Имея с Ираном границу протя-
жением в 2.600 км, к которой примыкают
важнейшие нефтеносные районы страны,
Советский Союз, естественно, озабочен
тем, чтобы Иран не
качестве плацдарма для деятельности
враждебных ему сил. В соответствии с
этим СССР не только сочувствовал, но и

содействовал борьбе Ирана за экономи-
самостоятель-
ность. Он впервые отказался от неравно-
правных договоров, навязанных Ирану, и
признал принции равенства и уважения

ческую и политическую

был использован в

планы гитлеровской агентуры петерпели! Ирана, как правительство Саеда приняло
крах. Тогда они решили перейти к дивер-   немедленно отрицательное решение, не по-
сионной и террористической деятельности.  желав даже ознакомиться с условиями
Диверсанты и шпионы, однако, были раз-   предлагаемой концессии. Иранская газета
облачены и арестованы, «Дад» в статье «Политика равновесия»
С разгромом. организации «Меллиюн»   пишет: oe -
деятельность реакционных профашиетски  © «Принцип равновесия был нарушен уже
настроенных элементов не прекратилась.  при выдаче концессий на эксплоатацию
Они продолжают влиять на политическую   Нефти в Южном Иране. Затем он систе-
зизнь Ирана. До сих пор ИХ ВХЯНИ   ми портит, зорговме, по.
OF psa ee. a колебаниях ура ЕВЫШНОН литические и другие отношения Ирана с
политики Прана, в особенности, политики   СССР, В настоящее время правительство
нынешнего правительства, возгаавляемо-  и меджлис также ведут одностороннюю
го Саедом. политику, сторонники которой занимают
Выдавая себя за друга Советского Co-  все. важные государственные . посты.
юза и’ сторонника искреннего сотрудни-  ТОЙ политикой об’ясняется то, че все
чества с союзниками, Саед на деле прояв-  го Ирана были без всякой задержки ут-
ляет явное лицемерие и двурушничество.
Достаточно привести следующие факты,

верждены, хотя среди них б очень
много сомнительных, в то время как
мандаты некоторых депутатов Северного

показывающие, насколько расходятся

ых прав Ирана, в соответетвйи 6   91° 3

тн полнее установил свои Действия Саеда с его заявлениями и заве-  Ирана отвергнуты, а утверждение дру-

Ботор р у СССР   рениями. гих мандатов недопустимо затягивается.

отношения и с другими странами. а даные когда хо кили Склонность правительства к односторон-
> апример, происхох ней политике особенно ясно проявилась

содействовал борьбе Ирана за отмену ре-
жима капитуляций, установление само-
стоятельных тарифов, введение монопо-

лии внешней торговли и т. д.

Охнако эта дружественная политиБа
Советского Союза в отношении своего со-
седла не всегда встречала должное понима-

ние со стороны правящих кругов Ирана.

аресты участников организации «Мел-
лиюн>, Саед упорно сопротивлялся прив-
лечению к ответственности и наказанию
этих гитлеровских агентов. Неоднократ-

сейчас при решении вопроса о нефтяной
концессии».
Этим именно об’ясняется тот факт, что

ные устные и письменные представления
союзников 0 необходимости принятия
решительных мер в отношении т
ных профашистских элементов, соверша»

вокруг Саеда об’единилиеь все реакцион-
ные элементы и что наиболее горячим
его приверженцем оказался небезызвест-
ный Сеид-Зия-Эл-Лин- человек, который
давно сделал своей профессией торговлю

Вчера Председатель Президиума Верховного Совета СССР товарищ М. И. Калинин вручил ордена и медали награжденным.
На снимке (слева направо): матери-героини: колхознина колхоза «Верный путь» Тетюшского района Татарской. АССР
К. И. Зотова и колхозница колхоза «Трудовик» Кингисеппского района Ленинградской области Ф. Н. Филиппова, дважды Герой
Советского Союза гвардии полковник С. Ф. Шутов, мать-героиня колхозница- колхоза Кзыл-Байрак Дубьязского райо-
на Татарской АССР М. А. Биктимирова, Герой Советского Союза — старший лейтенант И. Ф. Тахтаров, гвардии сержант
И. А. Заулин, гвардии старшина И. Д. Морозов. = Фото Н; Петрова.

Советская Прибалтика накануне 27-й годовщины
Велиной Онтябрьской Социалистической Революции

После завершения борьбы за об’единение /Трудящиеся Эстонии 5 Могучий народный под’ём

ющих дизерснонные акты и нарушающих честью и независимостью своей родины

страны и утверждение её политической

независимости Реза шах стал преводить
в отношении СССР все более и более
неприязненную политику. Во внешней по-
литике иранского правительства HaMe-
чается тенденция к отчуждению Ирана от
Советского Союза, к нарушению сложив-
шихся между ними тесных экономических
и культурных связей. Оживленные торго-
вые связи с Советским Союзом постепен-

но ослабляются, во вред экономическим
его
советские
хозяйственные и культурные учреждения
в Иране по требованию иранских властей
были закрыты, лица, лойяльно относящи-
еся & СССР, стали подвергаться преследо-
званиям. Иранское правительство начина-
ет нарушать обязательства, принятые им
по договорам и соглашениям. В частно-
сти, согласно ст. 13 договора 1921 года
обязалось не

интересам самого Ирана, особенно

северных провинций. Многие

иранское правительство

бесперебойную работу транспорта и телег-
рафно-телефонной связи,  оставлялись
правительством Саеда без последствий.
Чица, занимающиеся массовыми хищени-
ями военных грузов, оставались  безна-
казанными, хотя

бождены.

передавать иностранным государствам И рассматривать иначе, как уклонение от

их гражданам территории бывших рус-
ских коннессий в Иране, добровольно и
безвозмездно уступленных Ирану по ука-
занному выше договору. Эта оговорка
была продиктована интересами безопас-
ности Советского Союза, поскольку тер-
ритории концессий располагались непо-
средетвенно у`его южных границ. Однако
иранское правительство = неоднократно
нарушало это условие договора. Так, нап-
ример, в 1921 году иранское правитель-

выполнения обязательств, принятых Ира-
ном по союзному договору.

Лицемерное и недружелюбное отноше-
ние
явилось. в решении, принятом возглавляе-
мым им кабинетом по вопросу о предо-
ставлении Советскому Союзу нефтяной
концессии.

В сентябре месяце Заместитель Народ-
ного Бомиссара Иностранных Дел тов.
Кавтарадзе передал Саеду предложение

ство предеставило американской компа- советского правительства о предоставае-

нии «Стандарт ойл» нефтяную  концес-

нии СССР нефтяной концессии на севе-

сию з пяти северных провинциях Ирана ре Ирана. Премьер Сзед в беседах с тов.

(Азербайджан, — Гилян, Мазандеран,
Горган и Хорасан), где ранее находи-
лись ‘русские концессии. Эта вон-

цессия была аннулирована в

нарушения компанией

договора. В 1923 году иранское прави-
предоставляло нефтяную кон-

тельство

компании
года иранский меджлис утвердил концес-
сию американской компании «Делавар»
в восточной и северо-восточной частях
Ирана. Бонцессия захватывала часть
территории бывших русских концессий.
Вонцессия не была ры самой
компанией. В марте 1939 года меджлис
утвердил договор с голландеким общеет-
вом «Альгемейне Эксплорацие» на пере-
дачу последнему права изысканий и
эксплоатации нефти в северных провин-
иях Ирана, включая часть бывитих тёр-
риторий русских концессий. Причем
граница северного участка концессии
проходила в десяти км от берега Кас-

пийского моря. Несмотря на законные
протесты советской стороны, иранское
правительство отказалось расторгнуть

договор с голландским обществом. Вон-
цессия была аннулирована только в на-
чале 1944 года. Охотно привлекая кон-

Кавтарадзе высказал благоприятное отно-
шение Е этому предложению и обещал
оказаль со своей стороны всяческое содей-

силу   ствие. Однако, спустя некоторое время
концесспонного   возглавляемый им кабинет вынес реше-
ние отложить обсуждение этого вопроса
на послевоенное время, не пожелав даже
цессию на севере Ирана американской  выслушать и рабемотреть предлагаемые
«Синклер». 16 января 1937   советской стороной условия. Это реше-

ние Саед мотивировал необходимостью вы-

ждать, когда экономическая ‘и полити-
ческая обстановка станет яснее. Но в ка-
ком отношении международная политиче-
ская обстановка кажется правительству
Саеда неясной? Почему нужно выжидать
прекращения военных действий, когда
территория Ирана находится вне войны?
Каким образом современная обстановка
может препятствовать подготовке более
широких экономических связей Ирана ¢
дружественной соседней страной в пос-
левоенное время?

Ясно, что решение правительства Сз6-
да вызвано не неясностью современной
обстановки, но недоброжелательным отно-
шеняем к Советскому Союзу.

В основе этого решения лежат те же

мотивы, которыми определялась враждеб-  тории согласно союзного договора, в Ира- жения, которое готовили ему немецкие

ная СССР и, вместе с тем, глубоко вред-
ная для интереёов самого Ирана полити-

иранское правительство как союзник Co-

грузов, иранскими властями. были 0сво-

Отношение правительства Саедь к во-
просам борьбы с гитлеровской агентурой
и обеспечения бесперебойности движения
вовнных грузов и сохранности их нельзя

зеда к Советскому Союзу ярко про-

в интересах своих иностранных хозяев и
который в течение двадцати лет не ре-
шался появиться в Иране. В своей кри-
кливой газете «Разд» он возводит реше-
ние правительства Саедане предоставлять

совершенно ясно, что   концессии до окончания войны в <патри-
отический подвиг». Но что может быть   ской социалистической революции. В эти
ветского Союза и Англии должно быть   натриотичного в отклонении предложения,   предпраздничные дни население городов и
заинтересовано в бесперебойности транс-
портирозки грузов ив обеспечении их кую экономическую основу для дружест-
сохранности, поскольку они прехназначе-
ны для снабжения армии союзной страны,
ведущей борьбу против общего врага —   действовать развитию
гитлеровской Германии. Более того, мно- галетв северных районов,
гие преступники, задержанные при порче   заработков населения,
телеграфно-телефонных линий и хищении   нансов и благосостояния Ирана? Следует Этому здесь удалось в более короткие,
сказать, что широкие pyre иранской   Чем в других местах республики, сроки
общественности понимают, ‘что решение   Восстановить промышленность. Сейчас в
кабинета Саеда продиктовано отнюдь не
патриотической заботой о_незавиеимости
Ирана, а давлением и влиянием врагов
напри-

которое могло лишь создать более широ-

седним с ним союзным государством, с0-

советско-иранской дружбы. Так,
мер, газета «Ажир» пишет:

< СССР, забывают, что только благода-
ря новому строю в СССР была сохранена

висимости. Эту дружбу

концессиями».
Ряд иранских газет указывает,

в котором указывается,

ления, ни огорчения, так как Иран являет-
ся независимым государством. Но на не-
зависимость Ирана никто и не покушает-
ся, когда дело идет о нефтяной концес-
еии для Советского Союза на севере Ира-
на. Газета Сеид-Зия-Эд-Дина деликатно

территории войск другого государства
без какого-либо договора с Ираном. Как
известно, кроме советских и британских
войск, находящихся на иранской терри-

не находятся также американские войска,
но эти войска пребывают там вовсе без

цессионеров других стран, иранское пра-  ка Реза шаха, которую Саед, в качестве договора с иранским правительством.

вительство всячески   препятствовало
деятельности советско-иранского акцио-
нерного общества «Кевир Хуриан», орга-

его посла в Москве, ревностно осущест-
влял. В Советском Союзе не могут рас-
сматривать подобное поведение премьера

низованного для разведки и добычи  Саеда и возглавляемого им правительства,
нефти в районе Семнана. иначе как проявление влияния тех реак-
Осуществляя в носледние годы перед! ционных иранских элементов, которые

войной все более враждебную политику
в отношении СССР, иранское правитель-
ство взяло курс на сближение с гитлеров-
ской Германией, желая, повидимому, ис-
пользовать ее в качестве противовеса Co-
ветскому Союзу и Англии. На деле, однако,
гитлеровская Германия использовала Иран
в своих захватнических целях. Гитлеров-
ская агентура буквально наводнила Иран
под видом «специалистов», ‹представите-
лей торгово-промышленных фирм», <со-

ветников», «туристов» и т. д. Видные уже обширную нефтяную концессию на Ирана.

агенты немецкой разведки Франц Майер,

стремятея всеми мерами воспренятетво-
валь сближению между. СССР и. Ираном,
расширению политических, экономических
и культурных связей между ними.
Правительство Саеда пытается сослать-
ся на то, что оно руководетвуетея прин-
ципом равновесия и что оно одинаково
отнесловь к предложениям СССР, Англии
и США о предоставлении им нефтяных
концессий. Ho эта ссылка не является
убедительной. Как известно, Англия имеет

юге Ирана. Почему же Советский Союз

«ААОЕЕИТРЕАИРАТОЗААЕНАЕНВЕТВААНИИИНОНОЛУНН

Колхозы Ленинградской и Витебсной областей досрочно выполнили
свои обязательства ;

ЛЕНИНГРАД, 3 ноября. (ТАСС). 3a-
вершив Е 15 сентября план хлебозагото-
вок, колхозы Ленинградской области до-
срочно выполнили взятое Ha себя сопи®-
листическое обязательство — к 1 ноября
вдали сверх плана 116.600 пудов хлеба.

ВИТЕБСЬК, 3 ноября. (ТАСС). Еолхоз-
ники Витебской области обязались едать
в фонд Красной Армии 60 тысяч пудов
хлеба. Это обязательство выполнено до-
срочно. В 1 ноября на заготпункты до-
ставлено 65 тыслч пудов хлеба в фонд
Красной Армии.

Занятия в Белорусском государственном медицинском институте

МИНСК, 3 ноября. (ТАСС). Приступил к ! Начали заниматься свыше 1.000 студентов-  лыкского района Ростовской области полу-
работе в родном городе первый Белорусский   Среди них много партизан и инвалидов чили по 147,5 килограмма меда с улья.

государственный медицинский  институт.  Отечественной войны.
Г ®

=

ко из колхоза имени Политотдела

Следует сказать, что широкие круги
иранской общественности понимают, что
премьер Саед пытается толкнуть страну
на вредный путь ухудшения отношений
с соседним союзным государством, при
содействии которого Иран приобрел свою
политическую самостоятельность и неза-
висимость. 06 этом свидетельствуют рез-
кие выступления иранских газет‘ против
Caeqa и массовые митинги и демонстра-
ции в Тегеране, Тавризе, Исфагани, Репг-
те и других городах с требованием немед-
ленной отставки кабинета Саеха. Широ-
кие круги общественности требуют смены
правительства Саеда, так как понимают,
что продолжение проводимой им полити-
ви наносит серьёзный вред. интересам

И. СВЕТЛОВ.

Совещание пчеловодов
в Наркомземе СССР,

Вчера, 3 ноября, в Москве открылось
совещание лучших пчеловодов страны, соз-
ванное Наркомземами СССР и РСФСР. За-
ведующие колхозными фермами, пасечни-
ки, зоотехники, научные работники подели-
лись опытом, накопленным в области пче-
ловодства за последние годы. Среди при-
сутствующих — знатные пчеловоды Фера-
понт Головатый, орденоносец Миляев, Куп-
рина, Рева и другие, добившиеся наиболее
высокой продуктивности колхозных пасек.
Так, пасечники С. М. Рева и М. С: Петрен-
Егор-

Совещание продлится несколько дней.

венных отношений между Ираном и 60-

естественных бо- :
увеличению Пая из
укреплению фи-

«Эти господа, подрывая нашу* дружбу

наша независимость... Дружба с нАодами

Р — порука нашей свободы и неза-
необходимо
укрепить договорами и экономическими

что
премьер Саед стал орудием реакции, что   сии
реакционеры толкают его на проведение
реакционной недружелюбной к Советско-
му Союзу политики, что он стал послуш-
ным инструментом в руках Сеид-Зия-Эд-
Дина и стоящих за его спиной реак-
ционных клик, которые не имеют ничего
общего с действительным иранским пат-
риотизмом. Чувствуя, как видно, слабость пуском восстановленных предприятий и
поддержки‘ со стороны широких кругов
Ро общественности, Сеинд-Зия-Эд-
ин прибег к следующему трюку. Он
опубликовал в своей газете «Разд» с00б-
щение о том, ` что американский посол в
Иране направил премьеру Саеду письмо,
что решение   пойдёт
иранского правительства не предостав-
лять концессии до окончания войны не
вызовет в американских кругах HU coma-

обходит, однако, молчанием вопрос о том,
как увязывается с суверенитетом и неза-  Ео-фашиетского ига, свободно и радостно
висимостью Ирана факт пребывания на его   будет праздновать 27-ю годовщину Вели-

„  государственность и подлинную независи-

В. ЛАЦИС

Председатель Совета Народных Комиссаров Латвийской ССР

вать им квалифицированную медицинскую
помощь. Артисты Говударственного дра-
матического театра и театра оперы и Oa-
лета организовали охрану этих храмов
культуры и тем самым обеспечили воз
можность быстро возобновить работу те-
атров.

В сельском хозяйстве ‚восстановлено
уже 37 МТС и 195 машино-конно-прокат-
‘ных пунктов, которые оказывают помощь
крестьянам в уборке урожая и осеннем
севе.

Весьма важным шагом . правитель-
ства Советской Латвия после освобож-
дения территорий республики было pH
нятие закона о зёмле. Этим важней-
шим решением ликвидируются послед-
ствия немецкой оккупации, латвийский
крестьянин восстанавливается в своих
правах. У батраков и малоземельных, полу-
чивитих землю от советской власти в 1940
п 1941 годах, эта земля е приходом нем-
цев была отобрана, а сами крестьяне пре-
вращены в полурабов крупных землевла-
дельцев. Эта несправедливость теперь
ле освобождения с огромным энтузиаз- ликвидирована. Латвийский трудовой кре-
MOM взялись за восстановление разру-  стьянин опять стал хозяином сво-
шенных дорог, железнодорожных путей И  ей земли. Правительство оказывает
мостов, ‘за приведение в порядок своих большую помощь наделенным землей, от-
городов и сёл. В предельно короткий срок пуская лесоматериалы и денежную ссуду
были построены мосты через Западную  для возведения построек и приобретения
Двину в городах Даугавниле и Круст- сельскохозяйственного инвентаря и скота.
пиле. Отремонтированы школы в 06вобо-  Могучий трудовой под’ём, с каким лат-
ждённых городах и уездах — с 1 октября  вийский народ взялся за восстановление
началел новый учебный год и сотни тысяч   разрушенного хозяйства, могучий порыв
детей посещают школы. Восстанавли- бозидания служат порукой тому, что с
вается сеть лечебных заведений. этой задачей мы справимся в Короткий

б большой любовью отнеслись работни-   РоК. Мы не одни в этом деле — с нами

весь великий советский народ, всемерно
ки культуры к своим школам, больницам, ая нам. C ба хо жать
библиотекам и театрам. Директор пре- a a a

5 4 това вий-
красной больницы Врасного Креста в Ри-  Товарищ Оталин, заботу которого 21

те отстоял больницу в роковой чае, когда  ИИ Народ чувствует каждый день, и это
немецкие фашисты хотели её сжечь. Уже а о на новые и новые тру-
в первый день освобождения города боль- A a

ница могла принимать раненых и оказы-  гор. РИГА.

1OMOCGAIICA K npaz0nUuKy

ТАЛЛИН, 3 ноября. (По телеграфу). С
огромным под’ёмом - готовится эстонский
народе 27-й годовщине Великой Октябть-

Более трех лет Советская Jarsus
находилась под игом немецкой окку-
пации. Это был самый мрачный период в
истории латышекого народа. Свирепый
террор немецких . фашистов, направлен-
ный против лучших людей молодой со-
ветской республики, оставил после себя
глубокие следы в виде огромных клад-
бищ во многих районах страны. В Дау-
гавпилсе- гитлеровцы убили около 125
тысяч человек, в Риге — свыше 100
тысяч. А если сосчитать всех, кого окку-
панты уничтожили в Латвии, получится
зловещая цифра. Громадный ущерб на-
несен народному хозяйству Латвии. На-
ша республика на протяжении трёх с
лишним лет подвергалась самому не-
обузланному ограблению.

Отступая под сокрушительными ’уда-
рами героической Красной Армии, гит-
леровские бандиты в звериной злобе ста-
рались ‘уничтожить, сжечь и взорвать
все’ то, что OHH не могли 3axBa-
тить с собою.

Граждане Советской Латвии сразу пос-

сёл Эстонии вновь переживает радость
своего ‘освобождения от фаптистекого ига.

Полнокровной жизнью живет эстонская
столица — Таллин. Гитлеровцы, под уда-
рами Красной ‘Армии поспешно отету-
города, не смогли нанести
ему особенно тяжелых разрушений. По-

Таллине работают свыше 100 промышлен-
ных предприятий, выпускающих много
продукции для фронта и’ сотраны. В
канун праздника на таллинских заво-
дах и фабриках развернулось предоктябть-
свое социалистическое соревнование. Ра-
бочие, инженеры, техники участвуют в.
соревновании —е большой активностью,
повышая ироизводительность труда и пе-
ревыполняя нормы. Здесь выявилось уже
немало ударников и’стахановцев. На, тор-
жественных собраниях и митингах, по-
священных годовщине Октября, будут от-
мечены успехи передовиков соревнования.

Еще до освобождения Таллина на сес-
Верховного Совета Эстонской ССР
был принят закон о возвращении крестья-
нам земли, отнятой у них немецко-фа-
шиетекими захватчиками. Теперь эта ра-
бота уже развернулась.

В Таллине и других эстонских городах
празднование годовщины Октября прой-
дёт торжественно и будет ознаменовано

нультурных учреждений. В праздновании
примут участие делегаты Эстонского кор-
пуса Врасной Армии и моряков Ёрасно-
знаменного Балтийского флота. 6 ноября
в Таллинб открывается оперно-драмати-
ческий театр. Первым спектаклем сезона
опера  Чайковокого  <Евгений
Онегин».

Возрождается Советская Литва
Ю. ПАЛЕЦКИС основанная в 1941 году при советской
Председатель Президиума Верховного власти. Открыты 4 гимназии и 30 на-
Совета Литовской ОСР чальных школ для взрослых. 1 октября
вентарем, лесным материалом для по- учебный год начали 2.025 ‘начальных и

средних школ, в которых учатся 280.000
строек и денежными ссудами. Передел зем-
ди сейчас в самом разгаре. учеников. Открыто 15 домов культуры,

210 клубов и читален, 213 библиотек
Многое сделано по восстановлению про-   54 музея, - (Все: эти цифры нае
мышленности. Рабочие каунасского ме-  лишь к 14 уездам, которые были осво-
таллургического завода «Нерис» не толЬ- бодлены ранее).
ко сами восстановили свое предприятие,

4 Открылся театральный сезон в Виль-
но и помогали восстановлению ряда дРУ-  нюсе, Каунасе, Марнамполе и Паневежи-
гих заводов, а также постройке каунас-

се. Развернула свою работу Государ-
ских мостов на месте взорванных в ственная филармония, закрытая при нем-
a Благодаря re рабочих «Нерис»   пах. Большим успехом пользуютея гаст-
ыли пущены в Чаунасе водопровол И  толи государственных хуложествен
вественных
электростанция. В Каунасе уже к началу get ano

ансамблей, которые возникли в пернод
октября ‘работали 117 промышленных эвакуации и теперь возвратились на ро-

предприятий. ДИНУ.

В Вильнюсе к началу октября было Освобожденный литовский народ’ полу-
пущено в ход более 50 промышленных чит возможность полностью ВЕЛЮЧИТЬСЯ В
предприятий. борьбу советских народов против немец-

Большие разрушения произведены нем- ких захватчиков. Молодёжь, долго и унор-
цами в коммунальном хозяйстве. Почти! по скрывавшаяся от немецких мобилиза-
повсюду взорваны водопровод И электро-  ций с энтузиазмом влилась в ряды
станции, В Вильнюсе водопровод-в основ- красной Армии. Во вновь воздан-
ном уже восстановлен, но его работу тор-  ных литовских частях Прасной Ар-
мозит. пока недостаток электроэнергии. ини боевую подготовку проходят много-
На-днях вблизи Вильнюса начинает рабо- численные кадры новых знтовеких воинов.
тать небольшая электростанция, которая Эти новые кадры литовских воинов так
будет снабжать город электричеством. Уже же, как и старые, обстрелянные литовские
восстановлено 60.000 кв. метров жилой бойцы, рвутся в бой, чтобы принять ак-
площади, из них 42.000 в Вильнюсе. Вос- тивное участие в окончательном разгроме
остановлено несколько мостов через реки   немецких оккупантов, в уничтожении фа-
Ерасной Армии-освободительнице, всем Неман и Нерие. В Вильнюсе восстановлено   шистекого зверя в его логове.

народам Советского Союза, в первую оче-  16-000 кв. метров мостовой и 80.000 SB.) Ярким проявлением советского патрио-
редь великому русскому народу, и славит метров тротуаров. тизма литовского народа является прово-
своего вождя и учителя родного Сталина. Эти. успехи, достигнутые в столь Ео- димый сбор средств на поетройкт танковой
Четыре месяца отделяют нас от того   РОТКиЙ срок, стали возможны только бла- колонны «алтрие» (Грюнвальд) и эскад-.
радостного дня, когда началось освобож- Годаря труховому энтузиазму рабочих и рильи «Советекая Титва», начавшийся по
дение Советской Литвы. За это время   служащих. т инициативе рабочих завода «Нерис».
сделано немало по ликвидации послед- Советские органы Литвы  уделяют  Таковы вкратце итоги, с которыми при-
ствий хозяйничания немецких оккупан-  всемерное внимание развитию литов- ходит Советская Литва к 27-й годов-
тов. Немцы отобрали у крестьянекой бед-  ской культуры, национальной по фор- щине Великой Октябрьской социалиети-
ноты землю, полученную ею при совет-  ме, социалистической по содержанию. ческой революции. Перед литовским наро-
ской власти. Первой задачей советской  Началиеь занятия в Вильнюсском и  дом стоят большие задачи в деле ликви-
власти было возвращение земли её закон- Каунасском университетах, которые бы- дации последствий немецкой оккупации.
ным владельцам. На 20 октября по ]ли закрыты немцами. них учат-  Литовский народ уверен, что с помощью
14 ранее освобожденным уездам 22.420  ся уже 2.700 студентов. Открыты два братских советских народов он справится
крестьянских семей получили землю, а  народных университета, в которых зани- с этими задачами. Под знаменем Ленина —
талике рабочий скот и коров. Государ-  маются” 1.700 слушателей. Возобновляет   Сталина трудящиеся Совётской Литвы уве-
ство оказывает им помощь семенами, ин-  свою работу ЧТитовская Академия наук,   ренно идут вперёд, к новым победам.

Вместе со всеми народами СССР, вме-
сте с миллионами советских людей, осво-
божденных Ерасной Армией от немец-

кой Октябрьской социалистической рево-
люций литовский народ.

Только победы Красной Армии спасли
литовский народ от неизбежного уничто-

захватчики, открыто заявлявигие, что их
задачей является истребление литовекого
народа, «создание свободного простран-
ства для немцев». Освобожденный от ига
оккупантов, литовский народ под знаме-
нем Советской Литвы восстановил свою

мость.

В самые тяжелые и темные дни оккупа-
ции литовский народ знал и чуветвовал,
что он не одинок, что с ним все народы
Советского Союза, что за его освобож-
дение борется Ерасная Армия, что о нем
не забывает товарищ Сталин. Именно эта
вера была основой, на которой росло и
врепло партизанское движение в Литве,
превратившееся в истинно всенародное
движение.

Сбылись надежды и чаяния литовского
народа на великую помощь братских co-
ветских народов, без которой его борьба
против немецких захватчиков была бы
безнадежной. И литовский народ сегодня
приносит свою глубокую благодарность

+