Обязательства колхозников и колхозниц

ЕЕ en

EF a ee Be ne eee Е

Воронежской области
Выполнить план поставок картофеля и овощей к 15 ноября,
едать к 25 ноября сверх плана в фонд Красной Армии
16.000 тонн картофеля и овощей

Приближается 27-я годовщина Великой
Октябрьской социалистической революции.
Эту ‘знаменательную дату советский народ
встречает новыми победами нз фронте и в
тылу. Наша героическая Красная Армия
вторглась в Восточную Пруссию. Радостные
‘дни переживает налта, страна.

Воодушевленные историческими победами
расной Армий на фронтах Отечественной
войны, колхозниюи и колхозницы Воронеж-
ской области, единодутино поддерживая при-
зыв украинцев и ярославцев, берут на себя
‘обязалельства:

1. Выполнить план по поставкам карто-

феля и овощей к 15 ноября.

2. Слать в 25 ноября сверх плана в фонд
Краеной Армии 16.000 тонн картофеля и

овощей.

Приложим все нами силы, чтобы выпол-
нить свои обязательства в срок и тем самым
оказать посильную помощь нашей героиче-
ской Красной Армии в ее борьбе за, оконча-
тельный разгром гитлеровской Германии.

Да злравствует налиа героическая Крас-
ная Армия!

Ла здравствует товарищ Сталин!

(Обязательства приняты на собраниях в колхозах области).

Курской

области

я

15.000 -тонн картофеля и овощей

Октябрьской содиалистической революции.
Народы Советского Союза встречают эту
знаменательную дату великими победами на
фронте. и в тылу. Героическая Ираеная Ap-
мия одержала новые грандиозные победы.
Hama войска вступили на территорию Вос-
точной Пруссии. Отважные советские воины
начажи громить кровожадного гитлеровекого
зверя в его собственной берлоге. Близится
‘лень нашей полной и окончательной победы
‘над врагом. Исторические победы Красной

- ‘Арии еще более воодущевляют всех вол-
хозниюов на, самоотверженный труд.
‚ Торя желанием ‘усилить мощь Красной
Армии в решахюлтие лни победы, мы, колхоз-

{Обязатсльства обсуждены и приняты на собраниях в колхозах области)

А ———А—Аа——

Авиастроители—дважды Герою Советского Союза
Алелюхину

Ча аэродроме завода, rae директором
инженер-полюовние т. Журавлев, рядом ©
трибуной стоит самолёт «Лавочин». На

- нем. надпись: «Алексею Алелюхину — ¢T
- работников  авиапромынеленности».

-, Ещё в 1937 толу Алежей Алелюхин
работал слесарем на заводе. В 1938 голу
он перешёл на фабрику, изготовляютщую

— настольные приборы. А затем бориеотлеб-
ская школа летчиков.

С первых пней Отечественной войны до
етоднятинего дня Алелюхин на фронте. Он
участвовал в воздушных боях над Ones-

‚ вой, sammmaz Сталинираи, участвовал в
- боях за Ростов и Таганрог. Он громил нем-
нев на Миус-фронте, пол  Перекотом, В
pooxymmasrx: Gosx ная Севастополем. Сейчас
-юлк. те Алелюхин заместителем юоманяи-
“Da, Bower nag Beerownei- Пруссией. -

37 сбитых немециих самолётов — таков
боевой счёт советского аюса. Семь орденов,
Две медали н лвё золотые звезды украша-
ют PO грудь:

„..На аэродроме рядом ¢ Алелюхиным

- етоит ero мать, Анна Ивановна. Здесь же
директор `Н-ского завода тов. Сахаров,
- лучший  стахановец этого завода тов.
Дубровский, генерал-майоры авпалия Bu-
хорев и Волков, представитель торолекого
комитета Партии тов. Антоненков и дирек-
тор авиазавола тов. Журавлев и ЛР.

Митинг открывает генерал-майор Вихо-
рев. Он предоставляет слово представителю
> Наркомата авиационной промышленности
‚ тов. Сухарфеву, который в краткой речи
раюскавывает о боевом пути Алексея Але-

ОЕ ЕЕ coe

Г Десять матерей идут в Кремль. .

Они пересекают разную площадь и_вхо-
дят в Спасоские ворота. У них счастливые,
совсем молодые глаза. Даже у самой старой
матери, у Марьи Макеимовны Рыжковой из

< города Тулы, —— той, у воторой из десяти
ребят восемь сражаются на фронте...
_ —_ Господи, словно к венцу иду, — улы-
бается всеми морщинами лица Марья Маж-
“@HMOBHa,-— 3a Bes Hani бессонные ночи...
-—— За вею нашт материнекую тревогу, за
вое хлопоты, — вторит-ей горьковская кол-
хознипа Евдокия Павловна Соадалова.

Бойцы почтительно отдают честь.

° „Ордена и грамоты вручает Михаил Ива-
`нович Калинин. С уважением и необыкно-
_ венно тепло жмёт он руку каждой матери-

теронне. Сияют в ясных серебряных лучах
золотые звёзды. Неповторимый орден! Нет
‚ больше тажото ордена. на свете.

— Я знаю, что. значит управлять такой.

больнюй семьей, — говорит М. И. Калинин, —
` много труда, нервов, чувств вложено. Прави-
тельство ценит это, высоко ценит...

М И. Калинин говорит, как это важно,
ценно выходить, вырастить, хорошо воепи-
таль несколько детей, какой это огромный
и благородный труд. И те женщины, кото-
рые сумели это сделать, достойны всенарот-
ного уважения и почёта.

_— Пожелаю вам здоровья и сил, — за-
танчивает Махаил Иванович своё сердечное
слово.

—— Благоларствуйте..; — сльтится в ©т-
вет,

- = Правятельству наттему... дорогому...
спасибо... Такое очастье это!

— Товадищу’ Оталину. нашему... Иосифу
Виссарионовичу... Спасибо! На всю жизнь
aro!

Коротко, трепетно. Каждой хочется ска-
зать много, очень много, ехали сюда — всю
жизнь в памяти перебрали: от первенца 10
послелното литяти, все муки и радости, все
3 тревоги и заботы, и корь, и скарлатину, и
‘первого внука, и проводы на-войну, и мно-
‘тов, мнотое... Но сейчас слов. нет. Блеснула
‘светлая слеза на материнеких ресницах. И

только сльниится тихое, прерывистое

— Влатоларетвуйте...

+) Женщины воволнованы до тлубины cep-
neu. Это самый зрекрасный день в их жиз-

ри, Л® й не ТОЛЬЕО В ИХ. Это вообще вели-

a

SESS ae ЕЕ ЫЫ

„Матери-

ники и колхозницы Курской области, под-
держиваем инициативу колхозников других
областей и берём на себя следующие обяза-
тельства: 4

1. Выполнить план поставок картофеля
и овошей к 15 ноября.

2. Слать сверх плана в фонд Красной
Армии 15.000 тонн картофеля и овощей
к 25 ноября 1944 года.

Да здравствует наша могучая Родина!

Да здравствует героическая Красная Ар-
мия!

Да здравствует наш любимый вождь и
учитель, Верховный Главнокоманлующий
великий Сталин!

у

люхина, 9 том, что ему сегодня вручают
самолёт, на котором он будет беспощадно
громить гитлеровских бандитов. Поеле вы-
‘ступлений тов. Дубровекого и. конструкто-
ра авиазавода тов, Ммдкова взволнован-
ную речь проиеносит мать дважды Героя.
Совелекого Союза Анна Ивановна Алелю-
хина. Она призвала сына отомотить нем-
пам за все их злодеяния, совершенные ими
на советекой земле.

Тов. Сухарев передает т. Алелюхину
формуляр на выпущенный самолёт.

В ответной речи тов. Алелюхин сказал:

— Дорогие товарищи! Боевая маптина.
которую вы приобрели на собранные вами
трудовые деньги, будет беспощално разить
врага. Мие особенно ралостно, что этот
‘бозвой подарок построен тем коллективом.
‘ка предприятия которого работал мой отец,
моя мать и я. Пусть крепнет евязь тыла
и фронта. Да злравствует великая партия
Ленина — Сталина! Да здравствует наш
Верховный  Главнокоманиующий Mapmaa
Советского Союза товарищ Сталин!

На митинте было оглалено ривететвие
от командования военно-воздушных сил
Враюной Армии коллективу авмастроите-
лей, собравшему средетва на боевой само-
лёт, и рабочим, которые ето построили.

По окончании митинга Алексей Алезно-

хин CO своими боевыми товарищами стар-
шим лейтенантом Байковым и старпгям
лейтенантом Твеленевым принимает самолёт,

Завтра самолёт уйдет на Запад, где -бу-
дет ‘наносить сокрушительные удары 00
немецким захватчикам,

героини

кий и прекрасный день. Никогда и нигде
ешё не возносили материнотво на такую вы-
cory.

Прижимая к груди. красные коробочки и
грамоты, отходят матери в сторону, и лица
у них такие, словно видится им красивый
сон. Й губы продолжают улыбаться и что-
то шептать.

А Михаил Иванович Калинин зовёт жен-
щин к столу. Зовёт так просто, словно он
знает давно не только их, но и воех родных
их, всех тех, кого выносили они, выходили,
воспитали.

—-. Аяс вами, — говорит он и садится
в серединку. :

Через несколько секунд весе чувствуют се-
бя в этомобольшом кремлёвоком кабинете
свободно, и за стаканом чая льётея непри-
нуждённый разговор.

—- А раньше-то, в старину, о таком по-
чёте матери и не мечтали, — говорит кто-
то из женщин.

—- Раньше и власть была другая, —
замечает М. И. Калинин:

Й продолжает:

— ...Мдет муж впереди, & жена сзади...
& теперь смотришь: идут рядом, да муж
ешё ребенка тащит. Это лучше веето, это
виднее всего...

Матери довольно улыбаются. И Михаил
Иванович тоже смеётся.

— Мужья у всех живы? — спраши-
вает М. И. Калиник.
— У меня умер, — отвечает Серафима

Васильевна Игнатьева. Она из Ленинграда.
У неё семь сыновей и три дочери. Й ка-
кая замечательная семья! Сын Николай —
полковник авиации, трижды орденоносен.
Сейчас — в Норвегии. О его подвигах пе-
редавали по радио, Сын Александр — май-
ор, дважды орденоносен. Он — в Прусеии.
Прислал недавко матери. весёлое письмо:
«Мама, пе обижайся, не приеду, пока не
буду комендантом города. Кенигеберга. Co-
глаена?» Сын Иван — «ВаАнюшка», как
знобовно называет его Серафима Васильев-
на, гвардии ‘капитан,  афтиллерист,
трижды орденоносен. Четыре раза был ра-
нен. Сейчас — в Румынии, Сыв Моисей —
гопитан, погиб в боях 3a Сталинград. На-
траждён орденом Красного Знамени, орде-

доктора химических

пового Красного Знамени.

ПРАВДА

Sa Se Ee EEE ak a ee

Указ Президиума
Верховного Совета СССР

0 НАГРАЖДЕНИИ
ЧЛЕНА-КОРРЕСПОНДЕНТА АКАДЕМИИ
НАУК СССР БОГОЯВЛЕНСКОГО С, К,

ОРДЕНОМ ТРУДОВОГО
КРАСНОГО ЗНАМЕНИ

За многолетнюю плодотворную работу в
облаюти истории я большие заслуги в деле
зохироведения, в евязи с пятидлесятилетием
научной и общественной леятельноети, на-
традить члена-корреспондента Академии На-

РУ
ук СССР Богоявленского Сергея Жонетан-
тиновича орденом Трудового Красного Зна-
мени.

Председатель Президиума Верховного
Совета СССР М. КАЛИНИН.

Секретарь Президиума Верховного
Совета СССР А. ГОРКИН.
Москва, Кремль. 30 октября 1944 года.

Указ Президиума.
Верховного Совета СССР

( НАГРАЖДЕНИИ ПРОФЕССОРА
КАЦАНОВИЧА Л, А, ОРДЕНОМ
ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ

педагогическую и инженерно-строительную
деятельность, в связи с 70-летием со лия
рождения, наградить ложтофа технических
наук, профессора Кацановича Льва Абра-
мовича орленом Трудового Красного Зна-
мени.

Председатель Президиума. Верховного
Совета СССР. М. КАЛИНИН.

Совета СССР А. ГОРКИН.
Москва, Кремль. 30 октября 1944 г.

Указ Президиума
Верховного Совета СССР
0 НАГРАЖДЕНИИ ПРОФЕССОРА
НАЗАРОВА И, Н, ОРДЕНОМ
ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ

За вылающиеся научные заслуги в обла-  .

сти развития органической химии наградить
наук профессора
Назарова Ивана Николаевича орденом Тру-

Совета СССР М. КАЛИНИН,

Секретарь Президиума Берховноге
Совета СССР А. ГОРКИН.
Москва, Кремль. 80 октября 1944 года.

Указ Президиума
Верховного Совета СССР
0 НАГРАЖДЕНИИ АКАДЕМИКА.
ГЕРМАНА А. П, ОРДЕНОМ
ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ

За многолетнюю плодотворную научную

и педагогическую деятельность в области

горного дела, в связи с 70-летием со ДНЯ
рождения, наградить академика Германа
Александра Петровича орденом Трудового
Краскего Знамени,
Совета СССР М. КАЛИНИН.
Совета СССР А. ГОРКИН.
Москва, Кремль. 31 октября 1944 г.
Автобусное движение между

колхозами
ХАБАРОВСК, 1. (Корр.

2 НОЯБРЯ 1944 г., № 263 (9720)

ЕЕ
= Se Saar 5 ЕЕ.
ЧЕТ ДЕТЕЙ

SEE ae ae tn oases par fae an НВ Ea ee Se

[еченгская область освобождена

3a многолетнюю плодотворную научно-.

«Правды»).

воен. корр. «Правды»). Сегодня войска Ra-
рельекого фронта завершили полное осво-
бождение Неченгской (Петсамской) области
от немецких захватчиков. Сейчас и на пра-
вом фланге великого фронта Отечественной
войны на советской земле не осталось Ни
одного вооруженного гитлеровца.

Тяжелый путь прошли войска Варель-
ского фронта и моряки Северного. флота от
рубежей, с которых они начали свое насту-
пление, до государственной границы. Война
злесь ведется в необычных условиях, Бои
последних дней развертывалиеь то в горах,
тб в болотистой тундре, почти лиженной
дорог. Наступающим приходилось преодоле-
вать горные хребты, форсировать бесчис-
ленные озера и ручьи; пробираться по 0о-
лотам и трясинам, проднраться через почти
непроходимые заросли юго-западной части
Печенгской области. Всё это осложнялось
чрезвычайно изменчивой погодой. Нролив-
ные дожди сменялись колючим снегом, ча-
стыми туманами. Температура то поднима-
лась выше нуля, то опускалась до минуе
10—12 градусов. На море была преимуще-
ственно ттормовая погода, пренятетвовав-
шая высадке десантов и действиям десант-
ных войск.

Тем не менее войска Карельского фронта
и корабли Северного флота уснелтно преодо-
лели весе препятствия, ломали один за дру-
THEM оборонительные рубежи противника,
теснили его всё дальше-и дальше на запад
и, наконец, начисто выптибли из пределов
Печентской области. На северном же уча-
стке советские войска, как известно, пере-
секля границу Норвегии и, громя немецких
захватчиков, значительно . продвинулись
вперед, заняв важные опорные пункты иро-
тивника по южному побережью Bapanrep-
фиорда.

Наше наступление развивалось стреми-
тельно и планомерно. Взломав долговремен-
ную оборону противника, советские войска
с нескольких направлений устремились на
залал. Одновременно корабли Северного фло-
та выюадили несколько десантов на 50бе-
режье и в фиордах. В результате комбини-
рованного ‘удара налии войска овладели го-
‘родом Печенга — центром большюй заполяр-
ной области.

Не задерживаясь, части Красной Армии,
полразделения морской пехоты и десантни-
ки устремились вперел, преследуя против-
ника, опрокилывая его сопротивление Ba

Чужая, холодная река — последний есте-
етвенный рубеж на пути к столице Вен-
‘трии... На голых берегах, окантованных
земляными дамбами, рвутся бесчисленные
снаряды, горят опорные пункты врага.

Вчера в виногралниках у города Кечке-
мет наши бойпы обнаружили сорок трупов
венгерских солдат, которые лежали в ряд,
как шпалы. Выяснилось, что эти солха-
ты — последние оставииеся от ударного ба-
тальона.— отошли за линию железной до-
роги и были расстреляны по приказу коман-
дира 23-Й венгерской пехотной дивизии. А
через два часа этот командир сам был убит,
и. заместитель. его взят в плен. ,

`В обширных гинотрадниках, окружаю-
щих Кечкемет, где крестьяне еще не успели
Убрать урожай, замаскированы немецкие
танки. Они ведут бой до последнего спа-
ряла. Вчера наши артиллеристы 3a Тиссой
сожгли свыше 30 вражеских танков, а лет-
цики сбили в воздушных боях 9 «Мессер-
IIMHTTOB».,

Младший сержант Темиров, скрытно по-
добравшись к врагу через виноградники,
подбил из противотанкового ружья немеп-

КАРЕЛЬСКИЙ ФРОНТ, 1 ноября. (Спец. , промежуточных рубежах, не давая ему ни

уйти, ни организоваль эффективное сопро-
тивление. ‘

Последовательныхи ударами сухопутных
и десантных войск были заняты зажные
опорные ‘пункты вражеской обороны —
Киркенес. Салмиярви, Никель, Нигорд, Ax-
малахти и другие, Бон неренеслись на тер-
риторию Норвегии. Не давая немцам опом-
ниться, настунающие преследовали их вдоль
побережья Варантер-фиорла и заняли ряд
опорных пунктов. В то же время войска
фронта энергично развивали наступление В
юго-западном направлении, освобождая рай-
оны Печенгокой области, еще занятые He-
мецко-фашистокими захватчижами. Искус-
ными манезрами гитлеровцы были выпвыр-
нуты из Маятало, Наутси и других насе-
ленных пунктов, расположенных на террн-
тории области.

Противник неолнократно пытался остано-
вить наступление наших войск, но это ему
ни разу не удавалось. В качестве примера
можно привести бой за Питкаярви. Судя по
сообщениям пленных. неменкие войсжа по-
лучили приказ любой ценой удержать в
своих руках этот населенный пункт, рас-
положенный на важнейшей игоссейной 30-
роге. Используя заранее похготовленные но-
зиции, гитлеровцы оказали отчаянное сопро-
тивление, но все усилия противника оказа-
тись тщетными. Сломив сопротивление вра-
та, наши частя стремительным ударом pas-
громили немецкий гарнизон и овладели Пит-
каярви. В друтом районе немцы пытались
высалить жесант. Наши разведчики истреби-
ли гитлеровцев и захватили корабль, наз ко-
тором противник подошел к берегу. Гятле-
ровпы предприняли еще одну потытку вы-
садки десанта, но, потеряв несколько де-
сятков солдату вынуждены были отетупить.

В боях за освобождение Печентскей обла-
сти отличились все рода советского оружия.
Пехотинцы совершали тяжелые переходы ©
боями по местам, которые хо сих пор счи-
тались практически непроходимыми. Нани
танкисты в условиях наступающей поляр-
ной зимы вели свои изпевны по бездорожью,
осуществляя искусные маневры и появляясь
там, где противник их меныше всего ожидал.
Советские артиллержюты и при прорыве
обороны, и во время боев, развернувитихея
в глубине, показали блестящие образцы во-
пнекого умения и отваги. Пленные с непод-
дельным страхом рассказывают о сокруши-
тельном огне советеких орудий.

На Будапештском на

(От военного корреспондента «Правды»)

кий танк. брудийный расчет гвардии стар-
шего сержанта Петра Кузнецова прямой на-
водкой подбил и сжег два немецких танжа.
Когла во время боя орулие и товарищи
Кузнецова выбыли из строя, отважный ар-
тиллериет, действуя автоматом, уничтожил
11 гитлеровцев. ;
Сегодня наши войска очистили Вечкемет
от гитлеровцев. Борьба была нелегкой. Про-
тивник всеми силами пытался удержать
этот город — крупный узел дорог на пути
к Будапешту, до котороге остается всего 80
километров. Немешкое командование стянуло
сода крупные силы пехоты и артиллерии.
Развернулась борьба за каждый квартал, за
каждый лом. Наши штурмовые группы, в с0-
став которых входат артиллеристы и саперы,
разрушали прямой наводкой и взрывали то-
лом укренленные гнезда врага и шаг за ша-
гом продвигались вперед. Пытаясь устра-
нить советских воинов, немцы и венгры ‹о-
верили подлое, чудовищное преступление.
В ходе боев были захвачены в плен раненые

«На моих глазах от огня русекой артил-
лерии погибли все мои товарищи, гово-
par ефрейтор Гюнтер. — Одни из них были
засыпаны камнями, другие вместе с п030з-
хами сброшены в озеро. Нельзя представить
себе смятения и паники, охвативших наших
солдуг». Таковы же показания унтер-офи-
пера Нимергера: «Ваша артиллерийская
похготовка была самым страшным, самь
худшим, что мне пришлось пережить во
время войны».

Прекрасно действовали моряки Северного
флота. Вот лишь один пример, иллюстря-
рующий их самоотверженную боевую рабо-
ту. Отряду десантииков-разведчиков под
командованием капитана Барченко было при-
казано захватить две немецких батареи,
установленные на мысе Крестовом. Труппа
смельчаков двинулась в путь. Шюйдя о5оло
30 километров по болотистой тундре, они
подошла к мысу. Разведав систему немецкой -
обороны, Бафченко решил покончить сна-
чала с батареей, расположенной севернее.

Бесшумно еняв часового, десантники
прояелали проходы в проволочных заграж-
дениях и бросились на штурм. Немды
оказали сопротивление, но после коротко-
то боя часть гитлеровцев была перебита;
часть схалась в плен. Десантники номед-
ленно использовали захваченные орудия
Jag стрельбы но позициям противника, на-
ходящимся на противоположной стороне
фиорда.

Ночью под покровом темноты в фиорл
ворвались наши катера и высадили новый
десант. Совместными силами была окру-
жена вторая батарея. Немцы продолжали
сопротивляться. Моряки беспощадно ист-
ребяяли гитлеровцев. После длительного
боя капитан Барченко предложил им сдать-
ся в плен; на размышление давалось пол-
часа. Спустя пятнадцать минут после
прех’явления ультиматума © территории
батареи вышла первая группа немцев с
поднятыми руками, за ней-—вторал во гла-
ве с командиром.

В результате этого боя было убито 170
немцев, 60 солдат и офицеров сложили
оружие. В руки наших десантников попали
хве батареи, два дальномера, 8 пулеметов,
тысячи снарядов и несколько десятков
тысяч патронов.

Так дерутся с врагом воины Карельского
фронта и моряки Северного флота. Бои на
Крайнем Севере продолжаются.

и. золин. .

правлении

капитан Толстоногов, младитий лейтенант
Кочеров, старпкина Поповченко и красноар-
меец Станченко. Фашистские палачи звер-
ски замучили разеных: выкололи им глаза,
вырезали половые органы, отрезали носы и
пальцы. Возле трупов мерзавцы оставили
залиоку, что так будут поступать со всеми,
кто попробует перешатнуть за Тисеу. &

Узнав о мученической смерти товарищей;
наши бойны с еще большей яростью устре-
мились вперед. j Е

Советские войска, действующие на Буда-
пештском направлении, сегодня с боями
заняля более 100 населенных пунктов.
Е исхолу 31 октября между Тиссой и Ду-
наем взято в плен более 5.500 немецких
и венгерских солдат и офицеров.

В прежнее время по Тиссе сплавляли лес.
Сейчас по ней плывут трупы мадьяр и нем-
цев, — их прибивает друг к другу на пово-
ротах реки, и они несутся вниз по течению
нелыми группами, как плоты.

Майор С. БОРЗЕНКО,
Герой Советского Союза.
Действующая армия, 1 ноября.
(По телеграфу).

ЕО Ония

Первые концерты Ленинградской филармонии

В колхозах Советского района, Хабаровско-
го края, открылось автобусное движение.
Шестнадцатиместные автобусы курсируют
из районного центра к далеко отстоящей
линни железной дороги. Во всех колхозных
селах, расположенных на пути, введены

ЛЕНИНГРАД, 1 ноября. (Корр. «Прав-
ды»). Ленинградская Государственная фи-
лармония лвумя симфоническими концер-
тами 99 октября и 1 ноября после трехлет-
него перерыва возобновила свою деятель-

сезона филармонии — радостное событие в   исполнил пятую симфонию Чайковского и
жизни города. Ленинградцы тепло встрети-   симфонические фрагменты из опер великих
ли коллектив. русских композиторов.

В первом концерте оркестр филармонии Во втором концерте были исполнены 3-я
под управлением главного дирижера заслу-   Героическая симфония Бетховена и 5-я сим-

Е ЗЕ вы.

автобусные остановки.

посмертно орденом Ленина. Волнующее
письмо получила Серафима Васильевна с
фронта. В этом письме командование бла-
голарило мать за то, что она вырастила
такого мужественного. стойкого человека.
Сын Михаил — начальник цеха на заводе
в Нетропавловеке. От него только что при-
шла телеграмма: «Мамочка, поздравляю с
правительственной наградой орденом «Мать-
тероиня». Желаю здоровья, многолетней
жизни для налието счастья. Крепко целую.
Тзой сык Михаил». Сын Лев — ленинград-
ский мастер художественной формовки. Это
он отливал статую Кирова, сейчас работает
над статуей В. И. Ленина, над статуей Зои
Космодемьянской. Сын Иётр — студент-
железнодорожник. Дочь Вера — инженер-
технолог. Дочь Надежда — окончила элек-
тротехнический институт, сейчас главный
инженер и секретарь партбюро завода. Дочь
Люба — окончила педагогический институт
им. Герцена и сейчас учится в институте
иностранных языков. Все дети-тыловики
патраждены. медалью «За оборону Ленин-
града». И сама Серафима Васильевна тоже
награждена медалью «За оборону Ленин-
трада». Она в дни блокады работала на 000-
ронном заводе в химическом цехе и при-
нимала горячее участие в службе батальона
противовозлущной обороны. Отец был учи-
телем.

Серафима Васильевна сейчас очень
взволнована. Вее на неё смотрят. Михаил
Иванович Калинин спрашивает её о сы-
ковьях.. А от волнения она не может на-
чать говорить.

— Tye живёте? — спрыпивает Михаил
Иванович.

— На Литейном.

— Это не проходной дом?

От простых житейских вопросов расте-
рянность проходит. Серафима Васильевна
горло говорит о сыновьях.

Вот сидит маленькая, черноглазая жен-
шина в красном платке, с оловянными се-
режками в ушах, Это — Валима Асадул-
лина. Она из Башкирии, из колхоза им.
Ворошилова, Чинминского района. М. И.
Калинин ласково расспрапгивает её о жиз-
ни. Валима не всё понимает, ей трудно го-
ворить по-русски, и поэтому она не может
рассказать всё, что ей хочется; Она только
говорит, что её Зуфэр погиб на фронте 3a
Советевий (0103, а самому маленькому три
тода и зовут ero @auc, a трое ребятишек

учатся, остальные работают в колхозе. На

ном Отечественной войны 1-й стелени и! щеках Валимы ‘лихорадочный румянец, и

Е IRE *

ность в Ленинграде. Открытие концертного

Be Be a

видно. Kak она сильно переживает свой
приезд в Москву.

С Анной Сергеевной Вирилиной из де-
ревни Сывороткино, Калининокюй областя,
завязывается разговою о колхозной жизни.
У Анны Сергеевны два сына на фронте,
три сына учатся, старная дочь замужем,
остальные ребята — мальши. Самому ма-
лому три годика, а зовут его Николай Сер-
теевич. Михал Иванович спралнивает, ка-
ков в этом году лён.

— Хорэш ленок, товарищ: Калинин!

—- Немножко оставляете себе на мешки,
на портянки?

— Оставляем, — смеётся Анна Серге-

евна.

— Раньше губерния эта`считалаеь бед-
ной, а теперь богатая, — замечает М. И.
Калинин. -

Анна Сергеевна хвалит женщин, кото-
рые хорошо трудятся в колхозе.

— Михаил Иванович, — раздаётся го-
‘лос Евдокии Павловны Солдатовой, колхоз-
ницы артели имени Максима Горького,
ШМатковского района, - Горьковской обла-
сти у меня триналцать ребят и вое
живы. А самой мне сорок два.

—- Вот вели куда переехать, еразу кол-
x03, — везело замечает Михаил Иванович.

—= Пельный колхоз, —— одобрительно
кивают женщины.

Евдокия Павловна рассказывает, что
муж её вернулся с фронта, он — инвалид
Отечественной войны, & два сына сейчас
лежат раненые.

— Озлного везут еще только, не знаю,
где; а второй-то, Михаил Иванович, в Ива-
новской области в госпитале лежит, в жи-
BOT он раненый... — Мать вздыхает.

— Anpec знаете? Билет дадим, и про-
влетесь к нему, навестите...

— Ах, Sarum, алреса-то сыновнего
не взяла. Голубчик, Михаил Иванович, жз-
лость какая, адреса-то я не взяла. Спаси-
бо вам, спасибо за сочувствие.

Евдокия Павловна огорчена, что нет у
неё`е собой атреса. М. И. Калинин усто-
канвает её: это можно устроить mo 65
возвралцении, облисполком поможет ей на-
вестить сына.

— Сердечный какой — тихо  товорит
Марья Максимовна Рыжкова из Тулы. Эта
вруглолицая, полная стадулика, © бусами
Ha Wee, видать, большая хлопотунья и
мастерица печь именинные пироги.

— Власть наша кровная, — вмолголоса

ет
: eee

женного артиста РСФСР

говорит стафая мать. И вдруг тромко, не

в силах дождаться, пока обратится к ней   сыты будут.

с каким-нибудь вопросом Михаюл Иват-
ВИЧ: тя

— Восемь детей на войну я послала
из десятерых, товарищ Калинин. Шесть
сынов и пиве дочки. И калитаны у нас, и
сержанты, и военврач, и стрелок, на веех

фронтах. А девчонки мои — медеботрами....

Восемь ребятишек моих советскую землю
залтищают.

Михал Ивазович потом оюобенне креп-
во и долго жал руку Mappe Mancuwopne.
Оба они благодарили друг друга: Марья
Маюсимовна — за уважение и ласку, Ми-
хаил Иванович — за хоропгих ребят. Хо-
телось ещё Марье Максимювне оказать 0
том, что приехал вместе с ней в Москву
старик её, Михаил Ильич, да вот в Кремль
пригласили одних женщин, и очень старик
расстроился.

— Ну, уж ладно, — говорит сна, отой-
дя в сторону, — успокою я era — звезла
наша булет общая...

А Михаил Иванович уже говорят с Татья-
ной Сергеевной Рубновой. Это высокая,
статная женшина из Свердловской области,
Верхне-Пышмиинского  райоча. Товарищ
Калинин расепрапгивает её об Аятеком тор-
фопредприятии, где работают она и её муж,

Е. Мравинского

8 i ES ROS, 5 SO oS eS Е

фония Чайковского.

PRP aa es ee a Re
eS

долней в колхозе заработал!.. И вообще
На маленькую Валю, что ро-
тилась в 1942 году, получила Аниеья
Михайловна пять тысяч рублей.

-— А москвички здесь есть? — спраши-
вает М. В. Каланин.

— А как же, — отзывается Анна Ca-
вельевна Алексахина, — из Пуликинекотго
района мы. Десять сыновей у меня и две

лочки. Семь сыновей на войне, восьмой — —

Мяша — в ноябре пойтет...

А Марья Егоровна Смагина из самой №-
оквы. Она выглялит совеем молодо. Русого-
ловая, хороню  прячёсанная,  полтянутая.
Изящная васяльковая юофгочка ей весьма к
ЛИЦУ.

— Хорошо, хоропю... Москва двоих пока
приелала. Это хоропю. В Москве должны
быть матери-героини...

Попили чаю, душевно поговорили.

Михаил Иванович Калинии прощается с
женщинами.

— Благодарим вас, Михаил Иванович, 35
хороший разговор, — говорят. растроганные
матери-героини, — очень просим вас перс-
дать поклон пашг Иосифу Виссарноновичу...
Привет ему от всех малерей!

— И стасибо ему, дорогому, от маторей
за всё!.. На всю жизнь это для нас ра-

дость!

0 детях. У Тальяны Сергеевны из десяти дэ- :
Пожимая рукн нз прощанье MarepaM-

тей много маленьких. Растут зеленя! Вятуор

awe B третьем _ классе, Wpa — BO BTO-   героиням, М. И. Калинин ещё раз говорит 0

pox, т седьмой год, Павзижу том, что правительство и партия высоко бу-

ча о — пять, a Людмиле —   дут чтить каждую мать, взрастившую и хо-
е о ротю восопитавитую детей.

; re a десятерых хочется поговорить   Радостные женщины спускомотея по ши-
М. И. Балининьые, Да сразу не соберёшься   роким мрамерным лестницам

Кремля. Их

с мыслями и словами, не думали, что будет   скромные олежл ep alte ые 586
такой большюй разговор. к и. oe ое а
У Марии Платоновны Аркадьевой из по- — Фотографы нае снимали... Теперь
селка Бокситогорска, Ленилифалокой обла-   сынки мои меня, может, увидят. Ишь, ска*
сти, четыре сына ушли защищать Родину.   жут, у матери-то звезда горит! — весело

по Александр ine большое горе для   говорит Евдокия Павловна Comzarona.—
: pu. Ho растут еп1ё четыре младших сы-   Пусть, пусть посмотрят. Ведь увидят они
а да ape дочки. Забот много. Но и радость   звезду мою, сыны-то мом?

большая!..
и a Увидят! Все советские гразкдане увидят
Михайловны Белоусовой, кол-   этот чудеснейший орден на грули матерей.
ne из eee Подберезники, Коло-   И, увидя, каждый из нас почтительно дает
ентого района, одиннадцать детей. Чет-   дорогу его хозяйка и блатолалю подумает:
т на фронте. Муж — Кузьма Василье-   вот илбт Мать-Героиня! Опа  вскормила
ный и Bi Asie фронте. Ho Анасья   свошх детей, она проводила бессонные ночи
ee справляется с домминим хо- У их изголовья, она воспитала честных,
зяйством и принимает деятельное участие   здоровых сыновей м лотерей Родины, —
в колхозной жизни. Сыну Алеше — трн-   слава вй! uae

надцатый год, школьник, а сто десять тру- лена КОНОНЕНКО.

Ха у