OB,
yy.
ОИ
ДИ
ИХ

Mi
a
}
-

fe

a-

30°
Bile
ИХ
Th
wt,
crt
ый
Bl
ul
eh
vi
poy
pt

=

ии
(ir
yi
qr
in
i
Af
У
ЦЕ

За годы войны значительно выросла куль-
’ ура паших инженеров и техников, они при-

344 г., № 295 (9752)

ЕЕ ЕЕ Е ЕО

Расчет

Томандир артиллерийского полка, ympy-
poi походкой спортемена шатавиий по лы-
сум полям, вдруг, обернувшись, сказал:

— Ну вот и циашля. Перед вами третья
faraped. i

0 никакой батареи не было видно. Кру-
хи тянулись узенькие полоски убранных
пей, да темнели релкме сосновые ‘пере-
реки. Только тщательно приглядевшись, мы
(PEI ловко замаокированные в леске тва
  уда, третьето же обнаружить не уда-
Wh.

— Командир второго opyina,—xo mue!—
MONRO своманиовал полтолковник.

[ле-о у нае за опиной послылталея шо-
д соломы, и из землянки выскочил высо-
mai, хуй, рыжий человек. На нем было
qe новое, видавшее виды, обычное для пе-
еловой, обмундирование. Но всё,—и старая.
панка, надетая лихо набекрень, и заети-
разная до белизны, но чистая гимнастеркл,
‹ искусно заплатанной дырочкой на плече,
фуюрнутая, туго перехваченная ремнем, и
ыкуратно наложенные витки  ебмоток, и
назищенные до блеска’ ботинен,— было лдз-
$0 припнано, с любовью прилажено и крас-
зечиво говорило, что он сроднилея с тя-
зелых военным бытом, врос в войну и лов-
и приспособился к ней.

Qa гоепоо шелужул каблуками и, весело
вернув белками узких, живых, умных
таз, представился:

— Командир второго орудия гвардии еер-
gout Slime.

(От военного корреспондента «Правды»)

чика, а его самого вонтузило, и орудие за-
молчало, так как оставлинеея. не сумели их
залненить.

Вернувшись из госпиталя, Степан Яшин
CO воем упорством и неукротимостью своай
ватуры налег на учебу расчета. Лаже в дай
напряженных боев и наступательных мар-
шей он выкралвал время, чтобы трениро-
вать бойцов. Он поставил своей целью, что-
бы каждый из них в случае нужды смог п
хорошо навести орудие, и встать за команди-
ра. С боями прошел этот расчет, в составе
своего полка, всю ‘Воронежскую область,
Украину, южную Польшу, принимал участие
в десятках битв, и весь этот путь был для
людей тяжелой школой, в которой шлифо-
валось и оттачивалось их мастерство и крен-
ла дружба.

Поль, в который входило орудие Степана
Яшина, был выдвинут на передовые пози-
ции. Батарея заняла позиции и замаскиро-
валась на горке, на опушке молодого сосно-
Boro леска. Это было самое опасное направ-
ление. Немцы нацелили сюда острие своего
танкового клина, который должен был. по
их предположениям, разрезать плацдарм.

3 С первыми лучами солнца на батарею
обрушились немецкие бомбардировщики.
Они. шли волна за волной, бомбя передний
край. Бомбы визжали и выли и с плотным
грохотом рвались в лесу. Рой осколков не-
прерывно жужжал в воздухе, но особого

зажечь, но и горящий он продолжал итти
вмеред, таща за собой ‘дымный хвост и я09-
стно посылая снаряд за снаряюм. Он был
уже совсем близко, шагах в двадцати, когда
снаряд Яшина угодил ему под башню и
обезглавил машиву.

— Добре!-— крихнул издали Микита
Мирошниченко. Сбросив птинель и гимна-
стерку, в олной нижней рубашке, вопотев-
ший и законченный, он вертелся возле <о-
веднего орудия, успевая всё me слежить за
успехами друзей.

Н снова упрямая воля и мастерство а0-
тиллеристов взяли верх. Немцы откатились
за холм, и уже не четыре, а девять немецких
танков застыли на горе. Но и ряды защит-
ников батареи сильно поредели. На руках
унесла санинструктор Глаша тяжело ранено-
го командира батареи; в расчетах не было и
половины людей; у третьего орудия разнесло
щитек и ранило ‘наволчика. Степан Яшин
принял команювание на себя. На третью
пушку он послал ваволчиком очнувиегося
после контузии Малльюбехова. сад е Гамету-
линым осталея у второго орулия, а на тре-
тьем попрежнему действовали Мирошничен-
ко и Степанян. На подачу енатядов Яшин
мобилизовал подвозчиков.

Батарея жила! :
Когла немецкие танки снова начали ата-
ку, их опять встретил организованный огонь

трех пушек. Теперь: немцы, HOHAB, ЧТО Име-

ют дело с сильным, упорным и умелёми про-
тавником, действовали осторожно. Танки.
всё время маневрируя и меняя направление,

Через игновение по его команде перед   вреда артиллериестам не наносил, так как и  шли лвумя группами, стараясь обойти ба-
залянкой выстроился И застыл весь pac- GaN OHH, H HX OPYAHE Haxo_HANCh ray6ono тарею с флангов; в центре змейками на-
чт: огромный увалень, украинец, черно-  В земле. Когда шквал разрывов. пронесся и   ступала пехота. Яшин понял маневр и раз-

Мирошниченко; масеньхий, круглолицый,

тор Маллыбеков Мелик; черноглазый, ве-

цой улыбкой, светящейся из-под малень-

PATH подносчик снарядов, татарин, TBap-
ил рядовой КБафий Гаметулин. Вее чет-

уг на друга той же молодцеватой подвиж-
INTL, ловкостью, тщательностью олежлы
г вивым. веселым, осмыесленным выраже-
ие6у глаз. :
В ыно мпновение с легкостью фокуени-
top бросили они прикрытую соломой ры-

(Ash наводчик гвардии ефрейтор Мижита   Степан Яшин выскочил из окопчика, чтобы   вернул пушки на обоих флангах. Пока они

приказать приготовить орудие к отраже-   отбивали танки, Яшин осколочными  разде-

ямами, обломками деревьев, а вдали, за

(eb, Bcersa улыбающийся открытой дет- кромкой холма, уже слышался лязг гусениц.

приземистый, как выросший в поле дубок,   Вию танковой атаки, он не узнал знакомой лывалея © пехотой. Но немцы на этот раз
ззряжающий, казах, гвардии старший еф-   бозяции. Земля топорщилась воронками,   были особенно упрямы.

Неравный бой достиг евоего высшего на-
пряжения. Позиции батареи были затянуты

Батарея открыла огонь. Семь немецких   густым бурым лымом. В дыму этом в яро-

их черных усиков, армяния, правильный танков, перевалив через гребень, даже не   стном вдохновеннем исступлении метались
Титен Степанян; маленький, подвижной и  очень маскируясь и, очевидно, не ожидая   черные от запекмейся крови, пота, пыли и

серьезного сопротивления, шли прямо на   гари люди. Осколком снаряда у второго

батарею, неся на броне десант солдат.

титься назад и скрылись за горой, вопро-
вождаемые бегущими назад гитлеровцами.

Едва удиравшие танки ‘скрылись за го-

орудия разнесло прицел и: панораму. Яши-

м, разного облика и разного ЯЗЫКА, po- Первыми же выстрелами пушка Яшина   на вторично ранило— теперь в ногу, нс
IBIMeCA B разных концах назнеи-везикон   пригвоздила к земле два немецких танка;   он не почувствовал боли. Стоя у ослепиеего
(раны, походили Ha своего командира и   два подбили соседи; остальные стали пя- орудия, он наводил его прямо по стволу.

Степан Яшин, раненый, истекающий кро-
BbIO, продолжал драться яростно и самозаб-
венно. Только когда была отбита третья, по-

рой, немецкие дальнобойные орудия откры-   слелняя в этот день атака и на позиции

сосредоточенный
каждый

батарее
был  пристрелян

ли по
Здесь

огонь.
квад-

вдруг воцарилась тишина. он огляделся а
с удивлением заметил, что лес исчез,

‘чью сеть, и перед нами в полной боевой   рат. Земля буквально вставала’ на дыбы, скошенный бомбардирэвкой и обстрелом, что

`пиувности появилось второе орудие бата-   батарейцы сидели в ровиках, заташив свои   пушка стоят среди пеньков н веток. точно
№! — то самое, которое мы не сумели за-   опудия в земляные капониры. Нанги лаль-   возле лесной порубкн, и это было его по-
утить и которое, как оказалось, стояло   нобойные ответили немцам из глубины по-   следней мыслью. Он опустился на лафет

3 IBYX Marax of Hac под стогом соломы. Оно
веркало и маелилось, как холеная лошаль,
1 на его щитке, с внутренней стороны, бе-
ий краской были изображены танки. пущ-
м, минометы, автохалтины. Это была oma
цажеской ‘техники, уничтоженной огнем
той пушки, своеобразный босвой дневник
`вечета. Гурген Степанян,
  beam, с велихой тщательностью вывёл

veep 9 танков, 12 орудий, 6 минометов,
2 автомалтины и даже один самолет:

зипий. Враг перенес огонь в глубину. Те-

перь тяжелые снаряды с густым шелестом   ной потери крови.

летели навстречу друг другу над головам
батарейцев, ин нути их перзкрещивались в
воздухе. Яшин понял, что немны. наверное,
повторят атаку. Осколки свистели в возду-
хе, но он приказал выкатить орудие. И в

перевалили через гребень холма.

своей пушки и лишилея созналия от отром-
\
Очнулся он в полотняной палатке мед-
санбата. на операционном столе. Ему де-
лали переливание крови.
— Улержали позицию?— было первое,

уроженен   самом деле, немецкие танки без выстрела   Что он сказал.

Доктор сказал, что удержали, и велел мол-

Скоманловав «огонь», Яшин заметил. что   Чать. eg

пушка слева молчит: оказалось, что коман-

— А мои ребята?— спросял он и вдруг

Так на зотиллерийюових позициях за Вис-  дир ее убит, а наводчик ранен. Тут-то и   присел на столе, стряхнув простыню.

Юй познакомились мы с расчетом Отепанз

дала плоды долгая учеба. Через минуту от

— Да держите его, он бредит!-— сердито

тина, о котором хо этого приходилось нё-   соседней пушки слышался хриплый бас крикнул врач сестре.

зало слышать и читать. Люди этого рэз-

командовавитего ею Микаты Мирошниченко,

— Зачем бредит? Он не брелит, он дело

та сошлись в артиллерийском полку в а ловкая, быстрая фигура Гургена Степаня- спрапивает. Целы ребята, все целы, — от-
рые лни войны. Из них только Яшин  на суетилась у прицелов. Степан Яшин ©   ветил с соседнего стола голос Малдыбекова.
был настоянеим артиллериетом, получивтиим   двумя оставигимися бойцами без особогс
мой 1939—1940 г.г., в скалах Карель-   труда вели бой за пятерых. т

кого перешейка, свою первую рану, медаль

@a отвагу» и опыт артиллерийского боя.

— Тут они, у палатки сидят, ребята ва-
ши, сидят и не уходят, — ласково сказала

Один за другим были подбиты три Танка,   сестра, мягко пригибая Степана к столу.

но атака продолжалась с нарастающей яро-

Но Степан Яшин, бывикий ло войны ин-  Стью. Теперь танки двигались внерел, ведя
пруктором ‘слесарного. дела в Ивановской   огонь из всего своего оружия. Охнув, сва-
пюфиеколе, упрямо и терпеливо учил своих  `Лилея, как сноп, маленький Маллыбеков.
ювых друзей, и когда в степи у‹самой Вол- Раскаленный ‘осколок сбил е Яшина пи-
Mm трудной осенью 1942 года раечет при-  ! дотку и сорвал кусок кожи вместе с воло-
плл, боевое крещение, бойцы его показали   сами. Кровь заливала ему лицо, он стирал
бя умелыми, хлалнокровньыми, храбрыии   ее рукавом и вдвоем с Кафием Гаметули-
лольми. Но тут же выявился и недостаток   ным вел огонь.

шунекой учебы, который он потом долго
№ мог себе простить. В бою ранило навол-! прямо на. пушку

КОНЕ Ee ae ae Se a es

KysneuKkue

ES

Отин танк прорвалея совсем близко и шел
. Шагов за ето его удалось

SS a ee ee

металлурги

в Отечественной войне

В токладе, посвященном 27-й годовщине
(тября, товарищ Сталин высоко оценил
14богу ‘тружеников советского тыла в годы
[ечественной войны, ехарактеризовав эту
ory, kak великий подвиг. Эта оценка
яилась лучшей наградой для миллионов
Туящихся нашей страны, самоотверженно
ботающих над усилением военной и эко-
оуической мощи нашей Родины. во имя
етижения полной победы над гитлеровской
рманией.

Воллектив кузнецких металлургов внес
‘щутительный вклад в общее дело: победы.
Известно, что Кузнецкий металлургический
тоубинат им. Сталина де войны выпускал
№льсы, балки, нгвеллера и прочее. С первых
ей войны на долю кузнецких металлургов

ытала-сложная и ответственная задача—
еспечить оборонную промышленность вы-
‘кокачественным металлом для различных
ов вооружения и боеприпасов, обеспечить
 юпрерывный рост выплавки этого металла.
%6ую сложность представляло освоение
Тоизводства броневой стали для танеовой
тавиационной промышленности. Эту сталь
45 начали выплавлять в больших мартенов-
(ких печах. Сталеплавильщики, возглавляе-
Ые опытными ичженерами тт. Гудовщико-
м, Сахаровым, Гурским, Маршовым и
угими новаторами, успешно справились
этой задачей.

Мы не имели специального оборудова-
ния для массовой прокатки броневой стали.
  эта трудность была преодолена.

В настоящее время мы достигли такого
унпверсализма в нашем прокатном произ-
стве, при котором стало возможным. вы-
Пускать металл любых префилей.

Ярели огромный технический и производ-
твенный опыт и глубокие знания по своей
‘специальности,

мартеновских и прокатных цехах
воено 45 новых марок стали и ряд слож-
НЫХ сортов проката, составляющих теперь
80,6 проц. всего производства. Ироизвод-

Перед войной доменщики на лучшем
сырье имели’ коэффициент использования
об’ема доменных печей — 0,90. В 1944
году они достигли коэффициента 0,80.
Это означает, что производительность домен
выросла на 12 процентов. Достижение на-
ших доменщиков, возглавляемых начальни-
ком пеха тов. Жеребиным. отличается боль-
шим постоянством. os

Благодаря высокой культуре производ-
ства доменщики экономят много сырья и
кокса. Только за 10 месяцев текушего
гола ими. сэкономлено против плановых
норм 127 тысяч тонн железной и марган-
цевой руды, 60 тысяч тонн известняка и
58.100 тонн кокса.

Повышение культуры работы в коксовом
п ломенном цехах, наряду с тщательной
подготовкой их в работе в зимних условиях,
дало возможность Вузнецкому заводу в по-
елелние два года преодолеть сезонный
спад производства. В зимние месяцы, не-
смотря на большие морозы, цехи завода ра-
ботают одинаково высокопроизводительно,
каки в летние и другие месяцы года.

В области культуры производства не
менее крупные изменения Произошли в
мартеновских цехах. Прежде всего внедрен
суточный график, предусматривается время
выпуска плавок и марок сталей для каждой
печи в отдельности. Черед рассмотрением
графика начальники цехов тщательно зна-
гомятея с состоянием печей и всех других
участков производства. Постоянный
контроль за всей технологией плавки обес-
печил резкое снижение срыва марок стали
и значительно лучшее выполнение заказов.
Несмотря на то, что до войны выплавлялея

ee me ise ИНН,

У палатки, в сырой, промозглой осенней
тьме, попыхивали две палироски и сопела
большая трофейная трубка с мефистофель-
ской головой на конце, с которой последний
год не расставался Микита Мирошниченко.
Друзья сидели на бревнышке, возле самого
полотна, и тревожно прислуптивались к зву-
кам, доносившимся из палатки.

Б. ПОЛЕВОЙ.
Действующая армия. (По телеграфу).

ЕЛ НЕВЕ ЕЕ НН

металла и постоянно улучшаем его каче-
ство. Вместе с тем коллектив комбината
ни на минуту не забывал о необходимости
130 дня в день увеличивать выпуск про-

дукции. Ностоянно повышая произволитель-

насть труда и максимально используя ©у-
ществующие мощности, мы в этом году, по
сравнению с таким же периодом пропглюго
года, дали чугуна больше почти на 129 ты-
сяч тонн. Производство проката увеличилось
на 153 тысячи тонн. 8

За время войны у нас построена новая
кокосовая батарея. Это значительно узвелм-
чило мощность коксового цеха и решило
проблему бесперебойного снабжения марте-
новских и прокатных цехов газом, а домен-
ного цеха-—-достаточным количеством кокса.
Постоооны две мартеновокие печи малого
тоннажа, смонтированы дзе 10-тонные
электропечи. Воестаневленный силами ком-
бината и треста  «Сталинскпромстрой»
Наркомчермета завод, звакуированный в
своё время из прифронтового района, достиг
более высокой производительности, чем имел
на своем старом, обжитом меете.

Мы расширяем обслуживающие цехи, без
чего немыелим рост выпуска продукции.
Расширена энергетическая и механическая
базы. Реконструярованы старые турбины и
установлены две новые. Налеи энергетики
увелячиля мопеность ТЭЦ, более Чем на
20 процентов. Выработка электроэнергии
выросла на 60 пропентов. 970 дало возмож-
ность не только пустить дополнительные
мощности на Кузнецком вомбянате, но и
ввести в экоплоатанию такие энергоемкие
предприятия, как ферросплавный и алюми-
ниевый заводы. -

Значительная работа проведена цехами
главного механика. За время войны они из-
готовили много различного оборудования,
которое раныше изготовлялоеь на специаль-
ных заводах тяжелого машиностроения.

Нам пришлось преодолеть немалые труд-

в основном рядовой металл, а теперь ВЫ   ти в снабжении цехов сырьем. До войны

плавляется 80—90 процентов качествея-

доменный цех нашего комбината работал на

ного металла. процент срыва марок сталей. a scKoi (чпатурской) марганцевой руде

снизился в три с половиной раза.

и частично попользовал местную бедную

Только за 10 месяцев 1944 года завод руду. Попытки перевода печей на местную

сэкономил при прокате против

расходных коэффициентов

плановых   узрганцевую рулу приводили к резкому
108 тысяч тонн   снижению  производительности доменного

металла. Таким путем мы получили допол- цеха. Но то, что кавалось невозможным в

пительно почти годовую норму выплавки   пропглем, осуществлено в период войны.

=

отенная перестройка пехов способствовала
развитию технической инициативы и 19-
(ту произвотетвенной культуры.

одной 300-тонной мартеновской печи.

Мы работаем над освоением новых марох BY руду и так освоили

Мы
полностью перетвли на местную марфгание-

работу печей нз.

В Венгрия. Сапёры старшина Л. Лёвин

° (слева) и боец В. Степаненко — мастера
по разминированию. Каждый из них снял
по нескольку тысяч мин.

Фото военного корреспонцента «Правды»
я. Рюикина.

Смотр сельской

художественной
самодеятельности
В целях дальнейшего развития художе-
ственной самодеятельности на селе, по

постановлению Совета Народных Комисса-
ров РСФСР, с 1 ноября 1944 г. по Г марта
1945 г. проводится смотр в сельских местно-
стях и районных центрах РСФСР. Смотр\
проводится Управлением по делам искусств
при СНК РСФСР совместно с Наркомпросом
РСФСР и ЦК ВЛКСМ.

Коллективы сельской
самодеятельности и индивидуальные ис-
нолнители уже готовятся к районным
смотрам, которые будут проводиться в ян-
варе 1945 г. Смотр закончится показом
лучших сил в областных и краевых центрах
в феврале 1945 г.

Е

художественной

Премьера пъесы «Братья»

АШХАБАД, 8. (Корр. «Правды»). В госу-
дарственном театре русской драмы имени
Пушкина 7 декабря состоялась премьера
новой пьесы «Братья» туркменского писа-
теля, заслужённого деятеля искусств респу-
блики Берды Кербабаева.

В пьесе рассказывается об участии Турк-

менистана в Отечественной войне, о дружг

бе русского и туркменского народов, скре-
пленной кровью в общей борьбе против не-
мецких захватчиков.

—_—oO—

Совещание писателей Латеми

РИГА, 8 декабря. (ТАСС). В Риге со-
стоялось созещание советских писателей
Латвии. С большим докладом о задачах,
стоящих перед писателями и. поэтами Лат-
вии, выступил писатель Краулиный. Он рас-
сказал о новых произведениях, написанных
в годы войны. В произведениях писателя
Упитса — «ПШшек, буттер, айер», писателя
Лациса — «Сноха» и поэта Судрабкалнса,
посзященных разоблачению фашизма, ярко
отражены черты героев Отечественной вой-
ны, бойцов и офицеров латышекого гвар-
дейского ‘корпуса. Помимо раюсказов, но-
велл, пьес, латвийские писатели, работая в
фронтовых и армейских газетах, написалн
много очерков, публицистических статей.
Докладчик обрисовал задачи, стоящие пе-
ред писателями Латвии, — разоблачать по-
литику немцев по отношению к латвийско-
му наролу.и Советской Латвии, отображать
подвиги героев Отечественной войны и ге-
роизм трудящихся тыла.

С заключительным словом выступил се-
кретарь Союза писателей Латвии Рокпел-
нис, призвавший писателей бить немцев ху-
дожественным словом так, как бьют их ору-
жием гвардейцы латышекого корпуса.

Под долго не смолкающие бурные апло-
дисменты собрание приняло приветствие
товарищу Сталину.

новом сырье, что это ве привело к ониже-
нию выплавки чугуна.

До войны мы полноютью завозили с Ура-
ла и из европейюкой части СССР белный и
богатый ферросилиций, ферроемарганец, про-
катные валки и прочее. Во время ‘войны
мы не только обеспечиваем ‘себя бедным
ферросилицием, но и выплавляем ero для
заводов Урала. В трудные моменты, когда,
создавалась угроза выполнению важнейпгих
заказов, мы выплавили для себя и eppo-
марганец, не допуская срыва работы марте-
новских цехов. Прокатными валками мы
теперь онабжаем не только себя, но и це-
лый ряд заводов Наркомчермета. Мы изго-
тавливали для себя собственными силами
самое сложное оборудование и производили
специальные виды материалов, ранее ни-
когла нашим заволом не выпускавшиеся.

Успехи комбината в военный период
достигнуты благодаря сплоченной работе
всего коллектива, руководимого заводской
партийной организацией. Большое значение
имело также постоянство состава команди-
ров производства, отлично знающих свое
дело. :

Вузнецкие металлурги неоднократно вы-

ступали инициаторами Всесоюзного социа-

листическоге соревнования. Многс раз они
брали на себя обязательства перед страной
и любиуым вождем товарищем Сталиным.
Й если мы всякий раз выполнял свои 0бе-
мания, то только благодаря тому, что наша
партийная организация сумела воспитать в
соллективе высокий патриотический лух,
высокую ответственность перед Родиной,
сознание, что, работая в тылу, за тысячи
километров от френта, он является активным
участником Великой Отечественной войны.
В новогоднем рапорте товарищу Сталину.
кузнецкие металлурги взяли на себя обя-
зательства усилить помощь Красной Армии,
дать етране и фронту больше металла. (о-
знавая свой долг перед Родиной и Краеной
Армией, влохновленные докладом и приказом
великого Оталина, кузнечане вместе с маг-
нитогорцами положили начало новому сорев-
нованию за досрочное окончание годового
плана. Прокатчиви Кузнецкого комбината
уже выполнили тосударственный годовой
план. Не замедлят с выполнением своего
обязательства доменщики, сталеплавильщи-
ки и весь коллектив комбината.

Р. БЕЛАН.

Директор Кузнецкого металлургического

комбината имени Сталина.

Обсуждение в

палате общин

вопроса о положении в Греции

x

ЛОНДОН, 8 декабря. (ТАСС): Жак пере-
даёт агентство Рейтер, сегодня прения
в палате общин по вопросу о положении
в Греции начались с того, что лейборист
Сеймур Кокс предложил поправку к ответу
на недавнюю речь короля. В поправке вы-
сказывается сожаление по поводу того. что
в речи не содержалось заверения в том, что
английские войска не будут использованы
для «разоружения друзей демократии в
Греции и в других частях Европы или для
подавления народных движений, оказывав-
ших доблестную помощь в разгроме врага».

«В настоящее время, — сказал Кокс, —
на священной земле Афин подо стенами
Акрополя лежат рядом мёртвые английские
соллаты и греческие патриоты, сражённые
пулями, выпущенными из оружия союзни-
ков. Я прошу парламент немедленно поло-
жить конец этой ‘’братоубийственной борь-
бе. В последнее время некоторым из нас
кажется, что, поскольку победа приблизи-
лась, англичане в своей политике склоня-
ются к поддержке многих старых, отжив-
щих режимов в Европе против возникаю-
щих новых народных сил. Примеры этого
мы. видели недавно в Бельгии и Италии.
Аргументы, использованные в оправдание
нашей политики в этих странах, не приме-
нимы к нашей политике в Греции, ибо
авглийская армия He снабжалась через

Выступление

ЛОНДОН, 8 декабря. (ТАСС). Как пере-
дает агентство Рейтер, отзечая на обвине-
ния, выдвинутые против правительства в
связи с положением в Греции, Черчилль за-
явил: «Против нас выдвигается обвинение,
что мы используем войска его величества
для того, чтобы разоружать друзей демо-
кратии в Греции и в других частях Европы
и подавлять эти народные двяжения, кото-
рые мужественно помогали нанести пора-
жение врагу. Вопрос поставлен довольно
прямо, в палата должна будет высказаться
по нему до того, как мы расстанемся сего-
дня вечером. Правительство было бы недо-
стойно доверия, если бы войска его величе-
ства изспользоваликь им для разоружения
друзей демократии в Греции и в других чз-
стях Европы», :

Касаясь вопроса о демократии, Черчилль
сказал, что не являются её носителями лю-
ди, которые, будучи вооружены, «пробива-
ют себе путь в крупных городах, захваты-
вая полицейские управления и главные
правительственные учреждения».

«Военные преступники и предатели своей
страны,— продолжал Черчилль, — могут в
крайних случаях привлекаться к ответствен-
ности н караться смертной казнью, но я на-
деюсь, что это будут суды, олицетворяю-
щие закон и справедливость, а не просто
являющиеся выражением закона толпы и
политического соперничества».

Черчилль сказал, что он не считает, что
люди, которые ушли в горы, получив вин-
товки и пулемёты от английского прави-
тельства, могут заявить о своем праве ру-
ководить всеми общинами. «Они оказали
большую услугу, — продолжал Черчилль, —
но дело государства судить о том, какую
награду они должны получить.

Мы идём по своему трудному и мучи-
тельному пути, может быть, я должен был
сказать не мы, а добрая старая Англия.
Я должен взять на себя бремя и самые
неблагодарные задачи, подвергаясь насмеш-
кам, обвинениям и критике со всех сторон».
Черчилль сказал, что страны должны быть
освобождены от германских вооружённых
сил, и в нормальных снокойных условиях
сни должны провести свободное всеобщее
голосование, чтобы решить вопрос о пра-
вительстве своей страны независимо от то-
го, будет это правительство левым или пра-
вым, исключая фашистский режим. По его

столицу этой страны, а правительство её
не было создано на основе народных выбо-
ров или конституции».

Отметив, что, судя по словам самого
Папандреу, английский посол уведомил его
о том, что в соответствии с инструкциями
английского премьер-министра невозможна
какая бы то ни было замена главы грече-
ского правительства, Кокс сказал; «Нам
не следует вмешиваться в дела’ дружест-
венных иностранных государств с тем,
чтобы предотвратить свержение диктатуры.
Мы можем потерять пружбу греческого
народа ради завоевания расположения
принца Гогенноллернского» (имеется в виду
греческий король).

Кокс заявил, что он скорее бы дал сжечь
свою правую руку, нежели отдал бы приказ
английской армии открыть огонь по. рабо-
чим Греции. Кокс предложил, чтобы ми-
нистр иностранных дел или другой министр
вылетели в Афины, дабы созвать конфе-
ренцию различных партий и лидеров
с целью создания национального  прави-
тельства. Пока же следует об’явить пере-
мирие и отвести английские войска с улиц
города. Затем необходимо создать условия
для выборов и плебисцита, благодаря ко-
торому будет решзн вопрос о возвращении
короля.

Черчилля

словам, в Бельгии в ноябре намечалось
свержение правительства Пьерло. Произо-
шла демонстрация; целые грузовики во-
оруженных людей были направлены из
Монса; однако были отданы приказы оста-
новить эти грузовики, а на улицах были
размещены ‘английские войска. Приказ об
этих действиях был отдан генералом Эрски-
ным, уполномоченным Ha то генералом
Эйзенхауэром. «Я, — сказал Черчилль, —
считаю решение Эйзенхауэра абсолютно
правильным».

«Я поддерживаю всех TeX,— продолжал
Черчилль, — кто стремится установить де-
мократию и цивилизацию на основе закона
и всенародного, происходящего без запуги-
вания, свободного всеобщего голосования».

Отрицая, что Англия наложила вето Ha
назначение графа Сфорца министром ино-
странных дел Италии, Черчилль заязил:
«Единственное, что мы должны сказать, —это
то, что мы не доверяем этому человеку и
что мы не окажем ни малейшего доверия
любому празительству, в котором он язится
руководящим членом».

По словам Черчилля, англичане были бы
весьма опечалены, если-бы оказалось, что
они нарушили принятое совместно с амери-
канцами решение об Италии. «Однако мы
этого не сделали», — добавил он. Черчилль
обвинял Сфорца в том, что он солействовал
свержению празительства Бадольо, нарушив
данные в этом отношении обещания.

Возвращаясь к положению в Греция,
Черчилль заявил, что там имелся доволь-
но хорогно организованный блок и плам, в
соответствии с которым ЭЛАС должна бы-
ла пройти через Афины, «захватить столи-
цу вооружённой силой и установить цар-
ство террора под предлогом чистки от кол-
лаборационистов».

Заявив, что, по его мнению, лучше обес-
печить спокойствие и мир в Афинах, прежде
чем приниматься за любой вопрос, связан-
ный < политической переменой в правле-
ний, Черчилль добавил: «Если меня будут
порицать за эти действия, я с радостью прч-
му отставку, данную мне палатой. Олнако
если мне не дадут отставки, то не впадайте
в заблуждение по этому поволу — мы будем
настойчиво продолжать эту политику очи-
щения Афин и афинского района от всех
тех, кто бунтует протиз установленной вла-
сти в Греции».

Прения в палате общин

даёт агентство Рейтер, в прениях по вопро-
су о Греции в палате общин лидер левой
партии «Коммонуэлс» Ричард Экленд под-
держал Кокса и заявил, что греки дерутся
между собой, потому что недемократически
настроенный полковник Зервас поддержи-
вался англичанами при помощи оружия и
денег протиз подлинного народного движе-
ния в Греции.

Лейборист Паркер заявил, что нынешние
действия празительства являются опреде-
лённым нарушением данного Англией слова
© предоставлении грекам права избрать
собственное правительство в условиях пол-
ной свободы.

Независимый депутат Том Драйберг за-
явил, что Черчилль «идёт против мирового
общественного мнения».

Один из лидеров реформистского коми-
тета . консервативных членов парламента
Квинтин Хогг обратился к своим политиче-
‚ским противникам с призывом  присоеди-
ниться к нему и добиваться от правитель-
ства’ восстановления уважения к закону и
к власти во всей Европе, ибо только это
может быть основой правильных действий
и справедливости. ‘

Национал-либерал Гарольд Никольсон
заявил, что все неофициальныё организации
в Греции должны быть разоружены и пра-
вительство должно немедленно направить
министра для того, чтобы сказать грекам:
прекратите драться друг с другом.

Независимый Клемент Дэвис одобрил
данное премьер-министром описание демо-
кратии. Он ошибся только, сказал Дэвис,
когда говорил о правительстве, которое
было установлено в Греции союзными на-
циями, как о конститущионном правитель-
стве. По мнению Дэвиса, правительство по-
ступило бы более мудро, если бы Англия
ззяла на себя ответственность в Греции.

Заместитель лидера лейбористской пар-

тии Артур Гринвуд заявил, что он предпола-
гает обоатиться к своим друзьям с прось-
бой не голосовать за поправку. Для Анг-
лии жизненно важно найти выход из этого
затруднительного положения. Нельзя даль-
ше терпеть войну между английскими сол-
гатами и греческим народом. Эта борьба
должна быть прекращена. Было бы позорно,
если бы она продолжалась. Гринвул зая-
вил: «Досадно, но факт, что премьер-ми-
вистр создал ‘впечатление, будто прави-
тельство поддерживает правых против л®-
вых».

«Греция уладит свои дела, —<казал Гран-
вуд,—если она получит правительство, сво-
бодно избранное её народом в результате
всеобщих выборов? Я считаю, что в дан:
ном случае честь Англии поставлена Ha
карту. Если существует какая-либо воз*
можность прекратать эту братоубийствен-
ную войну, то эта возможность должиз
быть использована немедленно».

ЛОНДОН, 8 декабря. (ТАСС). Как пе-
редаёт агентство Рейтер, выступивший в
заключение сегодняшних прений по во-
просу о Греции в палате общин английский
министр иностранных дел Иден заявил, что
нельзя изображать греческое правитель-
ство, как реакционную группу. По словам
Илдена, министры, представлявшие ЭАМ,
настаивали на демобилазации регулярных
частей греческой армии, но хотели сохра-
нить свои собственные отряды. Это, а не
какие-либо новые инструкции или советы
британского правительства, послужиле пря-
чиной военикновения разногласий. Выборы
должны состояться после того, как поря-
док будет восстановлен, добавил Иден.

ЛОНДОН, 8 декабря. (ТАСС). Как пез
редаёт агентство Рейтер, правительство по-
лучило вотум доверия в палате общин. 279
голосами против 30 была отклонена по-
правка, Окритикующая политику правитель-
ства в Грещии.

Шведская фашистская газета «Дагспостен»
‚издавалась на гитлеровские деньги

СТОКГОЛЬМ, 8 декабря. (ТАСС). Как
` сообщает шзедское радио, прокурорские
власти Стокгольма обратились сегодня к
стокгольмекому городскому суду с прось-
бой привлечь к судебной ответственности
членов правления выходившей в Шзеции
газеты «Дагспостен». Е

Из полицейского отчёта, как сообщает
шведское государственное информацион-
ное управление, видно, что указанная газе-
та издавалась, начиная с 1 декабря 1941 г.,
с помощью тайных немецких субсидий.
Немцы несколько раз предлагали газете
поместить известия, составленные и отре-
дактированные таким образом, чтобы слу-
жить германским пропагандистским целям.

Было установлено также, что такие иззе-
стия в газете действительно помещались и
что в ряде случаев текущие передовые
статьи, помешавшиеся в газете, инспириро-
вались немцами. .

В связи с этим стокгольмской уголовной
полицией был произведен 18 августа 1944 г.
обыск в помещениях газеты «Дагспостен».
Во время обыска были конфискованы неко-
торые документы и дела. Из этих докумеч-
тов видно, что за время с 28 апреля
1943 года по 21 июля 1944 года включи-
тельно  гёзета «Дагспостен» получила,
в частности в виде анонимных «пожертво-
ваний» и «дотаций», в общей сложности
254.640 крон.

OS
Прием делетации польской интеллигенции в ВОКС’е

стве культурной связи с заграницей

Вчера, 8 декабря, во Всесоюзном обще:

ВОКС тов. Караганов, председатель Всесла-
вянского Комитета генерал-лейтенант

(ВОКС) состоялся прием в честь прибывшей т. Гундоров, Председатель Комитета по де-

в Москву делегации польской интеллиген-
ции — представителей польской науки, ис-
куества и литературы.

На приёме присутствовал вееъ состав де-
легации во главе с заместителем председа-
теля Польского Комитета Нэционального
Освобождения г-ном Януш и руководителем
отдела просвещения Польского Комитета
Национального Освобождения — локтором
Скжешевеким, заместитель председателя

лам высшей школы тов. Бафтанев, замести-
тель Наркома здравоохранения СССР Tos.
Парин, заместитель председателя исполко-
ма Моссовета т. Астафьев, писатели, арти-
сты, композиторы, художники, киноработ-
ники, архитекторы столицы и представи-
тели печати. /

Для гостей был дан концерт с участие
лучших артистических сил Москвы.

(ТАСС).