Военные действия

ЛОНДОН, 14 декабря. (ТАСС). В сооб-
чения штаба верховного командования
экспедиционных сил союзников говорит-

В секторе Юлих —Дюрен войска союз:
ников, преодолевая упорное  сопротивле-
ние противника, очистили Шонпховен. В
руках союзников находятся также деревни
Мариазейлер и Дерихсвейлер, к западуот
города Дюрена; и Гей, южнее этого го-
рода. Отмечено пролвижение войск союз-
ников в районах к северу и к югу от Мон-
шау. К востоку и юго-востоку от Рётгена
войска союзников заняли Роллесбройх и
Зиммерат. Союзники продвинулись пример-
но на 4 мили в лесистом районе, к юго-во-
стоку от Моншау.

В долине реки Саар войска союзников
натолкнулись на ожесточенный артилле-
рийский огонь противника в районе пред-
мостного укрепления у Диллингена. Вой-
ска союзников форсировали реку Блис ме-
жду Габкирхеном и  Блисбрюккеном, в
районе к северо-востоку от Сааргемюнда.
Продолжаются уличные бои в Габкирхе-
не. Сотозниками захвачен последний форт
Меца— форт Жанна д’Арк.

В Северном Эльзасе, западнее Нижних
Вогез, войска союзников продвинулись на
три мили. Северо-западнее Битша союз-
ные войска прорвали линию Мажино. Ча-
сти союзников, наступающие к северу от

в Запалной Европе

Хагенау, заняли лес Зульц и несколько
близлежащих деревень. Восточнее этого
района продолжаются бои В Зельце, воз-
ле Рейна. 13 декабря истребители-бомбар-
дировщики продолжали налеты на желез-
нолорожный транспорт противника и на
его коммуникации в Голландии и в За-
падной Германии.

пении штаба вооруженных сил союзников
на средиземноморском театре военных
действий говорится, что на фронте в Ита-
лии канадские части 8-й армии после це-
лого дня тяжелых боев значительно рас-
нерили свое предмостное укрепление из
реке Ламоне ‘и. отразили ряд сильных
контратак противника. На правом фланге
предмостного укрепления занят населен-
ный пункт Меццано. Юго-западнее Имо-
ла английские части 5-й армии ворвались
в две дефевни, где идут бои с противни-
ком, оказывающим упорное сопротивление.

Прибытие третьего контингента
бразильских войск в Италию

НЬЮ-ЙОРК, 13 декабря. (ТАСС). Как
передаёт корреспондент агентства Ассоши-
эйтед Пресс из Рио-де-Жанейро, бразиль-
ское военное министерство сообщило, что
7 декабря в Италию прибыл третий контин-
гент бразильских! войск.

Положение в Греции

ЛОНДОН, 14 декабря. (ТАСС). Агент-
ство Рейтер передает из Афин, что бои на
участке английских казарм закончились ве-
чером 13 декабря. Взято в плен небольшое
число бойцов. ЭЛАС (военная организация
«Национально-освободительного фронта»).

НЬЮ-ЙОРК, 13 декабря. (ТАСС). Афин-
ский корреспондент агентства Ассошиэйтед
Пресс передает, что представители ЭАМ
{<Национально-освободительный фронт»)
об`явили о том, что ЭАМ отклонил англий-
ские условия.

ЛОНДОН, 14 декабря. (ТАСС). Как пере-
‘Лало сегодня днем лондонское радио, в ком-
мюнике генерала Скоби сообщается, что
ночь в Афинах прошла спокойно и ничего
существенного не произошло. Британские

войска несколько продвинулись в Пирее, но
в самих Афинах и вообще в Греции положе-
ние остается без изменений.

Корреспондент лондонского ‘радио сооб-
щил сегодня в полдень, что в Афинах за-
тишье. Военные наблюдатели утверждают,
что отряды ЭЛАС. перегруппировываются
для новых операций. Гражданскому населе-
нию разрешено появляться на улицах толь:
ко от 12 до 2 часов дня.

Сегодня вечером афинский корреспондент
лондонского радио сообщил, что затишье в
Афинах закончилось. В центральной части
города снова рвутся снаряды. Слышны пу-
леметная стрельба и грохот танкового боя.
В районе Пирея также происходят бои.

Ответы Черчилля на вопросы © Греции

ЛОНДОН, 14 декабря. (ТАСС). Как пе-
редает агентство Рейтер, во время прений
о Греции в палате общин 14 декабря, ко-
торые вновь возобновились после обсужде-
ния этого вопроса на конференции лейбо-
ристской партии, лейборист Давид Кирк-
вуд уведомил премьер-министра Черчилля,
что он, Кирквуд, утром 14 декабря полу-
чил массу телеграмм от рабочих-машино-
строителей со всех концов Англии, угро-
жающих забастовкой протеста против ро-
ли, которую английское правительство иг-
рает в Греции в настоящий момент.

Перед этим член палаты общин Сеймур
Keke спросил премьер-министра, сколько
времени еще правительство намерено про-
водить свою политику в Греции.

Черчилль в своем ответе заявил; что он
сейчас ничего не имеет добавить к тому,
что уже было сказано ораторами, высту-
павиими от имени правительства, но что
при случае он обратится к стране с но-
вым сообщением. Он’ заявил палате, одна-
ко, что английское правительство не полу-
HO OT правительств доминионов каких-либо
указаний на то, что они не согласны с ‘дей-
ствиями, которые Англия была вынуждена
провести в Греции.

Черчиллю был задан вопрос, может ли
он дать заверение, что с правительствами
доминионов проводилась консультация на
каждом этапе действий, предпринимаемых
Англией в Греции, и что этот курс внепе
ней политики одобрен ими.

Черчилль заявил, что физически было
невозможно консультироваться © доминио-
нами относительно каждого шага, хотя раз-
вивающиеся военные события вызывали не-
обходимость: по крайней мере в постоян-
ном информировании доминионов.

Черчилль также уведомил палату общин
о том, что, насколько он смог установить,
общие потери, понесенные английским фло-
том, английской авиацией и имперскими
войсками в: Греции с момента высадки в
этом году до конца ноября, составили не
более 300 человек. Эта цифра; сказал он,
включает убитых, раненых, пропавших без
вести и пленных. Имеются также сведения
о том, что английские войска после этого
потеряли еще 160 человек, из них 35 чело-
век убитыми. Данные относительно потерь
флота и авиации за этот период отсутст-
вуют. За тот же период, сказал Черчилль,
мы потеряли 8 неболыних судов и 32 са-
молета.

Ha конференции английской
лейбористской партии

ЛОНДОН, 13 декабря. (ТАСС). Агент-
ство Рейтер передаёт, что на конференции
лейбористской партии обсуждался вопрос ©
политике в отношении. Греции. Было об’яв-
лено о том, что поступили десятки резолю-
ций по этому вопросу. Исполком лейбо-
ристской партии решил вынести на рассмо-
трение только олну резолюцию, более уме-
`ренную, чем та, которую требовали некото-
рые тред-юнионы. Председатель конферен-
ции Ласки заявил, что на обсуждение бу-
‘дет поставлена только эта резолюция. Все
несогласные с ней, сказал он, могут голосо-
вать ‘против неё. В этой резолюции гово-
рится:

«Конференция глубоко сожалеет о тра-
гическом положении, созлавшемся в Гре-
ции, и призывает английское правительство
принять самым срочным образом все необ-
ходимые меры для того, чтобы облегчить
незамедлительное достижение перемирия и
обеспечить возобновление переговоров ме-
жду всеми частями народа, сопротивлявше-
гося фашистским и нацистским  захватчи-
кам. Это должно быть сделано в целях со-
здания временного национального ‘прави-
тельства, которсе, как только это окажется
осуществимым, приступило бы к проведе-
нию свободных и справедливых всеобщих
выборов с тем, чтобы греческий народ по-
лучил возможность выразить свою волю.
Конференция желает создания сильной де-
мократической системы, которая принесет
мир, счастье и примирение нашим велико-
душным и героическим союзникам — гре-
кам». ы

Гринвуд, внося резолюцию, заявил, что
нынешняя обстановка в Греции является
«ужасающей, страшной и опасной». «Воен-
ные мероприятия, — сказал он, — никогда
не урегулируют этой проблемы. Это — по-
литическая проблема, и сейчас ответствен-
ность должна лечь на плечи английского
правительства».

Гринвуд выразил удовлетворение по по-
воду того, что над английским послом в
Греции «будет в некотором смысле стоять
министр в ранге члена кабинета и что гене-
фал Скоби получает сейчас приказы от
главнокомандующего этой зоной».

Фред Маршалл (профсоюз муниципаль-
ных рабочих) поддержал резолюцию, вне-
сенную исполкомом. .

С критическими замечаниями выступи
тенеральный секретарь национального тред-
юниона железнодорожников Бенстид, ко-
торый заявил: «Мой тред-юнион не может
возражать против этой резолюции. Однако
мы считаем, что наше движение должно вы-
сказаться более определенно по поводу
этих и других вопросов. Лейбористское
движение не всегда удовлетворено поло-
винчатыми резолюциями». Бенстид считает,
что «чем скорее будет покончено с этим
делом, тем лучше это будет для престижа
Англии во всём мире».

Министр труда Бевин, выступивший в ка-
честве представляющего лейбористов ми-
нистра в военном кабинете, сказал, что ре-
шения, принятые в Греции, являются реше-
ниями военного кабинета. «Я, — сказал Бе-
вин, — вместе с мбЕми коллегзми-лейбори-
стами принимал участие во всех этих дис-
куссиях на протяжении почти 4 лет. Я сме-
ло говорю, что я несу ответственность за
решения. Я не могу заставить себя считать
какое-либо из этих решений неправильным».

Бевин обвинил ЭЛАС в-том, что эта орга-
низация не сдержала своего слова. «При
условии, если ружья будут отложены в сто-

рону или сданы, — сказал он, — англий-
ское правительство готово в любой момент
сесть.за стол конференции с целью создать
широкое правительство, не обязательно во
главе с нынешним премьер-министром».
«Независимо от того, нравится нам это
или нет, — сказал Бевин в заключение, —
Британская империя не может’ отказаться
от.своих позиций на Средиземном море».
Вновь избранный член исполкома лейбо-
ристской партии Эньюрин Бивен заявил:
Было’ бы прискорбно, если бы единодуш-
ное принятие этой резолюции было расце-
нено всем миром, как поддержка речи Бе-
вина». Бивен сказал, что «конференция
должна осудить действия правительства и
настоять, чтобы лейбористские представи-

‘тели в правительстве оказывали более ре-

шительное влияние на ведение дел».

Член палаты общин Хейден Гест  пы-
тался поставить вопрос о порядке дня,
указывая, что председатель «совершенно
несправедлив» по отношению к делегатам.
Председатель дважды отказался  выслу-
шать это заявление. Тогда другой делегат
выступил с предложением расширить число
резолюций, подлежащих обсуждению.
Председатель заявил, что он не Может это
допустить, и предложил Гриффитсу отве-
тить от имени исполкома. Гриффитс за-
явил, что большинство ораторов не желает
распада национального правительства в
связи с этим вопросом; между тем вотум
недоверия правительству явился бы указа-
нием для министров-лейбористов немедлен-
но покинуть правительство.

Гриффитс заверил конференцию, что лей-
бористы поддержат политику английского
правительства в отношении Греции в слу-
чае, если будут гарантированы следующие
пункты: «Мы желаем перемирия с ЭЛАС,
а не безоговорочной капитуляции. Это озна-
чает соглашение между заинтересованными
сторонами, а не ультиматум. Лейборист-
ская партия будет настаивать на представи-
тельном правительстве, а никакое прави-
тельство, исключающее ЭАМ, не может
быть представительным». Гриффитс предло-
жил, чтобы в Греции было сформировано
правительство во главе с премьер-минист-
ром, приемлемым для всех партий. Он за-
верил конференцию, что лейбористская пар-
тия будет настаивать на разоружении
охранной полиции и двух греческих воин-
ских частей, находящихся сейчас под
командованием англичан и используемых
против ЭЛАС, а именно горной бригады и
«Священного батальона».

Конференция приняла резолюцию, пред-
ложенную исполкомом. За неё голосовали
делегаты, представляющие 2.455 тыс. голо-
сов; против резолюции голосовали делега-
ты, представляющие 137 тыс. голосов.

Позиция партии «Коммонуэле»
в греческом вопросе

раелает агентство Рейтер, новая англий-
ская партия «Коммонуэлс» 13 декабря
начала по всей стране кампанию с требо-
ванием «немедленного прекращения насту-
пления англичан на греческий народ, сия:
тия антлийского вето с греческого левого
коалиционного правительства и отзыва ан-
глийского посла в Греции Липера».

Партия «Коммонуэле» требует также,
чтобы лейбористы либо настаивали Ha pea-
лизации этих требований, либо вышли из
состава правительства.

АДРЕС РЕДАКЦИИ и ИЗДАТЕЛЬСТВА: Москва, 40. Ленинградское зноссе, улица «Правды», д. 24. ТЕЛЕФОНЫ ОТДЕЛОВ РЕДАКЦИИ: Справочное бюро —Д 3-15-68; Партийной х.изни — Д 3-35-42; Пропаганды

° Общественность Чили
приветствует установление

дипломатических отношений
Чили с СССР

НЬЮ-ЙОРК, 14 декабря. (ТАСС); Уста-
новление дипломатических отношений ме-
жду Чили и Советским Союзом получило
широкое олобрение общественных кругов
Чили.

Министр иностранных дел Чили Ферная-
дес опубликовал заявление, раз’ясняющее
чилийскому народу «большое значение
установления отношений с одной из трёх
глазных стран из числа Об’единенных на-
ций». :

Видные политические и общественны
деятели приветствуют установление респу-
бликой Чили дипломатических отношений
с СССР. Секретарь конфедерации рабочих
Чили, депутат парламента Ибаньес заявил,
что установление отношений с СССР «при-
несет большую пользу обеим странам».

По сообщению корреспондента , агент-
ства Ассошиэйтед Пресс из Сант-Яго,
влиятельная консервативная газета «Эль
Меткурио» подчеркнула значение устано-
вления отношений «с нацией, играющей
важную роль в мировой политике».

ЛОНДОН, 14 декабря. (ТАСС). По сооб-
щению агентства Рейтер из столицы Чили
Сант-Яго, 12 декабря там состоялась де-
монстрация, приветствовавшая ‘установле-
ке дипломатических отношений между
Чили и СССР. В демонстрации априняло
участие несколько тысяч человек. Они
прошли перед зданием правительства. С
балкона этого здания к демонстрантам
обратились с речами бывший министр фи-`
нансов Гильермо Педрегаль и бывший ми-
нистр труда Бернарло Лейтон.

—O—

АМЕРИКАНСКАЯ ПЕЧАТЬ 06 ИТОГАХ
- МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ
ПО ВОПРОСАМ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

НЬЮ-ЙОРК, 14 декабря. (ТАСС). Коммен-
тируя итоги закрывшейся 7 декабря между-
народной конференции по вопросам граж-
данской авиации, все газеты отмечают, что
конференция не привела к полному соглз-
сию. Однако векоторые газеты, как, напри-
мер, «Нью-Йорк таймс», указывают, что кон-
ференция добилась, «повидимому, самого
большего, чего можно’ было добиться в на-
стоящее время». Другие газеты, как, напри-
мер, «Нью-Йорк геральд трибюн», заявляют,
что. даже соглашения, которые были з2-
ключены на конференции, носят «лишь пред-
варительный характер». -

Газета «Крисчен сайене монитор» ’ отме-
чает, что «будущее международной граж-
данской авиации всё ещё омрачено возмож-
ностью возникновения ожесточенной борь-
бы». В противоположность этому вашинг-
тонская газета «Ивнинг стар» и детройтская
газета «Фри пресс» заявляют, что конферез-
ция положила «разумное начало» в этой об-
ласти международного сотрудничества. Вы-
ходящая в Спрингфилде консервативная га-
зета «Рипабликэн» пишет: «Провал конфе-
ренции частично об’ясняется наличием раз-
личных нациозальных и экономических ич-

тересов».

Английский протест
против убийства немцами
пленного английского лётчика

ЛОНДОН, 13 декабря. (ТАСС). Как пе-
редает агентство Рейтер, военный министр
Григг заявил в палате общин 13 декабря,
что Англия выражает Германии энергич-
ный протест против расстрела пленного
английского летчика Коулса. Григг cood-
шил, что Коуле, бежавший из лагеря. для
военнопленных, был пойман в. Данциге и
водворен в лагерь. Впоследствии была но-
лучена информация от державы, защищаю-
шей интерёсы Англии, о том, что он нахо-
дится под арестом по обвинению в шпио-
наже. Позднее стало известно из достовер-
ных источников, что Коулс был пезедан
гестапо, и, наконец, германские власти со-
обшили, что Коуле был расстрелян в
Тильзите «при попытке оказать сопротивле-

нв®».
о :

Гитлеровцы проводят новое
«тотальное прочёсывание»
с целью наскрести резервы`

ЖЕНЕВА, 14 декабря. (ТАСС). Гитлеров-
ское агентство — германское информацион-
ное бюро сообщает о новых мероприятиях
гитлеровцев с целью изыскать добавочные
людские ресурсы для армии ин военной про-
мышленности. Согласно сообщению агент-
ства, распоряжением Геббельса повышен
предельный возраст подлежащих мобилиза-
ции в военную промышленность женщин до
55 лет. Закрываются ещё действовавшие
профессиональные школы и проводится но-
вое прочесывание гражданского сектора
промышлевности, банков, контор, страховых
и административных учреждений. Одновре-
менно в Германии вновь удлиняется про-
должительность рабочего дня. В целях
изыскания сырьевых ресурсов для нужд во-
енной промышленности ещё более сокра-
щается расходование сырья на производство
предметов гражданского потребления.

— Gj ——

Бои в Югославии

БЕЛГРАД, 14 декабря. (ТАСС). Верхов-
ный штаб Народно-освободительной армии
Югославии сообщает, что в Восточной Бос-
нии, в районе Маевицы, разбита немецко-
четническая колонна. На дороге Више-
град — Сараево продолжаются сильные
бси. В секторе Деветак за 4 дня боев уби-
те и‹ранено более 650 немецких и недичев-
ских солдат и офицеров и захвачены боль-
шие военные трофеи.

В долине Босны немцы продолжали свои
попытки отбросить югославские части ©
коммуникаций Лашва—Зеница, по которым
немецкие части отступают на север. За три
дня боев в этом секторе убито и ранено
1.260 немецких солдат и офицеров, уничто-
жено 3 танка и 13 автомашин. Захвачено
много оружия и боеприпасов, а также знамя
разбитого немецкого полка.

—о—
ИНОСТРАННАЯ ХРОНИКА

3& Как передает агентство Рейтер, в
Лондоне об’явлено, что главный маршал
авиации Траффорд Лей-Маллори и его
жена, которые, как сообщалось ранее, про-
пали без вести во время перелета в Ин-
дию в ноябре этого года, повидимому, по-
гибли.

$ 6 декабря в Копенгагене был аресто-
ван датский контр-адмирал Карл Гаммеё:
рик. Никто не знает причин этого ареста.
Гаммерик был одним из руководителей
«Датского комитета помощи Норвегии»,

$ Румынская печать сообщает © co-
злании военной секции в румынском обще-
стве по укреплению связи с СССР. Пред-
седателем секции избран генерал Рашка-
ну, вице-председателями — генералы Мар-
дару и Кретулеску.

53 По данным мексиканской конфедера-
ция торговых палат, численность населе-
ния Мексики в настоящее время состав-
ляет 22 млн. человек:

Прием А. А. Идановым членов правления
общества «Финляндия — Советский Союз»

ХЕЛЬСИНКИ, 13 декабря. (ТАСС).
11 декабря председатель Союзной Кон-
трольной Комиссии генерал-полковник

А. А. Жданов принял правление общества
«Финляндия— Советский Союз». На приеме
присутствовали почетный председатель
общества премьер-министр Паасикиви, прел-
седатель правления общества министр фи-
нансов Хело, вице-председатели Сергелиус,
Рууту и Рюэмя, члены правления обсства
министры Певкала, Кекконен и Свенто, пи-
сательница Вуолиоки, Херта Куусинен, де-
путат сейма Сундстрем, профессор Вильска,
рабочий Парккари, лектор Суомела, коммер-
ции советник Харима и другие.

Они ознакомили А. А. Жданова © рабо-
той и ближайшими задачами общества. По-
четный председатель общества премьер-ми-
нистр Паасикиви сделал вступительное
слово и подчеркнул значение и важность
данной встречи. Председатель секции лите-
ратуры и искусства писательница Хелла

`Вуолиоки изложила план работы секции и

указала на имеющееся в Финляндии силь-
вое. желание ознакомиться с произвещезия-
ми и представителями созетской литерату-
ры, музыки и искусства. Председатель со-
циально-политической секции Парккари,
председатель научной секции доктор Рууту,
председатель торгово-промышленной секции
коммерции советник Харима и председатель
спортивной секции Суомела  ознакомили
А. А. Жданова с планами работы своих
секций и выразили пожелания 0б уста-
нонлении более тесных связей ме-
жду обеими странами в соответствующих
областях и относительно носещения Фин-
ляндии представителями советской общест-
венности, науки, литературы и искусства.
Они просили также оказать им помошь в
получении различных материалов, характе-
ризующих жизнь Советского Союза. Про-
фессор Вильска высказал пожелание об
ускорении обмена научными достижениями и

опытом между финскими и советскими уче-
HEIMH.

А. А. Жданов поблагодарил членов пра-
вления общества «Финляндия — Советский
Союз» за ознакомление с работой общества
и планами его секций. Он отметил, что за
короткое время общество развернуло мно*
гогранную и широкую работу: Оно зтано-
вутся влиятельной общественной и КУЛЬ-
турной силой Финляндии, об’единяя  вокруг
своей программы прогрессивные элементы
из разных слоев финского народа. Общест-
во справедливо не ограничило своих задач
только культурными проблемами, а намети-
‘ло программу всестороннего ознакомления
финского народа с Советским Союзом, ©
его государственной, общественно-политиче-
ской, социально-экономической и культур-
ной жизнью. Далее А. А. Жданов указал
на то, что в результате выхода Фанляндии
из войны и соглашения о перемирии в Фин-
ляндии развернулся имеющий поистине
историческое значение процесс консолида-
ции прогрессивно-демократических сил во-
круг задачи установления дружественных и
сердечных отношений с Советским Союгом:.
Эти передовые идеи и новые силы, в PATY
которых важная роль принадлежит обще-
ству «Финляндия — Советский. Союз», про-
клалывают себе путь в. борьбе < отжинаю-
шими силами реакции, которые в течение
многих лет, являясь господствующей си-
лой, направляли политику Финляндии во
враждебном Советскому Союзу духе и
ввергли Финляндию в кровопролитную воину.

СССР, последовательно осуществляя свою
неизменную политику ‘мира и дружбы
между народами, с глубокой симпатией
й вниманием следит за работой общества,
убежденный в том, что идеи дружбы <во-
бодной, независимой демократической Фин-
ландии с Советским Союзом отвечают ко-
ренным интересам финского народа.

В заключение А. А. Жданов пожелал
обществу дальнейших успехов в его ра-
боте-

Польский народ требует преобразования
Польского Комитета Национального бевобождения
BO Временное национальное правительство

ЛЮБЛИН, 14 декабря. (ТАСС). Газета
«Зелены штанлар» (орган партии «Строн-
ництво людове») опубликовала 11 декабря
подписанное руководящими органами ‘пар-
тии «Стронництво людове» обращение к
Крайовой Раде Народовой с требованием о
преобразовании Польского Комитета Нацио-
нального Освобождения во Временное нз-
циональное правительство Польской респуб-
лики.

В обращении говорится, что Польский Ко-
митет Национального Освобождения в тече-
ние пяти месяцев проделал огромную работу
по восстановлению хозяйственной и куль-
турной жизна демократической Полыни. Вы-
полняя государственные и политические тре-
бования народа, говорится в обращении,
Польский Комитет Национального Освобо-
ждения стал фактически представителем на-

ода.

Е ЛЮБЛИН, 12 декабря. (ТАСС). Со всех
концов освобожденной территории Польши
поступают в Люблин многочисленные ре-
золюции сабраний и митингов крестьян, ра-
бочих и интеллигенции с требованием пре-
образования Польского Комитета Нацио-
нального Освобождения во Временное пра-
вительство Польской республики.

В резолюции, подписанной 250 крестьяна-
ми Лохувской гмины (волости), Венгрув-
ского уезда, говорится: