Igy
—

3.
Rg
IT)
Hi
ку,
и
HO
}-
ет
B
(4-
3-
В,
[6-

Tb
-

4-

oon Se

2 СЕНТЯБРЯ 1937:г.. № 242 (7208)

=

НА Bb

«ВОЕННЫЙ СОВЕТ В ФИЛЯХ В 1812 г.»

ia

TIPABAA

К 125-лепиио Бородинскою боя

ПОЛЕ

На 1229-м километре от столицы, за Мо-
хайском, поезд Москва-Минск делает ми-
нутную остановку: станция Бородино. Пря-
мая, мощеная камнем дорога ведет от стан-
ции к местам исторического Бородинского
сражения. Перед приезжим постепенно рас-
крываетея панорама огромного холмистого
поля, окаймленного лесом. Бородинское по-
ле величественно своими размерами, своей
особенной, торжественной тишиной...

Через несколько дней, 7 сентября, ми-
нет 125 лет со дня Бородинского боя, па-
мять о котором сохранена в народных пес-
нях и былях, в творениях величайпих пи-
сателей и поэтов русского народа — Пуш-
кина, Лермонтова, Льва Толетого.

С дороги еще издали виднеются в поле
силуэты обелисков, каменных памятников,
воздвигнутых на братских могилах павших
бойцов. На гранитных глыбах укреплены
чугунные, мраморные, бронзовые доски с
тазваниями полков, сражавшихся под Бо-
родином. Более 50 тысяч русских воинов
покоятся в этих братских могилах. Неко-
торые памятники украшены барельефами
с изображением сцен Бородинского боя, из-

„ < ваянными из камня и металла шлемами,

se 9

eS

ese oe ee ee Е

А.И

боевыми доспехами, чугунными артиллерий-
скими ядрами,

Четырехгранный обелиск розового гра-
нита — памятник воинам Финляндского
полка — хранит надпись:

«Полвигам доблести
слава, честь,
память».

В окрестностях Бородина до сих пор с0-
хранились прежние названия деревень, ре-
чек, холмов, знакомые каждому из описа-

_ К 1925-летию Бородинского боя

мир» Л. Толстого. Речка Колоча, некогда
разделявшая русские и неприятельские
войска, течет в невысоких берегах. В ки-
лометре от берега находится деревня Ше-
вардино, близ которой до сих пор сохра-
нились остатки знаменитого Шевардинско-
го редута, являвшегося передовым пунктом
русских укреплений.

Свой главный удар в Бородинском бою
Наполеон направил в центр расположения
русских войск — на холм, занятый артил-
лерийской батареей Раевского, и на так
называемые флеши (флеши -— род земля-
пых укреплений), обороной которых коман-
довал русский полководец П. И. Батратион,
получивший смертельное ранение в Боро-
динском бою. Одна из «багратионовых
флешей» сохранилась до сих пор.

Всего на Бородинском поле насчитывает-
ся 36 памятников. Все они расположены
на территории площадью около 20 кв. км.

Сейчас на Бородинском поле ежедневно
можно видеть группы молодежи; с буке-
тами полевых цветов они ходят от одного
памятника к другому, с уважением читая
названия частей, сдержавших у Бороди-
на яростный штурм наполеоновских войск.

У лороги, против холма батареи Раевско-
то, расположен небольшой старинный до-
мик. На фронтоне домика надпись: «Военно-
исторический музей в Бородино». Каза-
лось бы, что этот музей, имеющий большое
историческое значение, должен играть важ-
ную роль в ознакомлении многочисленных
посетителей с героической страницей из
пропелого нашей страны. Олнако на деле
этого еще нет. Музей и некоторые памят-
ники находятся в запущенном состоянии.

ния Бородинского боя в романе «Война и  (Спец. корр. ТАСС).

_ КАК ХОЗЯИНИЧАЮТ
В ДЕТИЗДАТЕ

Директор Детиздата Цыпин решил, что
издательство — это его частная лавочка,
тде он может проявлять широту своей на-
туры. Цыпин стал разбрасывать государ-
ственные деньги направо и налево, под-
кармливая в издательстве людей, полити-
чески сомнительных и просто враждебных.

Ярким примером разбазаривания средств
может служить журнал «Сверчок». На
оплату одних авторских» гонораров этого
тоненького журнальчика в 16 страниц ди-
ректор выдавал 14.000 рублей в месяц.
Редактор этого журнала — разоблаченный
враг народа Олейников. К нему Цылин по-
чему-то питал особенную благосклонность,
платя за редактирование журнальчика
1.400 рублей в месян.

Сомнительные люди и халтурщики на-
шли для себя в редакции этого журнала
золотое дно. Здесь платили по 500 и1.000
рублей за плохие и даже не использован-
ные рисунки. Было сделано все, чтобы
превратить «Сверчок» в пошленький жур-
нальчик буржуазного толка.

Всякого рода проходимцы находят в
Детиздате теплый приют. Авансы текут
без конца. За рукописи, выброшенные в
корзину, Цыпин списал в 1936 году око-
10 340.000 рублей, а за первое полугодие
1937 тода — 116.000 рублей.

Торгашеский стиль работы характерен
для Детизлата. Ничтоже сумняшеся, Цыпин
пускает «под нож» отпечатанные книги,
на которые затрачиваются десятки тысяч
рублей, и лаже не привлекает к ответ-
ственности виновников. Так пущены были
«под нож» книга для  дДОШколЬников
«Фрукты и ятолы» тиражом в 25.000
экземпляров, которая стоила издательству
&5.000 рублей, книга Жюль Верна «Из
пушки на луну» тиражом в 50.000, кото-
рая стоила издательству 48.000 рублей.
В последней книге было свыше ста опеча-
ток (редактор Солнцева).

зответственное отношение к государ-
ственным средствам настолько в’елось в 69-
нание работников издательства, что там
‘же давно забыли счет деньгам. Перерас-
ход издательства по договорам в течение
полугода превысил на 1 миллион рублей
TY сумму, какая была ассигнована на голо-
Рой договорный портфель. В 1937 году
выплатили художникам 236.000 рублей за
оформление книг, которые либо совеем не

будут печататься, либо отложены в долгий
ящик. Первый том детской энциклопедии,
почти целиком состоящий из материалов,
уже опубликованных в разное время, 060-
шелся издательству в 150.000 рублей. Од-
ним только оформителям за поставку фото-

графий и работу над переплетом уплачено.

48.000 рублей, а халтурщикам, рукописи
которых выброшены как, хлам, — 55.000
рублей.

Подкармливая врагов народа и халтур-
щиков, Цыпин не забывает и себя. Как ли-
ректор издательства, он вступил в договор-
ные отношения со своей женой, которая
получает из кассы Детиздата десятки ты-
сяч рублей.

Цыпин окружил себя в издательстве быв-
шими меньшевиками, политически сомни-
тельными и враждебными людьми. Произ-
водственный сектор, причинивший огром-
ные убытки и выпускавший брак, состоял
из меньшевиков, бывших владельцев изда-
тельств и газет. Работники издательства,
привлеченные Цыпиным, прикрывали его
преступления в благодарность за теплое
местечко.

Цыпину нужны были свои люди, предан-
вые ему подхалимы. Вот чем Цыпин руко-
Бодствовался при подборе кадров — от ре-
дактора до корректора.

Так, в 1936 году он пригласил в каче-
стве заведующего сектором  научно-попу-
лярной книги своего личного друга, поли-
тически сомнительного человека Нюрен-
берга, деятельность которого обошлаеь из-
дательству в несколько десятков тысяч
рублей. Нюренберг оставалея на работе в
течение года, несмотря на его антипартий-
ные вылазки, о которых члены партии и
беспартийные неоднократно сигнализиро-
вали Цыпину.

Секретарь парткома Солнцева готова все-
гла и во всем оправдать своего директора.
Цыпин и Солнцева совместно и дружно по-
крывали ставленника Файнберга, бывшего
главного ‘редактора излательства политиче-
ского бандита Г. Лебедева.

Цыпин совместно с Солнцевой зажали
в крепкий кулак партийную организацию
и аппарат Детизлата, расправляясь со все-
ми, кто осмеливалея поднять голос против
безобразий «начальства».

Детиздат находится в тяжелом положе-
нии. К сожалению, ЦЕ ВЛКСМ запустил
эту болезнь, он излишне доверчив к ру-
ководителям издательства.

Б. ЕГОРОВ.

ского района —— завальщик завода
Войкова комсомолец тов. Тарахов: Он пре-
красный производетвенник и уже овладел
летным искусством в Центральном ‘аэро-
клубе без отрыва от работы. Мнение вра-
чей единодущное: годен! Тов. Тарасов про-

Картина художника А. Кившенко (Государственная Третьяковская галлерея)

ОРОДИНСКОМ   Первый день призыва
в Красную Армию

Вчера в Москзе начался призыв в Ра-

боче-Крестьянекую Красную Армию. Тыся-
чи молодых людей пришли на призывные
пункты с оркестрами и знаменами.

У стола призывной комиссии Октябрь-
им.

сит направить его в воздушный флот.
«Полюбил я самолет, — товорит он. —

Буду с воздуха защищать свою родину».
Комиссия удовлетворила просьбу призыв-
ника: он будет летчиком.

Григорий Васильевич Пряхин —— один

из лучших стахановцев завода им. Войко-
ва, выполняющий
проп. Два его брата— Василий и Сергей—
уже служили в армии. Младший брат Ми-
ша призывается в будущем году. С. нетер=
пением” ждал призыва Григорий  Пряхин;
Лицо его сияет; он назначен в броне-тан-
ковую часть. .

норму на 170—180

В ОРГАНИЗОВАННОМ

ПОРЯДКЕ

ХАБАРОВСК, 1 сентября. (ТАСС). В
Хабаровске началея призыв нового попол-
вения в ряды Рабоче-Крес?ьянской Крас-
ной Армии. Призывной пункт хорошо пюд-
готовился к приему молодежи. Помещение
его поражает своей чистотой, изящной от-
делкой и обилием цветов. В большом зале,
тде проходит призыв, организованы: уго-
xox Осоавиахима, РОКА; выставка, посвя-
щенная Красной Армии.

Молодежь является на пункты в орга-
низованном порядке. С завода им. Молото-
ва молодежь пришла с духовым оркестром
и знаменем.

В центре города высится старинное зда-
ние с колоннами. Ежедневно к его воротам
под’езжают грузовик за грузовиком, вы-
тружая тысячи книг, журналов, брошюр,
альбомов. газет, плакатов, доставленных со
всех концов необ’ятной страны Советов и
из зарубежных стран. Два экземпляра всех
произведений, выходящих из-под печатного
станка на территории СССР, доставляются
сюда — в Государственную Публичную би-
блиотеку имени М. Е. Салтыкова-Щедрина.
Только за первую половину 1937 года в
библиотеку поступило около 141 тысячи
печатных изданий, в том числе 104 тыся-
чи русских книг и журналов, около 19 ты-
сяч книг и журналов на языках народов
СССР, 14 тысяч иностранных книг и жур-
налов. 13 тысяч комплектов газет и мно-
жество других произведений печати.

Олно из величайших в мире книгохрани-
лиш Государственная Публичная библио-
тека имени Салтыкова-Щелрина—насчиты-
вает в своих фондах около 9 миллионов
изланий, в том числе 65 миллионов 0б-
работанных и систематизированных, соста-

вляющих так называемый «основной
фонд». По богатству и об`ему этого фонла
Государственная Публичная библиотека

должна быть поставлена рядом с четырь-
мя крупнейшими библиотеками мира: биб-
лиотекой конгресса США в Вашингтоне,
Национальной ‘библиотекой в Париже, биб-
лиотекой Британского музея в Лондоне и
Всесоюзной библиотекой имени В. И. Ленина
в Москве.

150 километров — такова длина полок,
потребных для размещения подобного собра-
ния книг!

Но не только количеством книг славится
Государственная Публичная библиотека.
Среди ее коллекций — бесценные уникаль-
ные печатные издания и рукописи всех
времен и всех народов. Ее рукописное от-
деление сплошь состоит из уникумов и со-
держит около четверти миллиона рукопи-
сей, среди которых — древнейшие египет-
ские папирусы, знаменитое собрание древ-
не-славянских и русских рукописей, исто-
рические документы Французской револю-

JiR MB ble

В начале апреля специальный коррес-
пондент «Рльшовицькой правды» Галуш-
ко посетил Чечельницкий район. Указав,
что. «район с опозданием начал полевые
работы», спецкор пожурил райком партии

1] ванно ‘и показал высокую сознательность и

Предприятия Ленинградского района
подготовили к призыву 1.233 ворошилов-
ских стрелка, 100 паранютистов, около
100 летчиков и планеристов. Одним из
первых подошел к столу комиссии комсорг
одного из цехов завода № 1 тов. Крылов.
Он не скрыл своей радости, узнав, что его
назначили в военно-воздушную часть.

— Годен! — Это слово неизменно по-
вторялось вчера во всех призывных пунЕ-
тах столицы.

Призывная комиссия Кировского района
предоставила льготу тов. Леонову — pa-
бочему фабрики «Парижская Коммуна».
Призывник написал на имя военкома сле-
дующее заявление: «От льготы отказы-
Baloch. Желаю служить в РИВА. Я учился
на курсах танководителей и прошу напра-
вить меня в танковую часть».

Медицинские комиссии отмечают пре-
красное физическое состояние призывников.

Первый день призыва нрошел организо-
дисциплинированность призывников.  По-
всюду была 100-процентная явка.

HU OJHOro
НЕГРАМОТНОГО

МИНСК, 1 сентября. (Корр. «Правды»).
Молодежь столицы БССР-—форпоста Co-
ретского Союза на границе с капиталисти-
ческим миром — с огромным воодушевле-
нием идет на призыв в ряды РККА, чтобы
выполнить свой священный долг перед ро-
Диной.

Среди призывников Минска нет ни од-
ного неграмотного. Зато в их рядах 200
человек с высшим образованием, 400 чело-
век со средним образованием. Около 40
процентов призывников — ворошиловекие
стрелки. В числе призывающихея — около
тысячи стахановцев.

ции, переписка и произведения величай-
ших классиков науки и литературы.

Публичная библиотека обладает наиболее
полным в мире собранием русской печати.
Здесь хранится первое, уничтоженное по
приказу Екатерины П, издание «Путеше-
ствия из Петербурга в Москву» А. Радише-
ва, принадлежавшее Пушкину и с его авто-
графом,  редчайшие масонские издания
ХУШ века, первоиздания сочинений Карла
Маркса и Фридриха Энгельса на русском
языке, первые издания трутов В. И. Ленина
и многое другое.

Отдел «Вольная печать» содержит пол-
ную коллекпию запрещенных в свое время
революционных книг, газет, журналов и
листовок, издававшихся за границей или в
подполье. Значительная часть этого фонда,
насчитывающего вместе с листовками около
6 тысяч единиц, получалась ранее от жан-
дармского управления и хранилась в 06060
секретном помешении. Здесь можно найти
полные комплекты герценовского «Колоко-
ла», первый русский перевод «Коммунисти-
ческого Манифеста», редчайшие проклама-
ции и листовки большевиков.

В иностранном фонде, в так называемом
отделе «Россика», представлено 250 тысяч
томов, вышедших на иностранных языках,
о России, ее истории, экономике, литерз-
туре и географии.

В фонде истории и географии имеется
одно из наиболее полных собраний газет,
книг, воззваний и карикатуро из времен
Парижской Коммуны.

Гордостью Публичной библиотеки являет-
ся также богатейшее собрание старопечат-
ных запатно-европейских книг — так на-
зываемых инкунабул, альдов и эльзеви-
ров — в общей сложности до 25 тысяч
томов.

Значительная часть всех этих сокровищ
накоплена Государственной Публичной би-
блиотекой за 143 года ее существования.
И в дореволюционные годы она была одним
из богатейших книгохранилищ мира. Олна-
ко только Великая социалистическая рево-
люция сделала эту сокровищницу всена-
родным достоянием, во много раз умножи-

за то, что он «самоустранился от руковод-
ства севом», и отбыл обратно в Винницу.

Вторично о Чечельницком районе редак-
ция вспомнила далеко не по своей инициа-
тиве. По сигналам колхозников были
вскрыты грубейшие нарушения революци-
онной законности в Чечельнипком районе.
Молчать больше нельзя было, и 11 апре-
ля «Р‚льшовицька правда» напечатала пе-
редовую статью, в которой писала:

«Больше ответственности за поручен-
ное дело! Выше бдительность! Прислу-
шиваться к голосу масс!»

Правильные по существу эти призывы
были, однако, дымовой завесой, за которой
редакция скрыла свое преступное отноше-
ние к острейшим политическим сигналам
трудящихся. Еще до разоблачения руко-
водителей Чечельницкого района газета
получила письмо из Чечельника. В нем
подробно рассказывалось, как враги, за-
севшие в районных организациях, насажда-
ли тропкистекие кадры. Заведующий сель-
скохозяйственным отделом редакции При-
сюда сдал это письмо в архив. А сотруд-
нику Галушко, поехавшему в Чечельник,
были, видимо, даны все директивы, кроме
олной— вскрыть вражеское гнездо.

Больше того: ‘когда о преступлениях в
Чечельнике заговорили другие газеты,
редакция продолжала заметать следы. Три
недели газета трусливо молчала. И лишь
припертая к стене, «Ыльшовицька правда»
вынуждена была признать, что она

«не сумела своевременно вскрыть

грубые нарушения революционной за-

конности в Шепетовском округе, в Че-
чельницком и других районах».

Сигнал рабкора из Чечельника— не пер-
вый погребенный редакцией. Когда из Тур-
бовской МТС пришло письмо о вредитель-
стве в областном земельном управлении,
тот же Присюда сдал его в архив. Впро-
чем, много селькоровских писем не уло-
стоилось даже такой участи: их просто
уничтожали пачками.

Учительница тов. Клигман принесла в
релакцию взятую ею в Центральной биб-
лиотеке контрреволюпионную книгу, в ко-
Торой восхвалялся злейший враг народа
Иулушка-Троцкий. Пять месяцев Клигман
безуспешно добивалась, чтобы редакция
проверила состояние библиотеки. Но работ-
ники газеты не вняли требованию и вер-
нули контрреволюционную книгу обратно
в библиотеку для всенародного пользова-
НИЯ.

Не разоблачает газета и буржуазных на-
ционалистов, петлюровских последышей.
Свой голос, и то в редких случаях, она
возвышает только тогда, когда с врага уже
сорваны маски. 27 апреля «Рльшовицька
правда» писала:

«Враги народа — троцкисты, национа-
листы и прочие агенты фашизма oco-
бенно облюбовали в нашей области
для своей вредительской работы орга-
ны народного образования. Пользуясь
отсутствием большевистской бдительно-
сти у руководителей этих органов, они
принесли много вреда делу просвеще-
НИЯ».

Ни до, ни после этого редакция не сочла
нужным серьезно заинтересоваться  поло-
жением на фронте народного просвещения.
Зная о подлой вредительской деятельности
националистических элементов, «РЫльшо-
випька правда» всячески оберегала их от
разоблачения.

Особенно заботливо она оберегала дутый
авторитет областных руководителей. Харак-
терный пример: в облисполкоме измыва-
лись над посетителями, заставляли их по-
пусту ходить от одного бюрократа к дру-
roMy.

ла ее богатства. За двадцать лет советской
власти фонды Публичной библиотеки уве-
личились вдвое.

В первые же дни захвата, власти рабочим
классом В. И. Ленин среди сотен и тысяч
других дел набросал следующие строки:

«Библиотечное дело в Петрограде по-
ставлено, в силу многолетней порчи нарол-

ного просвещения царизмом, из рук вон
плохо...
1) Публичная библиотека (бывшая

Императорская) должна немедленно перейти
к обмену книгами, как со всеми обществен-
ными и казенными библиотеками Питера и
провинции, так и с заграничными библио-
теками (Финляндии, Швеции и так далее).

2) Пересылка книг из библиотеки в биб-
лиотеку должна быть, по закону, об’явле-
на даровой.

3) Читальный зал библиотеки  дол-
жен быть открыт, как делается в куль-
турных странах в частных библиотеках и
читальнях для богатых люлей,

ежедневно, не исключая праздников и
воскресений, с 8 час. утра ло 11 час. ве-
чера». (Ленинский сборник, ХХТ. М. 1933,
стр. 204)

Слова Ленина давно претворены в жизнь.
Библиотекой открыты новые читальные за-
лы. ба 1936 год эти залы посетили 660
тысяч читателей. Им было вылано 2.377
тысяч книг. Для сравнения укажем, что в
1914 году через Публичную библиотеку
пропло только 205 тысяч читателей, по-
лучивших лишь 523 тысячи книг.

Этим не ограничивается огромная про-
светительная работа Публичной библиоте-
ки. В порядке обмена Публичная библиоте-
ка снабжает книгами 1.166 библиотек Co-
ветского Союза, обеспечив их за прошлый
rox 146 тысячами книг.

Впервые для широких масс стали доступ-
ны сокровища библиотеки. Только сейчас
составлены подробные научные описания
личной библиотеки Вольтера, содержащей
около 7 тысяч томов. Отделение националь-
ностей с 1917 года выросло больше чем в
четыре раза и содержит сейчас до 100 ты-
сяч томов, в том числе литературу на 80

ОБЗОР ПЕЧАТИ

ЕЛЯТВЫ

«Бльшовицька правда»— орган Винницкого обкома КП(б)У

«Ни Трилисский, ни Смолянский, ни
Литвинов, ни иные члены президиума...
ни разу на протяжении года не прини-
мали посетителей...»

Эти мерзавцы не допускали к себе посе-
тителей на пушечный выстрел. Такое из-
девательство «Ыльшовицька правда» дели-
катно именует «нечеткой системой, некуль-
турным стилем»!

В лакейском стремлении утолить секре-
Tapio обкома редактор «Рльшовицькой
правды» не остановился перед прямой
фальсификацией. На собрании областного
актива Коммунисты критиковали Трилис-
ского и Чернявского. Редактор услужливо
вытравил из отчета все, что могло обеепо-
коить начальство.

С непревзойденным усердием он восхва-
лял добродетели «испытанных руководите-
лей». Их портреты не сходили с газетных
страниц. Досужие люди подсчитали, что
Капцан напечатал в «Рльнювицькой прав-
де» до 50 портретов Чернявского и около
30 портретов Трилисского. Из большевист-
ского органа печати, для которого интересы
партии и ее ЦПК ВКП(б) превыше всего,
тазета стала рупором двурушников.

Под напором партийных масс газете при-
шлось держать гласный ответ за свои тяж-
кие преступления перед партией.

21 июля газета, обращаясь к читателям,
писала:

«Большую ответственность за несвое-
временное разоблачение врагов, за
неудовлетворительную борьбу многих
партийных организаций по выкорчевы-
ванию троцкистско-бухаринских нело-
битков несет и областная газета «Бль-
шовицька правда». Газета мало помога-
ла партийным организациям разобла-
чать врагов, ликвидировать результаты
их вредительской работы. Газета боль-
ше писала об уже разоблаченных вра-
гах...» /

Этому признанию грош цена. Более того:
оно лживо. Газета фактически  помотала
врагам народа обманывать партию.

Не впервые винницкая газета кается в
ошибках.

4 февраля газета клялась помогать пар-
тийным органам разоблачать врагов, —
солгала.

1 марта газета клялась «исправить свон
ошибки... помочь областной партийной ор-
ганизации развернуть... критику и само-
критику...», — солгала.

29 апреля газета клялась исправить свои
ошибки, «вскрывать нарушения революци-
онной законности... помогать партийным и
советским органам быстро исправлять все
безобразия и беззакония», — солгала.

Легко заметить, что Капцан набил руку
в признаниях и аллилуйских клятвах. Он
избегал острых конфликтов на принцини-
альной почве и продолжал лебезить и
пресмыкаться перед Чернявским и Трилис-
ским, дорожнл их расположением.

Капцан подобрал себе достойных и но-
слушных сотрудников: заведующего пар=
тийным отделом Пейсехмана, заместителя
редактора Воробъева. На областной партий-
ной конференции Капцан дважды отстаивал
кандидатуру Воробьева в члены обкома.
Нелавно Пейсехман и Воробьев были разо=
блачены.

В издательстве орудовал ставленник ре-
дактора Хаземан. В качестве литературного
редактора украинского языка в редакции
подвизался Власюк. Под давлением извне
его пришлось уволить. Вскоре, однако,
Власюка как ни в чем не бывало пригла-
сили и предложили возобновить работу.
И если этому не суждено было исполнить-
ся, то меньше всего в этом повинна ре-
дакция.

Вот кому была доверена, отдана Ha от-
куп газета пограничной области, Еще и
по сей день аппарат редакции не очищен
от людей чуждых и ненадежных. А ЦЬ
RM(6)¥Y и ето отдел печати продолжают
политику невмешательства...

ВСЕНАРОДНАЯ СОКРОВИЩНИЦА

различных языках народностей СССР. Здесь
имеются экземпляры редчайших дореволю-
ционных периодических изданий, среди них
боевой орган большевиков Закавказья —
газета «Дро» co статьями товарища
Сталина.

Регулярно организуемые библиотекой
выставки, связанные с революционными
датами и литературными юбилеями, дают
возможность многим сотням и тысячам
трудящихся наглядно знакомиться с лабо-
раторией творчества великих классиков и
просветителей Запада и СССР. Огромная рз-
бота была проделана библиотекой в дни сто-
летнего юбилея А. С. Пушкина. Сейчас Го-
сударственная Публичная библиотека ак-
тивно участвует в подборе экспонатов для
‘музея Ленина в Ленинграде.

Революция передала Публичной библио=
теке ряд богатейших книгохранилищ, в том
числе библиотеку духовной академии, Воль-
ного Экономического общества, личную
библиотеку Г. В. Плеханова, фонды Вниж-
ной палаты. На базе этих библиотек и соб-
ственных резервных фонлов Государственная
Публичная библиотека создала сейчас фи-
лиалы: антирелигиозную библиотеку, би-
блиотеку местного хозяйства, библиотеку
иностранной художественной литературы,
техническую библиотеку при Доме культу-
ры имени Кирова и библиотеку Дворца
пионеров.

При библиотеке существуют основанные
в 1919 году Высшие курсы библиотекове-
дения, подготавливающие кадры библиотеч-
ных работников, аспирантура и кабинет
научного библиотековедения.

Огромная научно-исслеловательская и про-
светительная работа Государственной Пуб-
личной библиотеки имени Салтыкова-Щел-
рина выполняется силами 486 научных ра-
ботников, среди которых 6 членов-коррес-
пондентов Академии наук.

Приведенные цифры и факты лишь 9т-
части отражают огромную заботу партии и
правительства 9 всенародной книжной со-

кровищнице.
Л. ГАНИЧЕВ.
Ленинград.