ПАРТИЗАНЫ
ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОИНЫ

ИЗ ДНЕВНИКА ДЕНИСА ДАВЫДОВА, ВЫШЕДШЕГО В 1825 году.

..Неприятельская армия
столице. Несчетное число 0обозов, парков,
конвоев и шаек мародеров следовало за
нею по обеим сторонам дороги, на про-
странстве 30 или 40 верст. Вся эта сво-
дочь, пользуясь безначалием,  преступала
меры насилия и неистовства. Пожар разли-
валея по этой птирокой черте опустошения,
и целые волости, с остатком своего имуще-
ства, бежали от этой всепожирающей лавы,
куда — и сами не ведали. Но чтобы яснее
видеть положение моей партии, надобно
взять выше: путь наш становился опаснее,
но мере удаления нашего от армии. Даже
места, неприкосновенные неприятелю, не
мало представляли нам препятствий. Общее
и добровольное ополчение поселян прегра-
ждало путь нам. В каждом селении ворота
были заперты, при них стояли стар и млад
с вилами, кольями, топорами, и некоторые
из них с огнестрельным оружием. № кажло-
му селению один из нас принужден был
под’езжать и говорить жителям, что MBI
Русские, что мы пришли на помощь к ним
и на защиту Православныя Церкви. Часто
ответом нам был выстрел или пущенный
© размаха топор, от ударов коих судьба
спасала нас. Мы могли бы обходить селе-
ния, но я хотел распространить слух, что
войска возвращаются, утвердить  поселян
в намерении зашищаться и склонить их
к немедленному уведомлению нас о прибли-
жении к ним неприятеля; почему с каждым
селением продолжались переговоры, до вету-
пления в улицу оного. Там сцена переменя-
лась: едва сомнение уступало место уве-
ренности, что мы Русские, как хлеб, пиво,
пироги подносимы были солдатам. Сколько
раз я спрашивал жителей, по заключении
между нами мира: «От чего вы полагали
нае Французами?» Каждый раз ‘отвечали
они мне: «Да, вишь, родимый, (показывая
на гусарский мой ментик): «это, бают, на
их одежу схожо». — «Да, разве я не Рус-
ским языком говорю?» — «Да ведь у них
всякого сбора люди!» ‘

..Мы узнали, что в Цареве-Займище
днюет транспорт с снарядами и с прикры-
тием двухсот пятидесяти человек конницы.

Дабы пасть, как снег на голову, мы свер-
нули с дороги и пошли полями, скрываясь
опушками лесков и по лощинам; но за три
версты от села, при выходе на чистое ме-
сто, встретились с неприятельскими фура-
жирами, числом человек в 40. Увидя нае,
они обратились во всю прыть к своему от-
ряду. Тактические построения делать было
некогда, да и некем. Оставя при пленных
30 гусаров, которые в случае нужды могли
служить мне резервом, я с остальными
20 гусарами и 70 казаками помчался в по-
тоню и почти вместе с уходившими от нас
в’ехал в Царево-Займище. У страха глаза
велики, а страх не разлучен с беспорядком.
Все рассыпалось при нашем появлении;
иных мы захватили в плен не только без
оружия, но даже и без одежды; иных выта-
щили из сараев; одна только толиа в 30
человек вздумала было защищаться, но
была. рассеяна и положена на месте. Этот
наезд доставил нам 119 рядовых, 2-х офи-
перов и 10 провиантских фур и 1 фуру
с патронами. Остаток прикрытия спасся
бегством...

...На 12-е я предпринял поиск к самой
Зязьме. Сердце радовалось при обзоре вы-

стремилась к

тягивавшихся полков моих! Co 130 всад-

никами я взял 270 человек и 2-х офице-
ров, отбил своих 200’и получил в добычу
1 фуру с патронами и 10 провиантеких
фур... Тут я командовал тремястами всад-
ников — какая разница! Какая надежда!..

14-го мы подошли к селению Теплухе,
что на столбовой Смоленской дороге, и оста-
новились на ночлег со всею военною осто-
рожностию. Там явился ко мне крестьянин
Федор из Царева-Займища, с желанием слу-

Е м а ЗВЕНЕ В

125 лет назад, 24 июня (по новому
стилю) 1812 года, огромные наполеонов-
ские армии вторглись в пределы русского
государства. Наполеон был в зените своей
славы. Покоренная Европа лежала у его
ног. Немцы, поляки, австрийцы, итальян-
цы были союзниками Французского импе-
ратора. Современники называли поход На-
полеона в Россию нашествием «двунадесяти
язык», и это было не далеко от истины.

Силы русских были весьма слабы. Три
разрозненные армии насчитывали в общей
сложности 200.000 человек против свыше
чем полумиллионной армии французов, ве-
домых одним из самых замечательных пол-
ководцев мира — Наполеоном Бонапартом.

Судьба русского государства и русского
народа была поставлена на карту.

Вторжение Наполеона подняло русский
народ на борьбу с иноземными захватчи-
ками. Стоял вопрос о том—быть или не
быть России самостоятельной страной.
Наполеон потерпел на русских полях со-
крушительное поражение, о разрушивитее
фундамент наполеоновской империи. Вели-
кая армия погибла. Русский народ отстоял
независимость своей родины.

События, происходившие 125 лет назал,
не могут не волновать нас, живущих в гро-
зовой предвоенной обстановке. Невольно
мысль обращается к историческим сравне-
ниям, славным датам и славным именам.
Русский народ, защищая свою независи-
мость, в войне. 1812 года выдвинул немало
замечательных героев, мужественных лю-
дей, прекрасных полководцев, сумевших
быть притягательным примером для своих
современников, сумевших организовать
победу и сокрушить величайшего военного
стратега, каким являлся Наполеон.

С легкой руки европейских военных
историков; подыскивавиих веяческие оправ-
дания Наполеону, утвердилась мыель, что
Россию спасли не мужество и патриотизм
великого русского народа, а снежные су-
гробы,  трескучие морозы и необ`ятные
пространства.

Олнако никогда еще природа не была
елинственным фактором победы или пораже-
ния. Труднопроходимые швейцарские Альпы
были свидетелями блестящих маршей
Суворова. Трескучие сибирские морозы и
гигантские пространства не помешали
Красной Армии разбить и добить Колчака.

ВЕЛИКИЙ ПОЛКОВОДЕ

жить в моей партии. Этот удалец, оставя
жену и детей, скрывавшихся в лесах, на-
ходилея при мне до изгнания неприятеля
из Смоледской губернии, и только после
освобождения ее возвратился на свое пепе-
лище. По возвращении моем из Парижа в
1814 году я нарочно останавливался в Ца-
реве-Займище, с тем, чтобы посетить моего
храброго товарища; но мне сказали, что
его уже нет на свете. Он умер от заразы
со многими поселянами, скрывавшимися В
лесах во время его ратования.

...28-го, по утру, Фигнер, Сеславин и я
приехали в одну деревню, занимаемую пол-
вом Чеченского, верстах в двух от Белкина.
Влали было видно Ляхово, вокруг села ку-
рились биваки; несколько неших и конных
солдат показывались между избами и ша-
лашами; более ничего не можно было заме-
тить. Спустя полчаса времени, мы увидели
неприятельских фуражиров в числе 40 че-
ловек, ехавших без малейшей осторожности
в направлении к Таращину. Чеченский по-
слал в тыл им, лошиною, сотню казаков
своих. Фуражиры приметили их, когда уже
было поздно. Несколько спаслось бегством,
большая часть вместе с офицером (ад’ю-
тантом генерала Ожеро) сдалась в плен.
Они подтвердили нам известие о корпусе
Бараге-Дильера и 0б отряде генерала Ожеро,
которые, невзирая на отряд графа Ожаров-
ского, проходивший 27 числа через Балту-
тино на Рославльскую дорогу, остались не-
подвижными, хотя Балтутино от Ляхова не
далее 17-ти, а от Лязвина в 9-ти верстах...

..Вдва начали мы вытягиваться и по-
двигаться к Ляхову, все в селе этом пришло
в смятение. Мы услышали барабаны и ясно
видели, как отряд становился в ружье,
стрелки отделялись от колонн, и выбегали
Из-за изб к нам навстречу. Немедленно я
‘спешил казаков моих и завязал дело. Полк
Попова 13-й и партизанскую мою команду
развернул на левом фланге спешенных ка-
заков, чтобы закрыть движение подвигав-
шихся войск наптих, а Чеченского с полком
его послал на Ельненскую дорогу, чтобы
пресечь сообщение с Ясминым, где нахо-
дилея другой отряд неприятеля. Последствие
оправдало эту меру...

...Неприятель, невзирая на пушечные
выстрелы, выходил из села, усиливал
стрелков, занимавших лес, который примы-
кал к селу, и напирал на правый фланг
наш главными силами. Сеславин сменил
пеших казаков моих прибывшими егерями
своими и в одно время приказал Ахтыр-
ским гусарам, под команлою  ротмистра
Горсткина, ударить на неприятельскую кон-
ницу, покусившуюся на стрелков наших.
Горсткин атаковал, опрокинул эту коннипу
и вогнал ее в лес, уже тогда обнаженный
от листьев и следственно неспособный к
укрытию пехоты, стрелявшей для поддержа-
ния конницы. Стрелки наши бросились за
Горсткиным и вместе с ним начали o4n-
щать лес, а стрелки неприятельские тя-
нуться из оного чистым полем к правому
флангу отряда своего. ‘Тогда Литовского
уланского полка поручик Лизогуб,  поль-
зуясь их смятением, рассыпал уланов своих
и ударил...

Олин из уланов гналея с саблею 3a
Французским егерем. Каждый раз, что
егерь прицеливалея цо нем, каждый раз он
от’езжал прочь и преследовал снова, когда
егерь обращался в бегство. Приметя это,
я закричал улану: «Улан, стыдно!» Он не
отвечал ни слова, поворотил лошадь, вы-
держал выстрел Французского егеря, бро-
сился на него и рассек ему голову.

После того, под’ехав ко мне, он спросил
меня: «Теперь довольны ли, Ваше высо-
коблагородие?» и в ту же секунду охнул:
какая-то бешеная пуля перебила ему пра-
вую ноту...

Основным двигателем победы был и
остается человек, вооруженный боец, оду-
шевленный идеей защиты родины, сильный
духом, волей к победе!

Пол натиском могущественной француз-
ской армии русские войска откатывались
к Москве. В это трудное, напряженное
время руковолителем русской армии был на-
значен престарелый полководец Кутузов,

Его организаторским способностям, воен-
ному таланту, выдержке и умению подни-
мать дух войск в значительной степени
обязан своим неслыханным поражением
Наполеон-—император французов, власте-
лин Европы.

Михаил Иларионович Кутузов был че-
ловеком суворовской школы —— одним из
тех, кто разделял боевую славу героя
великих походов. Суворов чрезвычайно
высоко оценивал Кутузова. После бли-
стательного штурма Измаила,  сильней-
шей туренкой крепости, Суворов говорил
про Кутузова: «Он шел у меня на левом
крыле, но был правою моею рукою...»

Вутузова не любил император, Але-
ксандр 1. Мелочной, придирчивый, ковар-
ный и завистливый, царь не жаловал ста-
рого генерала своей милостью. Любимцем
паря был Аракчеев, палач солдат. Алексан-
лру очень хотелось обладать военными та-
лантами, Кутузов оценивал его таланты
крайне низко и не стеснялся 0б этом го-
ворить. Александр обожал парады и пав-
ловскую ‘муштру, Кутузов относился к ним
резко отринательно. Александр больше вее-
го на свете ценил воинскую выправку и
блеск мундира, Кутузов ‘частенько ходил
в старом походном сюртуке, без эполет.
Александр, подобно своему отцу Павлу и
младшему брату Николаю, был тонким
знатоком шагистики, Кутузов. напротив, —
сторонником облегчения солдата от неле-
цых и тягостных условностей тогдашней
военной службы. В день от’езда Кутузова
в армию Александр сказал: «Публика же-
лала назначения его, я назначил его: чго
касается меня лично, то я умываю руки».

Зато армия и народ с восторгом встретили
назначевие Кутузова главнокомандующим.

Армия отступала. Умный Барклай де-
Толли избегал решительных встреч с На-
полеоном, боясь быть раздавленным. С име-
нем Кутузова страна связывала свои на-
дежды на перелом и переход в наступле-

нони ATEN

II

«18 августа.

Наконец, прибыл сей лаврами и сединами
увенчанный вождь! Некоторые из почетных
гжатских кунцов привезли его сами на пре-
красных своих лошадях в селение Царево-
Займище. Я сейчас видел светлейшего Го-
ленищева-Кутузова, сидящего на простой
скамье подле одной избы; множество гене-
ралов окружало его. Радость войск не опи-
сана. У всех лица сделалиеь светлее и воен-
ные беседуют вокруг огней радостные.
Дымные поля биваков начинают оглашаться
песнями.

20 августа.

Как нетрудно понравиться солдату!
Должно показать только ему, что заботишь-
ся о судьбе его, что вникаешь в его с0-
стояние, что требуешь от него необходимо-
нужного и ничего излишнего. Вогда евет-

Партикулярные письма из главной квзр-
тиры французского императора уведомляют,
что его величество по получении известия
о победе, одержанной 31 июля нового сти-
ля русским генералом, храбрым графом
Витгенштейном над корпусом Дюка де Ред-
жио, огорчился столь сильно, что давно
уже никто не видал императора Наполеона
в таком прискорбии. Те же самые письма
извещают, что и король Вестфальский не
имел удачи противу неприятеля и что ге-
нерал русский Платов с казаками одержал
немалые выгоды над корпусом его королев-
ского величества, а особливо над кавало-
рией, которая, как слышно, совершенно
расстроена. :

* * *
Санкт-Петербург.
Здесь получено достоверное. известие, что
партия пленных французов, в числе 90 че-

ние. Но силы русских были еще слабы, и
Кутузов понимал это лучше, чем кто бы
те ни было.

Сменив Барклая де-Толли, старый полко-
водеп нашел в себе достаточно сил и му-
жества принять единственно правильное
решение, которое многим горячим головам
казалось безумным и гибельным, —«отету-
пать!»

Как черная грозовая туча, хнадвигалась
на Москву наполеоновская армия, не знав-
шая доселе поражений. 4 сентября рус-
ские войска остановились на позициях у
Бородина. Перед Кутузовым встал вопрос:
отдаль столицу без боя или принять бой,
сделать попытку вооруженной рукой оста-
новить неуклонное движение неприятеля?
Даже Вутузову страна не простила. бы
оставления Москвы без боя. Кутузов знал
это и, хотя шансы на победу были весьма
незначительны, принял решение cpa-
саться.

Битва под Бородином может быть по
справелливости отнесена к числу тех, в
которых русский солдат покрыл себя
неувядаемой славой. 120 тысяч русских
(из них 30 тысяч казаков и ополченцев)
противостояли на весьма посрелственной
позиции 130 тысячам французов с Напо-
леоном во главе! Русские отступили после
кровопролитнейшего боя и, следовательно,
должны были считаться побежденными, но,
с пругой стороны, французы не разгромили
русекой армии и, следовательно, не могли
считаться победителями. Больше 50. тысяч
русских полегло в этой кровавой битве, но
сила русской армии не была сломлена:

Предтествовавшие события подготовили
подобный результат Бородинской битвы. В
наступателеном движении Наполеон расте-
рял добрую толовину своей главной армии.
Значительную часть войск пришлось вы-
делить для операций против армии Вит-
генштейна, засловявшего дороги на Петер-
бург. Австрийский корпусе Шварпенберга с
сомнительным успехом действовал против
южной армии Тормасова, увязая в безло-
рожье Волыни. Неимоверно уллинившиеся
коммуникации требовали от Наполеона мно-
го сил для их охранения. ИМлохо органи-
зеванное снабжение и болезни обильно по-
полняли число жертв.

Наполеон мог бы привести к решитель-
ному столкновению на 150—200 тысяч

Исторические документы

ПРИБЫТИЕ ГЛАВНОКОМАНДУЮЩЕГО .

лейший князь об’езжал в первый раз пол-
ки, то солдаты засуетились было, начали
чиститься, тянуться и строиться.

«Не надо! ничего этого не надо!» — го-
ворил ‘князь. «Я приехал только посмотреть
здоровы-ль вы, дети мои! Солдату в походе
не о шегольстве думать: ему надобно отды-
хать после трудов и готовиться к победе».

В другой раз увидев, что 0603 какого-то
генерала мешает итти полкам, он тотчас
велел освободить дорогу и громко говорил:

«Солдату в похбде каждый шаг дорог:
скорей придет, больше отдыхать будет!»

Такие слова’  главнокомандующего все
войско наполнили к нему доверенностью и
любовью».

(Из книги «Письма русского офицера

о войне отечественной 1812 года и о`

заграничной 1813 года» соч. Федора
Глинки, Москва, 1814 re

ИЗ ГАЗЕТ 1812 г.

Из Гумбинена (В Пруссии). 12 августа. ! ловек под начальством одного нашего офя-

пера, с несколькими рядовыми, приведена
будучи в селение Сычевку, на границе
Смоленской губернии и Тверской восполь-
зовалась превосходным числом своим про-
тив сопровождавших оную конвойных и
употребя при том разные хитрости отняла
у них ружья и. стала было в них стрелять.
Крестьяне того селения, увидя сие, тотчас
ударили в набат, собрались немедленно са-
ми и обезоружили пленных... Между тем от
сего приключения разнееся слух, что при-
шли французы, почему в тот же вечер при-
скакало в Сычевку до 9.000 человек для
сражения с французами и прогнания их.
Некоторые крестьяне, в озлоблении противу
французов зажигали было собственный свой
хлеб на полях с теми словами: _ «Не доста-
ваться же им!»

«Московские ведомости»
от 21 августа.

_Генерал-фельдмаршал Михаил Иларионович Голенищев-Кутузов Смоленский,
‘ Репродукция с картины; хранящейся в Бородинском музее.

бойцов больше. -Этого не случилось. Под
Боролином у него нехватило сил. «В вели-
ko битве под Москвой» русские дрались
с величайшим упорством. Стремительная
фронтальная атака, произведенная францу-
зами, не дала ожидаемого результата.
Участник Бородинского сражения француз-
ский генерал Меле, описывая бой у Семе-
новских флешей, говорил: «Русские ко-
лонны в глазах наших двигались по коман-
де своих начальников, как подвижные шан-
цы, сверкающие сталью и пламенем. На
открытой местности, поражаемые нашей
картечью, атакуемые то конницей, то пехо-
той, они понесли огромный урон, но эти
храбрые воины, собравшись ¢ последними
силами, нападали на нас попрежнему».
Главнокоманлующий русской армией
генерал Кутузов отлично управлял боем.
Настроение у русских было единодуш-
ное— переходить в наступление. Но когда
бой окончился и стали подсчитывать поте-
ри, то наступление оказалось невозмож-
ным. Сил не было. Кутузов, спасая
армию, снова отдал приказ отступать.

Наполеон в своих мемуарах говорит о
Бородинской ‘битве: «Из всех моих сраже-
ний самое ужасное то, которое я дал под
Москвой. Французы в нем показали себя
достойными одержать победу, а русские
стяжали право быть непобедимыми... Из
50 сражений, мною данных, в битве под
Москвой выказано французами наиболее
доблести и одержан наименьший успех».

Наполеон высоко оценил Кутузова, в от-
личие от императора Александра, который
писал ген. Винцингероде: «Я не могу по-
стичь, что заставило генерала Кутузова от-
дать Москву после победы, которую он
олержал при Бородине».

Кутузову пришлоеь командовать армией
в чрезвычайно тяжелой обстановке. На-
чальник штаба Беннигсен строил всяческие
козни главнокомандующему, стараясь сзом-
прометиревать его в глазах России. Москов-
ский градоначальник, интриган Растопчин,
посылал ‚клеветнические доносы на КВу-
тузова Аракчееву — клеврету императора
Александра.
ph Итак, Москва была оставлена, 14 сентя-
бря занята неприятелем и горела, подож-
женная русскими патриотами. Кутузов от-
ступил на Рязанскую дорогу, а затем, со-
вершив фланговое движение, преградил
путь на Калугу, богатую запасами продо-
BOABCTBUA, и стал лагерем в Тарутине.

Москва явилась могилой ваполеоновской
славы. Мира не было. Вее нопытки импера-

Е Е es ee ee ee

французов заключить мир кончались
ie

125-ЛЕТИЕ БОРОДИНСКОГО_СРА

2 СЕНТЯБРЯ 1937 г., № 242 (7208)

ВСЕННО-СТРАТЕГИЧЕСКАЯ
ОБСТАНОВКА

Седьмого сентября 1812 года в 95 ки-
лометрах от Москвы, у д. Бородино, про-
изошло памятное сражение между русской
армией и армией Наполеона.

Наполеон сформировал полумиллионную
армию и тщательно подготовил ее к походу
в Россию. Он мечтал в первом же погра-
ничном сражении уничтожить ABYXCOT-
тысячную армию и продиктовать Але-
ксандру 1 свои условия мира. Но этот
замысел не удался прославленному полко-
водпу. Командующий русской армией гене-
рал Барклай де-Толли не рискнул вступить
в бой с противником огромной численности.
Благоразумие подсказало ему необходимость
своевременного отступления в глубь страны.

Русская армия отступала с арьергард-
ными боями по Смоленской дороге к Мо-
скве, а Наполеон следовал за своим про-
тивником, распыляя силы для охраны сво-
их сообщений с тылом.

Слишком длительное отступление Бар-
клая де-Толли вызывало недовольство
в русском народе и среди солдат, а его
иностранная фамилия внушала  подозре-
ния. И когда во тлаве русской армии
был поставлен 67-летний генерал Кутузов,
его назначение было принято с востор-
гом. Все ожидали решительного сражения
с врагом.

Первое время отступал и Кутузов, меет-
ность, прилегающая к Смоленской дороге,
изобиловала лесами, неудобными для сра-
жения, О ij

Ho вот позиция была найдена. Кутузов
расположил свои войска за рекой Колочей,
между старой и новой Смоленскими доро-
тами, на фронте общим протяжением около
8 километров. Правый фланг армии упи-
рался в изгиб этой реки, а левый — В
д. Утипу.

Испытанный мастер военного дела, при-
дававший исключительное значение огром-
ному численному превосходству на решаю-
щих направлениях, Наполеон сумел под-
вести к Бородинскому полю сражения из
полумиллионной армяи только 130.000
человек и 587 орудий, где его ожидали
120.000 человек русских войск и 640
орудий.

5 сентября конница Мюрата атаковала
зрьергард Коновницына и заставила его
отойти к главным силам. Русские в это
время уже заканчивали развертывание
своих сил на подготовленных позициях.
Правое крыло и центр позиции заняли
войска первой армин Барклая де-Толли; на
левом крыле расположилась вторая армия
Багратиона. Бородино, расположенное вие-
реди главной позиции, было занято тремя
батальонами егерей, а на передовую пози-
unto к д. Шевардино были выдвинуты од-
на пехотная и одна кавалерийская диви-
зии.

Вслед за авангардом Мюрата показались
главные силы Наполеона, двигавшиеся
тремя колоннами. Перейдя р. Колочу между
деревнями Фомкино и Алексинки, конница
Мюрата и часть корпуса Даву в 14 часов
атаковали Шевардинский редут (пяти-
угольное земляное укрепление). В то же
рремя войска Евгения Богарнэ преднриня-
ли атаку на д. Бородино.

Упорно боролись русские войска. До глу-
бокой ночи продолжался бой за Шевардин-
ский редут. Только в 23 часа его защит-
ники по приказанию Кутузова начали 9т-
ходить на главные позиции.

Еще менее успешными оказались в
этот лень попытки Богарна захватить
x. Бородино. Вее атаки противника были
отражены дружным огнем русских егерей.

Bou 5 сентября, потребовавшие много
жертв е каждой стороны, в значительной
степени способствовали выяснению груп-
пировки сил противников. Весь же следую-
щий день обе стороны были заняты подго-
товкой к генеральному сражению.

неудачей. Оккупанты разлагались. Мародер-
ство поразило войска Нанолеона, в первую
очередь подвзссальных немцев, поляков и
итальянцев.

Кругом кипела партизанская война.
Даже порабощенное крепостное крестьянство
не осталось равнодушным к вторжению
захватчиков, Фетучие отряды Давыдова,
Сеславина, Фигнера и других неустанно
тревожили французов. Подвижная враждеб-
ная завеса партизан охватила все располо-
жение французской армии. В богородских
лесах успешно действовали крестьяне— Ге-
расим Курин и Стулов, в Сычевеком уезде—
старостиха Василиса, в Мосальском уезде—
дворовый Василий Половнев и бурмистр
(староста) Федор Анофриев. Война при-
няла 06060 опустошительный для фран-
цузов характер, когда, началось трагическое
отступление великой армии. Можно себе
представить, что осталось бы от великой
армии Наполеона, если бы русское кресть-
янство было тогда свободно.

18 октября, отлохнувшая и усиленная
подошедшими резервами, армия Кутузова
вышла из состояния обороны и отбросила
авангард Мюрата пол Тарутином. Наполеон
тем временем начал выводить всею свою
армию из Москвы, приняв решение поки-
нуть столицу. Партизаны Сеславина точно
проследили движение французов и своевре-
ченно об этом донесли в главную квартиру.
Когда Кутузову сообщили, чго Французские
войска и Наполеон покинула Москву, он,
по свидетельству современников, заплакал
слезами ралости и сказал: «С сей минуты
Россия спасена». Фельдмаршал прелвидел,
что отступление Наполеона приведет фран-
пузекую армию к гибели.

24 октября обе армии столкнулись под
Малоярославцем. Произопгло кровопролит-
ное сражение, после которого Наполеону
ничего не оставалось делать, как отступить
на Боровск, чтобы оттуда пройти через Ве-
рею и Можайск на Смоленскую дорогу.

Этому тракту суждено было стать доро-
гой смерти для наполеоновской армии.

Европейские историки нередко упрекают
Кутузова в том, что он не сумел прикон-
чить Наполеона, дал ему возможность
ускользнуть. Такой упрек вряд ли можно
назвать справедливым. Фельдмаршал не хо-
тел напрасно рисковать армией ин жизнью

своих бойцов, он знал, что Наполеон уже

погиб, что время работало на нас.
С каждым днем наполеоновские войска,
откатывавшиеся к границе под непреодоли-

КЕ es eee ee

Сражение 7 сентября началось с ранне-
то утра наступлением группы Богарна $3
Бородино. Защитники деревни, опасаясь
быть отрезанными от главных сил, вынуд-
дены были отойти на основную позицию.

В 7 часов войска Даву, поддержанные
огнем 120 орудий, приблизились к багрл-
тионовым флешам (укрепления на высотах
у д. Семеновская), но энергичным огнем
русской артиллерии и стрелков были © or-
ромными потерями отброшены. Через час
Даву повторил атаку и даже успел захва-
тить одну из флешей, однако контратакой
русских был выбит. Неудачна была и тре-
тья атака Даву. ,

Только к 12 часам, когда Наполеон со
средоточил у багратионовых  флешей х)
30.000 человек против 18.000 русских
последние покинули флеши и отошли за
Семеновский овраг.

Олновременно бой протекал и в районе
Бородино. Заняв частью сил д. Беззубово,
Богарнэ перебросил три пехотных дивизии
и конницу Груши на правый берег р. №-
лочи ив 10 часов атаковал батарею Раев-
ского (укрепление на кургане в центр
позиции). Несколько раз войска Богариз
безуспешно атаковали батарею, ветречая
дружный огонь и штыковой удар русских,
После горячего боя батарея в 15 часов
была взята, но дальше батареи Раевского
неприятель продвинуться не смог.

Между тем еще в 12 часов Кутузов на-
правил кавалерийский корпус Уварова п
казачий отряд Платова в охват левом
фланга Наполеона. Переправившись y
с. Малое через р. Колочу, русская конница
бросилась на войска Богарнэ, вышедшие из
Беззубово. Прорвавшийся вперед Платов
достиг Смоленской дороги, вызвав у На’
полеона беспокойство за свой тыл. Но раз-
вить успеха Платову не удалось: опасаясь
частного поражения конницы, Кутузов от-
дал приказание Уварову и Платову 06 or-
ходе.

новским высотам. Наблюдая за русскими
войсками, он видел, что противник не слом-

между тем отовсюду хоносят 0б огромных
потерях. Резервы использованы. Остается
только гвардия, но потерять ее — равно-
сильно катастрофе. Наполеон не решился
на продолжение атаки и ограничился ap-
тиллерийским обстрелом русских позиций,
а к ночи, опасаясь контрнаступления про-
тивника, отступил за Колочу, покинув 34-
нятые в течение дня высоты.

Кутузов в свою очередь, получив све-
дения о крупных потерях в его`армии, о
дал приказ об отступлении.

Упорство русского солдата, защищавиего
свою родину, превзошло все ожидания На-
полеона, который вообще высоко оценивал
его боевые качества: «Из всех моих срз-
жений самое ужасное то, которое дал я
под Москвой. Французы в нем показали
себя достойными одержать нобелу, а рус-
ские стяжали право быть непобедимыми».

Прошло 125 лет. со дня Бородинского
боя. Многое изменилось за это время ив
военной технике, и в социально-политиче-
ском составе армий, и в оперативном пс-
кусстве. 2

Если русский солдат, крепостной кре-
стьянин, в грозный момент опасности обнз-
ружил исключительную стойкость и храб-
рость, защищая свою родину, то бо
Красной Армии, свободный гражданин с-
пиалистического отечества, воспитанный в
духе преданности партии Ленина— Оталина
и правительству, вооруженный новейшими
достижениями науки и техники, проявит
невиданные до сего времени и стойкость,
и храбрость, и упорствр в защите любимой
родины.

Комбриг Н. ЛЕВИЦКИЙ.

мым натиском русской армии, таяли и рас-
падались. влаузевиц, которого трудно упрек-
нуть в пристрастии, пишет: «Никогда
преследование неприятеля вы большом
масштабе не велось так энергично и с 13-
ким напряжением сил, как в эту кампа-
нию... Чтобы вкратце очертить огромный
масштаб требовавшегося напряжения; х-
статочно будет указать на то, что. главная
русская армия, выступившая из Тарутина в
числе 110.000 человек, дошла до Вильно
в составе 40.000. Остальные 70.000
остались позади: умершие, раненые, боль-
ные или окончательно истощенные. Такое
напряжение делает великую честь князю
Кутузову».

Под Березиной бездарный Чичагов не cy-
мел поментать переправе остатков наполео-
новских войск. Наполеон ушел от казавше-
гося неминуемым плена. Но французская
армия уже агонизировала. В Сморгони На-
полеон бросил войска, передав командование
Мюрату. Но командовать уже было не-
чем—великая армия перестала существо-
вать.

Участник кампании француз Сегюр, опи-
сывая этот период кампании, рассказы-
вает: «С тех пор не стало братства по ору-
жию, не стало товарищества, все связи
были порваны. Невыносимые страдания
лишили людей разума... Подобно дикарям,
более сильные грабили более слабых; они
сбегались толпой к умирающему и часто не
ждали даже его последнего вздоха. Вогда
пала лошадь, то казалось, что около нее
собралась голодная стая волков: они овру-
жали ее, разрывали ее на части и дрались
из-за нее, как хишные звери».

Ненадежные союзники отошли от Ha-
полеона. Французское войско оказалось
совершенно уничтоженным. Из всей огром-
ной армии Наполеона уцелело и вернулось
из России за границу только 30 тысяч

человек, потерявших всякую 6б0еспособ-
ность.
Итак, выдержка, хитрость, расчетли»

вость, хладнокровие и предвидение Кутузо-
ва победили гений Наполеона. Русский нз-
род в 1812 году отстоял независимость сво-
его отечества. Великий завоеватель столк-
нулся с великим народом и был разбит.

‚Фельдмаршал Кутузов после перехода
русских войск через границу умер в Си-
лезии 28 апреля 1813 года, накануне лю
  ценского сражения. Сердце 68-летнего”
фельдмаршала не перенесло тягот неустан-

ных походов.
Н. КРУЖКОВ.

B 16 часов Наполеон прибыл к Семе-

лен и представляет еще грозную силу, 3.

{