Е ЕДЕ а ЕЕ ар пай ЕО рая бий ИЕ ИГО

Илья Чавчавадзе

(К тридцатилетию со дня смерти)

Тридцать лет назад, 12 сентября 1907
Года, трагически завершилась жизнь Ильи
Чавчавадзе, одного из крупнейших писате-
зей Грузии, основоположника новой гру-
зинской литературы. Виднейший деятель
национально-освободительного движения
Грузии, пламенный борец против крепост-
ничества и самодержавия, он был преда-
тельски убит шайкой наемных бандитов.

Илья Чавчавадзе принадлежал к лучшим
представителям передовой грузинской ин-
теллигенции, которая в шестидесятых го-
дах прошлого столетия об’единилась для
борьбы против русского самодержавия, пы-
тавшегося закабалить грузинский народ.

В ‘тогдашней Грузии  свирепствовало
крепостничество. Народ стонал, угнетаемый
сатрапами царских колонизаторов, с одной
стороны, и «отечественной» аристократи-
ей —< лругой. Опираясь Ha реакционное
трузинское дворянство, царизм укреплял
свое господстРо на Кавказе, беспощадно
подавляя стихийные восстания крестьян-
ства.

В этой атмосфере возникли мечты Чаз-
чавадзе о национальном возрождении своей
многострадальной родины. Еще юношей он
порвал со взглядами и традициями  при-
вычной среды, решив посвятить свою
жизнь борьбе против социальной неспра-
ведливости, за счастье народа. Под влия-
пием вождей русского революционно-демо-
кратического движения-—_ Белинского, До-
бролюбова, Чернышевского, Герцена, с
идеями которых Чавчавадзе познакомился
во время своего пребывания в Петербург-
ском университете, укрепилась его нена-
висть к эксплоататорскому строю, оформи-
лись его взгляды на литературу и искус-
ство.

Вернувшись в 1861 голу на родину,
Чавчавадзе стал во главе нового обществен-
но-литературного направления, написавше-
го на своих знаменах лозунги националь-
кого освобождения.

Чавчавадзе был не только поэтом. 0б’-
единив вокруг себя все молодые, все чест-
пые и передовые силы тогдашней Грузии,
он был замечательным публицистом, кри-
тиком, историком, ученым, сыгравшим не-
малую роль в развитии грузинской куль-
туры.

Как беллетрист и поэт, Илья Чавчавадзе
принадлежит к числу тех писателей-клас-
сиков, которыми гордится грузинский на-
род. В лирике, в поэмах и повестях Чавча-
вадзе нашли ярчайшее художественное во-

площение идеи борьбы за освобождение ро-
дины от оков крепостничества.

Уже в ранней поэме «Призрак» молодой
Чавчавадзе поднял голос в защиту угнетен-
ного крестьянства. Замечательно, что в дни
15-летия Советекой Грузии, обращаясь Е
Сталину, грузинские трудящиеся характе-
ризовали мрачное прошлое своей страны
строками из этой поэмы. В поэме «Како-
разбойник», воспевающей национального
тероя Арсена, в повестях «Рассказ нище-
го». «Й это человек?» Чавчавадзе со всей
силой своего таланта заклеймил крепостни-
ческий гнет и паразитизм помещичьего с9-
словия. Когда в 1871 году до поэта дошла
весть о разгроме Парижекой Коммуны, он
немедленно откликнулся стихами, в кото-
рых воспел геронческую борьбу француз-
ских коммунаров.

Введя в литературу новые темы и обра-
зы, создав прекрасные образцы политиче-
ской лирики, Чавчавадзе заложил основы
реалистического направления в новой гру-
зинской литературе. Тончайший лирик,
он умел даже наиболее интимные мотивы
своих произведений сочетать с пафосом
поэта-гражданина. Лирический набросок
«Весна» является образцом стихотворений
этого рода:

На ветках листья новые

И не в росе наверно —

В слезах лоза садовая

От радости безмерной.

В ивету сбегают пажити

К потокам светлоструйным.

0, родина! Когда же ты
Цветеньем вепыхнешь буйным?

Горячая любовь к родному народу всегда
являлась источником поэтических вдохно-
ъений Чавчавадзе. Он твердо верил, чте 1-
станет день, когда ето родная страна, ‹оро-
CHB угнетателей, развернет свои могу-
чие силы. расцветет буйным цветением,
«просияет улыбкой». В знаменитом  сти-
хотворении «Базалетское озеро» поэт вы-
сказал заветные думы народа о грядущей
свободе. В стихотворении, обращенном к
Грузии, — «Моя славная родина, отчего ты
уныла?», в бодрой песне грузинских сту-
лентов звучит та же непоколебимая надеж-
да на «лучезарное грядущее», которое за-
воюют «сыновья из стали».

Мечты Чавчавалзе сбылись. Его любимая
родина, которой он посвятил свою жизнь
и евои песни, стала цветущей, свободной
страной. Новая, Советская Грузия любит и
знает своего великого певца, любят и
знают его все народы СССР.

ПЕСНЯ ГРУЗИН-СТУДЕНТОВ

Пусть воспитывает мать
Сыновей из стали,

Чтоб народу помогать
Вечно не. устали.

Мы за брата в годы бед
Станем без вопросов.
Пригодятся и поэт
И сухой философ.

Будем преданы меньшим,
Угнетенным братьям,
Справедливость защитим,
Недругам` отплатим.

Озарив могильный мрак,
Созданный бесправьем,

Не отступим ни на шаг,
Слабых не оставим.

Мы идем в передовом
Молодом отряде,

БУДЕТ

Моя славная родина, отчего ты уныла?

Лучезарно грядущее, хоть былое— могила.

Поколенье отсталое сменит юная сила,
Возвратит тебе радости и величье

она...
Моя бедная родина, отчего ты

грустна?

Подросли твои младшие, непреклонные
дети,

Навсегда им останешься самой милой
на свете,

Можешь смело довериться—будут преданы
эти,

Будет день — и улыбкою просияет

Освещая тьму лучом
Для идущих сзади.

Укрепляя нашу грудь,
Разум раскаляем,

Чтоб сиять когда-нибудь
Нал родимым краем.

Но не струсим и теперь
Перед штурмом вражьим;

Если нужно — то, поверь,
За отчизну ляжем.

Пусть же вскармливает мать
Сыновей из стали, -

Чтоб народу помогать
Вечно не устали.

ИЛЬЯ ЧАВЧАВАДЗЕ.
1860 +.
Перевел с грузинского БОРИС БРИК.

ДЕНЬ...

Моя гордая родина, отчего ты грустна?

Их сердца не изменятся, в них— отваги
гнездовье,

Грудь широкая родину ограждает с лю-
бовью,

Им не ведать двуличия, им не знать суе-
GIOBbA,

Будет крепость враждебная их рукой
снесена...

Моя милая родина, отчего ж ты
грустна? !
ИЛЬЯ ЧАВЧАВАДЗЕ.

15 сентября 1872 г.

Перевел с грузинского
БОРИС БРИК.

НЕТ ЕЕ ЕЯ

Be Ee ee Е

ПРАВДА

а

Ss

ИЛЬЯ ЧАВЧАВАДЗЕ (1837 — 1907 гг.).

УСПЕХ ФИЛЬМА «ДЕПУТАТ БАЛТИКИ»

В НЫО-

Главное управление кинематографии 1о-
лучило из Нью-Йорка телеграмму, в кото-
рой сообщается об успехе фильма «Депутат
Балтики».

«Пятый день кинотеатр на’ Бродвее, где
демонстрируется советский фильм «Депутат
Балтики», — говорится в телеграмме, —

ИОРКЕ

осаждается публикой. Огромные очереди
стоят на улице. Фильм идет под аплодисмен-
ты. Газета «Нью-Йорк тайме» дает филь-
му восторженный отзыв, игру артиста Чер-

касова определяет как выдающуюся».
(ТАСС).

Клевета на

украинскую

действительность

ОДЕССА, 11 сентября. (Нерр. «Праз-
ды»). Большие полотнища реклам, сиэ-
циальные плакаты-листовки приглашают
всех посетить выставку картин и этюдов
Советской Украины и Молдавии. Выставка
эта ‘открыта в Государственном художе-
ственном музее Одессы.

Если верить рекламе и 0б’яснениям, ко-
торые даются на выставке посетителям,
она должна показать цветущую Советскую
Украину ни Молдавию. Но в действительно-
сти картины и этюды так подобраны и
расставлены, что Украпна и Молдавия по-
казаны в совершенно извращенном виде.

Вот картина «Молдавия». Она изобра-
жает трех забитых, нищих женщин, плету-
щихся по дороге. Как об’ясняют гиды,
это колхозницы идут на ярмарку.

Или другая картина: дохлая корова, два
петуха, опрокинутое корыто, худая, некра-
сивая женщина. Картина носит назва-
ние — «Колхозница-лоярка».

В пейзажах киевского художника Вюози-
ка преобладают одинокие, полуразвалив-
шиеся, покосивииеся на бок хаты. Они
должны показать нам советское украин-
ское село. :

Такие же искажающие нашу действи-
тельность картины выставили художники
Холостенко, Бабий, Беседин и другие.

Как бы нарочно, здесь собраны и выста-
влены чужая бедность, темнота и убоже-
ство. Й вбе это вылаэтея за колхозное
украинское и молдавское село.

А гле украинские колхозные, красиво
убранные улицы, светлые дома? Где зажи-
точный украинский колхозник? Куда дева-
лась замечательная молодежь, ее пляски,
песни? Где стахановцы украинских городов
и сел? Ничего этого на выставке нет. Не

ЕРЕСИ

ГОРОД ЯРОСЛАВЛЬ

Во время эсеровского мятежа в Ярос-
лавле было разрушено двадцать заводов и
фабрик и еожжено свыше двух тысяч до-
мов. Многие помнят еще вид ярославского
пожарища. Обуглившимися балками, разва-
линами домов и заводов смотрел тогда в не-
бо разрушенный Ярославль. Сегодня на п2-
стоянной выставке в ‚местном музее, в от-
деле промышленности Ярославля, можно
увидеть прекрасные ткани льнокомбинатов,
электропилы и пылесосы, образцы синте-
тического каучука, детали паровозов, пря-
KY и вышивки, и суда, и экскаваторы, и
модели дорожных машин, и лаки, и авто-
мобили, и одежду, и обувь...

Эта громадная индустрия создана на ме-
сте ярославских развалин. Не старые церк-
ви в их сусальном благолепии украшают
ныне пейзаж Ярославля. Панорамы фабрик,
заводов, ‘десятков труб, графически опре-
хеляющих его сегодняшний облик, дают
мужественный рисунок этого растущего
города.

На старых улицах рабочего поселка про-
славленных ярославских ткачей в наглял-
ном приближении можно прочесть его исто-
рию. Здесь рожлался ярославекий пролета-
риат, которому суждено было стать пре-
образователем города. История фабричного
быта старой России наглядно оживает в
образцах домов этой бывшей слободы Ше-
миловки. Целы эти дома, которые капи-
тально, с расчетом на незыблемые десяти-
летия владычества, построили фабриканты
Карзинкины; сохранились еще «Пьяные
проломы», и «Овинные проулки», и вы-
топтанные лужки, где отдыхал, пел груст-
ные пеени и заливал кабацким зельем свою
молодость и жизнь фабричный люд.

Но взглянем на официальные цифры
«Списка об’ектов социально-культурного п

коммунального строительства» по городу
Ярославлю за время с 1921 по 1936 год.
Мы увидим здесь, что на одном прядильно-
ткацком комбинате построена школа ФЗУ
на четыреста мест, три детских сада, баня
и прачечная, что школы и детские сады,
детские ясли, амбулатории и больницы по-
строены на торфопредприятии, на тормоз-
HOM заводе, Электрокомбинате, заводе син-
тетического каучука, паровозоремонтном;
на олном Резинокомбинате построено три
школы ФЗУ на 2.200 мест, физкультурный
зал, кино «Гигант» на тысячу мест. ста-
дион, детские ясли, фабрика-кухня, два
клуба, баня и лагери для пионеров. Ko
всему этому можно было бы еще припи-
сать внушительные цифры — перечень
школ, детских садов и других культурно-
бытовых учреждений, построенных в горо-
де Ярославле. Но развитие города опере-
жает и эти огромные цифры. Молодое по-
коление вырастает в старом Ярославле.
Ему нехватает благоустроенных жилищ,
для него слишком мало библиотек и чита-
лен, ему нужно в пять раз больше того,
что уже построено. =

Есть в «Пьяных проломах» вроешие в
землю дома. Конский щавель и крапива
растут на их крышах. Это’ — прошлое
Ярославля. В этих каморках жили по че-
тыре семьи ткачей, в два этажа, и сын
спал под кроватью матери. В комнатах
не было освещения. В миткальной конторе
подростку платили шестнадцать копеек
за весь трудовой его день, и самый лучший
ткач зарабатывал не свыше тридпати руб-
лей в месяц. Целые семьи ткачей и пря-
дильщиков ни разу за всю свою жизнь
не побывали в городе Ярославле, в не-
скольких километрах от фабрики.

Пройдем теперь по этому глухому про-

улку и заглянем к старому мастеру Ва-
силию ° Михайловичу Боровкову. Это —
обыкновенный рабочий, электромонтер,
каких много на фабрике. Посещение, впро-
чем, не очень удачное, потому что мастер
прямо с работы, © ночного дежурства,
уехал на рыбную ловлю. Хорошо, посидим
на скамеечке, дождемся его возвращения.
В маленьком дворе все опрятно. куры взле-
тают и садятся на колени посетителю.
В садике поспевают сливы и яблоки. Осен-
ний волжекий полдень стоит над этим са-
диком с его плодовыми деревьями и пве-
тами, посаженными заботливой хозяйской
рукой.

Сорок три года работы на ткацкой фаб-
рике — это целая жизнь. Столь многое из-
менилось за эти годы, что вот, -— вернув-
шись с рыбной ловли, сидя на скамеечке
дворика, — не сразу придумаешь, о чем
рассказать. Историю жизни — темной, не
приукрашенной радостями в лучшие годы
расцвета, — в один присест не расска-
жешь. Но вот о чем можно рассказать —
о детях. Четверо детей пущено им, ста-
рым мастером, в жизнь. Нужна была ре-
волюция, чтобы старший его сын окон-
qua Ленинградский технологический ин-
ститут и стал инженером на Резиноасбе-
стовом комбинате; чтобы дочь стала вра-
чом-педиатром; чтобы вторая дочь стала
стахановкой-банкабротницей, — кончающей
ныне курсы мастеров социалистического
труда. Четвертого — младшего сына — он
провожает сегодня после каникул, — сын
кончает в этом году Энергетический ин-
ститут. Желтый листок слетает не спеша
CO сливы, и так же неспешен рассказ ста-
рика о сульбе детей потомственных тка-
чей и прядильщиков. ибо сегодня — это
обычная судьба.

показаны здесь ни клубы, ни детские са-
ды, ни больницы, ни тракторы, ни ком-
байны, ни колхозные электростанции. Сло-
манный забор и покрытый мраком мертвый
завод должен, по мысли художника Тарана
(Киев), показать советское Криворожье.
Донбасе представлен несколькими разру-
шенными халупами, напоминающими собою
старую «Собачеевку».

Вею эту выставку нельзя рассматривать
иначе, как наглую выходку украинских
буржуазных националистов. Троцкистско-
бухаринекие враги; вредители, орудовав-
шие в Управлении по делам искусств при
Совнаркоме Украины, на все лады расхва-
ливали эту выставку. Они умышленно на-
правляли кисть некоторых художников
Украины по вражескому пути. >

Эта выставка, организованная украин-
скими буржуазными националистами, по-
бывала уже в ряде городов Украины — в
Виеве, Харькове, Днепропетровске, а сей-
чае почему-то переведена в Одессу.

Здесь она не пользуется успехом у на-
селения. Посетители высказывают свое

возмущение клеветой на нашу  действи-

тельность.

28 августа областная газета «Черномор-
ская коммуна» сделала робкую попытку
раскритиковать выставку. Но какая польза,
от этой критики, если в типографии той же
редакции «Черноморской коммуны» печа-
таются рекламные материалы, призываю-
щие позетить эту выставку. Досужие ор-
танизаторы рассылают приглашения во все
учебные заведения, школы, санатории и
предприятия на массовые посещения этой

вредной выставки.
Т. ГОРБУНОВ.

SEAS SA

Обычная судьба и у человека, который
уверенно, закоулками старой  слободки,
привел меня сюда, в этот дом. Он — сын
прятильщика и ткачихи на этой же фабрч-
ке. Мать его убило челноком на работе.
Сам он был рабочим, рабкором, а ныне он
на ответственной работе в области. Его на-
зывают сокращенно, по имени, все старые
ткачи и прядильщики. Он вырос здесь и,
хозяйственно проходя по цехам ткацкой
фабрики, останавливается возле каждой
таблички показателей сегодняшней работы,
ибо это кровное лело и его самого.

Нежнейшая пряжа из нашего хлопка,
давно затмившего знаменитые  привозные
сорта, тянется из ватерных и банкаброш-
ных машин. И там, возле этих умных ма-
шин, вырастают показатели нового труд1
ярославских рабочих. Старые рабочие фаб-
рики помнят первую забастовку в коние
глухих девяностых годов. Эта забастовка
была протестом против несправедливой п
безрадостной жизни, и «бравые» фанаго-
рийчы расстреливали первых зачинателей
того грядущего преображения, которое
расцвело в наши дни. Женщина была уня-
жена в труде и бесправна. Дети рождались
8 каморках, чтобы повторить безрадоет-
ную жизнь отцов.

Из дворика старого мастера, откуда вы-
шла в жизнь семья советских трудовых
интеллигентов — врача и инженеров,
пройдем теперь в родильное отделение ме-
стной больницы. Заведующий гинекологи-
ческим отделением в этой больнице —
один из тех энтузиаестов-врачей,  которы-
ми богата наша медицина. За прошлый
год — до закона о запрещении абортов —
количество рожденных красноперекопски-
ми твачихами детей равнялось двуметам
пгестидесяти человекам. В этом году толь-
ко за семь месяцев — с января по июнь —
рождено семьсот человек!

Вот они простерты в один ряд — мла-
денцы, рожденные за несколько дней. Они
лежат, эти дети и внуки потомственных
ткачих и прядильциц, как  величайнтее
обещаняе будущему, которое превращается

Pa Вас ли 2 МЫ 9 о бе ЗА: ЕВЕ

Sa eR

Sapa ee ee ee ee

Tf a ee Pid es

42 СЕНТЯБРЯ 1937 г., № 252 (7218)

Ta a SE

} раматический кружок

в колхозе

Деревня Ключевка (близ Сталиногорска)
давно забыла деревенский мрак и глухо-
мань. Возникший шесть лет назад колхоз
«Ударник» электрифипировал веянье, м0-
лотьбу, помол. Ярко освещены амбары и
конюшни, улицы и дома колхозников.

Много деревенской молодежи за поелед-
ние годы ушло на работу в город — на
Сталиногорский химкомбинат, на электро-
станцию. Однако все они чувствуют себя
больше ключевцами, чем сталиногорцами,
и активно содействуют культурному про-
цветанию родной деревни, являясь ее пыл-
кими патриотами. Так, они образовали са-
мостоятельную  ключевскую Футбольную
команду и сражались с городской сборной,
проиграв ей лишь одно очко. Г ордостью
Ключевки является ее лраматическии кру-
жок, постоянно обслуживающий не только
свой колхоз, но и клубы Сталиногорска, а
также соседние деревни.

Первый любительский спектакль В
Ключевке был поставлен двадцать WATb
лет назад. Кружок состоял тогда преиму-
щественно из сельских интеллигентов.

Ныне работающий. состав кружка ведет
свою историю с 1927 года, когда в Клю-
чевке появился рабочий И. Шестопалов,
с тех пор бессменно руководящий драм-
кружком. У Шестопалова еще мать играла
в любительских спектаклях, а сам он,
увидав в детстве цирк, навсегда отдал
свое сердце театру.

После приезда на строительство Хим-
комбината тов. Шестопалов, работая на
производстве, попутно стал заниматься в
театре рабочей молодежи и одновременно
в порядке шефства руководил драмкруж-
ком в Ключевке. На его глазах сменилось
два поколения кружковцев. «Стариков» с
десятилетним стажем осталось лишь двое.
Остальных Шестопалов впервые увидал,
когда они были восьми девятилетними ре-
бятами. Сейчас это —— рабочие, счетоводы,
учителя, киномеханики, музыканты-про-
фессионалы. Самые юные кончают школу
ФЗУ.

За 10 лет ключевский драмкружок про-
делал большую работу. 0 ней красноречи-
во говорят любовно вычерченные диаграм-
мы. За первое пятилетие кружок сыграл
всего 37 спектаклей, из них 30 у себя
в деревне, 5 — в других колхозах и лишь
два — на строительстве. За последние
пять лет кружок дал 128 спектаклей (из
них лишь 50—в Ключевке, в городе—45,
в соседних деревнях — 33).

Ло 1932 г. спектакли повторялиеь не
более трех раз. Сейчас они идут по де-
сять, двадцать, даже . по тридцать раз.
Играть стали без суфлера. Готовятся к по-
становкам не дни, а месяцы.

Больше, чем статистика, говорят о 19-
сте кружка альбомы вырезок и материа-
лов. Уделяла ему внимание местная газе-
та «Сталиногорекий пролетарий», писали
и московские журналы. Московский обла-
стной дом народного творчества также ин-
тересовалея кружком, списывалея с ним,
высылал в Ключевку своего предетавите-
ля, передал в распоряжение кружка про-
катную базу: десятка два париков, ко-
стюмы, грим.

В прошлом году кружок задумал поста-
вить собственную инсценировку «Тихого
Дона» Шолохова. На всякий случай, без
надежды получить ответ, написали в Мо-
скву, в Большой театр художнику Ф. Фе-
доровскому, просили помочь советом. Сна-
чала ответа не было, но вдруг пришло
письмо с приглашением ‘посетить репети-
ции Большого театра.

Тов. Шестопалов не замедлил восполь-
зоваться- приглашением. Эта поездка в
Москву очень много дала ему для соб-
ственной постановки, работа над которой,
кстати сказать, заняла семь месяцев. Вто-
рично ключевцы обратились в Большой
театр в связи с пушкинским юбилейным
вечером. На этот раз они написали народ-

«Ударник»

ному артисту Со1оза OCP дирижеру ©. Ca-
мосуду. Через пять дней кружок получил
об’емистый пакет с 40 прекрасными фо-
тографиями, отражающими работу  Боль-
moro театра над всеми шедшими в не
пушкинскими произведениями.

Заботливо снабдив каждую из фотогра-
фий умело подобранными эпиграфами 1B
соответствующих произведений ‚Пушкина,
кружок  смонтировал очень интересную
выставку, посвященную великому поэту.

Этим связи Ключевки с Москвой не ог-
раничиваются. Рядом с пушкинскими ма-
териалами, присланными тов. _ Самосудом,
висит фотография ‘заслуженной артистки
республики Е. Турчаниновой © «сердеч-
ным пожеланием успеха в работех. Круж-
ковцы сумели получить и использовать и
ее советы.

Как видим, ключевцы никак не могут
пожаловаться на невнимание к ним со
стороны Москвы. Зато этого нельзя ста-
зать о сталиногорских организациях.

Кружок играет в избе-читальне, ветхом
доме. Внутри до крайности тесно, но до-
вольно чисто. Стены недавно побелены и
украшены трафаретной росписью. На метр
от пола идет тесовая панель, окрашенная
зеленой масляной краской, предохраняю-
щая стены от загрязнения. Два портрета.
Грубо сколоченные скамейки.  Малень-
кий шкафчик с книгами. И — сцена, за-
навешенная вылинявшим розовым занаве-
сом. Комнату для репетиций отобрал у
кружка сельсовет.

Освещение сцены — 4 электрических
лампочки. Размеры: четыре шага в дли-
ну, шагов пять в глубину. Вышина 1
katy что даже не очень рослые актеры
вынуждены сгибаться. И вот в таких ус-
ловиях кружок ставил «Тихий Дон»,
«Поднятую целину», а сейчас собирается
ставить «Любовь Яровую».

Большинство кружковцев, несомненно,
одаренные люди. Но их рост тормозится
из-за отсутствия постоянного руководства.
Нет слов, огромна’ польза переписки кол-
хозного кружка с мастерами сцены. Ho,
кроме того, кружковцы нуждаются в том,
чтобы кто-то регулярно, изо дня в день
следил за их работой, помогал конкрет-
ным советом, своевременно мог бы дать
нужное указание.

№ сожалению, в районе нет должности
инструктора по художественной работе,
нет средств на его оплату. Да и квали-
фицированных кадров таких инструкторов
не существует, так как ни Всесоюзный
дом народного творчества, ни Всесоюзный
комитет по делам искусств, ни отдел изб-
читален Наркомпроса не подумали всерьез
0 том, что тысячи драмкружков, . вроде
ключевского, нуждаются в квалифициро-
ванной помощи.

Ключевский  драмкружок, как во-
обще подавляющее большинство драмкрух-
ков, не имеет твердого бюджета и суще-
ствует на хозрасчете. Он вынужден про-
давать билеты по 50 коп., а целые спек-
такли—по 100—200 рублей. Этих доходов
пехватает на оформление постановок, и
несколько сот рублей члены кружка по
мелочам затратили из личных  средетв.

Финансовые взаимоотношения кружка с
колхозом и сельсоветом таковы, что в
«проблему» вырастает вопрос о покупке
пузырька клея для составления очень ин-
тересных альбомов, сделанных кружковца-
ми (по Пушкину, Горькому, Островекому).

Нет спора, у местных организаций дел
по горло. Но ведь СОталиногорек не’ имеет
еще постоянного театра. Самодеятельность
выполняет в нем основную работу (кроме
кино) по художественному — обслужива-
нию населения. В этих условиях ключев-
ский  драмкружок, который считается
сталиногорцами одним из лучших в райо-
не, имеет право на серьезное внимание.

АНАТОЛИЙ ГЛЕБОВ.

ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ-ИСТОРИКОВ

ГОРЬКИЙ, 11 сентября. (Корр. «Прав-
пы»). В ближайшие дни в Горьком откры-
вается специальный областной семинар
для 300 преподавателей истории в 5-х и
7-х классах. По окончании областного се-

SS ee

в сегодняшний день, поглощая Овинные и
Пьяные проломы, уже давшие советской
стране инженеров, врачей, журналистов...
Можно пройти сквозь палату и опросить
рожениц. Все они — ватерщицы, и банка-
брошницы, и ткачихи, — родившие пер-
вого или одиннадцатого ребенка, с вели-
чайшей ответственностью матерей пускают
в жизнь это новое поколение. жизнь при-
тотовлена для него с младенческих лет —
от детских лелей и пионерлагерей до уни-
верситетов, энергетических институтов и
педагогических техникумов. Границы
«Красного  Перекопа» не кончаются ли-
нией фабричного поселка. Опи простерты
далеко в глубь страны, в любом направле-
нии, которое подрастающее поколение за-
хочет избрать для своей деятельности.

Выйдем теперь из родильного дома, прой-
демся по саду. Посетим библиотеку, кино-
театр и клуб. Вспомним бескультурье, трак-
тиры, нужду, которой был так тяжко отме-
чен быт русских ткачей и ткачих. Это—
прошлое Ярославля, похожее на старые
камни, которых не успели еще залить
асфальтом. Дети рабочих кончают вузы и
техникумы. В читальне на городском буль-
варе нехватает газет для желающих.
И здесь, на скромном будничном примере,
можно увидеть, как тянетея вся эта моло-
доеть к печатному слову, в книге и зна-
ниям. Что же делать, жизнь не умещается
в рамки областного города, она перехле-
стывает Через них, и в городском совете
и горплане больше всего говорят о строн-
тельстве жилищ, об очередях в кино, биб-
лиотеки и театры. Нехватает и коек для
рожениц. Все это — движение новой жиз-
ни, которая половодьем затопляет старые
русские города, не подготовленные к тако-
му обильному и могучему ее вторжению.

На выставке в ярославском музее экспо-
наты промышленных предприятий области
теснят коллекции прошлых веков. Музей-
ные залы не вмещают этих даров совре-

минара все 300 учителей-истбриков булт
руководить организуемыми на местах рай-
онными семинарами для учителей началь-
ных школ.

ee ee ee

деятельности человека, здесь же, в верхних
залах, — результат двадцати лет революции.

Вечером, как обычно в приволжеком го-
роде, множество его жителей приходит 5
Волге. С Волги поднималась на старый
мир «Дубинушка», репинекие бурлаки при-
зывали к борьбе, на Волге начинал свою
деятельность высокий широкоплечий чело-
век—Иегудиил Хламида, которому суж-
дено было вноследетвии стать Максимом
Горьким.

Золотая ‘колоннада отраженных огней
уходит далеко по реке. Стежки моста елвз
видны на синеющем небе. Теплоход, свер-
кая освещенными окнами кают; проходит
мимо, как странное, продолженное в глу-
бину сооружение. С Волги идут истоки нз-
родного творчества, на ее берегах живут
прославленные  кустари—краеносельцы и
художники. Хохломы, н на огромных плака-
тах на площадях Ярославля филармония
об’являет о пробе голосов для  гоеудар-
ственного ансамбля волжекой песни и
пляски. Есть на фабрике «Красный Пере-
коп» ансамбль старых ткачих и прядиль*
щиков. С трогательным усердием собира-
ются для спевок и репетиций эти старые
знатоки волжекой песни. И, как во всем, —
в труде, производстве, искусстве, — новое
поколение сопутствует старым носителям
лучших традиций рабочего класса, ето
борцам и его мастерам.

Сотрудничество этих старых и мололых
сил особенно чувствуется в Ярославле.
Oxo ощущается так остро еще потому, чт
это — очень древний город, с корнями,
уходящими в прошлое Волги, — город, Ео-
торый пишет сегодня свою новую историю.
Это нужно понять. И тогда ясным, нагляд-
ным становитея пройденный путь — oT
кандалов, в которые заковывали крепост-
ных, от печатей, которыми метили каторж-
ных (все это отлично сохранено в ярослав-
ском музее), до электропил, экскаваторов я

менности. Путь от первобытной сохи ло
синтетического каучука— путь, пройденный   автомашин, которые создает сегодня горой
Ярославлем. Только то, что накоплено в  Ярославль.

нижних залах музея, — результат вековой! Ярославль.

и.

Tal

ВН
HOC
ШП
ly

TOBE
Ул
МЕ
1a

Me
Te
м

tn
f

ЗМ
Ue