Пролетарии всех стран, соединяйтесь!
ASSES
Всесоюзная Коммунистическая Партия (больш.).

Постановление Центрального Исполни-
тельного Комитета СССР ‹о разделе Азово-
Черноморского края на Краснодарский край
и Ростовскую область (4 стр.).

Е. Евдокимов—Борьба за высокий урожай
(2crp.).

ПИСЬМО КОЛХОЗНИКОВ И. Младенова,
Н. Маркоогло, В. Жаркова и др.— Мы гор-
димся своим комбайнером (2 стр.).

забастовка в Польше

Условия приема

СЕГОДНЯ В

НИЩЕТА И ГОЛОД В ДЕРЕВНЯХ ПОЛЬ-
ШИ. Факты и документы из польской буржу-
азной печати (3 стр.).

ТАКТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ЧАСТЕЙ МВО.
И. Волоцкой — Огневая точка (4 стр.).

районе Карелии (4 стр.).

Орган Центрального Комитета и МН ВКП)

Bae ee

№ 254 (1220)   14 сентября 1937 г., вторник

WEHA 10 КОП.

= > ae

_ Присоединение CCCP

к нионскому

Советское правительетво присоединилось

Е достигнутому на конференции в Нионе
соглашению о коллективных мерах против
пиратских действий, совершаемых подвод-
ными -лодками на Средиземном море. Сле-
дует ожидать, что в ближайшие дни это
соглашение будет утверждено и другими
державами, заинтересованными в борьбе
© морским разбоем, после чего оно вступит
в силу.

Нионское соглашение о борьбе с пират-
ством является документом, отражающим
всю остроту современного международного
положения. Фашистские агрессоры сеют во
всем мире семена схуты и беззакония, они
делают ставку на развязывание новой ми-
ровой войны. Морской бандитизм, отбрасы-
вающий человечество в давно минувшим
векам, показывает, что агрессоры не брез-
гуют никакими средствами для осуществле-
ния своих преступных целей. Эта обста-
новка властно диктует державам, заинте-
ресованным в сохранении мира, необходи-
мость об’единения сил против происков под-
жигателей войны. Даже не очень горячие
сторонники коллективных действий против
агрессия вынуждены сейчас принимать
совместные меры в самозащите от фапшист-
ских провокаций.

Участие СССР в нионском соглашении’
вполне закономерно и об’яеняется его
кровной заинтересованностью в средизем-
номорской проблеме.  Средиземноморские
пути связывают черноморские порты с
«Большой водой» — с Атлантикой: «Совет-
ский Союз омывается водами,  непосред-
ственно сливающимися со Средиземным мо-
рем, которое связывает  как советские
порты с внешним миром, таки советские
порты между собой» (Литвинов). Мир и
порядок на Средиземном море необходимы
Советскому Союзу для развития его тор-
товли и судоходства. Советская страна
имеет существенные интересы на Среди-
земном море. Это открыто было признано в
решениях нионской конференции. Есте-
ственно, что СССР готов разделить со cpe-
диземноморскими державами — ответствен-
ность за организацию порядка и поддержа-
ние законности в Средиземноморском бас-
сейне.

Соглашение © борьбе с пиратством на
@редиземном море выработано без участия
Италии и Германии. Эти фашистские’ дер-
лавы саботировали конференцию в Нионе,
пытались сорвать ее, отказались участво-
вать в ее работах. Итальянские фашиста’
и их германские пособники тем самым
окончательно разоблачили себя как винов-
нивов разбоя на Средиземном море. Но им
не удалось сорвать своим саботажем созыв
и работу нлонской конференции. Конферен-
ция состоялась против их желания. Co-
тлашение о борьбе с пиратством было вы-
работано против воли пиратов.

‚Итальянские фашисты претендуют на
господство. на, Средиземном. море, об’являя
его «внутренним» морем «Второй Римской
нуперии». В этом — омыел многих заявле-
ний Муссолини. Средиземноморское согла-
шение полностью опрокидывает подобные
вздорные претензии фалтистского диктато-
ра. Не случайно, что. защиту средиземно-
морских магистралей от Гибралтара до Дар-
данелл взяли на себя Антлия и Франция:
40 процентов военных кораблей, сосредото-
чиваемых © этой целью на Средиземном
море,   посылает Франция, 60 процентов—
Англия. В случае, если фашистская Ита-
тия пойдет напопятную и присоединится
Е нионскому соглашению, ее флоту бу-
т поручено патрулирование Тирренского
и Адриатического морей, то-есть, по су-
Ществу, вод, непосредственно омывающих
итальянские берега.

_ Ниюнское соглашение серьезно подрывает
уеждународные позиции фашистской Ита-
лии. Это соглашение является ударом и по
престижу германского союзника итальян-
ского фашизма.
_Окончились провалом инспирированные
из Рима и Берлина попытки протащить на
конференции в Нионе признание итало-гер-
манской марионетки — Франко «воюющей
стороной». Эти попытки встретили. заслу-
яженный отпор со стороны государств, за-
интересованных в поддержании мира в
(редиземноморском бассейне. Соглашение
06060 оговаривает, что за Франко не при-
знается право воюющей стороны.
Твердое выступление народного комис-
сара иностранных дел CCCP тов. Литви-
нова на конференции в Нионе содержало
развернутую программу борьбы с распоя-

соглашению

сазшимиеся  фалтистскими -ниратами. ‘Это
выступление четко наметило задачи кол-
лективной защиты мира и порядка в Сре
лиземноморском бассейне. Вопреки уси-
лиям некоторых
средиземноморской конференции‘ «чисто
технического» характера, речь руководи-
теля советской лелегации ярко осветила ее
политические задачи.

При всем том точка зрения сторонников.

коллективной защиты мира не получила
полного отражения в выработанном в
Нионе соглашении. Принятый конференцией
документ представляет собой лишь первый
шаг на пути к организации отпора зарваз-
шимся фашистским пиратам. В качестве
первого шага в этом направлении нион-
скоз соглашение носит отпечаток извест-
ной робости, незавершенности.

Соглашение делает упор на борьбе с пи-
ратскими действиями тех подводных лодок,
которые нападают на торговые сула, на-
рушая правила о гуманизации подводной
войны, установленные лондонским морским
договором 1930 года и лондонским прото-
колом 1936 года. Лишь в случае наруше-
ния «правил гуманизации» подводные лод-
ки будут уничтожаться патрульными ко-
раблями. Совершенно очевидно, что этот

пункт соглашения оставляет „весьма, широ-:

кую лазейку для’ фашистеких пиратов.
Можно заранее утверждать, что итальян-
ские бандитские подводные лодки. восполь-
зуются оставленной им, лазейкой для попы-
ток своеобразной «легализации» морского
разбоя. Впрочем, эти попытки будут до
известной степени затруднены условием,
содержащимся в протоколе конференции,
которое предусматривает, что любая под-
водная лодка, скрывающая свою нацио-
нальность, подлежит потоплению, как пи-
ратский корабль.

Другим весьма существенным пробелом
выработанного соглашения является то, что
в нем не участвует Испанская республика.
Устанавливаемая на. Средиземном море
охрана судоходства не распространяется
на испанские суда. Более того, соглашение,
хотя и отвергает признание права воюющей
стороны за бандитом Франко, всеже упо-
минает о «двух сторонах», борющихся в
Испания. Ясно, что такой подход мало с0-
действует укреплению безопасности в” Среё-.
диземноморском бассейне. -

Укрепление порядка ‘и законности в
Средиземноморском бассейне, как и во всей
Европе, неразрывно связано © борьбой pec-
публиканской Испании против наглых
агрессоров. Итало-германско-марокканские
полчища пытаются захватить землю  ис-
панского народа для того, чтобы превра-
ruts Пиренейский полуостров в новый
планларм в тылу у Франции и в непосред-
«твенной близости от важнейших морских
путей Англии. Пиратство на Средиземном
море явилось прямым последствием интер-
венции фашистских держав в Испании.
Вся демократическая Европа, все сторон-
ники мира и порядка заинтересованы в
том, чтобы поджигатели мировой войны по-
лучили в Испании должный отпор.

В применении к войне в: Испании мож-
но говорить о «двух сторонах» лишь в той
мере, в какой можно назвать «двумя сто-
ронами» пиратскую подводную лодку и
мирный корабль,  подвергнувшийся веро-
ломному нападению. Только победа тгерои-
ческого испанского народа над итало-гер-
манскими агрессорами обеспечит подлин-
ный порядок и настоящую безопасность на
Средиземном море.

Нионское соглашение, несмотря на его
неполноту, является международным актом
коллективной защиты безопасности на Сре-
диземном море. Можно выразить надежду,
что велед за первым шагом к восстановле-
нию порядка на Средиземном море будут
сделаны и дальнейшие шаги в этом направ-
лении. Логика событий, заставившая кон-
ференцию в Нионе выработать коллектив-
ное соглашение о борьбе с пиратством, тол-
кает миролюбивые державы к укреплению
системы совместных действий в защиту
законности и мира.

Наша великая страна сумеет принять
свои меры в защиту своего торгового cy-
доходетва. Вмебте с тем Советский (Союз
тотов поддержать всякое коллективное ме-
роприятие, обеспечивающее общие интере-
сы государств, заинтересованных в сохра-
нении мира и укреплении безопасности.
Верный своей послетовательной политике
борьбы за мир, СОСР скрепляет нионское
соглашение о борьбе с пиратством своей
TlOANMCHIO.

` Нави нина нананиссовнсосанисаннео SESESR CAE CR EEE SEE REESE RESO E Ee eee E Eee ose

В последний час

ПОИСКИ ЗАТОНУВШЕЙ
ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ ПИРАТОВ
ЛОНДОН, 13 сентября. (Соб. корр.

«Правды»). Как сообщают из Малрила.
испанские водолазы обелелуют район, , где
на-днях береговыми батареями Картахены
и тлубинными бомбами сторожевых кораб-
лей была сильно повреждена пиратская
полволнал лодка.

Предполагают, что лодка лежит на дне,
HO Из-за полученных повреждений не м0-
жет подняться на поверхность. Имеются
признаки, что эвинаж лодки жив.

Испанское правительство принимает все
меры ‹к установлению национальности

пиратской лодки.
И. Ермашез.

ВЗРЫВ ШАХТЫ В ФУКУОКА

ТОКИО, ‘13 сентября. (ТАСС). Взрывом
газа на угольных копях «Виодзо» в пре-
фектуре Фукуока -Япония). 10 сентября
убито 18 и тяжело ранено 2 горняка.

БОЛЕЗНЬ МАСАРИКА

ПРАГА, 13 сентября. (ТАСС). В состоя-
нии здоровья тяжело заболевшего бывшего
чехословацкого президента Масарика вчера
ночью наступило резкое ухудшение.

—о_-

МНОГОВЕКОВЫЙ ЛЕД
НА ОСТРОВЕ ФАДДЕЕВСКОМ

«САЛКО», 13 сентября. (Радио спец.
корр. «Правды»). ВЫсадка на острове Фад-
деевском дала нам возможность изучить
северный его берег. Основная порода остро-
ва — окаменелый лед, покрытый морскими
отложениями — современной почвой. Мор-
ской прибой быстро разрушает берег, co-
кращая площаль острова. Взята большая
глыба многовекового льда, которая будет
доставлена для физического и химического
исследования в ледовую лабораторию Арк-
тического института.
Р. Самойлович.

сторонников придания.

(2 стр.).

CCCP ГОТОВ

Правительство CCCP уполномочило На-
родного Комиссара Иностранных Дел
т. М. М. Литвинова подписать от имени

СССР вместе с другими державами, yua-

Лиги наций. Временно председательствует
председатель Совета Лиги наций, делегат
Испании, Негрин. Присутствуют делегаты
от 50 стран. В состав делегации CCCP
входят: народный комиссар иностранных
дел тов. Литвинов, полпреды в Париже и
Риме тт. Сурин и Штейн (делегаты), пол-
пред в Стокгольме — тов. Коллонтай и ге-
неральный секретарь Наркоминдела тов.
Гершельман (заместители делегатов).
После выборов мандатной комиссии Не-
грин выступил с речью, в которой отметил,
что в последнее время во взаимоотноше-
ниях государств учащаются случаи нару-
шения международных обязательств. On
подчеркнул, что международные договоры
уже не имеют прежней ценности и силы.
Подписи уже не обязывают.или обязывают
только в степени, установленной самих
подписавшим. Это будет продолжаться и в
дальнейшем, заявил Негрин, если мы не
найдем способа положить конец растущей
безнаказанности, с которой нарушаются
принципы международного права и устава
Лиги наций. Олнако этого. нельзя добиться
Путем изменения той или иной статьи или
параграфа. Обсуждая различные методы,
с помощью которых можно будет добиться

А. Шаров — По колхозам „Полтавщины

профессуры на
(6 стр.).

ПОДПИСАТЬ

НИОНСКУЮ КОНВЕНЦИЮ

ствовавшими на конференции в Нионе, со-
глашение о коллекчивных мерах против
пиратских действий. совершаемых подвод-
ными судами в Средиземном море. (ТАСС).

ОТКРЫТИЕ 18 ПЛЕНУМА
ЛИГИ НАЦИЙ

ЗВЕНЕВА, 13 сентября. (ТАСС). Сегодня ги наций, указал Негрин, не надо забы-
утром в 11 часов открылся 18-й пленум! вать о наличии сид, стремящихся к унич-

тожению Фиги и всех, кто ее поддержи-
вает. Нужно быть на-чеку, остерегаясь то-
го, чтобы враги Лиги не использовали коле-
баний и затруднений тех, кто стремитея
к укреплению и организации мира:

После перерыва
огласила свой первый доклад о полномо-
чиях делегаций. Вопреки надеждам неко-
торых кругов, ни на заседании мандатной
комиссии, ни на пленуме никто пока He
предложил считать Абисеинию «больше не
существующей» или же выбывшей из Ли-
ги наций вследствие потери своей незави-
симости.  (Абиссиния, как известно, не
послала делегацию на пленум Лиги). На-
мерение сделать подобное предложение в
течение последних 48 часов поочередно
приписывалось полякам, венграм и болга-
рам. Польская делегация, однако, уже вче-
ра вечером энергично опровергала эти све-
дения. E

Пленум избрал комитет, занимающийся
вопросом о кандидатах в члены Совета Ли-
ги наций вместо тех членов, полномочия
которых истекли. От Р в комитет во-
шел тов. Штейн. Избранием комитета за-
крылось первое заседание пленума Лиги
наций. Следующее заседание комитета с0-

более успешного осуществления устава Ли-, стоится сегодня в 17 часов.

ОБРАМЕНИЕ КИТАЯ К ЛИГЕ МАШИЙ

ЖЕНЕВА, 13 сентября. (ТАСС). Делегат
Китая Веллингтон Ку вручил генеральному
сбкретарю Лиги наций Азвенолю ноту, в
которой официально уведомляет о нападе-
нии Японии на Китай. Продолжающееся
вторжение Японии, в котором участвуют
японская армия, флот и авиация, говорит-
ся в ноте, представляет собой агрессию
против территориальной пелостности и по-

‘итической. независимости Китая. В силу.

этих ‘обстоятельств китайское правитель-
ство требует, чтобы Совет Лиги наций при-
нял необходимые меры для применения 10,
11 4 17 статей устава Лиги наций.

Одновременно Авенолю передан меморан-
дум китайского правительства, дополняю-
щий доклад от 30 августа. В меморандуме
китайское правительство на основе неопро-
вержимых фактов доказывает участие всех
видов вооруженных сил Японии в разбой-
ничьем нашествии на Китай. Оно отмечает
установление Японией морской блокады,
нападение на отряды Красного креста, вар-
варское истребление гражданского населе-
ния Китая и бессмысленное уничтожение
ето культурных ценностей.

ek Oe

‚ В 10-й статье устава Лиги наций ropo-
рится 06 обязанности членов Лиги уважать
территориальную целостность и полити-
ческую независимость всех членов Лиги
наций и 0 том, что в случае нападения
Совет. указывает“ меры к обеспечению вы-
полнения этото‘сабязательства.

Согласно 11-Й статье всякая война или
угроза войны, затрагивает ли она прямо
или нет кого-либо из членов Лиги, инте-
ресует Лигу в целом, и последняя обяза-

на принять меры, способные действитель-
ным образом оградить мир; по требованию
любого члена Лиги генеральный секретарь
должен немедленно созвать Совет.

В 17-й статье товорится, что в случае
споров между двумя государствами, из ко-
торых лишь одно является членом Лиги.
или ‘из которых ни одно не входит в нее,

ига” наций приглашает государство. или

тосударетва, He являющиеся &е членами,
подчиниться обязательствам, лежащим на
членах Лиги. После посылки этого ‘пригла-
шения Совет Лиги наций начинает рас-
следование обстоятельств спора и предла-
тает наиболее действенные меры для его
разрешения.

Если приглашенное государство, отказы-
ваясь принять на себя обязанности члена
Лиги в целях урегулирования спора, при-
бегнет к войне против члена Лиги, то к
нему применимы постановления статьи 16-Й.
(Эта статья предусматривает, в частности,
разрыв торговых и финансовых отношений
© агрессором, установление Советом Лиги
наций численного состава военной, MOp-
ской и воздушной силы, посредством кото-
рого члены Лиги наций будут участвовать
в вооруженных силах, предназначенных
для поддержания уважения к обязатель-
ствам Лиги, и т..д.). 5

‚ Если 0бе приглашенные стороны отка-
зываются принять на себя обязанности
члена Тиги в целях урегулирования спора,
то Совет может принять всякие меры и
сделать всякие предложения, способные
предупредить враждебные действия и при-
вести к разрешению конфликта.

ЗАЯВЛЕНИЕ КИТАЙСКОЙ ДЕЛЕГАЦИИ

ЖЕНЕВА, 12 сентября. (ТАСС). Китай-
ская делегация на 18-м пленуме Лиги на-
ций сегодня сделала представителям печа-
тн следующее заявление:

«В виду беспримерной серьезности япоч-
ской агрессии в Китае китайское прави-
тельство постановило еще раз поставить
вопрос перед Лигой наций.

Положение на Дальнем Востоке в тече-
ние последних двух месяцев значительно
ухудшилось, и серьезность его сейчас 0б-
щеизвестна. Создавая такую ситуацию.
Япония не только угрожает существованию
Китая, как независимого государства, но
также ставит под угрозу безопасность тер-
риториальных владений, договорные права
и интересы иноетранных держав. Япония
преследует политику завоевания Китая и
желает установить свою тегемонию  в Азни
и на Тихом океане, вопреки торжественно
подписанным ею международным договорам.

В этом лежит причина постоянных про-
вокаций и вторжений в Китай японских
вооруженных сил, начиная с 1931 г. Этим
об’ясняется также, почему Япония, заняв
три северо-восточные провинции Китая,
следующим шагом предприняла вторжение
в провинции Жэхэ, Чахар, Суйюань и Хэ-
бэй. Спровоцировав 7 июля инцидент в
Люкоуцпзяо, она послала в Северный Китай
армию в 250 тыс. человек. Заняв Бейпин,
Тяньцзинь и Калган, японские агрессоры
продолжают продвигаться на севере — в
провинции Шаньеи и на юге—-по желез-
ным дорогам от Тяньизиня до Пукоу и от
Бейпина до Ханькоу. Начиная с середины
августа, Япония сосредоточила армию чис-
ленностью свыше 60 тыс. человек г) райо-
не Шанхай—Усун. Эта армия, ведя по-
вторные наступления на обороняющиеся
китайские войска, уже уничтожила тысячи
людей и собственность, оцениваемую в де-
сятки миллионов долларов, принадлежащую
как китайцам, так и иностранцам. Елин-
ственно возможное об’яснение того, почему
Япония посылает такие огромные силы в
Шанхай, заключается в желании Японии
господствовать над ПТочхаем, являющимся
воротами к богатой и процветающей долине

Янцзы и важнейшим торговым центрам
Дальнего Востока, a также в желании
напасть на Нанкин, столицу Китайской
республики:

Японская авиация без всякой причины
сеяла смерть и’онустошение в беззащитных
городах от Калгана на севере до Сватоу
и Кантона на тоге. Беспощадные бомбар-
дировки гражданского населения и бежен-
цев-— женщин и детей——имели место на
различных железнодорожных станциях. Дз-
же дипломатический представитель друже-
ственной державы, ехавший по служебным
делам вне пределов района военных дей-
ствий, подвергся бомбардировке и пулемет-
ному обстрелу со стороны японских само-
летов. Полное игнорирование Японией ме-
жлународного права и элементарной гуман-
ности по отношению к гражданскому на-
селению является позором для цивилиза-
ции.

Японский флёт, сконцентрировав. десятки
военных судов всех типов, ежедневно бом-
бардирует районы Шанхая, переполненные
гражданским населением. Теперь этот флот
об’явил незаконную блокаду всего китай-
ского берега, препятствуя плаванию ино-
странных и китайских судов, с помощью
которых ведется законная торговля.

Дальневосточный кризис, — говорится в
заявлении, —сейчае‹ приобрел мировое зна-
чение. Японская агрессия угрожает не
только независимости и территориальной
целостности Китая, но и всеобщему миру.
Поэтому китайское правительство и китай-
ский народ считают, что dnra наций,
чтредставляющая собой громадный коллек-
тив миролюбивых государств, должна  вы-
работать и применить немедленные и э4-
фективные меры для прекращения агрес-
сии Японии. в Китае и для того, чтобы
поддержать святость международных обяза-
тельств. Китайское правительство и ки-
тайский народ‘ также надеются, что Соедли-
ненные Штаты Америки, верные делу мира
и международной справедливости, поддер-
mat действия Лиги в этом вопросе и тем
самым помогут дать отпор агрессии и в0с-
становить мир в Восточной Азии».

О МЕРЕв

И. Павловский — Осень
(6 стр.).

Тиражи выигрышей займа второй пяти-
летки (6 стр.).

СССР готов подписать нионскую конвен-

на. транспорте

Б. Колесников — Всеобщая” крестьянская   цию (1 стр.).
(4 стр.). Антифашистские листовки в Италии
Б. Золотов — Кто орудует в Пряжинском   (5 стр.).

Военные действия в Китае (5 стр.).

в институты красной На фронтах в Испании (5 стр.).

1937—1938 учебный

мандатная комиссия  .

год

Итало-японские переговоры,о заключении
секретного военного соглашения (1 стр.).

2 NTE HEE ER NTIS ST OTIS NS SRS DE SOE + GRO ACCS OF A NTS SE SMES Ь- RRS >.

Е. Н. Афанасьева — комсомолка, звеньевая колхоза им. Н. К. Крупской (Доб-
ринский район, Воронежской области). На своем участке в 3 гектара
тов. Афанасьева вырастила свыше 1.000 центнеров сахарной свеклы с каждо-

‚го гектара.-

ЗАКРЫТИЕ ЯПОНСКИХ КОНСУЛЬСТВ
В ОДЕССЕ И НОВОСИБИРСКЕ

11 мая сего тода Советское нравитель-

ство ‘обратилось к Японскому правитель-.

ству с нотой, в’ которой оно констатиро-
вало наличие на территории СССР восьми
японских консульств в то время, как пра-
вительство. СССР umeer в Японии только
шесть консульетв, и просило Японское
правите№ство, в соответствии с закреплен-
ным в обмене нот в 1926 г. принципом
равного количества консульств, закрыть
два японских консульства. При этом Co-
ветское правительство указало, что_япон-
ские консульства в Новосибирске и Одессе,
тде отсутствуют японские подданные, кро-
ме служащих названных консульств, и
не имеется каких-либо интересов, подле-
жащих защите со стороны, консульств, яБ-
‘ляются именно теми консульствами, даль-
нейшее существование котбрых не может
быть оправдано деловыми соображениями
и которые могут быть поэтому закрыты
без всякого ущерба для работы Японекого
представительства, в СОР.

.

Японское правительство в своей пере-
писке с НКИД оспаривало выдвинутые
Советеким правительством сбображения и
указывало на’ возможность ‹ появления в
будущем в этих пунктах японских граж-
дан и интересов, а также на возможность
захода в будущем в Одессу японских ‘па-
роходов. Таким образом, Японское празви-
ельство на деле отказалось от принятия
вполне законного предложения Советского
правительства и уклонялось от деловых
переговоров по’ существу вопроса. Совет-
ское правительство, последовательно про-
водя принципи равенства консульств и. уже
достигнув в этом. направлении соглашения,
например, в Польшей, сообщило ‹ Японеко-
му правительству, что оно видит себя вы-
нужденным принять решение о непризна-
нии с 15-го сентября с. т. за японскими
консулами в Новосибирске и Одессе права
выполнения ими консульских функций в
указанных пунктах. (ТАСС).

_^ Итало-японские переговоры о заключении
секретного военного соглашения .

ПАРИЖ, 137 сёнтября. (ТАСС). В оче-
редном  внешнеполитическом 06зоре в
«Эвр» Табуи сообщает, что происходившие

1 между Римом и Токио в течение послед-

них месяцев переговоры’ © заключении
птало-японского договора по образцу япо-
но-германского договора близки к завер-
шению. Токио торопило с переговорами.

Английская печать. в

Договор, по ‘словам Табуи, будет - вклю-
чать обязательства относительно «борьбы
против коммунизма» ‘и обязательства ©
взаимном «согласовывании своих решений в
некоторых вопросах внешней” политики; &
также обязательства относительно: техни-
ческого сотрудничества в области вооруже-
НИЙ». is $

о средиземноморском соглашении

Лондон, 13 сентября. (Соб. корр.
«Правды»). Печать в целом инт
очти

результаты конференции в Нионе.
все тазеты подчеркивают следующие м0-
менты.

Во-первых, соглашение было достигнуто
быстро благодаря отсутствию фашистских
держав; во-вторых, даже в ограниченном
размере все же доказана исключительная
важность и жизненность мер коллективной
обороны против агрессора; в-третьих,
создана основа для усиления англо-фран-
пузекого морского сотрудничества Ha Cpe-
хиземном море, что, как надеются, заста-
вит пиратов воздержаться ‘от дальнейших
преступлений. Вонсервативная печать, кро-
ме того, выражает надежду, что Италия
присоединится к нионскому соглашению,
уступив настоятельным просьбам Англии
и Франции.

Либеральная и лейбористская печать
подвергает критике отдельные пункты с0-
глашения, подчеркивая, что только благо-

даря твердой позиции советской делегации

в него были внесены поправки,
сделали его приемлемым.
Специальный корреспондент «Манчестер
гардиен» указывает, что в первоначальном
своем виде британский план «по существу
предоставлял права воюющей стороны ге-
нералу Франко». Британской делегации
принлось сделать ряд уступок, и была` вне-
сена поправка о непризнании мятежников
воюющей стороной.
-- Однако, продолжает корреспондент, глаз-
ным недостатком соглашения является то,
что оно допускает самые различные толко-

которые

вания. В британеких официальных кругах
заявляют, что’ держава, участница согла-.
шения, не имела бы права потопить под-
водную лодку, действующую в полном 60-
гласии с условиями лондонского протокола,
всли бы атакованный пароход не принад-
лежал этой державе.

Точка зрения Французских и советских
делегатов такова, что, поскольку состояние
войны не признано, любая подводная лод-
ка, напавшая на пароход, может быть по-
топлена. Таково мнение Дельбоса, который
Ha вопросе журналистов, будут ли па-
трульные корабли иметь право открывать
огонь по подводной лодке, напавшей на
пароход любой национальности, если при
этом лодка действовала даже в соответ-
ствии с условиями лондонского протоко-
ла, ответил: :

«Это было бы не только их правом, но
и долгом».

«Титвинов, — продолжает корреспон-
дент «Манчестер гардиен», — взял на
себя инициативу, настаивая на включе-
нии отговорки 0б отказе признать права
воюющей стороны. Он был поддержан
Дельбосом. В результате британская де-
легация должна была уступить. Если в
конечном счете соглашение сейчас, кав
большинство людей здесь думает, горазз
до лучше первоначального британского
плана, то этим мы обязаны прежде вее-
го Титвинову» .

«Дейли геральд» замечает, что нионское
соглашение пока остается только’соглаше-
нием и что практика должна еще показать
его действенноеть.

И. Ермашев.