у

‚ рудования, так же как и систематическое

3 ноября 1944 г., пятница. № 262 (1829)

a

KPACH

ый Флот

Гидрографы Военно-Морского Флота

Какое содержание следует вкладывать

в современное понятие  «гидрографиче- С ] -
6508 Иа боевой деятельности Контр-адмирал
флота»?
Было бы неправильным евести этот во- Я. ЛАПУШКИН
прое только к снабжению морскими кар- =

тами и руководотвами для плавания, к
установке на кораблях приборов штур-
узнекого вооружения и их ремонту или к
новигационному оборудованию (огражде-
нию) морских театров.

Функции снабжения и  поддержа-
низ в исправности штатных. постоянно
действующих средетв навигационного обо-

Ряд замечательных десантных опера-
ций выполнил Черноморский флот. В их
успехе немалую роль сыграло хорошее
гидрографическое обеспечение, Гидрогра-
фы капитана 1 ранга Солсдунова неодно-
кратно показывали образцы знания дела,
примеры мужества и отваги.

Еще  керченско-феодосийская опера-
цчя, первая по времени и ‹амая большая
по составу участвовавших в ней сил, яви-
лась хорошей проверкой всей системы
гидрографического обеснечения и 060-
бенно работы маневренных  подразделе-
ний, Первый экзамен гидрографы выдер-
жали. ~
Из других крупных операций  Черно-
морского флота следует отметить десанты
на «Малую землю» и в Новороссийскую
бухту. Они, как иззестно. увенчались
полным успехом. Этому во много» 6пособ-
ствовала тщательно разработанная и от-
лично осуществленная оригинальная си-
стема навигационного оборудования: вы-
садочные средства смогли направиться в
ворота порта несполькими кильватерны-
ми колоннами.

Сотни гидрографов-черноморцев  на-
граждены правительетвенными `награла-
ми. 3а обеспечение операции по занятию
портов Тульча и Сулиня гидрографы ка-
питана 1 ранга Солодувова удостоились
благодарности в приказе Верховного
Главнокомандующего Маршала Советеко-
го Союза товарища Сталина.

сем известна роль артиллерии Крас-
нознаменного Балтийского флота в по-
давлении и разгроме вражеских батарей и
оборонительных сооружений во время ге-
роической обороны Ленинграда.

Гидрографы Балтики в течение многих
месяцев блокады города обеспечивали эти
стрельбы. Они определяли огневые точки
й позиции немецких батарей, вели топо-
геодезические работы, составляли артил-
лерийские планшеты для бтрельбы ко-
раблей и батарей и таким образом повы-
шали оффективность и меткость огня,
& также во ‘многом содействовали успеху
контрбатарейной борьбы.

изучение морских театров, относятся
больше к обеспечению повседневной дея-
тельности и потребностей флота т е.
безопасности кораблевождения,

Отечественная война поставила ряд но-
зых задач по гидрографическому обеспе-
чению боевой делтельности флота и в ча-
стности отдельных операций.

Потребовалось улучшить и усовершен-
ствовать систему навигационного обору-
дования морских театров и приспособить
ев потребностям боевых действий и обо- .
роны побережья. Понадобились специаль-
ные карты и руководотва для плавания
кораблей и использования оружия в
военное время,

Сравнительно высокая степень гидро-
трафической изученности наших морских
театров, достигнутая еще в мирное время,
значительно облегчила составление спе-
циальных карт и руководств для плава-
ния и уменьшила необходимость дополни-
тельного изучения и обследования по-
бережья, Тем не менее широко использо-
вались аэрофотос’емка и фотограмметри-
ческая обработка для исправления суще-
ствующих карт и составления новых.

Достаточная насыщенность — нашего
черноморского и балтийского побережья
«редетвами навигационного оборудования
позволила приспособить их и дополнить
новыми для обеспечения плавания всех
типов кораблей и в особенности малых, не
уменьшая эффективности обороны побе-’
режья со стороны моря.

Таким образом предвоенные труды гид-
рографов сыграли немалую роль в подго-
товке театров и самих работников гидрэ-
графии к боевой деятельности флота.

Характерная особенность заключается

в том, что возросла роль гидрографии в
активных операциях флота. В связи 6
этим появилея принцип маневренного
гидрографического обеспечения.

Маневренные гидрографические _ цод-
разделения выделяются на период опера-

Гидрографические подразделения нема-
ло сделали для обеспечения коммуника-
ций Краснознаменного Балтийского флота
зимой 1941—42 @ 1942—43- rr. Ona
разведывали лэдовые трассы, оборудовали
их для круглосуточного движения войск
и техники, для доставки боепитаняя и

ции и подчиняются ее командиру. В. де-
CAHTHOH операции они готовят картогра-
фические материалы, организуют и ис-
пользуют данные аэрофоторазведки, co-
составляют фотосхемы, зарисовки и опи-
вания района высадки. Чтобы ебеспечить
переход и развертывание кораблей в рай-
оне высадки, необходима надежная систе-
ма навигационного оборудования — огни,
знаки, приметные пункты. Навигацион-
ное оборудование района высадки обычно
обеспечивают маневренные гидрографи-
ческие партии. а

Многие гидрографы с первым‘ броском,
& иногда и заранее. смело высаживались
на берег вместе со своей сложной техни-
зой, устанавливали и приводили ее в дей-
ствие в точно назначенных пунктах и В
©трого установленное время, нередко под
вражеским огнем. Так они’ обеспечивали
подход к берегу высадочных средотв и
маневрирование кораблей поддержки.

Следует также отметить выполняемые
тидрографами лоцманские проводки ко-
padre десанта в особых условиях пла-
вачия и топогеодезическое обеспечение
стрельбы кораблей по берегу при подго-
товке к высадке десанта.

продовольствия. Эта деятельность имела
важное значение для связи в зимних уб-
ловиях Ленинграда с Кронштадтом, Ерон-
тттадта с островами и южным берегом
Финского залива. И, наконец, крупнейшей
и важнейшей работой было навигацион-
но-гидрографическое обеспечение движе-
ния по «дороге жизни» через Ладожское
озере.

За выдающиеся заслуги в обеспечении
боевой дзятельности о Краснознаменного
Балтийского флота и обороны Ленингра-
да многие гидрографы подразделений ка-
питана 2 рапга Зима удостоены  прави-
тельственных наград. Только орденами
награждено более 100 гидрографов.

Обеспечение безопасности морских
коммуникаций — важнейшая задача фло-
та. Навигационное обеспечение перехода
морем, и особенно подходов к берегу, вхо-
дов в порты и базы, под. воздействием
всех видов оружия противника, представ-
ляет собой огромные трудности. Необхо-
димо организовать четкое взаимодействие
всех видов навигационного оборудования
данного театра, чтобы скрыть движение
конвоев от противника. Возникает необ-
ходимость в новых технических  сред-

ствах и использовании их «на ходу»,
применительно к непрерывно меняющей-
ся обстановке на море. Наряду в этим
нужно научить командира и штурмана ис-
пользовать на корабле эти зачастую н0-
вые или малоизвестные средства. _

0 работе гидрографов инженер-капита-
на 1 ранга Шадрина в этой области мно-
гое могут рассказать командиры и штур-
маны кораблей Северного флота. Оня
Boerya уверены в том, что в любых у6л0-
виях полярной ночи, в пургу и туман бу-
дут иметь такую обстановку, которая
обеспечит точное знание своего места. А
капитаны союзных и советских транспо?-
тов, подходя к порту, знают, что из тума-
на скоро вынырнет высоко подпрыгиваю-
щий на волнах ватерок, по шторм-трапу,
стряхивая воду, быстро взберется на борт
гидрограф. — военный лоцман и, задер-,
жавшись на минуту у камбуза, чтобы
проглотить стакан горачего кофе, скажет:
«давайте ход, кэптен, прямо руль».

Не меньшую роль играет гидрографиче-
екое обеспечение на реках. Гидрографы-
моряки, попав в начале войны в малозна-
комые им речные условия, быстро ориен-
тировались в сложной обстановке. В ко-
роткий срок они создали новую практи-
KY гидрографического обеспечения 006-
вой деятельности речных флотилий.

Фарватер в мирное время на реке м0-
жет меняться один или два раза в год —
весной и осенью. А в условиях боевых
действий он изменяетея несколько раз в
день, в зависимости от сброшенных про-
тивником мин или передвижения батарей
и отнёвых точек противника «на том de-
регу». Новые, облегченные маневренные
методы обследования перекатов, протоков,
судовых ходов, подготовка позиций для
стрельб кораблей, обеспечение траления
брошенных с самолетов мини многие
другие мероприятия были разработаны и
успешно применены тихрографами реч-
ных флотилий. Гидротрафы наносили н6-
прерывно меняющуюся обстановку на
лоцманские карты и снабжали ими кораб-
ли. Там, где это ‘не успевали сделать по
времени и обстановке; они лично проводи-
ли боевые корабли и пароходы. Бакин-
ская нефть, налитая в баржи, пробивалась
по узким фарватерам, по доселе незедо-
мым протокам, среди минных опасностей,
нередко под артиллерийским м пулемег-
ным огнем. Днем и ночью, не останавли-
ваясь ни на минуту, непрерывным пото-
ком шла она вверх по . Волге в центру
страны, на Урал и в Сибирь.

Обеспечив последние залпы кораблей
Волжекой флотилим по немецким войскам,
гидрографы капитана 2 ранга Новоселова,
завернув на время
гидрографические приборы. перешли на
древнюю русскую феку Днепр. Там,
вооруженные автоматами’ и гидрографи-
ческой техникой, они. стали готовить
новый речной театр к приему своей фло-
тилии. А теперь вместе с ней они отыеки-
вают новые судовые хода далеко на запа-
де, в реках Центральной Европы, прокла-
лывая пути в логово фашистского зверя.

Вот далеко не полный перечень ‘Toro,
что является сущностью - гидрографиче-
ского обеспечения боевой деятельности
флета, нал чем и ках паботают гидрогра»
фы. Из организации по преимущеетву ты-
ловой гидрография за время войны 106-
вратилась в организацию боевую. Ona
обеспечивает действия флота непоеред-
ственно в процессе операций. действует
вместе с боевыми частями, а иногда и
впереди их. $

За время войны гидрографические пох-
разделения непрерывно совершенствовали
метохику работы и технику срелетв obec-

в плащ-палатку

печения и ‘умело применяют их в наступа-

тельных операциях.

Гидрографы флотов м флотилий с eme
большим упорством будут помогать 6boe-
вой деятельности Военно-Морского Флота,

КНИГА О СУДОСТРОЕНИИ НА ЧЕРНОМ МОРЕ

СЕВАСТОПОЛЬ, 2 ноября. При раз-   вича». Книге — более ста лет. На ней со-

спущевных судовидля Черноморского фло-

книг в Севастопольской ` военно-мор-
ской библиотеке обнаружена кнага под
названием «O судах Черноморского флота,

хранилась собственноручная надпись автора:

«Севастопольской морской библиотеке —-   стополе.

та на верфях в Николаеве, Херсоне, Сева».
1 Грина — «Алые паруса».

Л. Голенищев-Кутузов. 1844 год»,

построенных со времени вступленая на прз-
стол государя-императора Николая Павло-

ТЕЛ Sea a eee

В предисловии автор ‘сообщает интерес-
ные данные о количестве построенных и

ТЕН

Книга составлена автором по подробной.

ведомости,

которую юн получил от адмирала
Лазарева. ° .

Sar

Образ коммуниста в литературе.

‚Отечественной войны.

$ Величайшим источником Om Hamreik <>

охины является советский строй, вели- ‘ nOTHH
чайшим организатором налих побед яв-” В. КИР

тается славная боевая коммунистическая <

партия, партия Ленина— Сталина.

В бою и в труде, на фронте и в тылу,
везде коммунисты идут в первых рядах,
оплачивая вокруг себя советеких людей,
мобилизуя Wx волю и энергию для слав-
ных дел, для сокрушения черных планов.
фалгизма, для торжества наших идеалов.

Ве мы помним слова товарища
Сталина:

«Великий Ленин, создавший. нате To-
сударство, говорил, что основным качест-
BOM советских людей должно быть храб-
рость, отвага, незнание страха в борьбе,

В ряде произведений советской худо-
жественной литературы отражена веду-
щая роль коммунистов в организации
победы над врагом. Эти произведения
стали популярными в стране. По ним 60-
ветские люди, бойцы И военные моряки
учатся ненавидеть врага. Образы героев-
коммунистов вдохноваяют н& подвиги я
воспитывают те качества, какие отличают
советского человека. ев

Образ коммуниста в литературе должен
художественно и правдиво воспроизво-
дить его высокие идейные цели и его

тотовность биться вместе © народом про-
тив врагов нашей родины. Необходимо,
Чтобы это великолепное качество больше-
BURA стало достоянием миллионов и мил-
анонов Красной Армим, нашего Ерасного

страстное идейное воодушевленяе, пока-
вать его авангардную роль, его деятель-
ность как организатора в армии и в тылу.
Не всем писателям это удается, но если
образ коммуниста удачен, если’ идейное

Флота и всех народов Советского Союза».

Советский народ с боевой готовностью
последовал зову своего учителя, своего
вождя товарища Сталина. Советские лю-
ди еще тесней сплотились вокруг комму-
нистической партии. Исторически выра-
ботавшиеся качества большевика —
«храбрость, отвага, незнание страха В
борьбе» — стали основой характера Ha-
шего человека, стали нормой воинекото
ловеления советекого офицера и бойца.

Руководимая коммунистами, наша Ро-
дипа защищает свою честь, свою незави-
симость, свое право жить на своей земле
1 своему закону. Руководимая коммуни-
тами, наша Родина вносит ae
мый вклад в дело освобождения пораоо-
щенных Гитлером народов Евролы.

содержание, сила, энергия и организую-
щая роль боветекого патриота-большеви-
ка переданы правильно и умело, книга
приобретает громадное воспитательное
значение. Напомним роль книги Остров-
ского «Как закалялась сталь» в воспита-
нии советской молодежи.

Удачно показана роль партий в период
Отечественной войны против немецких
захватчиков Б. Горбатовым. В его пове-
сти «Непокоренные» рассказывается о по-
ведении  советоких людей в одном из вре-
менно оккупированных районов Украины.
В дни мира в районе свободным трудом
раскрепощенных революцией людей руко-
водил секретарь райкома партии Степан
Яценко. Пришли немцы. Степан не уехал,
он остался в своем районе руководителем

у

большевистского подполья. Он ‘организ
вал партизанские отряды, наладил связь
с Красной Армией, он учил, как прятать
от немцев хлеб, кав портить паровозы,
каз саботировать ремонт подбитых совет-
скими воинами танков, он вселял веру в
души юоветоких людей и направлял их
ненависть по верному пути, И вемцы чув-
ствовали себя в районе оккупакии, как
на пороховом погребе. Они везде назна-
чили своих начальников, расставили свои
отряды, но именно он, Стенан Яценко,
подпольный секретарь райкома, а не бур-
гомистры и гаулейтеры, был здесь хозяи-
ном. Ему вручили свою душу люди, его
приказов слушались, даже и не зная его
лично. И никто из людей, которыми ру-
ководил Степан, не спрашивал ни его, ни
себя, по какому праву распоряжается ими
этот бородатый человек. Они знали, кто
стоит за ним. Представляя людям Степа-
на, председатель подпольной сходки го-
ворил: «Этот человек пришел к нам от

партии», и все поднимали’ глаза Ha

Степана. Этот человек пришел к нам от  .

партии, значит — от Сталина. Он как по-
сланец Сталина шел по вздыбленной, на-
бухшей, гневом земле, — ему верили.
Руководимые партией, не покорялись,
не сдавались советские люди. Они оказы-
вали помощь наступающей Красной Ap-
мии: железнолорожные составы врагов
летели под откос, шоссе загромождалиеь
взорванными машинами, ч тщетны были
попытки немцев наладить Ha заводах
производство.  Освобожденные от не-
мецкого ига, советекие люди, руководи-
мые партией большевиков, CO всей своей
страстью: принимались за восстановление
разрушенного‘ хозяйства: Душой этой
борьбы была партия в лице коммуниста

„Действующий флот. Морской охоткяк
отражает воздушную атаку.
Фото А. Бродского.

На. флотах
и флотилиях

Награждение
сэвероморцев

`Командующий Северным флотом от имени
Президиума Верховного Совета Союза ССР
наградил орденами большую группу северо-
мерцев.

За образцовое выполнение боевых заданий
командования и проявленные при этом доб-
лесть и мужество орденом Красного Знамени
награждены: подполковник Петров, майов
Мирошниченко, капитаны Евдокимов, Малн-
новский, Нозицкий; Стрельников и Г&рой
Советского Союза капитан  Рукавицын;
старшие лейтенанты Бойко, Бойченко, Бог-
данов, ‘Большаков, Калиниченко, Кужанов,
Максименко/ Михайлов, ` Скопинцев, Cypo-
вов, Ускребков, Швайлах, Швечков; лейте-
нанты Гецмая, Горобец, Демидов, Дмитрик,
Ковзерилзе, Комаров, Кондратьев, Лавров,
Леонов, Марковский, Мельченко, Муромцев,
Негуляев, Овсянников, Павлов, Пантюхов,
Сарофанов;Тамаров, Титов, Федоров, Хилин-
ский, Чамар; гвардии младшие лейтенанты
Лукашев и Паранюк,

>

Вручение орденов и`Медалей
военным морякам

ДЕЙСТВУЮЩИЙ ФЛОТ, 2 ноября.
Герой Советского Союза полковник Корзу-
нов от имени Президиума Верховного Сове-
та СССР -вручил ордена и ‘медали большой
группе офицеров и сержантов.

Орден Красного Знамени был вручен
офицерам Коваленко, Браткову, Цисельско-
му, Ермакову, Родионову, Федорову, Са-
пожкову и Бриллиантову. Кроме того, мно-
гим офицерам и сержантам -были вручены
ордена Александра: Невского, Отечествев-
ной войны 1 и П степени, Красной Звезды
и медаль «За отвагу».

` Учебные стрельбы

ЧЕРНОМОРСКИЙ ФЛОТ, 2 ноября.
Непрерывно ведется боевая подготовка
на батареях зэнокого гвардейского диви-
зиона. Совершенствуя свою выучку, гвар-
дейцы ‘добиваются высоких результатов:

Ночью  раздалась артиллерийская кано-
нада. Это орудия гвардии капитана Челака
открыли учебную стрельбу‘ по морским
целям. Затем повели огонь артиллеристы
гвардии капитана Белохвостова.

Ноставленная задача была выполнена
отлично. Особенно четко управляли своими
заведываниями подчиненные сержанта. Бу-
кина — замковый т, ’Гузанов, наводчики
тт. Кравцов и Кот.

«Алые паруса»

СЕВЕРНЫЙ ФЛОТ, 2 ноября На
Северный флот прибыла концертная брига-
да, ‘в составе которой мастер художествей-
ного слова С. Акивис, композитор’ В. Юров-
ский, М. Богачевская (скрипка), А. Фер-
кальман (виолончель) и другие. i

Концертная бригада выступила перед се:

вероморцами с показом двухактной литера-
турно-музыкальной композиции, сделанной
по повести-феерии писателя Александра

Первые выступления бригады, на кораб-
лях и в частях Северного флота прошли ©

вожака, облик которого вызывает в0с-
хищение. ot Е. и
Главный герой повести Василия. Гросб-

‚мана «Народ бессмертен» — коммунист
`Вогарев. До войны Богарев был профес-

вором по кафедре марксизма-ленинизма в
олном из московских вузов. В армии он
был комиссаром, а затем командовал ба-
тальоном. Богарев-—большевик: Его разум
всегда ясен, его воля всегда напряжена,
в трудную минуту он воегда, оказывается
на месте, отдает нужный приказ, фаз’яе-
нит задачу, ободрит людей. Он органиче-
ски связан с народом. «Спокойгое, вуро-

вое сознание решившейся на смертный:

бой народной силы охватывало его. Он
видел и чуветвовал это», и эта связь 6
бойцами, с массами удесятеряла его энер-
гию, его’ непреклонность, и, в BOW 0че-
редь, напряжение его воли передавалось
всем командирам и краеноармейцам.
Богарев учит воевать и рядового бой-

ца и командира. Он выбирает самые це-.

лесообразные, а не самые легки -pe-
шения, «Мы не о будем о искать,
где. у немца пусто; мы найдем, Tye:

У него сконцентрировано побольше тех-
ники, Ударим © тыла, разгромим его и
победоносно выйдем, нанеся ему жестокие
потери. Как же иначе?».

Человек высокой идеи, ‘воспитанный
партией Ленина— Сталина, Богарев от-
четливо осознает превосходство советско-
го человека, воинствующего гуманиета и
творца, над одичалыми гитлеровцами, Со-
ветекие ‘люди, руководимые партией, опи-
раются на историческую закономерчость.
Фашисты хотят повернуть колесо истории
вепять, они действуют вопреки изториче-
ским законам. «Никогда, никогда, — ду-
мал Богарев, — ии не победить ‘нашей

страны. Чем точной их расчеты в мелочах

и деталях, чем арифметичней их хвиже-
ния, тем полней их беспомощность B Il0-
нимании главного, тем злеи ждущая их
катастрофа, Они планируют мелочи и де-
тали, но они мыслат в двух измерениях,

Успехи советского. тыла

Трудовой под‘ем
в промышленяости

На фабриках и ‘заводах Советской стра-
ны вое ярче» разгорается предоктябрьское

хозов страны с честью выполнили свои
обязательства перед государством и фрон-
том.   Колхозники Киевщины ‘дали слово

`вывезти ‘дополнительно 1.700 тысяч пудов,

соревнование. Труженики социалистической

промышленности встречают вёликий празд-
ник крупными производственными ‘успеха-
ми, Уже десятки предприятий рапортовали
© досрочном выполнении октябрьского ила-
на. На-днях досрочно закончил месячную
программу ‘инициатор  предоктябрьского
всесоюзного соревнования в промышленно-
сти — коллектив@ дважды орденоносного
Московского ‘автозавода имени Сталина.
Шахтеры комбината «Москвоуголь», до-
срочно выполнив  десятимесячный план,
дали в октябре