м

_; ФЛОТ, 6 декабря.

i

. развернулись

7 декабря 1944

Дружеская

переписка

ЕРАСНОЗНАМЕННЫЙ БАЛТИЙСКИЙ
о телефону от корр,
«Красного Флота»). Когда А ear
пил в строй и поднял военно-морской
флаг, Верховный Совет и ЦК КП(б) Ка-
захстань приняли шефотво над его эки-
нажем. Казахский народ внимательно
следит за боевыми делами боевого кораб-
ля. И весть © том, что зы доблесть и
мужество личного состава корабль на-
гражден орденом Красного Знамени, бы-
14 вотречена в Базахотане с такой же
огромной радостью, как и на самом
корабле. /

Между экипажем и трудящимися Ка-
захекой ССР идет деятельная переписка.

Вазахский народ поелал служить на ко-.

рабль многих своих представителей.

Из краснофлотцев-казахов было сфор-
MUPOBAHO несколько орудийных  расче-
тов. Зенитчики корабля окружили моло.
дых бойцов вниманием, постоянно оказы-
вали им помощь в изучении сложной
боевой техники. Командир орудия етар-
шина 2 статьи Голубев помог молодым
краснофлотцам ознакомиться с боевыми
инструкциями, Украинец Трывайло рас-
сказал им о работе дальномера, коми
Юльчин об’ясния устройство приборов
управления зенитным, огнем.

Благодаря повседневной помощи моло-
дые казахи быетро освоили свою боевую
специальность. Комсомольцы Жумаханов,
Раисов, Калмагамбеков, Ержанок, Рама-

занов_ и. другие. стали хорошими зенит--

чиказги,
Группа казахов была направлена елу-
Жить в элехтромеханическую  босвую
часть корабля. И здесь выны казахского
народа показали свою настойчивость в
изучении техники.
метов стал хорошим  машиниетом-тур-
бинистом, Андрыбаев освоил специаль-
ность трюмного. =
Недавно на корабль пришло письмо из
Казахской CCP. Воллектив”° одной. из
угольных шахт просит написать им, как
посланцы казахского народа выполняют
свой воинский долг.
В ответном нисьме

рассказал шахтерам о своих боевых уе-
пехах и сообщил, что краснофлотцы-ка-
вахи с честью выполняют свой долг перед
Родиной.

Историческа

Три года отделяют нас от того исто-
рического момента, когда под Москвой
развернулась грандиозная битва, ока-
завшая большое влияние на дальнейшее
развитие событий на советеко-герман-
ком фронте и изменившая ход кампа-
нии первого года войны в нашу пользу.

В авантюристическом плане  <мол-
ниеноеной войны» гитлеровской Герма-
нии большое место уделялось захвату Mo-
сквы, Овладение советской столицей, как
это прелотавлялось немецко-фалиистоко-
MY руководству, должно было привести в
быстрому окончанию войны на Востоке.

Поэтому с самого начала веролом-
ного вторжения крупные силы немцев
были двинуты на Московское стратеги-
ческое направление. Напряженные бои
здесь летом и осенью
1941 года.

2 октября 1941 г. началось новое
большое наступление немцев на Москву.
Огромные силы немцев должны быля
тигантекими клещами охватить Москву
в севера и с юга. Гитлер хвастливо заяв-
Лял, что это— последнее решающее на-
ступление. в котором Красная Армия
будет окончательно уничтожена. Одна-
ко благодаря мужественному сопротив-
аению наших войск, твердости и искус-
ству ‘нашего Верховного  Главнокоман-
дования враг не был допущен к Москве.
Он был остановлен на дальних подотупах
Е вовотской столице, Страна и Москва
выиграли время для усиления обороны.

а kk
16 ноября 1941 г, началось второе
генеральное наступление немцев Ha

Москву. На этот раз гитлеровцы двину-
ли против советской столицы 51 диви-
зию, из них 13 танковых и 5 мотопехот-
ных. Оперативный  замысело фаши-
CICKOTO командования сводился в кон-
центрическому наступлению на Москву.
© трех сторон: с северо-запада. запада и
юто-запада, Главный удар должны бы-
ли паносить мошные танковые армий,
сосрехоточенные Ha обоих заходящих
Ерыдьях севернее и южнее Москвы. Цель

го четверг. № 288 (1855)

—_ ———
ее :

——

-©

Краснофлотец Рах-

экипаж корабля,

Карельский фронт.
Куликов, на огневой позиции.

Расчет, которым

бобрание актива Московской организации BACH

В Колонном зале Дома Союзов состоя
лось собрание актива Московской комсо-
мольской организации. Были обсуждены
очередные задачи, стоящие перед KOMCO-
мольцами и всей молодежью, в свете док-
лада н приказа товарища Сталина, посвя-
щенных 27-й годовщине Великой Октябрь-
ской социалистической революции. С док-
„ладом выступил секретарь МК и МГК
ВЛКСМ тов. Красавченко.

— Тов. Сталин в своем докладе, — го-
ворит тов. Красавченко, -— поставил перед
Красной Армией и всем советским народом
задачу — победоносно завершить послед-
ний этап войны. Силы всех трудящихся, в
том числе и советской молодежи, должны
быть направлены на борьбу за полный раз-
гром врага, на усиление помощи фронту.

„Докладчик говорит о недостатках вос-
питательной работы среди юношей и деву--
нек и о мерах устранения этих недостатков.
Серьезное внимание должно быть уделено
теоретической учебе руководящего комсо-
мольского актива, расширению его круго-
‚зора. : :

В числе первоочередных задач стоит
дальнейшее образование молодежи. Много
юных патриотов с первых дней войны доб-
ровольно ушло из школ, стало к станкам,

‚ ПАНОРАМА „ОБОРОНА СЕВАСТОПОЛЯ“ В МОСКВЕ

ae

На заседании Комитета по делам
кусств при Совнаркоме СССР обсуждались
итоги реэвакуации музеев. В Москву воз-
вращено около 141 тысячи экспонатов, со-
ставляющих основные фонды 9 музеев
Москвы и Подмосковья.

Кроме того, в столицу привезена в сло-
женном виде знаменитая панорама Рубо
‚ «Оборона Севастополя». В ‘ближайшее вре-
мя в Комитете по’делам искусств созывает-
ся совещание специалистов для обсуждения
вопроса о состоянии панорамы, ее рестав-
рации и дальнейшего. хранения.

Возвращены ценнейшие коллекции Госу-

КРАСНЫЙ ФЛОТ...

командует трижды орденоносеи сержант
Фото H. Веринчука,

село за руль тракторов. Сейчас повсемест-
но созданы вечерние школы рабочей и сель-
ской молодежи. Их насчитывается более
280. Надо-закрепить состав учащихся этих
школ; обэспечить их учебниками, топливом
й др. ^

Значительное место в докладе было от.
ведено вопросу о работе с учащимися вузов
и техникумов столицы.

Докладчик подробно разобрал задачи,
стоящие перед  комсомольцами и моло-
дежью, занятыми в промышленности и в
сельском ‘хозяйстве. В частности, он ука-
зал, что комсомольцы обязаны помочь
строительству газопровода Caparos—Mock-

‚В прениях по докладу высказались 14
человек. Выступали руководители город+:
ских и районных организаций, комсорги
ЦК ВЛКСМ на крупнейших предприятиях.

Собрание актива приняло решение, в Ко-
тором подчеркнута необходимость борьбы
за дальнейший рост производительности
труда и внедрение хозрасчета в молодеж»
ные бригады.

С большим под’емом участники собрания
актива приняли приветствие товарищу
Сталину.

(ТАСС).

0.

дарственного музея изобразительных ис-
кусств им. Пушкина, экспонаты „Музея но-
вого западного изкусства, тейтрального
им. Бахрушина, историко-художественного
музея-заповедника в Загорске, музея ке-
рамики в Кускозе и других. ;

Сейчас идет ремонт музейных зданий. В
Третьяковской галлерее будет увеличено
число залов для произведений знаменитых
русских художников” Александра Иванова
и И. Репина. Открызаются скульптурные
залы, где будут выставлены работы  Шуби-
на, Антокольского и советских мастеров.

(ТАСС).

ПОДГОТОВКА К ГОДОВЩИНЕ ОСВОБОЖДЕНИЯ ОДЕССЫ

ОДЕССА, 6 декабря. (ТАСС). Началась! Здесь будет открыт ‘большой музей-вы*

полготовка к первой

годовщине со дня’

ставка, посвященный героической обороне

освобождения города-героя. Закончен ре-  Одессы. С предприятий, частей и кораблей
монт знаменитого Воронцовского дворца,   прибывают экспонаты.

Перед зимними спортивными встречами

СЕВЕРНЫЙ ФЛОТ, 6 декабря. (По теле-
графу от корр. «Красного Флота»). Северо:
морцы деятельно готовятся к зимнему спор-
тивному сезону. Военный совет Северного
флота уделяет болышое внимание развитию
зимних видов порта. Сейчас  подготавли-.
вается к открытию ‘ряд катков; Во многих
пунктах открываются лыжные и конькобеж-
ные станции. т

>

Генерал-лейтенант

Е. ШИЛОВСКИЙ
>

©

этих мотомеханизированных армий  ва-
каючалась в том, чтобы прорвать фронт
Красной Армии,  вогнать глубокие
клинья в наше. расноложение и сом-
кнуть кольцо окружения в востоку от
столицы. В центре немецкого  построе-
ния находилась основная пехотная груп-

пировка, которая вела наступление с
фронта.
Верховное Главнокомандование Крае-

ной Армии имело сведения о готовящем-
ся новом’ большом наступлении фаши-
стов и. принимало необходимые меры
‘для его отражения. План разгрома нем-
yes под Москвой предусматривал:

— создание в глубине страны мощ-
ных стратегических резервов, 61060б-
ных противостоять неприятельскому на-
ступлению;

— своевременное сосувдоточение этих
резервов и расположение их на флангах,
вне возможного кольца танкового окру-
жения немцев; . :

— организацию прочной и активной
обороны на Московском стратегическом
направлении, выделение необходимых для
этого сил, опирающихся на целую си-
стёму. укрепленных рубежей; _

—^ изматывание и истощение врага
путем упорной борьбы на дальних’ и
ближних подступах к Москве;

— выбор удобного момента для пере-
хода в решительное контрнаступление
¢ целью разгрома врага,

Таким образом, немецкому двусто-
роннему оперативному охвату Москвы
танковыми  клиньями © флангов был
противопоставлен. наш активный контр-
маневр. Гениальный замысел и план
товарища Сталина были талантливо 0су-
ществлены войсками Западного фронта,
под командованием генерала армии,
ныне Маршала Советского Союза товарища

Вукова.

ree ee ee

п` битва под Москвой.

В течение зимы 1944—45 г. будут прове-
дены соревнования на первенство по лыжам,
конькам и хоккею. Сейчас зимний <пор-
тивный инвентарь усиленно ремонтируется,
приобретаются новые ‘лыжи, коньки, OTBO-
дится специальное место для фигурного
катания. При лыжной базе будет создан

офицерский

Оттеснив наши части за Волгу, север-
нее Московского моря, ий прикрываясь
этими водными рубежами на своем л6-
вом фланге, немцы повели наступление
на Клин, Солнечногорск, Истру и Звени-
тород. Здесь наступали третья и четвет-
тая танковые немецкие армии под
командованием генералов Гоота и п-
нера, В жестокой борьбе, отстаивая каж-
дый оборонительный рубеж, наши вой-
ска сдерживали бешеный натиск врага,
сами переходили в контратаки, наноси-
ли врагу тяжелый урон.

На южном крыле Западного фронта
вторая танковая армия тенерала Ty-  .
дериана пыталась овладеть Тулой уда-
ром с фронта и обходом Тульского райо-
нА с северо-запада из района Алексина.
Но гарнизон города стойко отражал все
атаки врага. Вооруженные рабочие Ty-
лы и войска, оборонявшие этот  файон,
проявили большое мужество и искус-
ство. Тогда Гудериан решил обойти Ту-
лу с востока. чтобы пробиться па № -
скву. В результате  развернувшихея
боев ему улалось овладеть Сталиногор-
ском. выйти в район Венев. Михайлов+ьи
двинуть крупную’ танковую грунпиров-
КУ в тыл Туле е северо-востока, отрезал
и окружая ве.  Мотомеханизированные
войска немцев двигались уже на Каши-
ру и Рязань.

В ценйре, на Наро-Фоминском  на-
правлении, часть немецких танков с пе-
хотой прорвалась 1: декабря через нат
фронт и проникла в глубину на 20—25
километров.

На севере немецко-фашистские войска,
обрушившись на правое крыло Западно-
го фронта, в результате жестоких 20-
дневных боев принудили наши войска
отойти к востоку. Немцам удалось прод-
винуться вперед, выйти Е каналу Mo-
сква-— Волга севернее столицы. Далее
фронт шел на Красную Поляну, Rpw-
ково. севернее Звенигорода. Здесь. нем-
цы глубоко вклинились в наше располо-
жение и нависли над Москвой.
` Но оперативный фронт Врасной Ap-

1 ляндии, против финских ‘войск,

МОРСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ.

Крушение неменких планов

Морские подотупы к Ерайнему Северу
Европы неоднократно были и в прошлом
ареной военных действий. Правда, они
всегда носили ограниченный характер, и
в них участвовали весьма скромные ©и-
лы. В нынешней войне против уитлеров-
ской Германии на Крайнем Севере Евро-
пы развернулась небывалая по масшта-
бам и. по ожесточению борьба. Советские
наземные, морские и воздушные силы
выступали и здесь один на один против
сильного противника. Войскам Варель-
ского фронта и Северному флоту при-
MI0Ch свыше трех лет сражаться про-
тив многочисленной германской армии в
Северной Норвегии и в Северной Фин-
поддер-
жанных 6 моря крупными немецкими
морскими силами. Помимо этого; против-
ник располагал на Крайнем Севере сетью
воздушных баз. Борьба в воздухе носи-
1% столь же ожесточенный характер, как
нА/суше и на море.

Германский ‘империализм, подготовляя
войну против Советекого Союза, все вре-
мя держал в поле своего зрения Северную
Европу. «Поход на Мурманск и Архан-
тельск» был составной частью общего
немецкого грабительского «похода. на
Восток». Германское военное и морское
командование преследовало на’ Севере
отнюдь не ограниченные цели. Речь
mia He только 0 захвале Мурманска
HO пересечении морских и  океан-
ских коммуникаций Советского Сот-
за в Баренцовом море и в Атланти-
ческом океане.  Титлеровекие © pas-
бойники смотрели значительно дальше.
При помощи своих тогдашних финских
союзников они предполагали навеки при-
своить себе исконные русские земли и
создать непосредственную угрозу всему
(еверо-Востоку Советского Союза. . Гер-
манский империализм пытался. наложить
BOW руку на коммуникации в Арктике,
имеющие большое стратегическое значе-
Hie,

Все эти далеко идущие планы немец-
ких. грабителей не были осуществлены по
одной причине: Красная Армия и Север-
ный флот надежно прикрыли советские
траницы в Заполярье, Мурманске, мор-
ские пути в Арктике. Советские воины
совершили выдающийся подвиг — они
преодолели, казалось бы. нечеловеческие
трудности, связанные с ведением войны
в Заполярье, в тундрах, вдали OT OCHOB-
ных центров страны, в условиях бездо-
рожья, полярной ночи и, что He менее,
важно отметить, полярного. дня. Мур-
манск и Архангельск, два наших важней-
ших северных порта, конечные пункты
морских и океанских коммуникаций, свя-
зывающих Советский Союз с Великобри-
танией и Соединенными Штатами, оста-
лись недосягаемыми для немецких  3а-
хватчиков и их приспешников. Северный
‘флот сыграл исключительно важную роль
в обеспечении этих коммуникаций. Шод-
волники и летчики Северного флота. эки-
пажи надводных кораблей — торпедных
катеров, морских охотников, миноносцев
и тральщиков, — все они достойны самой
высокой похвалы, Их роль высоко оце-
нивается за рубежом даже и теми, кто
иногда склонен скорее преуменьшать зна-
чение Советского Союза как морской и
океанской державы.

Английский морской обозреватель и.

исследователь Брайан Тунетах, о книге
которого («Океанская сила решает») мы
уже упоминали в прошлом морском 060-
зрении, признает, что советские воздуш-
ные силы на Севере «оказались очень
действенными в прикрытии конвоев».
Что касается Северного флота, то «он
стойко сражалея, его операции были пре-
краено разработаны и отлично проведе-
ны, и это содействовало успехам Ёрас-
ной Армии в гораздо большей степени,

Же

мии не был прорван. Вак и перед. нача-
лом своего наступления, враг имел пе-
ред собой несокрушимую стену на-
ших войск.

Северная ударная группировка  нем-
цев, стремившаяся охватить и окружить
войска Красной Армии, фактически са-
ма оказалась в начале декабря охвачен-
ной с трех сторон нашими войсками.
Войска Красной Армии переходили
контратаки, нанося неприятелю  боль-
шой урон, все время вырывали у него
инициативу из рук. В результале этого,
& также в связи с усилением Врасной Ат-
мии свежими резервами оперативное по-

‚ ложение северного ударного крыла гер-

манских войск стало ухудшаться.

Не лучше сложилась для немцев опе-
ративная’ обстановка и на противопо-
ложном, южном крыле. Гудериан, наме-
ревавшийся ударом через Коломну сомк-
нуть кольцо окружения советских войск
в востоку от Москвы, сам оказалея в-
начале декабря в оперативном окружении.

Наш центр —_ на Можейском и Наро-
Фоминском напразлениях— успешно лик-
видировал частные прорывы врага. Ар-
мии центра закрыли своей грудью крат-
чайшие пути на Москву. Они приняли на
себя м отразили удар пехотных группи-
ровок противника, усиленных танками.
Прорвавитиеся в глубину части танков и
пехоты противника были разгромлены и
уничтожены. Таким образом. нашим 00-
ширным и устойчивым центром оба He-
мецких фланговых клина оказались раз-
деленными и изолированными.

В непосредственном тылу  сражаю-
щихея войск Западного фронта была
Москва. Мощным потоком шли из ¢0-
ветской столицы подкрепления на
фронт — людьми, вооружением: Москва
являлась истоком неиссякаемой энергии
и непреклонной веры в победу над’ не-
навистным врагом. нЕ

Москва и сама была фронтом: днем и
ночью продолжались воздушные налеты
на город. Но ничто не могло сломить му-
жества москвичей, отстаивавших родной
город. столицу социалистического госу-
дарства. Женщины. юноши, девушки в
холод и слякоть рыли на подступах к
столице окопы, противотанковые рвы,
опоясывали город линиями укреплений,

В д

>
И. ЕРМАШЕВ
<

чем обычно предполагают». Рассматривая
положение на Северв, автор продолжает:
«В Арктике цель немцев состояла B TOM,
чтобы захватить Мурманск и Вольский
полуостров и двинуться через Белое мо-
pe & Архангельску. Но они потерпели
полную неудачу. Рувские отразили” все
их атаки, и, кроме того, советские воен-
ные корабли нанесли потери как воен-
ным кораблям, так и транепортам про-
тивника, проходившим вдоль норвежеко-
го побережья или укрывавшимся в фиор-

дах». .

Борьба на Севере, потребовавшая. от
наших морских сил огромного напряже-
ния, увенчалась полным успехом, Север-
ный флот непрерывно усиливалея бла-
годаря неусыпным заботам страны, 60-
ветского правительства и товарища
Сталина. В ходе войны Северный флот
вырос в крупный фактор общеевроней-
ского значения, сфера его действия я мас-
штаб его операций неуклонно расширя-
лись. Борьба обострялась, противник нее
возрастающие потери. Достаточно ска-
зать, что за время войны на Севере на-

ши моряки и летчики потопили около 600.

вражеских кораблей! В отдельные. перио-
ды войны в северных водах Европы на-
ходились главные надводные силы Tep-
манского флота, его лучшие линкоры;
крейсера, ‘не говоря уже о миноносцах,
подводных лодках и морской авиации.
Северный флот вышел победителем из
борьбы е противником, который нередко
обладал значительным превосходством в
силах. В конечном счете под ударами ©
моря, с воздуха и на суше немецкие за-
хватчики потерпели полное крушение и

го Севера. Борьба за Варангер-фиорд
увенчалась триумфом советекого оружия.
Германский нуипериализм потерял здесь
наиболее важные позиции на побережье
Баренцева моря и самые ценные опорные
пункты и базы. с которых можно было
непосредственно угрожать Мурманску и
советским коммуникациям. Началось 06-
вобождение Норвегии.

Теперь гитлеровцы  очутиливь перед
реальной угрозой потери также и других
позиций на Севере, на территории Нор-
вегии. Нравда, они не хотят признаться
в этом, Видимо, для того, чтобы «ебалан-
сировать» весьма печальный для фазии-
стехих захватчиков итог борьбы на Ce-
вере, они решили прибегнуть в довольно-
таки колепому средству: проелавлению
<подвигов» немецкого флота в северных
водах в прошлом. Несколько дней назад
в гихдоровском лейб-органе «Фелькишер
беобахтер» была напечатана  простран-
ная статья о действиях карманного лин-
корь «Адмирал Шеер> в Арктике. Co
свойственной гитлеровцам развязностьо
в этой статье рассказывается, как один
этот немецкий корабль <чуть-чуть>. не
установил полного господетва герман:
ского флота в арктических водах! Но
только в конце статьи, как бы между
прочим, упоминается, что все эти умопо-
мрачительные «подвиги» относятся к
временам отдаленным — 1942 году, и
уже» конечно, совершенно замалчиваетея
в статье, что немецкий рейдер был весь-
ма «горячо» вотречен в советских водах
и поспешил их покинуть 6 зияющими
пробоинами в корпусе и другими повреж-
дениями. И другие немецкие корабли пы-
тались каперствовать в наших езверных
водах, но неизменно встречали жестокий
отпор. Так было и с «Тирпицем», к ко-
терому первыми приложили печать смер-
ти советские похводники. «Тирпин» те-
перь покоится на дне. Там же найдет свое
Москва отбирала добровольцев и посы-
лала их через фронт в тыл немцам для
помощи партизанским отрядам. Та же
великая сила советекого патриотизма
воодушевляла рабочих, когда они сутками
пе покидали цехов и перевыполняли нор-
мы, чтобы даль больше боевой. продук-
ции фронту. Не покладая рук работали
колхозники, чтобы дать армии и стране
больше продовольствия. `` Героическая
оборона Москвы явилась суровой  про-
веркой сплоченности нашего народа во-
круг советского правительства, вокруг
партии. Ленина Сталина,

В начале декабря сражение под Мо-
сквой вступило в решающую фазу. Нем-
цы, несмотря на большие потери и OT-
сутетвие резервов, гнали свои войска на

OCKBY.

Советское Верховное Главнокомандо-
вание приняло решительные меры для
разгрома наступавших на Москву не-
мецких полчищ, :

В период оборонительного сражения
был осуществлен мудрый план великого
полководца товарища Сталина — контр-
маневр глубокими рёзервами. Сильные
и Красной Армии направлялись Е
Тоскве и располагались преимуществен-
но за флангами наших войск. готовых
вместе с армиями, ведшими борьбу на
фронте, нанести решительный удар по
зарвавшемуся врагу. К решающему мо-
менту сражения преимущество в силах
и в оперативном положении перешло на
сторону Ерасной Армии,

Крупные резервы нашего Верховного
Главнокомандования, подтянутые из’ глу-
бины страны в Москве, оказали pe-
нающее влияние на успешный ход’ опе-
раций, г

6 лекабря войска Красной ‘Армии, по
приказу товарища Сталина, перешли в
решительное контрнаступление против
немецких фланговых группировок. бо-
ветские войска атаковали ‘немецкие
клинья в разных сторон. В развернув-
шихся боях сопротивление врага было
сломлено, и он стал отступать, неся or-
ромные потери.

Вскоре наши части окружили Илин и
зашли в тыл немцам. Дорога от Клина в
сторону Волоколамокь была забита

были вышвырнуты из прелелов Советеко-.

Е ТЕ

айнем Севере

последнее успокоение и «Адмирал Шеер»,
Борьба на Севере не хала немецкому фло-
ту никаких лавров. Наоборот, она закон-
чилась для него позорным поражением.

В настоящее время гитлеровцы . 606ре-
доточивают свои силы в районе Нарвика.
Они не надеются удержать Северную Нор-
вегию после тех поражений, которые им
нанесли войску Карельского фронта и.Се-
верного флота. Понимая, что потеря веей
«Северной Норвегии неизбежна, фашист-
ские разбойники решили превратить ее в
пустыню. Вот что рассказывает. норве-
жец, недавно бежавший из Тромсе: «План
немцев — превратить вех Северную Hop-
вегию в пустыню, Население насильст-
венно эвакуируетея. Германские” войска
сжигают все города, фермы, вплоть до
последнего сарзя и рыбацкой хижины.
Скот уничтожается. В полярную - ночь
движутся Ha юг бесконечная вереница
германских солдат. и десятки тысяч уго-
няемых норвежцев. Тех, вто ототает, —
& их тысячи — либо раестреливают, ли-
бо оставляют умирать в полярной пусты-
не, За основными силами немцев следуют
арьергардные силы. Они сжигают поелед-
ние дома вдоль дорог, оставленные для
нужд ототупающих германских войск.
Последними члут эсэсовокие части, обя-
занность которых следить за тем, чтобы
но осталось камня на камне, ни одной
живой души — ни человека, ни зверя.
Опустошена, таким: образом, территория в
20.000 квадратных миль. Немцы сосре-
доточиваютея. в районе Мо, южнее Нар-
вика, где кончаются ‘железные дороги,
‘идущие на гк 0ело. Это значит. что по-
ловина Норвегии будет разорена немцали
дотла». От этого рассказа действительно
веет жутью. Но никакими жуткими пре-
ступлениями немцы уже не емогут пред-
отвратить крах своих грабительских пла-
нов в Северной Европе в целом и в Нор-.
вегии в частноети. Самые эти зверотва—
опустошение и разбой только полтверж-
дают, что немцы считают Северную
Европу окончательно
себя.

Значение победы советского, оружия на
Севере с военно-морской и международ-
ной политической точек зрения очевид-
но. Крушение немецких позиций в Запо-
лярье означает прежде веего, что непос-
редетвенная угроза Мурманску и другим
советским северным портам ликвидирова-

кациях в Арктике и в Северной Атланти-
ке теперь радикально изменилось в поль-
ay Советского Союза и наших союзников.
Даже один этот факт вполне достаточен,
чтобы моряки Северного флота и Бело-
морской военной флотилии могли поздра-
вить себя с выдающимся достижением.
Наконец, поражение, нанесенное гитле-
ровекой Германии на Севере Европы, в
значительной степени способетвует еще
более плотному окружению и изоляции
фашистского логова. Результаты побед
советбкого оружия в Заполярье ощуна-
ютея на всем западно-европейском кон-
тиненте, в частности, в такой стране, как

тораздо меньшей
жать.

стелени могут угро-

СССР об учреждении медали <За оберону
Советского Заполярья»—важное и радо-
CTHOe событие для советеких воинов и
всех советских людей, оборонявших 6е-
верные подступы нашего Отечэства. Уч-
реждение медали — всенародное нризна-
ние героических подвигов ‘и заслуг войсв
Карельского фронта и моряков Северного
флота, признание ‘того, что победа, одер-
жанная нз Севере, принадлежит в числу
наиболее славных побед советского ору-
жия в Великой Отечественной войне,

3 mos

EL ata eee

отступавшиии колоннами немецких

>

потерянной для.

Ha. Rpome того, положение. на коммуни--

Швеция, которой гитлеровцы теперь в’

``Указ Президиума Верховного Совета

войск, автомобилями и обозами. На ors.

ступавшие фашистские части обрушила”

свои удары наша авиация и нанесла
врагу тяжелые потери,

Гудериан, зажатый между Тулой и Ми-
хайловом и атакуемый ¢ ceBepa, дал
приказ: жечь машины и спешно  ототу-
пать. Преследуя врага, наши войска на-
носили ему концентрические удары. Гу-
м со штабом едва избежал плене-
НИЯ.

Преследование разбитых и отбтупав-
ших немецких войск непрерывно  про-
должалось на всем фронте. Осуществляя
дальнейшее наступление, советские вой-
ска развернули свои операции зимой
1941—42 года и продвинуливь ме-
стами свыше 400 километров.

* ®

Победа над немцами под Москвой при-
Bela в изменению хода кампании перво-
го года войны в благоприятную для нас
сторону. Красная Армия, захватив ини-
циативу, перешла oT  стралегической
обороны к стратегическому наступле-
нию. Надежды немцев на  <«молниенос-
ную войну» были похоронены, а миф 0
«непобедимости» немецкой армий —
развеян. :

Москва была ‘освобождена от непо-
срелетвенной угрозы со стороны врага.

Переход от обороны и отступления Е
контрнаступлению в широком масштабе
с разгромом сил врага является одной из
наиболее трудных и сложных операций.
Такие операции требуют доблести и BEI-
HOCIMBOCTH войск, высокого качества
командования. Такие операции по плечу
только . великим полководцам и муже-
ственным, стойким войскам. Военная: ис-
тория знала не много сражений, подоб-
ных битве под Москвой. В этой истори-
ческой битве нашел свое яркое выраже-
ние полководческий тений товарища
Сталина,

Победа под Москвой. олержанная в го-
дину тяжелых ‘испытаний, была. первой
великой победой в пепи последующих
блестящих побед Ирасной Армии. кото-
рые привели в перелому всей войны в

напгу пользу и очищению советской зем- ;

ли от немецко-фашистеких захватчиков,