г

1 янезря 1939 г, № 1 (4184)
po

КОМСОМОЛЬСКАЯ

ЧТО ДАЕТ «КРАТКИЙ КУРС ИСТОРИИ ВКП(б)» ДЛЯ ПОНИМАНИЯ

ПРАВДА

ПРИЧИН ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИМПЕРИАЛИСТИЧЕСКОЙ ВОИНЫ

a

° «ретвий type meropua BIII(6)» sanz-
ут сейчас и будет занимать центральное
ри пои Изучений современной историн
г ю всей нашей политической мысли.

П именно поэтому я считаю полезным
становиться пы тех в высшей степени
зхных и мпогозначительных указаниях,
Биорые 9% книга посвящает вопросам
элешией политики. Эти указания в полном
скло слова имеют огромное значение и
пемриографическое и чисю историческое,
потому Что вдохновляли и писали эту кни-
ry лоди, являющиеся не только историка-
yt паи, но и историческими деятелями,
това комрых навсегда соединены не
тоько © историей России и Советского
(эюзх о м ¢ историей мировой. -

Историческая маука У нас переживала
и № революции м после, революции самые
разнообрззяые судьбы. Здесь очень долгое
цюмя орудоваль «школа» Покровского
(юхжен поставить это слово в кавычки),
зиюрая сделала все от себя зависящее,
чобы запутать целый pax исторических
фактов настолько, что выпутаться из 9т0-
1) пе так. легко. Те ошибки, нелепости; и
пяю фальсификации, которые сеяла эта
«школа», крепко держатся в голювах MHO-
тих людей, которые искренне хотели бы
(г уго избавиться, 2

В «Козткюм курбе поторийя ВКП(б)»
олень выпувлю Яредотавлены теоретические
поюжения т конкретно о иллюстрированы
ревычайно серьезные указания товарищей
(алина, Жданова и Кирова в их извест-
ных замачаниях по поводу. конопектов
учобанков по истории СССР и новой исто-
ил. Эти указания в полном смысле слова
вободили советскую  историографию oT
очаяь многих пут, Которые на ней лежали,

} чому сводятся, в сущности, эти ука-
зания и требования? Дорогие товарищи, ес-
и вы пишете историю, пишите ее так,
чобы была хронолопическая связь, чтобы
1 продернут хронологический стержень},
пиииие историю без того безобразного ¢o-
иотогизарования, которое позволяет, на-
прихер, взять экономику от Андрея Бого-
либском ло Николая П, затем вернуться к
\итрею Вохолюбокому, заняться  идеологи-
eli, опять ю Наколая П, в третий фаз вер-
нуться в Андрею Боголюбекому и еще по
какон-пибудь линии проследить историче-
(хоз развитие. Пишите историю так, чтобы
om пе было что-то рубленное и разрезан-
koe, в чобы история быль историей. А это
роможно только при соблюдении хфоноло-
пчсвимю привцима. Анализируя явления
в анный исторический отрезок времени,
Ha данном хронологическом участке, следи-
те 8 веми сторонами жизни вообще, в
их норазрывной связи. Следите не только

за те, \о перед нами делалось, не толь-

м 38 Wh линией развития, котофая вас

непосредотвенно залинересует. но берите и

окружение всего этого. Говоря 0б истории,

fompmvey, mm страны“ ие’ забывайте 0
мировом окружении, в котором мы жили и
Живем. р :

* *

#

Tlooworpum, как «Краткий курс истории
ВВП(0)» отноомея к внешней истории
1904—1905 г.. к русско-японокой войне.

Каковы были общие, воззрения на эту
войну широкой публики и в значительной
степени той части научной общественно-
сти, комрая и до и после революции за-
нималась изучением фусско-ящонекой вой-
ны? 0бзор истории русско-японской войны
начинался и кончался тем, что царское
правительство хотело захватить Манчжу-
рию и. воледетвие отсталости. некультур-
HOCTH, полостатк» средотв потернело пора-
жение. На этом ставили точку. Так писа-
a Jo рволюции (я товофю о либеральной
буржуазной историографии). но это было и
в послереволюционные времена — возьми-
Te хотя бы пресловутую «школу» Покоов-
оо и всах тех, кто за ним шел.

А что говорит «Краткий курс»? Конеч-
HO, OW попонает несомненный исторический
фа: — да, царекое правительство хоте-
№ захватить Манчжурию, но не было, в
силу талих-то причин, в состоянии это
сделать. А с кем боролась Россия? Этот
ве совершению как-то затушевывалея
раньше. Росвия боролась с хищнической
Японией, которая (смешно тут употреблять
слово «мобаль») не только в чисто мо-
реальном омыюле, но и в очень многих дру-
тих отношениях Ни на иоту не стояла вы-
ше паровой Розоии. Японии удалоеь то,
чт не удалось царской России, но Япония
была таким же хищником, как и царекая
Росия, и цели у Японии были чисто за-
хватническими. Замечания о хищничестве
Японии высказаны в учебнике с опреде-
ленным смыслом. Ведь в этой книге ничего
нет лионего.

Почему в «Пратком курсе истории
ВКП(б)» 060б0 отмечается хишничество

Яюнии? Потому, ч10 каждая часть книги
теснейшим образом связана с другой ча-
тью, В старых учебниках истории упоми-
валось, что Россия потерпела поражение
от более культурной Японии. но © самой
Японии ничего не говорилось, и епоэтому
ПОЛНОЙ ноиданностью для читателя пои
переходе к современности оказывалось по-
явление вооруженном до зубов хищни-
ка — Японии, которая бросается на Ки-
тай, урзбойничает там вот уже семь лет.
Чем Япония была раньше, тем она и оста-
лась. Захват Кореи был первой главой,
нынешний разбой в Китае — второй гла-
ВОИ, :

№ в «Кралком курсе истории ВЕП(б)»
Япония определяется не только как насто-
ALU хищник, не случайно там подчерки-
ваетя, что Япония напала на Россию, не
0б’явив войны. Тут тоже устанавливается
преемственная связь с воровскими приема-
ии нынешней язонской военшины, нынеш-
них господ, которые пытались. правда, ©
плачевными для себя результатами, в
1938 году такими же приемами развязать
новую войну против вашей стфаны. Здесь
устанавливается ‘связь нынешией японской
зоенщины с ee предшественниками, с Ce
духовными отцами.

Сокращенная  стенограмма
Академии Наук. Переёпечатано
«Ленинградская правда».

нения с

ступиться,
Эльзас-Лотарингйи, тр
помощи в ее агрессивной войне против Гер-

лекции в
из газеты

и ИСТОРИИ СОВРЕМЕННО

Такие, казалось бы, небольшие указа-

ния, которые книга расточает всюду, при
всей своей ‘скупости на слова, являются,
как показывает приведенный уже пример,
характерной ев чертой.

Вы все помните высказанную Лениным
мысль о переделе земного шатра. о том, что
период раздела оканчивается к 1900 го-

дам и с этого момента (Ленин иногла ста-

BHI датой 1898 год, год испано-американ-
ской войны) начинается период передела
земного шара.

Мысль о передеде является подпочвой

тех страниц учебника, которые касаются

внешней политики, 5
«Краткий курс истории ВКП(б)» подчер-
кивает, что самое существо современного

империализма, самое его нутро заключает-

ся в двух необходимых и неизбежных про-

явлениях,

Капитализм отстаивает себя от той

силы, которую Маркс и Энгельс называли
его могильщиком — от пролетариата, —
это — базис воех его действий «внутрино-
литических ».
стремление к переделу земного шара, 9т0—
оспова внешней политики империалистиче-

Но есть и другой базис —

ских держав.
Земной шар оказался маленьким, он рас-

хватан; невозможно сейчас без крови за-
нимать новые и новые места: все разделе-
HO.
рых, старые хищники обороняются, да при-
TOM OHH BOBCe MU He поставили точку в
истории своих захватов, они хотят захва-
тывать новые колонии.
должны быть сейчас непременно кровавы-
ми захватами. Прошли те времена, когда
какой-нибудь, ловко действующий бельтий-
ский король Леопольд, наняв и финансируя
несколько шаек проходимцев,
вить’ 6ебе так называемое независимое го-
cyzapetso Конго, которое раз в двадцать
пять больше, чем вся Бельгия, и сделать
это без европейской войны. Эти времена
уже миновали. Это были «блаженные» вре-
мена раздела земного шара, а теперь на-
ступило время передела, когда из-за кажло-
го захвата приходится, вытесняя другого
хищника, вести с ним вооруженную борьбу.

Новые хищники хотят отнять м ста-

Новые захваты

мог соста-

* *
*

Огромное значение имеют указания
«Краткого курса истории ВКП(б)» относи-

тельно войны 1914 года лая широчайших
масс советской
в немногих словах освещение вопроса о
TOM, что представляла собою эта империа-
листическая война. 1

общественности, они дают

Я остановлюсь не на всех бесчисленных

фальсификациях, связанных с 1914 годом.

Когла в 1919 году Германия была по-

вержена и раздавлена, когда она дошла до
такого состояния, что победители даже не
пригласили e¢ на совещание о- мире, а
просто приказали ей подписать тот том, ко-
торый заблаговременно был не ‘только на-
писан, но и напечатан (Версальский до-
говор), то в числе вбех, больше чем 400
TYHKTOB,
номоченными. был пункт, который всецело
обвинял Германию и на нее исключительно
сваливал всю вину за войну.

подписанных германскими утюл-

Вокруг этого вопроса не могла не возго-

реться огромная борьба. Борьба имела не
только плеологический, моральный, «мора-
лизУющий»
интерес практический. В Версальском до-
говоре на основе указанного пункта фор-
мулировалось требование: так как Герма-
ния виновна во всем, то она ий должна
оплатить все военные расходы победителей.
Значит, со стороны Германии ‘совершенно
неизбежной была мысль, что если доказать,
что этот пункт неверен, то отнадают пра-
вомерность и законность тех требований,
которые пред’являются Германии. И пошла
полемика по этой линии.

исторический интерес, но и

( германской стороны сначала указыва-

лось лишь, что виновна не только Герма-
ния, но и другие империалистические дер-
жавы. Позиция Германии была довольно
сильна, пока она доказывала только это.
Но публицисты, представлявшие владельче-
ские классы Германии, шли дальше, Не за-
бывайте. что тот зловонный и губитель-
ный яд, который сейчас отравил Германию,
в эмбриональном состоянии был уже нали-
цо в 1920—23 годах, то есть в первые
годы этой полемики. Уже тогда гитлеров-
ская пресса,
могучими финансовыми силами, себе в убы-
ток распространяла те листки и газеты,
которые по себестоимости обходились втрое
больше.
крепляемые Круппом, Тиссеном и другими
магнатами,
Германия Нисколько He BUHOBHA, Германия

поддерживаемая огромными,

Уже тогда эти публицисты, под-
выдвигали иное положение:

вообще не виновна; на нее напала Россия,

Роесия вылвинуйа в качестве своего заст-

рельшика Сербию. Сербия, желая об’еди-
Хорватией, начала подкапываться
под Австрию, старалась ее разрушить; для

того. чтобы предупредить уничтожение Ав-

стрим, Германия должна была за нее за-
Франция, которая мечтала 00
вала or России

мании. И когда Германия сидела смирно,
молясь господу богу‘ о мире и спокойствии,
па нее напали со веех сторон, и она выну-
ждена была обороняться.

Эта дикая по своей лживости, в полном
смысле безумная Фантазия окончательно
сформулирована была в германской публи-
пистике уже в 1923 году. Эта сознатель-
ная ложь была, как это ни грустно ска-
заль, перенесена во всей своей неприкосно-
венности в некоторую часть советской
историографии. В журнале, специально
созданном для Фальсификапиин истории вой-
ны, так называемом «Kriegsschuldfrage»,
который лгал на 95 процентов до Гитлера
и на все сто пропентов лжет после него Js
я своими собственными глазами читал
«торжественные» указания: «Ясное дело,
что мы певинны, что на нас напали. Мы
можем привести мнение г-на Покровского,
который. говорит то же самое»,

*) Теперь он переименован в «Berliner
Monatshefte»-

+

ло такое усиление Антанте (Англии и

Академик Е. В. ТАРЛЕ
* *

Покровский, в особенности его  усерд-
ствовавшие последователи, сплошь и рядом
изображали войну именно так, как изобра-
wala ee тогда не вся германская историо-
графия, а именно гитлеровская, об`являю-
щая Германию абсолютно невинной. С этим
безобразным обманом наша историография
теперь ‘разделалаеь: наконец. ›*

«Краткий курс истории ВВП(б)», кото-
рый ‘прочтут все. советские люди, говорит
То, что скажет всякий историк. заслужива-
ющий названия историка: да. были импе-
риалистические устремления у вех хищ-
ников, захватчиками были и Россия, и
Франция, и Англия, но также и очень,
очень — Германия и. Австрия. Совершен-
нейпрай вздор говорить 0 том, что Австрия
и Германия были невинны или менее ви-
новны, чем Антанта, которая тоже имела
хищнические пополановения.

Передел земного шара был неизбежен, об
этом переделе мечтали все империалистиче-
ские державы, которые чувствовали себя
достаточно сильными для то, чтобы вы-
ступить на единоборство. _ ‘

«Краткий куре история ВЁП(б)» кончает
© Фальсификаторской выдумкой о «невин-
ности» Германии. Германия стремилась
отнять у Англии и Фравции колонии.
Росеши Германия стремилась отнять Укра-
ину, стремилась отнять Польшу, отреми-
лась отнять Прибалтику. Германия угрожа-
ла Англии на Ближнем Востоке. А чтобы
отнять от Англии Восток, Германия начала
проводить и провела Багдадекую железную
дорогу. И именно Германия была не един-
CTBCHHEIM, конечно, но одним) из самых
центральных факторов развязывания граби-
тельской войны за передел мира. Это имен-
но то, что нужно знать:

Недавно я имел сомнительное удоволь-
ствие читать и изучать литературу. герман-
ского фашизма (nama Академия Наук гото-
вит антифашистекий сборник, и мне было
поручено написание одной из глав). Фа-
шисты продолжают сознательно игнориро-
вать т0, что у нас делается, и продолжают
ссылаться на некоторые заокачественные
статьи, которые печатались. некогда пря
Покровском в «Красном . архиве» и в
«Историке-марксисте».

Они пишут: «Если даже наши враги
уже признают, что на нас напали, то MOK-
HO ли им поверить, когда они кричат,
что мы сейчас готовим нападение? Мы
были невинны в 1914 году и мы столько
же невинны в 1938 году». Вот какого ро-
да политические выводы делаются гитле-
ровскими публицистами.

Вот  почему не только научное, но и та-
кое важнейшее. непосредственное, 3зл10б9-
дневное, политическое значение.
внешнеполитические ‘замечания «Краткого
курса истории ВКП(б)».

Посмотрим, что дальше говеритея о про-
должении и о конце войны, о Брест-Ди-
TOBCKOM мире и 0 том, что за этам пюеле-
довало. Перед Врест-Литовеким миром во-

Прос стоял так: продолжение войны — это

непосредственное и страшное кровопроли-
тие, страшное поражение . советской власти,
разгром России, которая стояла за совет-
ской властью. Брест-Литовский мир стал
той временной передышикой, которая была
дана измученной и оразоренной  войною
стране,

Как смотрит «Краткий курс» на конец
войны?

Версальскому миру было дано наимено-
вание «Версальская петля». Это наименова-
ние повторялось и спрягалось не раз. Не-
которые считали, будто Версальский мир
CO всех точек зрения является черным днем
в истории. J

Spo, конечно, была ложь. Нельзя было
мазать все в черную краску, необходимо
было анализировать факты не 6 точки зре-
ния Дюдендорфа и Гикденбурга. Для них в
самом деле это был полный провал, провал
хищника, которому не дали ничег похи-
тить, избили, в кровь и даже отобрали TO,
что им было прежде захвачено.

В первый момент, когда произошла пол-
ная победа Антанты, никто не ждал, чт
Германия будет так растоптана и раздав-
лена, как только возможно. Ведь это дава-

Франции), что теперь они, мировые 1юбе-
дители, распоряжающиеея земным шаром,
как утодно могут расширить и очень уси-
лить интервенцию, могут напаеть на Co-
ветскую Россию, чего они неё могли сде
лать,. пока шла война. Так и случилось.

Но тут же Указывается в «Кратком кур-
ве». что это одна сторона дела. Германская
победа, германская сила, германские реак-
ционные устремления были гораздо опаснее,
Кайзеровекая Германия, уже погибая, ста-
ралась уничтожить советскую власть, зате-
вала походы фон дер Гольца ИЗ Финлян-
дии, оккупационной армии из Украины,
уже разделяла ризы русского народа, отво=
лил одному промышленнику Томск, друго-
му — Омск, третьему — Красноярск, чет-
вертому — Владивосток. Вильгельм В
1917 и 1918 гг. (ло осени) нисколько не
скрывал, что бы он сделал, если бы остал-
ся победителем.

Совершенно верно, капиталистические
круги Франции и Англии были враждебны
советской власти, стремились ее уничто-
жить, но германское поражение в конечном
счете способствовало укреплению и устой-
чивости советской власти, а вовсе не ее
гибели. И в этом смысле «Краткий ‘вурс»
тоже рассеивает очень много тумана и дает
совершение ясную, определенную. убтанов-
RY: поражение Германии «имело еще 60-
лее серьезное положительное значение, в
корне облегчавшее положение Советекой
страны» (стр. 220—221). В свете даль-
нейших событий отрицать этот тезие может
только тот. кто задался сознательной целью
фальсифицировать ибторию вообще, & исто-
рию советско-германоких отношений, в Ч4-
CTHOCTH.

* *
*

Когда мы переходим к тому, что книга
говорит о современном положении, TO сей-
час же видим, как эта «продолжалощаяся
история» связывается с тем, что сказано

тыре года

имеют   Е

И МЕЖДУНАРОДНОЙ ПОЛИТИВИ

Есть еще один момент, который чрезвы-

- Чайно много дает для политического вости-

раньше, и связывается прочными, нера-
зрывными, логическими узами,

Внига констатирует, прежде всего, с16-
дующий факт: есть” государства, тде бур-
жуазия, увидев, что’ демократические св0=
боды поворачиваются против нёе, отмела
их прочь, сдала их начисто в архив и
установила агрессивную диктатуру.
прюнзопью, как известно, прежде всего в
Германии, Италии, Японии.

Книга рассматривает отношение этой ча-
сти капиталистического мира в другой ча-
сти, где буржуазия по тем или иным при-

чинам пока осталась еще все же при «де-
- мократии».

Дается ответ совершенно не обинуясь,
TOT же ответ, правдивость которого He

только не будет оспариваться многими в 68-

мой Франции и Антлии, но едва ли в03-
будит протест и в германеком штабе, где
есть серьезные, реально мыклящие люди,
которые не очень увлекаются бессмыелен-
ной и наглой болтовней фалистеких орга-
нов. Эта книга говорит о том факте, ко-

торый является для Европы секретом поли-
шийеля, т. 6. все энают о нем, но не хо-

Tat говорить. «Краткий ypc» констати-
рует, что, конечно, Франция и Англия го-.

раздо сильнее агрессоров.! Почему же идут

на’ все уступки именно Франция и Англия?

Развивая эту мыель, приведу To, что
писалось в сколько-нибудь независимых ор-
ганах Франции и Англии, когда делили Че-

хословакию: «Смешно говорить, что в са-

мом деле Гитлер сунется воевать, немцы

даже и не подойдут к линии Мажино.

Вильгельмовекая Германия была несравнен-
но сильнее гитлеровской и держалась че-
три месяца, а гитлеровекая
не продержалась бы и трех месяцев».
Если мы перейдем к явлениям, которые
обнаружились уже после выхода «Краткого
курса» в свет, то они еще усиливают TO,
что говорит книга. Возьмите уступки Анг-
лии и Франции. С некоторым для себя
убытком и усиливая будущую опасность,
они уступают одну территорию за другой
наглецу и хищнику, который явно слабее
их, который явно трусит, если даже издали
показать ему хоть кулак. Когда совершенно
обнатлевшая гитлеровская дипломатия в
конце 1936 года только заговорила было
0 TOM, Ч10 хочет захватить и поделиться
¢ проходимцем Франко частью испанского
Марюкко, достаточно было одной ноты, 38-
являющей 0 тох, что ни в каком случае
Германия неё должна Марокко  захваты-
вать — и моментально Гитлер смирился.
Но наша книга об’яеняет то, чего еще
не было, когда она появилась. В настоящий
момент дело идет уже не о Чехослозакии.
сли можно сказать, что Даладье и Чембер-
лен обладали «широким жестом», были
щедры, котда они дарили то, что им не
принадлежит (Чехословакию), ‘то сейчас
итальянское правительство Муссолини гро-
зит отнять Корсику, Тунис, Савойю, Ниц-

пу, т. е. расчленить саму Францию. Вду-.

майтесь в недавнее прошлое Муссолини и
его страны — и вам покажутся эти италь-
янские претензии совершенно смехотворны-
уи. Ведь извеетно, что делалось © несчает-
ной итальянской армией во время мировой
войны. Известно показание кого-то из сви-
ты Длойд-Джорджа, который на двенадца-
тый день после Капоретто приехал в Италию
п увидел, как итальянские солдаты, уже в
качестве дезертиров своих частей, продол-
main еще бежать, физически бежать! Они
наскоро закусывали, где попало, и бежали
ве к югу, к юту, хотя давным-давно их
НИКТО уже не преследовал. Итальянцы при
этих свойствах не имеют к тому же даже
половины французской армии! Французы
имеют. девяносто миллионов . населения,
считая. с населением колоний, которое под-
чинено воинской повинности (» колониаль-
ные войска заслужили свои шпоры, дока-
зали ввою боеспособность во время мировой
войны). Далее, если взять совершенно ни-
щую Италию и сравнить с Францией, у
воторой до сих пор ломятся подвалы Фран-
цузского банка от’ золота, если сравнить
Францию и Италию в экономическом отно-
шении, то вам покажется, что просто ка-
кой-нибудь неловкий шутнию осмеливается
тозорить о том, что французы уступят
Савойю и Ниццу. И, однако, Италия «гро-
зит», и.о Тунисе, Корсике и Ницце не пе-
рестают рассуждать! р

При ‹вете этих смехотворных требований
BCHOMHUM 16 немногие лаконичные слова,
которыё мы находим в «Кратком курсе»,
поясняющем, в чем тут дело: сила атрес-
сора не в военном, экономическом удельном
его весе, А в том, что он очень понадобил-
ея мировому капитализму. Ведь мнимые
«враги» агрессоров на самом деле вовсе не
враги им, а друзья,

Далалье и Чемберлен полетели 28—29
сентября спасать Гитлера, когда он поко-
лебалея. Почему? Потому, что если бы он
отошел ни с чем от Чехословакии, это мог-
ло бы подорвать его положение в Герма-
нии, это могло бы разжечь всегда тлеющую
против него ненависть, могло бы прибли-
зить его провал. Вот именно за тем, чтобы
спасти Гитлера, они подарили ему Чехосло-
вакию, дали ему сгоряча даже больше, чем
он требовал.

Муссолини не так нужен финансовому

капиталу Англии и Франции в качестве
палача рабочего класса, как Гитлер, пото-
му что рабочий класс Италии не так мно-
точисленен и силен, ках германский рабо-
чий класс. И подарят ли Муссолини К№ор-
сику, Ниццу и Тунис — неизвестно, может
быть, и не подарят, но только потому, что
он не так нужен, Как Гитлер.
«Краткий курс истории ВКП(б)» учит
трезво подходить к делу, He поддаваться
обывательским размышлениям © том, будто
Гитлер так могущественен, что запутал та-,
кие державы — Англию, У которой, такой
сильный флот, и Францию — У которой
линия Мажино и первоклаесная армия. Эта
книга раз’ясняет всем читателям, что во-
рее не Гитлера боятся, & боятся только
Того, чтобы он не провалился. И именно,
чтобы избавить его от провала, нынешние
владыки «демократических» держав идут
на все.

тания масс. В «Кратком курое» раз’ясняет-
ся принцип. разделения войн на оправедли-
вые и несправедливые. Этот принципи при-
меняется ‘не только к настоящему и к 0у-
дущему, но и к прошлому. «Краткий курс»
кладет‘ конец вульгаризаторству и упро-
щенчеству, представлявшим наше отноше-
ние к войне каж пацифистское.

Во времена Циммервальда и Кинталя
большевики выступали не как пацифисты,
вздыхающие о мире. Они доказывали, что
война 1914 года вовее не будет «послед-
ней» войной, ни даже «предпоследней»,
что войны не может не быть, пока суще-
ствует империалистический строй. Как не
может живой человек не дышать, так не
может империализи не вестй войн-— и
елинственная возможность покончить с
войнами заключается в том, чтобы свалить
империализм.

Тут мы. должны вепомнить ту мыель, в
пропагандировании которой Ленин не имел
полного успеха ни в Циммервальде, ни в
Кинтале, где ему приходилось сильно 60-
роться. Далеко не все участники этих кон-
ференций становились на его сторону, во-
гда он говорил о перерастании империали-
‘стической войны в гражданскую. Но исто-
рия показала, ‘что это со всех точек зре-
НИЯ — И °С ТОЧКИ зрения уничтожения бу-
дущих войн-—единственное , средство, adco-
лютво незаменимое. В строгой и. полной
точности эт0 доказывается тем, что твори-
лось и продолжает развиваться в наши
дни.

Воззрения Ленина, которых придержива-
лась и придерживается большевистская
партия, © перерастании войны внешней в
войну внутреннюю, войны империалистиче-
ской в войну гражданскую тесно связаны
с делением войн на справедливые и не-
справедливые. Как от этой мысли © спра-

‚ ведливых и несправедливых войнах перей-

ти в недавней истории, к политике?
Вопрос о незбежности войн в эпоху им-

периализма -— вопрос злободневный. Како-

ва позиция Советокого Союза в этом вопро-

се? Она чрезвычайно проста: Советский  .

Союз; как известно, является государством
могущественным. Только с этой точки зре-
ния империалисты вообще подходят в сво-
им соседям и с этой точки зрения наша
страна могла казаться своим соседям опас-
ной, не говоря уже о международном рево-
люционизирующем значении победы социа-
лизма в . Ню мы видим, что если Со-
ветский Союз желает оставить в покое дру-
гих, то отсюда не следует, что эти «дру-
тие» его оставят в покое. :

В прессе наших противников развива-
лась мыель о том, что Советокий Союз за-
нят строительством, большими политичес-
кими задачами и, следовательно, не ста-
нет же он затевать конфликт из-за какой-
нибудь «передвижки» в своих границах,
из-за видоизменения или «исправления»
части границы, которая установлена когда-
нибудь, например, в 80-х годах и проч. и
проч.

А между тем, если эффектно, путем пря-
мой утрозы, границу отодвинуть, то это
произведет очень большое впечатление, это
будет значительным подрывом престижа Со-
ретского Союза. И отсюда возможны и дру-
гие радужные для врагов перспективы.

Й вот случаюсь нечто совершению
обратное. 0 том, что произошло под озе-
ром Хасан, за границей пишут чрезвычай-
но мало. Французская буржуазная пресса
больше проглатывала слова, бормотала что-
то © пограничном инциденте, хотя отлично
знала, что это было «саме настоящее»
сражение, & вовсе не «инцидент».

Зато целый ряд американских газет, ли-
куя, говорил о том, что случилось под озе-
ром Хасан, и то, что они говорили, тоже
чрезвычайно интересно иллюстрирует
мысль, которую высказывает «Краткий
вуре истории ВЕШ(б)». Американская прес-
& обращала внимание He столько Ha TO,
что японцы оказались побежденными, раз-
хавленными, отброшенными, не только это
интересно было американцам, как явным
вонкурентам Японии на Дальнем Востоке.

на совершенно необычное явление: мы
имеем в виду первый разговор. Сигёмицу
с Литвиновым. Это было рассчитанное ди-
пломатичеекое действие, в котором заклю-
чалась сосредоточенная, может быть, на
три четверти, вся сущность этой затеи.
Является Ситемицу и заявляет Литвинову
даже раньше, чем Литвинов развил свого
мысль до конца, что об’яснения Нарком-
индела «не удовлетворяют» токийское пра-
вительство, и «мы хотим взять силой».
И спустя несколько дней после этом не-
слыханного по своей наглости заявления
(липломаты обыкновенно прикрывают даже
самую циничную мыюль всякими учтивы-
ми и притизанными фразами, & это была,
конечно, нарочитая наглость) японцы ока-
зываются в таком положении, что они вы-
нуждены экстренно просить того же Лит-

«разговор», возникший на границе. Это,
разумеется, не могло не вызвать огромной
сенсации во всем мире,

Хасанское событие является чрезвы-
чайно характерным пояснением той мысли
«Краткого курса истории ВЁТ(б)», что при
различении справедливой войны от неспра-
ведливой мы должны дать понять, что вой-
на СССР против агрессоров будет самой
справедливой из всех справедливых войн,
какие знает история человечества. В вой-
не против ‘фашистских захватчиков наша
Красная Армия переступит границы и на-
несет сокрушительный, смертельный удар
всякому, кто попробует посягнуть на на-
шу родину.

*
*

«Краткий курс тории ВА(б)» насы-
щен глубоким содержанием, он пред’являет
огромные илейные запросы, он не тольк
туталкивает, но прямо требует, чтобы его
появление стало ‘исходным пунктом для
нового под’ема нашей исторической науки.
‚ Остается пожелать, чтобы люди, зани-
мающиеся исследованием и анализом
прошлого, не оставались глухими к этому
призыву и чтобы они исполнили свой долг,

Опи обратили ‘внимание на начало дела,

винова как-нибудь прекратить военный   РИ

` ЗА РУБЕЖОМ

НА ФРОНТАХ
В ИСПАНИИ

(По сообщениям ТАСС)

В официальной сводке испанского мини-
стерства. обороны сообщается, что 30 де-
кабря войска мятежников и итальянских
интервентов продолжали наступление на
восточном фронте в секторе Трэмп’Балатер,
& также в секторе Нажней Сегре, Ожесто-
ченные бои в этих секторах продолжаются.
ИЧтальянским дивизиям удалось при под-
держке танков, авиации и артиллерии про-
двинуться до окрестностей Торме (в юг0-
востоку от Фериды). Атаки фашистов в
других направлениях были ревпубликан-
скими войсками энергично отражены,

Энергично действовала республиканская
авиация, которая бомбардировала пи обстре-
ливала из пулеметов скопления войск вра-
та-и пункты сосредоточения ero вооруже-
ний. Во время воздушного боя, происходив-
шего рано утром 30 декабря, республикан-
цы сбили несколько итальянских и гер-
манских самолетов. На одном из сбитых
самолетов был найден труп’ итальянского
пилота из 24-Й эскадрильи, 16-й группы,
которой командует итальянский полковник
Тассари.

Во время другого воздушного боя, про-
исходившего днем в 16 часов 55 минут,
республиканцы потеряли 1 самолет-истре-
битель, пилот которого спасся на пара-
шюте.

На ‘центральном фронте фашистская ар-
тиллерия в ночь на 30 декабря ожесточен-
но бомбардировала центральные кварталы
Мадрида. er

к *

БАРСЕЛОНА, 30’ декабря. (ТАСС). Coz-
дат мятежных войск — испанец, взятый в
плен на фронте Нижней Сегре, заявил, что
первую атаку в этом районе начала италь-
янекая дивизия «Титторио».

Итальянское командование, узнав, что
оно имеет перед, собой республиканские ча-
стя Листера, поспешно. бросило в атаку на-
варрекие части, так как одно упоминание
имени Тистера вызывает панику в рядах
итальянцев,

—_

МУЖЕСТВО
РЕСПУБЛИКАНСКИХ
БОЙЦОВ
БАРСЕЛОНА, 30 декабря. (ТАСС). Пред-
седатель совета министров республиканской
Испании обратился © письмом к солдату
Ангину Васкес, отличившемуся в борьбе с
неприятельскими танками. Васкес, дей-
ствуя в одиночку, уничтожил фашистский

танк.

Председатель совета министров, позд]
ляя героя с награждением его медалью
храбрость», пишет: «Героические бойне»
вашей бригады, как и все бойцы армии
ро и Восточной армии, показывают врёг”,
что тонны итальянских и германских ‹
рядов ничего не могут сделать, когда
противостоит вооруженный народ, sali
ющий свою независимость в деревнях,
заводах, в лабораториях и в окопах»,

Тазета «Френте рохо» сообщает, 1
боях на восточном фронте один италь
ский танк был уничтожен республиканс
унтер-офицером Мариасом Альварее, a 1!
гой — тремя солдатами: ЦШикола, Санче!
Винет.

—о—-

ИЗБИЕНИЕ  ГЕББЕЛЬСА

НЬЮ-ЙОРК, 31 декабря. (ТАСС). Азе-
риканские газеты в качестве сенсации
публикуют сообщения из Лондона o том,
что министр фаптистской Германии Геб-
бельс был тяжело избит и ранен, как
утверждают, в связи с частным ‘вканда-
лом.

—O—

ВОЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ
В КИТАЕ

{По сообщениям ТАСС)

В Центральный Китай продолжают при-
бывать новые японские подкрепления.

Северо-запалнее Ханьюу 28 декабря
японский кавалерийский отряд в несколь-
ко сот человек атаковал китайские пози-
ции в районе Суйчжоу. После ожесточен-
ного 8-часового боя японский отряд был
вынужден отступить с большими потеря-
МИ. Е

Китайские партизаны на-лнях внезапно
напали на японскую автоколонну в рай-
оне Ванцзяпу (юго-западнее Жуйчана).
Большая часть японских. автомашин уни-
чтожена. Японцы потеряли более 100 че-
ловек убитыми и ранеными. Партизаны
захватили несколько пулеметов и около
ста винтовок. .

В Южном Китае 24 декабря китайеки-
ми частями вновь очищен от противника
город Цунхуа (в 45 кам. северо-восточ-
нее Кантона). Юго-восточнее Цунхуа ки-
тайские части атаковали две японские
колонны. Японцы ‘понесли большив’ поте

В Северном Китае в юго-западной части
провинции Шаньси продолжаются большие
бои в районе Линьфыня. Витайскими ча-
стями занят пункт Хуалочжень (в 30 кли.
северо-западнее Линьфыня).  Anonnu
28 декабря захватили Пусянь (в 45 клм,
северо-западнее Линьфыня). ^

ОБМЕН ТЕЛЕГРАММАМИ МЕЖ ДУ
тов, ЛИТВИНОВЫМ и МИНИСТРОМ
ИНОСТРАННЫХ ДЕЙ РУМЫНИН

Новый Министр Иностранных. дел в
Румынии г. Гафенко направил Наркому
Икостранных Дел тов. Фитвинову теле-
грамму, в которой указывает, что в момент,
когда он принимает на себя руководство
Министерством Иностранных Дел Румышии,
он считает нужным подчеркнуть 0806 жи
вое стремление содействовать поддержанию
и развитию добрососедеких отношений медж-
ДУ обеими странами.

В ответной телеграмме тов. Литвинов,
выразив благодарность за любезное coob-
щение г. Гафенко, указал, что он разделяет
стремление к развитию добрососедских от-
ношений между СОСР и Румынией. (ТАСС)