‚. ТОЛКуЮТ

‚ воводства к действию в жизни,

rs —— > а а я ы —— SR AMEE tot NT,
SSA AE a IT HE aT TT TE PE BNR eT TO a ei a СИНЕЕ ТИТ

Sic

I. Об овладении марксистско-ленинской
теорией

Товарищи, у нас сейчас много говорят 0б
изучении революционной теории марксизма-
ленинизма, 06 изучении истории больше-

’вистокой партии. Главное тут — усвоить
самое существо этой теории, научиться
пользоваться ею на практике и воспринять
опыт революционной борьбы нашей  пар-
тии. Читая «Краткий курс истории
ВЕП(б)», я восхищалея глубиной содержа-
ния, четкостью мысли и простотой изло-
жения, но сейчас вспомнить текстуально
не могу, не запомнил. Однако дело тут
Не только в запоминании, &, главное, в по-
чнимании. Марксистеко-ленинокая теория
не символ веры, не собрание догматов, а
руководство к действию. Когда’ некоторые
0б. овладении  маркеизмом-
ленинизмом, то говорят: «работа углублен-
ная», «06060 углубленная» и т. д. Но надо
понять YTO главное в  марксизме-
ленинизме — это не буква, а его сущ-
ность, революционный дух.’ Что значит,
когда  товорят: «охватить  марксизм-
ленинизм полностью»? Как это понимать?
Понимать ли это, как текстуальное заучи-
вание всей премудрости  марксизма-
ленинизма в виде готовых уже выводов и
формул? Или понимать это, как овладение
существом марксизма-ленинизма и как уме-
ние применять эту “теорию в качестве ру-
в своей
общественно-политической и личной жиз-
ни? Второе будет вернее, правильнее, важ-
нее, оно — основное в . марксизме-
ленинизме. И когда говорят «овладеть мар-

ксизмом-ленинизмом», 10 это значит  на-
учиться видеть его в динамике.
Заучить марксизм-ленинизм более или

менее можно каждому, & вот усвоить его
сущность и научиться его применять это
труднее. -Мы знаем многих старых рабочих,
которые участвовали в политической борь-
бе. Разве они изучали марксизм-ленинизм
столько, сколько вы? Они ведь не имели
«Краткого курса истории ВКП(б)». Очень
мало им довелось систематически изучать
эту теорию. Может быть, десяток револю-
ционных книг прочли, и все. А вот в своей
практике они довольно правильно приме-
няли маркоизм-ленинизм, Под знаменем
этой теории шли и теперь идут миллионы
людей. И многие рабочие правильно подхо-
дили к общественным явлениям, к полити-
ческой жизни, они правильно схватывали
марксистеко-ленинскую линию в решении
того или иного вопроса. Это потому, что
они поняли, схватили революционное суще-
ство марксистско-ленинской теории.
Изучение марксизма-ленинизма нужно
не ради самого изучения, не для проформы.

Мы изучаем марксизм-ленинизм не для
того, чтобы знать его формально, как
раньше изучали катехизис. Мы изучаем

марксизм-ленинизм, как метод, как инстру-
мент, при помощи которого мы правильно
определяем наше политическое, обществен-
ное и личное поведение. Мы считаем,” что
это — самое могущественное орудие чело-
века в его практической жизни,

“Теперь у нас стоит вопрос, как научить-
ся более правильно применять марксизу-
ленинизм в практическом. деле? Прежде
всего нахо, хотя бы в общих чертах, знать
теоретические основы маркеизма-лениниз-
ма, хотя бы в общих чертах знать историю
коммунистической партии. Когда изучаешь
историю партии, надо смотреть, как при
таких-то и таких-то ‘обстоятельствах ре-
шали большевики такой-то практический
вопрос? Почему они этот вопрос так
решали, а не иначе, из чего они
исходили? Почему, например, мы бойкоти-
ровали Булыгинскую Думу, из чего мы ис-
ходили? Почему потом, при менее благо-
приятных политических обстоятельствах,
мы выбирали Ро П, Ш и [У Государствен-
ную Думу? Почему? При анализе. всех та-
ких вопросов (а таких вопросов в истории
было много, ибо борьбы было много) это

‚служит как бы образцом применения марк-

систско-ленинекого метода, подхода к pe-
шению других. вопросов, в другой, новой
политической обстановке, к решению во-
проов. в современных условиях. Разумеет-
ся, ‘нало при этом принимать во внимание
все изменения, которые произошли, все
новые условил. Ноэтому самое главное при
изучении марксизма-ленинизма — это про-
верать себя в подходе к решению тех во-
просов, которые сегодня, сейчае стоят на
очереди в разных областях жизни. Иногда
даже чисто бытовой вопрос может превра-
титься в общественно-политический. В жиз-
ни каждый день происходат бесконечное
количество разных бытовых случаев. Найти
правильное решение в этих случаях и
правильно понять, как отнестись к ним
€ точки зрения марксизма, — вот тут
маркеист проверяется.

Ведь марксизм-ленинизм — это ключ,
который дает возможность решить тот или
другой вопрос. Он только дает возможность,
& не решает, лает возможность более пра-
Вильно подойти к решению вопросов. Но
это — не готовый рецепт на все случая
жизни. В решении, в подходе к решению
пасущных вопросов и сказываетея, где на-
стоящий большевик-маркеист, а где начет-
чик и буквоед.

Бывают люди, которые действительно
владеют марксизмом-ленинизмом и умеют
применять эту теорию в решении практи-
ческих вопросов. Но бывают люди, которые
набиты учеными текстами, как мешок
картофелем, а практически применить эти
знания не могут. Такие люди все могут
рассказать на зубок и лекцию прочтут. А
вот если скажешь, что у вас в школе елу-
чился такой-то казус—ну, например, отец
выдрал своего сына, который учится в

` этой школе, и спросишь, как подойти

правильно с общественной стозоны к этому
конкретному случаю, то такие люди запу-
таютея, как в трех соснах. Если же они
и внесут какое-пибудь предложение, то оно
окажется оппортунистичееким, оно совсем
не будет соответствовать духу марксизма-
ленинизма, хотя они и приведут при этом
торох цитат. Оппортунизм не веегда выра-
жается только в прямом отригании мар-
ксизма-ленинизма. Иногда он проявляется

© og beep te a we ==

КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА

еее

i.

A

M. 1

rT a ee oe

=

Pera ee ee ЕТ.х КЗ

СОЗВАННОМ РЕДАКЦИЕЙ «УЧИТЕЛЬСКОЙ ГАЗЕТЫ»
28 декабря 1938 1.

у

в буквоедстве, в догматическом подходе к
этой теории. г

Вот решение практических вопросов на
основе действительного усвоения сущности
марксизма-ленинизма и есть школа больше-
BH3Ma.

Изучение текста — это только изуче-
ние, текста. И как школа для ребят еще
не есть вся сама жизнь, а есть’ только
школа, так и‘изучение маркоизма-лениниз-
ма В учебных заведениях, разных кружвах
и семинарах, самостоятельное изучение и
т. Л. — все э10 только изучение. Человек
при этом изучении только книжно познает
марксизм-ленинизм. А вот когда он окунет-
ся в политическую жизнь, в общественную
деятельность, `когла он будет применять
этот. метод, и применять сознательно,
тогда — другое дело. В практическом ре-
шении вопробов жизни, с которыми прихо-
дитя сталкиваться ежедневно, тут именно
и сказывается маркеизм-ленинизм, тут и
получается  тлавная школа  марксизма-
ленинизма, тут и проявляется настоящий
марксист-ленинец. / as

Главная школа заключается не в том
что в семинаре позанималея или лекцию
прослушал. Это только пособия. .

Как для инженера-технолога работа на

заводе является практическим применением  ,

его технолотичесвих знаний и накоплени-
ем опыта, ‘как для учителя непосредствен-
ная работа в школе. является практиче-
ским применением его педагогических зна-
ний, так и маркеизм-ленинизм ееть живое,

органическое елинство теории с практикой.
Итак, вы ‘поняли теперь, о чем я тол-

кую все время. Я хочу сделать ясной ту
мыель, что для овладения марксизмом-
ленинизмом совсем недостаточно заучить
формулы и выволы этой теории, для этого
недостаточно усвоить и ве сущность. Что-
бы действительно овладеть ’ маркеизмом-
ленинизмом, для этого надо еще научиться’
пользоваться этой теорией при решении
практических вопросов, & если итти даль-
ше, то и уметь обогащать эту теорию на-
вопленным опьггом. обобщать опыт, т. е.
уметь развивать ее и двигать вперед. Вот
это и есть самое трудное. =

«Краткий курс истории ВЮН(б)» © внеш-
ней стороны написан очень популярно, но
он требует очень большюй работы от. чита-
теля. Там даны вое новы  марксизма-
ленинизма в самой сжалой форме. Читая,
надо думаль над каждой строкой. Не. за-
‘учивать, & продумывать. Фечь идет о
том, чтобы научиться. применять, маресизу
на практике, и этому надо учиться. А как.
учиться? — Учиться на исторических Up.
мерах, притом во взаимном общении и 0б-
мене мнениями. <. ^ ne Ls

Bor здесь товориси, что’ хорошо было бы
иметь кружки. Я вполне понимаю это
стремление. Это до известной степени пра-
вильно, что кружок все-таки Jacl Bos-
можность обмена мнениями. Но кто вам
сказал, что сейчас вы не можете собирать
кружки? Откуда вы это взяли? Прочтите
постановление ЦК партии от 14 ноября
1938 г. Там осуждается кружок, как при-
нудительная система изучения марксизма-
ленинизма, которая раньше была возведена
в основную форму обучения наших кадров
большевизиу, и как практическое. выраже-
ние погони 3% количеством в ущерб
качеству пропаганды. Здесь товарищ` гово-
рила, что у них семь человек учителей
самостоятельно занимаются. Кто вам меша-
ет сказать: «Через неделю я сделаю доклад
по такому-то вопросу, кто желает собрать-
ся и обсуждать, пусть приходит». Разве
кто мешает?

Ё каждому явлению жизни надо подхо-
дить конкретно, если ты  маркеист.
И, разумеется, при’ таком обсуждении ме-
жду собой можно лучше разобраться в
вопросе. Когда вы прочитали, вы только
одну сторону взяли, три стороны взяли, а
четвертую не взяли.. Наконен, взяли все
четыре стороны. Между тем оказалось, что
это не квадрат, а куб, где шесть сторон:
Так что при обсуждений с другими мыель
отшлифовывается и обогащается.

Вы говорите, ‘что дискусени ‘нужны.
Кто же вам мешает? ‘Собрались пять--
десять человек. Ведь пять человек могут.
основательно поспорить между собою. Ёто
вам мешает? А если вы еще будете ; пн-
вать доклады, то я должен‘ прямо ‘ека-
зать,—в пять раз’ большие изучиию BOMpIC,
чем вы лекцию прослушаете. ‘Ведь чтобы
доклад писать, для этого надо каждое сло-
во. каждую мысль продумать. Доклад wa-
сать — надо и туда в источник заглянуть
и сюда. При писании доклада куда бель-
ше проработаете вопросов, чем ебли только,
прослушать лекцию. Восприятие на лек-
ЦИИ от многого зависит -—— какой лектор и
какое ‘У вас настроение. Может быть во
время лекции проговорили © соседом. Вы
сами знаете, что в лекиии нередко — три
четверти вода. а олиз четверть — п0дез-
ные сведения. (Смех). Мы, в сожалению,
не умеем как следует выжимать воду.
Правда, ее надо выжимать. Но все же пол-
ностью ее не выжмешь, Не подумайте, что
я против лекций. Само собой понятно, что
лекции очень важный вид обучения. Я
лишь толкаю вас на самостоятельную  ра-
боту, а эта работа заставит вас посещать
лекции и ‘внимательно их слушать.

Как относиться к кружковой “работе?
Видите ли, кружок имеет какой-то пру-
вкус. ограниченности. ‘Самое название
«кружок» — признак ограниченности. 0т-
меняется ‘ли тем самым коллективное 00-`
суждение? — Нет. не отменяется и ке

опорочиваетея. Коллективное обсуждение
TOO сочетаться с самостоятельным
изучением, которое является осповным

методом. Дома подготовься, на кружке. на
собранкл сделай доклад, а по докладу
разверни прения. Не искусственные пре-
пия разверни, а чтобы каждый высказал
свое действительное мнение по поставлен-
HOMY вопросу, чтобы не боятиеь товорить
то, что думают. Если в этом докладе бу-
дет хоть капелька собственного мнения, я

`систеки, по-лениноки, по-сталински.

не сомневаюсь, что у вас будут горячие
прения. Эти прения, хотя бы © Пушетече,

были бы великолепным уроком марксизма-

ленинизиа.

Когда говорят 0б изучении марксизма-
ленинизма, то нередко думают, будто долж-
ны только одни марксистекие книги чи-
тать-— Маркса, Энгельса, Ленина, Оталина.
На самом деле — не только. Но задача в

том, чтобы всякую книгу читать oe
ка-
жем, читают. Чернышевского; его можно
читать, по-разному: Передовой читатель  ше-
стидесятых— семидесятых годов. читал его
по-своему, либеральный читатель тех вре-
мен читал вто по-своему, а мы, как марк-
систы-ленинцы, читаем его по-своему. На-
ше. понимание булет другим; Когда делаешь
доклад о работе Чернышевского, когда раз-
бираешь Чернышевокого, когда разверты-
ваются ‘прения’и взаимная шлифовка мые-
дей, тогда будешь лучше усваивать марк-
сизм-ленинизм. В. спорах. надо товорить
своими словами, евойм ‘языком. Должен
быть у вас свой язык). я это знаю. Надо,
чтобы люди спорили, и неё искусственно, а
по существу, т.е. так, чтобы дело дохо-
дило если не до «драки», 10 хотя бы до
серьезной, до жаркой перепалки. Вот как
надо ставить вопрос. Тогда люди будут
ходить на кружки и заниматься. Познание

_ Ш. Главная задача учителя—воснитание
  нового человека—гражданина
социалистического общества

\

Может быть вчера тут говорилось; & ве-
годня вот никто не ‘сказал, ‘как у вас ре-
бята, как с ними идет работа, какие от-
ношения с ребятами? Тут товарищ мимо-
ходом говорил: «Установлены дежурства
в рабочих. общежитиях. Дежурные следят,
чтобы поведение ребят не слишком нару-
mato порядок». Так, да? (С. места: Да).

Раззе вы хотите, чтобы, ребенок был
срехним обывателем, человеком ‘лет 45-ти
с немного испорченным желудком? (Смех).
Или ` хотите; чтобы ребенок был точным
подобием вам — взрослым  людям? У ре-
Oat ведь слишком. много, инициативы.
Если бы я был учителем и если бы ребята
где и созорничали, но тах, что при этом
была бы видна храбрость, то я бы эту
храбрость как-то поошрил, а 3a. самое
озорство пожурил их немного и тем бы
ограничилея. Конечно, надо различать:
есть озорство и озоретво.

Если бы меня спросили, что самое
главное требуется в настоящий момент от
учителя, то я бы сказал: растить нового
человека. (Мы это часто товорим и тут я
нового’ ничего не говорю). У нас создается
новый человек социалистичесиего обще-
тва. Этому нзвему человеку надо’ приви-
вать самые лучшие человеческие качества.
Ведь и новый социалистический. человек,
он не будет человеком, у которого отсут-
ствуют человеческие чувства. _ Человек
есть человек. Из этого надо исходить.

Какие же человеческие качества нало
прививать? Это, во-первых, любовь, лю-

бовь к своему народу, любовь к трудя-

щимся массам. Yenopex ‘должен любить
людей. Если он модей будет любить, то
ему будет жить лучше, веселее будет
жизль, ибо никто не живет так ху в
мире, как мизантроп — человеконенавист-
ник. Он сам хуже всех живет,
Во-вторых — честность. Приучить‘ ре-
бят к честности. Этом учитель должен,
10-моему, добиваться последовательно все-
ми педагогическими приемами, какие толь-
ко возможны. Не врать, не обманывать, а
вести себя честно.
В-третьих —— храбрость.
ский человек — человек труда-— он. хо-

чет завоевать мир, и не только мир, су-1рил выше. Ребята, любят ломать, коверкать.

думаю, наверняка сумею празильнее,

Социалистиче-

марксизма-ленинизма лучше всего дается
именно при таком методе изучения. .
Я: думаю, что тексты вы лучше моего
знаете, я уверен в этом. Если бы я стал
вместе © вами сдавать зачет, то провалился
бы по части текстов, безусловно провалил-
ся. А мзрксистски подойти к ит t

вы, скорез найду линию подхода, потому

что длительный опыт, практика, обогащен-
ная теоретическими опорами, — все это
обострило мои чувства. Я чувствую
фальшь, когда даетея неверная формули-
ревка. Таким образом у меня появилось
новое чувство, которое выработалось в тео-
ретичееских стюрах ‘и. переналках, которое
приучило меня к внимательности. Поэтому

ея обсуждений не следует, ‘& нужно
приучить к ним людей. Только таким спо-
с0бом будут отшлифовываться ваша мысль
и ваш язык. Когда вы будете знать, что по
каждому неверному выводу и по каждой
неправильной формулировке с вами будут
спорить, тогда вы станете внимательнее
искать правильные решения.

Поэтому, если вы хотите понять мар-
ксизм-ленинизм и овладеть этой теорией,
109 доклады, рефермлы и споры на
основе самостоятельных занятий принесут
вам огромную пользу. Самостоятельное
изучение есть основной метод. овладения
марксизуом-ленинизуом,

ществующий на земном шаре, но и вее-
ленную раздвинуть разумом человека.

В-четеертых — тозарищеская  спайка.
Надо, чтобы товарищеская спайка была.
Она нужна хотя бы потому, ато мы нахо-
зимся в капиталистическом окружении, по-
тому что идет систематичеекая травля на-
шего Союза и каждый буржуа с вожделе-
нием ждет удобного момента, чтобы pas-
давить Советский Союз. Конечно, они не
дождутся такого момента, но это значит,
что Советский Союз. только стальной‘ ете-
ной может быть защищен. ООСР будет
еще сильнее, если у советских. людей то-
варищеская спайка с малолетства будет
восцитываться, — действительная,  вреп-
кая товарищеская спайка 6 школьного
возраста. Тогда, если придет человек в
Врасную Армию или попадет на фронт, ему
легче будет включиться в боевую спайку.
Он придет уже спаянный любовью к ©0-
циалистической родине.

В-пятых — это надо любить труд. Не
только любить, но и честно относиться H
труду, твердо при этом памятуя, что если
человек живет, питается и He работает,
то это значит, что ен поедает чужой труд,
Нет 0с0б0й нужды это перед вами разви-
вать. Это перед учениками следует разви-
вать. 0 труде надо 0060 поднять вопрос.
Мы часто говорим: «Труд есть дело чее-
ти». Вождь бросил лозунг «труд есть де-
ло чести», и если вы ‘будете только повто-
рять, что «труд есть дело чести», то 810-
го будет мало. Не в этом выполнение воли
вождя, воли партии и народа. Нужно,
чтобы ребята видели конкретно, что дей-
ствительно труд есть дело чести. Ребенка
не обманеть. Если чуть-чуть фальшь, то он
уже не будет верить.

Можно продолжить перечень качеств но-
вого человека, но я ограничусь только
этими. 970 — качества марксиста-ленинца.
Но таковы требования и к каждому чест-
ному, здравомыелящему человеку. В том-то
и ценность нашей теории, что она требует
то, что требуется для честного, здраво-
мыслящего человека.

_ Либцуилина это сам собой — она вы-
текает из тех качеств, о которых я гово-

чтобы 9т0 имело непосредственное, тесное

ло, чтобы доклад задевал людей. Тогда,

Мы сами были такими. Слазить
сад — это было удовольствием:
ное яблоко казалоеь слаще, чем
купленное. Но все-таки надо

чтобы люди хранили ценности,

рое. мы являемся строителями нового.

Я думаю, что учителем надо родиться,
а не только сделаться, чтобы быть дей-
ствительно Учителем. В работе учителя
много трудностей и велика ответственность
учителя. Коцечно, преподавание соответ-
ствующей дисциплины-—это основная ра-
бота, но помимо всего учителя копируют
ученики. Вот почему мировоззрение учи-
теля, его поведение, его жизнь, его под-
ход к каждому явлению,—так или иначе
влилют на всех учеников. Это часто незаг

метно. Но’ этого мало. Можно смело ска-

зать, что если учитель очень авторитетен,

то У некоторых людей на всю жизнь
остаются следы влилния этого учителя.

Вот почему и важно, чтобы учитель смо-

трел за собой, чтобы он чувствовал, что
его поведение и его действия находятея
под сильнейшим контролем, под каким

не находится ни один человек в мире. Де-

сятки детских глаз емотрят Ha него, и нет
ничего более внимательного, более зоркого,
более восприимчивого в отношении разных

нюансов психической жизни человека, ни-
кто Tak He уловит все тонкоети, как дет-

ский глаз. Это нужно помнить.

Я боюсь только, что натолкну вас на
мысль, что вы должны неестественно дер-
жаться. Это тоже нехорошо, это было бы

ИСИ

в чужой
ворован-
свое или
товорить,
берегли.
Нужно не только ломать, но м созидать —
a epee суть. Мы не только ломаем стал

5 января 1939 г, № 4 (4187)
RET eee ee Ty

[HA

eer

НА СОВЕЩАНИИ ` УЧИТЕЛЕЙ-ОТЛИЧНИКОВ ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ШКОЛ,

совершенно неправильно. Учителю необ.
дима естественность и ‘честность в разр.
  пении всех вопросов, в особенности в раз:
  решении различных детских дел, в ponpy
  сах о наказаниях и т. д. Предположл,
  мальчик разбил стекло или обидел дозу.
ку, или девочка — мальчика. Тут пуд

исходить не только из самого факта, паз
такового, но учитывать, как подействуе
на детскую психологию то’ или иное реше
ние этого вопроса. Это нужно безусловнь,
Все-таки у ребят есть свой «юридический
кодекс». Предположим, что ребята nom,
лись, одному нос разбили, & пом эт
  пострадавший пошел и наябедиичал. Jaye
 нейтральный мальчик его’ зай это осудит и
бкажет: «Ты фискал — драться хочешь, g
потом жаловаться niger!»

Главное—это быть честными г ребята-
IMM, следить за собой, воспитывать уз на” +
 ших ребят действительно хороших, 1х
‘ ствительно социалистических гразза—
честных, храбрых, © развитым тозарище-
ским чувством, дисциплинирозанных в
пределах ребячьей психологии и ребячьих

ыы

возможностей.

И, наконец, товарищи, надо, чтобы у
детей на долгие годы остались яркие впе-
чатления, самые лучшие впечатления п
воепоминания 0 школе. Если вы добъетось,
что ваши ученики будут всю жизнь yy.
нить воспоминания о годах учения, каб
о прекрасных годах, — это уже хороший
признак.

Bor то главное, как мне кажется, чу
требуется от учителя.

Ш. Нести евои знания в народные массы,
повседневно участвовать в общественной

жизни—долг каждого учителя

` Теперь остановлюсь на вопросах обще-

ственной жизни. Тут важно, чтобы учи-
тель близко подходил к людям, к, деиетви-

тельности, научилея бы разбираться и в

местной обстановке. Разумеется, было бы
идеально,
другие наши кадры ‘интеллитенции пол-

если бы все наши учителя и

ностью овладели марксизмом-лелнинизаюл.
Но будет неплохо, если они будут знать
даже хотя бы общие основы этой теории.
Это уже неплохо — и‘ для коммунистов и
для бесмартийных. & ручаюсь, что некота-
рые беспартийные лучше знают марксизм-
ленинизм, чем партийцы. Правда, их не-

иного. Тут надо научиться по-маркоиетски

подходить к явлениям местной жизни, пра-

Вильно их анализировать. Между Tem,’ B
докладах, которые вы делаете перед насе-
лением и 0 которых вы тут рассказывали,

совершению отсутствует. ‘местная жизнь.

Bor сколько человек, тут ни выступало, ни
‚один не сказал, что ему приходилось вы-
‚ ступать с докладом © местном явлении.

Ведь люди родятся, умирают, женятся,
свадьбы играют. Масса общественных лв-

лений... Разве нечего сказать или нельзя

говорить 0б этом? Разве поводов мало?

Волхозное строительство, развитие хо-
зяйства, все это будит мысль колхозника,
связывает ее с широкими общественными
задачами. Материала для докладов, полных
интереса, более, чем достаточно.

Колхозы выделяют незаурядных деятелей,
и доклады о таких людях, да еще с выво-
дами, с показом их положительных и от-
рицательных сторон, несомненно, вызовут
горячие прения. При здоровом обсуждении
таких докладов растет общественное лицо
колхозника, подымается уважение к кол-
хозному труду.

Рядом в колхозе урожай 10— 12—15
центнеров с гектара, а У вас в колхозе
5—6. Почему у вас был слабый урожай?
Вот вам и тема, доклала.

Одним словом; когда вы входите в кре-
стьянскую жизнь, когда хотите работать
с населением, то все-таки ‘делайте так,

соприкосновение с жизнью, чтобы задева-
безусловтю, народ пойлет на ваши докла-

ды. Само 60бою понятно, что обществен-
ные и политические события в жизни на-

шей страны и всего мира всегда дают ма-

териала более, чем достаточно.

Наконец, надо, чтобы доклады свободно
обсуждались и чтобы люди тернимее от-
носились к форме выступлений. Глазное в
том, чтобы была попята основная мысль.
доклада и чтобы о ней участники прений
высказывали свое мнение, не стесляясь
формой изложения, ‘твердо памятуя, что
форма речи дело наживное. Важно, чтобы
была своя мысль.

Необходимо в общественной жизни учи-
теля, чтобы всюду, Te он может, где
спрашивают его мнение, чтобы голое свой
он подавал честно. Надо, чтобы у кре-

стьян было уважение к учителю, не Wi
ко как в учителю, но и как в челове,
Имейте ввиду, что’это — политический в-
прое. Это -—— глубоко политический вопрос,
Если хотите, чтобы  учительство заняло
соответствующее ему положение, то прозо-
дите такую линию, чтобы учитель был
беспристрастным, не боялся высказать
свою точку зрения по тому или иному
вопросу. Прх решении крестьянских во-
просов, разумеется, учитель может помочь,
поскольку он гражданин данной местности,
поскольку оп участвует во всей ее эконо-
мической и политической жизни.

Главным же образом учитель может п-
мочь крестьянину в культурной области.

Понятие о культуре очень широко — от
умывания лица, до последних вывот чело-
веческой мысли, И, представьте, здесь 69-
лее, чем где-либо, легко соскользнуть на
обывательщину. Чистота рук, опрятность
в одежде, необходимый комфорт в кварти-
ре ит. п. — все это признаки культур-
ности населения. Общественные: ‘собрания,
драмкружки, вечера с танцами и т. х-—
  признаки общественной культуры. Комуу-
нисты в них участвуют, страведливо рас-
 ематривая их, как факторы культурном
развития. Но все это может превратитья
и в обывательское времяпрепровождение,
И вот, чтобы видеть водораздел между обы-
вательщиной и действительно культурных
развитием, требуется значительная куль-
турноеть и политическое чутье. Мархенст
ца ти достижения, емютрит, как на’ срод-
ство, на новую ступеньку для продвиже-
ния вперед. А для обывателя — это сам
  цель, он стремится свое. достижение ста-
 билизировать, он становится рабом далной
обстановки, укрепляя и соответствующую
мораль, усышляя мысль. С этих надо 09-
роться.

Поэтому желательно, чтобы вы при

нее общественно-государственные эдемен-
ты, политику вносили, & то ваша культу-
ра потеряет ориентацию и приобретет хА-
рактер ‘так называемой” «уездной культу-
ры», потеряет связь с общегосударетвен-
вой культурой, в общегосударствентыхи
‚культурными запросами.
Культурное дело, которое вы ведете,
  надо связывать с общесоциалистических
  строительством, чтобы человек не изолиро-
  ваино думал. Обыватель — это человек, от-
  оывчато, изолированно думающий, не сви“
`зывающий себя ни с чем и ни с ке.

Эта работа очень трудная, Ух очень
трудная и тонкая работа в том отношении,
что самому нужно быть культурных. Тут
  5с6е равно, как в музыке. Музыкант фаль-
  шивую ноту уловит в оркестре, & для меня
  целая Фальшивая гамма будет незаметна,
так как я в музыке не понимаю. Когда
чувствуешь фальшивую ноту, нужно @
исправлять:

ГУ. Учитель должен вкладывать в свою речь
живую душу и мысль

Товарищи, я не знаю, как у вас Buepa
шло заседание. Но вот сегодня незаметно
у вас обмена мнениями — все лишь от-
дают отчет о своей работе, некоторые при-
украшивают ее. Разве для того вы здесь
собрались, чтобы каждый сделал более или
менее обыкновенный отчет? А получается
именно так, что одна школа цохожа на
другую и люди тоже похожи один на дру-
гого. А я думал, что вы собрались здесь,
чтобы «подраться». }

Почему вы, когда рассказываете, то
стремитесь говорить готовыми формулами?
Вы же учителя, вы русский язык знаете.
А знаете, что значит говорить готовой фраз
30H? Это значит, что ватта мысль не рабо-
тает, а работает лишь язык. Готовой фра-
30H BE впечатления на людей не произве-
дете. Не произведете, потому что 6 и Gea
вас знают. Вы опасаетесь, что если по-
своему скажете, это будет неё столь кра-
сиво. Ошибаетесь. Она лучше будет слу-
шаться, 65 доходчивость больше.

вас в действительной жизни-—большая
связь с крестьянством, с населением. Но
котда вы рассказываете 0 ней, то эта

связь выглядит, ках какая-то’ «техническая»
связь: столько-то собраний  устронли,
отолько-то бесед провели. Как буд вы не
© жизни говорите, & 0 «технике» сноше-
нии между крестьянством ‘и учительством,

ведь вы не только на собраниях и №
время бесед ветречаетесь с людьми. Нах
говорить 0 содержании ваших сношений 6
населением,

Эти сношения имеют и политическую, и
поихологическую, и другие стороны, коз рые
проявляютея в нормальной человеческой
жизни. Но в вашем изложении нет этой
тесной, органической связи. Может быть, я
стал слишком стар ‘и потому не могу 6
уловить? Но ни одного звука я не слы-
шал, в чем у вас трудности, что п где вас
мет. Вы только повторяете готовые фта-
зы. Это формализирует речь. Каждый л0л-
жен стремиться говорить своим языком, язы:

ком, какой ему мать дала. Самый лучший
язык — материнский язык, поверьте моей
совести. Мы говорим: учитель, учитель,

ии а от наити и я ниве зав нннаыы

(Окончание см. на 3-й стр.)

\

*

проведении культурной работы вносили в <