ПОВЫСИ

Tbh РОЛЬ

МАСТЕРА

Большую роль в ‘укреплении труловой
дисциплины и наведении большевистского
порядка на производстве должен сыграть
мастер. Между тем за последнее время’ на
Уоковском автозаводе имени товарища
Сталина мастер по сути дела устранен от
руководства своим пролетом, Он имеет
очень мно обязанностей, HO никаких
прав. Мастера никогда не привлекают к
составлениюх производственных планов. Ему
дают готовый плап, не считаясь © его за-
мечалиями. Начальники цехов не собирают
совещаний мастеров по вопровам ортаниза-
ции техвологического процесса и обмена
опымюм работы. Начальник цеха вызывает
мастера только «для накачки».

— Почему плохо следишь 3a доставкой
деталей?—<урово вопрошает начальник це-
ха, и этим ограничивается все «руковол-
ство».

Деловой помощи от руководителей цеха
мастер не получает.

Летом прошлого тола в пролете «Ша-
тун» в механосборочном цехе № 3 не
ладилась обработка деталей. Начальник or-

деления тов. Медведев, не разобравигись в

существе дела, снял с работы мастера Го-
лубева. На место Голубева вылвинули мо-
лолого налалчика Конькова. У Конькова на
первых порах дело пошло не лучше. чем
у Голубева, Конькова тоже сняли с рабо-
TH. Затем был назначен и снят еще олин
мастер. Но и aro не помогло. Пришлось
снова вернуть в пролет старого опытного
мастера Голубева. Только тогла ему начали
помогать, и работа в пролете наладилась.

Мастер должен руководить технологиче-
евим. процессом на своем участке. Он о0т-
вечает за количественные и качественные
показатели. Ои обучает рабочих, воспиты-
вает стахановпев. Но у нас мастер боль-
шую часть своего времени тратит на вы-
полнение несвойственных ему функций.
Взять в примеру Арсения Арсеньевнча
Некрасова — старого, опытного мастера
из пролета «Поршень». Он был моим учите-
лем, воспитал не один десяток стахавов-
цев и мастеров. А чем сейчас занимается

Некрасов? Он бегает по заводу, разыски-:

вает инструмент, детали и т. п. Его зар-
плата не превышала 475 рублей, а рабо-
чие пролета зарабатывали 600—700 руб-

лей. Система премиальных у нас на заволе
Такова, что мастер, как бы хорошо он ни
работал, премии не получит:

Хочу сказать о роли мастера в укреп-
лении производственной дисциплины. Был
У нас в пролете наладчик Селезнев. Он
людырничал, систематически опаздыгал на
работу. Очень плохо налаживал станки.
Назюжить административное взыскание еа-
ма я не могла, не имела права. Говорила
© Селезневым не pas. He помогало. Тогла
обратилась в начальнику отлеления тов.
Медведеву, просила его обуздать дезоргани-
затора. Но Медведев ничего ме сделал.
Селезнев продолжал безнаказанно разлагать
дисциплину и посмеиваться над мастером.
Разве это порядок?

Весной 1938 года начальник отделения
прислал ко мне в пролет новую работни-
цу М. Проработала она несколько дней, ви-
жу— не справляется с делом, а между тем
начальник отделения Медведев установил
ей четвертый разряд, как квалифицирован-
ной станочнице. Пошла я к нему и заяви-
ла, что разряд установлен неправильно. Но,
как обычно, начальник отделения не поже-
лал прислушаться к мнению мастера.

Если мастер хочет поошрать хорошего
рабочего или наладчика, повысить его в
разряде, то, сколько бы он ни добивался,
ничего не выйдет. Работает в моем пролете
наледчица тов. Щуренкова. Она очень опыт-
ная и старательная работница. Просила, по-
высить ей разряд. Начальник цеха отказал.
Я считаю, что мастер может и должен оце-
нивать труд и квалификацию рабочего. Он
постоянно сталкивается с ним, знает его
лучше, чем начальник цеха. Нужно дать
мастеру право поошрять рабочего.

Сейчас, когда решительно поставлен во-
прос © наведения большевистского порялка
на фабриках и заводах, мастер должен
стать центральной фигурой на производ-
стве. Надо дать ему больше прав. Обязан-
ностей без прав. как известно. не бывает.
Мастер должен стать полновластным руко-

водителем участка.

3. ФЕДОРОВА,
комсомолка, депутат Верховного
Совета РСФСР, старший мастер
пролета {Мосновского автозавода
им. Сталина.

ЛУЧШИЕ
ЛЮДИ
ЗАВОДА

КИЕВ, 8 января. (Наш корр.). Ha заво-
дах «Трапесигнал», машиностроительный,
«Красный экскаватор», имени Петровского,
в укранягкой конторе Цекомбанка и на
других предприятиях и в учреждениях на-
чалось заполнение Труловых книжек.

На маттиностроительном заводе первым
заполняет  Трумвую  клижку депутат
Верховного Совета УССР Анлрей Василь-
евич Дутко Сорок первый год он ра-
батает,.На этом. заводе, Товариту ушко.
есть чем горлиться, есть что вепомнить. Он
начал свою трудовую жизнь учеником еле-
capa, а теперь работает начальником одно-
то из цехов.

Трудовая книжка тов. Душко — свиде-.

тельство его трудолюбия и горячей любви
к делу.

— Все моп награды за труд, Bee Mon
изобретения отражены ‘злесь, — говорит
тов; Дунтко.

Слелующим заполняет Трудовую книжку
товапь-калибровщик. стахавовеп, комсомо-
лец Алексанлр Франко Ему всего 23 года.
C 15 ‘ner ou работает на ‘заводе, здесь по-
лучил и срелнее образование, Тов. Франко
показывает’ образцы диспиплинированности,
по нему разняется молодежь завода. :

Вог тов. Фелоренко, прошелитий на заво-
ле путь от фабзавучнива до инженера —
руководителя одного из крупнейших отле-
лов. Вот разметчик Битный Шляхта, ра-
ботающий па ато» предприятии беспрерыв-
н 46 лет. Вот методой токарь Гриша Ца-
рик—инициатор стахановекого движения на
заволе, инженер Вислов. стахановцы Беляв-
цев, Губа. Все это — лучшие люди завода,
и им предоставлено право первыми запол-
нить своч Трудовые книжки

` п. ФИЛИМОНОВ.

ПОБЕДА НАД

В 1921 году, к концу гражданской вой-
ны, деревню постигло стихийное бедствие.
Засуха упичтожила и без того плохой
урожай в юго-восточных районах. Вскоре
после засухи В. И. Денин отмечал, что
Такое жестокое бедствие может снова -
ститвуть Нас если не в ближайший год,
то в ближайшие годы. «Вот почему, —
писал Ленин, — перед народным хозяйством
стоит основная задача — во что бы TO
Ни стало добиться самого серьезного и
немедленного практического осуществления
улучшения и пох’ема сельского хозяй-
TBA»,

С тех пор прошло почти два десятилетия:
Раздробленное,  нищавшее при царизме
крестьянское хозяйство превращено в мощ-
ное и самое крупное в мире социалистиче-
ское земледелие, которому не страшны
теперь никакие засухи, никакие неожилан-
кости. 06 этом свидетельствует высокий
умжай, полученный в. прошлюм засушли-
BOM голу колхозами, например. Балаков-
ского района Саратовекой области. Несмотря
Ha то, что за все лето в этом районе
не был HH одного дождя. колхозы «Крас-
НЫЙ бореп» и «Красный Октябрь» собрали
по 15 пентяеров ржи с гектара. В колхозе
«Поход» Мустаевского района Чкаловской
области звеньевая тов. Кондратенко собрала
19 58 центнеров проса с гектара. И таких
колхолов немало в Заволжье!

Но засуха ещё не побеждена. Чтобы ee
ололеть. нужна хорошо организованная
борьба, Надо наступать ‘ва засуху всей
мою колхозного строя. ,

Сиетеми мер решительного наетуплелия
на засуху ясно изложена в известном
постановлении Совнарком» ССОР и Цен-
трального Комитета ВКЦ(б) «0 мерах
обеспечения усгойчивого урожая в засуш
левых районах ито- востока СССР». Цартия
й правительство требуют мобилизации
широких масе колхозников, работников МТО
Е 608х0зов н& борьбу з& устойчивый ур0-

Горняки Кузбасса
укрепляют трудовую

дисциплину .

‚ НОВОСИБИРСК, 8 января. (Наш корр.).
Горняки Кузбасса, борясь 3a укрепление
трудовой дисциплины, добились первых
успехов. План угледобычи по всему комби-
кату за первую шестидневку января вы-
полнен на 100 процентов.

1 января из 35 шахт комбината суточное
задание выполнили 18 шахт. В следующие
дни задание начали выполнять 22—93
шахты.

Впереди-—тахта  «Комсофюлец» треста
«Лелинуголь». _ Углелобыча на’ этой‘ шахте
растет с кажлым днем. Шахта ховела вы-
волнение суточного задания ло 120,9 про-
цента. Здесь полностью ликвидированы про-
Гулы.

Злостные прогульщики и дезоргаяизато-
ры встречают решительный OTOP. За пер:
вые 6 дней января по всему комбинату
уволено за прогулы свыше 30 человек. По
тресту «Сталинуголь» уволено 20’ злостных
прогульщиков. Это был самый ‘отстающий
трест в комбинате. Он сейчас борется за
ликвидацию прорыва

Ретпительные меры воздействия. прини-
маемые по отношению к. лезоргачизаторам
производства, послужили наглядным уроком
для всех лодырей и прогульщиков. Сейчас
на шахтах треста «Сталинутоль» невыхолы
на работу резко сократились. Партийные и
комсомольские организапии шахты ведут
маееово-раз`яснительную работу на участ-
ках, в сменах и брагалах.

Многие шахтные комитеты ВЛАСМ. на-
пример, шахт имени Сталина, 3—3-бис,
имени Ворошилова и других. выступили
инициаторами социалистического соревова-
ния за быстрейший под’ем углелобычи,

Горняки Кузбасса отвечают большезист-
скинии делами на постановление партии,
правительства и профеооюзов.

А. НОРНИЛСВ.

АИ

Подготовка к всесоюзной переписи населения. Счетчики 77-го перелисного отдела
гор. Москвы изучают по плану Куйбышевского района участки, где’ они будут

На снимке
и К. ГРЕЦОВА,

проводить перепись.
К. КОЗЛОВ

(слева’ направо):

Е. ПАВЛОВА, Р.`АЛЕЕВ,

: Фото А, ГРИБОВСКОГО (Фотохроника ТАСС).
$ < ®<х® >

17 ЯНВАРЯ-НАЧАЛО ВСЕСОЮЗНОЙ
ПЕРЕПИСИ НАСЕЛЕНИЯ

ДЕКЛАРАЦИИ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ

(От нашего специального’ корреспондента)

Провохив очередного оратора, председа-
тель харьковской городской комиссии о-
действия перепиеи торжественно огласил;

— Слова предоставляется члену нашей
комиссии, представителю горкома комсомо-
ла тов. Дениеову.

Хоропю говорил тов. Денисов! Он под-
черкивал огромное значение предстоящей
переписи, обещал всемерное и полное со-
действие и помошь со стороны всех ком-
сомольских организаций, и в первую o4e-
peas, горкома ЛАСМУ...

Закончив свою речь, тов. Денисов рас-
прощалея с участниками заседания и уда:
лился. Это было давно, месяца три назах.

С тех пор ви Лениеов. ни кто-либо дру-
гой из горкома комсомола на заседаниях
комиссии содействия не. появлялся. Heor-
нократные напомивания горкому о его 0бе-
щаниях и декларациях успехом   не увен-
чались: горком ЛИСМУ остается глух
0 всем сигналам.

Дурные примеры заразительны. 0блюбо-
ванная горкомом полятика «вевмешатель-
ства» в дела переписи охотно восприни-
мается руководителями дайоЕНЫХ KOMCO-
мольских организаций. Так me как и гоэ-
ком; райкомы
налево широковещательные = обещания,
строят грандиозные планы -H Tak me лег-
‘ко и быстро забырают о них. - Pelee

Секретарь Орлжоникилзевского райкома
комсомола тов, Бражник еше в ноябре
поставила на заселаний бюро райкома во-
прое о переписи. Прекозоное решение ‘вы:
несло 01000; развернуть работу. вызвать на
социалистическое соревнование ‘комсомоль-
скую организацию Ираснозаволского‘ фай-
она. созвать специальное совещание сек-
ретарей первичных комитетов и агитато-
DOR...

Bee эти решения. к сожалению; 06127.

лись на бумаге. Дважды тов. Бражник пы-
лалась. созвать совещание и 9% pasa

АГИТБРИГАДЫ
В СЕЛАХ

МУРОМ, 8. января. (Наш корр.); Из кол-
хозов Леватшихинокого сельсовета Myponero-
го района возвратились четыре агитбригалы
машиностроительного завода имени компар-
тии Франции. Бригалы, состоящие из ком-
муниетов, комсомольцев и беспартийного
актива. раз`ясияли колхозникам п колхоз-
ницам значение воесоюзной переписи Hace-
ления. ‘Одновременно бригалы проверяли,
как колхозники готовятся в весенней по-

ЗАСУХОЙ В НАШИХ РУКАХ _

жай, требуют решительного улучшения
агротехнивя, применения глубокой вспаш-
ки, культивации зяби и выполнения воех
сельскохозяйственных работ в сжатые
сроки. Намечено также расширение озимого
клина и посевов пропашного проса, полное
и правильное использование орошаемых зе-
мель, охрана и насаждение лесозащитных
полос и леса. 060б%е внимание уделено так
же снегозадержанию. Именно эти меры да-
дут возможность получать высокие и
устойчивые урожаи при любой погоде.

На совещаниях по ‘борьбе с засухой.
прошедших недавно в Чкалове, Саратове,
Куйбышеве, Сталинграде и Ростове, демон-
стрировалась твердая решимость колхозной
деревни завоевать высокие сталинские
урожаи. Завелующие хатама-лабораториями,
агрономы, научные работники, колхозники,
председатели колхозов, лучшие мастера
сельского хозяйства — стахавювцы pact
сказывали 9 первых результатах сроей
борьбы. своего опыта. Пожалуй, главным
Итогом веех этих совещаний можно считать
ярко выраженное стремление передовых
колхозников не только обороняться от
засухи. но и наступать на нее.

Один из ораторов — председатель кол-
х03а — говорил: «Теперь колхозное земле-
делие взяло власть над землей». Эти слова
пак нельзя лучше характеризуют уверен-
ность стахановлев и всех колхозников в
победоноеном характере борьбы ‘со стихией
безлождья. ,

Ha основе опыта лучших колхозников
совещания разработали и утвердили мно-
гие меры борьбы с засухой применительно
к своей области. Повсеместно. например,
установлены залания по яровизации проса
й пенацы для отдельных  тайопов.
Разспрелелена  полумиллионная ’ площадь
просяных посевов, на которых доляен быть
получен урожай в 15 и более центнеров
с гектара. В Саратовской области площадь
этих высокоурожайных полей должна

составить 80 тысяч. гектаров, в Чкалов-
ской — 126 тысяч гектаров,

В Куйбышевской области разработан
план подкормки озимых посевов на тер-
ритории в 48 тысяч гектаров. Совещание
в Ростовской области установило план,
удобрений для подсолнечника, В некоторых
областях совещанилми приняты решения
06 обеспечении всех семенных участков
пшеницы и ячменя семенами. протравлен-
НЫми тепловым 010с0бом. Такое протравли-
вание необхолимо для защиты посевов от
очень опасной болезни, полностью лиша-
mel колос зерна, — от пыльной головни.

На, совещаниях было высказано много
интересных, ценных мыслей. В Ростове,
например, участники совещания внесли
более пятидесяти предложений, касающих-
ся приемов борьбы с засухой. Когла вни-
каешь в существо предложений, вихишь
перед собой пытзивых колхозников, кол-
хозную молодежь. Переловики сопиалясти-
ческого зеуледелия. применяя науку на
практике, хобиваются прекрасных  резуль-
татов и иной раз заставляют призадуматься
лаже крупных ‘специалиетов о сельского
хозяйства. ]

До последнего времени считалось совер-
Menno бесполезным применять удобрения в
засушливых районах. Между тем колхозни-
ки и колхознипы на ростовеком областном
совещании убедительно доказывали, что
удобрение почвы под зерновые культуры и
подеолнечник лало громадный эффект. 06
этом же свидетельствует и опыт колхоза
«Искра» Сталинградекой области, где удо-
брения повысили урожай ржи на четыре
центнера с’ гектара.

На совещаниях много говорилось 9 пре-
восхолетве глубокой заделки ‘удобрений,
6 полезпом влиянии правильно внесенных
TOAXOPMOR, о точном выборе сроков посева
проса, о послепосевной культивадии и т. д
Много внимания ораторы уделяли. напра-
влению  снегозащитных DONC поперек

щедро раздают напфаво и

неудачно: 11 декабря явилось всего че-
ловек 15, 23 декабря — еще меньше.

Немногим лучше положение и в других
районах горола Комитет ЛИСМУ Дзержин-
ского района залумал созвать районное с0-
вещание комсомольского актива, посвящен-
Hoe переписи. Разослали 900 поиглалшие-
ний. Явилось. человек... 25. Естественно,
совещание было сорвано. 3

Но руководители райкома не унывают:
не вышло, ну. и не Halo...
В Харьвове и в области есть немало
примеров хорошей работы комсомольцев по
подготовке к переписи. В Краснозаводском
районе активно работают спепиальто cos-
данные комсомольские бригады солействия
переписи. Энергично готовится комсомоль-
ский переписной отдел, созланный по ини-
циативе комсомольцев  Юрилического ин-
ститута. Секретарь комсомольской органи-
зации колхоза им. Молотова (Сахновщин-
ский pation) Tos. Котелевец создал в селе
‘агитпункт ‘по переписи, пользующийся
большим успехом у колхозников.

Олнако активность масе не встречает до-
статочной похлержви.
: стороне от переписи стоит и обком
ТЕСМУ. Бездеятельность обкома в подго-
TORRE к переписи с исчерпывающей пол-
нотой была на-лнях вокрыта на созеща-
‘нии, созванном” обкомом ‘КП (б)У. Присут-
ствовавший на этом совещании предста-
витель обкома ДКОМУ тов. Пугач вынуж-
‘ден был признать, что «обком переписью
не занимался».

Надо ли после этого удивляться, что во.

MHOTHX районах по существу массово-
раз’яснительная работа еще не начинахась.

С этим нетертимым положением надо
немедленно покончить. Дорог каждый час.
При желании мноме еше можно навер-

стать, .
А. ПРИСС.

г. Харьков.

НАЧИНАНИЕ СОВХОЗНЫХ
КОМСОМОЛЬЦЕВ

ДНЕПРОПЕТРОВСА, 8 января. (Наш
кзрр,), В клубе центрального отделения
Днепропетровекого зерносовхоза Петропав-
ловекого района есть агитационный пунЕт.
Рабочие и служащие получают. здесь кон-
сультацию по всем вопросам переписи на-
селения. знакомятся с Формой переписного
листа, читают специальную литературу.
Организовали этот пункт комсомольцы.

‚ Вроме того комсомольцы совхоза ведут
раз‘яенительную работу о перепися в обще-
житиях и на квартирах рабочих.

TT ee

ЗАМЕТКИ ВОСПИТАТЕЛЯ.

Писателей и поэтов называют. инженера-
ми человеческих душ. Иногда мне кажется,
что на такое замечательное звание можем
претенловать и мы — воспитатели»

Любому из нас поручают тридпать—со-
рок детей и говорят: растите развитых,
вультурных, виелых, безгранично прелан-
ных своей родине юзошей и девушек; вос-
питывайте молодежь, которая с первого же
шага своей самостоятельной жизни © голо-
вой окунется в кипучий, созилательный
труд.

Какая это благодарная и почетная зада-
ча! Как мы справляемся с ней?

С чуветвом величайшего удовлетворения

и гордости коллектив ясиноватокого дет-

ского дома может назвать имена братьев
Леониха и Ивана Гамза — водителей самю-
летов, Галины Бондаренко — учительницы
соседнего села Бандуровкя, Люси Михайло-
вич медицинской сестры, работающей по
призыву Хетагуровой на Дальнем. Востоке,
и многих других бывших наших воспитан-
ников, ставших теперь летчиками, учите-
лями, агрономами, инженерами..,

Но мы не можем скрыть того, что
некоторые  юношя и ‘девушки, уходя
из детского дома и начиная  само-

стоятельную жизнь, не лишены таких
пороков, как грубость и праздность. Нако-
HOH MBI He можем скрыть того, что боль-
шинство воспитанников вотупает в само-
стоятельную жизнь наощупь, без соответ-
ствующей подготовки.

Ато в этом виноват?

Многие, не затрудняя себя длинными
рассуждениями, готовы вынести нам cypo-
вый приговор:

— Вы, вослиталели!

Да, мы виновны. Но виновны не потому,
что не хотим воспитывать завтрашних пол-
ноценных граждан, а потому, что в своем
большинстве еще не умеем их воспитывать.

Из 15 работников нашего коллектива,

воспитывающего 350. детей, нет ни одного
в законченным средним образованием.
Большинство из нас работает в системе дет-
ских домов не больше, полутора лет. Многие
пришли на эту работу либо со скамьи 7-го
клаеса, после неудачной попытки продол-
жить образование, либо просто потому, что
никакой специальности у них нет вообще.
Органы народного образования — в данном
случае наш Александрийский отдел — ши-
реко открывают двери для работы в детских
домах. всем, кто только стучится. Учителя
младших классов, например, не прошедшие
аттестации, почему-то считаются «лучши-
ми кадрами» для детеких домов,
‚ Ио горечью думаешь: претендуя по ха-
paktepy своей работы на высокое звание
инженеров человеческих душ, мы, к. сожа-
лению, ни диплома, ни знаний такого ин-
женера не имеем.

Вот, например, воспитательница Поли-
на C., комсомолка, в детском доме — вто-
рой гол. Ее нельзя упрекнуть в недобросо-
вестном отношении к работе. Девушка вое
силы отдает воспитанию доверенных ей

детей, но на каждом шэгу ей мешает отсут
ствие педагогической подготовки. То же са-
мое можно сказать. о Наташе Б., Лиде 3. и
других. И часто поэтому дети слышат от
них окрик вместо педагогического замеча-
ния, упрек вместо задушевной беседы.

Ha нелавнем методическом совещании
нашего коллектива говорили о том, как pa-
ботать е газетой и книтой. Й стало ясным,
что некоторые воспитатели не умеют не
только выразительно, увлекательно, но да-
же грамотно прочесть газетную заметку или
рассказ. Не всегда они находят в книге и
газете то, что особенно нятересует детей.

Сколько бы ни было у воспитателя хоро-
ших стремлений, без знания педагогики он
не сможет плодотворно работать.

Нам могут сказать, что мы повторяем
давно и всеми признанную истину. Соглас-
ны. Но почему же признание этой истины
д0 сих пор не заставило органы наролнога
образования задуматься над подготовкой
полноценных кадров для работы в детских
домах? Почему воспитателями детских до-
мов посылают часто людей, случайно обра-
тившихся за какой-нибудь работой?

А ведь отсюда и качество работы и
огромная текучесть. Не успеют дети узнать
имя и отчества  олного воспитателя,
ках его сменяет другой. Работники хотеких
домов в нашем Александрийском районзом
ив Николаевском областном отделах народ
ного образования (& может быть, ив Нар-
компросе?) подобны пасынкам. Более чем за
год работы в детдоме мне удалось увидеть
заведующего районным отделом народного
образования единственный раз, и то, когда -
его пригласили на праздник. А из Николае-
ва мы получаем только многочисленные
формы и запросы.

Для учителей введена аттестация, кото-
рая заставляет их более серьезно изучать
свой предмет, отстраняет от педагогической
работы не пригодных для нее людей. А для
воспитателей почему-то нет тажой аттеста-
ции. Неужели требования к воспитателю
ниже тех, которые ‘пред`являются учителям
хотя бы младших классов? Наконец поче-
му так ничтожно мало специальных учеб-
ных заведений, где готовились бы работни-
кн детских домов, особенно школьного
типа? яр. Г

Чувство радости и гордости вызывает у
воспитателя встреча с бывшим его питом-
цем, носящим сегодня форму лейтенанта,
учащимея в институте или конструирую-
щим сложную машину. Такими же полно-
ценными, горячо любящими свою замеча-
тельную родину могут и должны быть все
воспитанники детских домов, Но для этого
необходимо поднять воспитателя на TY вы-
соту, на которую поднят в нашей стране
народный учитель.

С. МОиН,

помощник директора по воспитательной
части ясиноватсного детсиого дома № 28,
Ясиноватка
Александрийского р-на

Николаевской области.

Стахановки обшивального цеха артели
«Красный ткач» (Ленинабад, Таджик-
ская ССР) комсомолки Б. РАХМАТО-
ВА (слева), выполняющая норму выра-
ботки ‘на 123 процента, и М. АБДУ-
РАХМАНОВА, выполняющая норму на
156 процентов, рассматривают готовую
продукнию,
Фото В. ШАХЛЕВИЧА (Фотохроника ТАСС).

господствующих ветров, направлению ря-

доз у пропашных культур, отказу от пахо-
ты влоль склонов, Bee это — результат
исканий, втумчивых наблюденяй, страст-
ного желанляя померяться силами с сухо-
веем, обезопасить от гибела обильный
колхазный. урожай будущих лет. ,

Можно пожалеть, что, несмотря ‘на
многообразие прений и предложений, неко-
торые крупные вопросы борьбы е засухой
на совещаниях или вовсе не залтрагива-
лись или затрагивались только вокользь,.
Прежде вое на совешаниях мало го-
ворилось 0  засухоустойчивых KYABTY-
рах, которые по своей сопротивляемости
засухам не уступают просу, а подчас лаже
превосхолят его. Таково, например, copro.
Во всех южных частях засушливой полосы,
по’ крайней мере ‘к югу от линии Ростов—
Чкалов, зерновые сорта ‘сорго способны
давать высокие урожай. В частности,
в прошлом голу в различных районах
(талинграленой ‘области  тосударетвенные
сортовые участкя получили урожаи сорго в
двеналиать и более центнеров зерна с гек-
тара. В более северных районах засутли-
вой полосы сорго представляет большую
ценность в качестве кормового‘ растения. ,

В последние голы в натболее засутли-
вых частях Ростовской области высокой
урожайностью отличался кормовой арбуз,
который славится своей способностью хоро-
шо. сохраняться. В низинах Сталингралекой
области, в поймах Дона и его притоков
прекрасные урожаи может давать’ сахарная
свекла.

На совещаниях подтвердились преиму-
щества учащенных” полявов, о чем уже
неоднократно заявляли стахановцы полей,
Но почему-то на совещаниях почти не за-
трагивалея вопрос о малых поливах. Между
тем такие малые поливы, производимые
в поуощью подкормщиков или  растение-
питателей, для разнообразных пропашных
культур (кукурузы, подсолнечника, хлоп-
чатника) могут оказаться решающим сред-
ством борьбы © засухой, могут обеспечить

‚молодежи и

хорошие урожаи при малом расходе воды.
Даже под Москвой в засушливый 1938 год
искусственное дождевание повысило урожаи
сахарной свеклы на 300 центнеров с гек-
тара.

У стахановиев социалистических полей,
у колхозных опытников, у молодежи име-
ются и другие пенные наблюдения. Очень
важно все эти научные наблюдения сде-
лать достоянием широких масс. Отсюда
вытекает первая насущная задача колхоз-
пого комсомола: помочь стахановлам 0600-
щить свои наблюдения, передать их опыт
борьбы за высокий урожай веем колхоз-
никам, Для этого требуется хорошо органи-
зовать агротехническую учебу колхозной
систематически устраивать
встречи передовых людей колхозной дерез-
ни с работниками. агрономической науки.

Теперь, кола партия и правительство
разработали боевую программу наступления
на засуху, a Ha прошедших областных
совещаниях намечены ‘конкретные пути
преололения стихийных сил природы. надо
начинать действовать.

Бороться за влагу! Это’ сейчас  nepro-
степенная задача колхозов юго-востока. Но
нельзя ограничиваться тем, что на полях
Быеставляются щиты для снегозадержания.
Нало проверить и отсортировать cemena,
готовить машины и инвентарь, бороться
© традициями раскачки, медлительности и

неповоротливости, которые кое-где чув-
ствуютея и поныве.
= a
Областные совещания разработали
хорошие мероприятия. Но этого мало!

Залача заключается в том, чтобы веколых-
нуть кодхозные массы. вовлечь ‘в борьбу
со стихийными сплами природы каждого
колхозника, каждого работника совхоза,
каждого агронома. Только при этом усло-
вии можно будет не обороняться ог засухи,
& наступать на Hee, настунать смело
решительно. В этом победовосном наступле-
ний деревенские комсомольцы. pea к^1хоз-
ная мололежь LORE, KAR ооеглая. итти
впереди.

Академик И. В. ЯКУШКИН.

nba

ОХРАНЯТЬ ТРУД.
МОЛОДЕЖИ В ЛЕСУ

В лесной промышленности“ Союза—н&
лесозаготовках, сплаве, лесопильных заво-
дах работает много молодежи и подрост-
ков. Особенности их труда, в частности,
разбросанность лесосек и сезонный харак-
тер работы, требуют большого внимания к
охране труда и технике’ безопасности.

В этом году на мероприятия по технико
безопасности и на охрану труда рабочих леса
и сплава северных районов было отпущено
2,5 миллиона рублей. Сумма немалая. Ис-
пользовав ее правильно, можно было бы
многого добиться. Но трест «Севлесосплав»
из полученных им 110 тысяч рублей из-
расходовал только половину, трест «Оне-
толес» израсходовал тоже далеко не все
средства. Следует отметить, что Архангель-
ский обком ВЛЕСМ ни разу не поннтере-
совался, как используются средства. отпу-
щенные на охрану труда молодежи.

Комсомольские — организации лесных
районов часто равнодушно проходят мимо
вопиющих фактов нарушения правил тру-
да подростков. На Чуриловеком механизя-
рованном лесопункте Вологодской области
23 подростка работали сверхурочно. при-
чем их сверхурочный труд даже не опла-
чивалея. Тотемский райком ВЛКСМ, где на-
ходится лесопункт, не реагировал на эти
безобразия. В Пашеком районе Ленинград-
ской области подростки Кудрявцев, Юшев
и другие были допущены на запрещенные
для них работы. Это нисколько не обеспо-
коило Пашекий райком ВЛКСМ. `

Обществечные нненектора по охране
труда , подростков и молодежи большей
частью предоставлены самим себе. Комео-
мольские организации их работой ве инте-
ресуются, ими не руководят. В транзитно-
транспортной конторе треста  «Севлесо-
сплав» из шести товарищей, избранных в.
мае общественными инспекторами, более
полгода. не работал ни один. На Коротков-
ском лесопункте Тотемекого района Воло-
тодской области качальник тов. Исаков-
ский уволил лучшего общественного ин-
спектора комсомолку тов. Токареву, ко-
торая решительно’ боролась против’ нару-
шений правил охраны труда молодежи. То-
темский райком не встал на защиту ин
спектора. Только после вмешательства [LK -
союза тов. Токарева была восстановлена
на работе.

Политически обанкротившееся бывшее
руководство ЦВ ВАКСМ всячески тормозило
работу по охране труда молодежи. Вопросы
охраны труда в ЦК ВАКСМ ваходились в
загоне. Неудивительно, что многие комитеты
ВЛЕСМ не представляют себе, что нужно
делать по охрапе труда молодежи ий по1-
ростков. Это относится, в частности. к
Архангельскому обкому. Заведующий отде-
лом рабочей молодежи обкома тов. Сучков
лаже не зпал, что в прохышленности доля
ны быть выделены общественные инепег-
тора. °F р

Нужно, чтобы ЦЕ ВЛКСМ п ВИСИС уси-
лили внимание к вопросам охраны труда
молодежи, работающей в лесу.

А. МИНИН,
инспектор. охраны труда молоде-
о щи и ‚падросткеа ЦН пройсоюза
рабочих песа и сплава северных
районсв,
Ленинград,