11 яизаря 1939 г. № 9 (4192)

ie Lae ae ee Tz SES ea

осада ие ПЕС a Ae

НАША. ИЗБА-ЧИТАЛЬНЯ

Три. месяца назад меня послали рабо-
мать избачои в пограничную деревню
Пульчейла. В нескольких километрах от
Пульчейлы, на границе, находятся еще
четыре деревни. Их тоже должна обслужи-
вать изба-читальня.

Помню, в первый же лень я читала
труппе молодых колхозников статью из
тазеты о положении на фронтах в. Витае.
Попутно заинтересовалась, что знает моло-
дежь о китайском народе, против которого
японские самурам ведут грабительскую и
жестокую войну. Оказалось, что очень не-
многие имеют ясное представление о раз-
бойничьих планах наглых захватчиков,
о силах Японии и Китая, о, национальном
единстве китайского народа.

Я пообещала организовать на эту тему
лекцию хорошего пропагандиста и 63806
слово сдержала. Вскоре в присутствии 110
колхозников и лесорубов лекцию прочел
парторг лестромхоза тов. Морозов.

Колхозники этим не удовольствовалиеь.
Они потребовали, чтобы в избе-титальне
были проведены лекции и беседы на та-
кие темы: «Что такое фашизм?», «Что
происходит в Испании?», «Как живут
трудящиеся в фашистской Германии?»
ит. д. Пришлось привлекать к чтению лек-
пой и для проведения бесед не только тов.
Морозова, но-и других интеллигентов на-
шего сельсовета: учителей А. Д. борокина,
П. В. Лесанен й В. Г; Еремеева, медицин-
ских работников А. И. Шутгиеву, И. А.
Фехорову и других.

Пытгливость колхозников превзошла все’
мои ожидания. Стоит об’`явить, что сегодня
в избе-читальне состоится беседа, как в п0-
мещении становится людно. Приходит не
только молодежь, приходят и женщины и
пожилые колхозники.

Интерес к зарубежным событиям тах
велик, чт. мы решили ежедневно устраи-
вать громкое чтение свежих газет. Акти-
вистов, умеющих читать понятно и выра
зительно, искать не пришлось. Но ведь
читать надо He вее, что попадется под
руву. Нужно найти в газетах хорошую,
достуцную статью, предварительно озна-
комитьея с нею, & потом уже предлагать
ев вниманию слушателей. Такую
вместе о активисталги обычно выполняют

или секретарь комсомольской организации,

ZIG председатель совета избы-читальни,

или наконец я,

Если статья напечатана на русском
языке» мы переводим ее на наш родной,
карельский. Часто во время чтения газет
мы пользуемся картой.

Лекции. беседы, громкое ‘чтение газет
укрепляют у колхозников любовь в нашей
родине, ненависть ко всем ее внешним и
внутренним врагам. Приведу интересный
случай. Однажды после большой беседы о
коварных приемах иностранной разведки
ко мне подходит колхозник.

— Вы вот товорили © бдительности, —
сказал он мне. — А знаете ли вы, 910
представляет собою П.? Он работает с вами,
занимает ответственный пост, “прикиды-
вается «нашим» человеком, Но пригляди-
тесь к нему...

И рассказал мне о подозрительном пове-
дении П. Через некоторое время нам уда-
лось разоблачить этого заклятого врага
народа.

Еще пример. Однажлы” в избе-читальне
проводилась беседа о том, как фапиюты
зарятся на цветущие республики нашей
социалистической отчизны. Попросил слово
колхозник Сергей Васильевич Тимофеев.

— Мое мнение такое, — заявил он.—
Нам надо не только знать © притязаниях
фаптистоз, но и готовиться. колотить их,

если они посмеют сунуть к нам свое сви-.

вое рыло. в деревне почему-то нет
военных кружков, Избач должен исправить
эту ошибку.

Вскоре’ я  подыскаль руководителей
вружков: санитарного и противовоздушной
химической обороны. Сейчас фельдшерица
А. И. Шуттиева занимается с будущими
санитарами, учитель И. П. Сорокин знако-
мит колхозников © противогазом. Мне уда-
лось также договориться с тов. Лапшенко.
О: поможет нам организовать хороший
стрелковый кружок.

Комсомолка Е. ЛЕБЕДЕВА,
  заведующая избой-читальней.

Ведлозерский район,
Карельская АССР.

ТРИ УРОЖАЯ
_в ГОД

(Письмо комсомольца-опытника)

Снег лежит на полях. Мы выходим на
нашу опытную площадку. Сейчае здесь
тишина. Но пройдет зима, и мы снова
начнем «исправлять природу».

Июль 1938 года был знойным. 26 числа
я вместе со своей бригадой собирал первый
наш урожай многолетней пшеницы. Вывел
многолетнюю пшеницу агроном Александр
Иванович Державин. Эта новая пшеница не
боится ни морозов, ни засухи, ни болезней.
Стоит только раз ‘ее посеять, и на протя-
жении 4—6 ‘лет будешь собирать с этого
посева все новые и новые урожаи.

Зерна многолетней пшеницы очень тя-
желые, Зерен в колосе много, а стебли очень
высокие. У нас они достигли моего роста
п были выше монх товарищей. В первом
урожае мы собрали ‘много зерна.

Пришел я через несколько дней на опыт-
ный участок. Внимательно пригляделея в
растениям и увидел, что многолетняя пше-
ница, снова растет.

Вторая половина лета была неблагопри-
ятной, жаркой. Земля стала сухой. Она
истомилась без влаги. Но многолетняя ише-
ница росла. Стебли с каждым днем стано-
вились все мощнее и мощнее, пшеница на-
чинала быстро колоситься. А когда начали
наливаться зерна в колосьях, прошли до-
жди. Растения освежилиеь, земля обогати-
лась влагой.

Второй урожай созрел. Итак, налги тру-
ды не прошли даром. —

А многолетняя пшенипа снова растет.
Помню,— пришли раз ребята ва опытный
участок и.тговорят:

— Здесь настоящие чудеса происходят.
Уже третий урожай пшеницы растет. Вот
если такую пшеницу в колхозы, сколько
хлеба-то будет!

В середине ноября рост нашей «чудо-
пшеницы» свова достиг высоты 25—30 см.
В это время мы и произвели сбор третьего
урожая. Третий урожай — это зеленый
корм для скота.

У многолетней пшеницы есть один боль-
той недостаток — ломкость колоса.

В нашем плане на 1939 год мы записа-
ли: «Получить сорт многолетней пшеницы
с неломким колосом»;

М. СОЛОМАХА.

г. Харьков.
Детская сельскохозяйственная
опытная станция,

$ <>

Казанская школа «Леспромуч» (Татар-
ская АССР) готовит кадры трактори-
стов, мотористов и слесарей автотрак-
торного дела для лесной промышленно-
сти Союза. Школа ежегодно выпускает
около 200 квалифицированных специа-
листов На снимке: ученики—комсомо-
лец П. И. ПАХМУТОВ (слева) и Д. С:
ЕГОРОВ у модели автомобильного дви+
гателя.
Фото И. ПАНКОВА. (Фотохроника ТАСС).

В МАГНИТОГОРСКЕ
НЕГДЕ ОТДОХНУТЬ

(Письмо комсомольского
работника)

В Магнитогорске есть прекрасный театр,
центральный клуб металлургов, цирк, ки-
но. клубы. Но молодым  стахановцам —
ломенщикам, прокатчикам, коксовикам ве-
чером некуда пойти.

Культурные умреждения Магнитогорска
работают очень плохо. В центральном клубе
вот уже второй год идут занятия балетной
студии и музыкальных кружков, но трудя-
щиеся еще не видели результатов их ра-
боты. В цеховых клубах, —& их у нас
около десяти, — грязно, некультурно, не-
редки пьяные драки. Таковы, например,
клубы «ПЭС», «Шамстный», «Кокс».

Магнитогорский цирк преподносит  зри-
телю. однообразную, скучную программу,
старые, всем давно надоевигие номера...

Даже новых кинофильмов лишены сей-
час магнитогорцы. Уже целый год звуковой
кинотеатр закрыт на ремонт. На оборудова-
ние этого кинотеатра отпущено 50 тыеяч
рублей, но ни одна строительная организа-
ция. Магнитогорска не берется за. ремонт.
Дирекция  кинотезтра кочует со своей
аппаратурой по клубам.

За последние два-три месяца в городе

наблюдается больше случаев пьянства,
практикуются вечеринки с выпивкой и
ТИ.

Городские организации, в том числе и
торком комеомола, не делают по существу
ничего, чтобы культурно организовать до-

cyr молодежи.
Н. ОСАДЧУК.

комсомольс

СЕНЕ к САИ С PEI aes ar 2

а

КАЯ ПРАВДА

Si И oe aa ke Ee

В авиалаборатории Дори RE Tenor в Ростове-на-Дону.

СОРЕВНОВАНИЕ
‚ТАНКОВЫХ
ЭКИПАЖЕЙ

Боец М№-ской части Александр Матвеев
уходил в долгосрочный отпуск. Тяжелы бы-
ли минуты расставанья с боевыми товари-
щами. Он крепко пожал руку брату Пав-
лу, с которым вместе служил в части.

Павел Матвеев — отличник  социали-
стического соревнования. Им гордится под-
разделение. Недавно он вел свой танк 10
пересеченной местности. Пришлось перехо-
ить мост. Это было ветхое сооружение.
Когда танк достиг середины моста, его на-
гнала другая машина. Мост начал сгибать-
ся под тяжестью двух танков. Казалось,
вот-вот он рухнет. Командир машины ком-
сомолец Павел Малвеев не растерялся. Он
дал полный газ, и танк молниеноено про-
шел опасную зону. Находчивость и 6ме-
лость молодого танкиста были отмечены
специальным приказом по части.

Павел с гордостью сообщил 0б этом
брату. Александр ‘немедленно ответил. Он
радовался за Павла, но писали © себе:

«Хотя У меня здесь, в родном вашем се-
ле, десятки друзей и знакомых, все же я
очень тоскую по боевым товарищам, . HO
своей машине. Хочу вернуться в часть».

Письмо `это  взволновало комсомольца,
Павла. Еще до службы в армии он вме-
сте с Александром лелеял мечту о созда-
нии братского экипажа. И теперь, получив
от брата письмо, Павел решил мечту 9су-
ществить. Он подал заявление с просьбой
разрешить ему создать танк братьев Мат-
веевых. Просьба. вго Уловлётворена. `

Это будет четвертый танковый экипаж
бральев-патриотов в №-ской части Белорус-
ского Особого. военного округа. ни

1939 год начался соревнованием четы-
рех танковых экипажей братьев Новицких,
Матвеевых. Макаровых и Медведских. Мо-
лодые танкисты, с энтузиазмом откликнув-
шись на Указы Верховного Совета СОСР.о
тексте и порядке принятия военной приея-
ги. готовятея ознаменовать это великое
событие новыми успехами.

3. БАИЩИН.

Белорусский Особый
военный округ.

Сокольнический райком ВЛКСМ. Otter

пионеров. Маленькая, узкая комнатка. Бес-

прерывно стрекочет машинка. Заведующая
отлелом ппонеров роется в бумагах.

— Вам хочется узнать, как я работаю
с вожатыми? — спрашивает она.—Пожа-
луйста. Вот мой метод: коллективные с9-
вещания; индивидуальные беседы, обеужде-
ние планов по группам...

Отдел пионеров действительно созывает
совещания, но вожатые неохотно их посе-
щают. Некоторые и вовсе никогда не пря-
ходят. :

— Зачем ходить на совещания?—спра-
шивает вожатая 369-й школы тов. Тюри-
на.— Нового там мы ничего не получаем...

Вряд ли тов. Тюрину можно упрекнуть
в преувеличении. На совещаниях давно
вошли в привычку беспредметные разгово-
ры, общие наставления.

— Нам нужно бы многое показать. Мы
не знаем, как работать интереснег, как
привлечь ребят,— говорят вожатые.

Особенно нуждаются в такой конкрет-
ной помощи вожатые, которые приходят с
производства, или старшеклассники. Отдел
пионеров в годовом отчете записал, что
райком с этими вожатыми не работал.

А почему нельзя сейчас собрать гожа-
тых и поучить их? Конечно, можно бы,
Но... этого не делают.

В школе работники  райкома— редкие
гости. За два года заведующая отделом
пионеров ‘тов. Брейвель побывала в 384-й
школе только один раз. За два года вожа-
тая, 384-й школы тов. Мартынова ни разу
не отчитывалась на бюро райкома.

В отдел пионеров приходят письма. По

‘  не подумайте, что детвора писала в’ рай-

ком, делилась своими успехами, сомнения-
un, Her, sto письма, адресованные детьми
в ‘«Пионерскую правду» или в районный
отдел народного образования и переслан-
ные сюла для расследования. В работнике
пионерского отдела ребята не видят стар-
шего товарища, они его попросту не знают.
В райком ни разу не вызвали лучшее зве-
но района, пионеров не приглашали на за-
седания бюро, где (правда, очень редко)
обсуждались вопросы пионерской работы.

„На снимке: руководитель авиалаборатории комсомолец
М. ПАРСКИЙ об’ясняет ребятам устройство самолета,

Фото. И. МАРЦИНКЕВИЧА.
© хх © i? C1 2 2 Oe >

ВЛАЛЕКЕ ОТ ЖИЗНИ

(Фотохроника ТАСС).

В отлеле пионеров уверены, что вожа-
тые есть во всех школах. Но это лишь ви-
димое благополучие. В течение года неко-
торых вожатых переводили из одной ‘шко-
лы в другую по три-четыре раза. В 13 or-
рядах района вожатых вообще нет.

Вею работу по идейно-политическому и
культурному воспитанию вожатых отдел
пионеров ‘отдал «на откуп» московской
школе вожатых. Но пионерские работники
приобретают здесь очень мало нужных им
практических знаний, У себя на работе та-
ких знаний они тоже не умеют почерпнуть.

Большая часть пионервожатых стоит в
стороне от той воспитательной работы, ко-
торую ведут педагоги. А какие замечатель-
ные результаты лала бы дружная работа
педагогов и вожатых! Почему отдел пионе-
ров ни разу не созвал совместного совеща-
ния педагогов и вожатых, не поставил во-
проса о единых воспитательных действиях?

Многие московские вузы взяли шефетво
над школами. Сблизивиесь с этими шефа-
ми, отделы ‘пионеров могли бы сделать
исключительно интересной и содержатель-
ной внешкольную жизнь ‘учащихся. Но и
06 этом никто не ‘задумывается.

Не ведет отлел пионеров и работы с ро-
дителями. Ёто видел пионерского работни-
ка на квартире у отстающего в учебе пио-
нера? Ато вилел работника отдела пионеров
разговаривающим с родителями маленького
хулигана или прогульщика?

В отделе пионеров всячески поощряются.

встречи детей со знатными людьми страны.
Спора нет, это хорошее дело, но нельзя же
IM одним ограничивать всю мкогообразней-
шую работу ереди пионеров!

Надо больше инициативы предоставлять
самим ребятам, надо поддерживать эту ини-
циативу, а не отписываться циркулярауи.
как это делают в Сокольническом райкоме
ВЛКСМ, } ;

Отделы пионеров Центрального и Мо-
сковского комитетов комсомола не ведут
повседневной практической работы с район-
ными работниками. Они не помогают рай
комам сделать содержательной и интерес-
ной работу в пионерорганизации.

М. ПОБЕРЕЖЕЦ.

г. Москва.

ПОЛГОДА

Недавно, находясь в общежитии, я за-
шел в комнату, где живут первокурсни-
ки. Мне очень хотелось познакомиться с
нашей «новой сменой». Я застал только
одного студента. По его словам, остальные
обитатели комнаты еще не вернулись из
университета, — видимо, они остались зани-
маться в читальне.

Мы разговорились. с первокуреником.

Вот что рассказал мне мой новый знако-
MBI:

— Прежде всего, предупреждаю, что я
не москвич, а так сказать «провинциал».
Приехал сюда из Ворошиловграда. Впро-
чем, большинство моих однокуреников т0-
же с’ехалось в университет со всех концов
страны. Понятно, что последние месяпы
нашей. жизни были для нас знаменатель-
ными. Подумать только: мы едем учиться в
Москву! Ведь, это — воплощение давней
мечты,  это— начало совершенно новой
жизни, не похожей на прежнюю. Рас-
ставшься с родными, приятелями, CO
школьными друзьями, прощаешься с дет-
ством, CO всем привычным, близким и
едешь в столицу, в знаменитый Москов-
ский университет! Грусть расставанья сме-
шивается с радостью, с нетерпением, вол-
нением.. 7

Первокурсник замолчал, всматриваясь в
мое лицо. Видимо, он боялея показаться
смешным. «провинциальным». Затем, сму-
щенно улыбнувшись, он продолжал: р

— Как только мы приехали в Москву,
нае сразу заполонили всякие бытовые за-
боты. Ведь большинство из нас провело
все 17 лет своей жизни в родной семье,
под привычной до незаметности опекой ма-
тери. А сейчае пришлось принимать само-
стоятельно серьезные решения. Это было
и непривычно и трудно. В первые недели
я чувствовал какую-то растерянность. До-
ма, бывало, всегда спросишь совета у роди-
телей, у брата, у друзей.

Правда, в университете громадный кол-
лектив комсомольцев, крепкая студенче-
ская семья. Но долго, очень долго я чув-
ствовал себя в этой семье чужим. Почему?

Мешали робость, боязнь казаться смешным.

А еше больше—какая-то малоприветливая
обстановка в самом -упиверситете.

Помню. решилея я пойти в комитет
комсомола поговорить по душам. Хоте-
лось рассказать о первых впечатлениях,
посоветоваться кое о чем, побеседовать нз-

В ВЫСШЕИ ШКОЛЕ _

(РАЗГОВОР С ПЕРВОКУРСНИКОМ)

‘счет ‘учебы ий относительно обстановки в
общежитии.

В комнате секретаря было много ожи-
лающих. Студенты торопили друг друга,
торопился и секретарь. Не дождавшись
очереди, я ушел.

Учебу удалось наладить далеко не сра-
зу. Какая-то общая несамостоятельноеть,
в которой, конечно, виновата школа, ска-
залась очень сильно. Взять, например,
обязательное ведение конспектов. Многие
из нас поняли это чисто по-школьному—
завели особые «черновики» и «чистови-
ки». Шесть часов в день люли сидели па
лекциях и вели записи «начерно», а за-
тем, приля домой, переписывали свои кон-
спекты «начисто», исправляя стиль, под-
чищая помарки, добиваясь красивого, ров-
ного почерка,—словом, теряя массу доро-
гого времени. Позже студенты старших
курсов хохотали над нами и других смешили
рассказами о «чудаках первокурениках».

Работа вначале подавила нас своей труд-
ностью, обширностью. Ведь в школе мы
изучали один небольшой учебник в тече-
ние двух-трех лет. А тут получили про-
граммы е длинными списками учебников
и серьезных, больших. книг. Понятно, что
мы сперва опешили,

Например, мы прослушали курс истории
дородового общества. Я сейчас читаю
книга профессора Никольского, профессо-
pe Ковалевекого и др. Все это — капиталь-
ные труды. С чего начинать читать, как
читать, Что конспектировать? B ‘списке
рекомендованных книг — 18 названий.
Не обошлось, естественно, и без ошибок.
Кое-какие ‘книги я поочель совершенно
зря, ничего ‘нового, полезного их авторы
мне не сообщили. :

Иногда бывает, что заинтересуенься ка-
ким-нибуль одним историческим событием,
стараешься 6вго’ глубоко * понять. нас,
например. ‘как и во всей стране, сейчас
пробудился ` вееобщий. интересе к событиям
далекой старины-событиям XII] века.
Приятно знать, Что много ‘веков назад
русский народ грудью отстоял cBOIO
землю от нашествия немецких захватчи-
ков. Я очень увлекся этой героической э09-
хой. Познакомился с трудами историков на
эту тему. Залем-—и это принесло мне 069-
бенное удовлетверение— обратился к памят-

/

никам ‘древнерусской литературы. Прочел
летописное сказание о «ледовом побоище»
1242 г. и «житие» выдающегося новго-
родского князя Александра Ярославича
Невского. Очень важна высокая оценка,
которую в «хронологических выписках»
дал Карл Марке деятельности Невского.
Работой над всеми этими материалами я
как раз по-настоящему доволен.

Но. к сожалению, многое приходится де-
лать наощупь. Наши преподаватели не
учат нас самостоятельно работать, умело
отбирать литературу, вникать в прочи-
танное. 4

Когда мы поняли, что учиться в уни-
верситете трудно, некоторых охватила па-
ника. Из моей группы один студент после
двух месяцев учебы заявил, что разочаро-
вался в выбранной профессии и якобы по-
этому уезжает домой в свое родное Запэ-
рожье. На самом же деле для всех нас бы-
ло ясно, что «беглец» этот—паникер, испу-
гавшийся трудностей.

Некоторые из нас после того, как про-
шло волнение первых дней пребывания в
университете, стали жаловатьея на скуку.
Говорили, что здесь слишком «казенная»,
сухая обстановка. Приходишь ежедневно
на занятия, отсиживаешь шесть часов и
ухолишь в общежитие или в читальню.
Этой «официальщине» противопоставлялась
теплота школьной обстановки, где и тебя
все знают и ты со всеми знаком. Вепоми-
вали, как вечерами ходили гулять ©
прузьями, как собирались на дому, бесе-
довали, играли в шахматы, спорили.

Этот «вопрос о скуке» как-то случайно
всплыл на одном из‘ наших групновых ком-
сомольских собраний. Ребята говорили мзо-
го, горячо. Пришли к единодушному мне-
нию, что и учиться и отдыхаль хорошо
можно только в дружном коллективе.
Это очень памятное собрание по сути
лела было первым днем не формального, а
фактического существования нашей’ комсо-
мольской группы,

Мы стали собираться в общежитии по ве-
черам. Обыкновенно это бывает накануне
выходного дня. Обсуждаем новости, делим-
ся впечатлениями, спорим...

Много и серьезно мы занимаемся своам
политическим ‘образованием, Для нас, изу-
чающих историю, овладение марксистско-
ленинской методологией особенно необходи-

мо. Все мы серьезно работаем над «Врат-

ким курсом историй ВКП(б)». Нерёдко в.
красном ‘уголке’ общежития подолгу обсуж-

даем прочитанное. Недавно, например, у
нас разгорелея спор на тему: «Почему
Россия позднее других стран вступила на
путь каниталистического развития?» Дис-
куссия длилась два дня. Пришлось даже
обратиться за помощью к преподавателям.

Часто и ожесточенно спорим 0 нрав-
ствепности, о моральном облике молодого
советского интеллигента.

В группе нае двадцать человек. Яено,
что интересы и склонности у людей ca-
мые разнообразные. Один все свое свобод-
ное время проводит в залах музеев и гал-
лерей, тащит туда и нас. Заядлые театра-
лы готовы ночь простоять в очереди, лишь
бы достать билеты в театр. Среди нас есть
товарищи, увлекающиеся военным делом
и отлично умеющие стрелять или управ-
лять мотоциклом. Есть очень хорошие
спортемены. Мы уже строим планы о лыж-
ных переходах Во время зимних каникул.

Вее эти увлечения рождают в каждом
из нас много мыслей, соображений, кото-
рыми мы уже привыкли делиться ‘друг
в другом.

Наши дни заполнены, интересны, мно-
гообразны. Но нередко у многих изо нас
возникает законная обида на университет-
ских руководителей. Почему они так 6e3-
различны в первокурсникам, которые в
большинстве своем впервые начали само-
стоятельно жить, учиться? Почему они так
невнимательны к нашим  затруднениям,
интересам? Когда мы попросили организо-
вать в общежитии беседы об учебе и о
дружбе, нас обвинили в ребячестве. На
предложение организовать встречу перво-
курсников CO — студентами-отличниками
старших курсов вообще ничего не ответи-
ли. Почему комитет комсомола, позаботив-
шись о том, чтобы. мы встали скорее на
Комсомольск й учет, немедленно забыл о
нашем существовании...

*

Мой собеседник замолк. В комнату во-
шли два других ее обитателя. Один из них
разложил на столе покупки, другой пошел
за чаем. Они собирались ужинать. Я рас-
прощалея с первокурсниками, пожелав им
от души всего хорошего.

Л. КОГАН,

студент И ститута истории,
филоссшии и литературы.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ

Испании и в странах Латинской Америки имя
Гарсиа Лорка широко известно. Его céop-

‘  не простит фашистским варварам этого

не-простит ‘им. убийства десятков- и сотен

ПОЭТ ИСПАНИИ

Советский читатель еще очень мл
знаком с творчеством Федерико Tapena
Лорка. Только недавно в «Интарнациональ-
ной литературе» появилось Е2сколько. пере.
водов его стихотворений и одна драма. `В

ник стихов «Вотапеего Папа» («Цыган-
ский романсеро») выдержал огромное коля=
чество изданий.

В предисловии к посмертному изданию
этого сборника поэт Рафаэль Альберти
писал, обращаясь кв своему погибшему
другу: «Твое имя, память о тебе пустили
корни в Испании, в самом сердце нашей
земли. И пусть никто не пытается пере-
саживать эти корни. Сама земля не допу-
етит `до этого. Ona взорвется огнем и
картечью и обожжет кровью подлые
руки». т

Рафаэль ‘Альберти  прав!  Творчество
Tapena Лорка пустило глубокие корни: В:
испанском народе, ain

Гарсиа Лорка был подлинным националь-
ным поэтом своей родины; @н много зази-
малея народным творчеством, старательно’
изучал фольклор, внимательно слушал,
что и о чем поет народ его родной: Анла-:
лузии. И, создавая‘ замечательные поэти-
ческие произведения, он многое черпал. из
этих живительных родников. Среди его
стихов мы встречаем звучные «петенеры»—
андалузекие песни, прекрасные баллады и
романсы. Гарсиа Лорка создал так назы-
ваемый драматический романе, воскрета-
щий славные традиции испанского’ Ha-
рода, боровшегося на протяжении у
истории за свою свободу.

Гарсиа Лорка был не только талантли-
вым поэтом. Он был еще и превосходным.
музыкантом. Благодаря этому все. ем
стихи необычайно музыкальны.

Гарсиа Лорка ве был последовательных
революционером. Ho все ero богатейшее,
творчество  насыщено  революционныхи
традициями испанского народа. Одно из
первых больших своих произведений —
пьесу «Мариана Пинеда»— поэт посвящает
борьбе за свободу. Главная герочня этой
драмы  выпиивает на знамени  лозунгу.
«Закон, свобода, равенство». Реакпионные:
прислужники короля Фердинанда УП при-
говаривают к смерти эту мужественную’
женщину: 28 мая 1831 года Мариана
Пинеда погибает в’ Гренаде, гле спустя
105 лет погиб от руки потомков ‘этих
палачей сам творец замечательного образа.

‚ Не меньшей популярностью, чем стихи,
пользуются в Испании драмы Гарсиа
Лорка. Некоторые исследователи говорят
(и не без основания), что со времен ге-
ниального Лопе де Вега на сценах испан-
ских театров еще не появлялось таких
сильно волнующих ‘ драм, как драмы
Гарсиа Лорка. В противоположноеть дру-
гим испаноким драматургам, поэт черпал
сюжеты для своих bec из ` народной
Жизни.

Особенный интересе представляет драма;
«Кровавая свадьба», появившаяся не так
давно на русском языке. Эта драма поль-
зуется огромным успехом (пьеса ставится
в Париже). Необычайной силой веет от,
диалогов героев этой. пьесы. Олин из
героев «Кровавой свальбы» — дровосек ——
восклицает: «Лучше истечь кровью и уме=
реть, чем жить с гнилой кровью!» hiro
не вепомнит. прочатав эти слова, о. герби-
ческой борьбе’ ‘испанского народа против
фашизма, кто не вспомнит замечательных
слов Пасионарии;: «Лучше умереть стоя,
чем жить на коленях».

В последний год своей жизни Гарсиа
Лорка работал над новой драмой, в KOTO-
рой уже ясно звучали революционные:
мотивы. Но поэту ‘не, удалось закончить:
эту драму.

Кровавые  палачи-фашисты увидела В
Гарена Лорка. непримиримого врата и звер-
ски убили этого славного сына Испавии.

Оборвались звонкие струны его гитары,
окончилась яркая, замечательная жизнь.

Героический испанский народ никогда

тягчайшего преступления, так же kab

сынов и дочерей своей любимой родины.
Г. КОРОТНЕВИЧ.
: о : Pate ae ss

ДВАДЦАТИЛЕТНИЙ
КОМПОЗИТОР

Комсомолец Геннадий Воробьев — моло-
дой чувашекий композитор. Воспитанние
Чебоксарского музыкальното училища, он с
успехом продолжает свое образование и
творческую работу в Московской консерва-
тории.

Двадцатилетний композитор налисал свы-
ше двадцати песен, в том числе «Песню о
Сталине», «Северный полюс», записал ряд
народных и колхозных песен. Пять его. пе-
сен для голоса’ в сопровождении фортевиано
издает Музгиз.

В Москве Г. Воробьев написал сонатину
для фортепиано, сонату для скрипки с форте-
пиано, обработал несколько чувашеких. пе-
сен. Наиболее значительное произведение
Г. Воробьева — ero вторая фортепианная
сюита «Акатуй», которая с успехом испол-
нялась на недавно проведенном творческом
вечере молодого композитора в Московской
консерватории. mi

Сейчас Г. Воробьев под. руководетвом
виднейщего советского композитора Н; Я.
Мясковского пишет свою первую симфонию,
С. МАКАРОВ. =
г. Чебоксары. f ,

iil

—oO-5

КОМБАЙН ДЛЯ КЛАДКИ КИРПИЧА

ТОРЬКИЙ, 10 января. (Наш корр.). Моло-
дой нормировщик, работающий на строй
тельстве Автозавода им. Молотова, тов.
Г. Олейников изобрел комбайн для кирпич-
ной кладки. Комбайн Олейникова прошел
экспериментальные испытания и дал поло:
жительные результаты. Комбайн лвижетея
мотором вдоль строящейся стены. и кирии-
чи укладываются специальными механиче-
скими пальцами. Уложенные кирпичи ком
байн сверху прижимает своей тяжестью.

По мнению тов. Олейникова, его комбайн
за 8 часов работы может уложить Jo
36 тысяч штук кирпичей, Сейчас над усо
вершенствованием комбайна вместе с тов;
Олейниковым работает конструктор тов. (8
ребряков. ws

eg