” 3 февраля 1939 г, № 27` (4210)

Cae ses

(чет стахановцев-лесорубов

(От нащего корреспондента по Архангельской области)

Каждую осень, когда наступала горячая
пора лесозаготовок, Архангельский обком
комсомола выносил очередное решение.
Велед за этим в лес на два-три месяца то-
сылали так называемых уполномоченных
обкома. На этом обычно и кончалось руко-
водтво обкома комсомольскими  организа-
циями лесоразработок.

Придерживаясь установившихея поряд-
ков, обком направил два месяца назад на
лесные участки 80 уполномоченных. Руко-
водителей обкома, как и отдел рабочей мо-
ли, не беспокоит, то обстоятельство,
чо иногие из этих уполномоченных совер-
енто не имеют опыта союзной’ работы.
Некоторые из них просто  бездельни-
чают и даже разлагают ‘молодежь. Упол-
помоченный Пучнин на лесопункте пьян-
ствовал и хулиганил. Комсомольцы спра-
едливо потребовали отозвать этого хули-
тана с обкомовеким мандатом. За короткий
срок по требованию комсомольцев обком
вынужден был отозвать из леса’ восемь
уполномоченных.

Часть уполномоченных была послана в
леопуккты, где вовсе нет молодежи. Это
показывает, как далек от жизни молодых
лесорубов отдел рабочей молодежи обкома.

На ‘разработке лесных массивов Архан-
тельской области работают около пяти ты-
яч комсомольцев, десятки тысяч несоюз-

> po молодежи. На лесоучаствах имеется

выше двухсот первичных комсомольских
организаций. Но к нуждам и запросам мо-
лодежи, работающей на  лесозаготовках,
очень часто относятся казенно, по-чинов-
НИЧЬИ.

В июшлом году по призыву молодых
патриотов Плотникова ‘и Колосова на лесо-
пункты области приехало свыше ста ком-
COMMER —— квалифипированных рабочих
слицы. Вредители, орудовавшие тогда
на ряде лесопунктов, встретили моло-
дых ‘патриотов буквально в штыки.
Добровольцам He дали работы по спе-
пиальности, создали для них безобразные
бытовые условия. Несмотря на сигналы
центральной печати, в райкомах и в обкоме
комсомола ничего не сделали, чтобы помочь
молодым добровольцам.

За последние месяцы по почину конот-
(ких комсомольцев две тысячи мололых ра-
“бочих и колхозников приплыли добровольно
в ле, чобы помочь лесной промышаленно-
сти выйти из прорыва. На лесопунктах 9р-
танизованы десятки молодежных бригад,
готни молодых патриотов успешно овладе-
вают стахановокими методами работы, пю-

казывают образцы социалистического тру-
да. Но на многих лесопунктах комсомоль-
цев встретили неприветливо, для них не
создали необходимых условий. Уже имеются
сигналы о бездушном отношении к молодым
добровольцам нз лесопунктах Плесецкого,
Онежского, Верхне-Тоемского районов. Мно-
TUM лесорубам не вылают спецодежды, си-
стематически задерживают зарплату. Часть
товарищей, не встретив поддержки в рай-
комах, уже вернулась в город. Однако ру-
ковохдители Архангельского обкома комсомо-
ла попрежнему равнодушно. взирзют на, всё
эти безобразия.

Недавно на весь Союз прогремела слава
о молодом  стахановце Василии Гузиен-
ко. Этот замечательный лесоруб, организо-
Bap работу звеньевым методом. лобился
неслыханных до сих пор показателей по
рубке леса, вырубая за смену свыше 200
кубометров древесины.

Казалось бы. Архангельский обком ком-
сомола должен был подхватить замечатель-
ный почин Гузиенко. распространить ero
опыт. Но этого до сих пор не сделали,

В папках отдела рабочей молодежи об-
кома нет ни одного письма от молодых ста-
хановцев-лесорубов. О0бком не связан © ни-
ми, не интересуется их бытом, учебой. не
помогает лучше. организовать Труд. 0 су-
ществовании единственного в области мо
лодежного Усть-Ваентского лесного участка
в обкоме узнали только случайно, из
газеты.

В тезисах доклада товариша Молотова о
третьем пятилетнем плане развития народ-

ного хозяйства подчеркнута  необходи-
мость «покончить с отставанием лесной
промышленности».

рана остро нуждается в лесе. Недопу-
стимо медленно ликвидируются последствия
вредительства на лесозаготовках. Но в Ар-
хангельском обкоме за полгола не нашли
времени для обсуждения хотя бы одного
мало-мальски серьезного вопроса 9 комсо-
мольских организациях леса, о. молодежи,
работающей на лесозаготовках.` Ра и
обкома не бывают на лесоучаствах. не зна-
ют нужд и запросов лесорубов. 1
Весьма странную позицию по отноше-
нию к комсомольпам леса занимает и 06-
ластная газета «< ный комсомолец», 0
молодежи лесозатотовок эта тазета изредка
печатает только хроникерекие заметки.
Вред, наносимый подобного рода чинов-
ничьим спокойствием руководителей Архан-
тельского обкома ВЛИСМ и его газеты, со-
вершению очевиден.
Г. ФУНШТЕЙН.

ПИСЬМА ИЗ ВУЗОВ.

ВРЕДНОЕ ПРЕНЕБРЕЖЕНИЕ

Директор 1-го’ московского медицинского
института тов. Ходжамиров переводит на
санитарный факультет всех неуспевалощих
на лечебном факультете. В прошлом году на

курс были переведены неуспевающие
студенты Кривоносов, Луконина и’ другие.

В эюм учебном году на 1У курс сани-
тарно-гигиенического факультота_ также пе-
ревеены четыре неуспевающих студента.
Поэтому студентам, которые плохо Учатся,
обычно говорят:

— Ничего у тебя не выйдет на лечеб-
нок факультете. Иди на санитарно-гигие-
нический. Туда всех берут.

(чень странно, что тов. Ходжамиров
читает студентов санитарно-гигиеническо-
то факультета-—будущих врачей, призван-
ных предупреждать заболевания, —студен-

1ами «второго» сорта.
j П. САНГИНИН.
—о—

ПОКРОВИТЕЛЬ ПОДХАЛИМОВ

В Отаро-Оскольском геолого-гидро-геоде-
зическом техникуме плохо заботятся о быте
студентов. В прошлюм году техникум имел
CBO столовую и прачечную. Теперь дирек-

тор. т. Фадеев нередал их другим организа-
ЦИЯМ, } :

Поведение директора вызывает справед-
тивое возмущение студентов. Не высказать
это возмущение не каждый решается. Если
(тудент на собрании выступит хотя бы ©
обкими намеками на критику, Фадеев уста-
навливает за ним специальный надзор. За
Каждый малозначительный проступок такой
«смельчак» строго карается. Именно за это
поплатились студенты тт. Черноглазов,
Коренев, Якубов.

Большой привилегией у директора поль-
ЗУютея подхалимы. Он шелро выдает им
разные «пособия», прощает им всякие про-
ступки, поручает им подслуптивать, что о нем
товорят студенты в общежитии. Такие пред-
ложения он сделал студентке Ануфриковой
и студенту Степкину,

Пора. Старо-Оскольскому райкому ВКП(б)
заинтересоваться личностью Фадеева.

Студент И. ЗАТЫНАЙЧЕННКО.
< ® > я

г. Москва.

<

сотрудник Ленин-
охраны труда—

Старший научный

градского института

кандидат технических наук KOMCOMO-

лен И. Левитин. В руках у тов. ЛЕ-

ВИТИНА — сконструированный им‘ фо-
нарь для огнеопасных мест,

Фото ДЕМЕЦЕНКО. (Фотохроника ТАСО).

_ КОМСОМОЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ

Сельскохозяйственный институт Грузии
им. 1. П. Берия законно именуется ‘ком-
сомольским вузом. В инетитуте 1.407 ком-
сомольцев, и только 147 студентов не со-
стоят в комсомольской организации.

Многие активисты заведуют кафедрами,
имеют ученые степени. Декан факультета
субтропических. --культур — ведущего-  фа-
культета в институте — и заведующий ка-
федрой технологии чая и субтропических
культур Харитон Шаламберилзе — актив-
ный комсомольский работник. член комите-
та комсомола. Он обучил и выпустил за
годы своей преподавательской деятельности
650 агрономов.

Кафедрой общего земледелия заведует
комсомолец, кандидат  сельскохозяйствен-
ных наук, Григорий Кешелашвили. Вафед-
рой агрохимии руководит кандидат сельско-
хозяйственных наук, молодой, энергичный
научный работник комсомолец Иван Сари-
швили. Молодой научный работник Сер-
тей Дурмишидзе блестяще защитил канди-
датскую диссертацию.

В партию за год / вступило 92 сту-
дента и научных работника. 82 из них —
комсомольцы. Старшие по возрасту и опы-
ту научные кадры крепко дружат с моло-
дыми работниками.

За десять лет своего существования ин-
CTHTYT дал сельскому хозяйству свыше
2.500 специалистов.

Т. КАРЕВ.

г. Тбилиси,

в

Бы отр. Ee mu

ОРГАНИЗАТОР
СТАХАНОВСКОЙ
РАБОТЫ

{Письмо читателя)

Два © половиной года пазах комсоколец
Низолай Кривоное окончил Донецкий инду-
стриальный институт и’ пришел работать
на шахту № 2—7 Лидиевка  tpecta
«Сталинутоль». Здесь его назначили иа-
чальпиком третьего участка.

Орудовавшие раньше на шахте враги
всячески срывали утледобычу.

Молодой начальник. горячю взялся за нз-
ведение порядка. Прежде всего с участка
были изгнаны рвачи, лодыри и Фимулян-
ты. Ежедневно начали проводиться емен-
ные летучки, нё которых рабочие обсужда-
ли график работы, вносили свои предло-
жения. Горняки развернули социалистиче-
ское соревнование. Была создана  комсо-
мольско-молодежная бригала. j

Ло прихода тов. Вривоноса © циклично-
сти никто-и не думал. Сейчас, при задания
24 цикла в месяц, участок дает 31 цикл,

ан ежесуточной лобычи угля перевыпол-
нлется на 100 процентов.

Тов. Кривонос систематически‘ оказьтвает
помощь молодежи, заботливо воспитывает
передовиков производства. На участке—32
мастера угля, много стахановцев и ударни-
ков. 06 их работе можно судить по зарпла-
те. Электрослесарь тов. Еликов и вагонтщи-
ца тов. Кобцева зарабатывают по тысяче
рублей в месяц. машиниет тов. Фадеев —
1.900 рублей, десятник тов. Кубицкий —
2.200 рублей ит. д.

Лучших горняков начальник участка
смело выдвигает на ответственные посты.
Тов. Кубицкий; придя на шахту, не имел
пикакой квалификации. Здесь он приобрел
знания, опыт и сейчас назначен длесятни-
ком. Бригадир тов. Рожнов тоже выдвинут
в десятники. Уборщик породы тов. Триль
назначен бригадиром.

Начальник не ограничивает своей дея-
тельности только производством. Он-по-
стоянный  тость в квартирах рабочих,
интересуется их бытом, чутко относится
K запросам горняков.

Тов. Кривонос — хороший общественник.
Он руководит кружком по изучению исто-
рии партии и сам упорно повышает уро-

вень своих знаний.
И. КАРАБУТЕНКО.
Рутченково, Сталинская область.
Ko

МОЛОДЫЕ
ЮВЕЛИРЫ

Местные ювелиры издавна славятся
своим мастерством. Рост благосостояния
трудящихся нашей страны и связанный ¢
ним большой спрос на ювелирные изделия
вызвали в районе расцвет этого искуества,

Сейчас мастера-ювелиры — в большин-
стве молодые люди. Многие из них
обучались в специальной  профтехшколе.
Молодые мастера
ювелирных изделий.

Ювелир-комсомолец Николай Грустливый
уже известен своими художественными ра-
ботами. Недавно ему поручили почетное и
сложное дело: изготовить из мельчайших
частиц скани герб ССОР для советского па-
вильона на международной выставке в
Нью-Йорке. Он справился с задачей.

Николай Грустливый — кадровик Крас-
вюсельского промколхоза; он здесь работает
более семи лет. До этого училея в проф-
школе, окончил двухгодичные специальные
курсы. Он’ ведет большую общественную

работу. Недавно молодой ювелир подал за-

явление о приеме его в кандидаты ВКП(б).

Успешно овладевают ювелирным маетео-
ством учащиеся красносельской профигколы.
Учащаяся Тараканова изготовила подста-
канник, замечательный по. рисунку ий
тонкости выполнения. Ha подстаканнике
изображен терб СССР, над ним знамена и
вадпись «ХХ лет ВАКСМ».

В чеканной мастерской ученик Ры-
жев закончил чеканный барельеф, поевя-
щенный героическому перелету отважных
летчиц Героев Советского Союза Гризолу-
бовей, Осипенко и Расковой. 7s

А. АЛЕКСАНДРОВ.

с. Красное, :

Ярославская область,

О МСОМОЛБЬСКАЯ ПРАВДА

a ET EFS

oe

в

ЕЕ Ане паче

АС Pee eee

Бойцы и командиры’ части, которой командует тов. Карамзин (Московский воен-

ный округ); ‘успешно’ изучают марксистско-ленинскую тео]
направо): начальник библиотеки части. комсомолец А. З

ю. На снимке (слева
ХАРЕНКОВ помогает

в выборе литературы для. изучения истории ВКП(б) комсомольцам — красно-
армейцу А. КОПЫЛОВУ и младшему лейтенанту А. ТЮРИНУ.

хх < ®х® <>

Фото А. ГЛИЧЕВА.

ПОЧЕМУ ЗАБЫЛИ ОБ АГИТАЦИИ?

Жомсомольцы и молодежь нашей фабрики
проявляют большюй интересе к вопросам те-
кущей политики. Мы хотим знать и о борь-
бе трудящихся капиталистических стран
против фашизма, и о подготовке фашистами
новых грабительских войн, и о жизни тру-
дящихея Советского Союза.

После работы или в ‘обеденный перерыв
Y Hac B цехе можно часто услышать раз-
товоры о событиях на венгерско-чехо-сло-
вацкой границе, 06 итало-французеком
конфликте, о выполнении Донбассом плана
угледобычи.

Раньше комсомольская организация фа-
брики шла`навстречу запросам молодежи.
В обеденные перерывы в цехе можно было
видеть беседчика или чтеца газет. У ‘нас
были доска вопросов и ответов, доска, теку-
щих событий, на которой вывешивались
отдельные наиболее интересные статьи из
газет и журналов.

Но теперь агитационная работа, на фабри-
ке почему-то совершенно замерла. У нас
существует общефабричный комсомольский
агитколлектив, в цехах есть комсомольцы-
агитаторы, но они почти ничего не делают.
За последние полгода для молодежи не было

еседы ‘в цехе проводятея очень pexko,
обычно в связи с какой-нибудь полити-
ческой кампанией. Исчезли доски вопросов
и ответов, прекратилось ‚вывешивание -га-
зетных статей. Повседневная политическая
агитация сошла на-нет. Это характерно
не только для нашего цеха, но и для дру-
гих цехов фабрики.

Нам совершенно непонятно, почему пре-
кратились громкие читки газет. Среди ком-

: проведено ни одного ин ног 5
освоили новые виды Ree : oe a eta

сомольцев и несоюзной молодежи есть еще
товарищи. вв выписывающие газет, да п
не всякий выписывающий ев умеет пра-
Вильно читать и понимать все прочитанное.
Возникает много нелоуменных вопросов. Ko-
торые: нужно раз’яснить.

Комсомольская организапия должна Bo-
зобновить агитационную работу в цехах.

Наряду с беседами по отдельным вопро-
сам нужно время от времени устраивать
собрания молодежи, на которых ставить хо-
рошие доклады, проводить вечера вопросов
И ответов, устраивать встречи 60 стаонуя
большевиками. Саяедует вновь завести в це-
хах справочные доски, выделить в каждой
комсомольской бригаде чтепов. газет.

Все это не`новые, но, к сожалению, за-
бытые формы маесовой ‘агитации. 0 них
полезно напомнить комитету комсомола на-
шей фабрики с тем, чтобы он всерьез за-
нялся вопросами агитации, организовал
повседневную агитационно-раз’яснительную

работу среди молодежи.

Сейчас, накануне XVII с’езда ВЕП(б),
мы видим огромный политический и про-
изводственный под’ем в нашей стране. Это
налагает на агитколлективы почетные ий
ответственные задачи. Комсомольские аги-
таторы должны стать во главе замечатель-
ного движения молодежи города и деревни
и нести в массы молодежи слова больше-
вистской агитации.

Е. ТОМИЛИНА, Л. ТИХОМИРОВА,
А. EBCEEBA, В. УЛЬЯНОВА,

ater 4 В. БАРСОВА,
комсомолни закройного цеха фабрики
«Пролетарская победа» № 2.
г. Ленинград.

В нашей трассировочной партии работа-
ют семь комоомольцев. Мы живем в ста
двадцати километрах от ближайшего насе-
ленного пункта. Нас окружают сибирская
тайга, огромные завалы бурелома, бушуют
снежные метели.

Но и здесь мы не чувствуем себя оли-

нокими, не отстаем от жизни комсомола и
всей страны. Получив газету, ‘в которой
опубликовано постановление ЦК ВЕП(б) о
пропаганде, все комсомольцы ‘и несоюзная

молодежь внимательно ознакомились с этим

постановлением и выразили ‹вое горячее
желание немедля приступить к изучению
истории большевистской партии.

ОВЛАДЕВАЕМ РЕВОЛЮЦИОННОЙ

(Письмо активиста)

ТЕОРИЕЙ

Несмотря на трудные условия нашей та-
ежной жизни, мы находим возможность и
время систематически повышать свой идей-
но-тебретический уровень. Правда. у нас

‚нет таких лекций и консультаций, кото-

рые, вероятно, организуются теперь в го-
фодах, селах, ноу нас оживленно проходят
товарищеские беседы на различные темы
по истории партии.
П. СУХОВ,
комсорг трассировочной партии
ВПС.

Восточно-Сибирская железная дорога.

ras ee

я ie ee Tee

We eee

ПРОХОДИМЕЦ
ЗА РЕДАКТОРСКИМ
столом

(От нашего корреспондента
по Узбекской ССР)

Группа девушек, учащихся республикан-
ских женских куров. прислала в редак-
цию комсомольской газеты «Яш Ленинчи»
трерожное письмо. Оно сигнализировало о
безобразнох руководстве курсамя со сторо=
ны ЦЕ комсомола Узбекистана. Авторы
надеялись, что газета опубликует письмо
и добъется привлечения к ответственности
виновников безобразий. Но получилось ича=
че. Редактор «Яш Ленинчи» Рахмелов, по-
советовавшись с бывшим секретарем ПА
комсомола Узбекистана, ныне разоблачен-
ным врагом народа, припрятал это письмо.

Это не случайный и отнюль не единич-
ный факт. Рахмедов немало сделал для
того. чтобы превратить’ комсомольскую га-
зету республики в беззубый листок. весьма
удобный для врагов, срудовавших в
комсомола Узбекистана. Редактор рьяно
оберегал честь мундира комсомольских оу-
ководителей, вытравляя со странит газеты
всю критику по их адресу. «Яш Ленинчи»
старательно обходила молчанием вопросы
очищения комсомольских организаций от.
вражеского охвостья.

По признанию заведующего отлелом пи-
сем «Яш Ленинчи» Юсупова, 604 письма,
поступивитих в редакцию за поблелние тои
месяца 1938 года, вообще были оставлены
редакцией без последствий.

Причины такого поведения газеты стано-
вятся ясными, когда знакомишьсея © био-
графией ее редактора Рахмедова. Еще ре-
дактируя окружную хорезмекую газету, он
допускал контрреволюционные опечатки,
засорил аппарат редакции непроверенными
людьми. Тогда Рахмедов получил взыскание
и был снят с работы. Но это, однако, ‘не
помешало, а скорее помогло Рахмедову снова
занять ответственный пост и стать редакто-
ром республиканской комсомольской газе-
ты на узбекском языке. Врагам народа,
орудовавшим в ЦК комсомола Узбекистана,
был чрезвычайно выгоден такой человек,
как Рахмедов, — послушное орудие в их
руках.

Рахмелов оправдал их ожилания-— ‘оч
созлал в редакции «Яш Ленинчи» крайне
нездоровую обстановку. Срели работников
газеты пьянка считается обычным делом,
тут не стесняются присвачвать себе гоно-
pap посторонних авторов. Рахмелов cam
пьет и втягивает в пьянку других. Дело
дошло до того, что однажды он устроил
попойку... в своем редакционном кабинете.

Вызывает удивление, как все это до сих
пор сходит Рахмедову с рук. 0 его антипар-
тийных делах резко говорилось на комго-
мольском собрании в издательстве еще в
ноябре прошлого гола. Подозрительную по-
зицию редактора «Яш Ленинчи», занятую
им в отношении разоблаченных ныне вра-
гов народа, отмечали активисты Ташкента,
Ургенча и Самарканла на собраниях актива,
еще два месяца назал. В ЦЕ ЛЕСМ Узбе-
вистана есть дополнительные материалы по.
этому вопросу. Й все-таки ставленник вра-
гов народа, их пособник. пьяница пролол-
жает восседать за редакторским столом...

М. СЕМЕНОВ.
га.

ЗАОЧНАЯ
УЧЕБА

200 комсомольцев — рабочих Ураль-

‘  CKOTO вагоностроительного завода имени

Дзержинского обучаютея в заочных унивел-
ситетах, вечернем техникуме при заводе,
на курсах мастеров социалистического тру-
да и в аэрокаубе.

Комсорг механического цеха Полина Ка-
нунникова . является  студентом-заочником
Свердловского индустриального инетитула.

Отличник социалистического соревнова-
HUA, молодой рабочий инструментального
цеха Алексей Останин занимается на кур-
сах мастеров социалистического трула. На
курсах учатся также мастер Сомова, сле-
сарь Болотин и многие другие.

НИЖНИЙ ТАГИЛ. (Наш корр.).

История стала любимым предметом уча-
щихся. Они хотят знать правду 0 собы-
тиях далекого прошлого, о людях и их де-
лах, они < увлечением изучают историю
нашей родины. Народные герои становятся
их любимыми героями.

1 maa 1919 года на Красной пло-
mam Владимир Ильич Ленин  товорил:
«Внуки наши, как диковинку, будут
расематривать документы и памятники
эпохи капиталистического строя. С тру-
дом смогут они представить себе, каким
образом могла находиться в частных руках
торговля предметами первой необходимо-
сти, как могли принадлежать фабрики и
заводы отдельным лицам, как мог один че-
ловек эксплуатировать другого, как могли
существовать люди, не занимавшиеся тру-

ом». h

Почетна и ответственна задача учителя,
призванного обучать и воспитывать подра-
стающее поколение. Мы должны дать м0-
лодежи точные научные знания по истории
человеческого общества.

Вредные. антинаучные, антиленйнские
«теории», имевшие хождение среди неко-
торых групп историков, мешали развитию.
исторической науки, мешали преподаванию”
истории в школе. В спостановлении
ПК ВКП(б) «0 постановке партийной про-
паганды в связи с вылуском «Араткого
курса истории ВЕП(б)» сказано:

«В исторической науке до последнего
времени антимарксистские извращения и
вульгаризаторство были связаны с так на-
зываемой «школой» Покровского, которая
толковала исторические факты извращен-
HO, вопреки. историческому материализму
освещала их с точки зрения. сегодняшнего

дня, а не с точки зрения тех условий, в
обстановке которых протекали  историче-
ские события, и, тем самым, искажала

действительную историю».

Покровский отрицал необходимость изу-
чать историю в школе, был против
последовательного хронологического изло-
жения исторических фактов, извращал
исторические факты ради искусственно

придуманной социологической схемы, стоял
на меньшевистско-троцкистских позициях в
оценке февральско-мартовской буржуазно-
демократической революции 1917 года.
Стоя на позиции «левого» коммунизма, он
не верил в возможность победы социали-
стичёской революции в одной стране.

Всем этим антиисторическим, антиле-
нинским «теориям» был нанесен реши-
тельный удар постановлением СНЕ СССР и
ЦБ ВЕП(б) о преподавании гражданской
истории в школах CCCP и выпуском
«Краткого курса истории ВЕП(б)». Пар-
тия и правительство предложили вести
преподавание гражданской истории ©
изложением важнейших событий и фак-
тов в их хронологической  последова-
тельности, с характеристикой  истори-
ческих деятелей. Это постановление яви-
лось вехой, которая знаменует новый этап
в исторической науке. Отвлеченность, схе-
матичность и социологизация были навсе-
гла изгнаны из системы преподавания
истории в школе.

Постановление партии и правительства
0 преподавании истории, . замечания
товарищей Сталина, Кирова и Жданова о
конопектах учебников, издание «Ёраткого
курса истории ВКП(б)» показывают, какой
беспримерной заботой и вниманием Цен-
трального Комитета партии и лично
товарища Сталина были окружены ‘мы, пре-
подаватели истории.

Выход в свет «Краткого курса истории
ВКП(б)» обязывает нас еще выше поднять
знамя исторической науки, поднять пре-
полавание истории в школе на высшую
ступень. Наш долг—вооружить учащихся
знанием истории народов СССР и мировой
истории, подготовить их к изучению
«Краткого курса истории ВКП(б)».

В некоторых школах учащимся усилен-
но рекомендуют изучать «Краткий курс
истории ВИП(б)», забывая, что он рассчи-
тан не на школьников, которые еще не под-
готовлены к этой задаче. Мы, преподавз-
тели истории, должны дать учащимся
научно-историческую базу, на основе кото-

рой они начнут потом
ние истории. ВКП(б).

Мы видим, с каким необыкновенным
упорством и желанием работают crapme-
классники над отдельными статьями
Ленина и Сталина. Удивляет, что школь-
ные библиотеки не идут навстречу запро-
сам учащихся, ‘не удовлетворяют нужды
своих читателей. В десятых классах неко-
‘торые преподаватели вместо того, чтобы
приучать учащихся работать над трудами
Ленина и Сталина, рекомендуют им заучи-
вать небольшие отрывки из произведений.
классиков марксизма-ленинизма. Это при-
водит только к верхоглялетву и начетни-
честву. Между тем только серьезная рабо-
та над статьями Ленина и Сталина способ-
ствует глубокому пониманию и усвоению
исторического материала.

История народов Советского Союза раз-
вертывает перед учащимися грандиозные и
увлекательные картины героической борь-
бы русского, украинского, казахского. баш-
кирского и других народов с царями и
боярами, с помещиками и капиталистами,
< иностранными интервентами. Изучение
истории древнего мира, средних веков и но-
вого времени обогащает учащихся знания-
ми, расширяет их научный кругозор. На
уроках истории мы воспитываем полити-
чески грамотных, преданных ‹©воей родине
людей, ;

Чтобы еше лучше поставить изучение
истории, надо ликвидировать все недостат-
ки, которые еще. имеются в преподавании
этого предмета.

До последнего времени преподавалась
только история великорусского народа, без
истории других народов, населяющих на-
шу страну. Сейчас этот недопустимый про-
бел должен быть решительно исправлен.

Надо до конца изжить и вредные теории
так называемой «школы» Покровского.
Ведь недавно еще в школах давали уча-
щимся «определения», что «Екатерина II—
продукт эпохи нарастающего торгового ка-
питала», что «искусство школы Рублева—
искусство периода разложения Феодализ-

углубленное изуче-

ДАТЬ УЧАЩИМСЯ ГЛУБОКИЕ ЗНАНИЯ ПО

ма — передает взгляды, выявивииеся к
тому времени у торговой буржуазии». _

Такого рода «об’яснения» представляют
с0бой как раз те социологические схемы и
абетрактные определения общественно-эко-
номических формаций, которые были осу-
жлены в постановлении партии и прави-
тельства. -

Нало в учебной работе, на уроке разобла-
чать эти антинаучные взгляды, противопо-
отавлять им марксистсеко-ленинокую оцен-
Бу событий и исторических фактов.

Большим недостатком является отсут-
ствие учебников, наглядных пособий и
вспомогательных материалов для внешколь-
ной работы. Учпедгиз вопреки постановле-
нию партии и правительства срывает
выпуск наглядных пособий. За 1938 rox
издательством выпущено по истории на-
родов СССР всего несколько картин. В пла-
не нынешнего года совсем не значится
выпуск картин по истории древнего мира,
средних веков и нового времени.

Нет. в распоряжении учащихся и науч-
но-популярной литературы по истории. Из-
дательство «Молодая гвардия», равно как
и Детиздат, почему-то медлит с выпуском
таких книг. Г

Hac, историков, волнует вопрос об учеб-
ных программах по истории. Мы работаем
сейчас по «Программным материалам» Нар-
компроса. Но они страдают существенными
недостатками. В восьмом классе за
один час предлагается, например, прой-
ти такую большую тему, как ’«Великая
хартия вольностей и возникновение парла-

‚ мента», или. «Абоолютизм Людовика ХУ».

Преподаватель не укладывается во време-
ни, и, естественно, поэтому происходит
отставание иногда на 30 уроков и больше:
Учащиеся получают ‘отрывочные знания,
усваивают их ненрочно. Совершенно оче-
висно, что такое поверхностное знакомство
с темой кроме вреда’ ничего принести не
может.

В курс новой ‘истории  почему-ю He

включены революции в Персии, Турции и  г. Москва,

и

ИСТОРИИ

Китае, между тем как в замечаниях
товарищей Сталина, Кирова и Жданова на
конспект учебника новой истории указы-
вается на необходимость больше уделить
внимания колониальному вопросу.
Известно, что наши педагогические кал-
ры не всегда облалают достаточными зна-
ниями и навыком практической работы.

Неоценимую помощь в политическом вос-

питании оказывает нам «Краткий курс ис-
тории ВКП(б)». Здесь мы нахолим ясные
указаний о роли личности в истории, о ро-
ли идей, влиянии географической среды и
т. д. Это обязывает преподавателя истории
расширять свой кругозор, не замыкаться
в рамки урока, упорно овладевать теорией
марксизма-ленинизма.

Преподавателю необходимо иметь mox py-
ками учебные пособия. — это его орудия
труда. Можно было бы использовать учеб-
ники истории для институтов, выпу-

щенные недавно в свет. В коллекторе дет- —

ских и школьных библиотек нам, однако,
заявили, что эти учебники получают лишь
те школы, в которых не менее полутора
тысяч учащихся. Таким образом и школь-
ные библиотеки большей частью не будут
пополняться научными историческими
книгами.

Серьезную помощь школьникам в углубле-
нии изучения истории должны оказать ис-
торические факультеты институтов и уни-
верситетов. Шефство научных и
студентов над школами усилит интерес к
изучению истории. поможет поднять ее на
уровень подлинной марксистеко-ленинокой
науки. .

Все должно быть привлечено лля того,
чтобы средняя школа лала учащимся глу-
бокие знания мировой истории и истории
народов CCCP, подготовила учащихся к
самостоятельной работе по овладению боль-
шевизмом.

П. Д. ЕРИК,
преподаватель истории 336-й
школы.