о. на:
Ва на д
‚ аме-
НИКа.

opens,

в И

Юго.
‚ Ко
исуе-
TAKE
стью
эННЫХ
‚ тем,
осла-
и с:

`ОДНЯ,

демо-
лавия
HBX
ервые

злено
< Вы
траво
‘аким

mow

с из-
‚ не=
гране
ашей
OAHX
олоса
аве с

ерить

под
а в

таял
дежи
след
к тре
димы
rea i
гаи
мезты

MOA
енто

onerae
ть,
entuit
е.

сд

yor
nen
ру’ # 7
ect
Ko
gai)

pt

qa
ont
eft?
pu
(4

ВЕ

МОСКОЮ®

NOMCOMONEL,

ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ!
Se endo aererosntoenmneiesetonos,

UN

Орган МК и МГК ВЛКСМ

№ 16 (517)

_ 26-я годовщина Великой  Октябрьско
_ Социалистической.

Среда, 7 ноября 1945 года.

Доклад В. №. ПОЛОТОВА п.

на торчественнол заседании Шосновсного Совета

6-го ноября 1945 г.

“Товарищи, после нескольких лет ‘тяжелой войны
мы празднуем сегодня 28-ю годовщину -Великой Ок-
тябрьской социалистической революции в условиях
мира и славной победы над’ фашизмом. (Аплодис-
менты). г .

Позади остались четыре года войны с гитлеров-
ской Германией, терзавшей нашу страну И всю Ев-
ропу, а также война на востоке — с агрессивной
Японией, в которую мы должны были вступить
осенью этого года. В героической борьбе, где совет-
скому наролу принадлежит ‘решающее место, завое-
ван мир для народов всего ‘мира, ликвидированы

‚ Немны вторглись в нашу страну, рассчитывая,
что неожиданность. их разбойничьего нападения обе-
спечит им успех. Не только в Германии, но и в
других странах многие считали, что Советский Союз
долго не пролержится, что уже через несколько не-
дель—и уж. во всяком случае, через несколько меся-
цев—Германия разгромит СССР`и Гитлер будет торже-
ствовать победу. После сравнительно лёгких успехов
гитлеровцев в Западной Европе’ многим это казалось
неизбежным. К таким выводам приходили. прежде
всего, те, кто вообше не признавал «законности»
Октябрьской революции в России, а также те, кто
оказался неспособным понять подлинно народный

характер созданного нашей революцией советского
‘государства. Германское нашествие на Советский
` Союз было великим испытанием и для наших зару-
бежных друзей, с замиранием сердца следивших за
теми исключительными трудностями, которые ‘пере-

живала наша страна в первый период войны.
` Советский Союз устоял ‹на ногах, несмотря Ha
`внезапность нападения. Материальный урон a ray--
первые годы войны,

бокие раны, нанесенные ему в
‘He подорвали его физической и духовной мощи.
Красная Армия сумела перестроиться и оправиться
от первых ударов. Советский народ напряг свси си-
лы и обеспечил сокрушнтельный отпор врагу. Все
помнят то время, когда наша армия перешла от обо-
роны в наступление сперва на отдельных участках
фронта, а затем — по всему фронту. :

Интересы самозащиты продиктовали необходи-
мость образования. единого - антигитлеровского
фронта больших и малых демократических госу-
дарств. Всем известно, что англо-советскс-американ-
ская коалиция успешно выполнила свою историче-
скую задачу в организации обшей борьбы демокра-
тических стран против гитлеризма. Известно также,
что открытие второго фронта в Западной Европе,
когда Германия оказалась в тисках между двумя
фронтами, слелало положение германского фашизма
безнадёжным. Вместе с тем, нельзя забывать, что
коренной перелом в положении на советско-герман-
ском фронте наступил ешё за год до открытия втэ-
рого фронта, когда гитлеровские войска’ с позором
покатились назад под могучим и всё нараставшим
напором Красной Армии. (Прололжительные аплоди-
сменты). у

Так, государство. созданное Октябрьской револю-
цией. сумело не только зашитить себя от фашистско-
го нападения, но и перейти в наступление. чтобы по-
кончить с главным очагом фашизма и агрессии. Тог-
да всем стало видно, что советская власть не похо-
жа на одряхлевшую власть царизма времен прошлой
мировой войны.

Итак. стало очевидным, что советское государство
может с честью постоять за себя и способно выдер-
жать самые трудные испытания. какие только были
в истории страны. (Аплодисменты).

Гитлеровская Германия угрожала не только совет-
скому государству. Ешё до нападения на СССР -rep-
манские фашисты завладели Норвегией. Бельгией,
Голландией, Францией. Грецией, Югославией. Немцы

имели в числе своих союзников не только фашист-,

скую Италию, но и pad других европейских стран,
заключивших военный союз с Германией. Испания и
некоторые другие страны оказывали Гитлеру полуот-
крытую поддержку. Угроза гитлеровского нападения
‚нависла над Англией. Если бы похол в Советский
Союз окончился успехом. вся Европа могла бы ока-
заться пол сапогом Гитлера.

Гитлеровцы уже на разные лалы расписывали «но-
вый порядок». который они установят в Европе. Фа-
шистские подголоски, вроде всяких квислингов и ла-
валей, уже впряглись в работу на своего германско-
го хозяина. Всюду господство гитлеризма устанавли-
валось путём уничтожения всяких демократических
учреждений и ликвидации всяких политических прав
трудящихся классов, и, вместе с тем, гитлеровцы та-
шили и высасывали из порабощённых стран все ма-
териальные ресурсы, чтобы снабжать и всё больше
вооружать свои разбойничьи фашистские орлы. Пер-
вые успехи нашествия на Советский Союз ешё боль-
ше вскружили гитлеровиам_ голову. Они ешё откро-
веннее стали говорить не только о своём госполстве
нал Европой, но и о своих претензиях на мировое
господство. Для всего мира раскрылись их опасные
планы — авантюристические планы господства. гер-
манской расы нал другими народами Европы, и не
только Европы. Германско-фашистская теория roc-

`сёнными к разряду «низшей расы», стала

главные очаги мирового фашизма_и мировой агрес-
сии — на западе и’ на востоке. Теперь мы получили
возможность вернуться к мирному труду, чтобы за-
крепить нашу победу. gee Е 7 -
Как сказал товарищ Сталин:
«Наш советский ‘народ не жалел сил. и _труда  во
имя победы, Мы пережили тяжелые годы. Но те-
перь каждый из нас может сказать: мы победили.
Отныне мы можем считать нашу отчизну избавлен-
ной от угрозы немецкого нашествия на западе и
японского нашествия Ha востоке. Наступил долго-
жданный мир для народов всего мира». ©:

т 1.
Вторая мировая война и Советский Союз

подства «высшей расы» над другими народами, отне-
  -С прямой
угрозой сушествованию цивилизации Европы. <

В тех странах, в ‘которые вторглись гитлеровские
банды, нарол оказался плохо подготовленным для
отпора фашистским захватчикам, Лишь постепенно,
благодаря усилиям лучших патриотов-демократов,
стали складываться и расти демократические силы
сопротивления захватчикам. Но даже в тех странах,
как в Югославии, где весь народ оказал ‘поддержку
восстанию против захватчиков, нехватало сил, чтобы
сломить военную мощь гитлеризма. Только тогда,
когда наша армия перешла в наступление и начала
громить германские войска,
освобождения народов,

порабощённых германским

империализмом. Двигаясь на запад, Красная Армия.
принесла освобождение соседним странам и ‚другим,
‚народам Европы: Советские армии вместе с армиями
союзников выступили теперь в роли освободителей

‘стран’ Европы, включая и те страны, которые разор-
вали союз с Германией и встали в ряды народов, бо-
рюшихся за ликвидацию гитлеризма.

`Итак, дело освобождения стран Европы от гнета
гитлеризма войдёт славной страницей в историю на-
шей победоносной Красной Армии. (Бурные ‘аплоди-
сменты). ey 2 =

Фашистская Италия первая выступила на стороне
Германии, развязавшей войну в Европе. К моменту
нападения на СССР правительства Румынии, _Вен-
грин. Финляндии, заключив военный союз. с гитлеров-
ской Германией, ввергли свои страны в войну против
Советского Союза. В союзе с Германией оказалась и
Болгария с её тогдашним правительством из гитле:
ровских агентов. Таким образом, если не говорить об
нсключениях, европейские страны с фашистским ре-
жимом связали свою судьбу с судьбами гитлеров-
ской Германии во второй миоовой войне. Поражение
 ермании означало поэтому не только поражение гер-
манского фашизма. Оно привело к поражению фа-
шизма и в других европейских странах.

Следовательно, значение нашей победы следует
рассматривать не только в свете разгрома герман-
ского фашизма, но и в свете военного и морально-
политического разгрома фашизма во всей Европе.
(Аплодисменты). :

После окончания войны в Европе перед союзными
державами встала задача ликвидации японской аг-
рессии на востоке, чтобы ускорить восстановление
мира во всём мире. Советский Союз не мог остаться
в стороне от решения этой задачи как в силу взаим-
ных обязательств, существовавших ‘между СССР и
его союзниками, так и потому, что этого настойчиво
требовали интересы нашей безопасности на востоке.
Мы все помним, что Япония в прошлом не раз на-
падала на нашу страну, и на востоке для нашего
государства существовала постоянная угроза япон-
ского нашествия. Всё это сделало неизбежным всту-
пление Советского Союза в войну против Японии. Не
трудно убедиться, что с тех пор, как германский фа-
WH3M стал терпеть поражение за поражением на со-

‚ветско-германском фронте, — с этих пор был пред-

решён и исход японской агрессии на востоке. Высту-
пив, наконец, против Японии. Советский Союз уско-
рил её поражение и ускорил. тем самым, окончание
войны на востоке.

Япония капитулировала перед союзниками, после-
довав по пути гитлеровской Германии. Рухнули не
только планы германского империализма на господ-
ство в Европе, но и претензии японского империа-
лизма на господство в Азии. Между тем, ещё не-
давно как западные, так и восточные фашисты рас-
сматривали эти планы всего лишь как этап к захва-
ту мирового господства, показав на своём примере,
насколько близоруки и авантюристичны такого рода
агрессивные намерения в наше время. Поражение
японского империализма, как главного очага фашиз-
ма и агрессии на востоке, и освобождение Китая от
японских захватчиков имеют громадное положитель-
ное значение для демократического развития стран
Азии, и не только Азии. Закрепить эту победу — в
интересах всех демократических стран. Понятно по-
этому, что Советский Союз придает такое большое
значение переговорам между союзниками об установ-
лении должного контроля основных союзных держав
над условиями капитуляции Японии. В этом вопросе
ешё не устранены возникшие затруднения. Но Совет-
ский Союз выражает уверенность, что все миролюби-
вые державы проникнуты сознанием необходимости

сорвав с них ореол:
непобедимости, открылись широкие возможности для’

В день 28-й зодовшины Октября

пламенный привет великому Сталину—
лучшему другу и учителю советской

молодежи!

Цена 20 ноп. -

закрепить победу над агрессивной Японией и создать
для этого соответствующие условия сотрудничества
между союзными державами.

‚Как Германия, так и Япония должны были безо-
говорочно капитулировать перед союзниками. Таким

образом, англо-советско-американская коалиция до-
билась поставленной ею цели. Люди нашей страны
теперь с удовлетворением сознают, что в победонос-
ном завершении второй мировой войны в интересах
демократических стран, и особенно, в ликвидации
наиболее опасного очага фашизма и агрессии — гит-

`леровской Германии решающее место принадлежит

Советскому Союзу. Советский народ назвал свою

еволюции

войну против гитлеровской Германии Великой Оте-
чественной войной. На примере советского народа
патриоты других стран учились, как надо ‘бороться
за своё отечество, за его свободу и независимость.
Известно также, что советский народ не только ос-
вободил свою страну, но и вёл героическую борьбу
за восстановление мира и свободы во всей Европе.

Год тому назад товариш Сталин говорил:

«Ныне все признают, что советский народ своей
самоотверженной борьбой спас цивилизацию Европы
от фашистских погромщиков. В этом великая заслу-
га советского народа перед’ историей человечества».
{Продолжительные аплодисменты).

Ii.

Установление мира во всем мире и интересы
  миролюбивых народов

Вторая мировая война отличалась от первой миро-
вой войны вс многих отношениях и, прежде всего,
по масштабам участия народов в. этой войне, а так-
же по количеству людских жертв и материального
ущерба, причинённых войной. Четыре пятых населе-
ния земного Шара в той или иной мере участвовало
в последней мировой войне. Количество мобилизо-
ванных в обоих воюющих лагерях достигло свыше,
110 миллионов человек. Почти невозможно назвать
страну, которая действительно была бы нейтраль-
ной в эти годы. Допустив вторую мировую войну,
то-есть ‘не приняв во-время мер против агрессизных
сил фашизма, развязавших эту невиданную по сво-
им масштабам войну, человечество заплатило  не-
сметную цену человеческими жизнями и разорением
многих государств.

Война была навязана нашему народу, который
об’явил Великую Отечественную войну в ответ на
нападение. Гитлеровская Германия напала на Со-
ветский Союз не только в целях захвата нашей тер-
ритории ‘и уничтожения советского государства.
Гитлеризм провозгласил своей целью истребление
русских людей и вообше славян. Впредь до того мо-
мента, когда русский народ, как и другие народы

Советского Союза, полностью перестроились по
Сталинскому призыву «всё для войны», и когда они,
наконец, сломали хребёт германской армии, озве-
ревшие гитлеровцы не останавливались ни перед
чем в проведении своих человеконенавистнических
целей на захваченных ими территориях. Забыть об
этом — было бы преступлением перед памятью
миллнонов нн в чём неповинных погибших люлей,
перед. их осиротевшими семьями, перед всем наро-
дом. Нельзя забыть и о том, какой огромный мате-
риальный ущерб причинили нам немепкие захват-
чики и их союзники, разбойничавшие на советской
территории в течение многих месяцев. За всё это
должны ответить, прежде всего, главные преступ-
НИКИ ВОЙНЫ.

Немецко-фашистекие оккупанты полностью или
частично разрушили и сожгли 1710 городов и белее
70 тысяч сёл и деревень, сожгли и разрушили свы-
ше 6 миллионов зданий и лишили крова около 25
миллионов человек. Срели разрушенных и наибо-
лее пострадавших городов имеются крупнейшие
промышленные и культурные центры — страны:

(Продолжение доклада В. М. МОЛОТОВА см, на 2-й стр.).